Роль игры для развития ребенка раннего возраста

Роль игры для развития ребенка раннего возраста thumbnail

Eвгения Kузнецова
Консультация «Роль игры в развитии ребёнка раннего возраста»

Роль игры в развитии ребёнка раннего возраста

Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Игра — естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. Каждый день несет ребенку массу впечатлений, и, хотя многое ему еще не доступно, он многого не знает, не умеет, но неудержимое желание стать участником «взрослых» дел заставляет его (хотя бы понарошку) отражать в действии то, что захватило его ум и воображение. Игра как раз и предоставляет ему такую возможность. Играя ребёнок стирает границы между фантазией и действительностью. В волшебном мире игры можно легко превратиться в бесстрашных любимых героев, или вдруг оказаться например козлёночком или волком. Еще интереснее испытать себя в роли матери или отца, принимающих очень важные решения.

Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельных наблюдений и исследований окружающего его мира, используя при этом самые разнообразные виды развивающих игр для детей.

Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы,экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.

Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему. Игра — это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки.

Игра учит детей общаться и понимать других людей. Игра-это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним. В играх детьми усваиваются понятия »верно-неверно», »можно-нельзя» и другие. Очень важно то, что отрицательные эмоции, напряжения и страхи, которые в обычном общении ребёнок подавляет или стесняется выразить, высвобождаются, как правило, в игровой ситуации. Поэтому игра является мощным и безотказным психотерапевтическим инструментом. Не надо мешать детям играть в прятки, догонялки, классы, скакалочки; куклы, машинки и другие игрушки.

Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.

Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия взрослых, которые он наблюдает в своей повседневной жизни. С самого раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, у него рано появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать то же и так же, как они. Желание подражать старшим лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности, в ходе которой ребенок в условном плане, “понарошку” может действовать как взрослый. Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек, детских фильмов.

Первые игровые действия малыша возникают в совместной игре со взрослыми: мама или бабушка показывают, как баюкать куклу, как можно покормить ее, причесать, покатать в колясочке и т. д. Вначале ребенок играет с небольшим количеством игрушек, чаще всего с теми, с которыми играл вместе со старшими партнерами. Постепенно круг игровых предметов расширяется. Так, если в год малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то через некоторое время он начинает баюкать и мишку, и собачку, и кошечку, и другие игрушечные персонажи, которые есть в его игровом уголке. Так складываются обобщенные действия, в которых ребенок действует «как мама».

Если родители уделяют внимание игре малыша, играют вместе с ним, его интерес к играм с сюжетными игрушками постепенно усиливается, он все чаще начинает играть не только по инициативе старших, но и по собственному побуждению. Со временем увеличивается и число игровых сюжетов. Малыш купает, одевает кукол и животных, готовит еду, моет посуду, лечит игрушки, строит из кубиков домики, гаражи для машин и пр. В этом возрасте он действует преимущественно с реалистическими игрушками, т. е. с теми, которые имеют сходство с реальными предметами (например, с игрушечной посудой, кроваткой, с игрушками из специальных наборов для игры в парикмахерскую, больницу и пр.). Однако после полутора лет ребенок с помощью взрослого уже может использовать в игре предметы-заместители (например, подражая взрослому, кормить куклу палочкой вместо ложки, кубиком вместо хлеба, заменять тарелку колечком от пирамидки или картонным кружком и др.) или воспроизводить воображаемое действие вовсе без предметов (например, поднести пустую ладошку или щепотку ко рту куклы, как будто кормит ее).

Итак, на втором году жизни у ребенка появляется и увеличивается интерес к играм с сюжетными игрушками, он с удовольствием подражает действиям взрослого, умеет самостоятельно воспроизводить некоторые игровые эпизоды. В то же время самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, она зависит от тех игрушек, которые попадают в поле зрения малыша. Вот он увидел чашку – и начинает поить из нее куклу, увидел расческу – принимается причесывать ею то себя, то куклу, затем снова кормит ее, увидел кубик – начинает стучать им по столу, и такая однообразная последовательность отдельных действий может продолжаться довольно долго. Именно поэтому так велика роль взрослого на данном этапе становления игры. Он помогает малышу развивать сюжет, подсказывает, как можно разнообразить игровые действия, сделать игру более содержательной, интересной.

