Роль кризисов в развитии личности ребенка

Роль кризисов в развитии личности ребенка thumbnail

Возрастные
кризисы – особые, относительно
непродолжительные по времени (до года)
периоды онтогенеза, характеризующиеся
резкими психическими изменениями.
Относятся к нормативным процессам,
необходимым для нормального поступательного
хода личностного развития (Эриксон).

Форма
и длительность этих периодов, а также
острота протекания зависят от
индивидуальных особенностей, социальных
и микросоциальных условий. В возрастной
психологии нет единого мнения по поводу
кризисов, их места и роли в психическом
развитии. Часть психологов считает, что
развитие должно быть гармоничным,
бескризисным. Кризисы – ненормальное,
«болезненное» явление, результат
неправильного воспитания. Другая часть
психологов утверждает, что наличие
кризисов в развитии закономерно. Более
того, по некоторым представлениям в
возрастной психологии, ребенок, не
переживший по-настоящему кризис, не
будет полноценно развиваться дальше.
К этой теме обращались Божович, Поливанова,
Гейл Шихи.

Л.С.
Выготский
 рассматривает
динамику переходов от одного возраста
к другому. На раз-ных этапах изменения
в детской психике могут происходить
медленно и постепенно, а могут – быстро
и резко. Выделяются стабильные и кризисные
стадии развития, их чередование – закон
детского развития. Для стабильного
периода характерно плавное течение
процесса развития, без резких сдвигов
и перемен в Личности р-ка. По продолжительности
долгие. Незначительные, минимальные
изменения накапливаются и в конце
периода дают качественный скачок в
развитии: появляются возрастные
новообразования, устойчивые, фиксирующиеся
в структуре Личности.

Кризисы
длятся недолго, несколько месяцев, при
неблагоприятном стечении обстоятельств
растягиваясь до года или даже двух лет.
Это краткие, но бурные стадии. Значительные
сдвиги в развитии, ребенок резко меняется
во многих своих чертах. Развитие может
принять в это время катастрофический
характер. Кризис начинается и завершается
незаметно, его границы размыты,
неотчетливы. Обострение наступает в
середине периода. Для окружающих ребенка
людей оно связано с изменением поведения,
появлением «трудновоспитуемости».
Ребенок выходит из-под контроля взрослых.
Аффективные вспышки, капризы, конфликты
с близкими. У школьников падает
работоспособность, ослабляется интерес
к занятиям, снижается успеваемость,
иногда возникают мучительные переживания,
внутренние конфликты.

В
кризисе развитие приобретает негативный
характер: распадается, исчезает то, что
образовалось на предыдущей стадии. Но
создается и что-то новое. Новообразования
оказываются неустойчивыми и в следующем
стабильном периоде трансформируются,
поглощаются другими новообразованиями,
растворяются в них, и, таким образом,
отмирают.

Д.Б.
Эльконин
 развил
представления Л.С. Выготского о детском
развитии. «К каждой точке своего развития
ребенок подходит с известным расхождением
между тем, что он усвоил из системы
отношений человек – человек, и тем, что
он усвоил из системы отношений человек
– предмет. Как раз моменты, когда это
расхождение принимает наибольшую
величину, и называются кризисами, после
которых идет развитие той стороны,
котарая отставала в предшествующий
период. Но каждая из сторон подготавливает
развитие другой».

Кризис
новорожденности
.
Связан с резким изменением условий
жизни. Ребенок из комфортных привычных
условий жизни попадает в тяжелые (новое
питание, дыхание). Адаптация ребенка к
новым условиям жизни.

Кризис
1 года
.
Связан с увеличением возможностей
ребенка и появлением новых потребностей.
Всплеск самостоятельности, появление
аффективных реакций. Аффективные вспышки
как реакция на непонимание со стороны
взрослых. Главное приобретение переходного
периода – своеобразная детская речь,
называемая Л.С. Выготским автономной.
Она значительно отличается от взрослой
речи и по звуковой форме. Слова становятся
многозначными и ситуативными.

Кризис
3 лет
.
Граница между ранним и дошкольным
возрастом – один из наиболее трудных
моментов в жизни ребенка. Это разрушение,
пересмотр старой системы социальных
отношений, кризис выделения своего «Я»,
по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от
взрослых, пытается установить с ними
новые, более глубокие отношения. Появление
феномена «Я сам», по Выготскому это
новообразование «внешнее Я сам». «Ребенок
пытается установить новые формы отношения
с окружающими – кризис социальных
отношений».

