Понятие психического развития ребенка в педагогике

Понятие психического развития ребенка в педагогике thumbnail

После своего
рождения человеческий ребенок является
бессознательной, беспомощным и
бессловесным существом, вполне зависимой
от взрослых в выживании Психические
проявления и физические реакции
новорожденного являются простыми,
адаптаций ия к миру только начинается
результате длительной социализации
ребенка и развертывания его психического
развития происходит становление зрелой,
автономной и аутентичной личноститі.

Психическое
развитие
 —
процесс накопления количественных и
качественных прогрессивных изменений
психики, обусловливающие формирование
личности

Таким
образом, психическое развитие является
процессом, так как имеет динамический
характер — начавшись еще до рождения
ребенка, разворачивается и продолжается,
по мнению большинства ученых, вся жизнь
человека В ходе психически ого развития
происходит накопление количественных
и качественных преобразований психики,
обеспечивающих формирование и
функционирование личностии.

Обучение
и развитие
 — Обучение
и развитие не совпадают непосредственно,
а представляют собой два процесса,
находящиеся в сложном взаимоотношении. 

Обучение
– это специально организованный,
управляемый процесс взаимодействия
учителей и учеников, направленный на
усвоение знаний, умений, навыков,
формирование, мировоззрения, развитие
умственных сил и потенциальных
возможностей обучаемых, закрепление
навыков самообразования в соответствии
с поставленными целями.

Обучение
только тогда эффективно, когда оно идет
впереди развития. Тогда оно пробуждает
и вызывает к жизни целый ряд функций,
находящихся в стадии созревания, лежащих
в зоне ближайшего развития. В этом и
заключается главнейшая роль обучения
в развитии. Обучение оказывается наиболее
плодотворным только тогда, когда оно
совершается в пределах периода,
определяемого зоной ближайшего развития.

Когда мы
наблюдаем за ходом развития ребенка в
школьном возрасте и за ходом его обучения,
мы действительно видим, что всякий
предмет обучения требует от ребенка
больше, чем он может дать на сегодняшний
день, т. е. ребенок в школе осуществляет
деятельность, которая заставляет его
подыматься выше самого себя. Это, конечно,
относится к здоровому школьному обучению.

Правильное
решение вопроса о соотношении развития
и обучения имеет центральное значение
не только для психологии, но н для
педагогики. Каждая концепция обучения,
которой руководствуется педагог,
включает в себя (сознает он это или нет)
определенную концепцию развития. Точно
так же каждая концепция психического
развития, которой придерживается
психолог (сознает он это или нет),
заключает в себе и определенную теорию
обучения.

Ребенок
развивается, воспитываясь и обучаясь.
Это значит: воспитание и обучение
включается в самый процесс развития
ребенка, а не надстраиваются над ним.
Задача воспитания и обучения не в том,
чтобы приспосабливать педагогический
процесс к будто бы независимой от него
природе ребенка, а в том, чтобы формировать
развитие. Личностные психические
свойства ребенка, его способности, черты
характера и т. д., а также различные на
разных ступенях развития и у разных
индивидов особенности психических
процессов (восприятия, памяти и т. д.) не
только проявляются, но и формируются в
ходе собственной деятельности ребенка,
посредством которой он под руководством
учителя активно включается в жизнь
коллектива, осваивая правила и овладевая
знаниями, добытыми в ходе исторического
развития познавательной деятельности
человечества.

Педагогический
процесс как деятельность учителя-воспитателя
формирует развивающуюся личность
ребенка в меру того, как учитель руководит
деятельностью ребенка, а не подменяет
ее. Всякая попытка воспитателя-учителя
<внести> в ребенка познание и
нравственные нормы, минуя собственную
деятельность ребенка по овладению ими,
подрывает самые основы здорового
умственного и нравственного развития
ребенка.

Формирующиеся
в ходе развития, на основе задатков как
предпосылок развития личностные свойства
ребенка, его способности и характерологические
особенности являются не только
предпосылкой, но и результатом его
деятельности; их развитие в холе ее не
только проявляется, но и совершается.

