Роль игры в развитии ребенка контрольная работа

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

« Государственный гуманитарно-технологический университет »

ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

 Контрольная работа

по курсу  « Организация игровой деятельности дошкольников»

на тему:

«Поддержка самостоятельной игровой деятельности детей:

методики руководства сюжетно-ролевой игрой»

Выполнил слушатель ФППК:

Лухманова Надежда Андреевна

Старший преподаватель:

Лялина Наталья Вячеславовна

Орехово-Зуево

2017

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Н.А.Короткова «Сюжетная игра дошкольников», Москва: изд.«Линка-Пресс», 260 стр., 2016.

2.Н.Я.Михайленко, Н.А. Короткова «Организация сюжетной игры в детском саду»,  Москва: изд. Линка-Пресс», 2015.

Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, познает очень важный пласт человеческой культуры – взаимоотношение между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и так далее.
Игра выступает как самая важная деятельность, через которую решаются  все образовательные задачи, в том числе и обучение.  

Задача воспитателя – помочь детям в организации игры, развить интерес к разным профессиям. Расширить кругозор ребенка, привить уважение к труду. Не предлагать готовые сюжеты игр, а развивать детское воображение, самостоятельность, пусть дети свободно выражают свои мысли и чувства. В высказываниях великих педагогов – К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко игра рассматривается как самостоятельная творческая деятельность детей.

Задачи развития игровой деятельности

 Педагог в каждой возрастной группе решает задачи полноценного развития по пяти образовательным областям и задачи, связанные с поступательным развитием и усложнением самой игровой деятельности воспитанников.

Самые основные первоочередные задачи:

Ранний возраст: приобщение к разным играм: предметным (в т.ч. с составными игрушками и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

2-я младшая группа: обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослыми игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Эти задачи направлены на становление и развитие самодеятельной игры детей, они не сопровождаются дополнительными дидактическими задачами. В самостоятельной игре инициатива идет от детей, действуют они самостоятельно, ставят свои игровые задачи, реализовывают их в собственной деятельности.

Пример: объединение детей разных возрастов очень перспективно, дети играют вместе, старшие организуют диалог, мало ориентируются на возможности ребёнка и в тоже время они не могут сильно “оторваться” от них, что создаёт ЗБР для игровой деятельности +эмоциональное и личностное развитие.

Методика педагогической поддержки игровой деятельности.        Педагоги опираются на 4 известные методики педагогической поддержки игровой деятельности:

Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.- метод поэтапного формирования способов игры.

 Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он занимает позицию умеющего интересно играть эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя на равных, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу открывали и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

С.Л.Новосёлова Е.В.Зворыгина, Н.Ф. Комарова, Е.И Касаткина — метод комплексной поддержки самодеятельных игр.

Метод включает 4 компонента:

  1. Обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем;
  2. Обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);
  3. Создание развивающей предметной среды;
  4. Активизирующее общение взрослых с детьми.

1. Обогащение опыта и знаний детей, расширение их представлений об окружающем.

С.Л.Новосёлова “Игра-это практическое (т.е. в действии) размышление ребёнка об окружающей его действительности”. Приведу пример: ребёнок играет с разными игрушками: отбери у него игрушки, но игра может продолжиться, так как он играет со своим образом мира. Со своим знанием об этом мире, своим реальным жизненным опытом в самых разных его проявлениях. А можно и наоборот завалить ребёнка игрушками (например “Ферма”, “Морские пираты”), но если он смутно представляет, что с ними можно делать, игры не будет. Так как нет опыта. Поэтому если мы хотим, чтобы дети играли, мы должны задаться вопросом, а с чем они будут играть? (живое знание). Смысл игры в том, что она позволяет действовать практически там, где реальная жизнь недоступна (книги, фильмы, рассказы взрослых и пр.). Непревзойдённой по своему развивающему эффекту остаётся детская художественная литература (чтение книг с продолжением , особенно остросюжетных произведений–особенно в старшем возрасте для самодеятельных игр). Но этого недостаточно, если у ребёнка будут знания, много впечатлений получит, но недостаточно опыта или он беден, то это не даст возможности его знаниям воплотиться в игре. Эту задачу решает второй компонент.

