Роль мелкой моторики в развитии ребенка с овз

Роль мелкой моторики в развитии ребенка с овз thumbnail

Елена Козикова
Развитие мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья

Из опыта работы Козиковой Елены Васильевны,

воспитателя I категории

СП «Детский сад Солнышко «ГБОУ СОШ им. А. М. Шулайкина

с Старый Аманак м. р. Похвистневский Самарской области

Аннотация: В статье приводятся практический материал по организации и проведению игр на развитие мелкой моторики. Обосновывается связь между развитием мелкой моторики и активизаций отделов коры головного мозга. Систематизированы принципы работы над развитием мелкой моторики у детей с ОВЗ. Статья предназначена для родителей и воспитателей работающих с детьми с ОВЗ младшего и старшего возраста.

«Чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребёнок».

В. А. Сухомлинский

На протяжении многих лет работы в группах компенсирующей направленности для детей с нарушением речи, мной была выявлена закономерность, что у большинства детей дошкольного возраста отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, при этом и речевые навыки развиты недостаточно, часто речь ребенка не соответствует возрастным нормам. Многочисленные исследования учёных подтвердили: уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Что же такое мелкая моторика? Это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трех систем нервной, мышечной, костной.

В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…».

Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у ребенка, тем легче и быстрее он будет осваивать речь. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста, т. к. стимулируя центры отделы мозга, отвечающие за движения пальцев рук, активизируются и соседние отделы, отвечающие за речь, которые близко расположены друг к другу. Вместе с мелкой моторикой развивается не только речь, но и внимание, мышление, координация, наблюдательность, зрительная и двигательная память. Все эти сферы у данной категории детей нуждаются в коррекции. В связи с этим очень важно развивать мелкую моторику у детей с ОВЗ.

Развивая мелкую моторику, мы заставляем развиваться не один отдел головного мозга. Что в дальнейшем очень положительно скажется на умственном развитии ребенка. Ребенок, у которого достаточно хорошо развита мелкая моторика, умеет логически рассуждать, у него высокий уровень развития памяти и внимания, связной речи. Детям с ОВЗ необходима своевременная коррекционная помощь, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение проблем со здоровьем

В своей статье я попытаюсь дать обзор тех методов и приемов развития мелкой моторики, которые я использую в коррекционно-развивающей работе с детьми. Это различные упражнения и игры для развития мелкой моторики, лепка из глины и пластилина, рисование или раскрашивание картинок, изготовление поделок из бумаги вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций,изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов и многое другое.

Пальчиковые игры являются одним из самых доступных видов работы по развитию мелкой моторики. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. О пальчиковых играх можно говорить, как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется.

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» игры с пальцами рук и занятия должны быть составлены таким образом,чтобы:

1. сочетались сжатие, расслабление, растяжение пальцев;

2. использовались изолированные движения каждого из них.

Пальчиковые игры разнообразны по содержанию. С моей точки зрения, их можно разделить по способам действия.

1. Игры – манипуляции.

«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» — указательным пальцем осуществляют круговые движения.

«Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?.», «Пальчики пошли гулять…» — ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.

2. Сюжетные пальчиковые упражнения.

«Пальчики здороваются» — подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

«Распускается цветок» — из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.

«Грабли» — ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

«Ёлка» — ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.

К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.

3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.

Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец,или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.

4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

«Колечко» — поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

«Кулак – ребро – ладонь»— последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

«Ухо – нос» — левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

«Симметричные рисунки» — рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку).

«Горизонтальная восьмёрка» — нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды» — движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» — большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты»— движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление.Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

Читайте также:  Конвенция о правах ребенка право на жизнь выживание и развитие

«Согреем руки» — движения, как при растирании рук.

«Молоточек» — фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» — пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

6. Театр в руке.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

«Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочерёдно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).

«Сказка» — детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.

«Осьминожки» — правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательным для детей я использую бельевые прищепки, которые не только развивают мелкую моторику ребёнка, но и творческое воображение, логическое мышление, закрепляют знания цвета, счёта. Чтобы игра была интересной для ребёнка, можно прикреплять прищепки по тематике «Солнышко»: лучики к солнцу, дети учатся находить закономерности, умение составлять лучики солнышка в определенном порядке чередуя прищепки по цвету (красная, жёлтая, красная, жёлтая; красная, красная, жёлтая, красная, красная, жёлтая). Задания детям предлагаются по мере усложнения, сначала по показу, по готовому образцу, затем по словесной инструкции, а уже потом дети сами должны определить закономерность. Игры с прищепками являются одним из видов пальчиковых игр. Они очень нравятся детям. (см приложение №1)

В своей работе с детьми использую бросовый материал — крышки от пластиковых бутылок. Их можно использовать, как раздаточный материал, собрав крышки разных цветов (синие, красные, желтые, зеленые, белые, черные, коричневые) и изготовить несложную дидактическую игру например такую как «Математические ёлочки» (см. приложение №2)

Для развития тактильного восприятия в группе было создано пособие

«Волшебная шляпа» (см. приложение №3) Это ёмкость со шляпой, с отверстиями по бокам, к которым пришиты рукава. Ребенку необходимо просунуть руки в рукава и определить размер, форму, его температуру и поверхность предмета на ощупь.

