Роль матери и отца развитии ребенка в раннем возрасте

Роль матери и отца в развитии ребенка в раннем возрасте
Привязанности
Привязанность к определенным людям начинает явно проявляться у младенцев старше 6 месяцев. Обычно, хотя и не всегда, первый объект привязанности — мать. В течение месяца или двух большинство детей начинают проявлять привязанность к отцу, братьям, сестрам, бабушкам и дедушкам. Объект привязанности может лучше других успокоить и утешить малыша; младенец чаще, чем к другим, обращается за утешением к нему; в его присутствии ребенок реже испытывает страх (например, в незнакомой обстановке). Такая привязанность имеет определенную ценность с точки зрения самосохранения. Прежде всего, она дает ребенку чувство безопасности при освоении окружающего мира, столкновении с новым, неизвестным и ярче проявляется, когда он испытывает страх. Ребенок может не обращать внимание на родителей и охотно играть с незнакомым человеком (при условии, что рядом находится кто-то из близких), но, стоит только его чем-либо напугать или взволновать, он тут же обернется за поддержкой к матери или отцу.
С помощью объекта привязанности ребенок оценивает также степень опасности новой ситуации. Например, малыш, приближающийся к незнакомой яркой игрушке, останавливается и смотрит на мать. Если вдруг на ее лице отразится тревога или она произнесет что-то испуганным голосом, ребенок также проявит настороженность и, отвернувшись от игрушки, поползет к матери. Но, если мать улыбнется и обратится к малышу подбадривающим тоном, он снова направится к игрушке.
Поведение родителей и привязанность
Хотя младенцы, по-видимому, обладают врожденной способностью испытывать эмоциональную привязанность, все же ее сила и качество, а также сам выбор объекта в большей степени зависят от поведения родителей по отношению к ребенку.
Что же наиболее важно во взаимоотношениях «отцов и детей» для развития привязанности? Прежде всего это способность взрослого чувствовать и отзываться на любые сигналы ребенка, будь то взгляд, улыбка, плач или лепет. Обычно дети привязываются к родителям, которые быстро и позитивно реагируют на проявленную ребенком инициативу, вступают с ним в общение и взаимодействие, соответствующее его познавательным способностям и настроению.
- В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т.е. следует соблюдать соотношение инициативных и ответных действий как со стороны матери, так и со стороны ребенка.
- Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно его игру, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать), не мешайте его целенаправленной деятельности.
Необходимыми качествами, способствующими развитию привязанности ребенка к матери или отцу, являются теплота, мягкость, нежность в отношениях, подбадривание и эмоциональная поддержка.
В зависимости от поведения родителей, особенностей их взаимодействия и общения у малыша складывается определенный тип привязанности к отцу и матери.
- Дети, которые не очень огорчаются после ухода матери, вступают в общение с незнакомцем (например, играли в игрушки), а когда мать возвращается, радуются и тянутся к ней — надежно привязанные.
- Дети, которые не возражают против ухода матери и продолжают играть, не обращая внимания даже на ее возвращение — индифферентными, ненадежно привязанными.
- Дети, которые очень огорчаются уходу матери, а когда она возвращается, как будто стремятся к ней, цепляются, но тут же отталкиваются и сердятся —аффективными, ненадежно привязанными.
Тип привязанности ребенка к родителям влияет на его дальнейшее психическое и личностное развитие.
Наиболее благоприятной для развития является надежная привязанность. Она с первых лет жизни закладывает основы чувства безопасности и доверия к окружающему миру. Дети с таким типом привязанности в раннем детстве проявляют общительность, сообразительность, изобретательность в играх, В дошкольном и подростковом возрасте они демонстрируют черты лидерства, отличаются инициативностью, отзывчивостью, сочувствием, популярны среди сверстников.
Несколько советов:
- Хвалите малыша за успехи. Если у него что-либо не получается, помогите справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность.
- Не следует хвалить за неуспешные действия. Это может деформировать самооценку успешности.
- Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может высказываться очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен. Желательно дать малышу возможность справиться с затруднениями в сотрудничестве с взрослым.
