Роль матери для развития ребенка

Роль матери для развития ребенка thumbnail
  • Теги:
  • Родительский лекторий
  • 0-1 год
  • 1-3 года
  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • приоритеты

О роли мамы в жизни ребенка

Материнство – это не только безграничная и безоговорочная любовь к своему ребенку, но и особая ответственность, которая ложится на плечи женщины. Ответственность эта заключается в понимании того, что такое материнская сила, как поведение матери влияет на формирование личности ребенка, как нужно проявлять внимание к самой себе.

Чем материнство так отличается от других ролей? Быть матерью – это полностью отказаться от своих желаний или же все же женщина, родившая ребенка, имеет право жить так, как она считает нужным? На эти вопросы в Международный День Матери отвечает известный блогер, автор книг о материнстве и женственности, Ольга Валяева.

Мама – это безопасность

Мама – это единственный человек, находясь рядом с которым ребенок испытывает наибольший комфорт и спокойствие. В присутствии матери ребенок чувствует себя под ее защитой, поэтому расслабляется и не боится быть самим собой. Под посторонних людей ребенку постоянно приходится подстраиваться, адаптироваться, а когда рядом мама, ему не страшно показаться смешным или нелепым.

Подпитываясь ощущением безопасности, которое обеспечивает ему мать, ребенок постепенно учится строить собственные отношения с миром. Он перестает бояться насмешек и осуждения, а также возможности совершать ошибки. Это бесценный опыт.

Мама – это гарантия полноценного детства

Мама является не только гарантом безопасности ребенка, но и обеспечивает ему еще одну защиту – защиту его права быть ребенком. Дети, рядом с которыми находится мама, не боятся бегать, прыгать, играть, быть активными и заниматься обычными «детскими» делами, среди которых непременно есть и шалости. Ребенок, растущий рядом с матерью, может позволить себе познавать окружающий мир любыми доступными ему способами, поскольку мама защищает его от внешнего мира, дает ему сполна насладиться прелестью беззаботного детства и не торопит взрослеть.

Мама – это жизненные ценности

Жизненные приоритеты, ценности, поведение и привычки ребенка формируются в соответствии с родительским поведением. Поскольку ближе всего ему мама, именно ее поведение существенно влияет на формирование у ребенка стереотипов того, как нужно себя вести.

Если мама на детской площадке курит и пьет пиво, а спустя несколько лет будет объяснять своему ребенку, что курить и пить – плохо, ребенок ее попросту не поймет, ведь в его сознании уже укрепилась мысль, что такое поведение нормально.

Важно не только то, что делает мать, когда ребенок рядом, но и то, как она себя ведет без него. Поэтому каждой матери важно научиться смотреть на себя со стороны, чтобы понимать, какой видят ее дети.

Мама – это модель взаимоотношений

Дети в большинстве случаев «забирают себе» модель родительских отношений, поэтому наиболее вероятно, что если у матери был счастливый брак, то и дочь последует этому примеру.

Матери всего лишь нужно быть такой женщиной, какой она желает видеть свою дочь в будущем, или такой, какую хочет видеть рядом со своим сыном.

Дети удивительно тонко чувствуют взаимоотношения между родителями, даже если с виду кажется, что они еще ничего в этом не понимают. Ни одна недовольная гримаса, ни одно сказанное в сердцах плохое слово, ни одна попытка соврать не проходят мимо детей. Они все прекрасно видят, чувствуют, а впоследствии копируют.

Мама – это любовь

Мама – это любовь

Любовь нужно уметь не только принимать, но и отдавать. Это и есть самый главный материнский урок.

Наблюдая за поведением матери, ребенок задает себе несколько вопросов, ответ на которые дает ему представление о том, что входит в понятие «любить»:

  • Умеет ли мама любить по-настоящему, без зависимости?
  • Разделяет ли она окружающих ее людей на группы: одних любит, других ненавидит, к третьим относится равнодушно?
  • Как можно охарактеризовать ее любовь: это чрезмерная забота, относительное равнодушие или служение интересам ребенка?
  • Какими словами можно назвать эту любовь?
  • Нравится ли ей любить, готова ли она безвозмездно отдавать и получать от этого удовольствие?
  • Можно ли ее любовь назвать бескорыстной или она ожидает чего-то в ответ?

Быть матерью – не только большая ответственность, но и большое счастье. Я – Родитель от всей души поздравляет своих читательниц с Международным Днем Матери!