Если школьник
понимает, на доступном ему уровне,
основания тех операций, которыми он
овладевает, то их изучение вносит
определенный вклад в фонд его развития.
Если же путем немало кратных упражнений
ребенок научается производить те или
иные операции, не осознавая их логики,
это не продвигает его в общем развитии.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Ранний возраст – период с года до 3 лет. В это время происходят важнейшие изменения в психическом развитии детей – формируется мышление, активно развивается двигательная сфера, появляются первые устойчивые качества личности.

Главной
особенностью психического развития ребенка является предметная деятельность,
ведущая на данном этапе развития малыша. Она во многом определяет специфику
общения ребенка с окружающими людьми. То есть малышу становятся доступными
правила и нормы действия с предметами, принятыми в той культурной среде, в
которой он растет. Ребенок учится использовать предметы в качестве орудий:
ложкой ест, карандашом рисует, а не наоборот.

Этапы
формирования таких, закрепленных за предметом-орудием действий, были
исследованы П.Я. Гальпериным. Он показал, что на первой стадии —целенаправленных
проб
– ребенок варьирует свои действия исходя не из свойств орудия, которым он
хочет –достать нужный ему предмет, но из свойств самого этого предмета.

На второй стадии
подстерегания – дети случайно находят в процессе своих попыток эффективный
способ действия с орудием и стремятся повторить его.

Понятие психического развития ребенка в педагогике

На третьей
стадии, которую Гальперин назвал «стадией навязчивого вмешательства», ребенок
активно старается воспроизвести эффективный способ действия с орудием и
овладеть им.

Четвертая стадия
объективной регуляции. На этой стадии ребенок открывает способы регулирования
и изменения действия исходя из тех объективных условий, в которых его
приходится выполнять. Гальперин также доказал, что в том случае, когда взрослый
сразу же показывает ребенку, каким образом действовать с предметом, этап проб и
ошибок минуется, а дети сразу же начинают действовать, начиная со второго
этапа.

Понятие психического развития ребенка в педагогике

При диагностике
развития предметных действий у детей необходимо помнить о том, что орудийные
действия включают в себя и предметные, так как один из вариантов орудийного
действия является исторически закрепленным за данным предметом.

Ребенок, в
отличие от детенышей животного, рождается с минимальным количеством врожденных
рефлексов, но с богатым потенциалом жизненного развития. Практически все
многообразие форм поведения, как положительных, так и отрицательных,
складывается в процессе взаимодействия с социальной средой. И даже само время
возникновения определенных психических реакций может быть ускорено
соответствующим влиянием взрослого. Например, если он проявляет к ребенку
доброжелательное внимание и заботу, ласково разговаривает, то улыбка у малыша
появляется раньше.

Существенной
особенностью раннего детства является взаимосвязь физического и
нервно-психического развития. Психическое развитие во многом определяется
состоянием здоровья малыша. Незначительное ухудшение здоровья влияет на
эмоциональное самочувствие ребенка, болезнь может разрушить сформированные
формы поведения. И наоборот, положительные эмоции ускоряют выздоровление.

Психическое и
физическое состояние ребенка в этом возрасте очень неустойчиво. Наблюдается
большая физическая и психическая ранимость. Дети быстро заболевают, легко
утомляются, их настроение часто меняется.

Для детей раннего
возраста характерна высокая пластичность всего организма, и в первую очередь
психической и высшей нервной деятельности. Данная особенность создает, с одной
стороны, огромные возможности для воспитания и обучения, а с другой – дает
возможность компенсировать нарушенную функцию с помощью других функций и систем
организма.

