Роль музыкальной школы в развитии ребенка
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«Десногорская детская музыкальная школа им.М.И.Глинки»
Муниципального образования «город Десногорск» Смоленской области
Тема: «Роль музыкального воспитания в развитии ребёнка»
преподаватель
народного струнного отделения Сотова В.Ю.
2017г.
Содержание:
Введение………………………………………………………………………..3
Зачем нужна музыкальная школа и что даёт музыкальное образование ребёнку…?……………………………………………………………………………………………..4
Детские стрессы в музыкальной школе………………………………………6
Выбирайте не школу, а педагога………………………………………………8
Когда следует отказаться от занятий в музыкальной школе………………..9
Заключение…………………………………………………………………….11
Список литературы……………………………………………………………12
Введение
В современном мире музыкальное образование становится все более необходимым – оно всесторонне развивает ребенка, дает ему чувство стиля, вкуса, эстетики. Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции. Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений — вот важная задача, которую стремятся осуществить педагоги в процессе воспитания детей. Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения.
Зачем нужна музыкальная школа и что даёт музыкальное образование ребёнку…?
Музыкальная школа дисциплинирует ребенка, учит его правильно распоряжаться своим временем. Ведь у детей, одновременно учащихся в двух школах времени на отдых почти не остается. Музыка, как искусство, и дает возможность ребенку развиваться. И здесь важно не передавить, дабы не отбить желания у детей вообще прикасаться к инструментам.
Кто знает, но может быть умения владеть музыкальным инструментом в дальнейшем позволят ему обеспечивать себе и семье хлеб насущный. Лишних знаний и умений не бывает, и никто не знает, что ему пригодится в жизни. Так бывает очень часто, когда даже любовь к книгам в детстве позволит во взрослом возрасте малышу стать журналистом или хорошо зарабатывающим копирайтером рекламных текстов.
Сегодня обучать ребёнка в музыкальной школе не так модно и престижно, как это было 20-25 лет назад. Раньше родителям часто приходилось искать возможность пристроить чадо к хорошему учителю, отбор был жёстким и многие не могли обучаться игре на любимом инструменте или пению, несмотря на желание и наличие возможностей. Сегодня всё проще: были бы минимальные способности, и ребёнок будет зачислен в музыкальную школу. Что даёт это учебное заведение и стоит ли отдавать туда ребёнка, если Вы не планируете для него карьеру музыканта или певца? Во-первых, музыкальная школа – это школа эстетической направленности, а значит, занятия по истории музыки, музыкальной литературе подарят ребёнку новые знания, расширят его кругозор. Во-вторых, грамотное пение под руководством хорошего педагога укрепляет здоровье ребёнка: он учится правильно дышать, развивает лёгкие. В-третьих, большую часть времени чадо будет находиться под присмотром, следовательно, у ребёнка будет меньше возможностей попасть в неприятности, связаться с плохой компанией. Да и вообще, музыкальное образование ещё никогда никому не мешало, а человеку, умеющему хорошо петь или играть, например, на гитаре, рады в любой компании. «Музыкалка» для многих детей становится обузой и все благодаря «стараниям» родителей. Незачем уродовать психику – возможно, будет достаточно наличия дома инструмента и приходящего преподавателя. Или дите захочет постигать азы самостоятельно. Пусть это будет коряво, и профессиональный уровень никогда не будет достигнут.
Главное, ведь не это, а здоровая психика и счастливое детство. В противном случае можно легко выработать крайне негативные реакции не только по отношению к музыке, но и к самому себе.
Детские стрессы в музыкальной школе
Ежегодно сотни родителей приводят своих детей в музыкальные школы и школы искусств для приобщения своих чад к миру классической музыки. Начальное музыкальное образование продолжает быть одним из самых востребованных направлений системы дополнительного образования детей и подростков.
Если родители сами никогда не учились в музыкальной школе, но отправили туда своего ребёнка, то им в голову не может прийти, что в музыкальной школе возможны детские стрессы, как в общеобразовательной.
Музыкальная школа – это вторая школа с несколькими обязательными предметами: Инструмент, Сольфеджио, Хор, Слушание музыки (Музыкальная литература), Ансамбль (Оркестр).