Виктория Котлярова

Роль матери для развития ребенка

Какими вы представляете идеальные отношения с ребенком и что лучше, опекать и баловать, контролировать или отпускать «в свободное плавание»? Прислушайтесь к себе и ответьте на вопросы нашего теста, и вы сможете определить, какая вы мама.

Пройти тест

Источник

Каждая мать хочет воспитать своего ребенка идеальным человеком. Но мы все знаем, что это невозможно. Идеальных людей нет. Можно привить ребенку хорошие качества, дать основу для дальнейшего развития, сформировать некоторые принципы, указать на ценности.

Большую роль во всех перечисленных пунктах играет мать. Именно она закладывает ту основу личности, от которой в дальнейшем будет зависеть судьба ребенка.

Любовь, внимание, понимание, развитие силы, счастье и успех

Не все матери понимают, что играют большую роль в создании крепкой семьи. Из-за этого происходит множество разводов, которые каждую неделю фиксирует статистика. Но главную роль мама играет, конечно же, в воспитании ребенка.

Первое, что дарит мать ребенку — это любовь. С самого появления крохи молодая женщина испытывает это нежное чувство. Она передает его в прикосновениях, поглаживаниях, заботе о малыше. И он чувствует эту любовь. Не забывайте, что маленькие дети очень чувствительны к любым эмоциям, которые направлены на них.

Роль матери в воспитании ребенка заключается не только в любви, но и во внимании. Со стороны родителей не должно быть большой опеки, но и совсем не проводить времени со своим малышом — недопустимо. Поэтому мама должна выделить время, которое она проведет с ребенком, оставив ему часть дня для саморазвития. Малыш совершает ошибки в процессе своего развития, и в этом нет ничего страшного. Напротив, он учится на них. Но есть моменты, когда нужно жалеть ребенка и рассказывать ему о хорошем и плохом. Поэтому позаботьтесь заранее о том, чтобы у вас было достаточно свободного времени для воспитания своих детей.

Большую роль мама играет в стимулировании здорового образа жизни ребенка. Но нужно сказать, что этим должен заниматься и отец. Так как малыш берет пример со своих родителей, они тоже должны заниматься спортом и саморазвиваться. Утром стоит заняться зарядкой вместе с ребенком. Желательно, если ее будет выполнять вся семья. В дальнейшем можно водить ребенка на спортивные площадки, где есть турникеты лесенки и прочие приспособления для физического развития.

Ребенок станет счастливым и успешным, если родители позаботятся об этом заранее и создадут необходимые условия для этого. Не каждый человек понимает свою цель в жизни. От этого ведет неправильный образ жизни. На самом деле наша семья и дети — вот та главная цель, на которую мы должны тратить все наши силы. Поэтому родители должны создавать условия для развития детей, чтобы в будущем они могли познать счастье и успех, а, главное, добиться этого самостоятельно.

Что значит мама для ребенка в разные возрастные периоды

Роль матери в воспитании ребенка сводится не только к тому, чтобы хвалить и любить своего малыша. Нужно еще и знать, когда уместно наказание. Ведь чтобы вырастить порядочного человека, недостаточно только любить его. Поэтому родители должны быть в меру строгими и уметь применять наказание, когда это потребуется.

Читайте также:  Уровень умственного развития ребенка в сотрудничестве со взрослыми

Малыш с раннего детства должен понимать роль мамы в его воспитании. Необходимо привить ему уважение к матери, ведь нередки случаи, когда дети не ценят своих родителей. Поэтому воспитание должно быть смешанным, то есть включать как поощрение, так и наказание. Подробнее о методах воспитания

Но роль матери в воспитании ребенка не заканчивается в детстве. Она остается для него важной персоной и во взрослой жизни. И никто, кроме мамы, более искренне не сможет оценить поступок человека. Именно мать направляет своего ребенка на тот самый жизненный путь и помогает ему сделать нужный выбор.

До года

С самого появления малыша на свет роль мамы в его воспитании становится довольно обширной. Мать — это мир, в котором ребенку легко и комфортно. Она дарит ему заботу и знакомит с окружающей действительностью. Ребенок легко усваивает всю информацию, приходящую извне. Поэтому не стоит проявлять много негативных эмоций, так как это может отразиться на психике малыша.

