Роль кризиса трех лет в развитии личности ребенка

Роль кризиса трех лет в развитии личности ребенка thumbnail

Отличительная особенность психики ребенка раннего возраста — единство эмоционального и действенного отношения к непосредственно воспринимаемому миру. Поведение ребенка Ситуативно — каждый предмет, попадающий в поле зрения ребенка, притягателен. Наглядная ситуация часто «руководит» и восприятием, и поведением ребенка. Когда появляются личные, собственные желания ребенка, они часто имеют форму аффекта (владеют ребенком). Одновременно с обособлением личных желаний происходит и обнаружение взрослого как важнейшего действующего лица ситуации. К трем годам ребенок вычленяет собственное действие как существенный момент ситуации, обобщает действие, сравнивает его с действием взрослого. Психологические новообразования раннего детства: отделение ребенком себя от окружающих, осознание себя как субъекта действия, сравнение с другими людьми. 

Роль кризиса трех лет в развитии личности ребенка

Л.С. Выготский описал «семизвездъе симптомов», которое, свидетельствует о наступлении кризиса трех лет:

  1. негативизм — стремление сделать что-то вопреки предложению взрослого, даже вразрез с собственным желанием; негативная реакция на предложение потому, что оно идет от взрослого;
  2. упрямство — ребенок настаивает на чем-то потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением;
  3. строптивость направлена в целом против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет;
  4. своеволие — проявление инициативы собственного действия, стремление все делать самому;
  5. протест-бунт — ребенок в состоянии войны и конфликта с окружающими;
  6. симптом обесценивания — проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей;
  7. деспотизм — ребенок заставляет родителей делать все, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется как ревность.

Кризис протекает как кризис социальных отношений, отделения от близких взрослых и связан со становлением самосознания ребенка. В этом проявляется потребность в реализации и утверждении собственного Я. Возникающие в речи ребенка слова «хочу», «не хочу», «Я» наполняются реальным содержанием, становятся осмысленными. Возникает особая форма личного сознания, внешне проявляющаяся в знаменитой формуле «Я сам». Феномен «Я сам» знаменует психологическое отделение ребенка от взрослого и распад прежней ситуации социального развития. Две взаимосвязанные тенденции развития реализуются в кризисный период — тенденция к эмансипации и тенденция к волевой форме поведения.

В уже упоминавшихся нами наблюдениях К.Н. Поливановой девочка в возрасте 2 лет 5 месяцев впервые демонстрирует негативистические тенденции. На предложение идти гулять ребенок вопреки обыкновению отвечает: «Не хочу гулять», т.е. совершает своего рода действие «не хочу», «не действие». Особенность этого нового вида действий в том, что они длятся независимо от поведения взрослых; ребенок в любом случае остается недоволен. Поведенческий комплекс «гордость за достижения» выражает новообразование кризиса трех лет. Он состоит в том, что для детей трехлетнего возраста становятся значимыми достижение (результат, успех в деятельности) и признание (оценка взрослого). Интериоризация отношения других к себе закладывает основы «системы Я», включающей начальную самооценку и «стремление быть хорошим». При относительно демократичной системе отношений взрослого и ребенка критический период протекает приглушеннее. Но и в этих случаях дети иногда сами ищут повод противопоставить себя взрослому, так как им это «внутренне необходимо». Ситуации, в которых необходимо настоять на запрете, существуют, и родители, несмотря на негативные реакции и провокации ребенка, должны их обозначить. У детей начинает формироваться воля, автономия (независимость, самостоятельность), они перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся сами делать выбор. Ребенок познает различие между «хочу» и «должен». Если кризис протекает вяло, это может свидетельствовать о задержке в развитии аффективной и волевой сторон личности. Отмечается, что дети, не имевшие проблем с поведением в трехлетнем возрасте, став взрослыми, часто характеризуются как безвольные и безынициативные. Чувства стыда и неуверенности вместо автономии возникают у детей тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают всякие попытки самостоятельности.