2. Обогащение игрового опыта (формирование игровых действий, способов осуществления игры);

Общая линия развития игровых умений всем известна:

Младший возраст: становление ролевого (игрового) действия.

Проведение ребёнка через эти этапы. Чтобы каждый раз открывали и усваивали новый, более сложный способ её построения, представляет собой целенаправленное формирование игры, а точнее — игровых способов действий.

Где реализуется

В ходе совместных игр с более старшими детьми или взрослыми (актуально для малышей). Им требуется показ, помощь в согласовании игровых действий).

Игры более старших детей нельзя пустить на “самотёк”, т.к. им нередко требуется помощь в организации игры, усложнении и развитии сюжетов;

Нельзя форсировать события, предлагая новые и новые игры, “дайте детям наиграться”. Этот термин применим не только к дошкольному возрасту. Но и к каждой конкретной игре в отдельности. Каждый ребёнок имеет индивидуальный темп усвоения тех или иных содержаний, проживание событий, овладение умениями в разных играх.

Для реализации игрового опыта нужна игровая предметная среда.

3. Создание развивающей предметной среды;

Основные требования к игровой среде:

Младший возраст. Динамические игрушки, игрушки-орудия (каталки, сачки, палки и т.д.), разнообразные дидактические игрушки, направленные на формирование сенсорных эталонов, обобщённые по образу сюжетных игрушек и разнообразной атрибутики, сомасштабной этой игрушке (фигурки людей, животных, соответствующая мебель, посуда и т.д.). Особое значение имеет введение предметов-заместителей, (бруски, бросовый, а в среднем возрасте поделочный материал (принцип полифункциональности); показать как с ними играть). Игрушка служит побудителем игры, в зоне доступности все игрушки.

4. Активизирующее общение взрослых с детьми.

Тактика: младшим лучше задавать вопросы, помогающие им ставить и решать новые игровые задачи.

Предметно-развивающая среда и поддержка самостоятельной игровой деятельности ( из опыта работы)

  Дети, переступившие порог нашей группы оказались в совершенно новых для них условиях. От того, какими будут эти условия, во многом зависит не только успешность адаптации ребенка к дошкольному учреждению, но и его развитие.

  Под развивающей средой мы понимаем естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательную творческую деятельность детей всей группы. Так как дети у нас маленькие, мы стараемся создать для них добрую, уютную атмосферу в нашей группе. Мы поделили групповое пространство на зоны для разных видов детской   игровой активности.        

 Наполняемость предметной развивающей среды в группе обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса, соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

  Предметная развивающая среда способствует реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

3) доступность оборудования в зависимости от желания и интересов ребенка;

4) возможность у ребенка выбора комфортной для него дистанции взаимодействия и степени участия в общей деятельности. Обеспечение ребенка материалами и оборудованием в группе не угрожает физическому и психическому здоровью.

В группе созданы зоны для игр в «Семью», « Больницу», «Магазин», «Парикмахерскую», «Строитель». Есть в группе сенсорный, театральный, музыкальный, физкультурный, книжный уголок, уголок художественного творчества и уголок природы.