Младенцы неспособны ещё полноценно общаться с людьми, но та любовь и забота, которую дарит мама, заменяет слова. Так формируется «Я» ребенка. Если малыш рад, что мама взяла его на руки, или капризничает, когда она отходит от него, не говорит о его избалованности. Просто в этот момент ребенок осознает роль мамы в своей жизни.

Мама с самых первых дней жизни малыша обеспечивает его выживание, и её собственная жизнь становится не настолько ценной. По тому, как кричит ребенок, она способна определить, чего он хочет. Она способна понять природные свойства малыша и создать условия для их развития. Помните, ребенок — это «чистый лист», на котором можно написать совершенно новую историю.

Раннее детство

Так уж сложилось, что ребенок понимает свою маму и прислушивается к ней. Есть мнение, что так он проявляет свою любовь. Однако это чувство формируется немного позже. А сейчас это нечто иное: у матери — её инстинкт, а у ребенка — понимание защиты. По голосу мамы, её запаху и прикосновениям малыш способен понять, что это она и успокоиться. Это связь, которую нельзя разрушать.

Первые правила безопасности закладывает именно мать. Она учит ребенка не выбегать на дорогу, не подбирать мусор с земли, не отбирать игрушки у других детей и т. п. Таким образом она передает ему информацию о внешнем мире, о том, как он устроен. И неважно, где живет ребенок — в мегаполисе или в глухой деревне, — эти знания способна дать любая ответственная мама.

Дошкольный и младший школьный возраст

С взрослением ребенка появляются новые прихоти и желания. Он тянется к друзьям, хочет общаться, познавать мир. И матери по-прежнему кажется, что она понимает своего ребенка с полуслова. Она думает, что её роль в воспитании сводится только к тому, чтобы передать малышу свои знания, ценности, установки. Но это не так!

Мир не так просто устроен. Если бы это имело место быть, дети продолжали бы дела родителей. Но ведь если мать, скажем, актриса, это совсем не значит, что её ребенок будет талантлив в данной области и иметь артистичную натуру. Он вполне может стать инженером или врачом. Поэтому роль матери в воспитании ребенка сводится к тому, чтобы не навязывать малышу свои жизненные принципы и приоритеты. Напротив, нужно уметь видеть врожденные качества малыша и развивать их.

Подростковый период

Этот период самый сложный не только в жизни родителей, но и детей. Поэтому роль матери должна заключаться в понимании желаний подрастающего поколения, его задатков, которые нужно помогать развивать. Но чтобы это получилось, необходимо разобраться в себе. Это поможет вырастить человека, не имеющего комплексов и способного самостоятельно достигать всех успехов в своей жизни.

Мы пропускаем действия других людей через себя. Именно поэтому пытаемся склонить ребенка под собственные ценности и приоритеты. Но так делать нельзя — результат может вас не порадовать. Чтобы воспитать подростка, лучше всего иметь базовую психологическую грамотность, которая позволит вам справиться с возникающими проблемами и понять своего ребенка.

И напоследок

Хочется сказать несколько слов матерям, которые не занимаются своими детьми. Учеными было доказано, что такие малыши вырастают либо неуверенными в себе, либо агрессивными. Стараться что-то сделать в подростковом возрасте, если вы не занимались ребенком с самого его рождения, — попусту тратить своё время. Пытаясь научить его чему-то хорошему, вы встретите протест, так как у него уже сложились свои принципы жизни.

Старайтесь заниматься воспитанием своих детей с самого детства. Именно в это время вы можете выстроить ту личность, которую хотите видеть в своём ребенке во взрослой жизни. Пишите свою историю, пока ребенок ещё лежит в пеленках и готов брать пример со своих родителей.