К концу раннего детства интересы ребенка смещаются к миру взрослых людей, «общественных взрослых». Возникает новое отношение к взрослому. Теперь он выступает как олицетворение социальных ролей («мамы вообще», папы, водителя автобуса, врача, милиционера), как носитель образцов действий и социальных отношений (руководства и подчинения, заботы и агрессии). Разрешение кризиса раннего детства связано с переводом действия в игровой, символический план, с возникновением полноценной игры.

Источник: 

Кагермазова Л.Ц., Возрастная психология

Источник

 Â ðàííåì âîçðàñòå óæå ñîçäàþòñÿ ïðåäïîñûëêè äëÿ ôîðìèðîâàíèÿ ëè÷íîñòè. Ïðèìåðíî ñ 1,5 ëåò ó ðåáåíêà íà÷èíàåò ôîðìèðîâàòüñÿ ñàìî­ñîçíàíèå: ìàëûø ðàçãëÿäûâàåò ñåáÿ â çåðêàëå è óçíàåò ñâîå îòðàæåíèå, íà÷èíàåò ïðîèçíîñèòü ìåñòîèìåíèÿ «ÿ», «ìíå», ñòàðàåòñÿ ïîâëèÿòü íà äåéñòâèÿ äðóãèõ ëþäåé. Êàê îòìå÷àþò ìíîãèå àâòîðû (Î. Ì. Ñìèðíîâà, Ë. Ô. Îáóõîâà, Á. Óàéò è äð.), â ýòîì âîçðàñòå ó äåòåé ðàçâèâàåòñÿ ñïî­ñîáíîñòü ê ýìïàòèè. Ýòî ïðîÿâëÿåòñÿ â ñòðåìëåíèè ìàëûøåé óòåøèòü òîãî, êòî ïëà÷åò, îáíÿòü è ïîãëàäèòü ÿâíî ðàññòðîåííîãî ñâåðñòíèêà èëè çíà÷èìîãî âçðîñëîãî.  ðàííåì âîçðàñòå ðåáåíîê ñ áîëüøîé ëåãêîñòüþ çàðàæàåòñÿ ÷óâñòâà­ìè îêðóæàþùèõ åãî ëþäåé. Ïî íàáëþäåíèÿì Â. Ñ. Ìóõèíîé, óæå ñ ñåðåäèíû âòîðîãî ãîäà æèçíè ó íàèáîëåå îáùèòåëüíûõ äåòåé ìîæåò âîçíèêàòü ÷óâñòâî ñèìïàòèè ïî îòíîøåíèþ ê ñâåðñòíèêàì. Ìàëûøè íà÷èíàþò ñî÷óâñòâîâàòü, ïîìîãàòü äðóã äðóãó, à èíîãäà ãîòîâû ïîäåëèòüñÿ  ñëàñòÿìè. Ïî ìíåíèþ àìåðèêàíñêèõ ïñèõîëîãîâ è äðóãèõ àâòîðîâ, ó äåòåé â âîçðàñòå îò 1,5 äî 2 ëåò íà÷èíàåòñÿ ôîð­ìèðîâàíèå íðàâñòâåííûõ íîðì ïîâåäåíèÿ. Äåòè áîëåçíåííî ðåàãèðóþò íà ñëîìàííûå èãðóøêè, çàïà÷êàííóþ îäåæäó, ãðÿçíûå ðóêè è ò. ä. Óñâà­èâàÿ íðàâñòâåííûå íîðìû, ìàëûøè ïûòàþòñÿ ïîíÿòü, êàê íåîáõîäèìî âåñòè ñåáÿ â ñâîåì îêðóæåíèè, êàêèå ïàòòåðíû ïîâåäåíèÿ ÿâëÿþòñÿ ïðà­âèëüíûìè, à êàêèå íåò. Äåòè ðàííåãî âîçðàñòà ïðèâûêàþò ê çâó÷àíèþ ñâîåãî èìåíè. «Ðåáåíîê î÷åíü ðàíî èäåíòèôèöèðóåòñÿ ñî ñâîèì èìåíåì è íå ïðåäñòàâëÿåò  ñåáÿ  âíå  åãî. Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî èìÿ ÷åëîâåêà ëîæèòñÿ â îñíîâó åãî ëè÷­íîñòè». Îñîáûé èíòåðåñ äåòè ïðîÿâëÿþò ê ñâîèì òåçêàì, ðåàëüíûì ëþäÿì èëè ãåðîÿì äåòñêèõ êíèæåê. Âñå, ÷òî ïðîèñõîäèò ñ òåçêàìè, âîñïðèíèìàåòñÿ áîëåå ýìîöèîíàëüíî.  ðàçâèòèè ëè÷íîñòè òðóäíî ïåðåîöåíèòü ðîëü îáùåíèÿ. Ýòî íåîäíîê­ðàòíî áûëî äîêàçàíî â òåîðåòè÷åñêèõ è ýìïèðè÷åñêèõ èññëåäîâàíèÿõ ìíîãèõ àâòîðîâ. Îáùåíèå íåçàìåíèìî â ñòàíîâëåíèè ëè÷íîñòè, «â ðàç­âèòèè åå âíóòðåííåãî, ñóáúåêòèâíîãî ìèðà, â ðàñøèðåíèè è îáîãàùå­íèè ñîöèàëüíîãî è ïñèõîëîãè÷åñêîãî îïûòà».   

