Роль игры в развитии ребенка контрольная работа
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
« Государственный гуманитарно-технологический университет »
ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Контрольная работа
по курсу « Организация игровой деятельности дошкольников»
на тему:
«Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей:
методики руководства сюжетно-ролевой игрой»
Выполнил слушатель ФППК:
Лухманова Надежда Андреевна
Старший преподаватель:
Лялина Наталья Вячеславовна
Орехово-Зуево
2017
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Н.А.Короткова «Сюжетная игра дошкольников», Москва: изд.«Линка-Пресс», 260 стр., 2016.
2.Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду», Москва: изд. Линка-Пресс», 2015.
Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и так далее.
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую решаются все образовательные задачи, в том числе и обучение.
Задача воспитателя – помочь детям в организации игры, развить интерес к разным профессиям. Расширить кругозор ребенка, привить уважение к труду. Не предлагать готовые сюжеты игр, а развивать детское воображение, самостоятельность, пусть дети свободно выражают свои мысли и чувства. В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей.
Задачи развития игровой деятельности
Педагог в каждой возрастной группе решает задачи полноценного развития по пяти образовательным областям и задачи, связанные с поступательным развитием и усложнением самой игровой деятельности воспитанников.
Самые основные первоочередные задачи:
Ранний возраст: приобщение к разным играм: предметным (в т.ч. с составными игрушками и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.
2-я младшая группа: обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослыми игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.
Эти задачи направлены на становление и развитие самодеятельной игры детей, они не сопровождаются дополнительными дидактическими задачами. В самостоятельной игре инициатива идет от детей, действуют они самостоятельно, ставят свои игровые задачи, реализовывают их в собственной деятельности.
Пример: объединение детей разных возрастов очень перспективно, дети играют вместе, старшие организуют диалог, мало ориентируются на возможности ребёнка и в тоже время они не могут сильно “оторваться” от них, что создаёт ЗБР для игровой деятельности +эмоциональное и личностное развитие.
Методика педагогической поддержки игровой деятельности. Педагоги опираются на 4 известные методики педагогической поддержки игровой деятельности:
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.- метод поэтапного формирования способов игры.
Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ:
1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.
2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.
4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
С.Л.Новосёлова Е.В.Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Е.И Касаткина — метод комплексной поддержки самодеятельных игр.
Метод включает 4 компонента:
- Обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
- Обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
- Создание развивающей предметной среды;
- Активизирующее общение взрослых с детьми.
1. Обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем.
С.Л.Новосёлова “Игра-это практическое (т.е. в действии) размышление ребёнка об окружающей его действительности”. Приведу пример: ребёнок играет с разными игрушками: отбери у него игрушки, но игра может продолжиться, так как он играет со своим образом мира. Со своим знанием об этом мире, своим реальным жизненным опытом в самых разных его проявлениях. А можно и наоборот завалить ребёнка игрушками (например “Ферма”, “Морские пираты”), но если он смутно представляет, что с ними можно делать, игры не будет. Так как нет опыта. Поэтому если мы хотим, чтобы дети играли, мы должны задаться вопросом, а с чем они будут играть? (живое знание). Смысл игры в том, что она позволяет действовать практически там, где реальная жизнь недоступна (книги, фильмы, рассказы взрослых и пр.). Непревзойдённой по своему развивающему эффекту остаётся детская художественная литература (чтение книг с продолжением , особенно остросюжетных произведений–особенно в старшем возрасте для самодеятельных игр). Но этого недостаточно, если у ребёнка будут знания, много впечатлений получит, но недостаточно опыта или он беден, то это не даст возможности его знаниям воплотиться в игре. Эту задачу решает второй компонент.
2. Обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
Общая линия развития игровых умений всем известна:
Младший возраст: становление ролевого (игрового) действия.
Проведение ребёнка через эти этапы. Чтобы каждый раз открывали и усваивали новый, более сложный способ её построения, представляет собой целенаправленное формирование игры, а точнее — игровых способов действий.
Где реализуется
В ходе совместных игр с более старшими детьми или взрослыми (актуально для малышей). Им требуется показ, помощь в согласовании игровых действий).
