Роль игры в психическом развитии ребенка эльконин
Все
важнейшие новообразования зарождаются
и первоначально развиваются в ведущей
деятельности дошкольного возраста –
сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая
игра есть деятельность, в которой дети
берут на себя те или иные функции взрослых
людей и в специально создаваемых ими
игровых, воображаемых условиях
воспроизводят (или моделируют) деятельность
взрослых и отношения между ними. То есть
в сюжетно-ролевой игре удовлетворяется
потребность быть как взрослый.
Сюжетно-ролевая игра – наиболее сложный
вид деятельности, который ребенок
осваивает на протяжении дошкольного
возраста. Основная характеристика игры
– наличие воображаемой ситуации. Наряду
с сюжетно-ролевой игрой развиваются и
другие виды игр, генетически связанные
с последней.
В
игре наиболее интенсивно формируются
все психические качества и особенности
личности ребенка.
Игровая
деятельность влияет на формирование
произвольности поведения и всех
психических процессов – от элементарных
до самых сложных. Выполняя игровую роль,
ребенок подчиняет этой задаче все свои
сиюминутные, импульсивные действия.
Дети лучше сосредотачиваются и больше
запоминают в условиях игры, чем по
прямому заданию взрослого. Сознательная
цель – сосредоточиться, запомнить
что-то, сдержать импульсивное движение
– раньше и легче всего выделяется
ребенком в игре.
Игра
оказывает сильное влияние на умственное
развитие дошкольника. Действуя с
предметами-заместителями, ребенок
начинает оперировать в мыслимом, условном
пространстве. Предмет-заместитель
становится опорой для мышления. Постепенно
игровые действия сокращаются, и ребенок
начинает действовать во внутреннем,
умственном плане. Таким образом, игра
способствует тому, что ребенок переходит
к мышлению в плане образов и представлений.
Кроме того, в игре, выполняя различные
роли, ребенок становится на разные точки
зрения и начинает видеть предмет с
разных сторон. Это способствует развитию
важнейшей мыслительной способности
человека, позволяющей представить
другой взгляд и другую точку зрения.
Ролевая
игра имеет решающее значение для развития
воображения. Игровые действия происходит
мнимой, воображаемой ситуации; реальные
предметы используются в качестве других,
воображаемых; ребенок берет на себя
роли воображаемых персонажей. Такая
практика действия в воображаемом
пространстве способствует тому, что
дети приобретают способность к творческому
воображению.
Общение
дошкольника со сверстниками разворачивается
главным образом в процессе совместной
игры. Играя вместе, дети начинают
учитывать желания и действия другого,
отстаивать свою точку зрения, строить
и реализовывать совместные планы.
Поэтому игра оказывает огромное влияние
на развитие общения детей в этот период.
В
игре складываются другие виды деятельности
ребенка, которые потом приобретают
самостоятельное значение. Так, продуктивные
виды деятельности (рисование,
конструирование) первоначально тесно
слиты с игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает
тот или иной сюжет. Стройка из кубиков
вплетается в ход игры. Только к старшему
дошкольному возрасту результат
продуктивной деятельности приобретает
самостоятельное значение, и она
освобождается от игры.
Огромное
значение игры для развития всех
психических процессов и личности ребенка
в целом дает основание считать, что
именно эта деятельность является в
дошкольном возрасте ведущей.
Однако
эта детская деятельность весьма экзотична
и загадочна для психологов. В самом
деле, почему, как и зачем дети вдруг
берут на себя роли взрослых и начинают
жить в каком-то воображаемом пространстве?
При этом они, конечно же, остаются детьми
и прекрасно понимают условность своего
“перевоплощения” – они только играют
во взрослых, но эта игра приносит им ни
с чем не сравнимое удовольствие.
Определить сущность сюжетно-ролевой
игры непросто. Эта деятельность содержит
в себе несовместимые и противоречивые
начала. Она является одновременно
свободной и жестко регламентированной,
непосредственной и опосредованной,
фантастической и реальной, эмоциональной
и познавательной.
Мимо
этого удивительного явления не мог
пройти ни один видный психолог. Многие
из них пытались создать свою концепцию
детской игры. В отечественной психологии
наиболее ярким теоретиком и исследователем
детской игры является Д.Б. Эльконин,
который в своих работах продолжал и
развивал традиции Л.С. Выготского
Периодизация
игрового периода:
от
1 до 1,5 – совершенствуются двигательные
действия с предметом, 2,5 – до 3 – перелом
в игре, возникает ролевая игра, ребенок
берет на себя роль и наделяет этой ролью
игровой материал.
После
3 лет – сюжетно –ролевая игра, у детей
появляется стремление, играть вместе,
но они играют пока рядом, так как еще не
понимают друг друга, к 6 ти годам –
ролевые групповые игры и выделение
«любимых» ролей. Из сюжетно-ролевой
игры выделяются игры с правилами. Игры
связаны с умственным развитием. Для
того, чтобы оценить готов ли ребенок к
школе необходимо посмотреть как он
играет. Если есть соблюдение установленных
правил то готов.
Теория
Д.Б. Эльконина (см выше)
Различные
ранние взгляды – Спенсор – игра есть
исскуственное упражнение, в которой
находят выражение низшие способности,
а в эстетической игре – высшие.
Вундт
– игра дитя труда, в игре все имеет
прототип в форме серьезного труда,
всегда предшествующего ей и по времени
и по самому существу.
Шиллер
– игра наслаждение, связанное со
свободным от внешней потребности
проявлением избытка жизненных сил.
Гросс
— Каждое живое существо обладает
унаследованными предрасполажениями,
которое придают целесообразность его
поведению. (У высших животных – импульсы
к деятельности)
Но
прирожденных реакций не достаточно,
для выполнения сложной жизненной
ситуации.
В
жизни каждого высшего существа есть
детство, т.е период развития и роста,
родительского ухода.
Цель
детства – приобретение и приспособление
к жизни.
Т.О.
мы играем не потому, что мы дети, а нам
дается детство для того, чтобы мы могли
играть.
Игра
для гросса – биологически важна
Штерн
– Разделял взгляды Гросса, но ввел ряд
своих мыслей в понимание игры:
—
признал игру особым инстинктом
—
Штерн в отличии от Гросса ставил вопрос
о роли внешних условий в игре.
Бюлер.
Для обьяснения игры вводит понятие
функционального удовольствия.
Это
понятие отграничивается – от удовольствия
– как наслаждения и от радости связанной
с предвосхищающим результатом
деятельности. А управляет игрой стремление
к достижению идеальной формы.
Ботендайк
– спорил с Гроссом – Игра никакое не
упражнение инстинктов. Инстинкты
созревают сами, Существо играет лишь
потому что оно молодо. Выделял основные
черты которые приводят существо к игре:–
1) Ненаправленность движений. 2) Двигательная
импульсивность. 3)аффективная связь,
как реакция на новизну. 4) Радость,
боязливость застенчивость. «Мы играем
потому что наши умения не соответствуют
умениям взрослых»
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
По
мнению Д.Б. Эльконина игровая деятельность
играет очень важную роль в психическом
развитии ребенка, однако значение
ролевой игры исследовано еще недостаточно.
Игра
и развитие мотивационно – потребностной
сферы
Игра
выстпаует как деятельность, имеющая
ближайшее отношение к потребностной
сфере ребенка.
Здесь
происходит первичная эмоционально –
действенная ориентация в смыслах
человеческой деятельности.Возникает
сознание своего ограниченного места
в системе отношений взрослыхВозникает
потребность быть взрослымВозникает
новая форма мотивов (мотивы начинают
иметь форму обобщенных намерений)
Игра
и преодоление «познавательного
эгоцентризма»
Игра
выступает как реальная практика:
смены
позиции при взятии на себя ролиотношений
к партнеру по игре с точки зрения то
роли, которую выполняет партнердействий
с предметами в соответствии с приданными
им значениямикоординации
точек зрения на значения предметов без
непосредственного манипулирования
ими
В
игровой деятельности происходит
познавательная и эмоциональная
«децентрация» ребенка
Игра
и развитие умственных действий
В
игре могут возникать такие комбинации
материала и такая ориентация в его
свойствах, которые могут приводить к
последующему использованию этого
материала в качестве орудий при решении
задач. В игре развиваются более общие
механизмы интеллектуальной деятельности.
Выводы:
Игра
– это такая деятельность, в которой
воссоздаются социальные отношения
между людьми вне условий непосредственно
утилитарной деятельности.Проблемой
игры занимались:
Е.А.
Покровский, Ф. Бойтендайк, У.М. Гелассер,
Ф. Шиллер, Г. Спенсер, В. Вундт, Е.А. Аркин,
Ф. Бойтендайк, К. Гроос, В. Штерн, Ж. Пиаже
и другие ученые – психологи.С
переходом общества на более высокую
ступень развития, ребенок все позже
включается в производительную
деятельность взрослых, увеличивая,
таким образом, период детства.По
мнению Л.С. Выготского, игра – ведущий
тип деятельности дошкольного возраста,
где
Сущность
игры – исполнение желаний, обобщенные
аффектов
В
игре ребенок принимает на себя различные
роли взрослыхВсякая
игра есть игра по правиламИгра
требует от ребенка действийИгра
– источник развития
Д.Б.