Автор: Дмитриенко Наталия Ивановна, педагог-психолог

Познавательная программа с участием психорлога

Советуем почитать: Лактаза Беби. Боремся с лактазной недостаточностью у малышей

Источник

Роль матери для развития ребенка Нормальное развитие ребенка и формирование успешно действующих защитных механизмов возможно лишь при хорошем приспособлении к социальной среде. Изоляция от родителей и собратьев, даже у приматов, делает невозможным формирование чувства любви, ведет к появлению стойкого страха и агрессивности, становится препятствием для социализации. Родившийся ребенок, почти не обладая никакой самостоятельностью, в то же время является частью диады. Другая часть диады — мать, основное условие жизнедеятельности ребенка и его развития. Мать формирует его как будущую личность, способную противостоять изменениям среды и бороться со стрессами. В этом основополагающую роль играет привязанность или чувство любви, возникающее между младенцем и его матерью. Сформировавшаяся эмоциональная связь между матерью и ребенком побуждает его искать у родительницы защиты при любом проявлении опасности, осваивать под ее руководством все необходимые навыки, без которых у него не разовьется необходимое для жизни чувство безопасности и уверенности в своих возможностях. Процесс развития привязанности основан на ряде врожденных способностей ребенка, с которыми он уже рождается. Новорожденный подготовлен к тому, чтобы с ним общались, все его чувства функционируют, хотя и развиты в разной степени. Он с рождения улыбкой пытается установить контакт с тем, чье лицо он воспринимает. Следит взглядом за красным мячом уже с 3-4-й недели жизни. В то же время лицо матери ему удается различить лишь с 3 месяцев. Развитие зрения у младенца очень важно, так как для общения с матерью взгляд играет основную роль. В течение первых 6 месяцев устанавливается визуальный контакт между матерью и ребенком. Он очень облегчает взаимодействие в диаде. В том случае, если мать будет обременена другими серьезными заботами, расстроена или больна, именно через этот контакт могут прийти сигналы, которые обеспокоят малыша.

Новорожденный хорошо слышит. Он вздрагивает от шума. Поворачивает голову в сторону звучащего голоса. На первом месяце жизни у него уже появляется положительная реакция на человеческий голос. Ему не нравятся шумное движение, громкие звуки радио, телевидения.

Читайте также:  Развитие ребенка полутора до двух лет

Обоняние развивается рано, оно существенно как для узнавания матери, так для развития привязанности к ней. Уже на 3-6-й день жизни ребенок отличает по запаху ту из двух марлевых повязок, которая находилась на груди его матери. Успокаивающее действие материнского запаха используется для лечения у ребенка расстройств сна, для чего материнский платок кладут ему на подушку. Сладкое у только что родившегося ребенка вызывает довольную улыбку, соленое — гримасу неудовольствия, чеснок — отвращение. Новорожденный очень чувствителен к прикосновениям, от одних он возбуждается, другие его успокаивают. Начиная с 10-дневного возраста у младенцев можно отметить проявления грусти и радости. Он тревожится, будучи голодным и выглядит удовлетворенным после кормления. Сначала эти чувства очень примитивны, но их прогресс заметен даже на первом году жизни.

Забравшись на руки к матери, ребенок стремится исследовать ее лицо и другие части тела. Для малыша большое удовольствие быть с матерью, играть с ней. Поскольку младенец уже готов к общению, ему необходимо пойти навстречу. Со своей стороны мать отзывается на его плач, ухаживает за малышом, играет с ним. Ребенок очень рано имитирует движения родителей. Так, подражая отцу, младенец в 2 — 20-дневном возрасте показывает язык. Однако сильная привязанность сможет возникнуть лишь, если мать будет эффективно реагировать на плач ребенка от боли, голода или скуки. При этом для успокоения малыша ей придется стимулировать его звуком голоса, предоставлением ему возможности сосания груди или пустышки, укачиванием на руках или в кроватке. Развитию положительных эмоций, важных для возникновения любви с одной стороны и укрепления жизненного тонуса с другой способствуют игры с ребенком. Эти игры носят характер диалога, в котором взаимодействующие обмениваются вербальными (мать) и невербальными сигналами (мать и ребенок). Дети, которых матери быстро успокаивают, плачут гораздо меньше тех, к кому не подходят. Таким образом, сила привязанности ребенка, то есть переживание своей защищенности и, в значительной мере, уверенности, определяется двумя необходимыми качествами матери. Во-первых, готовностью незамедлительно помочь ребенку, когда он тревожится (плачет). Во-вторых, активностью материнского взаимодействия с ребенком и способностью к общению с ним.

Основными факторами эффективного материнского ухода, обеспечивающими нормальное развитие ребенка, считают:

  • мать как источник сенсорных и других стимулов, то есть пеленание, ласка, разговор, нахождение в поле зрения ребенка, игра с ним;
  • мать как источник удовлетворения потребностей ребенка (в пище, желаемых предметах);
  • мать как посредник между ребенком и раздражителями внешней среды, ослабляющая или реже интенсифицирующая их воздействие.