Игры более старших детей нельзя пустить на “самотёк”, т.к. им нередко требуется помощь в организации игры, усложнении и развитии сюжетов;
Нельзя форсировать события, предлагая новые и новые игры, “дайте детям наиграться”. Этот термин применим не только к дошкольному возрасту. Но и к каждой конкретной игре в отдельности. Каждый ребёнок имеет индивидуальный темп усвоения тех или иных содержаний, проживание событий, овладение умениями в разных играх.
Для реализации игрового опыта нужна игровая предметная среда.
3. Создание развивающей предметной среды;
Основные требования к игровой среде:
Младший возраст. Динамические игрушки, игрушки-орудия (каталки, сачки, палки и т.д.), разнообразные дидактические игрушки, направленные на формирование сенсорных эталонов, обобщённые по образу сюжетных игрушек и разнообразной атрибутики, сомасштабной этой игрушке (фигурки людей, животных, соответствующая мебель, посуда и т.д.). Особое значение имеет введение предметов-заместителей, (бруски, бросовый, а в среднем возрасте поделочный материал (принцип полифункциональности); показать как с ними играть). Игрушка служит побудителем игры, в зоне доступности все игрушки.
4. Активизирующее общение взрослых с детьми.
Тактика: младшим лучше задавать вопросы, помогающие им ставить и решать новые игровые задачи.
Предметно-развивающая среда и поддержка самостоятельной игровой деятельности ( из опыта работы)
Дети, переступившие порог нашей группы оказались в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптации ребенка к дошкольному учреждению, но и его развитие.
Под развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательную творческую деятельность детей всей группы. Так как дети у нас маленькие, мы стараемся создать для них добрую, уютную атмосферу в нашей группе. Мы поделили групповое пространство на зоны для разных видов детской игровой активности.
Наполняемость предметной развивающей среды в группе обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса, соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Предметная развивающая среда способствует реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:
1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;
2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.
3) доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;
4) возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности. Обеспечение ребенка материалами и оборудованием в группе не угрожает физическому и психическому здоровью.
В группе созданы зоны для игр в «Семью», « Больницу», «Магазин», «Парикмахерскую», «Строитель». Есть в группе сенсорный, театральный, музыкальный, физкультурный, книжный уголок, уголок художественного творчества и уголок природы.
В сюжетных играх дети находят отражение разнообразных бытовых (семейных) сюжетов и новые впечатления о жизни и труде близких людей (магазин, семья, детский сад, парикмахерская и другие), а также сюжеты, навеянные произведениями литературы. В одной сюжетно – ролевой игре переплетаются разнообразные события (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в Салон красоты, затем в магазин за подарками).
Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации. Игровые объединения по (2 — 5 человек) носят порой самостоятельный и постоянный характер. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.
В соответствии с замыслом сюжета я формирую умение детей устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама — папа — сын, продавец — покупатель — кассир, врач — больной — аптекарь и так далее. Активно развиваю ролевой диалог: «Во что будем играть? Что произойдёт?». Учу детей использовать различные предметы — заместители (разнообразные кубики, бруски, коробочки, верёвки и т.д.), осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже пришли из магазина и будем готовить обед», «Чик — чик, это чек», «Один, два — ваша сдача»). Стараюсь стимулировать развитие игрового замысла через проблемную ситуацию (отправились в морское путешествие, а забыли взять еду). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным.
Совершенствование игровых умений (создание замысла, придумывание сюжета, определение содержания игры, распределение ролей и так далее) происходит, конечно же, в совместной игре, когда дети и воспитатель являются партнерами. В совместной игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваются ролями с воспитателем. Взаимодействие в ролевом диалоге учит детей планировать свои ролевые действия, а на более позднем этапе овладения игровыми навыками действовать более свободно, импровизированно.
Я забочусь об обогащении социального опыта детей в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед, слушания художественных произведений и организации других совместных форм совместной деятельности.
Сюжетно-ролевую игру в группе проводим в вечерние часы, обустраиваем вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, тем самым детям предоставляется возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью.
В обстановке совместных игр своим примером я показываю детям, как лучше распределить роли, договориться друг с другом, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, я побуждаю детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т.п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции.
Вначале приходилось ведущие роли в играх брать на себя, потому что дети были слишком малы, и у них не было жизненного опыта. Учась исполнять свои роли, подражая взрослому, дети не только осмысливают и уточняют свои знания о труде взрослых, но и усваивают нормы общественного поведения. Сейчас дети сами придумывают сюжеты игр и выбирают, с кем они желают играть.