Дети с ненадежной привязанностью (аффективной, двойственной и индифферентной, избегающей) часто более зависимы, требуют больше внимания взрослых, их поведение неустойчиво и противоречиво.
Каким же образом привязанность, заложенная в раннем детстве, влияет на поведение ребенка в будущем?
Внимательные, заботливые родители формируют чувство базисного доверия к миру, создают позитивное отношение к окружающим. Формируются инициативность, самостоятельность, уверенность и уважение к себе.
Дисгармоничные отношения, для которых характерны нечувствительность к инициативе, пренебрежение интересами ребенка, навязчивый стиль отношений, наоборот, приводят к формированию негативного отношения к окружающим. Формируются пассивность, зависимость от других, искаженный образ Я. Такие дети избегают открыто выражать свои эмоции и потребности, как бы скрывают свое состояние.
Без определенной и стабильной стратегии поведения окружающих поведение ребенка остается неорганизованным и тревожным.
Оценивая малыша, не пользуйтесь безличными оценками «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать ребенку критерии успеха или неуспеха е каждом конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и независимости, контролю за собственными действиями.
Сформированная в первые годы жизни привязанность к близким является достаточно устойчивой. Большинство детей демонстрируют этот же тип привязанности в школьном возрасте в контактах со сверстниками. Во взрослой жизни в межличностных отношениях также можно увидеть характерные черты сформированной еще в детстве привязанности.
Как родители влияют на образ Я ребенка
Во взаимодействии с близкими людьми у младенца начинает постепенно формироваться образ Я. Общение с взрослыми — важный источник знаний ребенка о себе.
Что же именно он о себе узнает? Прежде всего нечто самое общее и важное: нужен он или не нужен другим, любят его или нет. Для психического развития ребенка очень важно положительное переживание своей значимости для близких людей. Отношение младенца к себе отражает отношение к нему родных и близких. Родители, называя ребенка по имени, ласково, нежно разговаривая с ним, как бы авансом наделяют его личность уникальной значимостью, особой ценностью. Именно такие проявления взрослого, адресованные малышу, культурно обусловлены и передаются из поколения в поколение. Они способствуют формированию у ребенка положительного самоощущения, помогают определить свою значимость для других. Позитивное эмоциональное самоощущение становится основой для открытого, доверчивого отношения к миру.
Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.
Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени, показывайте различные части лица (глаза, нос, щеки и пр.), тела (руки, ноги, живот и пр.).
Для того чтобы узнать, сложились ли у малыша первоосновы образа себя, подведите его к зеркалу и посмотрите, как он будет себя вести. При позитивном отношении к себе дети уже в конце первого года жизни с удовольствием рассматривают себя в зеркале, улыбаются, прищуривают глаза, морщат нос, красуются, рассматривают детали одежды (например, вышивку на карманчике), играют со своим отражением, улыбаются отражению взрослого. В этом возрасте они способны узнать себя в зеркальном отражении, могут использовать зеркало для коррекции внешнего облика совсем как взрослые.
С первых дней жизни следует относиться к ребенку кок к личности, а не просто «объекту ухода». Это значит, что любое свое действие, любую процедуру, производимую с младенцем в различные режимные моменты (во время пеленания, купания, кормления, укладывания спать и т.д.), нужно сопровождать обращениями к нему. При этом полезно комментировать не только свои действия, но и действия ребенка, как будто он все понимает и может ответить. Речь взрослого должна быть выразительной, максимально адресованной малышу, включать в себя одобрения, относящиеся к личности ребенка (например, хороший, красивый, самый любимый и пр.), положительную оценку его действий (молодец, всю кашку съел; как хорошо маме улыбается; вот как громко погремушкой стучит и пр.), чаще называйте ребенка по имени.
В первые недели жизни младенец еще фактически не является партнером по общению, но постоянный поток воздействий, обращенных к нему, создает привычку и вкус к ласке, теплым словам и тем самым формирует потребность в общении.