В сюжетных играх дети находят отражение разнообразных бытовых (семейных) сюжетов и новые впечатления о жизни и труде близких людей (магазин, семья, детский сад, парикмахерская и другие), а также сюжеты, навеянные произведениями литературы. В одной сюжетно – ролевой игре переплетаются разнообразные события (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в Салон красоты, затем в магазин за подарками).
Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации. Игровые объединения по (2 — 5 человек) носят порой самостоятельный и постоянный характер. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью.
В соответствии с замыслом сюжета я формирую умение детей устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама — папа — сын, продавец — покупатель — кассир, врач — больной — аптекарь и так далее. Активно развиваю ролевой диалог: «Во что будем играть? Что произойдёт?». Учу детей использовать различные предметы — заместители (разнообразные кубики, бруски, коробочки, верёвки и т.д.), осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже пришли из магазина и будем готовить обед», «Чик — чик, это чек», «Один, два — ваша сдача»). Стараюсь стимулировать развитие игрового замысла через проблемную ситуацию (отправились в морское путешествие, а забыли взять еду). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным.
Совершенствование игровых умений (создание замысла, придумывание сюжета, определение содержания игры, распределение ролей и так далее) происходит, конечно же, в совместной игре, когда дети и воспитатель являются партнерами. В совместной игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваются ролями с воспитателем. Взаимодействие в ролевом диалоге учит детей планировать свои ролевые действия, а на более позднем этапе овладения игровыми навыками действовать более свободно, импровизированно.
Я забочусь об обогащении социального опыта детей в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед, слушания художественных произведений и организации других совместных форм совместной деятельности.
Сюжетно-ролевую игру в группе проводим в вечерние часы, обустраиваем вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, тем самым детям предоставляется возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью.
В обстановке совместных игр своим примером я показываю детям, как лучше распределить роли, договориться друг с другом, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, я побуждаю детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т.п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции.

 Вначале приходилось ведущие роли в играх брать на себя, потому что дети были слишком малы, и у них не было жизненного опыта. Учась исполнять свои роли, подражая взрослому, дети не только осмысливают и уточняют свои знания о труде взрослых, но и усваивают нормы общественного поведения. Сейчас дети сами придумывают сюжеты игр и выбирают, с кем они желают играть.

Таким образом, будет ли игра у дошкольника ведущим видом деятельности, зависит и от нас, педагогов. А для этого нужно совершенствовать своё педагогическое мастерства, уметь организовать и обогатить игровую деятельность ребёнка, выделить время и место для игры в течение дня, вовлечь дошкольника в игру и достичь её уровня в соответствии с возрастом ребёнка.

Источник

Областное бюджетное  государственное
образовательное учреждение

среднего профессионального
образования

СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ

Контрольная работа

по

«Теоретические и методические
основы организации игровой деятельности
детей раннего и дошкольного возраста»

студентки 2 курса 1 группы

Илясовой Юлии Дмитриевны  

Шифр 2101

Домашний адрес:

Смоленская обл.

                                                                               
г. Сафоново,

                                                                                     
М-он 1 д.26 кв.1

                                                                                 
Илясова Ю.Д

ТЕМА: «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ
ОБОСНОВАНИЕ СУЩНОСТИ ИГРЫ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ.
РОЛЬ ИГРЫ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»

ВВЕДЕНИЕ

1. Влияние игровой деятельности 
на развитие личности дошкольника

1.1. Происхождение и сущность 
игры

1.2. Возникновение игры

1.3. Влияние игры на 
психическое и личностное развитие 
ребенка

2.  Психологическая сущность 
игры дошкольника

2.1. Характеристика игровой 
деятельности ребенка

2.2. Классификация  игр

2.2.1.Сюжетно – ролевые игры
дошкольников

2.2.2.   Театрализованные 
игры

2.2.3. Творческие игры

2.2.4. Дидактические игры

2.2.5. Музыкально – дидактические

2.3. Игрушка и ее значение 
в игровом процессе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

 В дошкольном возрасте 
игра имеет важнейшее значение 
в жизни маленького ребенка. Потребность 
в игре у детей сохраняется 
и занимает значительное место 
и впервые годы их обучения 
в школе. В играх нет реальной 
обусловленности обстоятельствами,
пространством, временем. Дети — творцы 
настоящего и будущего. В этом 
заключается обаяние игры.

 В каждую эпоху общественного 
развития дети живут тем, чем 
живет народ. Но окружающий мир 
воспринимается ребенком по-иному,
чем взрослым. Ребенок – «Новичок»,
все для него полно новизны.