Читайте также:  Развитие личности ребенка от одиннадцати до шестнадцати

Несмотря на
богатые возможности развития, формирующиеся умения и навыки малыша неустойчивы,
незавершенны и при неблагоприятных условиях легко разрушаются. Так, у детей,
посещающих ясли, после нескольких дней отдыха, проведенных дома, приходится
снова закреплять навык мытья рук. То есть в раннем возрасте складываются не
столько сами умения и навыки, сколько предпосылки для их дальнейшего
усовершенствования.

Понять психику
ребенка как целостное и системное образование, роль детства в последующей жизни
взрослого можно благодаря понятю развитие. Уместно вспомнить слова Гете,
который писал:

«Кто хочет
что-нибудь живое изучить,

Сперва его он
убивает, потом на части разлагает,

Но связи жизненной
ему там не найти».

Именно развитие
выполняет функцию этой жизненной связи. Очевидно, что понятие «развитие»
является ключевым в психологии развития детской психики. Это понятие мы уже не
раз использовали выше и у читателя, наверное, не возникало проблем с его
пониманием. Однако не так все просто в науке о психологии развития. Сегодня в
психологии можно насчитать около двух десятков концептуальных подходов к
психологии развития. Подобная пестрота взглядов, с одной стороны,
отражает кризисное состояние, в котором находится психология, а с другой –
значимость и актуальность исследуемой проблемы, ее ключевое положение для
понимание природы психики и ее развития. А.Г.Асмолов, анализируя возможные
теоретические концепции психического развития человека, выделяет три основных
подхода к пониманию хода этого развития, в которые укладываются множество
отдельных теорий и концепций.

Биогенетический
подход
, в центре внимания которого «находятся проблемы развития человека как
индивида, обладающего определенными антропогенетическими свойствами (задатки,
темперамент, биологический возраст, пол, тип телосложения, нейродинамические
свойства мозга, органические побуждения и др.), который проходит различные
стадии созревания по мере реализации филогенетической программы в онтогенезе».

Социогенетический
подход
, представители которого делают акцент на изучении процессов
«социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения
социальных установок и ценностных ориентации…».

Представители
персоногенетического подхода во главу угла ставят «проблемы активности,
самосознания и творчества личности, формирования человеческого «Я», борьбы
мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации
личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути
индивидуальности».

Понятие психического развития ребенка в педагогике

Важнейший закон
развития высших психических функций, открытый Л. С. Выготским, заключается в
следующем: всякая функция в культурном развитии ребенка первоначально возникает
в процессе взаимодействия со взрослыми и существует не в индивидуальном
сознании ребенка, а между ребенком и взрослым, в пространстве их
взаимоотношений, поэтому она имеет интерпсихическую форму. Впоследствии она
переходит во внутренний мир ребенка, интериоризируется, то есть становится его
индивидуальным достоянием, приобретает интрапсихическую форму. Закон перехода
от интер- к интрапсихическим процессам имеет фундаментальное значение для
детской психологии. В формулировке Л. С. Выготского он звучит следующим
образом:

«Всякая функция в
культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, – сперва в
социальном, потом – в психологическом, сперва между людьми, как категория
интерпсихическая, затем внутри

ребенка, как
категория интрапсихическая» (т. 3, с. 145).

В этой
формулировке содержатся две важнейшие мысли:

1) психические
процессы у человека с самого начала социальны –и по своему происхождению, и по
своему содержанию;

2) интериоризация
– процесс перехода социальных, внешних, знаковых процессов во внутренние,
психические.

В общих чертах
интериоризация проходит следующие три этапа:

1) взрослый,
используя соответствующие знаковые средства, воздействует на ребенка, побуждая
его что-то сделать, или обращает внимание ребенка на что-то, или просто
обращается к нему;

2) ребенок,
перенимая от взрослого способ обращения, сам воздействует на взрослого;

3) ребенок
обращает те же средства и те же воздействия на самого себя, то есть обращается
к самому себе во внутреннем плане.

Для иллюстрации
приведем описанный Л. С. Выготским пример превращения внешних средств во
внутренние на материале исследования произвольного внимания. О произвольном
внимании можно говорить тогда, когда человек сам направляет и удерживает
внимание на каком-либо предмете, если сам этот предмет «не бросается» в глаза
(в этом случае включаются механизмы непроизвольного внимания).