Читайте также:  Тест на определение уровня развития ребенка 4 года

   õîäå ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ ðåáåíêà ïðîèñõîäèò íå òîëüêî óñâîåíèå ðàçíîîáðàçíûõ äåéñòâèé è ôîðìèðîâàíèå ïñèõè÷åñêèõ ïðîöåññîâ è êà÷åñòâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ èõ âûïîëíåíèÿ. Ðåáåíîê ïîñòåïåííî îâëàäåâàåò ñâîéñòâåííûìè ÷åëîâåêó ôîðìàìè ïîâåäåíèÿ â îáùåñòâå è, ãëàâíîå, òåìè âíóòðåííèìè ÷åðòàìè, êîòîðûå îòëè÷àþò ÷åëîâåêà êàê ÷ëåíà îáùåñòâà è îïðåäåëÿþò åãî ïîñòóïêè. Îòëè÷èòåëüíîé îñîáåííîñòüþ ïîâåäåíèÿ ðåáåíêà ðàííåãî âîçðàñòà ÿâëÿåòñÿ òî, ÷òî îí äåéñòâóåò, íå çàäóìûâàÿñü, ïîä âëèÿíèåì âîçíèêàþùèõ â äàííûé ìîìåíò ÷óâñòâ è æåëàíèé. Ýòè ÷óâñòâà è æåëàíèÿ âûçûâàþòñÿ ïðåæäå âñåãî òåì, ÷òî íåïîñðåäñòâåííî îêðóæàåò ðåáåíêà, ïîïàäàåòñÿ åìó íà ãëàçà. Ïîýòîìó åãî ïîâåäåíèå çàâèñèò îò âíåøíèõ îáñòîÿòåëüñòâ. Ìàëûøà î÷åíü ëåãêî ïðèâëå÷ü ê ÷åìó-íèáóäü, íî òàê æå ëåãêî è îòâëå÷ü. Åñëè, íàïðèìåð, ðeáåíîê çàïëàêàë îò îãîð÷åíèÿ, òî åãî íåòðóäíî óòåøèòü — äàòü âçàìåí èãðóøêè, êîòîðîé îí ëèøèëñÿ, äðóãóþ èëè âîîáùå ÷åì-íèáóäü çàíÿòü åãî. Íî óæå â íà÷àëå ðàííåãî äåòñòâà â ñâÿçè ñ ôîðìèðîâàíèåì óñòîé÷èâûõ ïðåäñòàâëåíèé î ïðåäìåòàõ íà÷èíàþò âîçíèêàòü ÷óâñòâà è æåëàíèÿ, ñâÿçàííûå