Роль культуры в развитии ребенка

Ирина Владимировна Егорова
Эссе «Роль культуры и искусства в социально-личностном развитии дошкольника»

Дошкольный возраст — яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природой, предметным миром. Происходит приобщение к культуре и общечеловеческим ценностям.

А. М. Щетинина отмечает взаимосвязанность процессов социализации и индивидуализации в социальном развитии ребенка. То есть, с одной стороны, ребенок, развиваясь, усваивает социокультурный опыт в форме правил, норм, способов поведения, эталонов действия и взаимодействия людей в социуме, а с другой — идет процесс развития сущностного Я ребенка, его индивидуальности и неповторимости, определенной независимости от социума, но способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и сохраняющего важным предметом своей потребности другого человека.

По А. В. Мудрику, социализация — это развитие человека в процессе взаимодействия с обществом, усвоения и воспроизводства культуры данного общества.

Культура создается людьми, культуре обучаются, поскольку она не передается генетически, каждое поколение воспроизводит ее и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение, влияя на отношения, ценности, знания и идеалы.

Человек – субъект культуры: в своей деятельности, поступках, мыслях, переживаниях он опирается на общечеловеческие духовные и нравственные ценности; культура, как онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивает человека образцами и средствами решения личностных задач. Сознание человека развивается внутри культурного целого, в котором кристаллизован опыт деятельности, общения и мировосприятия. Человеку необходимо не только усвоить этот опыт, но и преобразовать на его основе свои естественные возможности и способности так, чтобы состоялось «второе рождение» – рождение своего собственного жизненного пути.

Однако присвоение культурного опыта – от орудийных действий до нравственных норм – не происходит автоматически и не является спонтанным.

Известные другим знания человек не может просто «взять» – он должен переоткрыть их для себя, должна состояться предельно личная встреча с ними.

Эту проблему остро чувствовал и ставил М. М. Бахтин: «Культурные ценности суть самоценности, и живому сознанию должно приспособиться к ним, утверждать их для себя. Этим путем живое сознание становится культурным, а культурное воплощается в живом. Всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте».

Приобщение к культурным ценностям невозможно без освоения «языка эмоций». А освоение языка эмоций наиболее полно происходит средствами искусства.

«Искусство – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения»

Воспитательная сила искусства «дает возможность войти внутрь жизни, пережив кусок жизни, отраженный в свете определенного мировоззрения, — говорил видный советский психолог Б. М. Теплов – И самое важное то, что в процессе этого переживания создаются определенные отношения и моральные оценки, имеющие несравненно большую принудительную силу, чем оценки просто сообщаемые или усвояемые». Вначале эти оценки выражаются в предпочтении того, что просто нравится, затем они приобретают характер суждений с точки зрения определенного идеала.

Природа ребенка и природа искусства во многом родственны. В первую очередь чувственным аспектом познания. Искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования ценностного отношения к окружающему их миру.

Через эмоционально — психологическое воздействие на ребенка средствами искусства возможно успешное воспитание эмпатии и эмпатийного поведения — сопереживания и содействия другим при сочетании детских видов деятельностей (восприятие художественной литературы, игры, рисования и т. д., опосредующих общение и взаимодействие взрослого и ребенка: сопереживание персонажам художественного произведения представляет собой комплекс чувств, в состав которого входят такие эмоции, как сострадание, осуждение, гнев, удивление. Эти социально ценные эмоции должны еще закрепиться, актуализироваться, найти выход и привести к результату (помогающее поведение, содействие, в соответствующем контексте, который может и должен создавать взрослый.

Упущения периода детства в этом плане невосполнимы. Трудно не согласиться со словами В. Астафьева: «Детство и юность всякого человека – это слышимый лишь ему одному камертон, по которому он потом всю жизнь настраивает свою душу».

Известные психологи и педагоги также говорили о роли культуры в социально-личностном развитии ребенка дошкольного возраста, его вхождении в мир социальных отношений.

Л. С. Выготский рассматривал процесс социализации ребенка как “врастание в человеческую культуру«.

