Роль эстетического воспитания для развития личности ребенка

Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека.

Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: «Зачем ты везешь эти тяжелые камни?» Первый отвечает: «Приказали везти эту проклятую тачку». Второй говорит: «Везу тачку, чтобы заработать на хлеб». Третий же сказал: «Строю прекрасный храм». Видеть в труде созидательное начало красоты — значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.

Исключительно велико и многообразно влияние искусства как важнейшего элемента красоты и эстетического отношения к действительности на человека. Оно прежде всего выполняет большую познавательную функцию и тем самым способствует развитию сознания и чувств личности, ее взглядов и убеждений. В.Г. Белинский отмечал, что в познании окружающего мира имеются два пути: путь научного познания и познание средствами искусства. Он указывал, что ученый говорит фактами, силлогизмами, понятиями, а писатель, художник — образами, картинами, но говорят они об одном и том же. Экономист, вооружаясь статистическими данными, доказывает, что положение того или иного класса ухудшилось или улучшилось вследствие таких-то и таких-то причин. Поэт же показывает эти изменения с помощью образного, художественного изображения действительности, воздействуя на фантазию и воображение читателей. В этой связи Белинский подчеркивал, что искусство способствует развитию сознания и убеждений человека не меньше, чем наука.

Большую роль играет искусство и эстетическое воспитание в формировании нравственности. Еще Аристотель писал, что музыка способна оказывать влияние на эстетическую сторону души, и поскольку она обладает таким свойством, она должна быть включена в число предметов воспитания молодежи. Отмечая эту сторону воздействия искусства на личность, А.М. Горький называл эстетику этикой будущего.

Многие наши воины в годы Великой Отечественной войны, идя в бой, несли в своих вещевых мешках полюбившиеся им художественные произведения. Нельзя не усматривать определенной связи между жизненным подвигом Николая Островского и почти полностью повторившего его судьбу писателя Николая Бирюкова — автора известного романа «Чайка» об отважной партизанке Великой Отечественной войны Лизе Чайкиной, — который около 30 лет пролежал пораженный жестокой болезнью в постели и нашел в себе силы и мужество овладеть мастерством художественного слова, чтобы остаться в строю. Такой же страдальческий, но почетный путь прошел белорусский писатель Виссарион Горбук, который после тяжелого ранения в боях с фашистскими захватчиками потерял способность к передвижению и, будучи надолго прикованным к постели, остался в жизненном строю, создал немало художественных произведений для детей и взрослых.

Искусство, в особенности литература, является могучим средством духовного возвышения человека. Чем больше я читаю, писал А.М. Горький, тем больше книги роднят меня с миром, тем ярче и значительнее становится для меня жизнь.

А.И. Герцен отмечал, что без чтения нет и не может быть ни вкуса, ни стиля, ни многосторонней шири понимания. Благодаря чтению человек переживает века. Книги оказывают влияние на глубинные сферы человеческой психики. Недаром Э. Хэмингуэй сравнивал книгу с айсбергом, большая часть которого находится под водой. Искусство развивает эстетическую культуру человека, учит его понимать прекрасное и строить, как уже отмечалось, жизнь по «законам красоты».

Однако влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. Задача школы — обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.
2.

Сущность эстетического воспитания и его содержание

Понятие эстетическое воспитание органически связано с термином эстетика, обозначающим пауку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого аІ8- 1;Ье8І8, что в переводе на русский язык означает ощущение, чувство. Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности в сознании и чувствах человека, с его способностью понимать прекрасное, следовать ему в жизни и творить его. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, его содержание должно охватывать изучение и приобщение учащихся к различным видам и жанрам искусства — к литературе, музыке, изобразительному искусству. Именно этой цели служит включение в программу школьного обучения русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания является его направленность на личностное развитие учащихся. Какие же стороны этого развития оно должно охватывать?

Прежде всего необходимо формировать у учащихся эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества.

Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений. В частности, необходимо научить школьников воспринимать прекрасное в различных видах искусства, природе, окружающей жизни и поведении людей.

Существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения (взгляды) по вопросам художественного отражения действительности. С этим связано формирование у учащихся представлений и понятий о специфике отражения этой действительности в различных видах и жанрах искусства, выработка умения анализировать содержание и нравственно-эстетическую направленность искусства.

Большое место в содержании эстетического воспитания занимает формирование у учащихся художественного вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного. Нужно научить школьников чувствовать красоту и гармонию подлинного произведения искусства, проявлять художественную взыскательность, а также стремление к повышению культуры поведения.

Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л.Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.

Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности. Как же должно осуществляться эстетическое воспитание?
3.

Еще по теме 1. Роль эстетического воспитания в развитии личности:

  1. Роль активности самой личности в собственном развитии. Внешние и внутренние факторы развития личности. Понятие о саморазвитии личности и персонификации воспитания
  2. 1. О разработке в педагогике проблемы развития и воспитания личности. Понятия: личность, ее развитие и формирование
  3. Глава 3. РАЗРАБОТКА В ПЕДАГОГИКЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ВСЕСТОРОННЕ И ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ КАК ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО
    ВОСПИТАНИЯ
  4. 1. Физическое воспитание как фактор всестороннего развития личности. Сущность физического воспитания и его содержание
  5. Роль наследственности и воспитания в развитии мозга
  6. Глава 2 ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  7. Глава 6, ВОЗРАСТНЫЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
  8. РОЛЬ КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В ДУХОВНОНРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ Шевцов В.Г.
  9. Глава 4. ЛИЧНОСТЬ КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ, ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ
  10. Конкретизация в педагогике содержания воспитания всесторонне и гармонично развитой личности

Источник

Людмила Горшкова

Влияние эстетического воспитания на формирование личности ребенка

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда, откладывает в его душе отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, их настроение, слова, взгляды, жесты, мимика – все это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетического воспитания.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности. Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению польского ученого И. Войнара, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориентации», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последнего к художественному образованию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности – это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.

Эстетическое образование, приобщение детей к сокровищнице мировой культуры и искусства – музыке, живописи, хореографии – все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания – формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.

Хореографическое искусство одно из самых древнейших на земле. Еще за несколько тысячелетий до новой эры существовали трудовые, магические, охотничьи, воинственные танцы… Правда, многие из них (как позже игрища и хороводы, а в 16-17 веках даже балеты) представлялись в синтетическом виде, т.е. в союзе со словом и вокалом. Этот факт мы не можем оставить без внимания при составлении учебной программы хореографического образования будущего.

В качестве учебной дисциплины танец занимал большое место в культуре древних греческих городов-государств в 6-3 веках до нашей эры, а позже и в Римской империи. Однако здесь его этико-эстетическое значение стояло на втором месте, а на первом – физическое совершенствование тела.

Наша задача – уравновесить эти составляющие и, кроме того, достичь гармонии между внутренним микрокосмосом отдельного человека и микрокосмом Вселенной. Ведь танец – действенный инструмент пробуждения и активизации тонких энергий жизни. Это внешнее выражение внутреннего духа. Танец и движение присущи Вселенной. В связи с этим предполагается рассмотреть следующие аспекты темы:

1. Воспитание на основе ритма или вернее воспитание ритмически организованного человека.

Ведь в сущности абсолютное чувство ритма существует также, как и абсолютный слух. Ритму можно научить, как учат, скажем, классическому или народно-сценическому танцу, хореографии в стиле «модерн».

