Роль кризисов психическом развитии ребенка

Роль кризисов психическом развитии ребенка thumbnail

грустная девочка сидит на ступенях

На сегодняшний день специалисты не пришли к единому мнению о том, как именно происходит психическое развитие и отчего возникают периоды кризиса. Человеческая психика развивается неравномерно. Бывают периоды затишья, когда все идет постепенно. А бывают скачки, тогда все быстро и резко.

Причины скачков в развитии

Ученые пришли к выводу, что у детей в возрасте от года до шестнадцати лет, этапы психического развития совпадают с всплесками мозговой активности. До года, у ребенка таких мозговых волн, которые влияют на поведение малыша, аж целых 12 штук.

Кризисные и стабильные периоды развития

Психологи разделяют развитие человека на кризисные и стабильные периоды.

Стабильный период довольно длителен. На протяжении всего времени личность человека плавно меняется. Нет резких перемен и сдвигов. Накапливаются небольшие изменения, которые к концу этого периода дают хороший толчок в развитии. И ничего не предвещает наступление кризиса.

Кризисный период по временным рамкам гораздо короче стабильных периодов. В идеале пара месяцев. В сложных ситуациях бывает и до 2-х лет. Но это скорее исключение, чем правило. Это хоть и короткие периоды жизни, но всегда очень бурные. Кризис никогда не проходит бесследно.

Общие признаки кризиса:

  • Отсутствие четких границ перехода из периода стабильности в кризис;
  • Невероятно сложно заниматься воспитанием вашего чада в моменты кризиса;
  • Все, что работало раньше, перестает действовать;
  • Крайне негативный путь развития. Если брать к примеру стабильный период, то он скорее созидает. А кризис наоборот — разрушает.

Базовые моменты перехода от одного этапа к другому:

  • Кризис новорожденности (0 — 2 месяца) — сам процесс рождения и вхождение в наш мир;
  • Кризис одного года — переход от младенчества к раннему детству;
  • Кризис трех лет — шаг к дошкольному развитию;
  • Кризис 7 лет — трудный путь в школьники;
  • Подростковый кризис — начинается в возрасте 11-12 лет, самый продолжительный из всех кризисных периодов;
  • Кризис ранней юности — 15-17 лет, уже не ребенок и еще не взрослый.

Все кризисы без исключения проявляются излишним упрямством, непослушанием и капризами. И малыши все это очень бурно выражают.

Кризис новорожденных

новорожденный ребенок

Непосредственно сам момент рождения — это очень сложный период для ребенка. Отделение от мамы. Новые условия жизни — окружающая температура, необходимость дышать легкими, смена метода питания, освещение. Сосредоточения слуховые и зрительные — все это ступеньки в психическом развитии.

Крохе приходится осознавать, что ему надо выживать в этом огромном незнакомом мире. В этот сложный период чувство страха доминирует. Крик и плач малыша в моменты пробуждения от незащищенности и неуверенности.

Совет!
Идеальным средством успокоить ребенка в этот момент будет материнская грудь. Для того, чтобы успешно преодолеть вместе с ребенком кризис новорожденного, маме надо стараться максимально быстро реагировать на призывы малыша. Ощущение защищенности и покоя в этот весьма непростой период — хорошая база для закладки степени доверия к окружающим в будущей жизни.

Признаком того, что этот кризис закончился, послужит комплекс оживления. Когда кроха станет узнавать близких, улыбаться и радостно дрыгать ручками и ножками. Эти события скажут вам, что ваш кроха подбирается к кризису младенчества.

Кризис 1 года

Кризис возрастных рамок. Малыш уже многому научился, у него появилась масса возможностей. А вместе с возможностями, выросли и потребности.

Ребенок научился ходить, и территорий для исследований стало гораздо больше. Он считает себя вполне самостоятельным, чтобы решать куда именно ему идти. Но страх еще остался и мама совсем не помешает где-то рядом.

В среднем кризис 1 года происходит в возрасте от 9 месяцев до 18. Пугаться этого не стоит и делать преждевременные выводы о сложном характере ребенка не надо.

Тут главное умело вырулить, чтобы по окончанию кризиса малыш не растерял свои исследовательские навыки, а интерес изучать мир не пропал. В то же время, он должен четко уяснить, что родители умнее, они много знают и умеют. И слушаться их надо.

