Роль экскурсии в развитии словаря ребенка

Роль экскурсии в развитии словаря ребенка thumbnail

Экскурсия — один из видов занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.

Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое миропонимание.

По содержанию экскурсии условно делят на два вида: природоведческие — в парк, в лес, на реку, на луг и т. д., а также в зоопарк, ботанический сад (они проводятся в разные сезоны); экскурсии на сельскохозяйственные объекты — в поле, на птицефабрику, в сад, огород и т. д. в целях ознакомления с трудом взрослых.

На экскурсиях воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движении ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы. Количество изучаемых на экскурсии объектов и явлений, должно быть небольшим (для младших групп 1-2, для средней 2-3, для старших 3- 4). Во время экскурсий воспитатель ставит вопросы, так, чтобы дети, наблюдая явления, сопоставляли их и делали некоторые самостоятельные выводы.

В средней группе дети должны знать, какие явления характерны для каждого времени года, выделять некоторые признаки сезона (осенью созревают плоды, улетают птицы, опадают листья) понимать зависимость жизни животных от сезона, а также растений.

Дети старшей группы должны самостоятельно выделять характерные признаки сезона, знать последовательность времени года, устанавливать зависимость между состоянием неживой природы, растительным миром, трудом и бытом людей.

Дети подготовительной группы могут уже объяснить некоторые причинные, последовательные, временные связи, сравнивать сезоны, давая характеристику сезона, могут выделять признаки неживой природы, растительного и животного мира, труда и быта людей.(5, 8)

Наблюдение — это целенаправленное, планомерное, более или менее длительное восприятие человеком предметов и явлений окружающего мира. Оно связано с показом изменяющихся явлений. Его цель — не только познакомить детей с предметами или явлениями, но и научить замечать изменения в окружающей обстановке. Дети наблюдают за поведением и повадками животных, изменениями в жизни растений, в неживой природе.

Воспитатель помогает детям овладеть деятельность наблюдения, ставит перед ними познавательную задачу, обучает различным способом обследования объектов, учит следовать предлагаемому плану наблюдения, а затем и самостоятельному планированию, формирует умение отбирать в соответствии с поставленными задачами характерные существенные признаки.

Наблюдение лишь тогда верно отражает изучаемые явления и процессы, когда имеется чёткий план его проведения, в котором обозначены объекты наблюдений, цели и задачи его, время наблюдения, длительность и предполагаемый результат, ожидаемое изменение. (2, 9)

Объективность выводов по данным наблюдений значительно возрастает в том случае, если воспитатели сопоставляют получаемую ими информацию с данными других коллег. Наблюдению может предшествовать беседа, во время которой выявляются знания детей о наблюдаемом объекте, даются указания, на что следует обратить особое внимание.

Содержание занятий связанных с наблюдениями, постепенно усложняются; выбираются более сложные объекты наблюдения, углубляется его план, рассматриваются новые стороны явлений, намечается переход к познанию связи между ними.

Наблюдения организуются не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Они могут быть кратковременными (наблюдение за погодой, поведением птиц, рыб, животных) и длительными (наблюдение за развитием растений, сезонными явлениями). (4, 2)

Каким образом развивать в детях драгоценную способность наблюдения, научить их пользоваться своими чувствами, своим моторным аппаратом для последовательного накопления практического опыта и обусловленных им образов, представлений и речевых умений? Путь для этого один — организованное знакомство детей с окружающей их конкретной действительностью и оказание им систематической помощи в использовании ее в интересах своего развития. Внешний мир, представленный сознательно, разумно и систематически перед детьми, является той ареной, на которой воздвигается здание их восприятий. Содействовать стройному росту этого здания — главнейшая цель занятий по наблюдению и экскурсий.

Второй, не менее важной целью их должно быть отражение этого мира восприятий в речи. Представление должно предшествовать слову, но слово должно следовать за представлением. Представление, не воплотившееся в ясное, толковое слово, теряет значительную часть своей ценности. Познаваемые нами вещи и явления носят окраску человеческой речи, человеческих понятий, выраженных словом. Человек, пребывающий с глазу на глаз сам с собой, уточняет свои мысли словом.