L. J. Yarrow (1965) указывает на значительную взаимосвязь между раздражителями, исходящими от матери, и одновременным развитием ребенка в период младенчества. При этом прогресс в развитии он определял по тесту Кетелла для детей в возрасте 6 месяцев. Четыре фактора материнского ухода имеют высокую степень корреляции с результатами тестов развития: стимуляция развития, адаптация к раздражителям, масштабы физического контакта.

Способность противостоять стрессу (реакции ребенка в моменты расстройства в обстановке теста и его характерные реакции на обычные неприятные ему моменты повседневной жизни), по всей вероятности, в значительной степени зависит от того, насколько мать может приспособить внешнюю среду ребенка к его индивидуальным особенностям. Корреляция между материнской долей в адаптации раздражителей и способностью самого ребенка противостоять стрессу составляет +0,85. Другие факторы, связанные с уровнем удовлетворения потребностей ребенка и снижением напряженности, также были в значительной степени связаны со способностью ребенка противостоять стрессу. Особое значение имела степень физической близости: г = +0,66. Характер физического контакта также имел отношение к способности ребенка сохранять спокойствие в напряженных ситуациях; между фактором внешней среды, способностью противостоять стрессу и двумя элементами, отражающими характер физического контакта (стремление «успокоить» ребенка и материнская чуткость), корреляция равняется +0,57. К этой категории поведения ребенка относятся и несколько факторов эмоционального порядка — интенсивность эмоциональных отношений: r = +0,65; уважение к личности: r= +0,62; положительные реакции: r +0,57. Очевидно, с самых первых месяцев жизни ребенок знает, когда можно ожидать (или, наоборот, не ожидать) со стороны матери действий, которые влекут за собой удовлетворение тех или иных его желаний или успокаивают его. В раннем детстве повторно возникающие ситуации, приводящие к беспокойству или напряжению, не делают ребенка способным противостоять стрессам. Ребенок, который редко подвергается испытаниям трудностями (потребности в большинстве случаев удовлетворяются своевременно), лучше переносит стрессы, чем тот, который неоднократно испытал напряжение отрицательных эмоций. Стабилизации психического состояния, уменьшающего риск неблагоприятных последствий при возникновении трудных жизненных обстоятельств у детей, способствуют неменяющиеся родителями принципы ухода и неизменный «образ матери».

В предшествующие десятилетия преобладало мнение, что материнской заботы для формирования адаптивного поведения ребенка достаточно. Нежность, доброта, самоотверженная забота о ребенке, проявляемые отцом, рассматривались лишь как имитация женского поведения и необязательные для воспитания ребенка. В действительности, в отцовстве и материнстве больше сходства, чем различий, ибо они — продукт обмена чувствами с их собственными родителями обоего пола. Доказано, что активное участие отца в подготовке родов уменьшает количество осложнений в них, снижает восприимчивость новорожденного к стрессам. Отношения малыша, формирующиеся не в диаде «мать—ребенок», а в триаде «отец—мать—ребенок», способствуют тому, что младенец доброжелателен и весел, рано начинает улыбаться. В начальный период адаптации не только мать, но и отец должны знакомиться со степенью готовности ребенка к жизни, воздействовать на него с тем, чтобы установить с ним обратную связь. Исследование детей раннего возраста в присутствии матери или отца и без них обнаружило одинаково стимулирующее влияние обоих родителей. Понятно, что фигура отца, как и матери, облегчает ребенку переживание трудной ситуации. Отец также оказывает влияние на ребенка не только прямо, но и через мать и посредством семейного климата, одним из создателей которого он является. Некоторые авторы идут дальше, утверждая, что не только родители воспитывают детей, но и вся семья оказывает непосредственное влияние на развитие и направление происходящих в ребенке процессов созревания. Они полагают, что близкие родственники, составляющие расширенную семью (дедушки, бабушки, братья, сестры, кузены, кузины и т. д.), в этом принимают участие, так же, как это делает и все общество в целом. Социальные стимулы, получаемые ребенком от окружающих его людей, освобождают рефлекторные инстинктивные проявления.