Совсем иная картина наблюдается в поведении детей, когда близкие мало интересуются ими, редко играют, разговаривают, берут на руки. В некоторых семьях, чаще у молодых родителей, ребенок становится скорее объектом ухода, нежели полноценным человеком, личностью. Вследствие этого отношение ребенка к себе недостаточно развито, не имеет яркой положительной эмоциональной окрашенности. Глядя на себя в зеркало, такой малыш смущенно опускает глаза, отворачивается, он как будто не знает, чье там отражение. Иногда собственное отражение вызывает даже отрицательные эмоции: настороженность, тревогу, боязнь. Поскольку близкие взрослые не практиковали личностно-ориентированного общения, не придавали ему особой значимости, то и сам малыш недостаточно выделяет себя из окружающего, менее отчетливо переживает свое Я. Этим и объясняется отсутствие интереса к своему отражению в зеркале, а нередко и неприятие его.
Практикуя бережное, доброжелательное, уважительное отношение к малышу, родители и другие близкие люди укрепляют его положительное самоощущение, чувство своего Я. А это, в свою очередь, позволяет ребенку проявлять больше личностной активности, инициативы, интереса в освоении окружающего мира.
Развитие образа Я в раннем детстве
На протяжении раннего детства у детей интенсивно развивается умение действовать с предметами. Это способствует формированию дальнейших знаний о себе, своих возможностях и способностях. Какие же новые знания о себе приобретают малыши на втором и третьем годах жизни? Наблюдения за детьми выявили появление в этот возрастной период целого ряда форм поведения, свидетельствующих о развитии самосознания.
Влияние на поведение других людей. Двухлетние дети начинают подчинять поведение других людей своим требованиям. Малыш прикладывает телефонную трубку к уху матери, просит взрослого пересесть на другой стул, помочь построить домик из кубиков, завернуть куклу, включить телевизор или издать забавный звук. Эти требования и просьбы связаны со стремлением оказать влияние на поведение взрослого. Дети не стали бы ничего требовать от родителей, если бы не были уверены, что те могут их послушать. Таким образом, дети «знают» о своей способности влиять на поведение других людей.
Описание своего поведения. Обычно на третьем году жизни дети начинают употреблять местоимения «я», «мне», «ты», так как осознают свое отличие от других людей, а выполняя какое-нибудь действие, называют его вслух. Взбираясь на стул, малыш приговаривает: «Я сяду»; строя из кубиков башню, говорит: «Я строю», а направляясь на кухню, повторяет: «Хочу печенья». Дети демонстрируют также свою осведомленность в названиях предметов и явлений, соотнося их с собой. Например, ребенок говорит: «Я сижу», «Моя книга», «Моя машинка», «Я играю в куклу».
К трем годам у детей появляется представление о собственном мышлении как процессе, скрытом от окружающих.
Чувство собственности. В социальном взаимодействии детей проявляются такие признаки самосознания, как чувство собственности (по отношению к игрушкам и т.д.).
Чувство сопереживания. С развитием образа себя у ребенка появляется способность понимать эмоциональное состояние другого человека. После полутора лет у детей можно наблюдать явное стремление утешить расстроенного человека. Так, малыш обнимает, целует расстроенную и огорченную чем-то маму, протягивает ей игрушки и сладости.
Реакции родителей помогают детям понять, как их поступки влияют на окружающих. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение («Какой молодец, сам убрал игрушки!») или же мягком порицании («Осторожно, так можно сделать больно сестричке»). Основным объектом критики должно быть поведение ребенка, а не он сам.
То, что маленький ребенок может понять психологическое состояние другого человека, означает, что он способен вспомнить свои прежние эмоциональные ощущения и поступить соответственно своему личному опыту.
Первичная половая идентичность. От 1,5 до 3 лет у детей формируется первичная половая идентичность. В этот период ребенок научается правильно относить себя к тому или иному полу, но понимание половых различий остается еще ограниченным. Например, трехлетний мальчик огорчает своих родителей тем, что собирается, когда вырастет, стать мамой. Другой ребенок проявляет беспокойство, увидев мать в маскарадном мужском костюме.