Таким образом, будет ли игра у дошкольника ведущим видом деятельности, зависит и от нас, педагогов. А для этого нужно совершенствовать своё педагогическое мастерства, уметь организовать и обогатить игровую деятельность ребёнка, выделить время и место для игры в течение дня, вовлечь дошкольника в игру и достичь её уровня в соответствии с возрастом ребёнка.
Источник
Областное бюджетное государственное
образовательное учреждение
среднего профессионального
образования
СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ
Контрольная работа
по
«Теоретические и методические
основы организации игровой деятельности
детей раннего и дошкольного возраста»
студентки 2 курса 1 группы
Илясовой Юлии Дмитриевны
Шифр 2101
Домашний адрес:
Смоленская обл.
г. Сафоново,
М-он 1 д.26 кв.1
Илясова Ю.Д
ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ ИГРЫ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.
РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
ВВЕДЕНИЕ
1. Влияние игровой деятельности
на развитие личности дошкольника
1.1. Происхождение и сущность
игры
1.2. Возникновение игры
1.3. Влияние игры на
психическое и личностное развитие
ребенка
2. Психологическая сущность
игры дошкольника
2.1. Характеристика игровой
деятельности ребенка
2.2. Классификация игр
2.2.1.Сюжетно – ролевые игры
дошкольников
2.2.2. Театрализованные
игры
2.2.3. Творческие игры
2.2.4. Дидактические игры
2.2.5. Музыкально – дидактические
2.3. Игрушка и ее значение
в игровом процессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
В дошкольном возрасте
игра имеет важнейшее значение
в жизни маленького ребенка. Потребность
в игре у детей сохраняется
и занимает значительное место
и впервые годы их обучения
в школе. В играх нет реальной
обусловленности обстоятельствами,
пространством, временем. Дети — творцы
настоящего и будущего. В этом
заключается обаяние игры.
В каждую эпоху общественного
развития дети живут тем, чем
живет народ. Но окружающий мир
воспринимается ребенком по-иному,
чем взрослым. Ребенок – «Новичок»,
все для него полно новизны.
В игре ребенок делает
открытия того, что давно известно
взрослому. Дети не ставят в
игре каких-либо иных целей, чем
играть.
«Игра, есть потребность
растущего детского организма. В
игре развиваются физические
силы ребенка, тверже рука, гибче
тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, инициатива» – так
писала выдающийся советский
педагог Н.К. Крупская. Она так
же указывала на возможность
расширения впечатлений, представлений
в игре, вхождения детей в жизнь,
о связи игр с действительностью,
с жизнью.
Для ребят дошкольного
возраста игра имеет исключительное
значение: игра для них – учеба,
игра для них – труд, игра
для них – серьезная форма
воспитания. Игра для дошкольников
– способ познания окружающего
мира.
Игра будет являться
средством воспитания, если она
будет включаться в целостный
педагогический процесс. Руководя
игрой, организуя жизнь детей
в игре, воспитатель воздействует
на все стороны развития личности
ребенка: на чувства, на сознание,
на волю и на поведение в
целом.
В игре ребенок приобретает
новые знания, умения, навыки. Игры,
способствующие развитию восприятия,
внимания, памяти, мышления, развитию
творческих способностей, направлены
на умственное развитие дошкольника
в целом.
Огромную роль в
умственном воспитании играет
математика. В настоящее время, в
эпоху компьютерной революции
встречающаяся точка зрения, выражаемая
словами: «Не каждый будет математиком»,
безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более
завтра математика будет необходима огромному
числу людей различных профессий. В математике
заложены огромные возможности для развития
мышления детей, в процессе их обучения
с самого раннего возраста.
Обучение математике
в детском саду основывается
на конкретных образах и представлениях.
Эти конкретные представления
подготавливают фундамент для
формирования на их основе
математических понятий.
Без обогащения чувственного
познавательного опыта невозможно
полноценное владением математическими
знаниями и умениями.
Теория и практика
обучения накопили определенный
опыт использования разных методов
в работе с детьми.
В разработку методов
обучения внесла много нового
Е.И. Тихеева, составленные ею игры
– занятия сочетали в себе
слово, действие, наглядность. Игру
как метод обучения Е.И. Тихеева
предлагала вводить по мере
того, как то или другое числовое
представление уже извлечено
детьми из самой жизни.