Ходить на эти занятия и выполнять к ним домашние задания — необходимо. Кроме того, как и в общеобразовательной школе, в музыкальной есть контрольные работы, музыкальные диктанты и экзамены по Сольфеджио, викторины и контрольные работы по Слушанию музыки (Музыкальной литературе), технические зачёты и академические концерты по Инструменту, зачёты по хоровым партиям, зачёты и концерты по Ансамблю (Оркестру). Эти музыкальные предметы для многих — очень сложны, потому что требуют одновременного применения очень многих музыкальных знаний, умений и навыков. Требуется хороший музыкальный слух, память, владение ритмической, мелодической, полифонической, гармонической сторонами музыки, одновременная игра двумя руками, причём разных партий (руки играют неодновременно).
Если родитель — не музыкант, но есть время помочь вашему ребёнку, то обязательно контролируйте учёбу ребёнка в музыкальной школе: держите связь с преподавателями, следите за выполнением ребёнком домашних заданий, ходите на концерты, где играет ваш ребёнок, хвалите ребёнка после концертов.
Спустив всё «на тормозах», махнув рукой и сказав, что «как будет, так и будет», Вы обрекаете ребёнка на плохую учёбу и постоянные стрессы: его будут ругать и ставить «двойки» за плохо выученную на инструменте пьесу, за ненаписанный музыкальный диктант,невыученный номер и незнание правил на Сольфеджио, за незнание музыки на викторине по Муз. литературе, за фальшивое пение на хоре, за вступление «невовремя» на Ансамбле (Оркестре).
Неудачи на музыкальных предметах, мысли «я это не могу», душевное смятение («я боюсь это делать, у меня не получится»), «осадок в душе» — зачем вашему ребёнку такие ненужные стрессы от занятий самым светлым, неуловимым и радостным из искусств — музыкой? Так быть не должно.
«Удача» же ребёнка по этим музыкальным предметам зависит от родителей, от вас: так помогите ребёнку учиться. Технически успех в музыкальных занятиях кроется в музыкальном слухе, который позволяет накапливать в голове базу музыкальных образцов — и быть любящим музыку человеком.
Родители! Помогите своим детям учиться в музыкальной школе, им очень тяжело.
Летнее время — время, когда занятий в музыкальной школе нет. И вот тут появляется уникальная возможность сделать рывок в развитии музыкального слуха и голоса — и на следующий учебный год решить все проблемы с сольфеджио, с занятиями на инструменте, в хоре, с вокальными занятиями. Уделите чуть-чуть времени занятиям с аудио-тренажёром — и
в следующем учебном году глаза вашего первоклассника, или второклассника, или третьеклассника будут светиться от радости — преподаватели всегда хвалят детей с «хорошими ушами и голосами». И голова тоже включится — ребёнка будут называть ещё и умным — ведь при разборе нотных примеров сами собой запомнятся многие правила по музыкальной грамоте.
Выбирайте не школу, а педагога
Если в Вашем городе или посёлке одна музыкальная школа или класс при Дворце детского и юношеского творчества, выбор будет невелик. Если школ несколько, не стоит сразу выбирать ту, которая ближе, да и, вообще, в ситуации с музыкальной школой лучше выбирать педагога, а не школу. Музыканты – творческие люди, многие из них являются великолепными импровизаторами и певцами, однако при этом достаточно средними педагогами. Выбирая музыкальную школу для своего ребёнка, пообщайтесь с разными педагогами и их учениками. Послушайте, как отзываются дети о своих наставниках – сдержанно или восторженно. Поинтересуйтесь, сколько у педагога учеников, в каких конкурсах они принимают участие, есть ли у детей награды. Но главное – это стиль общения учителя и учеников. Он не должен быть панибратским, но и излишне дистантно общающегося педагога тоже выбирать не стоит.
Расстояние имеет значение.
Конечно, хорошо, если музыкальная школа находится напротив Вашего дома или педагог, обучающий ребёнка, будет приходить к Вам на дом. Если же до школы придётся добираться, хорошо подумайте. Не отдавайте ребёнка в музыкальную школу если до неё надо добираться с двумя и более пересадками; ребёнок будет переходить дорогу более двух раз; в местах перехода нет светофоров и пешеходных переходов; школа находится на окраине, окружена пустырями; рядом с музыкальной школой нет остановок транспорта, плохо освещена дорога к школе; дорога до школы занимает более часа. Помните, что часть учебного года занятия в музыкальной школе будут оканчиваться затемно, ребёнку придётся иногда самостоятельно добираться домой.
Когда следует отказаться от занятий в музыкальной школе?
