Роль матери в раннем развитии ребенка

Роль матери в раннем развитии ребенка thumbnail

Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте

Привязанности

Привязанность к определенным людям начи­нает явно проявляться у младенцев старше 6 ме­сяцев. Обычно, хотя и не всегда, первый объект привязанности — мать. В течение месяца или двух большинство детей начинают проявлять привя­занность к отцу, братьям, сестрам, бабушкам и де­душкам. Объект привязанности может лучше дру­гих успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается за утешением к нему; в его присутствии ребенок реже испытывает страх (например, в незнакомой обстановке). Такая при­вязанность имеет определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении ок­ружающего мира, столкновении с новым, неизве­стным и ярче проявляется, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимание на родителей и охотно играть с незнакомым челове­ком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но, стоит только его чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за под­держкой к матери или отцу.

С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой си­туации. Например, малыш, приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если вдруг на ее лице отра­зится тревога или она произнесет что-то испу­ганным голосом, ребенок также проявит на­стороженность и, отвернувшись от игрушки, поползет к матери. Но, если мать улыбнется и обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к игрушке.

Поведение родителей и привязанность

Хотя младенцы, по-видимому, обладают врожденной способностью испытывать эмоци­ональную привязанность, все же ее сила и ка­чество, а также сам выбор объекта в большей степени зависят от поведения родителей по отношению к ребенку.

Что же наиболее важно во взаимоотноше­ниях «отцов и детей» для развития привязан­ности? Прежде всего это способность взрос­лого чувствовать и отзываться на любые сиг­налы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или лепет. Обычно дети привязываются к родите­лям, которые быстро и позитивно реагируют на проявленную ребенком инициативу, всту­пают с ним в общение и взаимодействие, соот­ветствующее его познавательным способнос­тям и настроению.

  • В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы иници­атива постепенно переходила от нее к ребен­ку. Взаимодействие должно быть гармонич­ным, т.е. следует соблюдать соотношение инициативных и ответных действий как со стороны матери, так и со стороны ребенка.
  • Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно его игру, чтобы позаниматься с ним (почитать книж­ку, порисовать), не мешайте его целенаправ­ленной деятельности.

Необходимыми качествами, способствую­щими развитию привязанности ребенка к ма­тери или отцу, являются теплота, мягкость, нежность в отношениях, подбадривание и эмоциональная поддержка.

В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения у малыша складывается определенный тип при­вязанности к отцу и матери.

  1. Дети, которые не очень огорчаются после ухода матери, вступают в общение с незнакомцем (например, играли в игрушки), а когда мать возвра­щается, радуются и тянутся к ней —  надежно привязанные.
  2. Дети, которые не возражают против ухода мате­ри и продолжают играть, не обращая вни­мания даже на ее возвращение — индифферентными, ненадежно привя­занными.
  3. Дети, которые очень огорчаются уходу матери, а когда она возвращается, как будто стремятся к ней, цепляются, но тут же отталкиваются и сердятся —аффективными, ненадежно привязанными.

Тип привязанности ребенка к родителям влияет на его дальнейшее психическое и личностное развитие.

Наиболее благоприятной для раз­вития является надежная привязанность. Она с первых лет жизни закладывает основы чув­ства безопасности и доверия к окружающему миру. Дети с таким типом привязанности в раннем детстве проявляют общительность, со­образительность, изобретательность в играх, В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувстви­ем, популярны среди сверстников.

Несколько советов:

  • Хвалите малыша за успехи. Если у него что-либо не получается, помогите спра­виться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность.
  • Не следует хвалить за неуспешные дейст­вия. Это может деформировать самооценку успешности.
  • Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслу­женная похвала может высказываться очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объек­тивными трудностями и может быть пре­одолен. Желательно дать малышу возмож­ность справиться с затруднениями в сотруд­ничестве с взрослым.