Эльконин выделил4
уровня развитии игры, которые различаются
по содержанию, значению роли для ребенка,
наличием правил и рядом других признаков.Общий
путь развития подчинения правилу
выглядит следующим образом:полное
неподчинение правилупоявление
правила, но преобладание желанияпреобладание
правила над желанием, но не во всех
случаяхполное
преобладание правила над желаниемИгра
оказывает существенное влияние на
психическое развитие ребенка в целом.
Особенно на развитие мотивационно –
потребностной сферы, умственных
действий. Так же игра помогает ребенку
преодолеть познавательный и эмоциональный
эгоцентризм.
11
Соседние файлы в папке 2 курс 2семестр
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Роль игры в психическом развитии ребенка
1. Значение и виды игр
Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.
Игра – это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж.
Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность.
Детские игры за весь период советской формации не собирались, не обобщались, значит, не классифицировались. Прав известный психолог А. Н. Леонтьев, утверждавший: «… чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, которые он играет, а проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании».
Наиболее распространенные теории игр в 19 – 20 веках:
К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.
К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.
К. Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.
З. Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности.
Хотя приведенные объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.
Принципиально иначе подходят к объяснению игры русские и советские ученые:
А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский высказываются за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.
Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.
Игры детей характеризуются следующими особенностями:
1. игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
2. отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности
3. игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей
4. игра является формой творческого отражения ребенком действительности.
5. игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.
6. в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность
7. разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.
Существуют разные виды игр: подвижные, дидактические, игры – драматизации, конструктивные.
В раннем детстве возникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.
А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называли ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми.
Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографических исследований пришел к выводу, что ролевая игра возникла в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, то есть она социальна по своему происхождению. Появление игры связано не с действием каких – то врожденных, инстинктивных сил, а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Детство удлинилось, и вместе с возникновением ролевой игры возник и новый этап в психическом развитии ребенка – дошкольный возраст. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что удлинение детства происходит не путем надстраивания нового периода над уже имеющимся, а путем своеобразного вклинивания.
Игра социальна не только по происхождению, но и по своему содержанию. Все исследователи, описывающие ролевую игру, указывали, что на нее огромное влияние оказывает окружающая ребенка действительность, что сюжеты детских игр обусловлены социальными, бытовыми, семейными условиями жизни ребенка.
Сюжетно – ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения.
Сюжетно- ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.
Д. Б. Эльконин выделил в структуре сюжетно – ролевой игры такие составляющие, как сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре;
Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводит ребенок, составляют содержание игры;
Сюжет и содержание игры воплощаются в роли;
Развитие игрового действия, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. Д. Б. Эльконин показал, что центральным компонентом сюжетно – ролевой игры выступает роль – соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.
Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.
Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяют две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3 – 5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5 – 7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержание игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
2.Роль игры в психическом развитии ребенка
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.
Игровая ситуация действия в ней оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета – он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том , что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчинятся правилам, содержащиеся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слито с игрой. Интерес к рисованию , конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности, и она свободна от влияния игры.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры.
Если по какой – то серьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения.
Игра как и другие виды деятельности, требуют от дошкольника проявления определенных нравственно – волевых качеств, установления контактов со сверстниками.
Для того, чтобы игра происходила успешно, ребенок должен обладать умениями, которые были охарактеризованы А. П. Усовой как качества «общественности». К таким умениям она относила умение действовать сообща, устанавливать связи с другими детьми, умение найти свое место среди играющих, проявить инициативу и убедить других, чтобы они в игру приняли, быть внимательным к сверстникам, умение не только оказывать влияние на детей, организуя их, но и подчиняться определенным требованиям сверстников, считаться с их мнением. Эти качества формируются и проявляются в процессе общения в совместных играх детей.
В игре при решении коммуникативных организационных вопросах могут возникать ссоры, конфликты. Как отмечает Н. С. Пантина, дети часто ссорятся не потому, что реализация игровой деятельности вызывает у партнеров много различных представлений относительно действий того или иного участника.
Характер конфликтов в игре свидетельствует о ее развитии как совместной деятельности.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещения одних предметов другими.
В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом; иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.
Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, которые они замещают.
Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения с предметами и используя их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по – другому.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Рефлексия – способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.
Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Двойная позиция играющего – исполнитель и контролер – развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческие способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей.
Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образа поведения, которым следует ребенок, и контроля.
К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение, образы становятся более обобщенными. При наиболее благоприятных вариантах развития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.
В игре развивается мотивационно – потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Теперь, в игре со сверстниками, ему легче отрешиться от своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими людьми, он обязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет права не изменять общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что – то постороннее.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.
Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.
Таким образом, в дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник « входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».
Заключение
Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей .Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
По Л. С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка – дошкольника.
Г. Н. Волков говорит, что игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры – уроки жизни. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношения к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью, а с другой – личностными отношениями детей.
Источник