Развивать мелкую моторику рукам помогают игры с крупами. С помощью родителей в группе создана коллекция семян.Дети рассматривают семена: определяли форму, цвет, величину; сравнивают. Предлагаю рассмотреть несколько вариантов игр с семенами. (см. приложение №4)Дидактическая игра: «Рисуем картину», где дети сначала приклеивают, на обведенные по шаблонам изображения, семена гречихи, риса, подсолнечника, гороха, а затем раскрашивают их. При помощи семян можно изготовить поделки, украшать вазы, тарелочки. Крупные семена можно использовать для дидактической игры «Раздели семена по сортам», где дети сортируют семена по форме, цвету, величине (см. приложение №5). Детям нравится играть в «Сухом бассейне». Когда Берётся банка или какая то другая ёмкость, в меру глубокая и широкая, это наш бассейн. На ее дно кладем одну или несколько небольших игрушек и сверху засыпаем горохом или фасолью. Ребенок ищет игрушку и называет её и описывает. Дети с удовольствием играют в такую игру, как «Покорми Нюшу». (см. приложение №6) На одной из крышек изображаем Нюшу с помощью аппликации из самоклеящейся плёнки. Во вторую баночку насыпаем фасоль. Сообщаем детям, что фасоль-это витаминки для Нюши. Дети с удовольствием угощают её витаминками. Берут по одному семени фасоли (по одной витаминке) и кладут в отверстие рта.

«Игровой квадрат» — один из «инструментов» замечательной коллекции развивающих игр педагога-изобретателя Вячеслава Воскобовича. Он умеет превращаться в разные предметы и попутно «сообщает» детям о различных геометрических свойствах фигур. «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, он изготовлен из плотной несыпучей ткани, на которую с обеих сторон наклеены треугольники из легкого пластика (можно плотного картона) контрастных цветов. «Игровой квадрат» предназначен для развития у детей мелкой моторики, пространственного воображения, фантазии, логики и счетных навыков. Об этом квадрате обоснованно сказано «Великий квадрат не имеет предела». В руках ребенка замечательный материал, который может складываться в различные плоскостные геометрические формы, игрушки по принципу «оригами», трансформироваться в объемные формы. (см. приложение №7)

Использование вышеприведенных упражнений, игр, заданий для развития и совершенствования мелкой моторики кисти и пальцев рук дает положительную динамику в речевом развитии.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании придумывать их можно бесконечно. И главное здесь — учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности.

В работе по развитию мелкой моторикирекомендуется придерживаться некоторых правил:

• подбирать задание с учетом их постепенно возрастающей сложности;

• учитывать индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение;

• проводить работу регулярно, систематически;

• соблюдать временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка;

• повышать у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру;

• заботится о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда подкрепляется его интерес к играм;

• стараться, чтобы процесс обучения и развития сформировывал у детей положительную мотивацию.

Используемая в моей работе система мероприятий, по развитию мелкой моторики, при целенаправленном и с систематическом ее применении способствует развитию речи, координации, точности, пластичности движений пальцев рук, мыслительных процессов и определяет успешность работы по подготовке ребёнка пи переходе на новую ступень образования.

Источник

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 27 «Рябинка» г.Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

(МАДОУ детский сад № 27 г.Белебея)

ДОКЛАД

Тема: «Значение развития мелкой моторики в работе с детьми с ОВЗ»

Подготовила воспитатель

дефектологической группы

Озерова М.Е.

г.Белебей – 2017 г.

Без преувеличения можно сказать, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребёнок активно познаёт окружающий мир.

А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими 

людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим

собой и окружающими и получает первые элементарные знания.

Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него 

психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных организациях, диктует необходимость 

пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно — развивающей 

работы в  группах.

К сожалению, в последние годы у большинства детей дошкольного возраста отмечается недоразвитие мелкой моторики кистей рук, при этом речевые навыки развиты недостаточно, речь ребенка не соответствует возрастным нормам. Данная проблема в будущем может отрицательно сказаться на усвоении детьми школьной программы, если не будет проведено специальной коррекционной работы.