Дети с ненадежной привязанностью (аф­фективной, двойственной и индифферентной, избегающей) часто более зависимы, требуют больше внимания взрослых, их поведение не­устойчиво и противоречиво.

Каким же образом привязанность, заложен­ная в раннем детстве, влияет на поведение ре­бенка в будущем?

Внимательные, заботливые родители фор­мируют чувство базисного доверия к миру, со­здают позитивное отношение к окружаю­щим. Формируются инициатив­ность, самостоятельность, уверенность и ува­жение к себе.

Дисгармоничные отношения, для которых характерны нечувствительность к инициативе, пренебрежение интересами ребенка, навязчи­вый стиль отношений, наоборот, приводят к формированию негативного отношения к окружающим. Формируются пассивность, зависимость от других, искаженный образ Я. Такие дети избегают откры­то выражать свои эмоции и потребности, как бы скрывают свое состояние.

Без оп­ределенной и стабильной стратегии поведе­ния окружающих поведение ребенка остается неорганизованным и тревожным.

Оценивая малыша, не пользуйтесь безлич­ными оценками «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать ребенку критерии успеха или неуспеха е каждом кон­кретном деле. Это способствует становле­нию его самостоятельности и независимос­ти, контролю за собственными действиями.

Сформированная в первые годы жизни при­вязанность к близким является достаточно ус­тойчивой. Большинство детей демонстрируют этот же тип привязанности в школьном возра­сте в контактах со сверстниками. Во взрослой жизни в межличностных отношениях также можно увидеть характерные черты сформированной еще в детстве привязанности.

Как родители влияют на образ Я ребенка

Во взаи­модействии с близкими людьми у младенца начинает постепенно формироваться образ Я. Общение с взрослыми — важный источник знаний ребенка о себе.

Что же именно он о себе узнает? Прежде всего нечто самое общее и важное: нужен он или не нужен другим, любят его или нет. Для психического развития ре­бенка очень важно положительное пережива­ние своей значимости для близких людей. От­ношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких. Родители, называя ребенка по имени, ласково, нежно разговари­вая с ним, как бы авансом наделяют его лич­ность уникальной значимостью, особой цен­ностью. Именно такие проявления взрослого, адресованные малышу, культурно обусловлены и передаются из поколения в поколение. Они способствуют формированию у ребенка положительного самоощущения, помогают оп­ределить свою значимость для других. Пози­тивное эмоциональное самоощущение становится основой для открытого, доверчивого от­ношения к миру.

Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партне­ров по игре. Уважайте право малыша на соб­ственное мнение, проявления самостоятель­ности и независимости.

Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, назы­вайте по имени, показывайте различные час­ти лица (глаза, нос, щеки и пр.), тела (руки, ноги, живот и пр.).

Для того чтобы узнать, сложились ли у ма­лыша первоосновы образа себя, подведите его к зеркалу и посмотрите, как он будет себя вес­ти. При позитивном отношении к себе дети уже в конце первого года жизни с удовольст­вием рассматривают себя в зеркале, улыбают­ся, прищуривают глаза, морщат нос, красуются, рассматривают детали одежды (например, вы­шивку на карманчике), играют со своим отра­жением, улыбаются отражению взрослого. В этом возрасте они способны узнать себя в зер­кальном отражении, могут использовать зер­кало для коррекции внешнего облика совсем как взрослые.

Читайте также:  Социальная ситуация развития ребенка это та конкретная форма

С первых дней жизни следует относиться к ребенку кок к личности, а не просто «объекту ухода». Это значит, что любое свое дейст­вие, любую процедуру, производимую с мла­денцем в различные режимные моменты (во время пеленания, купания, кормления, уклады­вания спать и т.д.), нужно сопровождать об­ращениями к нему. При этом полезно коммен­тировать не только свои действия, но и дей­ствия ребенка, как будто он все понимает и может ответить. Речь взрослого должна быть выразительной, максимально адресо­ванной малышу, включать в себя одобрения, относящиеся к личности ребенка (например, хороший, красивый, самый любимый и пр.), по­ложительную оценку его действий (молодец, всю кашку съел; как хорошо маме улыбается; вот как громко погремушкой стучит и пр.), чаще называйте ребенка по имени.