Л.С.
Выготский описывает 7 характеристик
кризиса 3 лет. Негативизм– негативная
реакция не на само действие, которое он
отказывается выполнять, а на требование
или просьбу взрослого. Главный мотив
действия – сделать наоборот.

Меняется
мотивация поведения ребенка. В 3 года
он впервые становится способен поступать
вопреки своему непосредственному
желанию. По-ведение ребенка определяется
не этим желанием, а отношениями с другим,
взрослым человеком. Мотив поведения
уже находится вне ситуации, данной
ребенку. Упрямство. Это реакция ребенка,
которая настаивает на чем-то не потому,
что ему этого очень хочется, а потому,
что он сам об этом сказал взрослым и
требует, чтобы с его мнением считались.
Строптивость. Она направлена не против
конкретного взрослого, а против всей
сложившейся в раннем детстве системы
отношений, против принятых в семье норм
воспитания.

Ярко
проявляется тенденция к самостоятельности:
ребенок хочет все делать и решать сам.
В принципе это положительное явление,
но во время кризиса гипертрофированная
тенденция к самостоятельности приводит
к своеволию, она часто неадекватна
возможностям ребенка и вызывает
дополнительные конфликты со взрослыми.

У
некоторых детей конфликты с родителями
становятся регулярными, они как бы
постоянно находятся в состоянии войны
со взрослыми. В этих случаях говорят о
протесте-бунте. В семье с единственным
ребенком может появиться деспотизм.
Если в семье несколько детей, вместо
деспотизма обычно возникает ревность:
та же тенденция к власти здесь выступает
как источник ревнивого, нетерпимого
отношения к другим детям, которые не
имеют почти никаких прав в семье, с точки
зрения юного деспота.

Обесценивание.
3-летний ребенок может начать ругаться
(обесцениваются старые правила поведения),
отбросить или даже сломать любимую
игрушку, предложенную не вовремя
(обесцениваются старые привязанности
к вещам) и т.п. У ребенка изменяется
отношение к другим людям и к самому
себе. Он психологически отделяется от
близких взрослых.

Кризис
3 лет связан с осознанием себя как
активного субъекта в мире предметов,
ребенок впервые может поступать вопреки
своим желаниям.

Кризис
7 лет
.
Может начаться в 7 лет, а может сместиться
к 6 или 8 годам. Открытие значения новой
социальной позиции – позиции школьника,
связанной с выполнением высоко ценимой
взрослыми учебной работы. Формирование
соответствующей внутренней позиции
коренным образом меняет его самосознание.
Как считает Л.И. Божович – это период
рождения соц. «Я» ребенка. Изменение
самосознания приводит к переоценке
ценностей. Происходят глубокие изменения
в плане переживаний – устойчивые
аффективные комплексы. Проявляется то,
что Л.С. Выготский называет обобщением
переживаний. Цепь неудач или успехов
(в учебе, в широком общении), каждый раз
примерно одинаково переживаемых
ребенком, приводит к формированию
устойчивого аффективного комплекса –
чувства неполноценности, унижения,
оскорбленного самолюбия или чувства
собственной значимости, компетентности,
исключительности. Благодаря обобщению
переживаний, появляется логика чувств.
Переживания приобретают новый смысл,
между ними устанавливаются связи,
становится возможной борьба переживаний.

Читайте также:  Характеристика развития ребенка раннего и дошкольного возраста

Это
приводит к возникновению внутренней
жизни ребенка. Начавшаяся дифференциация
внешней и внутренней жизни ребенка
связана с изменением структуры его
поведения. Появляется смысловая
ориентировочная основа поступка –
звено между желанием что-то сделать и
разворачивающимися действиями. Это
интеллектуальный момент, позволяющий
более или менее адекватно оценить
будущий поступок с точки зрения его
результатов и более отдаленных
последствий. Смысловая ориентировка в
собственных действиях становится важной
стороной внутренней жизни. В то же время
она исключает импульсивность и
непосредственность поведения ребенка.
Благодаря этому механизму утрачивается
детская непосредственность; ребенок
размышляет, прежде чем действовать,
начинает скрывать свои переживания и
колебания, пытается не показывать
другим, что ему плохо.