В ряде наших школ ритмика номинально предполагается, где чаще заменяется обыкновенной хореографией. Конечно, в основе танца лежит ритм, однако ритмика и хореография не совсем одно и то же. Танцевальные этюды, на мой взгляд, являются лишь одной из составляющих элементов урока ритмики, причем с использованием этой части в финале урока. В целом же урок ритмики должен состоять из следующих компонентов и выстраиваться в последовательности:

— разминка (марши, упражнения на стопы, колени, бедра, поясницу, шею);

— хлопки, притопы с постепенным усложнением ритмической структуры;

— основы дирижирования с последующим «угадыванием»музыкального размера;

— этюды на развитие фантазии учащихся, в основе которых лежит учение А. Дельсарта о выразительном человеке и о естественной его пластике, а также система ритмического воспитания Э. Жака-Далькроза (прежде, чем ученик сядет за инструмент и будет играть ту или иную музыкальную вещь, он должен изобразить, а лучше выразить эту музыку телом);

— хореографические этюды на 2/4, 3/4, 4/4, 6/8 и пр.

2. Развитие пластических способностей и исправление физических недостатков ребенка.

Опыт показал, что большинство современных детей плохо гнутся (факт преждевременного старения организма), не могут сесть в «шпагат» и пр. Для исправления такой ситуации существует система тренажа английского хореографа Бориса Князева (эмигрант первой волны), состоящая из 30 упражнений, которую я активно использую. Каждое рассчитано на 16 или 32 такта музыкального сопровождения. Большинство упражнений выполняется лежа на спине, а затем – лежа на животе. Следуя этой системе можно:

— достичь правильной подготовки к танцам;

— исправить физические недостатки (полнота, сутулость, искривление позвоночника, рахит, кривые ноги, плоскостопие);

— приобрести упругость, эластичность всего тела, необходимые не только тем, кто собирается стать танцовщиком, но и всем, кто хочет иметь здоровое, правильно сформированное тело.

3. Путь к духовному развитию ребенка через танец, стимулирование жизненной силы, восстановление жизненной энергии, пробуждение творческого начала.

Тело человека создано для движения, которое также естественно и необходимо для жизни, как и дыхание. Как и дыхание, движение дает нам энергию, позволяет выйти за пределы обыденного восприятия. Движение уравновешивает, исцеляет, пробуждает энергию, необходимую для обретения силы, духовного совершенствования, для жизни и даже для смерти.

Танец – это движения тела, которые индивидуальны для каждого из нас. Они характеризуют нас, подчеркивают индивидуальные черты. Движения тела как бы соединяют внешний мир человека с внутренним и служат мостиком между ним и его божественной сущностью. Для того, чтобы движения тела обладали силой, ими нужно научиться управлять. Именно для этого и существует система известнейшего американского исследователя, преподавателя и писателя Теда Эндрю под экстравагантным названием «Магия танца». Это целый каскад отдельных движений, естественных и знакомых, связанных с какими-либо образами и основанных на подражании живой природе. Здесь существует методика, в которой используются свои позиции, ракурсы и позы. Если же чуть пристальней присмотреться к системе, то на занятиях 1-3 года обучения:

— физическими элементами здесь являются шаги или движения и те формы или образы, которые мы принимаем. В большинстве же случаев это подскоки, прыжки, подпрыгивания на одной ноге, бег вприпрыжку и галопом, кружение, шаг и скольжение;

— в основе музыкального сопровождения – классическая музыка (желательно медленная и тихая);

— частая смена ритмов, свобода во всем теле, минимум одежды;

— мелодии должны соответствовать  настроению; можно выразить музыку в движении, дать волю фантазии.

Все это вместе – основа участия человека в ритуале танца.

Все эти вышеописанные аспекты темы «Хореографическое искусство в системе дополнительного образования ХХI века» являются обязательными для всех детей и подкрепляются беседами по хореографии, музыке и изобразительному искусству. Это своеобразная первая ступень в системе дополнительного образования.

Дальнейшее же обучение танцу по его видам: классический, народно-сценический, бальный, «модерн», концептуальная хореография является выборочным, т.е. по желанию и способностям учащихся.