В первые недели жизни младенец еще фак­тически не является партнером по общению, но постоянный поток воздействий, обращен­ных к нему, создает привычку и вкус к ласке, теплым словам и тем самым формирует по­требность в общении.

Совсем иная картина наблюдается в пове­дении детей, когда близкие мало интересуют­ся ими, редко играют, разговаривают, берут на руки. В некоторых семьях, чаще у молодых ро­дителей, ребенок становится скорее объектом ухода, нежели полноценным человеком, лич­ностью. Вследствие этого отношение ребенка к себе недостаточно развито, не имеет яркой положительной эмоциональной окрашеннос­ти. Глядя на себя в зеркало, такой малыш сму­щенно опускает глаза, отворачивается, он как будто не знает, чье там отражение. Иногда собственное отражение вызывает даже отри­цательные эмоции: настороженность, тревогу, боязнь. Поскольку близкие взрослые не прак­тиковали личностно-ориентированного обще­ния, не придавали ему особой значимости, то и сам малыш недостаточно выделяет себя из окружающего,  менее  отчетливо   переживает свое Я. Этим и объясняется отсутствие интере­са к своему отражению в зеркале, а нередко и неприятие его.

Практикуя бережное, доброжелательное, уважительное отношение к малышу, родители и другие близкие люди укрепляют его положи­тельное самоощущение, чувство своего Я. А это, в свою очередь, позволяет ребенку прояв­лять больше личностной активности, инициа­тивы, интереса в освоении окружающего мира.

Развитие образа Я в раннем детстве

На протяжении раннего детства у детей ин­тенсивно развивается умение действовать с предметами. Это способствует формированию дальнейших знаний о себе, своих возможнос­тях и способностях. Какие же новые знания о себе приобретают малыши на втором и треть­ем годах жизни? Наблюдения за детьми вы­явили появление в этот возрастной период це­лого ряда форм поведения, свидетельствую­щих о развитии самосознания.

Влияние на поведение других людейДвух­летние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям. Малыш прикладывает телефонную трубку к уху мате­ри, просит взрослого пересесть на другой стул, помочь построить домик из кубиков, завернуть куклу, включить телевизор или издать забав­ный звук. Эти требования и просьбы связаны со стремлением оказать влияние на поведение взрослого. Дети не стали бы ничего требовать от родителей, если бы не были уверены, что те могут их послушать. Таким образом, дети «знают» о своей способности влиять на поведение других людей.

Описание своего поведенияОбычно на третьем году жизни дети начинают употреблять местоимения «я», «мне», «ты», так как осознают свое отличие от других людей, а выполняя какое-нибудь действие, называют его вслух. Взбираясь на стул, малыш пригова­ривает: «Я сяду»; строя из кубиков башню, го­ворит: «Я строю», а направляясь на кухню, по­вторяет: «Хочу печенья». Дети демонстрируют также свою осведомленность в названиях предметов и явлений, соотнося их с собой. На­пример, ребенок говорит: «Я сижу», «Моя кни­га», «Моя машинка», «Я играю в куклу».

К трем годам у детей появляется представ­ление о собственном мышлении как процессе, скрытом от окружающих.

Чувство собственностиВ социальном взаимодействии детей проявляются такие признаки самосознания, как чувство собст­венности (по отношению к игрушкам и т.д.).

Чувство сопереживания. С развитием обра­за себя у ребенка появляется способность по­нимать эмоциональное состояние другого че­ловека. После полутора лет у детей можно на­блюдать явное стремление утешить расстроен­ного человека. Так, малыш обнимает, целует расстроенную и огорченную чем-то маму, протягивает ей игрушки и сладости.