ñ ïðåäìåòàìè, î êîòîðûõ ðåáåíîê ïîìíèò, õîòÿ è íå âèäèò èõ ïåðåä ñîáîé â äàííûé ìîìåíò. Óæå â ìëàäåí÷åñòâå ó äåòåé íà÷èíàåò ôîðìèðîâàòüñÿ ëþáîâü, ñèìïàòèÿ ê áëèçêèì ëþäÿì — ìàòåðè, îòöó, âîñïèòàòåëüíèöå â ÿñëÿõ.  ‘ðàííåì äåòñòâå ýòà ñèìïàòèÿ ïðèîáðåòàåò íîâûå ôîðìû. Ðåáåíîê ñòðåìèòñÿ ïîëó÷èòü îò âçðîñëîãî ïîõâàëó, ëàñêó, îãîð÷àåòñÿ, åñëè âçðîñëûé èì íåäîâîëåí. Ïðèìåðíî ê ñåðåäèíå âòîðîãî ãîäà, åñëè ðåáåíîê îáùàåòñÿ ñ äðóãèìè äåòüìè, ÷óâñòâî ñèìïàòèè ïåðåíîñèòñÿ è íà íèõ. Îíî âûðàæàåòñÿ â ñî÷óâñòâèè, ïîìîùè ïîñòðàäàâøåìó ðåáåíêó, èíîãäà â æåëàíèè ïîäåëèòüñÿ ñëàäîñòÿìè, èãðóøêàìè.
Ìîæíî íàáëþäàòü âûäåëåíèÿ ñâîåãî «ß” â ðàííåì âîçðàñòå. Áëàãîäàðÿ îñîáåííîñòÿì îáùåíèÿ ñî âçðîñëûìè, ìàëûø ó÷èòñÿ ãîâîðèòü î ñåáå â òðåòüåì ëèöå:
«Äàé Ïåòå!” «Ïåòÿ õî÷åò!”. Îäíàêî î÷åíü ñêîðî îí îòêðûâàåò, ÷òî «ß” ìîæåò îòíîñèòüñÿ ê íåìó ñàìîìó. Çäåñü íàñòóïàåò òîò ìîìåíò â îñîçíàíèè ñåáÿ ñàìîãî, êîòîðûé îïðåäåëÿåò íà÷àëî ôîðìèðîâàíèÿ ñàìîñîçíàíèÿ: «ß” íà÷èíàåò óïîòðåáëÿòüñÿ äëÿ îáîçíà÷åíèÿ ñàìîãî ñåáÿ ñðåäè äðóãèõ. Îñîçíàíèå ñåáÿ êàê «ß” ìîæåò ïðîèçîéòè ðàíüøå èëè ïîçæå. Çäåñü ìíîãî çàâèñèò îò òîãî, êàê îáùàþòñÿ ñ ðåáåíêîì áëèçêèå.               

Âîïðîñ 27. Êðèçèñ 3-õ ëåò: ñèìïòîìû è îñíîâíûå ïðîÿâëåíèÿ.