Признаки этого кризиса:

  • Завышенные требования внимания к своей персоне;
  • Излишнее упрямство;
  • Попытки ребенка делать то, что он раньше делал без проблем, по своему;
  • Повышенная обидчивость, агрессивность;
  • Ребенок может стать противоречивым и непоследовательным;

Совет!
Важно набраться терпения, выработать стратегию. Мама всегда рядом, она поможет, но мама не курица-наседка. Дать ребенку максимально безопасно проявить свое «Я». Гиперопека явно не сыграет хорошую роль.

Хорошо помогает давать право выбора вашему маленькому бунтарю. Предлагать на выбор его одежду, игрушки, еду. Ну и обязательно разные развивающие игры, они помогут ребенку справиться с эмоциональным напряжением.

Кризис 3-х лет

мальчик смеется

Вот вроде подошли к концу бессонные ночи, колики, долгие укачивания перед сном. Ваш карапуз неплохо говорит, самостоятельно кушает. С ним можно ездить в гости. Малыш во многих вопросах довольно самостоятелен. Казалось бы можно перевести дух. Но не тут то было.

В трехлетнем возрасте ни с того ни с сего, ваше милое дитя, становится ноющим, все отвергающим человеком. Любимое теперь слово — нет. Истерики частят до невозможности. Катания по полу дома и в общественных местах, становятся нормой. Родители хватаются за голову. Что делать и куда бежать, нашего ребенка подменили!

Первое, что надо делать — успокоиться. Кризис трехлетки это проходящее явление.

Этот кризис очень похож на кризис дошкольника. Это вечное нет. Время его наступления совсем не обязательно ровно в три года. Временные рамки — 6 месяцев до или после дня рождения.

Признаки кризиса 3-х лет:

  • Настойчивые, вплоть до активной истерики, требования купить ему что-то в магазине;
  • Ежедневные проверки рамок дозволенного;
  • Истерики по поводу и без него;
  • Слово «нельзя» перестало работать вообще;
  • Желание на прогулке убежать куда-то в совершенно противоположную от родителей сторону;
  • Абсолютно любые предложения воспринимаются в штыки, не хочу, не буду любимые ответы;
  • Переубедить ребенка в чем-то в этом период, бывает невероятно сложно;
  • Попытки делать все самостоятельно, тогда как не выходит, снова скандал потому что не смог.

Основная причина такого поведения — попытка отделить «Я» от родителей. Желание отстоять свою независимость. Поступки сделанные якобы на зло родителям, таковыми не являются. Малыш в этом возрасте, еще не понимает, как по другому можно самоутверждаться.

Совет!
Важно, никогда не пытаться сломать ваше дитя, не стоит переделывать его на свой лад. Не надо сильно круто наказывать, но и поощрять такое поведение не стоит. Кризис трех лет надо просто переждать.

Кризис 7-ми лет

Ваш ребенок и вы вместе с ним уже пережили несколько психологических кризисов. И вероятно вас мало, что удивит. И все же. Вот ваш уже совсем не малыш, пошел в школу.

Сама суть этого кризиса не особо отличается от предыдущих. Разве что перечить родителям ваш ребенок стал более разнообразно.

Причины такого изменения в поведении довольно серьезны. В возрасте шести лет начинается активная фаза смены молочных зубов. Происходит резкое вытягивание всего тела. Активно развивается лобный отдел коры головного мозга. Нервные процессы стали особенно подвижны. В частности процесс возбуждения. Вот и причина того, что ваш семилетка бегает и прыгает по дому как заведенный. Настроение у него меняется со скоростью света. Разгон от слез до заливистого смеха, и все это за десять минут.

Признаки этого кризиса:

  • Начал кривляться, манерничать;
  • Активно вступает в спор с родителями;
  • Выдерживает паузу перед выполнением просьбы родителей;
  • Отказ от выполнения того, что он раньше делал не задумываясь;
  • Подражание поведению и манерам взрослых;
  • Желание во что бы то ни было, отстоять свое мнение;
  • Крайне резкая реакция на критику в его адрес;
  • Появление самостоятельных занятий.