Предлагайте мальчикам и девочкам различные игрушки в соответствии с поло-ролевой принадлежностью, традиционные игровые сюжеты, создавая условия для формирования половой идентичности.
Постоянством пола называется понимание детьми того, что пол не изменяется стечением времени, при смене одежды, рода занятий или других внешних признаков. В раннем возрасте дети не осознают еще постоянства пола.
К трем годам дети не только правильно различают пол окружающих людей, но и довольно хорошо знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляют разные требования: девочки обычно играют в куклы и одеваются как женщины, а мальчики играют в машинки, кубики или игрушечное оружие.
Источник
«Роль матери и отца в развитии ребёнка раннего возраста»
Цель: содействовать осознанию родителями своей роли в развитии ребёнка раннего возраста для формирования взаимного доверия и эмоционального благополучия семьи.
Задачи: раскрыть особенности влияния родителей на психическое развитие детей раннего возраста; определить разницу отцовского и материнского воспитания; помочь родителям лучше понять своего ребёнка; выработать эффективные навыки взаимодействия с ребёнком раннего возраста.
Ход встречи.
1. Вступительное слово.
Сегодня мы собрались с вами поговорить о самом дорогом, что у нас есть- о наших детях. Поступление малыша в детский сад — это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем даётся легко.
Эмоциональное состояние маленького человека и его отношение к миру имеют огромное значение в психическом развитии ребёнка. Положительные эмоции создают благоприятные условия не только для режимных процессов, но и для формирования навыков поведения. Они влияют на установление социальных связей сначала со взрослыми, а затем и сверстниками, на поддержание и развитие интереса ко всему, что происходит вокруг. Ведущая роль в жизнедеятельности ребёнка принадлежит взрослому, а значит, именно мы можем повлиять на его благополучное эмоциональное развитие. Для этого между нами взрослыми; родителями и педагогами- должны установиться дружеские , тёплые взаимоотношения. И в этом нам поможет игра.
- Игра «Давайте познакомимся»
Важнейшей характеристикой этого возрастного этапа является неустойчивость эмоциональной сферы ребёнка. Его эмоции формирующиеся в это время чувства, отражающие отношение к предметам и людям, ещё не фиксированы и могут быть изменены в соответствии с ситуацией. Поэтому, роль родителей в эмоциональном состоянии ребёнка огромна. Чем же отличается материнская психология от отцовской? В чём разница между материнским и отцовски воспитанием? О природе материнского поведения, заложенного природой, существуют споры. Однако, с эволюционной точки зрения функция матери состоит в адекватной заботе о потомстве. Плюс к этому добавляются социокультурные обязанности: воспитание, развитие и прочее. У матери с ребёнком более тесная эмоциональная связь изначально с момента рождения ребёнка(кормление грудью, физический уход). Материнская забота обеспечивает возможность принятия, отцовская же забота побуждает к отдаче. И то и другое необходимо для развития личности. Отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь требовательная, условная любовь, которую он должен заслужить.. Отцовская любовь не является врождённой, а формируется на протяжении первых лет жизни ребёнка. Для того, чтобы заслужить отцовскую любовь, ребёнок должен соответствовать определенным социальным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений успешности. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение, отец видит в мальчике продолжателя рода, поэтому выполняет как бы функцию социального контроля и является носителем требований и санкций. Если мать предоставляет ребёнку возможность ощутить интимность человеческой любви, то отец проторяет ему путь к человеческому обществу. Отец является источником знаний о мире, труде, технике, способствует формированию социально- полезных целей и идеалов.
Психологами были получены данные, свидетельствующие о том, что у людей, растущих без отца, получают большее развитие гуманитарные способности. Авторитарный отец оказывает положительное влияние на умственные характеристики детей, а авторитарная мать- отрицательное. Поведение родителей играет важную роль в развитии самооценки ребёнка. Если родители относятся с уважением к ребёнку, любят его, принимают его таким, какой он есть, то и ребёнок чувствует собственную ценность, значимость. В то время, как холодные, безразличные или враждебные отношения приводят к обратному эффекту.