Таблица 1 – Психическое развитие младенцев (0-1 год)

Понятие психического развития ребенка в педагогике

Понятие психического развития ребенка в педагогике

Таблица 2 – Общая
схема возрастного развития ребёнка раннего возраста

Понятие психического развития ребенка в педагогике

Понятие психического развития ребенка в педагогике

1.    
Смирнова, Е.О. Закон развития высших
психических функций [Электронный
ресурс]//PSYERA гуманиторно-правовой портал: https://goo.gl/qnGmYR.

Источник

После своего рождения человеческий ребенок является бессознательной, беспомощным и бессловесным существом, вполне зависимой от взрослых в выживании Психические проявления и физические реакции новорожденного являются простыми, адаптаций ия к миру только начинается результате длительной социализации ребенка и развертывания его психического развития происходит становление зрелой, автономной и аутентичной личноститі.

Психическое развитие — процесс накопления количественных и качественных прогрессивных изменений психики, обусловливающие формирование личности

Таким образом, психическое развитие является процессом, так как имеет динамический характер — начавшись еще до рождения ребенка, разворачивается и продолжается, по мнению большинства ученых, вся жизнь человека В ходе психически ого развития происходит накопление количественных и качественных преобразований психики, обеспечивающих формирование и функционирование личностии.

Обучение и развитие — Обучение и развитие не совпадают непосредственно, а представляют собой два процесса, находящиеся в сложном взаимоотношении.

Обучение – это специально организованный, управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование, мировоззрения, развитие умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепление навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.

Обучение только тогда эффективно, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни целый ряд функций, находящихся в стадии созревания, лежащих в зоне ближайшего развития. В этом и заключается главнейшая роль обучения в развитии. Обучение оказывается наиболее плодотворным только тогда, когда оно совершается в пределах периода, определяемого зоной ближайшего развития.

Когда мы наблюдаем за ходом развития ребенка в школьном возрасте и за ходом его обучения, мы действительно видим, что всякий предмет обучения требует от ребенка больше, чем он может дать на сегодняшний день, т. е. ребенок в школе осуществляет деятельность, которая заставляет его подыматься выше самого себя. Это, конечно, относится к здоровому школьному обучению.

Правильное решение вопроса о соотношении развития и обучения имеет центральное значение не только для психологии, но н для педагогики. Каждая концепция обучения, которой руководствуется педагог, включает в себя (сознает он это или нет) определенную концепцию развития. Точно так же каждая концепция психического развития, которой придерживается психолог (сознает он это или нет), заключает в себе и определенную теорию обучения.

Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. Это значит: воспитание и обучение включается в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются над ним. Задача воспитания и обучения не в том, чтобы приспосабливать педагогический процесс к будто бы независимой от него природе ребенка, а в том, чтобы формировать развитие. Личностные психические свойства ребенка, его способности, черты характера и т. д., а также различные на разных ступенях развития и у разных индивидов особенности психических процессов (восприятия, памяти и т. д.) не только проявляются, но и формируются в ходе собственной деятельности ребенка, посредством которой он под руководством учителя активно включается в жизнь коллектива, осваивая правила и овладевая знаниями, добытыми в ходе исторического развития познавательной деятельности человечества.

Читайте также:  Развитие ребенка в полной семье

Педагогический процесс как деятельность учителя-воспитателя формирует развивающуюся личность ребенка в меру того, как учитель руководит деятельностью ребенка, а не подменяет ее. Всякая попытка воспитателя-учителя <внести> в ребенка познание и нравственные нормы, минуя собственную деятельность ребенка по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного и нравственного развития ребенка.

Формирующиеся в ходе развития, на основе задатков как предпосылок развития личностные свойства ребенка, его способности и характерологические особенности являются не только предпосылкой, но и результатом его деятельности; их развитие в холе ее не только проявляется, но и совершается.