Читайте также:  Речевое развитие ребенка 6 года жизни

Занятия по наблюдению должны вестись так, чтобы слово сопровождало и закрепляло наблюдаемое. Это один из видов обучения. Мы знаем, какую громадную роль в развитии ребенка играет самообучение в раннюю пору его жизни. Самообучение младенца уже нуждается в помощи взрослого. По мере продвижения ребенка по возрастным ступеням роль взрослого, руководящего его обучением, становится все значительнее и сложнее. (5,3)

Существует два способа методического использования содержания окружающей среды в интересах развития детей: предмет, включаемый в педагогическую работу как образовательный материал, приближается к детям, им преподносится. Но это не всегда возможно. Есть предметы и явления, которых приблизить к детям нельзя. В таком случае неизбежен второй путь — приближения детей к предмету, к явлению. Этот второй путь претворяется в метод, известный под названием экскурсий. Экскурсии с детьми проводятся вне учреждения. Но и в самом учреждении можно провести своеобразную экскурсию-осмотр, потому что в любой квартире, даже комнате, могут быть предметы, которых приблизить к детям нельзя, но к которым должны быть приближены сами дети. (1, 4)

Источник

Категория: Смирнова О.Н.

Опубликовано: 18.03.2016

Просмотров: 1574

Экскурсия — один из основных видов занятий, и особая форма организации работы по всестороннему развитию ребёнка, нравственно — патриотическому, эстетическому воспитанию. И в тоже время это одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Во время экскурсий
ребенок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им, а также труд людей.

Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика.

Преимущество экскурсий — в том, что дети здесь имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания. Ведь познание ребёнком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы
на органы чувств.

Экскурсия помогает формировать у ребенка мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в природе, материалистическое понимание мира.

Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств ребенка, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире.

За первое полугодие учебного года в нашей группе были проведены три вида экскурсий:

  • природоведческая экскурсия;
  • экскурсии, связанные с трудовой деятельностью человека;
  • ознакомительная экскурсия по улицам села.

Природоведческая экскурсия — на реку была осуществлена с целью ознакомления с сезонными изменениями, развития умений видеть их и понимать причину происходящего в природе.

Красота природы вызывает у ребенка глубокие, неизгладимые переживания, способствует развитию эстетических чувств. На этой основе формируется любовь к природе, бережное отношение к ней, любовь к родному селу.

Мы организуем данные экскурсии на одни и те же объекты в разные времена года с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе. Например, в осенний период была проведена экскурсия к реке, с целью накопления представлений о разнообразии
объектов живой природы и их характерных особенностях. Также даём детям возможность удовлетворить любознательность в самостоятельных наблюдениях: предлагаем детям собрать разнообразный материал (природный, бросовый). При этом сами не остаёмся безучастными,
а проявляем к их действиям живой интерес: задаём вопросы, «заражаем своими» эмоциями (удивление, восхищение). Это даёт возможность привлечь менее активных детей к совместной деятельности. Собранный материал складываем в корзинки, а часть
материала тут же используется для игр и упражнений («Что изменилось», «Угадай, по описанию» и др.). Приведя детей к месту экскурсии, в краткой беседе напоминаем цель занятия, даём им осмотреться, а затем дети приступают к наблюдению
намеченных объектов и явлений природы.

Основная цель экскурсии – это коллективное наблюдение (наблюдение за водой, листвой, травой). Здесь решаем основные программные задачи. Помогая детям подметить основные признаки осени, дополняем своими рассказами и пояснениями. Большое внимание
в наблюдении уделяем вопросам — заданиям, заставляющим детей рассматривать предметы, трогать, сравнивать, находить сходства и различия. После проделанной работы, даём задание на сбор необходимого материала для творческой и исследовательской деятельности
в группе (дети самостоятельно находили предметы которые, по их мнению, были самыми необходимыми, в основном это были листья, веточки деревьев, шишки и сухая трава). В заключительной части проводим итог нашей экскурсии и напоминаем о необходимости бережного
отношения к природе.

Читайте также:  Презентация роль чтения в развитии ребенка дошкольного

Экскурсия за пределы детского сада проводится со средней, старшей и подготовительной группами.

Экскурсии, связанные с трудовой деятельностью человека (на стройплощадку, библиотека, почта, администрация сельского поселения) помогают детям освоить представление о разнообразии и пользе трудовых действий людей.