Читайте также:  30 занятий для успешного развития ребенка 1 часть 4 года скачать

При создании благоприятных условий для развития сюжетной игры она достигает своего расцвета на третьем году жизни ребенка.Теперь ему уже не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают побуждать его к разнообразным игровым действиям. Двухлетний малыш может играть долго, увлеченно, игра становится все более самостоятельной и содержательной. Например, если раньше, ухаживая за куклой, ребенок просто проводил по ее волосам расческой и откладывал ее в сторону, то теперь он берет пустой флакон и «моет» ей голову «шампунем», сбрызгивает «лаком», пристраивает на волосах заколочку или ленточку, подносит к ее лицу зеркальце, чтобы она полюбовалась на себя, что-то говорит ей. Таким образом, на смену разрозненным игровым действиям приходит последовательное и самостоятельное развитие ребенком выбранного сюжета, включающее множество разнообразных действий, их повторения и вариации с использованием различных предметов.

На протяжении всего раннего возраста у ребенка постепенно развивается способность брать на себя роль в игре и наделять ею игрушечные персонажи. Первоначально он не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя, укладывая куклу спать, делая ей укол или строя гараж для машины, действует как мама, врач или строитель. После двух — двух с половиной лет у малыша начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей, шофером, куклу дочкой или сыночком и пр. Также как и все основные приобретения раннего возраста, своевременное принятие ребенком роли зависит от взрослых. Если они не помогают малышу в этом, ролевое поведение формируется значительно позже.

Источник

Цветовая схема: C
C
C
C

Размер шрифта:
A
A
A

Изображения:

Роль игры в развитии ребенка раннего возраста

Роль игры в развитии ребенка раннего возраста

24.04.2019

Количество просмотров: 554

Задумывались ли вы, насколько велико значение игры для развития детей раннего возраста.
Игра – самое главное и ответственное дело. Именно в игре, ребёнок познаёт мир, учится обращаться с разнообразными предметами, строить отношения с другими людьми, дружить и ссориться. Маленький ребенок многое усваивает путем подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами.
В раннем детстве ребенок  приобретает умение различать предметы по их внешним признакам, сравнивать их, правильно с ними действовать. В раннем возрасте малыш уже понимает обращённую к нему речь и сам начинает говорить. Это первый этап развития активной речи. Однако, этот бурный процесс не происходит сам собой, только благодаря природным возможностям организма. Для правильного развития ребенка необходимо активное воздействие на него окружающих взрослых людей. Взрослый необходим ребёнку как помощник, организатор и участник совместной игры, образец для подражания. В этой ситуации ребёнок как бы говорит: «Мы вместе, я без тебя мало, что могу сделать, но я прошу тебя: покажи, учи!».
Часто родители задают вопрос: «С какого возраста надо начинать играть с ребенком?»
В свой первый год ребенок развивает и совершенствует много навыков. И даже в возрасте до 3 месяцев, когда, казалось бы, играть еще рано, а достаточно лишь кормить малыша грудью и ухаживать за ним, дети уже испытывают потребность в игре. Игры помогают новорожденному малышу узнавать не только окружающий мир, но и себя.
Маленькому карапузу до 3-х месяцев, как правило, не требуется много игрушек. В этом возрасте кроха начинает овладевать навыками – зрительными, слуховыми, сенсорными. Во что же поиграть с малышом?  Предложите ему яркую погремушку. Она будет способствовать фиксации взгляда на предмете, а также звуковому сосредоточению. Когда ребенок научится захватывать предметы ручками, он с удовольствием сам ею погремит. Легкая щекотка по телу может вызвать у маленького человечка реакцию от улыбки до смеха. К концу 3-го месяца малыш выкажет свое удовольствие бурным комплексом оживления. Качайте его под разную музыку, вы увидите, что ему это нравится. Качание не только успокаивает кроху, но и вызывает чувство близости к родителям. С самого рождения выкладывайте ребенка на животик после каждой смены подгузников. Ставьте перед ним детское зеркало или яркую игрушку, чтобы стимулировать удерживание головки.
К 6-ти месяцам не все, но многие дети уже умеют ползать и сидеть. Это дает им возможность по-новому рассматривать окружающий мир – с вертикального положения, их «поле деятельности» стремительно расширяется.
Малыши видят новое в старых игрушках, начинают изучать их заново, пристальнее, иногда с удивлением, словно только сегодня увидели. Однако арсенал детских забав должен расширяться. Запомните: ребенок не знает, как использовать игрушки. Задача родителей — научить его разнообразным действиям.  Вашему малышу 5-6 месяцев — самое время уделять время играм, нацеленным на развитие такого навыка, как ползание.  «Классика жанра»: положить малыша на твердый пол, а перед ним — его любимую игрушку. Игрушка должна быть вне зоны его досягаемости, ребенку нужны усилия, чтобы до нее дотянуться. Конечно, при всем желании, он сразу не поползет, поэтому ему нужно помочь: под грудку крохи подложите валик из одеяльца или полотенца — он приподнимет ему верхнюю часть тела. Теперь малютке легче поднимать заднюю часть и поджимать ножки под себя. Так он лучше и быстрее поймет механизм «ползания». Занимайтесь с ребенком каждый день10-15 минут, и результат не заставит себя ждать.
Когда 6-месячный ребенок научился сидеть (пусть опираясь на мамочку или папочку), то ему можно предложить поиграть на коврике в следующую игру: берете контейнер или коробочку, в которой лежат разные небольшие игрушки. Контейнер можно потрясти, привлекая внимание ребенка. Скажите: «Что это тут в коробочке лежит? Давай посмотрим!» Естественно, на первых этапах крышку открываете вы, потом учите малыша делать это самостоятельно. Итак, коробочка открыта, что делать дальше? Дальше вы показываете ребенку, как доставать предметы из коробки, а когда он научится это делать, то учите класть все обратно.
В возрасте 1 года ребенок только становится на ноги и овладевает ходьбой, являющейся одним из видов его деятельности, которая стимулируется окружающими его предметами. Поэтому, с одной стороны, необходима достаточная площадь для двигательной активности малыша, с другой — предметы и игрушки, стимулирующие эту активность: мячи, машины, тележки, которые он повезет впереди себя.
Ближе к году начинает активно формироваться речь. Иногда дети доводят родителей до исступления, выкрикивая в течение дня одну и ту же бессмысленную фразу. Лучше подключиться к языковой игре, например, добавить несколько рифмующих слов.
Ролевые игры начинают привлекать детей ближе к 2-2,5 годам. Дети начинают кормить кукол, укладывать их спать, ну точь-в-точь как мама. Это зеркальное отражение поведения взрослых позволяет родителям узнать, как воспринимают их дети. Выбирая игру для ребёнка, надо следовать главному принципу — игра должна соответствовать возможностям ребёнка, быть для него привлекательной.
В этом же возрасте малыш становится наиболее подвижным, ребенок любит забираться по лесенкам, преодолевать препятствия, прыгать, скакать, забираться и спускаться с горки. Не всем родителям нравится, когда ребёнок бегает по квартире, залезает на высокие предметы. Безусловно, прежде всего, надо подумать о безопасности ребёнка, но не стоит запрещать ему активно двигаться.
Игра-возня. Это ещё одна разновидность игр, необходимых для развития ребёнка раннего возраста. Взрослые часто запрещают подобные игры, считая их слишком шумными и не приносящими пользы. Но даже такая незамысловатая игра, как «куча мала», учит детей взаимодействию друг с другом, умению управлять своим телом, выплёскивать эмоции. Чтобы ребёнок получил опыт игры-возни, папы могут «померяться» с ним силой. Ребёнок от подобного общения придёт в восторг, а, кроме того, научится принимать и победу и поражение. Скорее всего, будет доволен и папа.
        Именно от года до трёх лет у детей формируется образ «телесного Я», они начинают осознавать своё тело, учатся управлять им. Пусть ребёнок знакомится с окружающим миром: щупает, смотрит, нюхает, кувыркается. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако, это не так. Такие игры способствуют развитию сенсорной системы: зрения, вкуса, обоняния, слуха, температурной чувствительности. Все органы, данные нам природой, должны работать, а для этого им необходима «пища» — ощущения. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
     В игре ребёнку важно, чтобы взрослый эмоционально подпитывал его, «заражал» своим отношением, поддерживал, вселял уверенность в собственные силы, вдохновлял и направлял.
Как часто вы дарите ребёнку улыбку, добрый взгляд, ласково прикасаетесь? Какие эмоции накапливаются вокруг вашей совместной игры? Вот несколько рекомендаций для родителей, как играть с ребенком.

