Роль малых фольклорных форм в развитии речи ребенка

Роль малых фольклорных форм в развитии речи ребенка thumbnail

Елена Шлыкова
Использование малых фольклорных форм в развитии речи дошкольников. Консультация для воспитателей

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком родного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речи. Огромную роль в речевом развитии ребенка играет детская литература. Первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок, являются малые фольклорные формы – колыбельные песенки, пестушки, потешки, заклички, дразнилки, считалки, утешалки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки.

Современные дети отличаются слабым речевым развитием, гиперактивностью, недостатком самоконтроля и дефицитом внимания, недостаточной ориентировкой в средствах языковой выразительности, речевыми нарушениями, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать когнитивно-речевую деятельность дошкольников.

На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали многие известные педагоги.

Малые фольклорные формы представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности детей и воспитателей, а также в режимных моментах. С их помощью можно развивать… (на слайде)

Задачи использования малых фольклорных форм

1. Формирование готовности детей к восприятию малых фольклорных форм на основе организации предметно-развивающей среды.

2. Знакомство с жанрами малых фольклорных форм, формирование их смыслового и художественного восприятия.

3. Формирование навыков инсценировки, развитие мимики, пластики, выразительности движений;

4. Заучивание произведений малых фольклорных жанров, развитие выразительности речи.

5. Развитие общей и мелкой моторики, произвольности и регуляции поведения.

Мы работаем с детьми младшего дошкольного возраста. Опыт нашей деятельности показывает, что младшие дошкольники обладают особой восприимчивостью к малым фольклорным формам. Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям детского сада. Во время расставания с родителями стараемся переключить внимание ребёнка на новую для него игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями,чтением потешки:

Петушок, петушок

Золотой гребешок…

или: Киска, киска, киска брысь

На дорожку не садись…

или: Вот собачка Жучка

Хвостик закорючка… Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их,наделяя именами близких людей:

Этот пальчик – дедушка

Этот пальчик – бабушка

Этот пальчик — папочка

Этот пальчик — мамочка

Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.

Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных формдети очень быстро запоминают:

У сороки боли

У вороны боли

А у Ирочки заживи.

или: Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Сашенька хороший, Сашенька пригожий!

С помощью народных песенок, потешек воспитываем у малышейположительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.

Так, во время умывания используем потешку «Чистая водичка, моет Егору личико». Ритмичные слова вызывают у ребят радость, они с удовольствием подставляют руки под струю воды.

Не все дети охотно ложатся в постель, некоторые испытывают чувство тревоги, тоски по дому, по маме. Таким детям ласково поем песенки «Баю, баюшки, баю…»

Помогает потешка и в процессе приема пищи детьми. Чтобы вызвать у детей желание есть,произносим: «Умница Катенька, ешь кашку сладеньку, вкусную, душистую»

Активно используем потешки в работе по формированию культурно-гигиенических навыков, воспитанию у детей опрятности, аккуратности. Например, при при причёсывании используемвсем известную потешку:

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса,

Расти, косонька, до пят,

Все волосики в ряд…

Без этих веселых стишков формирование культурно-гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого.

Для использования малых фольклорных форм не нужно выделения отдельного времени и поиска особых форм работы. Их можно использовать во время проведения любой организованной образовательной деятельности.

В ООД по лепке — лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки».

На занятиях по конструированию строим домик (избушку, обыгрываем ее,приговаривая: «Кошка в окошке рубашку шьет», «Курочка в сапожках избушку метет».

Пословицы и поговорки, загадки, шутки, скороговорки, потешки – очень хороший материал для работы над ознакомлением с окружающим миром ребенка. Использование этих малых фольклорных форм расширяет словарный запас детей, активизирует их познавательное и умственное развитие, развивает звукопроизношение, позволяет познакомить с домашними и дикими животными, с явлениями природы. («Пошел котик на торжок», «Из-за леса, из-за гор…», «Наши уточки с утра: кря-кря-кря!», «Солнышко-ведрышко», «Дождик-дождик, пуще…»).