Л. Ф. Блинова Л. Ф. понимает социальное развитие (социализацию) ребенка как «процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально- культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений»

По словам Н. Н. Шатунова, содержание социального развития определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний мирового уровня культуры, общечеловеческих ценностей, с другой — отношением к этому самого индивида, актуализацией собственного “Я”, раскрытием творческих потенциалов личности

Социальное развитие является результатом процесса «врастания» ребенка в культуру (Л. С. Выготский, подлинного культуроосвоения и культуротворчества (В. Т. Кудрявцев).

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о первостепенной роли культуры и искусства в социально-личностном развитии дошкольника.

Знакомясь с Федеральными Государственными требованиями трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство именно социально — личностному развитию детей. Социализация детей сегодня — это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.

Читайте также:  Как создать программу воспитания и развития ребенка

В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится не просто актуальной, но одной из самых важных.

В настоящий период изменений социально – политических и социально – экономических условий жизни всё острее проявляется дефицит культуры общения, доброты и внимания друг к другу, сострадания и сопереживания.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека. Это время активной социализации ребёнка, вхождения в культуру, развития общения со взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребёнку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально – эмоциональное развитие ребёнка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать своё отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Социальное развитие не менее необходимо личности, чем развитие интеллектуальных, творческих, физических способностей. Современный мир так устроен, что одним из условий успеха является способность плодотворно работать в команде, находить способы взаимодействия, взаимопонимания с людьми, с которыми ты работаешь. И, безусловно, душевный комфорт, эмоциональная удовлетворённость вашего ребёнка будет напрямую зависеть от того, как будут складываться его взаимоотношения с другими людьми, какую роль он будет играть в том коллективе, в котором будет находиться, и кем себя ощущать. И наша задача – правильно и умело помочь ему приобрести социальные навыки.

Однако вопросы организации социально-личностного воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем.

Современную педагогическую ситуацию можно охарактеризовать как «прерывность образовательного процесса по трансляции культуры«, что обусловлено разрушением в России системы прежних нравственных ценностей. Нарушение преемственности поколений («расколотые поколения» по А. В. Мудрику) поставило перед отечественной педагогикой проблему осмысления проблем как межпоколенной трансмиссии культуры, так и осмысления общественно — педагогической ценности саморазвития как ребенка, так и самого педагога. С позиции культуры и искусства образование — это изменение самого человека, раскрытие его сущностных сил, изменение взгляда на восприятие мира. Этот наметившийся переход характерен для зарождающейся сегодня в России природосообразной социальной педагогики, идеалом которой становиться «человек культуры«. Как отмечает Б. М. Бим-Бад, образование начинает пониматься как процесс становления и совершенствования творца, и притом творца добра.

Я думаю, что в становлении ребенка как творца добра на современном этапе возрастает роль этнокультурного образования, актуализирующего ценности традиционной культуры как жизненно-необходимого опыта предков, передающегося по каналам общения. Это духовные устои, обычаи, воспитательные принципы, местные традиции народной культуры и искусства. Их значение в системе отечественного образования неуклонно возрастает, в связи с высокоценностной сущностью для социально-личностного воспитания. Этнопедагогическая формула Г. Н. Волкова гласит, что без традиций нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, а без личности нет народа.

Но надо не просто, как говорил японский религиозный деятель Кобо-Дайси идти по следам древних, а искать то, что искали они.

То есть, в моем понимании, традиционная культура — это сфера и пропедевтика творчества, особый стилистический мир формы, наполненный богатейшими импульсами художественной национальной традиции. Уникальность традиционной культуры в том, что здесь сняты противоречия интеллекта и духовного постижения. Фактически — это готовая модель, удобная для образовательной системы, для мероприятий в сфере культуры и искусства, так как она содержит исходные положения творчества, присущие любому народу.

Коллектив нашего сада широко использует возможности традиционной культуры в области социально-личностного развития детей. На культурно-исторических традициях выстроены как формы, так и технологии и методы работы с детьми.

Наше дошкольное учреждение МБДОУ д/с № 3 «Незабудка» работает по художественно-эстетическому направлению, но использует в работе и этнокультурный компонент. В учреждении созданы все условия для этого: организован и работает мини-музей «Русская изба» с постоянно обновляющейся экспозицией, функционирует выставка предметов народно-прикладного искусства. В каждой группе есть альбомы для рассматривания детьми по художественному творчеству, мини-выставки народной игрушки. Имеется изостудия, в которой проводится в том числе и кружковая работа по ознакомлению с традиционными народными ремеслами. В непосредственной образовательной деятельности с детьми также широко используется этнокультурный компонент как воспитателями, так и специалистами, работающими с детьми. Так, инструктор по физкультуре Гирева Е. В проводит такие праздники и развлечения, как «Фестивали народных игр», «Зимние народные забавы», фестивали «Живая старина». Воспитатель Филиппова Н. Н. в этом году провела такие развлечения для детей, как «Старину мы любим, старину мы чтим» и «История льна».