Реакции родителей помогают детям по­нять, как их поступки влияют на окружаю­щих. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение («Какой моло­дец, сам убрал игрушки!») или же мягком пори­цании («Осторожно, так можно сделать боль­но сестричке»). Основным объектом критики должно быть поведение ребенка, а не он сам.

То, что маленький ребенок может понять психологическое состояние другого человека, означает, что он способен вспомнить свои прежние эмоциональные ощущения и посту­пить соответственно своему личному опыту.

Первичная половая идентичностьОт 1,5 до 3 лет у детей формируется первичная поло­вая идентичность. В этот период ребенок на­учается правильно относить себя к тому или иному полу, но понимание половых различий остается еще ограниченным. Например, трех­летний мальчик огорчает своих родителей тем, что собирается, когда вырастет, стать мамой. Другой ребенок проявляет беспокойство, уви­дев мать в маскарадном мужском костюме.

Предлагайте мальчикам и девочкам различ­ные игрушки в соответствии с поло-ролевой принадлежностью, традиционные игровые сю­жеты, создавая условия для формирования половой идентичности.

Постоянством пола называется понимание детьми того, что пол не изменяется стечением времени, при смене одежды, рода занятий или других внешних признаков. В раннем возрасте дети не осознают еще постоянства пола.

К трем годам дети не только правильно раз­личают пол окружающих людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола к че­ловеку предъявляют разные требования: де­вочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки, куби­ки или игрушечное оружие.

Источник

Роль матери в раннем развитии ребенка Нормальное развитие ребенка и формирование успешно действующих защитных механизмов возможно лишь при хорошем приспособлении к социальной среде. Изоляция от родителей и собратьев, даже у приматов, делает невозможным формирование чувства любви, ведет к появлению стойкого страха и агрессивности, становится препятствием для социализации. Родившийся ребенок, почти не обладая никакой самостоятельностью, в то же время является частью диады. Другая часть диады — мать, основное условие жизнедеятельности ребенка и его развития. Мать формирует его как будущую личность, способную противостоять изменениям среды и бороться со стрессами. В этом основополагающую роль играет привязанность или чувство любви, возникающее между младенцем и его матерью. Сформировавшаяся эмоциональная связь между матерью и ребенком побуждает его искать у родительницы защиты при любом проявлении опасности, осваивать под ее руководством все необходимые навыки, без которых у него не разовьется необходимое для жизни чувство безопасности и уверенности в своих возможностях. Процесс развития привязанности основан на ряде врожденных способностей ребенка, с которыми он уже рождается. Новорожденный подготовлен к тому, чтобы с ним общались, все его чувства функционируют, хотя и развиты в разной степени. Он с рождения улыбкой пытается установить контакт с тем, чье лицо он воспринимает. Следит взглядом за красным мячом уже с 3-4-й недели жизни. В то же время лицо матери ему удается различить лишь с 3 месяцев. Развитие зрения у младенца очень важно, так как для общения с матерью взгляд играет основную роль. В течение первых 6 месяцев устанавливается визуальный контакт между матерью и ребенком. Он очень облегчает взаимодействие в диаде. В том случае, если мать будет обременена другими серьезными заботами, расстроена или больна, именно через этот контакт могут прийти сигналы, которые обеспокоят малыша.

Читайте также:  Детские игрушки для развития ребенка 1 год

Новорожденный хорошо слышит. Он вздрагивает от шума. Поворачивает голову в сторону звучащего голоса. На первом месяце жизни у него уже появляется положительная реакция на человеческий голос. Ему не нравятся шумное движение, громкие звуки радио, телевидения.