Этот кризис очень важен для формирования у ребенка будущих черт характера и своего собственного стиля поведения.

Формируется самооценка, идет смена мотиваций от игр, до создания чего-то нового самостоятельно. Попытки примерить на себя роль взрослого.

Совет!
Постарайтесь преподнести просьбу о действии, которое вы хотите получить от ребенка, в какой-то необычной форме. Детей интригуют рассказы о каких-нибудь супергероях, которые делали также.

В этом возрасте дети вполне могут принять решение о том как одеться и сколько покушать, основываясь на своем опыте. Напомните ему о том, что было в прошлый раз, когда он плохо оделся. Или скушал не очень полезную еду и потом плакал от болей в животике.

Разрешайте спорить с вами.

Проблема распорядка дня остро стоит у детей в этом возрасте. Не давите. Уточните сколько именно времени ему надо, чтобы закончить то или иное действие.

Подростковый кризис

подросток

Средний возраст наступления этого кризиса отличается у девочек и мальчиков, так же как и форма протекания. У мальчиков процесс идет не так мягко как у девочек. Девчачий возраст от 11 и до 16 лет. Мальчишки же позже начинают бунтовать, с 12 лет и до 18.

Этот кризис — вершина перехода во взрослую жизнь. Основная задача этого периода — обретение автономии как личности. Научиться отвечать за свои поступки, нести полную ответственность за свое поведение.

Как пройдет переходный возраст и сколько это займет времени, зависит от внутренних и внешних факторов.

Гиперконтроль и опека со стороны родителей (внешний фактор), может усугубить протекание кризиса. Ранее получить навыки быть самостоятельным, ребенку не давали. Теперь нутро подростка требует быть самостоятельным, а на деле не получается. Родители не принимают всерьез эти попытки, что приводит к дополнительным ссорам и скандалам.

Индивидуальные психологические особенности (внутренний фактор). С раннего детства у подростка уже есть определенный набор привычек, сложившиеся черты характера, специфика внешности, разные навыки общения. Скромность, стеснительность и застенчивость. Все это может создавать препятствия для вновь появившихся потребностей и стремлений.

Признаки этого кризиса:

  • Желание общаться с ребятами старше себя или со сверстниками, выходит на первый план;
  • Решение подростка единственно верное, без вариантов;
  • Появления новых страхов. Страх провала, поражения, физических изменений во внешности. Боязнь остаться нереализованным и одиноким. Страх стать кем-то другим, не быть самим собой.

В этот сложный для всей семьи период, не стоит забывать, что организм подростка переживает глобальные физические изменения. Идет процесс полового созревания, что само по себе уже большой стресс для любого человека. Из-за этого затруднена работа сердца, легких и мозг кровоснабжается нестабильно.

Все это влечет за собой изменения во внешности ребенка. Будет повышаться интерес к своей внешности, образ нового «Я» будоражит и отвлекает подростка.

Совет!
Важно научиться находить компромиссные решения со своим ребенком. Семья должна «работать» одним фронтом. Требования и правила отныне распространяются на всех одинаково. Таким образом ребенок ощутит себя с вами одной командой.

Принимайте ваше повзрослевшее чадо как полноценную личность. Все важные семейные решения, должны приниматься сообща. Ваш личный пример управлениями эмоциями может показать ему, как поступают взрослые люди.

Постарайтесь найти какие-то общие увлечения. Старайтесь быть в курсе того, что интересно вашему ребенку. Любые начинания надо максимально поддерживать. И похвала за достижения обязательна. Ни при каких обстоятельствах не стоит делать сравнения с другими подростками.

Юношеский кризис (кризис 17 лет)

Семнадцать лет замечательный возраст. Все еще впереди. Столько желаний и возможностей.

Период характеризуется переходом от жизни подростка к взрослой жизни. К этому времени все физические изменения уже завершены. В плане психологии, осознание себя еще продолжает формироваться. Принимается решение о дальнейших планах на жизнь. Личность человека уже более ли менее сформирована и он способен принимать самостоятельные решения.

В подростковом возрасте, ребенок видит жизнь через призму настоящего времени. По окончанию же школы, юноша или девушка, уже смотрят на мир глазами будущего. Вступая во взрослую жизнь надо принимать решение где продолжить обучение, какая профессия будет по душе.