Широко взаимодействует наш детский сад и с социумом: организовано проведение общих мероприятий по социально-личностному развитию детей с МБДОУ №2, посещения детьми краеведческого музея и выставочного зала. Опыт работы с детьми транслируется и на межрегиональном уровне. За последнее время проведены два межрегиональных семинара: «Развитие творческих способностей детей на основе синтеза трех основных направлений эстетического развития детей: музыки, изобразительной и художественно-речевой деятельности» (2013 г.) и «Духовно-нравственное воспитание через приобщение к русской народной культуре» (2012 г.) Последний из вышеназванных семинаров был очень интересным в плане показанных на нем форм работы с детьми. Было показано культурно-досуговые развлечение «Волшебные ведра», «Калачи из печи», открытая образовательная деятельность «Русская береза — символ родины моей», «Где тепло, там и добро», «Мама, так тебя люблю», интерактивная игра социальной направленности «Приглашение на чай», фестиваль подвижных игр «Народные игры», мастер-класс «Рыба — золотые перья», где воспитатель по изодеятельности транслировала свой опыт как на взрослых, так и на старших дошкольников, которые выполняли совместную со взрослыми работу.

Читайте также:  Развитие логического мышления у ребенка

И конечно же нельзя решать задачи социального личностного воспитания, не приобщая к их решению родителей. В этом направлении одной из интересных форм работы с семьей нашим коллективом выбрана такая как детско-родительский клуб «Школа молодой семьи», где в неформальной обстановке родители могут получать информацию по интересующим их вопросам и происходит обмен как семейным опытом, так и опытом работы на уровне учреждения. Так, в 2013 г. состоялось заседание клуба, посвященное народной игрушке и ее роли в развитии детей. я как педагог-психолог рассказала о важности правильного выбора игр и игрушек для детей, подчеркнула важную роль народной игрушки и воспитания детей на традициях народной игры. Воспитатель Филиппова Н. Н. провела для родителей и детей мастер-класс «Изготовление народной куклы».

Я считаю, что работа с детьми по социально-личностному развитию осуществляется эффективно: используются все имеющиеся ресурсы, наблюдается слаженность в работе всего педагогического коллектива и тесное сотрудничество с родителями, что позволяет повысить уровень развития воспитанников, качество образовательных услуг и рейтинг учреждения.

Результативность работы отражается и в результатах творческих конкурсов, в которых участвуют дети. Так, во Всероссийском конкурсе «Природа и мы» приняли участие 12 детей в возрасте 6-7 лет. По его результатам на международной выставке детского рисунка «Природа и мы» в 2013 году Лиза Киселева получила диплом III степени.

Из вышеизложенного анонса работы нашего учреждения по социально-личностному развитию детей видно, какое важное значение наш коллектив ему придает. Приятно осознавать, что здесь мы идем в ногу со временем Ведь и основная задача разработанного образовательного стандарта дошкольного образования — позитивная социализация и индивидуализация личности.

Александр Асмолов директор ФИРО, руководитель рабочей группы по разработке стандарта дошкольного образования, подчеркивает, что стандарт образования же как раз и есть основа для передачи культурного кода времен. Отсюда стандарт выступает как культурный ген образовательного поведения.

Воспитание, говорит Асмолов, — это приобщение к этнокультурному коду, к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть и в глобальной цивилизации, и в нашей с вами российской культуре. Он выражает надежду, чтобы стандарты стали культурной генетикой нашего образования.

Социально-личностное воспитание является одной из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.

Список литературы:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования«.

2. Проект федерального государственного стандарта (ФГОС) дошкольного образования.

3. Бахтин,М. М., К философии поступка [Текст]// Философия и социология науки и техники. Ежегодник. / Отв. ред. И. Т. Фролов — М., 1986.

4. Выготский,Л. С., Психология развития ребенка. [Текст] — М., 2004.