Цели: осознание детьми значимости трудовой деятельности взрослых (зачем нужна профессия, что является результатом труда); знакомство с техникой, механизмами, которые облегчают труд взрослых.

При подготовке к данным экскурсиям, прежде всего мы сами знакомимся с объектом наблюдения, получаем разрешение на проведение экскурсий, договариваемся о времени посещения, об участии детей в той или иной деятельности, определяем содержание беседы детей
с рабочими. Например, экскурсия в библиотеку знакомит детей с профессией библиотекаря и разнообразием книг. Дети с интересом задавали вопросы работнику библиотеки и сами себя попробовали в этой роли. Не менее интересным было посещение администрации села
для беседы с бухгалтером учреждения.

Ознакомительная экскурсия по улицам села. Главная цель экскурсии — познакомить детей с родным селом и его достопримечательностями, воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, учить беречь и дорожить природными богатствами, любить своё село. Задачи,
которые стояли перед нами — познакомить детей с историей образования родного села; учить детей ориентировки на улицах села, соблюдать правила безопасного поведения на улице; познакомить детей с названиями улиц.

Придя в группу, дети сделали модель села, где сами подписали название улиц и номера домов.

За несколько дней до экскурсии провожу с детьми небольшую беседу, с тем, чтобы вызвать у них интерес к предстоящему занятию, сообщаю её цель. Дети должны знать, куда пойдут, зачем.

Знания, полученные на экскурсиях, расширяем и закрепляем в играх, в творческой и исследовательской деятельности самостоятельно и совместно с взрослыми.

В заключении, как правило, проводим обобщающую беседу. Планируя беседу, ставим вопросы так, чтобы в памяти детей восстановить весь ход экскурсии, подчеркнуть наиболее важные в образовательном и воспитательном отношении моменты, подводим их к установлению
связи между явлениями.

Для того чтобы экскурсионные мероприятия прошли более успешно, опираемся на памятку по проведению экскурсий в ДОУ:

  1. Предварительно ознакомится с объектов наблюдения.
  2. Согласовать время посещения данной экскурсии.
  3. Осмотреть место экскурсии на предмет безопасности.
  4. Выбрать самый простой и безопасный путь.
  5. Сообщить детям о цели экскурсии (ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что нужно узнать).
  6. Напомнить детям правила поведения на улице.
  7. Поставить в известность администрацию ДОУ.
  8. В заключительной части экскурсии — подведите итоги работы.
  9. По возвращению в ДОУ, предложить детям творческое задание.

Таким образом, наши экскурсии получились познавательными, увлекательными, незабываемыми и интересными.

Фотографии можно посмотреть в фотоальбоме «Роль экскурсий в развитии ребенка».

Воспитатели: Смирнова О.Н., Струц Т.Н.,
учитель – дефектолог Недева М.В.
МАДОУ «Детский сад» с. Песь

Источник

Москаленко Татьяна
Консультация для родителей «Роль экскурсии в развитии личности ребёнка дошкольного возраста»

Если открыть любую образовательную программу или методические рекомендации — не важно по какому предмету и для какого возраста — среди форм и методов обучения и воспитания на первом месте в большинстве случаев стоит экскурсия.

Экскурсия как метод диагностики личности.

Правильно организованная и проведённая экскурсия — уже сама по себе такой волшебный способ и диагностики, и воспитания, с помощью которого можно очень хорошо рассмотреть и скорректировать проблемы поведения детей, которые, возможно, не всегда видны во время обычных занятий. Это замечательный повод использовать метод включённого наблюдения. Во время экскурсии видны особенности и каждого ребёнка, и детского коллектива в целом. Именно во время экскурсии, когда дети находятся не в привычной обстановке, можно увидеть недочёты профессиональной деятельности воспитателя. Кстати, как показывает практика, они, по большому счёту, одни и те же во всех детских коллективах. Дети часто не способны видеть людей вокруг себя, у них нет навыка предоставления другим жизненного пространства (попросту, они не понимают, когда надо подвинуться, чтобы коллега по экскурсии мог тоже подойти поближе к осматриваемому объекту, дабы лучше всё увидеть. Они и попросить-то других об этом не умеют — просто стоят и не двигаются).