Существенный вклад
в разработку дидактических игр
и включение их в систему
обучения дошкольников внесли
Т.В. Васильева, Т.А. Мусейбова, А.И. Сорокина,
Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова, М. Монтессори,
Ф. Фребель и др.
В настоящее время значение
дидактических игр умаляется в виду того,
что многие воспитатели плохо владеют
методикой их проведения, вследствие чего
активность играющих затормаживается
или дидактические игры подчас превращаются
в занятия, где воспитатель выступает
в роли руководителя, диктующего, что нужно
делать, а не в качестве партнера по игре
– в результате ограничивается самостоятельность
детей.
1. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
ДОШКОЛЬНИКА
1.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ
И СУЩНОСТЬ ИГРЫ
Игра издавна привлекает к себе
внимание не только психологов и педагогов,
но и философов, этнографов, искусствоведов
Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист
марксизма, доказывает, что в жизни общества
труд предшествует игре и определяет ее
содержание. В играх первобытных племен
изображается война, охота, земледельческие
работы. Несомненно, что сначала была война,
а затем игра, изображающая военные сцены.
Сначала было впечатление, произведенное
на дикаря смертью раненого товарища,
а затем появилось стремление воспроизвести
это впечатление в пляске. Таким образом,
игра связана с искусством, она возникла
еще в первобытном обществе вместе с разными
видами искусства. Дикари играли как дети,
в игру входили пляски, песни, элементы
драматического и изобразительного
искусства. Иногда играм приписывали магическое
действие.
В жизни же отдельного индивидуума
наблюдается обратное соотношение: ребенок
вначале подражает труду взрослых в игре
и лишь позже начинает принимать участие
в настоящей работе. Плеханов доказывает
закономерность такого явления: игра служит
средством подготовки к труду, средством
воспитания.
Изучение происхождения игры
как особого вида человеческой деятельности
дает возможность определить ее сущность:
игра – образное, действенное отражение
жизни; она возникла из труда, и готовит
молодое поколение к труду.
В педагогической литературе
понимание игры как отражения действительной
жизни впервые было высказано великим
педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая
обстановка, говорит он, имеет сильнейшее
влияние на игру, «она дает для нее материал
гораздо разнообразнее и действительнее
того, который предлагается игрушечной
лавкою»
К.Д. Ушинский доказывает, что
содержание игры влияет на формирование
личности ребенка.
В создании теории игры особенно
велика роль Н.К.Крупской. Она считает
игру потребностью растущего организма
и объясняет это двумя факторами: стремление
ребенка познавать окружающую жизнь и
свойственной ему подражательностью,
активностью. «Игра для дошкольников –
способ познания окружающего».
Дошкольный возраст – первоначальный
этап усвоения общественного опыта. Игра
– наиболее доступный ребенку вид деятельности,
своеобразный способ переработки полученных
впечатлений.
А. С. Макаренко дал глубокий
анализ психологии игры, показал, что игра
– осмысленная деятельность, а радость
игры – «радость творческая», «радость
победы»
Игра – социальная деятельность,
возникшая в ходе исторического развития
из трудовых процессов; игра всегда отражает
действительную жизнь, поэтому ее содержание
меняется с изменением общественных условий;
игра – сознательная, целенаправленная
деятельность, которая имеет много общего
с трудом и служит подготовкой к труду.
1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ
ИГРЫ
Впервые семь лет ребенок проходит
большой и сложный путь развития. Это ярко
отражается в играх, которые год от года
становятся богаче по содержанию, сложнее
по организации, разнообразнее по характеру.
Изучение детских игр обнаруживает
закономерности их развития, связанные
с общими закономерностями развития в
дошкольном возрасте, формирование мышления,
воображения, нравственных качеств, количественных
навыков, творческих способностей. В то
же время в игре проявляются индивидуальные
особенности детей, различные интересы,
характеры. Чтобы понять сущность игры
и закономерности их развития, важно проследить
возникновение игры, изучить ее начальные
формы
В первые два года жизни, когда
воображение ребенка еще не развито, игры
в настоящем смысле слова нет. В этом возрасте
можно говорить о подготовительном периоде
игры, который часто называют «предметной
деятельностью».