 В игре ребенок делает 
открытия того, что давно известно 
взрослому. Дети не ставят в 
игре каких-либо иных целей, чем 
играть.

 «Игра, есть потребность 
растущего детского организма. В 
игре развиваются физические 
силы ребенка, тверже рука, гибче 
тело, вернее глаз, развиваются сообразительность,
находчивость, инициатива» – так 
писала выдающийся советский 
педагог Н.К. Крупская. Она так 
же указывала на возможность 
расширения впечатлений, представлений 
в игре, вхождения детей в жизнь,
о связи игр с действительностью,
с жизнью.

 Для ребят дошкольного 
возраста игра имеет исключительное 
значение: игра для них – учеба,
игра для них – труд, игра 
для них – серьезная форма 
воспитания. Игра для дошкольников 
– способ познания окружающего 
мира.

 Игра будет являться 
средством воспитания, если она 
будет включаться в целостный 
педагогический процесс. Руководя 
игрой, организуя жизнь детей 
в игре, воспитатель воздействует 
на все стороны развития личности 
ребенка: на чувства, на сознание,
на волю и на поведение в 
целом.

 В игре ребенок приобретает 
новые знания, умения, навыки. Игры,
способствующие развитию восприятия,
внимания, памяти, мышления, развитию 
творческих способностей, направлены 
на умственное развитие дошкольника 
в целом.

 Огромную роль в 
умственном воспитании играет 
математика. В настоящее время, в 
эпоху компьютерной революции 
встречающаяся точка зрения, выражаемая 
словами: «Не каждый будет математиком»,
безнадежно устарела.

 Сегодня, а тем более
завтра математика будет необходима огромному
числу людей различных профессий. В математике
заложены огромные возможности для развития
мышления детей, в процессе их обучения
с самого раннего возраста.

 Обучение математике 
в детском саду основывается 
на конкретных образах и представлениях.
Эти конкретные представления 
подготавливают фундамент для 
формирования на их основе 
математических понятий.

 Без обогащения чувственного 
познавательного опыта невозможно 
полноценное владением математическими
знаниями и умениями.

 Теория и практика 
обучения накопили определенный 
опыт использования разных методов 
в работе с детьми.

 В разработку методов 
обучения внесла много нового 
Е.И. Тихеева, составленные ею игры 
– занятия сочетали в себе 
слово, действие, наглядность. Игру 
как метод обучения Е.И. Тихеева 
предлагала вводить по мере 
того, как то или другое числовое 
представление уже извлечено 
детьми из самой жизни.

 Существенный вклад 
в разработку дидактических игр 
и включение их в систему 
обучения дошкольников внесли 
Т.В. Васильева, Т.А. Мусейбова, А.И. Сорокина,
Л.И. Сысуева, Е.И. Удальцова, М. Монтессори,
Ф. Фребель и др.

 В настоящее время значение
дидактических игр умаляется в виду того,
что многие воспитатели плохо владеют
методикой их проведения, вследствие чего
активность играющих затормаживается
или дидактические игры подчас превращаются
в занятия, где воспитатель выступает
в роли руководителя, диктующего, что нужно
делать, а не в качестве партнера по игре
– в результате ограничивается самостоятельность
детей.

1. ВЛИЯНИЕ ИГРОВОЙ 
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 
ДОШКОЛЬНИКА

1.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ 
И СУЩНОСТЬ ИГРЫ

Игра издавна привлекает к себе
внимание не только психологов и педагогов,
но и философов, этнографов, искусствоведов

Г. В. Плеханов, теоретик и пропагандист
марксизма, доказывает, что в жизни общества
труд предшествует игре и определяет ее
содержание. В играх первобытных племен
изображается война, охота, земледельческие
работы. Несомненно, что сначала была война,
а затем игра, изображающая военные сцены.
Сначала было впечатление, произведенное
на дикаря смертью раненого товарища,
а затем появилось стремление воспроизвести
это впечатление в пляске. Таким образом,
игра связана с искусством, она возникла
еще в первобытном обществе вместе с разными
видами искусства. Дикари играли как дети,
в игру входили пляски, песни, элементы
драматического и изобразительного 
искусства. Иногда играм приписывали магическое
действие. 