Основой для занятий классическим танцем первого года обучения является экзерсис у станка, который включает в себя следующие упражнения:

— полуприседание и полное приседание (plie);

— упражнение на развитие подвижности стопы (battement tandu);

— маленькие броски (battement jetes);

— большие броски (grand battement jetes);

— перегибы и наклоны корпуса (port de bras);

— мягкое и резкое раскрывание ноги (battement developpe);

— собирание ног в прыжке (pas assemble);

— упражнения для рук – первое, второе, третье port de bras.

Наиболее сложной задачей для любого педагога-руководителя является постановочная работа. При создании самостоятельных постановок, новых номеров следует помнить об основных законах построения хореографического произведения. Первостепенное значение имеет музыкальный материал, образное содержание которого балетмейстер должен выразить пластинкой. Грамотно выстроенная драматургия танцевального номера предполагает наличие экспозиции, завязки, развития действия, кульминации и развязки. Логике драматургии должен соответствовать рисунок танца, его композиция и хореографический текст. Все эти слагаемые, используемые в процессе постановки танцев, в сумме приводят к наиболее точному пластическому выражению хореографического образа, смысла и содержания танца.

Репертуар коллектива соответствует исполнительским возможностям и возрастным особенностям учащихся.

В репертуар коллектива «Очарование» включаются образцы классического наследия, доступные для освоения участниками. Среди них наиболее известны куклы из балета «Щелкунчик», «Музыкальная табакерка» на музыку А. Лядова, «Вальс куклы» из балета «Коппелия», сценка «Красная Шапочка и Волк» из балета «Спящая красавица» и другие концертные номера и фрагменты балетных спектаклей.

Упражнения классического танца являются основным учебно-тренировочным материалом в течение всего периода обучения и делятся на 2 части: у станка и на середине зала. Они дают правильную постановку корпуса, головы, рук и ног. Развивают силу мышц, эластичность связок, подвижность суставов, вырабатывают законченность и форму движения, активно способствуют исправлению отдельных недостатков телосложения.

Специальное место в воспитании пластики актера отводится развитию движения рук. Выразительный свободный жест может быть выработан только упорной тренировкой. Устранение напряженности, развитие свободы и пластичности в движении рук достигается как упражнениями классического танца, так и рядом специальных упражнений и многими движениями народных танцев. Развивая суставы пальцев, кисти, локтя и плеча, эти упражнения одновременно дают возможность изучить положения и позы различных народных танцев. Поэтому рекомендуется, как можно раньше включать в тренировочные задания упражнения для рук, сочетая их с заданиями у станка и на середине.

На уроке народного танца помимо тренировочных упражнений, движений классического экзерсиса изучаются и исполняются элементы народно-сценического экзерсиса у станка и на середине зала. Помимо постановок кадрили, хоровода, перепляса и массовых плясок на разученных элементах, желательно акцентировать внимание участников на изучении самобытных особенностей русского народного танца своей области, района. Созданные на этом материале композиции будут исполняться и выглядеть более органично и художественно, чем всем известные стандартные варианты русских плясок.

Изучение народных танцев, различных по ритму, характеру и стилю исполнения, активно развивает пластику, технику и способствует раскрытию творческой индивидуальности, знакомит с обычаями и культурой различных народов.

Основными движениями народного танца являются танцевальные ходы, «веревочка», «ковырялочка», припадание, «гармошка», «моталочка», подбивка, вращения, «голубцы», «ключ», хлопки и хлопушки, прыжки, трюки.

Изучение историко-бытовых и бальных танцев – это воспитание манеры исполнения танца, умение носить костюм соответствующей эпохи и пользоваться его аксессуарами. К историко-бытовым танцам относятся танцы XVI – XIX веков, поклоны и реверансы различных эпох и современные бальные танцы. Изучение историко-бытовых танцев должно сопровождаться беседой об эпохе, стиле, танцевальной культуре, знакомством с иконографическим материалом изучаемого времени. Для постановки в детских коллективах предлагаются танцы менуэт, гавот, полонез, мазурка, вальс.

Источник