В самом начале учебного года мы увидели, что большинство детей плохо произносят слова, медленно запоминают произведение. Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной начали активно использовать народные песенки – потешки, пальчиковые игры. Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождаем движением рук. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Загадки очень полезны для малышей, они заставляют ребенка мыслить образно, направляют его внимание на предметы и явления окружающего мира, их отличительные признаки, повышают мыслительные способности и воображение. Во время организованной образовательной деятельности по ознакомлению с художественными произведениями мы часто используем театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям сказок, потешек. Мы обыгрываем сказки или придумываем новый сюжет к уже известной сказке, вводим новых героев, новое окончание. Дети активно включаются в работу, всем хочется придумать новую ситуацию, включиться в игру. На таких занятиях очень весело, так как все включены в работу, а значит развивается активный словарь, фантазия детей, они становятся сплоченее, что очень полезно для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте. ООД по развитию речи начинаем с веселых физкультминуток, пальчиковых игр, чтоб подготовить детей к учебной деятельности. Мы здороваемся с пальчиками, топаем ножками, хлопаем в ладошки, имитируем стук дождя под чтение потешек или авторских коротких стишков. Играем с язычком или делаем артикулярную гимнастику, чтобы детки не устали, потом читаем на выбор потешку, сказку, скороговорку, закличку, обсуждаем и заучиваем. В конце играем в хороводную игру или в игру-забаву, а если знакомились со сказкой, то дети выбирают себе роли героев сказки и обыгрываем ее.

Читайте также:  Сочинение о развитии творчества ребенка

Для того чтобы использовать малые фольклорные формы в речевом развитии детей воспитатель должен:

— знать уровень развития своих воспитанников;

— научиться владеть художественными средствами языка;

— обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;

— петь и танцевать;

использовать элементы артистичности при чтении произведений (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);

— применять забавный сюжет;

— больше использовать словесные, наглядные, игровые методы.

Большое значение для развития речи детей имеет специальная организация предметно-развивающей среды.

Для использования в работе с детьми малых фольклорных форм в книжном и речевом уголках необходимо иметь

-подбор книг с фольклорными произведениями (книжки-раскладушки, книжки-вырубки и т. д.)

-раскраски потешек, загадок и т. д. ;

— наборы открыток, иллюстарций к потешкам, прибауткам, пословицам, небылицам,

-диски с народными песенками, потешками, сказками;

-элементы народных костюмов, атрибуты для драматизации;

-образные игрушки-персонажи, куклы, предметы русского быта, детали народной одежды и т. д.

С целью повышения интереса и мотивации дошкольников к малым фольклорным жанрам можно использовать прием присутствия игрового персонажа (образной игрушки – петушка, кота, ежа, Петрушки и др.). Игровые персонажи создают общее настроение (ласковость, шутливость или грусть) в процессе прослушивания потешек, повышают активность детей и эмоциональную экспрессивность.

Таким образом, детский фольклор – одно из действенных средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство детей с малыми фольклорными произведениями способствует развитию их речи, пополнению и обогащению их словарного запаса, обогащает чувства, формирует его отношение к окружающему миру и себе, наполняет положительными эмоциями, и таким образом играет неоценимую роль во всестороннем развитии дошкольника.

Чаще используйте возможности малых фольклорных жанров в работе с детьми!

Источник

Мокина Вера Анатольевна
Консультация «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»

«Осваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений и предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – и усваивает легко и скоро, в два – три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – родное слово»

(К. Д. Ушинский.)

Развитие речи средствами малых фольклорных форм выбрано мной, не случайно, данная тема как никогда актуально в наше время в век высоких технологий, быстро меняющегося ритма жизни. Развитие речи через фольклор позволяет ребенку растить любознательность, оценить красоту окружающего мира, познать ценность русского языка и все его многообразие.

Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор. Благодаря простоте и мелодичности звучания, приближенности к игре, дети дошкольного возраста легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Малые формы фольклорашироко используются в современной педагогической работе: каждый педагог обращается в своей работе к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Однако отсутствие системы в использовании малых форм фольклора, неумение подчинить работу целям речевого развития не позволяют добиться выраженных результатов в данном направлении.