Если школьник понимает, на доступном ему уровне, основания тех операций, которыми он овладевает, то их изучение вносит определенный вклад в фонд его развития. Если же путем немало кратных упражнений ребенок научается производить те или иные операции, не осознавая их логики, это не продвигает его в общем развитии.

Дата добавления: 2014-10-30; просмотров: 8766; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9660 — | 7398 — или читать все…

Читайте также:

Источник

Цель: демонстрация связи обучения и психического развития личности в процессе социализации.

План лекции:

1. Категории психологии развития: рост, созревание, развитие, социализация.

2. Понятия социальной ситуации развития и психического новообразования.

3. Понятия ведущей деятельности и сенситивного периода развития.

4. Факторы психического развития. Роль обучения и воспитания в психическом развитии ребёнка.

5. Движущие силы психического развития. Соотношение обучения и развития.

6. Закономерности и механизмы психического развития.

Круг проблем, решаемых психологией развития, чрезвычайно широк, ибо она исследует свой объект – человека на всех этапах его жизненного пути. Среди этих проблем: соотношение интеллектуальных и личностных изменений в развитии; органическая и средовая обусловленность психического развития; влияние на развитие стихийного и организованного воздействия; обеспечение условий для максимальной реализации возможностей развития в конкретном возрасте, использование адекватных методов; соотношение обучения и развития ребёнка; выбор оснований для построения возрастной периодизации развития (определение критериев, механизмов развития, новообразований).

Психическое развитие – это необратимое, направленное, закономерное развитие психики человека, процесс становления его внутреннего мира, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека.

Необратимость – способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Направленность– способность к проведению единой, внутренне взаимосвязанной линии развития. Объясняется принципом системности: изменения отдельных составляющих психики человека в разные возрастные периоды взаимосвязаны друг с другом и в то же время обусловлены изменениями психики как целого.

Закономерность– способность системы к воспроизведению однотипных изменений у разных людей. Закономерность развития представляет его как объективный процесс.

Чтобы описать и объяснить процесс психического развития человека используют такие категории как рост и созревание.

Рост – процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной функции. Д.Б. Эльконин считал, что, если в ходе развития не обнаруживаются качественные изменения, речь должна вестись о росте.

Созревание – процесс, зависящий от индивидных (биологических) свойств человека, состоящий в последовательности генетически запрограммированных изменений не только внешнего вида организма, но и его сложности, интеграции, организации и функций.

Если созревание и рост в основном обусловлены влиянием факторов наследственности и окружающей среды, то становление в большей мере определяется фактором саморазвития человека, т.е. является следствием его собственной активности.

В психологии развития можно выделить два аспекта: 1) содержание развития (что развивается, каков характер изменений во внутреннем мире человека в разные возрастные периоды); 2) движущие силы развития(почему, под влиянием каких факторов происходит психическое развитие, ребёнок, а затем и взрослый, не остается одним и тем же, а постоянно совершенствуется).

Посодержанию в развитии выделяются его количественные и качественные характеристики. К количественным относится темп развития. Детство характеризуется очень высоким темпом развития, обратно пропорциональным возрасту. В любом возрасте темп развития у разных детей различен: они развиваются в нормальном, ускоренном или замедленном темпе. В процессе развития медленные и быстрые фазы сменяют друг друга. Психологи говорят о литических (медленных, постепенных) и критических (быстрых, скачкообразных) периодах. Темп развития зависит от пола: девочки, в первые годы жизни, развиваются быстрее, чем мальчики. Все это свидетельствует о неравномерности развития.

К качественным характеристикам относится изменение структурных соотношений между психическими функциями, выражающееся в существовании сенситивных периодов психического развития.Сенситивныепериоды – это периоды, наиболее благоприятные для развития той или иной психической функции, физического качества.