Читайте также:  Особенности развития единственного ребенка в семье

•    Играя с ребёнком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.
•    Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие и слишком маленькие будут неудобны маленькому ребёнку.
•    Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребёнку в неё играть. Не умея в неё играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.
•    Постепенно сокращайте своё участие в игре. Давайте ребёнку возможность проявить свою активность.
•    Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребёнка к активной речи.
•    Подберите правильное время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным, Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.
•    Повторяйте игры. Ребёнок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность. Тем самым надоевшая игра вновь станет интересной ребёнку.

Заведующая ОРП СРЦдН г. Можги  Тимофеева О.Н.

Источник

Роль игры в развитии  ребёнка  раннего возраста

     Нормально развивающийся ребенок много и с увлечением играет. Игра — естественная, важнейшая его деятельность, удовлетворяющая стремление к движению, действию, к переосмысливанию впечатлений окружающей жизни. Каждый день несет ребенку массу впечатлений, и, хотя многое ему еще не доступно, он многого не знает, не умеет, но неудержимое желание стать участником «взрослых» дел заставляет его (хотя бы понарошку!) отражать в действии то, что захватило его ум и воображение. Игра как раз и     предоставляет ему такую возможность. Играя ребёнок стирает границы между фантазией и действительностью. В волшебном мире игры можно легко превратиться в бесстрашных любимых героев, или вдруг оказаться например козлёночком или волком. Еще интереснее испытать себя в роли матери или отца, принимающих очень важные решения.

    Очень важно предоставить ребёнку как можно больше возможностей для самостоятельных наблюдений и исследований окружающего его мира, используя при этом самые разнообразные виды развивающих игр для детей.

      Все, что окружает малыша – вещи, принадлежащие взрослым, игрушки, животные, растения, вода, песок и многое другое – вызывает у него интерес. Он любит исследовать новые предметы, экспериментировать с разнообразными веществами и материалами: водой, песком, снегом, глиной, красками. Взрослые часто сомневаются в том, что маленькие дети при этом могут всерьез научиться «важным» вещам. Однако это не так. В процессе такого исследования развивается любознательность малыша, расширяются его представления об окружающем мире, ребенок приобретает богатый чувственный опыт, получает мощный импульс для развития интеллекта.
    Игры очень важны для становления и развития личности ребёнка, поскольку являются не только инструментами его самовыражения, но, также, и способом познания окружающего мира и адаптации к нему. Игра — это приобретаемый ребёнком опыт думать и говорить свободно, не боясь критики за возможные ошибки. Этот его новый опыт способствует пониманию принятых в обществе соотношений норм и ценностей, а также повышению самооценки.

Читайте также:  К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены

   Игра учит детей общаться и понимать других людей. Игра-это диалог между внутренним миром ребёнка и внешним. В играх детьми усваиваются понятия »верно-неверно», »можно-нельзя» и другие. Очень важно то, что отрицательные эмоции, напряжения и страхи, которые в обычном общении ребёнок подавляет или стесняется выразить, высвобождаются, как правило, в игровой ситуации. Поэтому игра является мощным и безотказным психотерапевтическим инструментом. Не надо мешать детям играть в прятки, догонялки, классы, скакалочки; куклы, машинки и другие игрушки.

     Игра – одно из важных средств познания окружающего мира и социального развития детей: в ней они знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.

      Среди всех игр и забав малышей особое место занимают игры с сюжетными игрушками, в которых ребенок пытается воспроизводить те действия  взрослых, которые он наблюдает  в своей повседневной жизни. С самого раннего возраста для ребенка привлекательно все, что делают взрослые, у него рано появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать то же и так же, как они. Желание подражать старшим лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности, в ходе которой ребенок в условном плане, “понарошку” может действовать как взрослый. Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек, детских фильмов.