Обоняние развивается рано, оно существенно как для узнавания матери, так для развития привязанности к ней. Уже на 3-6-й день жизни ребенок отличает по запаху ту из двух марлевых повязок, которая находилась на груди его матери. Успокаивающее действие материнского запаха используется для лечения у ребенка расстройств сна, для чего материнский платок кладут ему на подушку. Сладкое у только что родившегося ребенка вызывает довольную улыбку, соленое — гримасу неудовольствия, чеснок — отвращение. Новорожденный очень чувствителен к прикосновениям, от одних он возбуждается, другие его успокаивают. Начиная с 10-дневного возраста у младенцев можно отметить проявления грусти и радости. Он тревожится, будучи голодным и выглядит удовлетворенным после кормления. Сначала эти чувства очень примитивны, но их прогресс заметен даже на первом году жизни.

Забравшись на руки к матери, ребенок стремится исследовать ее лицо и другие части тела. Для малыша большое удовольствие быть с матерью, играть с ней. Поскольку младенец уже готов к общению, ему необходимо пойти навстречу. Со своей стороны мать отзывается на его плач, ухаживает за малышом, играет с ним. Ребенок очень рано имитирует движения родителей. Так, подражая отцу, младенец в 2 — 20-дневном возрасте показывает язык. Однако сильная привязанность сможет возникнуть лишь, если мать будет эффективно реагировать на плач ребенка от боли, голода или скуки. При этом для успокоения малыша ей придется стимулировать его звуком голоса, предоставлением ему возможности сосания груди или пустышки, укачиванием на руках или в кроватке. Развитию положительных эмоций, важных для возникновения любви с одной стороны и укрепления жизненного тонуса с другой способствуют игры с ребенком. Эти игры носят характер диалога, в котором взаимодействующие обмениваются вербальными (мать) и невербальными сигналами (мать и ребенок). Дети, которых матери быстро успокаивают, плачут гораздо меньше тех, к кому не подходят. Таким образом, сила привязанности ребенка, то есть переживание своей защищенности и, в значительной мере, уверенности, определяется двумя необходимыми качествами матери. Во-первых, готовностью незамедлительно помочь ребенку, когда он тревожится (плачет). Во-вторых, активностью материнского взаимодействия с ребенком и способностью к общению с ним.

Основными факторами эффективного материнского ухода, обеспечивающими нормальное развитие ребенка, считают:

  • мать как источник сенсорных и других стимулов, то есть пеленание, ласка, разговор, нахождение в поле зрения ребенка, игра с ним;
  • мать как источник удовлетворения потребностей ребенка (в пище, желаемых предметах);
  • мать как посредник между ребенком и раздражителями внешней среды, ослабляющая или реже интенсифицирующая их воздействие.

L. J. Yarrow (1965) указывает на значительную взаимосвязь между раздражителями, исходящими от матери, и одновременным развитием ребенка в период младенчества. При этом прогресс в развитии он определял по тесту Кетелла для детей в возрасте 6 месяцев. Четыре фактора материнского ухода имеют высокую степень корреляции с результатами тестов развития: стимуляция развития, адаптация к раздражителям, масштабы физического контакта.

Способность противостоять стрессу (реакции ребенка в моменты расстройства в обстановке теста и его характерные реакции на обычные неприятные ему моменты повседневной жизни), по всей вероятности, в значительной степени зависит от того, насколько мать может приспособить внешнюю среду ребенка к его индивидуальным особенностям. Корреляция между материнской долей в адаптации раздражителей и способностью самого ребенка противостоять стрессу составляет +0,85. Другие факторы, связанные с уровнем удовлетворения потребностей ребенка и снижением напряженности, также были в значительной степени связаны со способностью ребенка противостоять стрессу. Особое значение имела степень физической близости: г = +0,66. Характер физического контакта также имел отношение к способности ребенка сохранять спокойствие в напряженных ситуациях; между фактором внешней среды, способностью противостоять стрессу и двумя элементами, отражающими характер физического контакта (стремление «успокоить» ребенка и материнская чуткость), корреляция равняется +0,57. К этой категории поведения ребенка относятся и несколько факторов эмоционального порядка — интенсивность эмоциональных отношений: r = +0,65; уважение к личности: r= +0,62; положительные реакции: r +0,57. Очевидно, с самых первых месяцев жизни ребенок знает, когда можно ожидать (или, наоборот, не ожидать) со стороны матери действий, которые влекут за собой удовлетворение тех или иных его желаний или успокаивают его. В раннем детстве повторно возникающие ситуации, приводящие к беспокойству или напряжению, не делают ребенка способным противостоять стрессам. Ребенок, который редко подвергается испытаниям трудностями (потребности в большинстве случаев удовлетворяются своевременно), лучше переносит стрессы, чем тот, который неоднократно испытал напряжение отрицательных эмоций. Стабилизации психического состояния, уменьшающего риск неблагоприятных последствий при возникновении трудных жизненных обстоятельств у детей, способствуют неменяющиеся родителями принципы ухода и неизменный «образ матери».