В развитии ребёнка можно выделить стадии, сменяющие друг друга. Последовательность стадий в онтогенезе неизменна. Стадия характеризуется целостностью развития всех сторон психики. Каждая стадия имеет свои качественные особенности. Выделение стадий развития, их возрастных границ, определение критериев выделения стадий, описание качественного своеобразия развития на каждой стадии, называется возрастной периодизацией. В отечественной периодизации (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин) основным критерием являетсясоциальная ситуация развития – это своеобразное отношение между ребёнком и средой, существующее на каждой стадии развития, сочетание внутренних и внешних условий развития. Так как содержание социальной ситуации развития исторически обусловлено, то и возрастная периодизация детства не является постоянной и неизменной.

Ведущейназывается деятельность, определяющая наибольшие успехи в развитии психики в определенном возрастном периоде. «В изучении развития психики ребёнка следует исходить из его деятельности, так как она складывается в конкретных условиях его жизни». А.Н. Леонтьев отмечает, что «одни виды деятельности являются ведущими на данном этапе и имеют большее значение для развития личности, другие – меньшее. Одни играют главную роль, другие – подчиненную. Поэтому нужно говорить о зависимости развития психики не от деятельности вообще, а от ведущей деятельности». Именно ведущая деятельность способствует проявлению характерных именно для этого возраста качественных особенностей – психических новообразований. Переход от одной ведущей деятельности к другой определяет смену возрастного периода. При переходе ребёнка на более высокую ступень развития прежние деятельности не исчезают, но происходит их качественная перестройка. Все деятельности строятся в своеобразную иерархию ведущих деятельностей, и для полноценной замены одной на другую должно произойти насыщение той деятельностью, которой предстоит уступить свое ведущее место. Если насыщения не произошло, формирование новой ведущей деятельности успешно не проходит.

Традиционно выделяются факторы психического развития, причины, обусловливающие его ход:1)наследственность(биологический) – свойство индивида повторять в ряду поколений сходные типы обмена веществ и индивидуального развития в целом. Биологические особенности: индивидуальные особенности нервной системы, пол и внешний облик человека, относят кпредпосылкам развития.Предпосылки необходимы, но недостаточны для развития, они создают биологическую основу развития, делают возможными процессы нормального развития;2) среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие индивида, включает макросреду и микросреду. Макросреда – это условия жизни: социальные, экономические, экологические, культурные и др. С макросредой человек связан через микросреду, которую составляют окружающие его люди: семья, детский сад, школа, вуз, трудовой коллектив. Среда являетсяисточником развития в том смысле, что человек развивается через взаимодействие со средой, преобразуя среду, преобразует себя; 3) воспитание и обучение,как специально организованные способы передачи общественно-исторического опыта, в процессе освоения которого происходит развитие человека. Процитируем Л.С. Выготского: «…всякая психическая функция в культурном развитии ребёнка появляется дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребёнка, как категория интрапсихическая… Всякая высшая психическая функция необходимо проходит через внешнюю стадию в своем развитии потому, что она является первоначально социальной функцией». Иначе говоря, психические функции возникают вначале при общении ребёнка со взрослым и только затем – как собственные психические функции ребёнка; 4) активность личности, субъектность. Деятельность и общение ребёнка, являясь условием развития, одновременно составляют его содержание.

Читайте также:  Центр развития ребенка алые парус

Движущие силыпсихического развития – факторы, которые являются причинами психического развития, содержат в себе побудительные и направляющие источники этого развития. Движущие силы психического развития – возникновение и разрешение противоречий, которые являются результатом развития ребёнка на предыдущих возрастных стадиях. Разрешение противоречий приводит к возникновению новых качеств, новых деятельностей, новых характеристик сознания и особенностей личности ребёнка, что и составляет содержание его психического развития.