Современные дети отличаются слабым речевым развитием, гиперактивностью, недостатком самоконтроля и дефицитом внимания, недостаточной ориентировкой в средствах языковой выразительности, речевыми нарушениями, поэтому использование малых форм фольклора позволяет активизировать когнитивно — речевую деятельность дошкольников.

Читайте также:  Индивидуальные маршруты развития ребенка в доу образец

Проблема использования малых форм фольклора изучена в работах М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, Н. В. Новоторцевой, О. С. Ушаковой, Е. И. Тихеевой, О. А. Ивановой, Ф. А. Сохиным и др.

Значение занятий по развитию речи через малые формы фольклора для нравственного воспитания заключаются в том, что в процессе занятий у детей воспитываются нравсткнно — волевые и духовно-нравственные качества личности ребенка. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского национального характера, присущие ему нравственные ценности, представление о доброте, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Большое место в приобщении детей к народный культуре занимают народные праздники и традиции. Наблюдение за характерными особенностями времен года, погодные изменения, поведение птиц и животных, насекомых, растений. Эти наблюдения непосредственно связанны с трудовой деятельностью, с различными сторонами общественной жизни человека во всей ее ценности и многообразии. В непрерывном процессе образования ребенок должен получать в первую очередь удовольствие и главная цель педагога создать для этого процесса все условия. Создать доверительную, эмоционально положительную среду во время занятия и в остальных видах деятельности малыша. Процесс обучения должен быть направлен на развитие речи ребенка, на обогащение словарного и речевого запаса ребенка на начальном этапе образования и совершенствования полученных знания в дальнейшем. Развитие речи – это один из важных видов деятельности дошкольников.

В работе педагога (воспитателя) применяются следующие виды работы с использованием фольклора:

— занятия;

— игры;

— самостоятельная творческая продуктивная деятельность;

— досуги;

— календарные праздники.

— самостоятельная игровая деятельность.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей. Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью – умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично,я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества,то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!».И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние – пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко вcему живому, интерес и уважение к труду.

Вывод

Опыт моей работы по теме: «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста»показал:

— У детей пополнились знания фольклорными произведениями: потешками, поговорками, русскими народными сказками, песнями, считалочками;

Сформировано умение слушать и запоминать новые произведения, следить за развитием действия;

— Пополнился словарный запас детей;

— У родителей сформировано понимание необходимости использования малых форм фольклора, повысился общий культурный уровень.

Перспектива.

Продолжать работу по использованию фольклора на занятиях по развитию речи. Разработать пособие, памятки для воспитателей и родителей по развитию речи у детей дошкольного возраста посредством малых форм фольклора. Продолжать прививать любовь к устному народному творчеству; развивать речь детей, используя малые фольклорные формы. Знакомить детей с устным народным творчеством. Учить внимательно слушать и запоминать художественные произведения, принимать участие в драматизации сказок.

Список литературы:

1. Пескишева Т. Малые фольклорные формы в работе с детьми с общим недоразвитием речи// Дошкольное воспитание. — №8. – 2007.- с. 86-93

2. Сазанова С. Е., Малинина О. В. Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста//Справочник старшего воспитателя. – 39 – 2008. – с. 47 – 53

3. Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. – М.: Владос, 1994. – 178 с.

4. https://nsportal.ru/detskii-sad/risovanie/programma-kruzhka-po-netradicionnoy-tehnike-risovaniya-v-dou[Электронный ресурс]/ Филатова Светлана Владимировна

Источник

Мария Никитина
Роль малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста

Роль малых фольклорных форм в развитии речи детей раннего возраста

Современная педагогическая практика располагает широким выбором программ по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. Для воспитателей и родителей предлагаются инновационные общеобразовательные программные документы для дошкольных учреждений, подготовленные с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и разработанные в соответствии с федеральными государственными требованиями.

Читайте также:  Роль общения со взрослым в развитии ребенка

Отрадно отметить, что наряду с поиском современных моделей воспитания возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Это не просто веление времени, это- веление жизни, так как фундамент психофизического благополучия ребёнка закладывается в раннем возрасте. Лучшие образцы народной педагогики определяют успешность общего развития в дошкольный период детства.