В предшествующие десятилетия преобладало мнение, что материнской заботы для формирования адаптивного поведения ребенка достаточно. Нежность, доброта, самоотверженная забота о ребенке, проявляемые отцом, рассматривались лишь как имитация женского поведения и необязательные для воспитания ребенка. В действительности, в отцовстве и материнстве больше сходства, чем различий, ибо они — продукт обмена чувствами с их собственными родителями обоего пола. Доказано, что активное участие отца в подготовке родов уменьшает количество осложнений в них, снижает восприимчивость новорожденного к стрессам. Отношения малыша, формирующиеся не в диаде «мать—ребенок», а в триаде «отец—мать—ребенок», способствуют тому, что младенец доброжелателен и весел, рано начинает улыбаться. В начальный период адаптации не только мать, но и отец должны знакомиться со степенью готовности ребенка к жизни, воздействовать на него с тем, чтобы установить с ним обратную связь. Исследование детей раннего возраста в присутствии матери или отца и без них обнаружило одинаково стимулирующее влияние обоих родителей. Понятно, что фигура отца, как и матери, облегчает ребенку переживание трудной ситуации. Отец также оказывает влияние на ребенка не только прямо, но и через мать и посредством семейного климата, одним из создателей которого он является. Некоторые авторы идут дальше, утверждая, что не только родители воспитывают детей, но и вся семья оказывает непосредственное влияние на развитие и направление происходящих в ребенке процессов созревания. Они полагают, что близкие родственники, составляющие расширенную семью (дедушки, бабушки, братья, сестры, кузены, кузины и т. д.), в этом принимают участие, так же, как это делает и все общество в целом. Социальные стимулы, получаемые ребенком от окружающих его людей, освобождают рефлекторные инстинктивные проявления.

Психоаналитическая теория объясняет взаимоотношения мать—дитя зависимостью младенца от матери. Этологическая концепция на передний план выводит формирование прочной эмоциональной связи, являющейся врожденной мотивационной системой. В соответствии с этим пониманием и мать и ребенок стремятся к тесному физическому общению. Один из механизмов объединения детеныша и его матери — импринтинг (врожденная способность животных следовать за объектом). Новорожденный осуществляет «поиск близости» посредством плача («иди сюда») или улыбки («не уходи). Возможно, что корни этого заложены до рождения путем воздействия на плод звуков сердца матери. Запечатление (импринтинг), происшедшее у плода, связывают с материнскими сердцебиениями, поэтому они успокаивают младенца. Рождение для младенца — травматическая ситуация. Ему приходится защищаться, снижая уровень эмоционального напряжения. Объятия (прикосновения) матери и звуки ее сердца, которые при ее приближении снова хорошо слышны, — источники чувства безопасности младенца, позволяющие нормализовать уровень его внутреннего напряжения. В формировании материнского чувства критический период — 24 часа после рождения. Очень важно, чтобы новорожденный не позже этого побывал на руках у матери, тогда возникшая привязанность будет особенно сильной. На ранней стадии возникновения привязанности между матерью и ребенком особое значение имеет тесный телесный контакт между ними. В этой связи неправильно не брать плачущего ребенка на руки. Необходимо удовлетворять его потребность в контакте, в результате чего сформируется чувственное впечатление — любовь. Если все-таки ребенка не берут на руки, он не будет плакать, у него появится «хорошее поведение» (фактически безразличное), однако его эмоциональное развитие нарушится и сделает его недостаточно защищенным от стрессов. Нарушение системы общения между матерью и ребенком может сделать мать нечувствительной к потребностям малыша. Мать может решить, что он благополучен. В этом случае она не обеспечит ему всего необходимого для формирования привязанности.

Читайте также:  Как выявить отставание в развитие ребенка

С 6-го месяца телесный контакт заменяется иной формой общения. С этого времени голос и зрительный образ родительницы несут такой же позитивный эмоциональный заряд, как и физический контакт. Плачущий ребенок, увидев или услышав мать, успокаивается. Устрашающая ситуация еще вызывает у него потребность в физическом контакте, однако порог такой реакции повышается с возрастом. Таким образом, не только матери воспитывают детей, но и дети со своей стороны стремятся управлять поведением матери, привлекая ее внимание, если она не успевает выполнять их желания. Этологи видят усилия матери и ребенка в том, чтобы находиться вместе для наилучшей адаптации к жизни. Мать сделает относительно беспомощного ребенка защищенным от опасностей и удовлетворит его нужды.

Таким образом, существует целый ряд предпосылок психического здоровья младенца:

  1. здоровые отношения между матерью и ребенком;
  2. качественные отношения между матерью и ребенком, приводящие к благополучному физическому, познавательному и эмоциональному развитию;
  3. положительные отношения между матерью и ребенком, обучающие способности доверять и обращаться к другим;
  4. реципрокность и синхрония отношений «мать—дитя» как основной элемент положительного характера привязанности между ними;
  5. несменяемость первичного воспитателя младенца (желательно, чтобы это была мать от рождения и без перерывов);
  6. снабжение родителями своих детей возможностями для оптимального развития.

A. W. Burgess (1978) сформулировал ранние признаки стойкой и глубокой привязанности, а также обратил внимание на признаки слабой, плохо формирующейся привязанности.

Признаки стойкой привязанности матери к ребенку:

  • ищет и поддерживает глазной контакт;
  • произносит слова с особенными интонациями;
  • прикасается к ребенку, ласкает его;
  • часто держит на руках, располагает соответственно формам своего тела, прижимает к себе;
  • испытывает положительные чувства.

Признаки стойкой привязанности ребенка к матери:

  • возвращает взгляд и поддерживает глазной контакт;
  • поворачивается, настораживается, пытается подражать тону материнского голоса или сам производит звуки для матери;
  • настораживается, улыбается, кажется успокоившимся;
  • принимает форму материнского тела, кажется расслабленным — хорошо приноравливается;
  • испытывает положительные чувства (живость, спокойствие), может успокоиться, если плачет.

Ранние признаки плохо формирующейся привязанности матери к ребенку:

  • избегает глазного контакта или он «плавающий»;
  • редко обращается прямо к ребенку, не использует особенных интонаций;
  • избегает прикосновений и ласк;
  • редко держит на руках, не прижимает к себе, держит ребенка вдали от себя;
  • само тело матери не гибкое;
  • испытывает негативные чувства (невыраженные явно или гневные).

Ранние признаки плохо формирующейся привязанности ребенка к матери:

  • избегает глазного контакта или он только мимолетен;
  • отворачивается, не возвращает вокализации, не пытается спровоцировать мать на вокализацию;
  • отворачивается, не реагирует, плачет;
  • негибкий, отворачивается, не податлив, беспокоен, плачет, плохо приноравливается;
  • испытывает негативные или невыраженные чувства (сонливость или беспокойство), если плачет, не может успокоиться.