Чисто
кризисным проявлением дифференциации
внешней и внутренней жизни детей обычно
становятся кривляние, манерность,
искусственная натянутость поведения.
Эти внешние особенности так же, как и
склонность к капризам, аффективным
реакциям, конфликтам, начинают исчезать,
когда ребенок выходит из кризиса и
вступает в новый возраст.

Новообразование
– произвольность и осознанность
психических процессов и их интеллектуализация.

Пубертатный
кризис (от 11 до 15 лет)
 связан
с перестройкой организма ребенка –
половым созреванием. Активизация и
сложное взаимодействие гормонов роста
и половых гормонов вызывают интенсивное
физическое и физиологическое развитие.
Появляются вторичные половые признаки.
Подростковый возраст иногда называют
затянувшимся кризисом. В связи с быстрым
развитием возникают трудности в
функционировании сердца, легких,
кровоснабжении головного мозга. В
подростковом возрасте эмоциональный
фон становится неровным, нестабильным.

Эмоциональная
нестабильность усиливает сексуальное
возбуждение, сопровождающее процесс
полового созревания.

Половая
идентификация достигает нового, более
высокого уровня. Отчетливо проявляется
ориентация на образцы мужественности
и женственности в поведении и проявлении
личностных свойств.

Благодаря
бурному росту и перестройке организма
в подростковом возрасте резко повышается
интерес к своей внешности. Формируется
новый образ физического «Я». Из-за его
гипертрофированной значимости ребенком
остро переживаются все изъяны внешности,
действительные и мнимые.

На
образ физического «Я» и самосознание
в целом оказывает влияние темп полового
созревания. Дети с поздним созреванием
оказываются в наименее выгодном
положении; акселерация создает более
благоприятные возможности личностного
развития.

Появляется
чувство взрослости – ощущение себя
взрослым человеком, центральное
новообразование младшего подросткового
возраста. Возникает страстное желание
если не быть, то хотя бы казаться и
считаться взрослым. Отстаивая свои
новые права, подросток ограждает многие
сферы своей жизни от контроля родителей
и часто идет на конфликты с ними. Кроме
стремления к эмансипации, подростку
присуща сильная потребность в общении
со сверстниками. Ведущей Деятельностью
в этот период становится интимно-личностное
общение. Появляются подростковая дружба
и объединение в неформальные группы.
Возникают и яркие, но обычно сменяющие
друг друга увлечения.

Кризис
17 лет (от 15 до 17 лет)
.
Возникает точно на рубеже привычной
школьной и новой взрослой жизни. Может
сместиться на 15 лет. В это время ребенок
оказывается на пороге реальной взрослой
жизни.

Большинство
17-летних школьников ориентируются на
продолжение образования, немногие –
на поиски работы. Ценность образования
– большое благо, но в то же время
достижение поставленной цели сложно,
и в конце 11 класса эмоциональное
напряжение может резко возрасти.

Для
тех, кто тяжело переживает кризис 17 лет,
характерны различные страхи. Ответственность
перед собой и своими родными за выбор,
реальные достижения в это время – уже
большой груз. К этому прибавляется страх
перед новой жизнью, перед возможностью
ошибки, перед неудачей при поступлении
в вуз, у юношей – перед армией. Высокая
тревожность и на этом фоне выраженный
страх могут привести к возникновению
невротических реакций, таких как
повышение температуры перед выпускными
или вступительными экзаменами, головные
боли и т.п. Может начаться обострение
гастрита, нейродермита или другого
хронического заболевания.

Резкая
смена образа жизни, включение в новые
виды Деятельности, общение с новыми
людьми вызывают значительную напряженность.
Новая жизненная ситуация требует
адаптации к ней. Помогают адаптироваться
в основном два фактора: поддержка семьи
и уверенность в себе, чувство компетентности.

Устремленность
в будущее. Период стабилизации Личности.
В это время складывается система
устойчивых взглядов на мир и свое место
в нем – мировоззрение. Известны связанные
с этим юношеский максимализм в оценках,
страстность в отстаивании своей точки
зрения. Центральным новообразованием
периода становится самоопределение,
профессиональное и личностное.

Кризис
30 лет.
 Приблизительно
в возрасте 30 лет, иногда несколько позже,
большинство людей переживают кризисное
состояние. Оно выражается в изменении
представлений о своей жизни, иногда в
полной утрате интереса к тому, что раньше
было в ней главным, в некоторых случаях
даже в разрушении прежнего образа жизни.