Ê òðåì ãîäàì ðåáåíîê ìîæåò óæå ñàìîñòîÿòåëüíî åñòü, óìûâàòüñÿ, îäåâàòüñÿ è ìíîãîå äðóãîå. Ó íåãî âîçíèêàåò ïîòðåáíîñòü äåéñòâîâàòü íåçàâèñèìî îò âçðîñëûõ, áåç èõ ïîìîùè ïðåîäîëåâàòü íåêîòîðûå òðóäíîñòè  äàæå â ñôåðå ïîêà íå äîñòóïíîé. Ýòî íàõîäèò ñâîå âûðàæåíèå â ñëîâàõ «ß ñàì». Âîçíèêàåò ñòðåìëåíèå ê ñàìîñòîÿòåëüíîñòè, ÷òî îçíà÷àåò îäíîâðåìåííî ïîÿâëåíèå íîâîé ôîðìû æåëàíèé, íåïîñðåäñòâåííî íå ñîâïàäàþùèõ ñ æåëàíèå âçðîñëûõ, ÷òî ïîäòâåðæäàåòñÿ íàñòîé÷èâûì «ß õî÷ó». Ïðîòèâîðå÷èå ìåæäó «õî÷ó» è íàäî ñòàâèò ðåáåíêà ïåðåä íåîáõîäèìîñòüþ âûáîðà, âûçûâàåò ïðîòèâîïîëîæíûå ýìîöèîíàëüíûå ïåðåæèâàíèÿ, ïðèâîäÿ ê îáîñòðåíèþ êðèçèñà òðåõ ëåò.  ýòîò ïåðèîä ðàçâèâàåòñÿ ñàìîñîçíàíèå ðåáåíêà, ÷òî èìååò î÷åíü âàæíîå çíà÷åíèå äëÿ ñòàíîâëåíèÿ åãî ëè÷íîñòè. Íàëè÷èå êðèçèñà ñâèäåòåëüñòâóåò î íåîáõîäèìîñòè ñîçäàíèÿ íîâûõ îòíîøåíèé ðåáåíêà è âçðîñëîãî, èíûõ ôîðì îáùåíèÿ.

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка по образовательным областям

7 ñèìïòîìîâ êðèçèñà òðåõ ëåò:

Íåãàòèâèçì. Íà ëþáîå âàøå ïðåäëîæåíèå ðåá¸íîê ñòàðàåòñÿ îòâåòèòü ñëîâîì «íåò». Âû åãî çîâåòå êóøàòü – îí îòâå÷àåò, íåò, ÷åðåç ïîë÷àñà îí óæå ïðèõîäèò íà êóõíþ, âñåì ñâîèì âàæíûì ïîêàçûâàÿ, ÷òî âîò ñåé÷àñ îí ïðîãîëîäàëñÿ. Ýòî ðåàêöèÿ íå íà ñîäåðæàíèå ïðåäëîæåíèÿ âçðîñëûõ, à íà òî, ÷òî îíî èäåò îò âçðîñëûõ. Ñòðåìëåíèå ñäåëàòü íàîáîðîò, äàæå âîïðåêè ñîáñòâåííîìó æåëàíèþ.

Óïðÿìñòâî. Êàæäûé èç íàñ ÷àñòî âñòðå÷àåò â ìàãàçèíå ðàçðûâàþùåãîñÿ îò ïëà÷à ðåáåíêà èç-çà òîãî, ÷òî ðîäèòåëè îòêàçûâàþòñÿ åìó êóïèòü ÷òî-òî. Âû ñðàçó ïîäóìàåòå – «êàêîé íåâîñïèòàííûé ðåá¸íîê», ñêîðåå âñåãî ðåáåíêó îêîëî 3-õ ëåò. Ðåáåíîê íàñòàèâàåò íà ÷åì-òî íå ïîòîìó, ÷òî õî÷åò, à ïîòîìó, ÷òî îí ýòîãî ïîòðåáîâàë, îí ñâÿçàí ñâîèì ïåðâîíà÷àëüíûì ðåøåíèåì.

Ñòðîïòèâîñòü. Îíà áåçëè÷íà, íàïðàâëåíà ïðîòèâ íîðì âîñïèòàíèÿ, îáðàçà æèçíè, êîòîðûé ñëîæèëñÿ äî òðåõ ëåò. Ðåáåíîê íà÷èíàåò áàëîâàòüñÿ, êóâûðêàòüñÿ, êîãäà âû ñìîòðèòå òåëåâèçîð èëè ãîòîâèòå óæèí, èëè åù¸ õóæå, êîãäà ê âàì ïðèõîäÿò ãîñòè.

