Роль игры в коммуникативном развитии ребенка

Осадчева Карина
Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольника

СОЦИАЛЬНОЕ развитие это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором он живет. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учиться жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентными.

Несомненно, этот процесс происходит, прежде всего в семье. Ведь семья является основ-ным транслятором знаний, ценностей, отношений, традиций от поколения к поколению. Атмосфера семьи, теплые взаимоотношения ребенка и родителей, стиль воспитания, которой определяется нормами и правилами, принятыми в семье и которые родители передают своим детям, — все это оказывает огромное влияние на социальное развитие малыша.

Но,если ребенок посещает дошкольное учреждение, то большую роль часть времен он проводит в детском саду, и тогда в процесс его социализации включается воспитатель.

«Социальная роль» — это система норм и правил поведения, ожидаемого от человека, за-нимающего в обществе или социальной группе определённое положение (Р. С. Немов). Ов-ладение социальной ролью является одним из основных компонентов процесса становле-ния социального опыта. Рассуждать об овладении на этапе дошкольного детства детьми социальными ролями на первый взгляд, кажется, несвоевременно. В то же время общеизве-стно, что игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста. Именно в процессе игровой деятельности дошкольники приобретают первоначальный опыт выполнения элементарных игровых действий и принятия игровой роли социальной направленности.

В процессе социального развития у ребенка- дошкольника развивается эмоциональ-но-положительное отношение к себе и окружающему миру, взрослым и сверстникам, фор-мируется система внутренних и внешних мотивов, потребностей, элементар-ные социальные навыки Процесс формирования у дошкольников социальных навыков требует создания в ДОУ специальных психолого-педагогических условий и, в первую оче-редь, организации образовательной деятельности для детей дошкольного возраста, направ-ленной на достижение совместного результата детской деятельности. Такой образовательной деятельностью педагога с детьми, обеспечивающей достижение совместного результата является ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста – игровая.

Социально-коммуникативное развитие дошкольника происходит через игру, как ве-дущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры.

Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ре-бенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в вообра-жаемой социальной жизни. Дети учатся решать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Игра порождает у ребенка чувство свободы, радости, позволяет проявить собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жиз-ни. Игра позволяет ребёнку проявить собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жизни.

Игра — первая деятельность,которой принадлежит особенно значительная роль в разви-тии личности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания. подготовку к дальнейшей деятельности. Ребенок «играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра — практика развития». Выдающийся психолог Л. С. Выготский акцентирует внимание на том, что в игре ребенок не только свободен, т. е. он самостоятельно определяет собственные поступки, исходя из своего «Я», но и подчиняет свои действия определенному смыслу, он действует, исходя из значения вещи. Именно в процессе игры, по мнению Л. С. Выготского, ребенок приучается осознавать свои собственные действия, поступки, соотносить собственное поведение с поведением окружающих. Д. Б. Эльконин утверждает, что игра ребенка дошкольного возраста это своеобразная форма деятельности детей, предметом которой является взрослый человек его деятельность и система его взаимоотношений с другими людьми.

Благодаря игровой ситуации, возникающей в игре, у ребенка постепенно в благоприят-ных условиях формируются навыки подчинения игровым установкам и правилам, он при-учается понимать и принимать мнения и поступки других участников игры, проявлять кним навыки доброжелательного и терпимого поведения.

Дети постепенно начинают демонстрировать в игре элементы и модели социального по-ведения, совместно переживают различные эмоциональные состояния, приучаются дости-гать общий результат, оценивать.

В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются навыки и умения всту-пать в игровое взаимодействие со сверстниками.

Дети упражняются в умении выбирать и согласовывать со сверстниками тему игры, вы-слушивать мнения участников по поводу игрового сюжета, высказывать и корректировать собственное

мнение, распределять игровые роли с учетом индивидуальных потребностей и интересов партнеров, планировать развитие игрового сюжета, отбирать необходимые атрибуты и подготавливать недостающие.

У детей развивается умение самостоятельно соблюдать игровые правила, вноситьизме-нения в существующие правила, устанавливать новые, разрешать конфликтные ситуации самостоятельно или с небольшой помощью педагога, справедливо оценивать результаты собственной деятельности и деятельности сверстников и отношениедетей к порученному делу.