5. Данилина, Т. А., Степина, Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. [Текст] — М., 2004.

6. Коломийченко, Л. В., Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста[Текст] / Л В Коломийченко. — Пермь, 2002.

7. Коломинский, Я. Л., Панько, Е. А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя[Текст].- М., 1988.

8. Культурология. XX век. Энциклопедия. В 2-х тт. [Текст] – СПб., 1998.

9. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику. [Текст] М., 2009.

10. YouTube www.youtube.com/watch?v=cx9tMgVzcp8

Научная сессия МПГУ по итогам научно-исследовательской работы за 2012 год Пленарное заседание, 5 марта 2013 года «Расколотые поколения», А. В. Мудрик

Источник

Нюргуяна Степанова
Роль народной культуры в духовном развитии ребенка старшего дошкольного возраста

Формированию национальной идентичности, возникновению стабильной картины мира и нахождению каждым ребенком своего места в нем как нельзя лучше способствует своевременному приобщению детей к народной культуре. Еще К. Д. Ушинский сказал: ”Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью”.

Несомненно, носителями культурных способов познания, переживания, преобразования себя и мира для ребенка являются члены его семьи. Условием стабильного и целостного существования семьи как фактора приобщения ребенка к культуре своего народа является соблюдение и сохранение традиций, присущих данному народу. То есть, только семья, на мой взгляд, является самым ответственным и важным звеном в приобщении ребенка к культуре своего народа. Сегодняшний образ жизни очень динамичен. Семьи переезжают из деревни в город, из одного региона в другой, из одной страны в другую.

Похвально, что многие семьи, переехав на новое место жительства, стараются сохранить свои национальные особенности. И очень печально, что часто современные семьи не задумываются о сохранении речи, культуры предков, не приобщают детей к ценностям народных традиций. В таких семьях обычно дети не понимают речи на родном языке и не говорят на нем. Ценность народных традиций, богатство его речи огромна, и их утрата невосполнима какими-то ни было материальными благами.

Это, на наш взгляд, одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения духовности и культуры, что очень тесно связано с развитием и воспитанием ребенка дошкольного возраста. Этот возраст важно не упустить, ведь это – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ будущего гражданина. Отторжение подрастающего поколения от национальной культуры, от общественно-исторического опыта – одна из серьезных проблем нашего времени. Решение данных проблем требует участия многих государственных структур, одна из которых детский сад. Дошкольное образовательное учреждение при правильном подходе и при условии грамотного построения работы обладает уникальной возможностью постоянного общения с семьей, взаимодействия с родителями.

Читайте также:  Центр развития для ребенка екатеринбург отзывы

Условия, необходимые для реализации данной работы:

• чтобы каждый ребенок мог приобщиться к культурному наследию своего народа, познать его жизненную философию, необходимо в условиях семьи обеспечить получение полноценной информации о себе как члене определенной этнической общности,

• помочь каждой семье привить любовь к национальной культуре, искусству и мастерству своих предков,

• последовательно воспитывать в детях чувство личной ответственности за сохранение и развитие родного языка, обычаев и традиций народа.

Таким образом, одним из основных направлений деятельности воспитателя в сфере духовного развития ребенка является установление сотрудничающего взаимодействия с семьей.

Особенности предлагаемого перспективного планирования:

Возрастной диапазон НОД.

Предлагается для старшего дошкольного возраста.

Вариативность НОД заданий и упражнений.

К каждой НОД разработаны игровые, познавательно-исследовательские задания и упражнения, направленные на решение образовательных задач.

Многофункциональность НОД.

С помощью НОД можно решать большое количество образовательных задач. Познакомить с элементами материальной культуры. Прививать интерес к народной культуре. Способствовать общему развитию ребенка.

Творческий потенциал НОД.

Использование всех видов фольклора в повседневной деятельности.

Включение народных традиций в семейный быт.

Предлагаемое перспективное планирование

для детей старшего дошкольного возраста.

№ п/п Дата Тематика Задачи Виды детской деятельности

1. сентябрь Подбор материалов изучение литературы по данному направлению работы.

2. Октябрь

(1-2 я неделя)

«В горнице моей светло…»

Знакомство с русской избой, с традиционно-бытовой культурой русского народа (с домашней утварью). Расширять активный словарь новыми словами (горенка, изба,сруб, помочь рубить,конек крыльцо, и т. д.)