Движения пальцев рук и кистей ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления ребенка, уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Поэтому начинать развивать мелкую моторику малышей  важно как можно раньше.

В своей работе активно используем различные  упражнения и игры для развития мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями, придерживаясь некоторых правил:

— Задание подбираем с учетом их постепенно возрастающей сложности.

— Учитываем индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

Читайте также:  Скачать на планшет задания на развитие ребенка 5 лет

— Работу проводим регулярно, систематически.

— Соблюдаем временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.

— Повышаем у детей интерес к упражнениям и заданиям, превратив их в занимательную игру.

— Заботимся о том, чтобы деятельность ребенка была успешной, тогда

подкрепляется его интерес к играм и занятиям.

Итак, какие же игры и упражнения существуют?

Пальчиковые игры. Эти упражнения направлены на воздействие пальчиков рук. Массаж проводят в игровой форме, рассказывая стишки и потешки, чтобы привлечь внимание ребенка. Для получения максимального эффекта, необходимо тренировать каждый пальчик в отдельности. При этом движения должны быть не только динамическими (развивающие подвижность пальцев рук), но и расслабляющие (нормализующие мышечный тонус), и статические (удерживание пальцев рук в определенной позе). Это могут быть и простые поглаживания кистей рук, и массирование пальчиков, сжимание и разжимание кулачков, ладушки. Можно использовать сторонние предметы, например, предложить ребенку достать из мешочка игрушку, или покрутить в ладошках маленький шарик (каштан, шишку), перекладывая его из одной руки в другую.

Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.

Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.

Завязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук ребёнка. 

Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.

Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце, например, гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук, развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.

Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если на дворе зима — что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков.

Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Рисование. Один из самых простых способов развить мелкую моторику. Для начала можно использовать пальчиковые краски. Пусть малыш «почувствует» их, проведет пальчиками по бумаге и увидит, что получилось. Когда малыш научится рисовать пальчиками, предложите ему кисть и раскраску. Для начала это должны быть простые, крупные предметы (животные), по одному на листе. Помогите малышу научиться закрашивать части рисунка, не вылезая за линии. Да, это не так просто, но постепенно пальчики малыша будут «слушаться» все больше и картинки будут получаться все аккуратнее. Рисовать можно как красками, так и карандашами, фломастерами, мелками. В зависимости от выбранного способа рисования, малышу придется научиться различной степени нажима. Ведь что бы нарисовать штрих краской, особого нажима не требуется, а вот рисование карандашом требует большей отдачи от малыша. Рисование это творческий процесс, а значит, ребенок будет развивать не только мелкую моторику.

Аппликация так же поможет малышу углубиться в творческий процесс и развить ловкость рук. Маленькому малышу можно предложить рвать бумагу на части, а потом наклеивать. Для начала пусть это будут его собственные «фигуры», а в дальнейшем помогите малышу придавать им более правильную форму (квадрат, круг, треугольник). Малышу постарше можно предложить вырезать фигуры ножницами и наклеивать их на бумагу. Начните с легких предметов, пусть малыш вырезает их по нарисованному контуру. Для аппликации можно использовать не только бумагу, но и вату, макароны, крупу, бусины и многое другое. Все что позволит вам ваша фантазия.

Мозаика. Она бывает крупной и мелкой, выбирать нужно в зависимости от возраста ребенка. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть предметы. Мозаика очень хорошо развивает пальчики рук, ведь малышу необходимо научится правильно захватывать (захват «пинцета») «гвоздик» мозаики и вставлять его в отверстие на площадке. Для начала пусть малыш просто научится втыкать гвоздики. Усложняйте задания постепенно, попросите малыша «построить» дорожку, расположив гвоздики мозаики, рядом друг с другом. А после пройтись пальчиками по дорожке. В дальнейшем можно составлять целые мозаичные картины.

Нанизывание пирамидки. Собирание матрёшки.

Сматывание шерстяной пряжи в клубки.

Деткам очень нравятся вышеперечисленные упражнения и игры, они с удовольствием занимаются на занятиях и искренне радуются своими успехами.

Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су – Джок терапия («Су» – кисть, «Джок» – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок терапию, обосновывается взаимовлияние отдельных участков нашего тела по принципу подобия (сходство формы уха с эмбрионом человека, руки и ноги человека с телом человека и т.д.). Эти лечебные системы созданы не человеком – он только открыл их, а самой Природой. В этом причина ее силы и безопасности. Стимуляция точек приводит к излечению. Неправильное применение никогда не наносит человеку вред – оно просто неэффективно. Поэтому, определив нужные точки в системах соответствия можно развивать и речевую сферу ребенка. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. Воздействуя на них, мы можем регулировать функционирование внутренних органов. Например, мизинец – сердце, безымянный – печень, средний – кишечник, указательный – желудок, большой палец – голова. Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующий этой точке орган человека.  