Музыкальное образование может оказаться очень полезным для общего развития ребёнка, однако если обучение негативно сказывается на здоровье или успеваемости ребёнка, не повышает, а понижает его самооценку и приводит к стрессу, подумайте, стоит ли оно того. Во-первых, ребёнок может не успевать качественно выполнять домашние задания по основным предметам в общеобразовательной школе, потому что дорога отнимает много времени. Это приведёт к появлению плохих оценок в школе, негативизма учителей (дополнительное образование не должно мешать получению основного). Во-вторых, у ребёнка могут возникнуть проблемы со здоровьем. Постоянное напряжение, разъезды, нерегулярность питания могут привести к развитию гастритов и сбою в работе пищеварительной системы. Попадание под дождь, ожидание транспорта на остановках, общение с большим количеством людей могут привести к более частому инфицированию простудными заболеваниями. В-третьих, музыка даётся не всем одинаково легко, поэтому у ребёнка могут развиться комплексы и нежелание работать дальше над самосовершенствованием. Не бросайте музыкальную школу сгоряча. Поговорите с ним, пообщайтесь с преподавателем. Возможно, ему подойдёт другой музыкальный инструмент или другой режим занятий. Ребенку может категорически не понравиться посещений занятий: ему неинтересно, он не вовлекается в процесс и вообще мечтает о карьере футболиста или известной фигуристки. В таком случае, добиться результата принуждением не получится. Часто дети не связывают свою жизнь с музыкальной карьерой, поэтому для многих такие дополнительные занятия будут помехой для нормального детства, когда им хочется побегать во дворе, полазать по деревьям, пообщаться с друзьями, а не сидеть целыми днями у рояля. Далеко не все музыкальные школы бесплатны, и если семья имеет невысокий доход, то оплата уроков и покупка инструмента может нанести ощутимый удар по кошельку. Иногда у ребенка бывают сильные проблемы с коммуникацией, а публичные выступления, которые планируются во время обучения, неизбежны. Поэтому если у ребенка эта проблема стоит наиболее остро и многолюдные мероприятия, где ему надо быть в центре внимания, вызывают приступы паники, есть смысл для начала пройти курс психологический помощи. А уже после думать о музыкальных уроках. Если вы выбрали не то направление, это тоже может отбить любовь к музыке навсегда. Например, если ребенок мечтает играть на гитаре или стать вокалистом в рок-группе, сами понимаете, уроки фортепьяно и музыка Шопена вряд ли его порадуют. Совершенно не обязательно, чтобы ваш малыш вырос профессиональным музыкантом, ведь только около 2-5% детей выбирают музыку как призвание. Чаще всего посещение музыкальной школы нужно лишь для дополнительного интеллектуального развития, так как в обычных школах, к сожалению, культурное образование получить довольно сложно.
Заключение
Д.Д. Шостакович говорил, что «любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Именно поэтому чувствовать и понимать музыку – это основа для дальнейшего здорового интеллектуального развития ребенка. Если он с ранних лет будет воспитываться и учиться на хорошем, ему, безусловно, удастся развить тонкий вкус, любовь к прекрасному, стремление создавать и творить, а также доброту и тонкость натуры.
Главное, делая выбор «за» или «против» музыкальной школы, старайтесь думать в первую очередь о потребностях своего ребенка, а не о том, чтобы исполнить свои желания за его счет. Насильно заставлять ребенка делать то, что он категорически не хочет – это не воспитание, а настоящее принуждение, которое вряд ли поможет ему стать культурным и образованным человеком.
Список литературы:
1. Битова А. Л. Музыкотерапия. 2012.
2. Брязгунов И. П. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях / И. П . Брязгунов, Е. В. Касатикова. — М., 2008. — 208 с.
3.Влияние классики на людей.
4. Заваденко Н. Н. Диагностика и лечение синдрома дефицита внимания у детей / Н. Н. Заваденко, Т. Ю. Успенская, Н. Ю. Суворинова //Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. — 2007. — № 1.– С. 58–61.
5. Классика — забытое прошлое. Книга. Автор — В. И. Лукашевич. М -, ДРОФА, 2014.
6. Лохов М. И. Плохой хороший ребенок / М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко. — СПб, 2003.- 384с.
7. Макшанов С. И. Психогимнастика в тренинге / С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. — СПб., 2001. — 254 с.
8. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. — Ярославль, 2011.
9. Музыка в нашей жизни. Автор — Н. Д. Зельницкая.2008. Астрель.Тула.
10. Музыка в Древние времена и при Древних Людях. 2013. СП-Б.
11. Музыкотерапия, основанная на прослушивании классической музыки. Музыкотерапия. Её виды и формы. Журнал «Здоровье». 2014.
12. Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. — М., 2006. — 281 с.
13. Петрушин В. И. Музыкальная психология. — М., 2006. — 400 с.
Источник