Игровая, чтение художественной литературы, музыкально-художественная.

(3-4 я неделя)

«Сахам бала5ана барахсан»

Знакомство с традиционно-бытовой культурой народа саха. Расширять активный словарь новыми словами (бала5ан, камелек, чороон, кытыйа и т. д.)

Игровая, музыкально-художественная, чтение художественной литературы

3. Ноябрь

(1 – 2 неделя)

(3- 4 неделя) “ К бабушке Варварушке в гости на оладушки”

“Эбээ Дьэбдьиэй остуолун тула”

Знакомить предметами быта в избе, их наназанчением и значением; с процессом преобразования предметов человеком. Активизировать познавательную деятельность. Игровая, коммуникативная познавательная деятельность.

4 Декабрь

(1-2 неделя)

“Волшебная дудочка”

Знакомить с русскими народными музыкальными инструментами;

Учит различать инструменты по типу: ударные, струнные, духовые.

Музыкально-художественная, игровая, коммуникативная

(3-4 неделя)

“Дьиэрэй, хомус”(“звени, мой хомус”)

Знакомить с якутскими народными музыкальными инструментами:

Хомус, кырыымпа.

Обогащать словарный запас. Развивать интерес к русским и якутским народным музыкальным инструментам

5 3-4 неделя

Январь

“Матушка-печка, укрась своих детушек”

“комулуок аттыгар” Знакомить с особенностями избы и бытом крестьян.

Знакомить с обычаям и традициями наших предков (о поклонении духу огня) Игровая, коммуникативная, исследовательская

6 Февраль

(1 – 2 неделя)

Устное народное творчество – потешки, считалки, небылицы

Знакомить с утсным народным творчеством – потешками, считалками, небылицами, дать почувствовать добрый юмор. Учить новые считалки. Воспитывать интерес к малым формам фольклора.

Игровая, коммуникативная, исследовательская

(3-4 неделя)

Якутские народные пословицы, поговорки, скороговорки (чабыргах)

Знакомить с якутским фольклором. Учить небольшую скороговорку Игровая, коммуникативная, исследовательская

7 Март

(1 – 2 неделя)

3-4 неделя) Великий праздник Пасха

Ысыах – национальный праздник Саха Знакомить с народными обрядовым праздником пасхой, ее обычаями и традициям.

Знакомить с народными обрядовым праздником Ысыах, ее обычаями и традициям Игровая, коммуникативная, исследовательская

8 Апрель

Путешествие в прошлое одежды — русская.

Путешествие в прошлое якутской национальные одежды. Знакомить с изменениями и преобразованием одежды человека. Знакомство с национальными мотивами в узорах национальной одежды народов. Игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно- исследовательская

9 Май

Москва-Златоглавая

Мой Якутск. Расширять и закреплять знания о родном городе, его достопримечательность Игровая, коммуникативная, чтение художественной литературы

10 Июнь Ысыах – национальный праздник народа Саха

(Проведение праздника) Знакомить на практике с обрядовым праздником ысыах Игровая, театрально-художественная и музыкальная деятельность

Приобщая детей к духовному наследию своего народа, важно, чтобы дети не просто получили знание о народной культуре, а в последующем осмыслили ее значение для себя как источника нравственных ценностей. Из вышесказанного можно сделать вывод, что роль народной культуры в духовном развитии, несомненно, велика. Она не только способствует развитию личности ребенка, его познавательного коммуникативного, нравственного, физического, эстетического потенциала, но и несомненно, формирует навыки межличностного общения.

Список литературы:

1. Ботякова О. А. Российский этнографический музей – детям: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – СПБ.: Детство – Пресс, 2001.

2. Зеленова Н. Г. Мы живём в России. Гражданско — патриотическое воспитание дошкольников. – М.: Скрипторий 2003, 2010.

3. Кокуева Л. В. Духовно – нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: методическое пособие. М.: Арктика, 2005.

4. Журнал «Чомчуук саас» «Праздник «Ысыах» Владимирова В. В. – Я.: Научно исследовательских институт национальных школ РС (Я, №2 2013г.

5. Журнал «Чомчуук саас» «Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста по средством проектной деятельности». Ноева Т. Е. – Я.: Научно исследовательских институт национальных школ РС (Я, №3 2013г.

Источник