В жизни же отдельного индивидуума
наблюдается обратное соотношение: ребенок
вначале подражает труду взрослых в игре
и лишь позже начинает принимать участие
в настоящей работе. Плеханов доказывает
закономерность такого явления: игра служит
средством подготовки к труду, средством
воспитания.

Изучение происхождения игры
как особого вида человеческой деятельности
дает возможность определить ее сущность:
игра – образное, действенное отражение
жизни; она возникла из труда, и готовит
молодое поколение к труду.

В педагогической литературе
понимание игры как отражения действительной 
жизни впервые было высказано великим
педагогом К.Д.Ушинским. Окружающая 
обстановка, говорит он, имеет сильнейшее
влияние на игру, «она дает для нее материал
гораздо разнообразнее и действительнее
того, который предлагается игрушечной
лавкою»

К.Д. Ушинский доказывает, что
содержание игры влияет на формирование
личности ребенка.

В создании теории игры особенно
велика роль Н.К.Крупской. Она  считает
игру потребностью растущего организма
и объясняет это двумя факторами: стремление
ребенка познавать окружающую жизнь и
свойственной ему подражательностью,
активностью. «Игра для дошкольников –
способ познания окружающего».

Дошкольный возраст – первоначальный
этап усвоения общественного опыта. Игра
– наиболее доступный ребенку вид деятельности,
своеобразный способ переработки полученных
впечатлений.

А. С. Макаренко дал глубокий
анализ психологии игры, показал, что игра
– осмысленная деятельность, а радость
игры – «радость творческая», «радость
победы»

Игра – социальная деятельность,
возникшая в ходе исторического развития
из трудовых процессов; игра всегда отражает
действительную жизнь, поэтому ее содержание
меняется с изменением общественных условий;
игра – сознательная, целенаправленная
деятельность, которая имеет много общего
с трудом и служит подготовкой к труду.

1.2. ВОЗНИКНОВЕНИЕ 
ИГРЫ

Впервые семь лет ребенок проходит
большой и сложный путь развития. Это ярко
отражается в играх, которые год от года
становятся богаче по содержанию, сложнее
по организации, разнообразнее по характеру.

Изучение детских игр обнаруживает
закономерности их развития, связанные
с общими закономерностями развития в
дошкольном возрасте, формирование мышления,
воображения, нравственных качеств, количественных
навыков, творческих способностей. В то
же время в игре проявляются индивидуальные
особенности детей, различные интересы,
характеры. Чтобы понять сущность игры
и закономерности их развития, важно проследить
возникновение игры, изучить ее начальные
формы

В первые два года жизни, когда
воображение ребенка еще не развито, игры
в настоящем смысле слова нет. В этом возрасте
можно говорить о подготовительном периоде
игры, который часто называют «предметной
деятельностью».

К двум годам в детских играх
прослеживаются те черты, которые ярко
проявляются в более позднем возрасте:
подражанием взрослым,  создание воображаемых
образов, стремление активно действовать,
знакомиться с окружающем.

На третьем году жизни начинает
развиваться воображение, в играх появляется
несложный сюжет.

1.3. ВЛИЯНИЕ ИГРЫ 
НА ПСИХИЧЕСКОЕ И ЛИЧНОСТНОЕ 
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА

Влияние игры на развитие личности
ребенка заключается в том, что через нее
он знакомится с поведением и взаимоотношениями
взрослых людей, которые становятся образцом
для его собственного поведения, и в ней
приобретает основные навыки общения,
качества, необходимые для установления
контакта со сверстниками. Захватывая
ребенка и заставляя его подчиняться правилам,
соответствующим взятой на себя роли,
игра способствует развитию чувств и волевой
регуляции поведения.

