Роль художественной литературы во всесторонним развитии ребенка

Роль художественной литературы во всесторонним развитии ребенка thumbnail

Наталья Илюшкина
Художественная литература как средство всестороннего развития ребенка

Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше,интересы их однообразны: в основном это компьютерные игрушки и герои современных мультфильмов. Все дальше на задний план уходит интерес к художественной литературе, к поэтическому русскому слову.

В наш век новых информационных технологий роль книги изменилась.По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге другие источники информации: телевидение, видеопродукцию, компьютер, поэтому моя роль, как педагога состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольников, побудить в них интерес к литературным произведениям, привить любовь к художественному слову, уважение книге. Книга дает возможность домыслить, «пофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей и оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

В настоящее время актуальна проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе. Практически в каждой семье есть компьютер, интернет, телевидение, и родители не считают нужным читать своим детям. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы

Кроме того, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения. Воспитание дошкольников художественной литературой не только несёт им радость, эмоциональный и творческий подъём, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.

Следует помнить, что художественная литература является основным источником воспитания, способствует развитию воображения, развивает речь, прививает любовь к Родине, к природе.

В. Г. Белинский считал, что «книги, которые пишутся собственно для детей, должны входить в план воспитания как одна из важнейших его сторон». Трудно не согласится со словами В. Г Белинского, так как художественное слово влияет на приобщение детей развитию культуры речи, также на это указывали многие педагоги, психологи и лингвисты.

Художественная литература открывает и объясняет жизнь общества и природы мир чувств и взаимоотношений. Также чтение художественного произведений способствует развитию мышления и воображения ребенка, обогащают ребенка эмоциями.

Не стоит забывать, что книга – это, прежде всего, источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе. А умение воспринимать художественное произведение и элементы художественной выразительности к ребенку само собой не приходит, его надо развивать и воспитывать с детства.

Одна из главных ценностей чтения художественной литературы в том, что с её помощью взрослый может легко установить эмоциональный контакт с ребенком.

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова,искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение. Произведения художественной литературы раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.

Научившись переживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства – способность проявить участие. Доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность.

Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества – потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой

юмор, образность языка – особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему.

Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, и наказывая злых.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически.

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей младшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей.

Введение же ФГОС позволяет педагогам варьировать в своей работе формы и методы ознакомления детей с художественной литературой так, как они считают необходимым, так как основная цель ФГОС – интегрирование образования (развитие личности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических способностей).

Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться ООД, оно должно осуществляться во все моменты жизни детей в детском саду (игра, прогулка, труд, бытовая деятельность).

Выстраивая систему работы по развитию речи младших дошкольников, по средствам художественной литературы необходимо создать хорошую речевую развивающую среду, учитывая индивидуальные и социальные условия. Это

составление и разработка перспективного планирования по теме, подбор дидактических и подвижных игр и упражнений, конспекты занятий, наглядно-дидактические пособия и альбомы. К немало важному условию в решении вопроса развития речи по средствам художественной литературы является вовлечение в работу родителей, они должны осознавать значимость и серьёзность данного вопроса.

Таким образом, отмечаем, что систематическое и целенаправленное использование разного рода художественных произведений как средства развития речи, а также правильно организованной работы, определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, формируя коммуникативную культуру дошкольника, делает речь ребёнка более выразительной, яркой и эмоциональной. Дети активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности и творчески активны, у них развито самосознание, умеют понимать и принимать юмор и становятся намного доброжелательнее, что немало важно в современном обществе.

Источник

Тема: «Роль книги во всестороннем развитии ребенка»

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

На сегодняшний день актуальность решения этой проблемы очевидна. Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. 

 Через  чтение художественной литературы ребенок познает  окружающий мир, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

Эта тема очень актуальна в наши дни. Так как  дети очень мало читают книги. Свободное время они проводят за компьютером.  

Чтобы вызвать интерес  у дошкольника к книге , взрослый должен сам  уметь заинтересовать его с раннего возраста: обыграть произведение, проанализировать.