Психоаналитическая теория объясняет взаимоотношения мать—дитя зависимостью младенца от матери. Этологическая концепция на передний план выводит формирование прочной эмоциональной связи, являющейся врожденной мотивационной системой. В соответствии с этим пониманием и мать и ребенок стремятся к тесному физическому общению. Один из механизмов объединения детеныша и его матери — импринтинг (врожденная способность животных следовать за объектом). Новорожденный осуществляет «поиск близости» посредством плача («иди сюда») или улыбки («не уходи). Возможно, что корни этого заложены до рождения путем воздействия на плод звуков сердца матери. Запечатление (импринтинг), происшедшее у плода, связывают с материнскими сердцебиениями, поэтому они успокаивают младенца. Рождение для младенца — травматическая ситуация. Ему приходится защищаться, снижая уровень эмоционального напряжения. Объятия (прикосновения) матери и звуки ее сердца, которые при ее приближении снова хорошо слышны, — источники чувства безопасности младенца, позволяющие нормализовать уровень его внутреннего напряжения. В формировании материнского чувства критический период — 24 часа после рождения. Очень важно, чтобы новорожденный не позже этого побывал на руках у матери, тогда возникшая привязанность будет особенно сильной. На ранней стадии возникновения привязанности между матерью и ребенком особое значение имеет тесный телесный контакт между ними. В этой связи неправильно не брать плачущего ребенка на руки. Необходимо удовлетворять его потребность в контакте, в результате чего сформируется чувственное впечатление — любовь. Если все-таки ребенка не берут на руки, он не будет плакать, у него появится «хорошее поведение» (фактически безразличное), однако его эмоциональное развитие нарушится и сделает его недостаточно защищенным от стрессов. Нарушение системы общения между матерью и ребенком может сделать мать нечувствительной к потребностям малыша. Мать может решить, что он благополучен. В этом случае она не обеспечит ему всего необходимого для формирования привязанности.

Читайте также:  Выписка из истории развития ребенка образец скачать

С 6-го месяца телесный контакт заменяется иной формой общения. С этого времени голос и зрительный образ родительницы несут такой же позитивный эмоциональный заряд, как и физический контакт. Плачущий ребенок, увидев или услышав мать, успокаивается. Устрашающая ситуация еще вызывает у него потребность в физическом контакте, однако порог такой реакции повышается с возрастом. Таким образом, не только матери воспитывают детей, но и дети со своей стороны стремятся управлять поведением матери, привлекая ее внимание, если она не успевает выполнять их желания. Этологи видят усилия матери и ребенка в том, чтобы находиться вместе для наилучшей адаптации к жизни. Мать сделает относительно беспомощного ребенка защищенным от опасностей и удовлетворит его нужды.

Таким образом, существует целый ряд предпосылок психического здоровья младенца:

  1. здоровые отношения между матерью и ребенком;
  2. качественные отношения между матерью и ребенком, приводящие к благополучному физическому, познавательному и эмоциональному развитию;
  3. положительные отношения между матерью и ребенком, обучающие способности доверять и обращаться к другим;
  4. реципрокность и синхрония отношений «мать—дитя» как основной элемент положительного характера привязанности между ними;
  5. несменяемость первичного воспитателя младенца (желательно, чтобы это была мать от рождения и без перерывов);
  6. снабжение родителями своих детей возможностями для оптимального развития.

A. W. Burgess (1978) сформулировал ранние признаки стойкой и глубокой привязанности, а также обратил внимание на признаки слабой, плохо формирующейся привязанности.

Признаки стойкой привязанности матери к ребенку:

  • ищет и поддерживает глазной контакт;
  • произносит слова с особенными интонациями;
  • прикасается к ребенку, ласкает его;
  • часто держит на руках, располагает соответственно формам своего тела, прижимает к себе;
  • испытывает положительные чувства.

Признаки стойкой привязанности ребенка к матери:

  • возвращает взгляд и поддерживает глазной контакт;
  • поворачивается, настораживается, пытается подражать тону материнского голоса или сам производит звуки для матери;
  • настораживается, улыбается, кажется успокоившимся;
  • принимает форму материнского тела, кажется расслабленным — хорошо приноравливается;
  • испытывает положительные чувства (живость, спокойствие), может успокоиться, если плачет.

Ранние признаки плохо формирующейся привязанности матери к ребенку:

  • избегает глазного контакта или он «плавающий»;
  • редко обращается прямо к ребенку, не использует особенных интонаций;
  • избегает прикосновений и ласк;
  • редко держит на руках, не прижимает к себе, держит ребенка вдали от себя;
  • само тело матери не гибкое;
  • испытывает негативные чувства (невыраженные явно или гневные).