Кризис
30 лет возникает вследствие нереализованности
жизненного замысла. Если же при этом
происходит «переоценка ценностей» и
«пересмотр собственной Личности», то
речь идет о том, что жизненный замысел
вообще оказался неверным. Если же
жизненный путь выбран верно, то
привязанность «к определенной
Деятельности, определенному укладу
жизни, определенным ценностям и
ориентациям» не ограничивает, а, наоборот,
развивает его Личность.

Кризис
30 лет нередко называют кризисом смысла
жизни. Именно с этим периодом обычно
связаны поиски смысла существования.
Эти поиски, как и весь кризис в целом,
знаменуют переход от молодости к
зрелости.

Проблема
смысла во всех своих вариантах, от
частных до глобального – смысла жизни
– возникает тогда, когда цель не
соответствует мотиву, когда ее достижение
не приводит к достижению предмета
потребности, т.е. когда цель была
поставлена неверно. Если речь идет о
смысле жизни, то ошибочной оказалась
общая жизненная цель, т.е. жизненный
замысел.

Читайте также:  Центр развития ребенка в воронеже в советском районе

У
части людей в зрелом возрасте бывает
еще один, «внеплановый» кризис,
приуроченный не к границе двух стабильных
периодов жизни, а возникающий внутри
данного периода. Это так называемый кризис
40 лет
.
Это как бы повторение кризиса 30 лет. Оно
происходит тогда, когда кризис 30 лет не
привел к должному решению экзистенциальных
проблем.

Человек
остро переживает неудовлетворенность
своей жизнью, расхождение между жизненными
планами и их реализацией. А.В. Толстых
отмечает, что к этому добавляется
изменение отношения со стороны коллег
по работе: время, когда можно было
считаться «подающим надежды»,
«перспективным», проходит, и человек
чувствует необходимость «оплаты
векселей».

Помимо
проблем, связанных с профессиональной
Деятельностью, кризис 40 лет нередко
вызывается и обострением семейных
отношений. Потеря некоторых близких
людей, утрата очень важной общей стороны
жизни супругов – непосредственного
участия в жизни детей, каждодневной
заботы о них – способствует окончательному
осознанию характера супружеских
отношений. И если кроме детей супругов
ничто значимое для них обоих не связывает,
семья может распасться.

В
случае возникновения кризиса 40 лет
человеку приходится еще раз перестраивать
свой жизненный замысел, вырабатывать
во многом новую «Я-концепцию». С этим
кризисом могут быть связаны серьезные
перемены в жизни, вплоть до смены
профессии и создания новой семьи.

Кризис
ухода на пенсию
.
Прежде всего негативно сказывается
нарушение привычного режима и уклада
жизни, нередко сочетающееся с острым
ощущением противоречия между сохраняющейся
трудоспособностью, возможностью принести
пользу и их невостребованностью. Человек
оказывается как бы «выброшенным на
обочину» текущей уже без его деятельного
участия общей жизни. Снижение своего
социального статуса, потеря сохранявшегося
десятилетиями жизненного ритма иногда
приводят к резкому ухудшению общего
физического и психического состояния,
а в отдельных случаях даже к сравнительно
быстрой смерти.

Кризис
ухода на пенсию часто усугубляется тем,
что примерно в это время вырастает и
начинает жить самостоятельной жизнью
второе поколение – внуки, что особенно
болезненно отражается на женщинах,
посвятивших себя в основном семье.

С
уходом на пенсию, нередко совпадающим
с ускорением биологического старения,
часто связано ухудшение материального
положения, иногда более уединенный
образ жизни. Кроме того, кризис может
осложниться смертью супруга (супруги),
утратой некоторых близких друзей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

яна зубун
Консультация «Кризис 6–7 лет и его роль в развитии личности»

Кризис 6 – 7 лет и его роль в развитии личности

В подготовительной группе дети должны быть готовы пойти в школу.

Переход в школу – это начало новой жизни для ребенка. Обстановка в школе совсем иная, чем в дошкольном учреждении – это значительная ломка уже выработанных привычек. Для этого и нужно мягко подготавливать ребенка к переходу в новые условия жизни. Для этого и нужно учитывать все особенности развития ребенка и не забывать об индивидуальности каждого из них.

Воздействие на нервную систему ребенка происходит целенаправленно, систематически повторяется и разумно подкрепляется, образующиеся в коре головного мозга нервные связи становятся прочными и устойчивыми. Если эти воздействия разнородны и противоречивы, нервные связи легко угасают, привычки, знания, навыки или не образуются совсем или оказываются непрочными.

Поэтому всем воспитателям необходимо знать особенности развития ребенка.

Основные виды особенностей развития ребенка в возрасте 6-7 лет:

• Физическое развитие;

• Игровая деятельность;

• Трудовая деятельность.

Физическое развитие

Главным достижением детей старшего дошкольного возраста является постепенное овладение своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление не только крупной. Но мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца. Это результат не столько процесса созревания необходимых механизмов, сколько итог обучения детей 4 – 6 лет выполнению разных упражнений по развитию мелкой моторики: рисование. Плетение, лепка, вырезывание и др.

К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким, поэтому ребенок может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость; этому способствует усиленный рост ног. В результате центр тяжести у ребенка этого возраста расположен ниже, чем у детей младшего дошкольного возраста. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и более выносливыми, подвижными, ловкими.

Уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста таков, что они могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать прыгать без большого утомления, выполнять довольно сложные физкультурные упражнения.

Заметно совершенствуется рука, проводя разнообразные, заранее

обусловленные движения. Координация, ловкость и точность движений

возрастает, особенно в условиях планомерной работы воспитателя над общим физическим развитием детей.

Особенно отчетливые изменения в физическом развитии детей обнаруживаются в разных видах их деятельности, в частности в подвижных играх.

Подвижные игры требуют от ребенка умения владеть своим телом и регулировать свои движения, подчинять их установленным в игре правилам. Главное изменение в работе высшей нервной деятельности – это способность к дифференцировке.

Самое важное достижение ребенка этого возраста заключается в том, что многие выполняемые им движения и действия становятся подконтрольны его сознанию.

Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее существенным показателем физического развития ребенка. Успехи в развитии движений у шести —, семилетних детей являются показателем уже заметно развившейся воли.

Волевая регуляция движений – огромное достижение ребенка старшего возраста. Она говорит о новой ступени в его общем развитии и является

одним из самых существенных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Игровая деятельность

Качественные изменения в действиях шести -, семилетнего ребенка отчетливо обнаруживаются в любом виде его деятельности, прежде всего в

его творческих играх. Они говорят о том новом уровне отражательной деятельности, которого достигают дети к концу дошкольного детства.

У детей старшего дошкольного возраста еще больше, чем у детей средних групп, повторяются одни и те же игры. При этом каждая новая игра представляет собой новый, обычно более усложненный вариант предыдущей.

Содержание игр детей тесно связано с наблюдениями ими окружающей жизни, с прослушанными и просмотренными ими сказками и рассказами, с их продуктивной деятельностью и др. Претворяя в действие то, что он узнает, наблюдая и рассказывая, ребенок лучше познает окружающую жизнь и закрепляет определенные привычки поведения.

Читайте также:  Развитие ребенка в 6 с половиной месяцев девочка

С развитием игры меняется и ее форма. Наряду с действием все большее значение в игре приобретает речь. Она выступает в планировании игры, в репликах и вопросах детей, оценке поступков того или иного героя игры, в разговорах и рассуждениях ее участников.

Трудовая деятельность

По достижении старшего возраста у ребенка увеличивается роль мотива в своей деятельности. Ребенок шести – семи лет в первую очередь должен знать, зачем он работает. Детям старших групп доступны мелкие движения руками с разными инструментами. Дети охотно и успешно работают с маленькой пилкой, ножницами, отверткой, молотком, иглой и др. Они могут выполнять разнообразные движения: распиливать, вырезывать, закручивать, заколачивать, пришивать и т. д.

Самая большая ошибка, которую могут совершить как родители, так и воспитатель – это дать ребенку подобие инструмента, т. е. такой игрушечный набор, в котором ни одним инструментом фактически работать нельзя. Они гнутся, ломаются и настолько тупы, что ничего не режут и ни на что не годятся. Такие инструменты вызывают только раздражение у ребенка, в результате интерес его к подобным видам труда пропадает.

В 6 – 7 лет ребенок психологически готов к простейшим видам трудовой деятельности – его рука и его внимание уже готовы для освоения необходимых трудовых действий и выработки ряда практических навыков. Подготовка подрастающего ребенка к труду требует выработки у него не только навыков, т. е. автоматизировавшихся в результате многократных однородных повторений движений, но развития ряда умений, имеющих общий и специальный характер. Это прежде всего умение представить себе тот продукт своей деятельности, который становится для человека осмысленной целью. Умение это выступает в планировании своей деятельности, в предвидении тех требований, с которыми человек встретится на пути к достижению своей цели. Умение выступает и в критическом анализе выполненной работы, оценке ее. Ведь недостаточно владеть совершенными навыками вырезывания или шитья, надо знать в какой последовательности, как и каким инструментом нужно воспользоваться для выполнения каждой операции. Надо уметь увидеть свой успех и свои ошибки, найти их причины и пути исправления. Значит умение является достижением не только физического, сколько умственного развития человека.

Для детей старшего возраста сочетание многократно повторяющихся однородных движений с решением разных задач, постепенно нарастающих по сложности, повышением требований к самостоятельности их выполнения составляет одну из необходимых форм подготовки ребят к школе.

Дети 6 – 7 летнего возраста становятся более восприимчивым к оттенкам цветов, запахов, звуков. Старшие дошкольники не только тонко

различают оттенки цветов, но и относят их к определенным предметам и узнают по ним их отдельные состояния и свойства.

Значительно развивается в этом возрасте и слух ребенка. Дети старшей группы могут тонко различать и сравнивать звуки, умеют внимательно вслушиваться и правильно относят их к определенным предметам.

Развитие чувствительности у детей – один из показателей общего умственного роста ребенка. Когда человек сравнивает разные звуки или оттенки цветов, он уже выполняет мыслительную работу – операцию сравнения, когда определяет по звуку, какая поет птица, по запаху узнает цветы, а по вкусу фрукты или овощи – все эти задачи решаются на основе установления сходства и различия путем анализа и обобщения, абстрагированию и конкретизации.

Усложняющаяся деятельность шести-, семилетнего ребенка представляет высокие требования ко всей системе его органов чувств и

движений. Особую роль играет сенсомоторика. Например, чтобы построить из кубиков дом, ребенку нужно точно ставить один брусок на другой, иначе вся постройка рухнет. Особое значение имеет осязание, которое всегда сочетается с работой зрения.

Говоря об особенностях восприятия детей нужно обратить внимание на освоение такой специальной формы восприятия, как слушание. Слушание старших — это понимание речи взрослых. Это умение представить себе то, о чем другой человек рассказывает. В школе слушание играет ведущую роль.

Особое место в воспитательной работе с детьми старших групп занимает развитие интеллектуальных чувств, это прежде всего любознательность, пытливость, удовольствие от поиска ответа на возникающие вопросы и подлинная радость от узнавания чего-то нового, удивительного.

При значительных индивидуальных различиях чувства дошкольников еще нестойки и поверхностны. Они легко возникают и быстро исчезают.

Дети очень чутки ко всякой несправедливости, нельзя обманывать детей, смеяться над ними, нельзя срывать на детях свое раздражение, свои огорчения. Они чувствуют свое бессилие, невозможность защищаться и отвечают на это грубостью, непослушанием, озорством. Когда они повторяются, то закрепляют у ребенка отрицательные привычки и непослушание. В некоторых случаях между ребенком и воспитателем может возникнуть неприязнь. Так неправильное поведение взрослых укрепляет в его характере определенные черты и в школе возникают более серьезные психологические проблемы, с которыми справиться будет намного труднее, гораздо проще устранить их заранее.

При выпуске ребенка в новый мир, еще ему незнакомый – школу, воспитатель должен четко помнить, что развитие ребенка не идет гладко и прямолинейно.

Это очень сложный и противоречивый процесс; у ребенка порой обнаруживаются и даже усиленно развиваются не только положительные черти, но иногда возникают и некоторые отрицательные черты: зазнайство, высокомерие, неуверенность в себе и т. д. Иногда наметившееся изменение в лучшую сторону вдруг останавливается, застопоривается. Эти временные застои естественны.

Изучение детей в их развитии является первым условием обдуманного и рационального планирования воспитателем своей работы с группой и отдельным ребенком. Вводя в жизнь новые требования, изменяя взаимоотношения ребенка с окружающими, педагог использует все формы его активного общения со средой. В процессе общение совершается формирование личности ребенка, его характера. Это создает самую большую ценность нашего общества – нового человека.

Используемая литература:

1. Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 1996.

2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.

3. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. M., 1995г

Источник