Ñâîåâîëèå. Ñòðåìèòñÿ âñå äåëàòü ñàì. Îí ñàì ìàæåò áóòåðáðîä, çàâÿçûâàåò øíóðêè, çàïðàâëÿåò ïîñòåëü. Ýòî ñâÿçàíî ñ ïåðâûìè ïðîÿâëåíèÿìè âçðîñëîñòè ðåá¸íêà. Îí íà÷èíàåò ïîíèìàòü ðàçíèöó ìåæäó äåòüìè è âçðîñëûìè, è ñòðåìèòñÿ ê ïîõîæåñòè íà ïîñëåäíèõ.
Ïðîòåñò-áóíò. Ðåáåíîê â ñîñòîÿíèè âîéíû è êîíôëèêòà ñ îêðóæàþùèìè. Îí ãðóáèò áàáóøêå, ïðåðåêàåòñÿ ñ ìàìîé, äàæå ñâåðñòíèêè íå îáõîäÿò ýòîò ïðîòåñò ñòîðîíîé. Ãðóïïà ìàëåíüêèõ êðèçèñíèêîâ â ïåñî÷íèöå ÷àñòî ññîðÿòñÿ. Íå äàþò èãðàòü â ñâîè èãðóøêè, è äåðóòñÿ, ðîáêî ðàçìàõèâàÿ ëîïàòêàìè.

Ñèìïòîì îáåñöåíèâàíèÿ. Ïðîÿâëÿåòñÿ â òîì, ÷òî ðåáåíîê íà÷èíàåò ðóãàòüñÿ, äðàçíèòü è îáçûâàòü ðîäèòåëåé. Îòêàçûâàåòñÿ ïðèçíàòü ñâîþ íåïðàâîòó è ïîïðîñèòü ïðîùåíèÿ çà ãðóáîñòü äàæå ïîä óãðîçîé ëèøåíèÿ øîêîëàäà.

Äåñïîòèçì. Ðåáåíîê çàñòàâëÿåò ðîäèòåëåé äåëàòü âñå, ÷òî îí òðåáóåò. Áåçóäåðæíûìè ðûäàíèÿìè, äåðçêèì îáðàùåíèåì, êàïðèçíîñòüþ. Ïî îòíîøåíèþ ê ìëàäøèì ñåñòðàì è áðàòüÿì äåñïîòèçì ïðîÿâëÿåòñÿ êàê ðåâíîñòü.

×òî â ýòî âðåìÿ ïðîèñõîäèò ñ ðåáåíêîì?

Êðèçèñ òðåòüåãî ãîäà æèçíè – ýòî ïåðèîä, êîãäà ðåáåíîê âïåðâûå íà÷èíàåò îñîçíàâàòü: îí ïîäðîñ è òîæå óæå êîå-÷òî ñîáîé ïðåäñòàâëÿåò, ìîæåò âëèÿòü íà äðóãèõ ëþäåé è îáñòîÿòåëüñòâà, ñàì ðåøàòü, êàê åìó ïîñòóïàòü, ÷òî îí õî÷åò è íå õî÷åò. Îí ÷óâñòâóåò ñåáÿ áîëüøèì è òðåáóåò ñîîòâåòñòâóþùåãî îòíîøåíèÿ è óâàæåíèÿ! À ìû, ðîäèòåëè, ïî-ïðåæíåìó äèêòóåì è êîìàíäóåì – ÷òî íàäåòü, êîãäà åñòü è ñïàòü, ÷åì èãðàòü è ÷òî äåëàòü. Ïîòîìó è ðîæäàåòñÿ áóíò: ÿ âñå ðåøàþ ñàì! Ïðè÷åì çàâîåâàíèå ïðàâà íà ñàìîîïðåäåëåíèå ïðîõîäèò íå òîëüêî â áîðüáå ñî âçðîñëûìè, íî è ñ ñàìèì ñîáîé. Ðîäèòåëÿì áåñêîíå÷íî òÿæåëî âûäåðæèâàòü óïðÿìñòâî, êðèêè, èñòåðèêè. Íî ïîìíèòå: âàøåìó ìàëûøó ãîðàçäî òÿæåëåå â ýòèõ ñâîèõ ïðîòèâîðå÷èÿõ! Îí íå îñîçíàåò, ÷òî ñ íèì ïðîèñõîäèò, è íå âëàñòåí íàä ñâîèìè ýìîöèÿìè, íî áóðÿ íàñòèãàåò åãî èçíóòðè – âîò òàê â ìóêàõ ïðîèñõîäèò ñòàíîâëåíèå ïñèõèêè.

