Роль матери в семье воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии

Роль матери в семье воспитывающей ребенка с нарушениями в развитии thumbnail
Лекции.Орг

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца и матери — важней­шая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений. Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи професси­онального роста и карьеры. Подготовка к материнству состоит в том, что необходимо переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чув­ства, которые возникают в период подготовки к материнству. Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материн­ская любовь чаще всего носит безусловный характер: «Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер: «Я люблю тебя тогда, когда ты

оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования». Стано­вится понятно, что в семье для ребенка с ограниченными возможно­стями главной становится мать со своей безусловной любовью. Ос­новная нагрузка, как физическая, так и психологическая, ложится на плечи матери. Проводя большую часть времени с нуждающимся в постоянном уходе ребенком, женщина оказывается и наиболее уязви­мой перед возникающими трудностями при взаимодействии и с чле­нами семьи, и с различными социальными структурами.

В случае «особого» материнства взаимосвязь мать — ребенок часто носит симбиотический характер. Идентифицируя себя со сво­им ребенком, мать воспринимает его неудачи как свои собственные. Идентификация имеет глубинные корни и происходит на бессозна­тельном уровне (Пайнз Д., 1997). Полное растворение в ребенке, как и другие случаи крайнего проявления черт человеческой приро­ды, — не всегда благо и может привести к потере женщиной своей индивидуальности, препятствовать росту личности.

Система ролей женщины подразделяется на индивидуальные роли на уровне семьи и роли в обществе. Ситуация «особого» материн­ства нарушает с точки зрения социума общепринятые нормы, входя­щие в социальную роль матери. Не всегда ребенок может овладеть определенным набором умений и навыков, матери сложно контроли­ровать его поведение — эти проявления, не соответствующие ожи­даниям окружающих, могут восприниматься ими как результат не­способности женщины справиться со своей ролью. С другой стороны, чувство вины и высокий уровень тревожности, характерные для ма­тери ребенка с нарушением развития, могут искажать реальность. В таком случае женщина приписывает окружающим это осуждение. Несоответствие сегодняшнего материнского статуса прежним ожи­даниям, вызванное особой ситуацией, своеобразием ребенка, его не­адекватными проявлениями, ведут к общей неудовлетворенности ро­лью матери и, как следствие, возможны либо самообвинительные реакции и рост внутренней конфликтности, либо построение психо­логических защит и повышение их уровня (Шипицына Л.М., 2002).

Невротические проявления становятся практически постоянной составляющей поведения матери. Наиболее заметны при наблюде­нии следующие:

— снижение регулирующего самоконтроля;

— затруднения в речевом общении со значимыми людьми, мало­знакомыми и незнакомыми в непривычных ситуациях;

— избирательность контактов — женщины предпочитают общаться с близкими по ценностным ориентациям людьми;

— при общении со значимыми людьми самооценка заметно колеблется, это выражается вербально, интонационно и мимически.

Эмоциональный стресс матери отражается прежде всего на вза­имоотношениях с супругом. Пониженный фон настроения, постоян­ное беспокойство, раздражительность матери, полное самоотреченное переключение ее внимания на ребенка формируют у отца не прохо­дящее чувство дискомфорта, эмоционально болезненное состояние. Если в семье были натянутые отношения до рождения ребенка, то появление на свет ребенка с нарушениями в развитии усиливает разногласия между супругами, и часто семьи распадаются.

В тех же семьях, где отношения до рождения ребенка были до­верительными, теплыми, строились на взаимопонимании и любви, рож­дение ребенка с нарушениями в развитии нередко еще больше ук­репляет семью. Но и эта семья нуждается в моральной поддержке окружающих, близких людей и общества (Шипицына, 2002). Без та­кой поддержки с годами ситуация осложняется из-за отчаянья, уста­лости и тяжести ответственности, лежащей на родителях. Внутрен­нее и внешнее давление, неудовлетворенность семейной жизнью, нервно-психическое напряжение — все эти факторы изменяют взгляд матери на мир, отношение к самой себе и другим людям (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А., 1998).

Помимо внутрисемейных трудностей, рождение ребенка с нару­шениями развития ставит перед семьей проблемы во взаимосвязях с социальным окружением. Именно мать выполняет нелегкую роль, смяг­чая конфликты и налаживая взаимоотношения. Возникающие на этом пути сложности постепенно могут приводить к социальной изоляции семьи. Как следствие этого, возможно понижение у женщины уровня социальной и психологической компетентности и неумение правиль­но вести себя в напряженных, сложных ситуациях. Со временем по­рог чувствительности понижается, и все больше ситуаций попадает под категорию сложных, вызывая ошибочные поведенческие реакции.

Недостаточная психологическая поддержка со стороны родствен­ников и знакомых, при особой чувствительности женщины и свой­ственной ей базальной тревоге, ведет к эмоциональной неустойчиво­сти и росту уровня тревожности. Утрата произвольности эмоций проявляется в невозможности справиться со своим состоянием, в навязчивом характере переживаний. Причем невозможность созна­тельного управления эмоциями актуализируется не только в особых, трудных ситуациях. Любое, даже мало значимое событие может при­вести к утрате контроля. При этом масштаб переживания несораз­мерен событию. Сверхценное отношение матери к ребенку является тем фактором, который приводит к патологии эмоциональной состав­ляющей при тревожном расстройстве.

В настоящее время психологи выделяют четыре варианта мате­рей с разными стилями поведения (Варга А.Я., 1989).

1. Оптимальный вариант — спокойная, уравновешенная мама. Она может служить своеобразным эталоном материнства. Самым важ­ным является, что она заботится о ребенке, помогает ему справится со всеми проблемами, она все знает о ребенке и вовремя приходит ему на помощь. Ребенок растет в атмосфере благожелательности и доброты.

Читайте также:  Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста

2. Тип тревожной мамы. Ей постоянно кажется, что ребенку что-то угрожает, даже когда такой угрозы нет. Она вечно напряжена, постоянно думает о будущем ребенка. Это постоянная тревога нега­тивно сказывается на всей семье.

3. Тоскливая мама. Это тип очень схож с тревожным, но если тревожная мама постоянно думает о ребенке и о его будущем, то тоскливая мама постоянно думает о своем будущем, а ребенок вос­принимается как препятствие, обуза.

4. Уверенная, властная мама. Эта мама думает, что твердо зна­ет что ребенок должен делать, чтобы стать тем, кем она его хочет видеть. Она никогда не пойдет на компромисс, не выслушает чего же хочет ребенок. Эта мать строго следует намеченному ей плану и ни на йоту не отходит от него.

В ситуации появления в семье ребенка с ограниченными воз­можностями все эти типы поведения матерей проявляются еще ярче. Оптимальным является конечно же спокойный, уравновешенный тип. Все остальные могут негативно сказаться на развитии ребенка, рас­крытии его потенциальных возможностей.

Среди вариантов предложенных медиками, наибольший интерес вызывают типы мам, общение с которыми обычно отражается на со­стоянии здоровья детей.

· «Царевна Несмеяна». Главной установкой такой мамы является задача — не избаловать ребенка. Вся жизнь ребенка с такой ма­терью — это одни «нельзя», «не надо». Ребенок никогда не видит улыбки на лице мамы, она постоянно им недовольна.

· «Снежная королева». Такая мама всех, даже ребенка, держит на расстоянии. Она правит, она не знает, что такое близость и тепло­та. К своему ребенку она относится очень холодно.

· «Спящая красавица». Ребенок для такой мамы просто кукла, милая игрушка. Всю жизнь она ждет своего принца, живет в плену своих грез и фантазий. Она не замечает ребенка, его потребностей и желаний.

· «Унтер Пришибеев». Эта мама — генерал в юбке. Ребенок для нее солдатик, который должен ей беспрекословно подчиняться. За «неподчинение» ребенка наказывают, нередки физические наказа­ния. Ребенок растет в атмосфере бездушия и жестокости.

· «Наседка». Ребенок находится постоянно «под крылом» матери. Она не дает ему принимать самостоятельные решения. Ребенок у такой матери несамостоятельный, привыкший, что мама все сделает за него.

В ситуациях «особого» материнства эти типы матерей встреча­ются довольно часто. Как правило ребенку не дают ничего делать, чрезмерно его опекают, не дают развиться его индивидуальности или же, наоборот, ребенка стесняются, не замечают его вообще.

При воспитании в семье ребенка с ограниченными возможнос­тями мать должна много знать и уметь. При работе с матерями применяются различные формы и методы.

Дата добавления: 2016-10-30; просмотров: 1156 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление

Источник

Физкультура Физкультура

Появление ребенка в семье является серьезным испытанием для родителей. Освоение и формирование роли отца и матери — важнейшая задача личностного развития в период взросления и проверка на прочность семейных отношений Освоение женщиной роли матери осложнено тем, что именно в этот период ставятся задачи профессионального роста и карьеры Подготовка к материнству состоит в том, что необходимо переосмыслить свой жизненный опыт, осознать чувства, которые возникают в период подготовки к материнству. Отец и мать по-разному проявляют любовь по отношению к детям. Материнская любовь чаще всего носит безусловный характер: «Я люблю тебя потому, что ты есть». Отцовская любовь, особенно по отношению к сыну, порой носит условный характер- «Я люблю тебя тогда, когда ты оправдываешь мои ожидания, выполняешь мои требования». Становится понятно, что в семье для ребенка с ограниченными возможностями главной становится мать со своей безусловной любовью. Основная нагрузка, как физическая, так и психологическая, ложится на плечи матери. Проводя большую часть времени с нуждающимся в постоянном уходе ребенком, женщина оказывается и наиболее уязвимой перед возникающими трудностями при взаимодействии и с членами семьи, и с различными социальными структурами.
В случае «особого» материнства взаимосвязь мать — ребенок часто носит симбиотический характер. Идентифицируя себя со своим ребенком, мать воспринимает его неудачи как свои собственные. Идентификация имеет глубинные корни и происходит на бессознательном уровне (Пайнз Д., 1997). Полное растворение в ребенке, как и другие случаи крайнего проявления черт человеческой природы, — не всегда благо и может привести к потере женщиной своей индивидуальности, препятствовать росту личности.
Система ролей женщины подразделяется на индивидуальные роли на уровне семьи и роли в обществе. Ситуация «особого» материнства нарушает с точки зрения социума общепринятые нормы, входящие в социальную роль матери. Не всегда ребенок может овладеть определенным набором умений и навыков, матери сложно контролировать его поведение — эти проявления, не соответствующие ожиданиям окружающих, могут восприниматься ими как результат неспособности женщины справиться со своей ролью. С другой стороны, чувство вины и высокий уровень тревожности, характерные для матери ребенка с нарушением развития, могут искажать реальность. В таком случае женщина приписывает окружающим это осуждение. Несоответствие сегодняшнего материнского статуса прежним ожиданиям, вызванное особой ситуацией, своеобразием ребенка, его неадекватными проявлениями, ведут к общей неудовлетворенности ролью матери и, как следствие, возможны либо самообвинительные реакции и рост внутренней конфликтности, либо построение психологических защит и повышение их уровня (Шипицына JI.M., 2002).
Невротические проявления становятся практически постоянной составляющей поведения матери. Наиболее заметны при наблюдении следующие:
— снижение регулирующего самоконтроля;
— затруднения в речевом общении со значимыми людьми, малознакомыми и незнакомыми в непривычных ситуациях;
— избирательность контактов — женщины предпочитают общаться с близкими по ценностным ориентациям людьми;
— при общении со значимыми людьми самооценка заметно колеблется, это выражается вербально, интонационно и мимически.
Эмоциональный стресс матери отражается прежде всего на взаимоотношениях с супругом. Пониженный фон настроения, постоянное беспокойство, раздражительность матери, полное самсотреченное переключение ее внимания на ребенка формируют у отца не проходящее чувство дискомфорта, эмоционально болезненное состояние. Если в семье были натянутые отношения до рождения ребенка, то появление на свет ребенка с нарушениями в развитии усиливает разногласия между супругами, и часто семьи распадаются.
В тех же семьях, где отношения до рождения ребенка были доверительными, теплыми, строились на взаимопонимании и любви, рождение ребенка с нарушениями в развитии нередко еще больше укрепляет семью. Но и *та семья нуждается в моральной поддержке окружающих, близких людей и общества (Шипицына, 2002). Без такой поддержки с годами ситуация осложняется из-за отчаянья, усталости и тяжести ответственности, лежащей на родителям Внутреннее и внешнее давление, неудовлетворенность семейной жизнью, нервно-психическое напряжение — все эти факторы изменяют взгляд матери на мир, отношение к самой себе и другим людям (Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Нисневич JI А., 1998).
Помимо внутрисемейных трудностей, рождение ребенка с нарушениями развития ставит перед семьей проблемы во взаимосвязях с социальным окружением. Именно мать выполняет нелегкую роль, смягчая конфликты и налаживая взаимоотношения. Возникающие на этом пути сложности постепенно могут приводить к социальной изоляции семьи. Как следствие этого, возможно понижение у женщины уровня социальной и психологической компетентности и неумение правильно вести себя в напряженных, сложных ситуациях. Со временем порог чувствительности понижается, и все больше ситуаций попадает под категорию сложных, вызывая ошибочные поведенческие реакции.
Недостаточная психологическая поддержка со стороны родственников и знакомых, при особой чувствительности женщрны и свойственной ей базальной тревоге, ведет к эмоциональной неустойчивости и росту уровня тревожности. Утрата произвольности эмоций проявляется в невозможности справиться со своим состоянием, в навязчивом характере переживаний. Причем невозможность сознательного управления эмоциями актуализируется не только в особых, трудных ситуациях. Любое, даже мало значимое событие может привести к утрате контроля. При этом масштаб переживания несоразмерен событию. Сверхценное отношение матери к ребенку является тем фактором, который приводит к патологии эмоциональной составляющей при тревожном расстройстве.
В настоящее время психологи выделяют четыре варианта матерей с разными стилями поведения (Варга А.Я, 1989).
1. Оптимальный вариант — спокойная, уравновешенная мама. Она может служить своеобразным эталоном материнства. Самым важным является, что она заботится о ребенке, помогает ему справится со всеми проблемами, она все знает о ребенке и вовремя приходит ему на помощь. Ребенок растет в атмосфере благожелательности и доброты.
2. Тип тревожной мамы. Ей постоянно кажется, что ребенку что-то угрожает, даже когда такой угрозы нет. Она вечно напряжена, постоянно думает о будущем ребенка. Это постоянная тревога негативно сказывается на всей семье.
3. Тоскливая мама. Это тип очень схож с тревожным, но если тревожная мама постоянно думает о ребенке и о его будущем, то тоскливая мама постоянно думает о своем будущем, а ребенок воспринимается как препятствие, обуза.
4. Уверенная, властная мама Эта мама думает, что твердо знает что ребенок должен делать, чтобы стать тем, кем она его хочет видеть. Она никогда не пойдет на компромисс, не выслушает чего же хочет ребенок. Эта мать строго следует намеченному ей плану и ни на йоту не отходит от него
В ситуации появления в семье ребенка с ограниченными возможностями все эти типы поведения матерей проявляются еще ярче. Оптимальным является конечно же спокойный, уравновешенный тип. Все остальные могут негативно сказаться на развитии ребенка, раскрытии его потенциальных возможностей.
Среди вариантов предложенных медиками, наибольший интерес вызывают типы мам, общение с которыми обычно отражается на состоянии здоровья детей.
«Царевна Несмеяна». Главной установкой такой мамы является задача — не избаловать ребенка. Вся жизнь ребенка с такой матерью — это одни «нельзя», «не надо». Ребенок никогда не видит улыбки на лице мамы, она постоянно им недовольна.
«Снежная королева». Такая мама всех, даже ребенка, держит на расстоянии. Она правит, она не знает, что такое близость и теплота. К своему ребенку она относится очень холодно.
«Спящая красавица». Ребенок для такой мамы просто кукла, милая игрушка. Всю жизнь она ждет своего принца, живет в плену своих грез и фантазий. Она не замечает ребенка, его потребностей и желаний.
«Унтер Пришибеев». Эта мама — генерал в юбке. Ребенок для нее солдатик, который должен ей беспрекословно подчиняться. За «неподчинение» ребенка наказывают, нередки физические наказания. Ребенок растет в атмосфере бездушия и жестокости.
«Наседка». Ребенок находится постоянно «под крылом» матери. Она не дает ему принимать самостоятельные решения. Ребенок у такой матери несамостоятельный, привыкший, что мама все сделает за него.
В ситуациях «особого» материнства эти тины матерей встречаются довольно часто Как правило ребенку не дают ничегс делать, чрезмерно его опекают, не дают развиться его индивидуальности или же, наоборот, ребенка стесняются, не замечают его вообще.
При воспитании в семье ребенка с ограниченными возможностями мать должна много знать и уметь. При работе с матерями применяются различные формы и методы.