- Методика «Ладошка» (изучение межличностных связей в семье)
Несмотря на то, что практически все родители любят своих детей, между ними существуют различия в том, насколько часто и открыто выражают свои чувства и насколько им свойственны холодность и враждебность (которые иногда даже способны вытеснить тёплое, сердечное отношение к ребёнку) для нашей культуры нехарактерно внешнее проявление любви, нежности отца к ребёнку. Редко увидишь на прогулке папу за руку с сыном, чаще они
идут рядом и даже не разговаривают., как будто папа просто сопровождает ребёнка.
Удивиться, восхититься сооружением кубиков, рисунком, умением танцевать, рассказать стихотворение — всё несвойственно для большинства современных отцов.
В наши дни любовь родителей к ребёнку чаще всего выражается в покупке дорогой игрушки. Но гораздо больше даже самой привлекательной игрушки малышу нужны внимание, участие, понимание, дружба, общность интересов, дел, увлечений, досуга. На втором году жизни становится очевидным, что поощрение взрослого приобретает роль стимула для развития действий ребенка. Доброжелательность, обращение к ребёнку по имени, констатация его действия, сопровождаемая похвалой, будут способствовать тому, чтобы действие повторялось чаще. Порицание и запрет следует высказывать мягко, доброжелательно; недопустимы порицания личности ребёнка- их можно адресовать лишь отдельным его действиям. Так следует говорить не «ты плохой», а «ты плохо сделал»
Ещё одна негативная черта нашей традиции воспитания — преобладание порицания над похвалой. Многие папы думают, что воспитывать значит делать замечания, запрещать, наказывать, и именно в этом видят родительскую функцию. В результате к 4-5 годам у ребёнка складывается представление об отце как о человек, который ожидает от него «неправильного», «плохого» поведения ( в отличие от матери), низко оценивает не только тот или иной его конкретный поступок, но и его личность в целом. В дальнейшем это представление распространяется на других людей, ребёнок становится неуверенным в себе, ожидает от окружающих негативных оценок своих способностей и умений.
Особенно неблагоприятен для развития Я-концепции авторитарный стиль воспитания, характерной чертой которого является стремление к безапелляционности в суждениях и ясности во всякой ситуации. Поэтому любое наказание, любое требование к ребёнку не содержат в себе даже намёка на готовность принять его, помочь ему или убедить. Такие отцы могут временами искренне считать, что их ребёнок плох целиком, без всяких оговорок. В результате у малыша с первых лет жизни растёт уверенность в том, что его не принимают, не одобряют и в конечном счёте он приходит к убеждению в своей малоценности и ненужности.
4. Тест «Какой вы родитель?»
Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребёнком оказывает существенное влияние на его развитие. Оцените особенности вашего общения. Части ли вы употребляете такие по смыслу выражения?
- Какой ты у меня молодец.
- Ты способный, у тебя всё получится.
- Ты невыносим.
- У всех дети, как дети, а у меня…
- Ты мой помощник.
- Вечно у тебя всё не так.
- Сколько раз тебе повторять.
- Какой ты сообразительный.
- Чтобы я больше не видела твоих друзей.
- Как ты считаешь?
- Ты полностью распустился!
- Познакомь меня со своими друзьями.
- Я тебе обязательно помогу, не переживай.
- Меня не интересует, что ты хочешь.
Если вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13 то начислите себе 1 балл.
Если вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14 то начислите себе 2 балла.
Посчитайте общую сумму баллов.
7-8 баллов. Между Вами и Вашим ребёнком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.
9-10 баллов. Ваше настроение в общении с ребёнком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
11-12 баллов. Вы недостаточно внимательны к ребёнку
13-14 баллов Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребёнком часто возникает раздражение. Будьте более гибким со своим ребёнком.
5 Игра с мячом «Добрые слова»
Родители поочерёдно называют ласковые слова или фразы, которые они используют, поощряя ребёнка.
6 «Социальное развитие ребёнка в семье, или Выходной день с малышом» ( лекция –диалог)
Как известно понедельник – день тяжёлый. В детских садах эта простая истина, к сожалению, находит подтверждение каждую неделю. После выходных дней дети приходят сонные, капризные, часто плачут. Скучают по маме, их трудно заинтересовать игрушками, занятиями, разговорами.
В группах раннего возраста это особенно заметно. Маленьким детям ещё слишком трудно переключаться с организованной и стабильной жизни детского учреждения на неупорядочную, как правило, жизнь семьи; двухдневный срок ощущается ими, как гораздо более длительный период, чем это привыкли чувствовать мы, взрослые. В результате появляется тот самый «тяжёлый понедельник». Кроме того не всем детям удаётся адаптироваться к условиям детского сада за один день. Есть малыши, которых «отдых выбивает из колеи» до середины недели.
Очень многое зависит от того как организованы выходные, насколько учитываются возрастные особенности ребёнка и его потребности. В эти дни родителям приходится решать сразу несколько задач. Во-первых им нужно успеть переделать все свои «взрослые» дела, накопившиеся за неделю. Во-вторых они должны вовремя накормить и уложить спать ребёнка, погулять и поиграть с ним – словом соблюдать привычный режим дня малыша, который, к сожалению, совсем не совпадает с планами родителей, и далеко не во всех семьях взрослые пытаются перестроить свои планы в интересах ребёнка.
Как проходит выходной детей Вашего малыша? (высказывания родителей)
Кстати, вопрос о том, стоит ли маленьким детям смотреть телевизионные передачи, является очень активным. Не секрет, что большинство родителей сажают ребёнка перед телевизором чуть ли не с года, чтобы он хоть на миг оставил их в покое. В то же время многочисленные свидетельства врачей, психологов, педагогов подтверждают, что такое времяпрепровождение не приносит ничего, кроме вреда: длительный просмотр телевизора в этом возрасте приводит к переутомлению зрения, частое мелькание кадров, особенно к липах, сопровождаемое громкой музыкой нередко провоцируют нарушение деятельности нервной системы, вплоть до судорог. Быстрая смена изображений не даёт ребёнку возможность понять смысл происходящего, а сцены насилия, которыми изобилуют сегодняшние фильмы, наносят непоправимый вред детской, ещё не сформировавшейся психике.
- Смотреть можно только передачи, предназначенные для маленьких детей, лучше всего отечественный мультфильмы с чёткой, ясной картинкой, мелодичной музыкой, добрыми нестрашными героями и понятным, доступным малышу содержанием.
- Желательно периодически просматривать одни и те же мультфильмы, как перечитывают знакомые книги. Это способствует лучшему пониманию, более осознанному восприятию, элементарному предвосхищению уже известных событий. И в этом ребёнку тоже должна помочь мама:» Кто сейчас из окошка выглянет? Правильно, мышка. А это кто к ней сейчас прискачет? Лягушка-квакушка», для этого полезно иметь любимые мультфильмы на дисках.
- Передача «Спокойной ночи, малыши» может быть рекомендована детям, начиная с 3-х лет, до этого возраста им трудно ориентироваться в сюжете передачи.
- Если вы заметили, что вечером ребёнок перевозбуждается от просмотра телепередач, делайте это только по утрам, а вечером прочитайте знакомую книжку, расскажите сказку, поговорите с малышом о том, как прошёл день, что вы с ним видели, что делали, как играли, что нового он узнал.
- Никогда не оставляйте ребёнка одного перед телевизором и не разрешайте смотреть «взрослые» передачи. Не поощряйте игры с пультом переключения каналов без Вашего ведома. Мало ли что он увидит.
День, наполненный событиями утомляет малыша. Многие родители думают, что уставший ребёнок быстрее засыпает. На самом деле переполненный впечатлениями малыш перевозбуждается, нервничает, плачет или без причины смеётся и , даже, зевая во весь рот не может уснуть. Привычный режим дня, приятные, понятные ребёнку события, постоянный контакт, доверительные отношения и с мамой, и с папой, внимание родителей, их ласка сделают общение родителей с ребёнком настоящим праздником.
Источник