Ïèê êðèçèñà – èñòåðèêè. Ïðè÷åì åñëè äî äâóõ ëåò îíè òîæå ïîðîé ñëó÷àëèñü, íî áûëè ñâÿçàíû ñ ïåðåóòîìëåíèåì, è çíà÷èò, íóæíî áûëî óñïîêîèòü è ïîìî÷ü, òî òåïåðü èñòåðèêà ñòàëà èíñòðóìåíòîì ìàíèïóëÿöèè. Ðåáåíîê êàê áóäòî èñïûòûâàåò (ïîäñîçíàòåëüíî, êîíå÷íî!), ïîìîæåò òàêîé ìåòîä äîáèòüñÿ ñâîåãî èëè íåò. Êñòàòè, èñòåðèêè òðåáóþò çðèòåëåé – âîò ïî÷åìó ìàëûø òàê ëþáèò óñòðîèòü ñöåíó â ìàãàçèíå, íà äåòñêîé ïëîùàäêå èëè ïðÿìî ïîñðåäè ãîðîäñêîé óëèöû.

Источник

Отличительная
особенность психики ребенка раннего
возраста — единство эмоционального и
действенного отношения к непосредственно
воспринимаемому миру. Поведение ребенка
Ситуативно — каждый предмет, попадающий
в поле зрения ребенка, притягателен.
Наглядная ситуация часто «руководит»
и восприятием, и поведением ребенка.
Когда появляются личные, собственные
желания ребенка, они часто имеют форму
аффекта (владеют ребенком). Одновременно
с обособлением личных желаний происходит
и обнаружение взрослого как важнейшего
действующего лица ситуации. К трем годам
ребенок вычленяет собственное действие
как существенный момент ситуации,
обобщает действие, сравнивает его с
действием взрослого. Психологические
новообразования раннего детства:
отделение ребенком себя от окружающих,
осознание себя как субъекта действия,
сравнение с другими людьми. Кризис трех
лет. Л.С. Выготский описал «семизвездъе
симптомов», которое, свидетельствует
о наступлении кризиса трех лет:

Читайте также:  Классическая музыка для развития ребенка

1) негативизм — стремление сделать
что-то вопреки предложению взрослого,
даже вразрез с собственным желанием;
негативная реакция на предложение
потому, что оно идет от взрослого;

2) упрямство — ребенок настаивает на
чем-то потому, что он этого потребовал,
он связан своим первоначальным решением;

3) строптивость направлена в целом против
норм воспитания, образа жизни, который
сложился до трех лет;

4) своеволие — проявление инициативы
собственного действия, стремление все
делать самому;

5) протест-бунт — ребенок в состоянии
войны и конфликта с окружающими;

6) симптом обесценивания — проявляется
в том, что ребенок начинает ругаться,
дразнить и обзывать родителей;

7) деспотизм — ребенок заставляет
родителей делать все, что он требует.
По отношению к младшим сестрам и братьям
деспотизм проявляется как ревность.