К двум годам в детских играх
прослеживаются те черты, которые ярко
проявляются в более позднем возрасте:
подражанием взрослым, создание воображаемых
образов, стремление активно действовать,
знакомиться с окружающем.
На третьем году жизни начинает
развиваться воображение, в играх появляется
несложный сюжет.
1.3. ВЛИЯНИЕ ИГРЫ
НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
Влияние игры на развитие личности
ребенка заключается в том, что через нее
он знакомится с поведением и взаимоотношениями
взрослых людей, которые становятся образцом
для его собственного поведения, и в ней
приобретает основные навыки общения,
качества, необходимые для установления
контакта со сверстниками. Захватывая
ребенка и заставляя его подчиняться правилам,
соответствующим взятой на себя роли,
игра способствует развитию чувств и волевой
регуляции поведения.
Игра как ведущий
вид деятельности ребенка дошкольного
возраста оказывает воздействие
на развитие. Начинает формироваться
произвольность психических процессов.
Прежде всего, развивается произвольное
восприятие, внимание и память. Потребность
в общении со сверстником вынуждает
ребенка точно выполнять правила
игры, а это требует специальных
усилий и целенаправленности. Развитие
мышления — осуществляется переход
от мысли в действии к мысли
в плане представлений. Действуя
с предметом-заместителем, ребенок
учится мыслить о реальном
предмете. Для развития воображения
игра имеет определяющее значение,
поскольку в игровой деятельности
ребенок учится замещать один
предмет другим и «примерять»
на себя различные роли, образы
и действия. Влияние игры на
развитие личности заключается
в том, что в ней ребенок
осваивает взаимоотношения между
людьми по образу и подобию
взрослых, приобретая, таким образом,
навыки общения и способы волевой
регуляции своего поведения.
В игре развивается знаковая
функция речи (предмет — знак — его
наименование). Игра способствует
развитию рефлексии как способности
соотносить свои действия, мотивы,
поступки с общечеловеческими
ценностями. В игре эта возможность
открывается потому, что ребенок
находится в двойной позиции —
исполняющего роль и контролирующего
качество (правильность) ее исполнения.
В игре же продолжают
развиваться продуктивные виды
деятельности, появляются элементы
учебной трудовой деятельности.
Игра — это самостоятельная,
творческая, свободная деятельность ребенка.
РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ
РЕБЕНКА.
1) В игре ребенок учится
полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои
импульсивные желания правилам
игры. Появляется соподчинение мотивов
— «хочу» начинает подчинятся «нельзя»
или «надо».
3) В игре интенсивно
развиваются все психические
процессы, формируются первые нравственные
чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы
и потребности (соревновательные, игровые
мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются
новые виды продуктивной деятельности
(рисование, лепка, аппликация)
2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
СУЩНОСТЬ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКА
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА
В период дошкольного детства
игра становится ведущим видом деятельности,
но не потому, что ребенок большую часть
времени проводит в развлекающих его играх,
— игра вызывает качественные изменения
ребенка. Собственно игровое действие
будет происходить тогда, когда ребенок
под одним действием подразумевает другой.
Игровое действие носит знакомый (символический)
характер. Именно в игре наиболее ярко
обнаруживается формулирующаяся знаковая
функция сознания ребенка. Ее проявление
в игре имеет свои особенности: игровые
заместители предметов могут иметь значительно
меньшее сходство с самими предметами,
чем, например, рисунок с изображаемой
действительностью. Однако игровые заместители
должны давать возможность действовать
с ними так, как с замещаемым предметом.
Поэтому, давая свое название избранному
предмету – заместителю и приписывая
ему определенные свойства, ребенок учитывает
и некоторые особенности самого предмета
– заместителя. При выборе предметов –
заместителей дошкольник исходит из реальных
отношений предметов. Он с готовностью
соглашается, что полспички будет мишуткой,
целая спичка мишкой – мамой, коробок
– постелькой для мишутки. Но он ни за
что не примет такого варианта, где мишуткой
будет коробок, а постелью – спичка.
«Так не бывает», — обычная реакция ребенка.
2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ
ИГР
Существует несколько групп
игр, развивающих интеллект, познавательную
активность ребенка.
I группа — предметные игры,
как манипуляции с игрушками
и предметами. Через игрушки — предметы
— дети познают форму, цвет, объем, материал,
мир животных, мир людей и т.п.
Источник