Ранние признаки плохо формирующейся привязанности ребенка к матери:

  • избегает глазного контакта или он только мимолетен;
  • отворачивается, не возвращает вокализации, не пытается спровоцировать мать на вокализацию;
  • отворачивается, не реагирует, плачет;
  • негибкий, отворачивается, не податлив, беспокоен, плачет, плохо приноравливается;
  • испытывает негативные или невыраженные чувства (сонливость или беспокойство), если плачет, не может успокоиться.

К сожалению, существуют препятствия, которые могут помешать матери правильно воспитывать ребенка. Установление глубокой эмоциональной связи внутри диады между матерью и ребенком может затрудняться незрелостью чувств и характера матери, ее неуравновешенностью. Препятствием может быть юный (до 18 лет) возраст матерей. В половине случаев зачатие у них происходит случайно, беременность оказывается незапланированной, а ребенок нежеланным не только для будущей матери, ее полового партнера, но и для родственников (13,7% из них пытаются оформить отказ от своего ребенка). Естественно, что социальная и психологическая неподготовленность к осуществлению обязанности матери не позволят женщине создать положительную эмоциональную среду, необходимую для формирования глубокой привязанности между матерью и ребенком. Юных, и более старших, но эмоционально незрелых матерей в прошлом подвергали депривации, их отвергали родители или воспитывали в неблагополучных семьях. Они могут быть инфантильными, эгоцентрически сосредоточенными на своих делах, неспособными к любви и справедливым отношениям между людьми. При появлении ребенка у них не хватает теплоты и нежности при обращении с ним, понимания его основных потребностей. Эти матери не способны установить прочные отношения и с отцами своих детей, создать благоприятную эмоциональную атмосферу в семье, что также затрудняет благополучное развитие детей. Помехой возникновению благоприятных отношений в системе «мать — дитя» может быть неразвившаяся гестационная доминанта, то есть недостаточная готовность и решимость стать матерью.

Нелюбимый или нежеланный ребенок не вызывает к себе положительных эмоций, которые так необходимы для формирования привязанности, чувства безопасности, уверенности в своем благополучии и дальнейшего развития. Отказ матери от кормления грудью или невозможность этого лишает младенца естественной хорошо усваиваемой пищи, снабжающей всем необходимым для физического развития и укрепления иммунитета. Однако, отсутствие лактации у матери — нередко признак перенесенных ею тяжелых или неоднократных стрессов, а также того или иного заболевания. Все эти изменения у матери могут индуцировать у ребенка эмоциональные нарушения, усугубляющиеся недостаточным телесным контактом из-за того, что ребенка не прикладывают к груди. По некоторым данным только 5% матерей осведомлены о том, что грудное вскармливание укрепляет психологический контакт в системе «мать—дитя». Много доказательств было приведено в пользу того, что недостаточная эмоциональная и сенсорная стимуляция ребенка раннего возраста, особенно при отделении от родителей, обязательно вызовет серьезные нарушения в его эмоциональном и, в конечном итоге, в общем психическом развитии. Не отделение от матери, а неправильный уход, не обеспечивающий любовь, внимание и безопасность более вредны для ребенка.

Психологическое состояние современных матерей, имеющих детей до 3-х лет, далеко от стабильности. В одном из исследований было показано, что 40% из них конфликтует с мужьями, 35% не довольны своей работой, 30% испытывают страх одиночества. У половины из этих матерей ребенок оказался нежеланным, а у трети — после рождения ребенка ухудшились отношения между родителями. В результате нежеланные дети отстают по своим показателям психомоторного.развития и способностям адаптации к социальному окружению. Еще больше трудностей появляется, если мать страдает неврозом или психозом. Особенно сложно осуществлять заботу женщинам, у которых после родов развивается депрессия. Способность реагировать на потребности ребенка требует значительных психических и физических ресурсов, которых у депрессивных женщин недостаточно. Полагают, что число таких матерей значительно и колеблется между 26 и 40%. Наиболее частым последствием воспитания матерями со стойким патологически сниженным настроением оказывается нарушение взаимоотношений в диаде, приводящее в дальнейшем к измененному эмоциональному реагированию: эмоциональной неустойчивости, страхам, высокой сепарационной тревожности. Все эти расстройства в большинстве случаев у детей раннего возраста проявляются соматическими, а по существу, психосоматическими расстройствами: нарушениями сна, пищевого поведения, болевыми симптомами и т. д.

Источник: 

Исаев Д.Н. — Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей

Источник