Кризис протекает как кризис социальных
отношений, отделения от близких взрослых
и связан со становлением самосознания
ребенка. В этом проявляется потребность
в реализации и утверждении собственного
Я. Возникающие в речи ребенка слова
«хочу», «не хочу», «Я» наполняются
реальным содержанием, становятся
осмысленными. Возникает особая форма
личного сознания, внешне проявляющаяся
в знаменитой формуле «Я сам». Феномен
«Я сам» знаменует психологическое
отделение ребенка от взрослого и распад
прежней ситуации социального развития.
Две взаимосвязанные тенденции развития
реализуются в кризисный период —
тенденция к эмансипации и тенденция к
волевой форме поведения.

В уже упоминавшихся нами наблюдениях
К.Н. Поливановой девочка в возрасте 2
лет 5 месяцев впервые демонстрирует
негативистические тенденции. На
предложение идти гулять ребенок вопреки
обыкновению отвечает: «Не хочу гулять»,
т.е. совершает своего рода действие «не
хочу», «не действие». Особенность этого
нового вида действий в том, что они
длятся независимо от поведения взрослых;
ребенок в любом случае остается недоволен.
Поведенческий комплекс «гордость за
достижения» выражает новообразование
кризиса трех лет. Он состоит в том, что
для детей трехлетнего возраста становятся
значимыми достижение (результат, успех
в деятельности) и признание (оценка
взрослого). Интериоризация отношения
других к себе закладывает основы «системы
Я», включающей начальную самооценку и
«стремление быть хорошим». При относительно
демократичной системе отношений
взрослого и ребенка критический период
протекает приглушеннее. Но и в этих
случаях дети иногда сами ищут повод
противопоставить себя взрослому, так
как им это «внутренне необходимо».
Ситуации, в которых необходимо настоять
на запрете, существуют, и родители,
несмотря на негативные реакции и
провокации ребенка, должны их обозначить.
У детей начинает формироваться воля,
автономия (независимость, самостоятельность),
они перестают нуждаться в опеке со
стороны взрослых и стремятся сами делать
выбор. Ребенок познает различие между
«хочу» и «должен». Если кризис протекает
вяло, это может свидетельствовать о
задержке в развитии аффективной и
волевой сторон личности. Отмечается,
что дети, не имевшие проблем с поведением
в трехлетнем возрасте, став взрослыми,
часто характеризуются как безвольные
и безынициативные. Чувства стыда и
неуверенности вместо автономии возни-

кают у детей тогда, когда родители
ограничивают проявления независимости
ребенка, наказывают или высмеивают
всякие попытки самостоятельности.

К концу раннего детства интересы ребенка
смещаются к миру взрослых людей,
«общественных взрослых». Возникает
новое отношение к взрослому. Теперь он
выступает как олицетворение социальных
ролей («мамы вообще», папы, водителя
автобуса, врача, милиционера), как
носитель образцов действий и социальных
отношений (руководства и подчинения,
заботы и агрессии). Разрешение кризиса
раннего детства связано с переводом
действия в игровой, символический план,
с возникновением полноценной игры.

ВОПРОСЫ ДЛЯ
САМОПРОВЕРКИ:

1. Чем отличаются собственно предметные
действия от простых манипуляций с
предметами? Почему ведущую деятельность
раннего детства называют орудийно-предметной?

2. Какие функции выполняет взрослый в
совместной предметной деятельности с
ребенком?

3. Какова мотивация и этапы усвоения
предметного действия ребенком?

4. Охарактеризуйте предпосылки
возникновения сюжетно-ролевой игры.

5. Какова роль взрослого в становлении
детской игры?

6. Как возникает знаковая функция
сознания?

7. Как складываются отношения со
сверстниками в раннем детстве?

8. Почему раннее детство считают
сензитивным периодом для речевого
развития?

9. Как проявляется кризис трех лет и в
чем его психологическая сущность?

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник