Роль игры в развитии логического мышления ребенка

Роль игры в развитии логического мышления ребенка thumbnail

Оксана Петровна Кащеева
Роль игры в развитии логического мышления дошкольников

Актуальность.

Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет даваться учеба — решение задач, выполнение упражнений потребуют больших за-трат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление — это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Обучение и развитие ребёнка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственные конкретному возрасту виды деятельности и педагогические средства. Таким развивающим средством для дошкольников выступает игра. Несмотря на то, что игра постепенно перестаёт выступать в качестве ведущего вида деятельности в старшем дошкольном возрасте, но она не теряет развивающих функций. Очень важно, что игра — это не только способ и средство обучения, это ещё и радость, и удовольствие для ребёнка. Все дети любят играть, и от взрослого зависит, насколько эти игры будут содержательными и полезными.

В процессе игры, развитие мышления и речи находится в непрерывной связи; при общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы.

Играя, ребёнок может не только закрепить ранее полученные знания, но и приобретать новые навыки, умения, развивать умственные способности. В этих целях используются специальные, ориентированные на умственное развитие ребёнка игры, насыщенные логическим содержанием. В процессе игры, развитие мышления и речи решается в непрерывной связи; при общении детей в игре речь активизируется, развивается способность аргументировать свои утверждения, до-воды. Развивающие способности игры велики. Посредством игры можно развивать и совершенствовать все стороны личности ребёнка. В дальнейшем я буду изучать игры, развивающие интеллектуальную сторону. Игры, которые способствуют развитию логического мышления дошкольников.

Источник

Ирина Морозова
На ярмарке «Роль дидактической игры в развитии логического мышления старших дошкольников»

Актуальность: На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей. Овладев логическими операциями (анализ, синтез, умозаключения, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Цель: использование логико-математических игр для активизации познавательной активности в процессе формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Повысить познавательную активность детей. Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП.

2. Учить способам практической деятельности в области ФЭМП с использованием ИКТ.

3. Способствовать развитию психических познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

4. Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности

5. Формировать основы информационной культуры личности

6. Повышать мотивацию детей во время НОД.

Ожидаемый результат:

1. Положительная динамика мониторинга формирования математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

2. Формирование операций логического мышления (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение, абстрагирование)

3. Формирование представления о математических понятиях (схемах, знаках, алгоритмах, кодировании, декодировании информации, кодирование со знаком отрицания и. т. д.).

4. Получение математических знаний о пропорции, симметрии;

5. Овладение умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое

6. Формирование конструкторских умений и навыков у детей

7. Развитие одарённых, талантливых детей, обладающих нестандартным мышлением, способностями в конструктивной деятельности.

Опыт работы показывает, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое. В своей работе по интеллектуальному развитию детей использую комплексно-игровую методику. В основе ее лежат развивающие занимательные игры, подобранные по теме занятия. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности (игры В. Воскобовича, Б. Никитина, палочки Кюизенера, блоки Дьенеша). Знакомя детей с цифрами, я использую такие игры:«Выложи цифру из палочек»;«Собери цифру правильно»; В. Воскобович. «Слепи из пластилина»;«На что похожа цифра?»;«Назови предметы, напоминающие цифру».

Отгадываем с детьми загадки с математическим содержанием, учим о цифрах стихи, знакомлю со сказками, в которых присутствуют цифры, заучиваем пословицы, поговорки, крылатые выражения, где присутствовала цифра, использую физкультминутки.

Я часто использую игру «Изобрази цифру». Дети показывают цифру пальца и, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать друг у друга на спине или на ладошке. «Игры Воскобовича» прекрасный материал для интеллектуального развития. Дети с большим удовольствием и интересом составляют различные цифры при помощи цветных резинок и планшетов. Здесь же закрепляют знание цвета. Знакомя с геометрическими фигурами, использую словесную игру «Пара слов». Я говорю «Круг». Дети называют предмет, похожий на руль или колесо.

Занимательно-развивающая форма заданий превращает сухие занятия в праздник эмоций и творчества. Часто использую игры со счетными палочками. Дети учатся изображать узоры по образцу, по памяти, затем задания усложнялись: предлагала составить 2 равных квадрата из 7 палочек, составить квадрат из двух палочек, используя

Успех обучения во многом зависит от организации учебного процесса. Обязательно меняю виды деятельности: восприятие информации воспитателя, активная деятельность самих детей, и игровая деятельность. Чаще всего непосредственно организованная деятельность детей строится в форме игры.

Для поддержания интереса детей применяю: комплекс развивающих игр, путешествие или КВН, экспериментирование, подгрупповая работа индивидуальная работа.

Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении математического материала и индивидуальный подход к детям с опережающим развитием.

Вывод:

Основываясь на личном опыте можно сказать, что применение интерактивных технологий в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами значительно повышает эффективность воспитания и обучения дошкольников. Анализ практической деятельности позволяет сделать вывод, что активное применение интерактивных технологий активизирует познавательную активность и способствует развитию психических познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста.

Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной деятельности. Интерактивные игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, целеустремленности.

Источник

Роль дидактических игр и упражнений в развитии логического мышления у дошкольников. Средний дошкольный возраст

Логическое мышление – это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это мышление путем рассуждений, это строгое следование законам неуловимой логики, это безукоризненное построение причинно – следственных связей.
В частности, это умение проводить следующие простейшие логические операции: сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.
Дети уже в дошкольном возрасте сталкиваются с разнообразием форм, цвета и других свойств предметов, в частности, игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребенок, даже без специальной тренировки своих способностей, так или иначе, воспринимает все это. Однако если усвоение происходит стихийно, оно зачастую оказывается поверхностным, неполноценным. Поэтому лучше, чтобы процесс развития творческих способностей осуществлялся целенаправленно.
Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и суммарных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Начинать развитие логического мышления следует в дошкольном возрасте. Так, например, в 5-7 лет ребенок уже в состоянии овладеть на элементарном уровне такими приемами логического мышления, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация и смысловое соотнесение.
Сравнение – это прием, направленный установление признаков сходства и различия между предметами и явлениями.
К 5-6 годам ребенок уже умеет сравнивать различные предметы между собой, но делает это, как правило, на основе всего нескольких признаков (например, цвет, форма, величина и некоторых других). Кроме того, выделение этих признаков часто носит случайный характер и не опирается на разносторонний анализ объекта.
Для того чтобы научить ребенка сравнивать, ему необходимо помочь овладеть следующими умениями.
1. Умение выделять признаки (свойства) одного объекта на основе сопоставления его с другим объектом.
Дети дошкольного возраста обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как их бесконечное множество. Чтобы ребенок смог увидеть это множество свойств он должен научиться анализировать предмет с разных сторон, сопоставлять этот предмет с другим предметом, обладающим иными свойствами.
2. Умение определять общие и отличительные признаки (свойства) сравниваемых объектов.
Когда ребенок научился выделять свойства, сравнивая один предмет с другим, следует начать формирование умение определять общие и отличительные признаки предметов. В первую очередь обучить умению проводить сравнительный анализ выделенных свойств и находить их отличия.
3. Умение отличать существенные и несущественные признаки (свойства) объекта, когда существенные свойство заданы или легко находимы.
После того как ребенок научится выделять в предметах общие и отличительные свойства, можно сделать следующий шаг: научить его отличать существенные, важные свойства от несущественных, второстепенных.

Классификация – это мысленное распределение предметов по классам в соответствии с наиболее существенными признаками. Для проведения классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнение и обобщения.
Обобщение – это мысленное объединение предметов или явлений по их общим и существенным признакам.
Для того чтобы научить обобщать, надо сформировать следующие умения.
1. Умение относить конкретный объект к заданной взрослым группе и, наоборот, выделять из общего понятия единичное.
2. Умение группировать объекты на основе самостоятельно найденных общих признаков и обозначать образованную группу слов.
3. Умение распределять объекты по классам.
Систематизировать – значит приводить в систему, располагать объекты в определенном порядке, устанавливать между ними определенную последовательность.
Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов по выбранному признаку. Классический прием сериации: матрешки, пирамидки, вкладные мисочки и т. д.
Синтез можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учетом их правильного расположения в предмете.

Анализ – логический прием, заключающийся в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.
Логические приемы – сравнение, синтез, анализ, классификация и другие – применяются во всех видах деятельности.

Игра – это самостоятельная деятельность, в которой дети выступают в общении со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связано обучением на занятиях, с наблюдением повседневной жизни. Они учатся решать самостоятельно игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словами. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны. Также игра – одна из важнейших средств умственного и нравственного воспитания детей; это средство, снимающее неприятные или запретные для личности школьника переживания. В настоящее время в научной литературе выделяют множество известных игр. Приведу примеры дидактических игр, которые применяют на практике воспитателя.
1. Графические игры для развития логики:
• «Найти похожие предметы»; • «Убрать лишний предмет»; • «Раскрасить определенный предмет по заданию»; • «Раскрасить по образцу»; • «Волшебные фигуры»( дорисовывать волшебные фигурки так, чтобы получилась какая-нибудь картинка».
2. Речевые логические игры. Речевые игры побуждают ребенка выстроить логический ряд и найти правильный ответ, они должны заставить ребенка думать. Игра «Раздели на группы» направлена на формирование умения делить объекты на классы по заданному признаку. Например: Апельсин, лимон, груша, малина, яблоко, земляника, слива, смородина. – «Назови ягоды». – «Назови фрукты». Игра «Бывает – не бывает». Эта словесная игра требует как богатого воображения, так и здравого смысла. Ребенку надо представить себе ситуацию, которую вы описываете, и сказать, бывает ли то, о чем идет речь. Если он ответит правильно, его очередь загадывать вам загадку (фразу), а неправильно – очередь пропускается. Обязательно чередуйте реальные и нереальные варианты, например: «Волк бродит по лесу»- «Волк на дереве сидит», «В кастрюле чашка варится», «Кошка по крыше гуляет»- «Собака по крыше гуляет», «Лодка по небу плывет», «Девочка рисует домик», «Домик рисует девочку» и т. п. Можно использовать в игре мяч: игрок бросает мяч, произнеся фразу, а второй игрок ловит его, если то, о чем сказано, действительно бывает, и не ловит, если этого не бывает. Игра пройдет веселее и интереснее, если ваши фразы и фразы ребенка будут разнообразными и, может быть, неожиданными. Ошибайтесь иногда – это только сделает игру веселее.
«Разноцветные кораблики». Пришла я на реку. Сколько разноцветных корабликов сегодня на реке: желтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик, спустится на воду и тотчас поплывет. Много еще прилетит их сегодня, и завтра, и послезавтра. А потом кораблики больше не будут прилетать, и река замерзнет. Расскажите, что это за кораблики и в какое время года они появляются. (Н. Ф. Виноградова). Или игра «Логический поезд». В вагончики дети размещают картинки по определенному признаку, продолжают ряд, используя один из признаков предыдущей картинки (цвет, форма, размер, время года и так далее). Усложняя задачу, добавляем 2 признака.( цвет, форма),с этим заданием справляются уже не все. Но работая постоянно достигаешь лучших результатов.
3. Настольные игры на развитие логики
Настольные игры детям не только очень нравятся, но и являются прекрасным методом развития логики. Ведь, практически все настольные игры предполагают участие двух и более человек. Популярными настольными играми являются: — пазлы, «Собери картину», «Часть и целое», «Ассоциации» (одна часть которых состоит из целого, а вторая из частей картинки). Такие игры развивают образное мышление, логику, воображение. Дети, как правило, справляются с данным заданием. Хотя, для некоторых детей собрать пазл или картинку задача не из легких. -«Продолжи цепочку», «Сочинялкин»: в данных играх дети находят общий признак, и выстраивают картинки. Игра «Сочинялкин» развивает не только умение продолжить ряд картинок, но и составить маленький рассказ по ним. -«Магнитная мозаика» особенно любима не только детьми, но и мной. При помощи данной игры можно решить множество задач: знание геометрических фигур, создание предмета, используя только определенные геометрические фигуры; развитие моторики, воображения. Игра увлекательна тем, что практически все дети справляются заданием (в начале ознакомления с игрой и дети младшего возраста выполняют действия по показу).
Игры «Четвертый лишний», «Лишний предмет», «Узнай предмет по заданным признакам» направлены на умение классифицировать предметы. В классификации необходимо уметь анализировать материал, сопоставлять (соотносить) друг с другом отдельные его элементы, находить в них общие признаки, осуществлять на этой основе обобщение, распределять предметы по группам на основании выделенных в них и отраженных в слове – названии группы – общих признаков. Таким образом, осуществление классификации предполагает использование приемов сравнение и обобщения. В этих играх практически все дети выделяют общий признак, и отделяют лишний предмет. 4. Головоломки для детей Головоломки для детей тренируют память, внимание, логику. Здесь, конечно, использую «Кубики Никитина», «Сложи узор», «Колумбово яйцо», «Танграм». Детям в средней группе данные игры даются тяжелее, чем остальные. Игры успешны у детей с помощью воспитателя.
5. Стихотворные тексты на развитие операций обобщения, классификации и конкретизации.
6. Игры и упражнения на установление причинно-следственных связей в природных и социальных явлениях.
(Игры «Ассоциации», «Закрой лишнюю картинку» «Чего не хватает?», «Подбери парную картинку»).
7. Занятия, игры и упражнение на развитие операций сравнения и установления причинности. («Палочки Кюизенера», «Чем похожи, чем отличаются?»)
8. Загадки. Задачи – шутки.
9. Игры с счетными палочками. Игры со счетными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребенка о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания (для детей 4 – 5 лет): · выложить ; · сосчитать количество палочек в каждой фигуре; · назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура; · сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура (сколько треугольников? квадратов?);
· сосчитать углы, входящие в фигуру; · построить фигуру по образцу; · самому придумать и сложить фигуру. Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, потешек, считалок, подходящих по тематике. Эти игры предлагаю как на математике, так и свободное время.
Игры на развитие логического мышления у дошкольников имеют своей целью сформировать такие элементы мышления как анализ, классификация, сравнение, синтез и обобщение. Осуществлять логическое развитие можно разными способами: беседами, решением головоломок и ребусов, решением графических заданий, настольными играми. Перечисленные выше игры малая доля того, что можно использовать в работе. Каждая из этих игр направлена на решении нескольких целей и относить к какому -то конкретному разряду не хотелось бы. Так как наша задача посредством игр задействовать как можно больше мыслительных процессов.

Рекомендуем посмотреть:

Роль игры в развитии логического мышления ребенка
Игровые технологии в детском саду

Роль игры в развитии логического мышления ребенка
Игротерапия для дошкольников

Роль игры в развитии логического мышления ребенка
Опыт работы воспитателя ДОУ. Сюжетно-ролевые игры

Роль игры в развитии логического мышления ребенка
Воспитание дружеских отношений в игре. Консультация для родителей

Похожие статьи:

Роль игры в развитии ребенка младшего дошкольного возраста

Источник