В коррекционно — логопедической работе приемы Су — Джок терапии мы активно используем в качестве массажа при дизартрических расстройствах, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

Таким образом, Су – Джок терапия является  одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка.

Приемы Су – Джок терапии:

Массаж специальным шариком. Поскольку на ладони находится множество биологически активных точек, эффективным способом их стимуляции является массаж специальным шариком. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мыщцы рук. В каждом шарике есть «волшебное» колечко.

И следующий прием это: массаж эластичным кольцом, которое помогает стимулировать работу внутренних органов. Так как все тело человека проецируется на кисть и стопу, а также на каждый палец кисти и стопы, эффективным способом профилактики и лечения болезней является массаж пальцев, кистей и стоп эластичным кольцом. Кольцо нужно надеть на палец и провести массаж зоны соответствующей пораженной части тела, до ее покраснения и появлении ощущения тепла. Эту процедуру необходимо повторять несколько раз в день.

С помощью шаров – «ежиков» с колечками детям нравится массировать пальцы и ладошки, что оказывает благотворное влияние на весь организм, а также на развитие мелкой моторики пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Читайте также:  Характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте

  Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей. Эти участки соответствуют головному мозгу. Кроме того на них проецируется все тело человека в виде мини-систем соответствия. Поэтому кончики пальцев необходимо массажировать до стойкого ощущения тепла. Это оказывает оздоравливающее воздействие на весь организм. Особенно важно воздействовать на большой палец, отвечающий за голову человека.

Во время коррекционной деятельности происходит стимулирование активных точек, расположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, грецкие орехи, колючие валики). Эту работу провожу перед выполнением заданий, связанных с рисованием и письмом, в течение 1 минуты.

Массаж стоп. Воздействие на точки стоп осуществляется во время хождения по ребристым дорожкам, массажным коврикам, коврикам с пуговицами и т.д.

В логопедических целях су – джок терапия совместно с пальчиковыми играми, мозаикой, шнуровкой, штриховкой, лепкой, рисованием активизирует развитие речи детей.

  Все перечисленные приемы я рекомендовала к использованию логопедам на РМО, педагогам нашего д/сада и родителям для использования в домашних условиях. С этой целью провела для них консультации, семинары – практикумы, презентацию.

Рассмотрим некоторые формы работы с детьми при нормализации мышечного тонуса и стимуляции речевых областей в коре головного мозга, коррекции произношения (автоматизации звука), развитии лексико-грамматических категорий, совершенствовании навыков пространственной ориентации.

Упражнения с шариком и с кольцами Су – Джок.

1. Массаж Су – Джок шарами /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад — вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

2. Массаж пальцев эластичным кольцом. /Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец/

Раз – два – три – четыре – пять,    /разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

3. Использование Су – Джок шаров при автоматизации звуков. /звука Ш/

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа.   (мизинец)

4. Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

5. Использование Су – Джок шаров для развития памяти и внимания

Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми шарик в правую руку и спрячь за спину и т.д.; ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

6. Использование шариков при выполнении гимнастики

И.п.: ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, в правой руке шар.

1 — руки развести в стороны;

2 — руки поднять вверх и переложить шар в другую руку;

3 — руки развести в стороны;

4 — опустить руки.

7. Использование шариков для звукового анализа слов

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный, синий, зеленый. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик.

8. Использование шариков для слогового анализа слов

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов.

9. СКАЗКА «Ежик на прогулке»

Жил да был ежик в лесу, в своем домике — норке (зажать шарик в ладошке).

Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился — катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками)

Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).

Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики).

Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много … как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика уколоть шипом шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).

10. Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик»

— Мальчик-пальчик,

Где ты был (надеваем кольцо  Су Джок на большой палец)

— С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец)

 -С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо  Су Джок на средний палец)

-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо  Су Джок на безымянный палец)

-С этим братцем песни пел (надеваем кольцо  Су Джок на указательный палец).

11. Пальчиковая игра «Пальчики — мальчики»

Раз – два – три – четыре – пять, /разгибать пальцы по одному/

 Вышли пальцы погулять,

 Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

 Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

 Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

 Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

 А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Это лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей в детском саду.

Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

Систематически выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Поэтому мы рекомендуем шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук.

Я хочу поблагодарить, участников мастер – класса, надеюсь, что вы узнали для себя много интересного.

Источник