 Игра как ведущий 
вид деятельности ребенка дошкольного 
возраста оказывает воздействие 
на развитие. Начинает формироваться 
произвольность психических процессов.
Прежде всего, развивается произвольное 
восприятие, внимание и память. Потребность 
в общении со сверстником вынуждает 
ребенка точно выполнять правила 
игры, а это требует специальных 
усилий и целенаправленности. Развитие 
мышления — осуществляется переход 
от мысли в действии к мысли 
в плане представлений. Действуя 
с предметом-заместителем, ребенок 
учится мыслить о реальном 
предмете. Для развития воображения 
игра имеет определяющее значение,
поскольку в игровой деятельности 
ребенок учится замещать один 
предмет другим и «примерять»
на себя различные роли,  образы 
и действия.  Влияние игры на 
развитие личности заключается 
в том, что в ней ребенок 
осваивает взаимоотношения между 
людьми по образу и подобию 
взрослых, приобретая, таким образом,
навыки общения и способы волевой 
регуляции своего поведения. 
В игре развивается знаковая 
функция речи (предмет — знак — его 
наименование). Игра способствует 
развитию рефлексии как способности 
соотносить свои действия, мотивы,
поступки с общечеловеческими 
ценностями. В игре эта возможность 
открывается потому, что ребенок 
находится в двойной позиции —
исполняющего роль и контролирующего 
качество (правильность) ее исполнения.

 В игре же продолжают 
развиваться продуктивные виды 
деятельности, появляются элементы 
учебной трудовой деятельности.

 Игра — это самостоятельная,
творческая, свободная деятельность ребенка.

РОЛЬ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ
РЕБЕНКА.

1) В игре ребенок учится 
полноценному общению со сверстниками.

2) Учиться подчинять свои 
импульсивные желания правилам 
игры. Появляется соподчинение мотивов
— «хочу» начинает подчинятся «нельзя»
или «надо».

3) В игре интенсивно 
развиваются все психические 
процессы, формируются первые нравственные 
чувства (что плохо, а что хорошо).

4) Формируются новые мотивы 
и потребности (соревновательные, игровые 
мотивы, потребность в самостоятельности).

5) В игре зарождаются 
новые виды продуктивной деятельности
(рисование, лепка, аппликация)

2.  ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ 
СУЩНОСТЬ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКА

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА 
ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕБЕНКА

В период дошкольного детства
игра становится ведущим видом деятельности,
но не потому, что ребенок большую часть
времени проводит в развлекающих его играх,
— игра вызывает качественные изменения
ребенка. Собственно игровое действие
будет происходить тогда, когда ребенок
под одним действием подразумевает другой.
Игровое действие носит знакомый (символический)
характер. Именно в игре наиболее ярко
обнаруживается формулирующаяся знаковая
функция сознания ребенка. Ее проявление
в игре имеет свои особенности: игровые
заместители предметов могут иметь значительно
меньшее сходство с самими предметами,
чем, например, рисунок с изображаемой
действительностью. Однако игровые заместители
должны давать возможность действовать
с ними так, как с замещаемым предметом. 
Поэтому, давая свое название избранному
предмету – заместителю и приписывая
ему определенные свойства, ребенок учитывает
и некоторые особенности самого предмета
– заместителя. При выборе предметов –
заместителей дошкольник исходит из реальных
отношений предметов. Он с готовностью
соглашается, что полспички будет мишуткой,
целая спичка  мишкой – мамой, коробок
– постелькой для мишутки. Но он ни за
что не примет такого варианта, где мишуткой
будет коробок, а постелью – спичка. 
«Так не бывает», — обычная реакция ребенка.

2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ 
ИГР

Существует несколько групп
игр, развивающих интеллект, познавательную
активность ребенка.

I группа — предметные игры,
как манипуляции с игрушками 
и предметами. Через игрушки — предметы
— дети познают форму, цвет, объем, материал,
мир животных, мир людей и т.п.

Источник