С помощью книг  развивается речь, память, внимание, воображение, творческие способности.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя грамматически правильно построенная речь.

Стоит отметить, что воспитатель играет не маловажную роль в приобщении детей к  книге. Он учит понимать содержание произведения, как воздействует  оно на детей, раскрытие замысла.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка. 

Необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой.

Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь. Благодаря этим навыкам у ребенка будет формироваться своя яркая, образная, красочная, грамматически правильно построенная речь.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение. Перед педагогом стоит важная задача — каждое произведение нужно донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателя эмоциональным отношением к прочитанному: чувствам, поступкам, лирическим переживаниям героев.

Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

Источник

Наталья Бойко
Педагогическая площадка «Роль художественной литературы во всестороннем развитии личности ребенка»

Педагогическая площадка

«Роль художественной литературы во всестороннем развитии личности ребенка»

25 .03 2013 года с ДОУ проведена педагогическая площадка, в работе которой приняли участие родителей старшей группы «А. Мною была подготовлена выставка детской художественной литературы с написанием аннотаций к различным жанрам. Подготовила материал для выставки рисунков на педагогической площадке, совместно с родителями и детьми изготовили книжки – самоделки для конкурса «Лучшая книжка-самоделка». Многие дети нашей группы занял в этом конкурсе призовые места. Гостями педплощадки стали Светлана Владимировна Лескова – главный специалист дошкольного отдела департамента образования,

Роза Валерияновна Шайхлисламова – главный библиограф Центральной детской библиотеки «Читай город»,

Альбина Минсагитовна Шестак – культурный организатор театра кукол «Барабашка»,

Елена Анатольевна Дмитриева – учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия» №1.

Родители, присутствующие на педагогической площадке, были не пассивными слушателями, а заинтересованными участниками, активно вступали в диалог с выступающими, высказали свое мнение по обсуждаемому вопросу. Результаты анкетирования и позитивные отзывы родителей подтверждают актуальность выбранной темы, качество и результативность проведенной встречи. Перед родителями выступили специалисты центральной детской библиотеки, артисты городского драматического театра. Работниками книжного магазина была организована продажа книг. Активное участие родителей в работе педплощадке оказывает влияние на функционирование и дальнейшее развитие ДОУ.

Публикации по теме:

Игра — ведущий вид деятельности во всестороннем развитии ребенка-дошкольника
СЛАЙД №1 «Игра – ведущий вид деятельности во всестороннем развитии ребенка дошкольника» СЛАЙД №2 Игра, что может быть интереснее и значимее.

Роль художественной литературы в социально-нравственном воспитании дошкольников
Важную роль в формировании нравственных суждений и оценок у детей играет художественная литература. Ребенка не удовлетворяют неопределенные.

Роль художественной литературы в развитии у младших дошкольников свободного общения
Общеизвестное воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль и в развитии речи дошкольника.

Консультация «Роль игры в развитии личности ребенка»
Игра — это не порождение скоропроходящей моды, это феномен, отличающийся особым постоянством, объединяющим время, эпохи, поколения. Само.

Роль детского сада во всестороннем гармоничном развитии личности ребёнка
«Воспитывает всё: вещи, явления, но прежде всего-люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». А. С. Макаренко. Процесс семейного воспитания.

Роль отца в развитии личности ребенка
Цель: развитие интереса у пап к вопросам воспитания и развития своих детей, приобщение их к этому процессу. Ход проведения гостиной — Здравствуйте,.

Роль природы во всестороннем развитии личности ребенка дошкольного возраста
Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в.

Роль семьи в развитии личности ребенка
Принято считать, что основным институтом воспитания человека, начиная с его рождения и кончая его становлением как зрелой личности, была.

Значение игровой деятельности во всестороннем развитии личности детей дошкольного возраста
Игра для дошкольников — это основной вид деятельности. Через игру дети познают окружающий мир, учатся радоваться и сопереживать. В игре.

Значимость художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста
Значимость художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста В условиях реализации ФГОС особое место в дошкольном образовании.

Источник

Статья

« Роль художественного слова во всестороннем развитии ребенка»

Человечество шагнуло в двадцать первый век с оснащенной мощной индустрией, техническими достижениями и т.д. В погоне за освоением новых и совершенных технологий жизнь наших современников незаметно, как бы, отдаляется от самого дорогого наследия человечества, от бесценной сокровищницы культуры – художественной литературы. У литературного произведения появилось много заменителей: аудио-видео- телепрограммы, компьютерные игры. Они яркие, увлекательные, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживаний, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьезной книги. Еще в 1960 году английским писателем Д.Б, Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, дает готовые поведенческие штампы, причем зачастую не лучшие их образы.

Находясь в «электронном мире», дети научились обходиться без взрослых. И это еще одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать, но и поощряем и приветствуем.

Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книги, помощником читателя. Об этом серьезно говорят в скандинавских странах, Великобритании, Америке, начинаем говорить и мы.

Процесс формирования грамотного читателя начинается в дошкольной организации и семье первоначально, как процесс формирования грамотного слушателя.

Надо также утвердиться во мнении, что детская литература – это искусство слова, национальное богатство. Ребенку надо дать возможность увидеть ее во всем многообразии. Надо перестать использовать детскую литературу, только как помощницу в развитии речи ребенка, в привитии ему гигиенических навыков, в развлечениях и т.д.

Ценность произведений художественного слова заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка.

Реалистические рассказы, сказки, стихи являются для маленького ребенка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. Художественное слово помогает ребенку уточнить и закрепить знания, обогащает новыми понятиями и представлениями. Художественная форма реалистического изображения явлений действительности облегчает ребенку знакомство с окружающей его жизнью. Через нее дети узнают много интересного о жизни людей. Писатели – природоведы знакомят их с жизнью животного и растительного мира. Эти произведения помогают воспитывать любовь к природе, родному краю.

Художественное слово обогащает эмоциональную жизнь, способствует привитию нравственных, гуманных взглядов на окружающую действительность. Слушая рассказ или сказку, ребенок живет жизнью героев, как бы становясь участником событий; сочувствует положительному герою, осуждает зло. События любого литературного произведения непременно затрагивают чистую душу ребенка, пробуждают искренние чувства, волнуя его. « Впечатления – это сила, устанавливающая погоду в духовном мире ребенка, и поэтому нужно, чтобы они были добрыми и возвышенными. Какие у ребенка создаются впечатления в организованном нами воспитательном процессе, — от этого будет зависеть направленность его личных ориентаций, мыслей и поведения». (Ш.А.Амонашвили, «Педагогическая симфония») Прочитанные литературные произведения показывают ребенку примеры дружбы, честности, преданности, трудолюбия, ответственности, смелости.

Народная сказка привлекает детей не только занимательным сюжетом, поэтической формой, но и своей идейной сущностью. Характерные для сказки торжество справедливости, победа добра над злом, счастливый конец для доброго героя вызывают радость, душевный подъем, чувство удовлетворенности. Произведения детской художественной литературы оказывают большое влияние и на эстетическое воспитание ребенка. Эстетические чувства – источник всего прекрасного, великого. Яркие образы художественных произведений, поэтические картины природы, музыкальность стихов, меткость, выразительность языка, воспринимаются ребенком легко и радостно. Дети чувствуют красоту художественного слова, легко и быстро запоминают сказки, народные песенки и стихи. У них сразу же появляются свои любимые художественные произведения.

Слушая произведения художественного слова, ребенок учится родному языку, запоминает постоянные эпитеты народной речи, чувствует красоту поэтической метафоры.

На педагогов дошкольных организаций и родителей возложена ответственная миссия – поселить в душе и сердце ребенка любовь и уважение к художественной литературе, народному фольклору, поэзии, научить черпать познания и воспринимать прекрасное из глубины бесценного родника – литературы, ибо без духовности не было бы той человеческой культуры, которая создавалась веками.

Источник