Все эти вопросы и тревоги приводят к очередному сложному моменту. Это переломный момент в жизни каждого человека. Он зовется кризисом юности.

В этот период невероятна важна поддержка близких и любимых людей. Окончив школу, человек вступает в жизнь, которая ему до этого была неведома. До этого все было как-то спланировано и ожидаемо. Родной дом, школа, друзья. Но пришло время кардинальных изменений и это пугает.

У юношей дополнительный стресс может вызвать необходимость проходить службу в армии. Все мы знаем что армия это не курорт. Чрезмерная физическая активность и психологические нагрузки — не так просто переносятся молодым организмом.

Признаки этого кризиса:

  • Излишний эгоизм;
  • Повышенное желание к сопротивлениям, к преодолению трудностей;
  • Романтические порывы, героизм. Непреодолимая тяга ко всему неизвестному и рискованному;
  • Взгляд в далекое будущее, и это важнее, чем то, что есть сейчас и здесь.

Важный момент этого периода — заканчивается половое созревание. Появляется желание жить половой жизнью. На пороге полная независимость и свобода, по наступлению совершеннолетия. В преддверие этого, мысль о бытие мирской жизни, будоражит мозг наших детей.

Все, вышеперечисленное, это не последние кризисы в нашей жизни. Своими словами понятие кризис, можно охарактеризовать так: «мы не хотим жить по-старому, а как по-новому еще не придумали».

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Кризисы в психическом развитии характеризуются с чисто внешней стороны чертами, обратными по отношению к тем периодам, которые названы устойчивыми или стабильными возрастами. Актуальность обусловлена тем, что и педагоги и родители и сами дети в периоды острого протекания возрастных кризисов теряются и зачастую этот период затягивается, так как не могут решить проблему кризиса. Это приводит к повышению неврозов у детей, психосоматических заболеваний. Трудновоспитуемость в период острого протекания возрастных кризисов принимает уродливые формы. Именно поэтому проблема профилактики острого протекания возрастных кризисов очень актуальна.

Психологическими особенностями возрастных кризисов детства выступают: перестройка внутреннего переживания, определяющего отношение ребенка к среде; изменение потребностей и побуждений, движущие его поведением; резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка.

Методологической основой исследования являются общенаучные принципы познания, основные общепсихологические принципы: принципы развития, детерминизма, системного подхода к изучению психических явлений, антропологический и исторический подходы к изучению человека. Теоретическую основу исследования образует совокупность положений, содержащихся в культурно-исторической теории Л.С. Выготского, концепциях критических возрастов К.Н. Поливановой, концепциях Э.Эриксона и Ж.Пиаже, в трудах отечественных психологов: П.П.Блонского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, Л.И. Божович и др.[10, 37]

В истории детской психологии многими авторами эмпирически отмечалась неравномерность детского развития, наличие особых, сложных моментов становления личности. При этом многие зарубежные исследователи рассматривали эти моменты как болезни развития, и негативный результат столкновения развивающейся личности с социальной действительностью, а также как результат нарушения детско-родительских отношений. Развивая взгляд на возрастные кризисы как на формы отклонения психического развития от нормального пути, некоторые зарубежные психологи приходили к выводу о том, что кризисов в развитии может и не быть.[12, 15].

Первое обоснованное деление онтогенеза на отдельные возрасты дал в отечественной психологии П. П. Блонский. Он же обращает внимание на особые переходные возрасты и подчеркивает, что эти так называемые «переходные возрасты» представляют в педагогическом отношении трудности. Нередко их называют также критическими возрастами. Название «критический возраст» утвердилось прочнее всего за возрастом полового созревания. П. П. Блонский указывает на неустойчивость нервной системы и неуравновешенное, немотивированное поведение детей в критические периоды.[10, 179]

Л.С.Выготский опирается на представления П.П.Блонского, но подходит к анализу возрастной динамики и месту кризисов в общем ходе развития со стороны общей теоретической модели развития.[3, 244]

В работе «Проблема возраста» Л.С.Выготский наряду с общими вопросами определения возраста и построения новой периодизации развития в онтогенезе вводит и теоретическое представление о двух типах возрастов — критическом и стабильном. Описывая критические периоды в развитии, Л.С.Выготский пишет, что с чисто внешней стороны они характеризуются чертами, противоположными устойчивым, или стабильным, возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большое, два) сосредоточены резкие и кардинальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Ребенок в очень короткий срок меняется весь в целом, в основных чертах личности.[3, 245]

В отечественной психологии проблема кризисов долгое время рассматривалась в контексте проблем развития и периодизации детства.