     Первые игровые действия малыша возникают в совместной игре со взрослыми: мама или бабушка показывают, как баюкать куклу, как можно покормить ее, причесать, покатать в колясочке и т.д. Вначале ребенок играет с небольшим количеством игрушек, чаще всего с теми, с которыми играл вместе со старшими партнерами. Постепенно круг игровых предметов расширяется. Так, если в год малыш укладывает спать только ту куклу, которую убаюкивала мама, то через некоторое время он начинает баюкать и мишку, и собачку, и кошечку, и другие игрушечные персонажи, которые есть в его игровом уголке. Так складываются обобщенные действия, в которых ребенок действует «как мама».
     Если родители уделяют внимание игре малыша, играют вместе с ним, его интерес к играм с сюжетными игрушками постепенно усиливается, он все чаще начинает играть не только по инициативе старших, но и по собственному побуждению. Со временем увеличивается и число игровых сюжетов. Малыш купает, одевает кукол и животных, готовит еду, моет посуду,  лечит игрушки,  строит из кубиков домики, гаражи для машин и пр.  В этом возрасте он действует преимущественно с реалистическими игрушками, т.е. с теми, которые имеют сходство с реальными предметами (например, с игрушечной посудой, кроваткой, с игрушками из специальных наборов для игры в парикмахерскую, больницу и пр.). Однако после полутора лет ребенок с помощью взрослого уже может использовать в игре предметы-заместители (например, подражая взрослому, кормить куклу палочкой вместо ложки, кубиком вместо хлеба, заменять тарелку колечком от пирамидки или картонным кружком и др.) или  воспроизводить воображаемое действие вовсе без предметов (например, поднести пустую ладошку или щепотку ко рту куклы, как будто кормит ее).
    Итак, на втором году жизни у ребенка появляется и увеличивается интерес к играм с сюжетными игрушками, он  с удовольствием подражает действиям  взрослого, умеет самостоятельно воспроизводить некоторые игровые эпизоды. В то же время  самостоятельная игра ребенка в этом возрасте кратковременна, игровые действия хаотичны, их последовательность случайна, она зависит от тех игрушек, которые попадают в поле зрения малыша. Вот он увидел чашку – и начинает поить из нее куклу, увидел расческу – принимается причесывать ею то себя, то куклу, затем снова кормит ее, увидел кубик – начинает стучать им по столу,  и такая однообразная последовательность отдельных действий может продолжаться довольно долго. Именно поэтому так велика роль взрослого на данном этапе становления игры. Он помогает малышу развивать сюжет, подсказывает, как можно разнообразить игровые действия, сделать игру более содержательной, интересной.
 При создании благоприятных условий для развития сюжетной игры она достигает своего расцвета на третьем году жизни ребенка. Теперь ему уже не столь необходимо постоянное участие взрослого: игрушки сами начинают побуждать его к разнообразным игровым действиям. Двухлетний малыш может играть долго, увлеченно, игра становится все более самостоятельной и содержательной. Например, если раньше, ухаживая за  куклой, ребенок просто проводил по ее волосам расческой и откладывал ее в сторону, то теперь он берет пустой флакон и «моет» ей голову «шампунем», сбрызгивает «лаком», пристраивает на волосах заколочку или ленточку, подносит к ее лицу зеркальце, чтобы она полюбовалась на себя, что-то говорит ей. Таким образом, на смену разрозненным игровым действиям приходит последовательное и самостоятельное развитие ребенком выбранного сюжета, включающее множество разнообразных действий, их  повторения и вариации с использованием различных предметов.
    На протяжении всего раннего возраста у ребенка постепенно развивается способность брать на себя роль в игре и наделять ею игрушечные персонажи. Первоначально он не осознает себя как играющего некую роль, не называет себя или куклу именем персонажа, хотя, укладывая куклу спать, делая ей укол или строя гараж для машины, действует как  мама, врач или строитель. После двух — двух  с половиной лет у малыша начинает формироваться ролевое поведение в полном смысле этого слова, предполагающее сознательное наделение себя и партнера той или иной ролью. Ребенок начинает называть себя мамой, папой, тетей,  шофером, куклу дочкой или сыночком и пр. Также как и все основные приобретения раннего возраста, своевременное принятие ребенком роли зависит от взрослых. Если они не помогают малышу в этом, ролевое поведение формируется значительно позже.

Источник