Читайте также:  Роль живописи в развитии ребенка

Источник

  • Роль семьи в воспитании ребёнка с нарушениями в развитии
    27 февраля 2013 года

    Главным институтом воспитания является семья. Семья – это родной дом ребёнка, где он живёт, играет, учится постигать окружающее, практически познаёт, что такое доброта, внимание, забота, любовь родителей и других родственников. Любовь и поддержка особенно нужны детям, так как дают им чувство уверенности, защищенности, что необходимо для их гармоничного развития.

    Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, который он сохраняет в течение всей последующей жизни, делает первые наблюдения и учится, как себя вести в различных ситуациях.

    Особое положение занимают семьи, воспитывающие детей с отклонениями в развитии. Таким детям необходимо воспитываться в специальных условиях, включая и создание адекватной микросоциальной среды в семье. Развитие ребенка с отклонениями в развитии в огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности воспитательных воздействий.

    Встречаются родители, которые отказываются признать проблему. Либо они неправильно оценивают состояние ребенка, либо опасаются испортить ему будущее «ярлыком» инвалидности. Это имеет социальные корни и связано с отношением общества к людям с отклонениями в развитии.

    Главная функция семьи заключается в том, чтобы в воспитании и обучении ребенка с отклонениями в развитии исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологической нагрузки, которая не должна превышать допустимого уровня.

    Рождение в семье ребенка с отклонениями в развитии в большинстве случаев изменяет весь ее уклад, влияет на психологический климат в семье. Часто семейные отношения ослабевают, чувство растерянности, подавленности являются причиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.

    Семья больного ребенка часто оказывается в изоляции, так как родители обычно ограничивают общение со своими друзьями, родственниками, целиком замыкаясь на своей проблеме. Это одна из ошибок. Родителям следует стремиться сохранить прежний уклад семьи, дружеские отношения с близкими и друзьями. Ни в коем случае родителям не следует стесняться своего ребенка и отгораживаться от окружающей жизни. Иначе на фоне хронической стрессовой ситуации у родителей возникает повышенная раздражительность, постоянное ощущение внутреннего беспокойства, появляются головные боли, часто развивается невротическое состояние. В таком состоянии родители мало чем могут помочь своему ребенку. Тревога и беспокойство родителей передаются и малышу. Поэтому, воспитывая ребенка с отклонениями в развитии, родителям нужно помнить, что их полное отречение ради малыша не полезно малышу, а в большинстве случаях и вредно.

    Какими же качествами должны обладать родители детей с отклонениями в развитии, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние. Родители должны:

    •    Иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей.

    •    Строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности.

    •    Не предъявлять к ребёнку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовывать не ваши мечты, а свои способности.

    •    Признавать за ребенком право быть таким, какой он есть, и принимать его таким.

    •    Четко знать, что ребенок не может вырасти без атмосферы похвалы.

    •    Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждать быстрого результата. Научится радоваться даже небольшим его достижениям. Запастись терпением на годы.

    •    Спокойно реагировать на успехи и на неудачи ребенка. Ваш малыш не хуже других детей с такими же проблемами.

    •    Развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума.

    •    Рассказывать о своём ребёнке. Пусть все знают, что такие дети есть, и что им нужен особый подход.

    •    Помнить, что благополучие родителей чрезвычайно важно как для них самих, так и для ребенка. В жизни ребёнка родители незаменимы. И они должны беречь себя!



    Подготовила: Михайлова Н.В. – социальный педагог РПМПК.

    По печатным материалам: Н.М. Борозинец, Е. В. Евмененко «В семье воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями здоровья». Методическое пособие для родителей.- Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2010. О. В. Солодянкина «Воспитание ребёнка с ОВЗ», М.:АРКТИ, 2007.

    Фото – из личного архива Михайловой Н.В.

Возврат к списку

Если вы обнаружили опечатку или ошибку, выделите это место мышкой и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Читайте также:  Обучение и развитие ребенка 2 лет