Одним из древних и действенных методов гуманизации воспитания ребёнка с первых лет жизни является фольклор. Детский народный фольклор это – безбрежный океан ярких средств, таящие огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. С раннего возраста необходимо правильно ориентировать ребёнка на духовные ценности, окружить его любовью, заботой, вниманием, лаской, научить радоваться жизни, доброжелательному отношению со сверстниками и взрослыми.

Детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Первый жизненный опыт в этом направлении ребёнок получает в период адаптации к детскому саду. В это время, когда малыш остаётся в непривычном для него окружении, скучат по маме, а нередко и плачет «горючими» слезами, наладить эмоциональный контакт помогают потешки и пестушки. Такой крошечный человечек ещё не может общаться с другими детьми, с незнакомыми взрослыми. Но профессиональный воспитатель знает, как чудодейственно влияют в таком случае «Ладушки», «Сорока–ворона», которая не только кашей накормит, но по имени назовёт. Чудеса, да и только! Или «Поехали за грибами, за орехами» по ровненькой дорожке, а потом по кочкам, да и вовсе в ямку-бух! Только положительные эмоции вызывают произведения детского фольклора! Их содержание можно немного изменить, вставить любое имя ребёнка, а это очень важно для малыша. После такой игры-забавы комфортнее и радостнее становится маленькому народу. А под колыбельные песни воспитателя глазки просто сами закрываются, малыш спит спокойно и умиротворённо. Детки просят воспитателя спеть «Баиньки, баиньки, купим сыну валенки…», сами поют короткие песенки для родителей, игрушек и просто для себя.

А что за прелесть эти первые народные сказки! Малыши слушают их по много-много раз, рассматривают и комментируют иллюстрации. Сказки можно читать, но лучше эмоционально рассказывать, при этом немного изменяя ход событий. Лучшему пониманию произведений детского фольклора помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. С большим удовольствием малыши смотрят театрализацию сказок, сами с радостью принимают участие и «заявляются» на роль. Если роли не досталось, можно и суфлёром побыть. И весь этот процесс проходит живо, эмоционально, на одном дыхании, не смотря на такой-никакой возраст артистов. В нашем центре развития ребёнка в каждой группе имеется интерактивное оборудование, которое позволяет обеспечить мотивационную готовность детей к организованному взаимодействию с воспитателем, а интеграция разнообразных видов детской деятельности — игровой, двигательной, конструктивной, коммуникативной — и применение мультимейдийных средств обучения, поддерживают интерес и познавательную активность на протяжении всего образовательного процесса. Все задания объединены одним сюжетом с использованием сказочных персонажей.

Без исключения все дети просто обожают музыкальные занятия, где знакомятся с народными музыкальными инструментами и слушают народные мелодии. А как весело танцуют малыши «Кадриль» с погремушками или танец с платочками, свободно импровизируя свои движения! Наверное, не очень важно качество танца, главное – это море положительных эмоций, улыбки и желание продолжить танец.

Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. На прогулке проводим зарядку, проговаривая текст знакомых потешек, просто хором «помогаем» воспитателю в рассказывании докучной сказки и считалки. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной.

Использование малых форм народного фольклора просто незаменимо при самообслуживании. Дети охотно повторяют за воспитателем» «ножка-раз, ножка-два!» во время одевания на прогулку. Это совсем не утомительно, даже весело.А для куклы Даши просим водичку: «Водичка, умой Даше личико», а потом для каждого малыша повторяется эта «именная» потешка при умывании. И каждому ребёнку хочется быть чистым, дружить с водичкой.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители и воспитатели наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет. И как подсказывают вековые традиции народной педагогики — народнопоэтическое слово может и должно обогатить эту среду. Фольклорные произведения любовно и мудро поучают ребенка, приобщают его к высокой моральной культуре своего народа.

В своей работе я использую определенную систему игр и упражнений с постепенным усложнением и ориентацией на возраст детей. Результатом проделанной работы являются положительные эмоции, веселое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, дает возможность побегать, попрыгать, т. е. всесторонне развивает ребенка.

Источник