Л.С. Выготский понимал развитие как внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает не равномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. Поэтому он обращал внимание на переходные или критические периоды, когда за небольшие промежутки времени в ребенке происходят такие изменения, которые заметны окружающим. По мнению Л.С. Выготского, кризис, или критический период, — время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса — это распад сложившейся социальной ситуации и возникновение новой. Основными характеристиками кризисных периодов, по Л.С. Выготскому, можно назвать:

  • наличие резких изменений в короткие отрезки времени;

  • неотчетливость границ кризиса, то есть затруднение определения; моментов его наступления и окончания;

  • конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка; выпадение его из системы педагогического воздействия;

  • наличие разрушения в развитии, то есть «на первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовывалось на предшествующей стадии».

Л. С. Выготский разработал концепцию, в которой рассматривал возрастное развитие как диалектический процесс. Эволюционные этапы постепенных изменений в этом процессе чередуются с эпохами революционного развития — возрастными кризисами. Психическое развитие осуществляется посредством смены стабильных и критических периодов. В рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в критическом возрасте. Л.С. Выготский описал следующие возрастные кризисы:

1) кризис новорожденного– связан с недостаточностью эмоционального общения. Это переход от одной формы существования к другой. Происходит адаптация ребенка к новым условиям жизни.

2)кризис 1 года жизни – негативизм, упрямство, самоуправство. Желания не совпадают с возможностями, хочет, но не может или, например, ребенок уже ходит или активно ползает по дому, в это время резко увеличивается круг досягаемых для него предметов. Взрослые убирают острые вещи, закрывают электрические розетки, ставят повыше электроприборы, посуду и книги со словом «нельзя!». Не все желания ребенка выполнимы потому, что его действия могут причинить вред ему самому или окружающим. Разумеется, ребенок и раньше был знаком со словом «нельзя», но в кризисный период оно приобретает особую актуальность.

3)кризис. 3хлет – потеря непосредственности. Период рождения социального «Я» ребенка. Ребенок в это возрасте настаивает на своем мнении, Я сам!. Мальчик с затянувшимся кризисом решил рисовать, но вместо ожидавшегося отказа получил одобрение родителей. С одной стороны, рисовать ему хочется, с другой — еще больше хочется сделать наоборот. Мальчик нашел выход из этого сложного положения: расплакавшись, он потребовал, чтобы рисовать ему запретили. После исполнения этого желания он с удовольствием принялся за рисунок. Другой ребенок читал «наоборот» известные строки Пушкина: «И не по синим, и не по волнам, и не океана, и не звезды, и не блещут, и не в небесах». Вторая характеристика кризиса 3 лет — упрямство. Допустим, ребенка зовут домой и он отказывается уходить с улицы. Заявив, что он будет кататься на велосипеде, он действительно будет продолжать кружить по двору, чем бы его ни соблазняли (игрушкой, десертом, гостями), хотя и с совершенно унылым видом.

Малыш пытается определить, при каких условиях вы выходите из себя, ведь конфликты с взрослыми помогают ему выстроить систему координат, определяющую, что делать можно, а что нельзя.

Агрессивность. Кризис третьего года жизни — самый кусачий и драчливый период. Такое поведение — прямое следствие упрямства: если ты не делаешь так, как я хочу, получи лопатой по спине!

Жадность. Еще один способ формирования образа своего «Я». Деление игрушек на «мои» и «чужие» помогает ребенку почувствовать собственные границы практически «на ощупь».