К сожалению, существуют препятствия, которые могут помешать матери правильно воспитывать ребенка. Установление глубокой эмоциональной связи внутри диады между матерью и ребенком может затрудняться незрелостью чувств и характера матери, ее неуравновешенностью. Препятствием может быть юный (до 18 лет) возраст матерей. В половине случаев зачатие у них происходит случайно, беременность оказывается незапланированной, а ребенок нежеланным не только для будущей матери, ее полового партнера, но и для родственников (13,7% из них пытаются оформить отказ от своего ребенка). Естественно, что социальная и психологическая неподготовленность к осуществлению обязанности матери не позволят женщине создать положительную эмоциональную среду, необходимую для формирования глубокой привязанности между матерью и ребенком. Юных, и более старших, но эмоционально незрелых матерей в прошлом подвергали депривации, их отвергали родители или воспитывали в неблагополучных семьях. Они могут быть инфантильными, эгоцентрически сосредоточенными на своих делах, неспособными к любви и справедливым отношениям между людьми. При появлении ребенка у них не хватает теплоты и нежности при обращении с ним, понимания его основных потребностей. Эти матери не способны установить прочные отношения и с отцами своих детей, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, что также затрудняет благополучное развитие детей. Помехой возникновению благоприятных отношений в системе «мать — дитя» может быть неразвившаяся гестационная доминанта, то есть недостаточная готовность и решимость стать матерью.

Нелюбимый или нежеланный ребенок не вызывает к себе положительных эмоций, которые так необходимы для формирования привязанности, чувства безопасности, уверенности в своем благополучии и дальнейшего развития. Отказ матери от кормления грудью или невозможность этого лишает младенца естественной хорошо усваиваемой пищи, снабжающей всем необходимым для физического развития и укрепления иммунитета. Однако, отсутствие лактации у матери — нередко признак перенесенных ею тяжелых или неоднократных стрессов, а также того или иного заболевания. Все эти изменения у матери могут индуцировать у ребенка эмоциональные нарушения, усугубляющиеся недостаточным телесным контактом из-за того, что ребенка не прикладывают к груди. По некоторым данным только 5% матерей осведомлены о том, что грудное вскармливание укрепляет психологический контакт в системе «мать—дитя». Много доказательств было приведено в пользу того, что недостаточная эмоциональная и сенсорная стимуляция ребенка раннего возраста, особенно при отделении от родителей, обязательно вызовет серьезные нарушения в его эмоциональном и, в конечном итоге, в общем психическом развитии. Не отделение от матери, а неправильный уход, не обеспечивающий любовь, внимание и безопасность более вредны для ребенка.

Психологическое состояние современных матерей, имеющих детей до 3-х лет, далеко от стабильности. В одном из исследований было показано, что 40% из них конфликтует с мужьями, 35% не довольны своей работой, 30% испытывают страх одиночества. У половины из этих матерей ребенок оказался нежеланным, а у трети — после рождения ребенка ухудшились отношения между родителями. В результате нежеланные дети отстают по своим показателям психомоторного.развития и способностям адаптации к социальному окружению. Еще больше трудностей появляется, если мать страдает неврозом или психозом. Особенно сложно осуществлять заботу женщинам, у которых после родов развивается депрессия. Способность реагировать на потребности ребенка требует значительных психических и физических ресурсов, которых у депрессивных женщин недостаточно. Полагают, что число таких матерей значительно и колеблется между 26 и 40%. Наиболее частым последствием воспитания матерями со стойким патологически сниженным настроением оказывается нарушение взаимоотношений в диаде, приводящее в дальнейшем к измененному эмоциональному реагированию: эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой сепарационной тревожности. Все эти расстройства в большинстве случаев у детей раннего возраста проявляются соматическими, а по существу, психосоматическими расстройствами: нарушениями сна, пищевого поведения, болевыми симптомами и т. д.

Источник: 

Исаев Д.Н. — Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей

Источник