Движущими силами психического развития служат: противоречия между изменяющимися потребностями и реальными возможностями; единство и борьба противоположностей между развертывающейся жесткой генетической программой, требующей стабильных условий, и изменяющейся, усложняющейся внешней средой; внутренние противоречия развития между психическими новообразованиями в конкретном возрасте и психическими возможностями человека (потребности ребёнка; мотивация; внутренние стимулы деятельности и общение); собственная активная деятельность ребёнка по освоению объективной действительности, опосредованная его отношениями со взрослыми; Л.С. Выготский полагалдвижущей силой психического развития обучение, являющееся внутренне необходимым и всеобщим моментом в процессе развития у ребёнка не природных, но исторических особенностей человека. «Развитие,– пишет он, – есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях». По мнению Л.С. Выготского, «зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития. Уровень актуального развития характеризует успехи развития, итоги развития на вчерашний день, а зона ближайшего развития характеризует умственное развитие на завтрашний день». Справедливости ради отметим, что существуют и другие точки зрения: 1) обучение и есть развитие (Э. Торндайк); 2) циклы развития предшествуют циклам обучения (Ж. Пиаже).

Л.С. Выготский установил четыре основных законадетского развития: 1) цикличность развития. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Периоды подъёма, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие циклы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребёнка в целом. Год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве; 2) неравномерность развития. Разные стороны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, затем более сложные. Каждая сторона в психике ребёнка имеет свой оптимальный период развития. Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию общественно-исторических законов. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности. С этим законом связана гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания; 3) «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь качественных изменений, превращений одной формы в другую. Ребёнок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, но постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребёнка своеобразна на каждой возрастной ступени, качественно отлична от того, что было раньше, и того, что будет потом; 4) сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребёнка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребёнок, научившийся говорить, перестаёт лепетать. У младшего школьника исчезают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаздывают, наблюдается инфантилизм: ребёнок, переходя в новый возраст, сохраняет прежние детские черты.

В психологии развития описаны основные закономерности психического развития в онтогенезе: неравномерность – неодинаковость, непостоянство в развитии отдельных психических функций, процессов, свойств, его колебательный характер. Выделяются стадии подъёма, стабилизации и спада в развитии индивида; гетерохронность– разновременность, асинхронность, несовпадение во времени фаз развития отдельных психических функций и качеств личности, наследственной информации; гармоничность – соответствие функциональных возможностей психики на каждом возрастном этапе требованиям среды и оптимальное взаимодействие с её усложняющимися условиями; неустойчивость – скачкообразность развития, проявляющаяся в возрастных кризисах; системогенез – формирование и опережающее развитие функциональных систем организации поведения человека; сенситивность развития. Выделяются сенситивные периоды – периоды повышенной восприимчивости психических функций к внешним воздействиям (так, период раннего детства сенситивен для развития речи); кумулятивность развития: результат развития на каждой предшествующей стадии включается в последующую, при этом определенным образом трансформируясь (например, процесс перехода от наглядно-действенного к наглядно-образному и словесно-логическому мышлению).

Существуют определенные механизмы психического развития. Примерами изученных механизмов являются: интериоризациякак «присвоение форм» социальных отношений; подражание формам поведения другого; рефлексиякак механизм «раздвоения», фиксации этой формы поведения как собственной (В.И. Слободчиков). Понятие механизма включено в понятие движущих сил развития, отвечающее на вопрос: «Как происходит развитие, что им движет?».

Современные воззрения на возрастное развитие человека сформулированы В.И. Гинецинским в нижеследующих тезисах: 1. Возрастное развитие гетерогенно: оно осуществляется одновременно по нескольким относительно автономным направлениям; 2. Возрастное развитие гетерохронно: развитие, реализующееся в параллельных направлениях, подчинено собственным несинхронизированным между собой ритмам; 3. Возрастное развитие осуществляется как единство процессов дифференциации и интеграции. Из первоначально недифференцированного целого, по мере развития, выделяются относительно автономные направления, между которыми в последующем устанавливаются интеграционные связи, в последующем, дающие начало новым самостоятельным ответвлениям; 4. Возрастное развитие осуществляется как чередование литического и критического разв?