Условия для развития сотрудничества между детьми создаются в разных видах детской деятельности, но приоритет игровой деятельности безусловен, ибо разнообразное содержа-ние игр, интеграция разных видов деятельности в игре, яркое проявление детьми эмоций позволяют им успешно накапливать опыт сотрудничества.

Характер игровой ситуации ставит ребенка в положение, которое требует высокого уровня сформированности у него социальных навыков по выбору способов и форм взаимодействия, согласования целей, совместного планирования, распределения ролей, достижения общего результата.

Формирование у детей дошкольного возраста социальных навыков посредством ре-сурсов игровой деятельности осуществляется с младшего дошкольного возраста. В млад-шем возрасте комплекс включает разнообразные игровые упражнения, занимательных зада-ния, серии дидактических игр с предметами и настольно-печатные социальной направлен-ности. Комплекс содействует формированию у малышей элементар-ных социальных навыков –здороваться при встрече, благодарить, играть дружно, не отни-мать игрушки, не обижать сверстников и т. п. – и развитию ценностных личностных качеств активности, настойчивости, любознательности, самостоятельности, воспитанности.

Таким образом, игра является тем видом деятельности, в которой формируется личность, общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляю-щая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, располо-женности и любви к нему окружающих людей.

Источник

Наталья Афанасенкова
Роль игры в развитии коммуникативных навыков дошкольников

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.

Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Посредством игр развивается личность ребенка. Именно через неё ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно, игра является основой творческого развития ребёнка, развития умения соотнесения творческих навыков и реальной жизни. Именно в игре дети учатся сообща творчески и произвольно управлять своим поведением, подчинять свои интересы интересам других, что является необходимым условием любой деятельности. Посредством игрового общения, дети легче обучаются, игра раскрепощает ребенка и раскрывает его как самостоятельную личность.

Интерес к игре, желание участвовать в ней приводит к тому, что дети идут на взаимные уступки. Если по какой – то причине распадается игра, разлаживается и процесс общения. Игра основана на восприятии представленных правил, тем самым ориентирует ребёнка на соблюдение определённых правил взрослой жизни и формированию коммуникативных навыков, развитию которых способствует пример общения со сверстниками, с педагогами, родителями.

В педагогике дается следующая классификация игр, базирующихся на степени самостоятельности и творчества детей в игре: придуманные самими детьми – творческие (cюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры, придуманные взрослыми – игры с правилами (подвижные игры и дидактические игры):

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых. Посредством такой игры, ребёнок проникается мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков, тем самым ребенок расширяет и обогащает свою собственную личность, свой мир новыми идеями, чувствами, представлениями.

Театрализованные игры – разыгрывание в персонажах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.

Строительно-конструктивные игры — отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях. Дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их. Такого рода игры объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными, что делает их схожими с сюжетно-ролевыми играми.

Подвижные игры помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей — они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами. В таких играх правила сформулированы до начала игры. Дошкольник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать своё поведение и действия.

Дидактические игры способствуют преодолению трудностей в общении. В дидактической игре ребёнок не только получает новые знания, но также обобщает, закрепляет их. Для ребенка же игра представляет особую ценность и в плане его общего развития, физического и духовного, и в плане его подготовке к разным сферам жизни.

В подвижных и дидактических играх важно опираться на активность самого ребенка, давать ему возможность приобретать свой собственный, неповторимый жизненный опыт, пробуя новые способы социального поведения и экспериментируя с ними.

Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему они отражают в игре то что видят, таким образом в основе игры лежит стремление познать окружающий мир и отразить это в игре. «Понарошку» ребенок может действовать, не опасаясь необратимых последствий, всегда зная, что есть возможность переиграть, переменить условия игры, партнеров или обстановку. Это создает определенную психологическую безопасность и активизирует действия ребенка по отношению к окружающему миру.

Развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития. Общение ребенка со сверстниками, более разнообразное чем со взрослыми, подготавливает их к будущим личностным коммуникациям в области учебы, построения семьи, отношений на производстве и на досуге.

Источник

Светлана Михайлова
Роль игры в социально-коммуникативном развитии дошкольника

Социально-коммуникативное развитие дошкольника происходит через игру, как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся решать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Игра порождает у ребенка чувство свободы, радости, позволяет проявить собственную активность, полнее реализовать себя в повседневной жизни.

Дошкольное детство — период познания и освоения мира человеческих отношений. Ребенок модулирует их в сюжетно – ролевой игре, которая становится для него ведущей деятельностью. На пятом году жизни интересы детей становятся более определенными, осознанными и стойкими, что проявляется в выборе сюжета игры и роли. Нередко общие интересы сближают детей, служат началом дружбы. В этом возрасте мы поощряем принятие роли, ролевое поведение и ее словесное обозначение для партнера, называние словом игровых действий, связанных с ролью, появление игрового диалога в форме ролевых высказываний. Обогащаем игровой опыт детей умением гибко менять роль в игре, переходя от одной роли к другой (обозначая этот переход для партнера, приобщаем к режиссерским играм (в которых дети, используя готовые фигурки или предметы-заместители, разыгрывают несложные сценки – бытовые события или эпизоды из стишков, сказок). Формируем способность действовать в игре в соответствии с общим замыслом, поддерживая развитие сюжета и взаимодействие играющих. Способствуем обогащению содержания самостоятельных игр детей, уделяя специальное внимание расширению кругозора, благодаря приобретенному опыту в других видах детской деятельности (конструирование, наблюдение, экскурсии, слушание и просмотр художественных произведений и т. д.). Поддерживаем совместные игры детей, организовываем ролевое взаимодействие со сверстниками, образование культурного игрового сообщества: учим договариваться друг с другом, конструктивно решать конфликтные ситуации в игре (уступить, использовать жребий, считалку). Поощряем самостоятельное создание детьми предметно-игровой среды для сюжетно-ролевой игры (предметов-заместителей, модулей). Организовываем досуговые игры (игры-головоломки, настольно-печатные – лото различной тематики и пр., которые приобретают более самостоятельный и разнообразный характер, игры- развлечения, театральные (кукольный театр, простые инсценировки, игры-драматизации). Очень важна роль воспитателя в коррекции действий ребенка. Управляя игрой детей, можно влиять на их отношения и мировоззрения. Разнообразить сюжеты можно предложив детям ситуации: «Идем в гости», «Отмечаем день рождения», «Открытие нового моста (дороги)» и т. д.

Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию, в них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. В подвижных играх дети учатся принимать решения, оказывать помощь, отстаивать свое мнение, не ссориться, спокойно реагировать на конфликтные ситуации, действовать в команде.

В процессе непосредственно – образовательной деятельности я включаю игры на развитие эмоциональной отзывчивости детей. Например, игра «Давайте говорить друг другу комплименты» (по кругу передают цветок и говорят комплементы); «Знакомство» («я хочу вас познакомить с моим другом…» кто первый догадается, кто изображен на картинке, становится водящим); «А что вы знаете о цирке?» (дети делятся своими впечатлениями); «Вежливые слова». Очень важны длительные игры. У играющих развивается чувство ответственности за общее дело.

Таким образом, игра является тем видом деятельности, в которой формируется личность, общительность, умение контактировать с окружающими людьми — необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей.

Источник

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Дошкольное детство— большой отрезок жизни ребенка. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

Социальный опыт ребенок приобретает во время взаимодействия с окружающими его людьми и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением. Усвоение ребенком общечеловеческого опыта происходит только в совместной деятельности и общении с другими людьми. Именно так ребенок овладевает речью, новыми знаниями и умениями; у него формируются собственные убеждения, духовные ценности и потребности, закладывается характер.

Социально-коммуникативное развитие является одним из приоритетных направлений развития ребенка в дошкольном возрасте. Социально-коммуникативное развитие — процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений [2, c.799].

В нашем обществе данная тема стала очень актуальной в связи с разноплановым социальным окружением ребенка, где чаще всего проявляются элементы невоспитанности, доброта стала дефицитом, а речевая культура почти перестала присутствовать во взаимоотношениях людей [3, c.31].

Современные дошкольники уже не такие, какими были дети такого же возраста примерно 20-30 лет назад. Они стали раскованными, инициативными, и в тоже время они с большим трудом усваивают нормы нравственного характера, у детей слабо развита крупная и мелкая моторика, эмоциональная сфера и все что связано с общением со сверстниками и родителями оставляет желать лучшего. Дети стали несдержанными, эгоистичными, неуправляемыми. Этому поспособствовало невнимание родителей к своим детям, из-за современного темпа жизни они банально устают на работе, и им проще «впихнуть» в руки ребенка планшет и отправить смотреть мультики. Но дети не только просматривают обильное количество мультфильмов, но и часами играют в этот самый планшет или смартфон и от этого дошкольники с раннего возраста не умеют говорить шепотом, много кричат и даже говорят неестественным голосом. А ведь многие игры и мультфильмы не так уж и безобидны, все это пагубно влияет на физическое и психическое здоровье ребенка, что ведет к появлению психологических и неврологических проблем на раннем этапе жизни ребенка.

К старшему дошкольному возрасту дети не способны договориться друг с другом о совместных действиях, они не слышат друг друга и не уступают практически никогда. Они тяжело воспринимают объективную критику, могут легко обидеться и даже устроить целый скандал. Ежедневно на ребенка буквально «выливается» поток информации, и она захлестывает детские умы. Они «разбираются» в вопросах экономики, спорта и т.д. Между тем, основной вид детской деятельности игра, отходит на второй или даже на третий план. Конечно, нельзя сказать, что дети совсем перестали играть, но, учитывая вышеперечисленные факты, намечается тенденция к снижению детского интереса к совместной игровой деятельности.

В связи с этим необходимо вспомнить, что социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. В этот момент происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Примером служат такие игры как:

— «Рассмеши принцессу Несмеяну», в которой происходит формирование умения у детей находить способы вызвать улыбку у человека с плохим настроением; снижение психофизического напряжения; развитие воображения;

— «На мостике» — на развитие коммуникативных способностей, в которой так же происходит развитие у детей моторной ловкости, умение инициировать общение, аргументировать свою точку зрения;

— «Звериное пианино» — эта коммуникативная игра направлена на обучение детей эффективным способам общения, формирует умение считаться с другими;

— «Коврик примирения» — эта игра направлена на снятие конфликтности, развивает у детей социально — коммуникативные навыки и умения мирно разрешать конфликты;

— игра «Зеркало» направлена на формирование доброжелательного отношения к сверстникам, развивает интерес друг к другу;

— интерактивные игра «Иди сюда» направлена на сплоченность, сотрудничества, развивает у детей отношения, построенные на равноправии или готовности конструктивно решать проблемы, воспитывает чувства заинтересованности в достижении общей цели [1].

Для более успешного влияния игр на социально-коммуникативное развитие должны соблюдаться некоторые условия, такие как:

— По мере развития ребенка игры нужно усложнять, чтобы они несли в себе уже не однозадачность, а всесторонне влияли на дошкольника.

— Обучение через игры должно идти с использованием разных игровых технологий.

— Педагог должен четко понимать, на что направлена та или иная игра и держать все под контролем, используя тактику педагогической поддержки.

В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков людей. Познавая систему человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в жизни. Игра стимулирует развитие познавательной сферы ребенка. Разыгрывая фрагменты реальной взрослой жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности. Игра способствует развитию произвольного поведения ребенка, формирует творческое воображение, способствует становлению произвольной памяти, внимания и мышления ребенка [2, c.128].

Таким образом, игровая деятельность не только является средством всестороннего развития ребёнка, но и активно влияет на его социализацию, являющейся важным условием гармоничного развития детей.

Список использованных источников:

  1. Бабунова Е.С., Градусова Л.В., Левшина Н.И., Мичурина Ю.А., Степанова Н.А., Турченко В.И., Чернобровкин В.А., Шепилова Н.А. Теоретико-прикладные основы социально-коммуникативного развития дошкольников. Магнитогорск, 2015.

  2. Кукушкина, Е.Ю., Самсонова Л.В. Играем и учимся дружить. Социализация в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.

  3. Меджидова Э. С. Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема // Молодой ученый. — 2016. — №6. — С. 799-803.

  4. Яшина В.И., Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е.А. Теория и методика развития речи у детей. – М.: Академия, 2009. С.31-32

Источник