Экскурсия — это, в первую очередь, информация.

Дети очень часто не воспринимают смысл слов, просто пропуская их мимо ушей. Получается бессмысленность проведения данной формы работы, так как они не способны воспринимать вербальную информацию. Так называемое клиповое восприятие должно рано или поздно заставить-таки педагогов переписать всевозможные методики обучения.

Читайте также:  Поэтапное развитие ребенка в утробе фото

Ещё одна часто встречающаяся проблема,созданная педагогами: многие детские группы не совсем понимают, что на свете есть места, где надо вести себя тихо, культурно и интеллигентно, в этом поможет экскурсия.

Экскурсия для воспитателя: отдых или работа?

Грех не использовать гигантский потенциал экскурсии. Ведь она может применяться и как самостоятельная форма воспитания и обучения, и как составная часть других форм, и в качестве формы организации культурного досуга, воспитательной работы.

Методика требует, чтобы интерес к экскурсии, её теме и содержанию формировался педагогом, собирающимся использовать эту великолепную форму работы в своей практике, заранее, перед мероприятием. Роль педагога в том, что он должен создать у группы детей интерес к ожидающему их экскурсионному материалу, обеспечить организацию внимания и направление психической деятельности экскурсантов. Любая экскурсия предполагает усилия её участников для сохранения внимания, работы памяти.

Важно, чтобы педагог и все участники экскурсии уже перед еёначалом понимали: то, как она пройдёт, понравится ли им, зависит не только от выбора объекта осмотра, уровня профессионального мастерства экскурсовода, но и от того, какой вид поведения группа и отдельные её члены выберут для данного мероприятия. Дети (и воспитатели)должны понимать: если экскурсовод будет большую часть своих усилий прикладывать к тому, чтобы сохранить дисциплину в рядах группы экскурсантов (особенно соблюдение техники безопасности важно на экскурсиях по производству, он будет вынужден делать это за счёт информационной части экскурсии.

К сожалению, иногда педагоги забывают о том, что это мероприятие — не развлекательная прогулка для взрослого, что в первую очередь, они должны заботиться о дисциплине во вверенном ему коллективе детей. Особенно, если группа не без проблем.Рекомендация: не забывать в ходе экскурсии о детях с девиантным поведением и во избежание эксцессов держать их под своим строгим контролем. Бывает очень жаль детей, которые из-за неадекватного поведения своих товарищей не могут в полной мере насладиться содержанием предлагаемого им материала.

Главное, оставить след в душах

Сохранить детство в себе — наверное, это очень важно. Ещё важнее — дарить детство другим.

Любая экскурсия будет полезна только тогда, когда она оставит свой след в душе человека. Методически правильно организованные и проведённые производственные экскурсии на предприятия, которые интересны детям прежде всего своей продукцией — игрушками, мороженым, сладостями — могут принести очень много пользы для развития подрастающего поколения.

Экскурсия — один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из трудоёмких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом. Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы. На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.

Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе. Велика роль экскурсий в эстетическом воспитании детей. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств. Экскурсии в природу связаны с пребыванием детей на воздухе, с движением, что содействует укреплению здоровья. Находясь в лесу, на берегу реки, дети собирают разнообразный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы (растения, ветки деревьев и кустарников, ракушки и т. д.).

Как писал В. А. Сухомлинский, у ребёнка необходимо воспитывать любовь «ко всему, что не может жить без ласковой человеческой руки, без чувствительного человеческого сердца. Речь идёт о любви к живому и беззащитному, слабому и нежному». Задачи образовательного компонента экскурсии заключаются в освоении детьми системы экологических представлений и элементарных (предметных) понятий о природе. Развивающий компонент экскурсийстимулирует формирование: навыков наблюдения и наблюдательности как таковой; сенсорных способностей (умение видеть разнообразные признаки объектов: цвет и его оттенки, пространственное расположение, разнообразие форм, фактуры и пр.); мыслительных процессов (анализа, сравнения, обобщения, классификации, умения устанавливать связи, разные по характеру и степени сложности); воображения и творческих способностей.

При разработке экскурсии важно ставить и решать комплекс задач воспитательного, образовательного и развивающего характера.

Источник