В переходный период может появиться строптивость. Она направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве системы отношений, против принятых в семье норм воспитания. Ребенок стремится настоять на своих желаниях и недоволен всем, что ему предлагают и делают другие. Интересная характеристика кризиса 3 лет, которая будет присуща всем последующим переходным периодам — обесценивание. Что обесценивается в глазах ребенка? То, что было привычно, интересно, дорого раньше, 3-летний ребенок может начать ругаться (обесцениваются старые правила поведения), отбросить или даже сломать любимую игрушку, предложенную не вовремя (обесцениваются старые привязанности к вещам) и т.п.

4)кризис 7 лет – В период кризиса 7 лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний.[6,76]

Цепь неудач или успехов в учебе, каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса — чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

5)кризис 13 лет – (подростковый возраст). Тревога, неустойчивость в принятии решений, растерянность, раздражение, пессимистические взгляды.

Бунтуют против отношения к ним взрослых. Появляется чувство взрослости. В этом возрасте появляется чувство взрослости, родительский авторитет обесценивается. В семье возникают частые конфликты, нередко подросток реагирует протестом на любые попытки вмешаться в его жизнь. В это время ребенку уже хочется всего и сразу. Человек уже видит возможности, которые открыты перед ним, но фактически он еще не умеет управлять своим поведением, желаниями, он еще ребенок. Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, подростки испытывают сильное желание быть самостоятельным, равными в правах со взрослыми.

6)кризис 17 лет – плавно переходит из подростка. Самоопределение в растущем самосознании, саморазвитии, общение со сверстниками и родственниками. Много планов, но не может их решить.

7)кризис 21-23 года – в психологии кризис молодого специалиста. Теряет чувство психологической защищенности. Повышенный уровень тревожности, восприятие стресса ослабевает. Совершает ошибки молодого специалиста. Не умеет применить знания, не умеет рассчитать свои силы, усталость, апатия к работе, трудность и проблема возникает когда у него некомпетентный первый шеф. Конфликт поколений, свойственен для всех стран. Молодежь считает себя прогрессивной, другие считают неопытной, самонадеянной, проблема: отсутствие четких критериев качества оценки деятельности молодого специалиста, может быть перекрыта информация о работе молодого специалиста. Этот кризис совпадает с семейными, личными проблемами. Начало семейной жизни. В 25 лет 60% мужчин не собираются жениться. Трудные 5 лет семейного существования совпадают с кризисом молодого специалиста. В этот период закладываются экономические, нравственные, психологические основы семейной жизни.50 % браков распадаются. Психологическая некомпетентность (муж. и жен. не знают др. др.), сексуальная, педагогическая (разные точки зрения на воспитание детей ) некомпетентность. Большой стресс появление ребенка.

8)кризис 30 лет – кризис несоответствия возможностей и удовлетворения потребностей. Кризис первоначального переосмысления и дальнейшее планирование жизни. Раньше проявляется у женщин (называют кухонным бунтом). Задумывается о возможности самореализации. Просыпается чувственность. Повышают квалификацию, меняют профессию. Выход из кризиса 33 года, приводит к стабильной жизни. К 30-35 годам наступает чувство полноты жизни. Более счастливы чем в подростковом возрасте.

9)кр. 40 лет – кризис «середины жизни». Остро ощущают мужчины. Внешние признаки старения (лысеют, седеют, морщины). Формируется реалистичная самооценка основанная на реальных достижениях. Карьерный рост, руководят обществом. Болезненно относятся к скрытым стрессам как потеря родителей, роль старшего в семье. Осознает, что высокое положение человека не всегда обозначает счастливую жизнь.

10)кризис 50 летособый рубеж, кризис философского переосмысления жизни. Предстарческий возраст. Изменение в здоровье обусловленное возрастными особенностями (дальнозоркость, хронические болезни обостряются, утрачивают мышечную силу), снижение физической активности, подготовка к выходу на пенсию.

11)кризис выхода на пенсию – кризис и стресс очень тяжелый. Когда встает вопрос о прекращении его профессиональной деятельности, возникает тяжелое стрессовое состояние. Особенно если поневоле. Чем он будет заниматься на пенсии? Миф о старости: с возрастом умственные способности снижаются, миф о том, что старики это потребители, миф об одиночестве пожилых людей, страх перед смертью. Этот кризис выхода на пенсию можно решить: найти новый ведущий социальный план жизни, осознать факт ухудшения здоровья, без ужаса принять мысль о смерти. Заняться творчеством, путешествовать и т.д.

Изучив роль кризиса в развитии и исследовав структуру возрастных кризисов теоретически можно перейти к эмпирическому исследованию и выявить взаимосвязь острого протекания возрастного кризиса с факторами социальной среды (семьи, школы).

Осуществив краткий обзор существующих теорий о природе возрастных кризисов, основных положений концепции возрастных кризисов в отечественной психологии и западных теориях развития. Возрастной кризис — это особый период преобразования социальной ситуации развития: новообразование предшествующего периода разрушает старую социальную ситуацию развития и провоцирует образование новой.

На основе рассмотренного материала можно дать общее определение возрастного кризиса.

Возрастной кризис состоит в преобразовании социальной ситуации развития, при котором старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая. Возрастной кризис может сопровождаться особым синдромом — трудновоспитуемостью.

Трудновоспитуемость является одним из симптомов острого протекания возрастного кризиса.

Для выработки мер профилактики острого протекания возрастного кризиса мы рассмотрели структуру возрастного кризиса, причины возникновения фазы острого протекания возрастных кризисов. В качестве одной из основных причин острого протекания возрастного кризиса мы считаем, что характер протекания кризиса в значительной мере зависит от конкретных жизненных ситуаций, отношений в семье, системы воспитания, эмоционального состояния ребенка. Если родители, воспитатели, учителя и другие значимые для ребенка люди своевременно учитывают происходящие в нем изменения и в соответствии с ними выстраивают свое отношение, то протекание кризиса в значительной мере смягчается. Таким образом, мы можем предположить, что в качестве профилактики острого протекания возрастных кризисов (детства) является коррекция поведения взрослого и ребенка.

Иными словами, родителям надо научиться видеть в требованиях ребенка более широкий пласт содержаний его запросов, их неоднозначность, многоплановость.

Ребенок на каждом возрастном переходе пытается действовать иначе, чем принято, чем раньше. Его действия пронизаны идеей свободы от внешнего управления. Но подлинное свободное (произвольное) действие всегда совершается относительно многих контекстов, смыслов, значений.

В сущности, для взрослого критический период развития ребенка оказывается кризисом собственной системы воспитания.

Течение критического периода может быть успешным, если в результате происходит разрешение кризиса, т.е. взрослый выходит из него обогащенным новыми, более продуктивными способами взаимодействия с ребенком, понимающим причины возникших трудностей.

Сказанное означает, что возрастное развитие ребенка провоцирует развитие родительской (воспитательной) позиции взрослых. Если взрослый «отказывается» от возможности развития, намеренно или по неведению старается сохранить старые формы взаимодействия с ребенком, это приводит к неблагополучию в отношениях с ребенком, к собственным эмоциональным проблемам, блокирует развитие ребенка.

Таким образом, действия взрослого так же, как и действия ребенка, меняются в критический период. Именно коррекция поведения взрослого является, как правило, условием, обеспечивающим нормальное течение возрастного кризиса у ребенка.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. Москва, 1995.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2006.

3. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Том 4.

4. Выготский Л.С. статья «Проблемы возрастной периодизации детского развития».

5. Государев Н.А. Специальная психология. Москва, 2008

6. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. статья «Личностные новообразования у детей в период кризиса трех лет».

7. Ермолаева М. В. Психология развития. — 3-е изд., стереотип. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2006.

8. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций /Е.Н. Каменская. — Ростов н/Д: Феникс, 2006.

9. Крайг. Г., Бокум Д. Психология развития. Санкт-Петербург, 2004

10. Мухина В.С. Возрастная психология. Москва, 2000

11. Нуркова В.В. , Березанская Н.Б. Психология: Учебник. — М.: Высшее образование, 2006.

12. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. — М.: Высшее образование; МГППУ, 2007.

13. Психология возрастных кризисов: Хрестоматия. Сост. К.В. Сельченок.- Мн.: Харвест, 2003г.

14. Поливанова К.Н. Аннотация «Возрастные кризисы глазами психолога и педагога». Статья, эссе, 2003.

15. Поливанова К.Н. Становление возрастной психологии в психологическом институте.//Вопросы психологии. 2004-2 (март-апрель).

Источник