Пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии

Пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии thumbnail

Юлия Коротких
Возрастные особенности детей пятого года жизни

средняя группа

Рекомендации родителям по развитию речи детей пятого года жизни

Развитие речи от 4 до 5 лет.

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразнее, точнее и богаче по содержанию.

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул»«царапнул»). В их речи все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные — голубой, темный, оранжевый, начинает появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-за, из-под, около, появляются собирательные существительные (посуда, мебель и др., однако употребляет их ребенок еще очень редко.

Свои высказывания ребенок четырех лет строит из 2-х – 3-х и более простых распространенных предложений, все чаще использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому, что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят», не согласовывают слова (глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде, допускают нарушения в структуре предложений).

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они правильно усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказывать текст прочитанной сказки, рассказа.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать на заданный звук слова.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому.

У ребенка пятого года жизни совершенствуется способность к восприятию и произношению звуков:

— исчезает смягченное произношение согласных,

— многие звуки произносятся более правильно и четко,

— исчезает замена шипящих звуков: Ш, Ж, Ч, Щ свистящими: С, З, Ц,

— исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т, Д.

Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят все звуки, в том числе сложные звуки Л, Р, РЬ, шипящие Ш, Ж, Ч, Щ, отчетливо произносят многосложные слова, сохраняя слоговую структуру. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение определенных групп звуков, особенно в трудных многосложных словах (например: свистящих и шипящих — в одних словах звук произносится правильно, в других – неверно). Слова, насыщенные близкими по артикуляции звуками, выговаривают с ошибками («раборатория» вместо «лаборатория», «саше» вместо «шоссе»). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении.

Если у ребенка к концу 5 года жизни наблюдается искаженное произношение свистящих звуков С, З, Ц (с просовыванием кончика языка между зубами- межзубные, звук Р произносится не за счет колебания кончика языка, а в результате дрожания мягкого неба или маленького язычка («французское произношение», звук Л произносится как В, то такие дети нуждаются в специальной логопедической помощи. Данные искажения не являются возрастными, сами по себе не исчезнут. Таким детям поможет логопед, который используя индивидуальный подход и помощь родителей, научит ребенка правильно произносить звуки, различать и правильно употреблять сходные звуки.

Таким образом, к пяти годам ваш малыш:

* Обладает словарным запасом около 3000 слов.

* Знает свой адрес.

* Пользуется предложениями из 5-6 слов.

* Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными («Мама мыла посуда, а я рисовал домик», «Мы с мамой не гуляли, потому что шел дождик»)

* Умеет пересказывать короткие рассказы и сказки.

* Определяет право — лево у себя, но не у других.

Читайте также:  Индивидуальная программа развития ребенка с овз психолог

* Знает простые антонимы («большой — маленький», «твердый — мягкий»).

* Пользуется прошедшим, настоящим, будущим временем.

* Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны («Это мячик, им играют, его кидают, пинают, он из резины — резиновый»).

* Звукопроизношение обычно полностью сформировано.

* Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.

Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

Советы родителям:

1. Гуляйте с ребенком по городу, ходите на экскурсии. Источник расширения кругозора ребенка, развития его представлений о мире – наблюдения. Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Учитывайте реальные познавательные интересы детей! Мальчиков, например, скорее будут интересовать устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.

2. Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. С четырех лет кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, но и через рассказ. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу. Благодаря Вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач ребенок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.

3. Читайте и рассказывайте детям сказки. В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие действующие лица. Не спешите показывать иллюстрации. Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.

4. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту.

5. Развивайте мелкую моторику — она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Если пальчики у ребенка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребенок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» или плохо говорящие дети. С раннего возраста нужна свобода действий, т. к. движения сопутствуют развитию речи. Научите ребенка рисовать пальчиками. Полезны прокатывание шаров, мячей, обрывание бумаги для развития ловкости рук Можно предложить детям:

застежки;

шнуровки;

мозаику;

мелкий конструктор;

пластилин;

обводки;

раскраски;

перебирание круп;

нанизывание бус, пуговиц на нитку и др.

Полезны и пальчиковые игры, которые

— благотворно влияют на исправление речи детей;

— совершенствуют память, внимание, мышление;

— готовят руку к письму.

6. Развивайте длительный плавный выдох, так как от силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков. Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить ему дуть на вертушку (флюгер, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, бумажные кораблики, плавающие по воде, или сдувать снежинки, листочки с ладошки.

Источник

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Его речь становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) дает ребенку возможность точнее излагать свои мысли. В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные — голубой, темный, оранжевый), отражения временных и пространственных отношений. Все шире ребенок использует притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка) наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, из-за и др.). В словаре появляются собирательные существительные (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты), однако их он употребляет еще очень редко. Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из 2-3 и более простых распространенных предложений. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения он использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе.
Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводят к грамматическим ошибкам: дети неправильно изменяют глаголы (хочут вместо хотят), не согласовывают слова (например, глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде), нарушают структуру предложений.

Читайте также:  Как заниматься с ребенком в 1 год и 1 месяц развитие

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст прочитанной сказки, рассказа.

У четырехлетних детей резко возрастает интерес к звуковому оформлению слов. Вслушиваясь в речь взрослого, ребенок пытается установить сходство в звучании слов и нередко сам довольно успешно подбирает пары слов: Маша — каша, Миша — Гриша. Некоторые дети, фиксируя ошибки в произношении у своих сверстников, могут не замечать нарушений звучания собственной речи. Это говорит о недостаточно развитом самоконтроле.

В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырех-стишия. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух и требует всякого поощрения со стороны взрослых.

На пятом году жизни происходит дальнейшее развитие мышц артикуляционного аппарата. Их подвижность дает ребенку возможность осуществлять более точные движения языком, губами, что необходимо для произношения сложных звуков.
В этом возрасте у детей значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, звуки [л], [р’], [р], отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя слоговую структуру; правильно употребляют ударение, соблюдают нормы литературного произношения слов. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение определенных групп звуков (например, свистящих и шипящих — в одних словах звук произносится правильно, в других — неверно); неотчетливо произношение отдельных слов, особенно многосложных и малознакомых. Дети иногда испытывают трудности в произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены свистящими и шипящими согласными одновременно, звуками [л] и [р] (старушка, лаборатория). Это объясняется тем, что у дошкольников не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении. Под влиянием обучения такие недостатки со временем исчезают.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Но все это возможно лишь в том случае, если в предшествующих возрастных группах воспитатель развивал у них фонематическое восприятие.
Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи (конечно, если это дается в сравнении), улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и группы слов, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому. Дети уже умеют не только говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих. Они способны менять громкость голоса с учетом содержания высказывания. Таким образом, возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются. Меняя громкость и темп речи, дети начинают шире пользоваться интонационными средствами выразительности, более точно выражать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.
В этом возрасте у детей удлиняется выдох. Гласные звуки они способны произносить в течение 3-7 сек., свободный выдох несколько короче (от 2 до 5 сек.).

К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук [р] (не за счет колебания кончика языка, а в результате дрожания мягкого неба или язычка). У ряда детей отмечается искаженное произнесение звуков [с], [з] (при высунутом между зубами кончике языка). Такие дети нуждаются в специальной помощи, которую в тяжелых случаях оказывает логопед.
Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее. Возрастает речевая активность детей. Они начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.
Рост активного словаря, употребление предложений более сложной структуры (пятилетние дети могут строить высказывания из 10 и более слов) часто являются одной из причин увеличения количества грамматических ошибок.
Дети начинают обращать внимание на звуковое оформление слов, указывать на наличие знакомого звука в слогах.

Читайте также:  Период развития ребенка от 1 года до трех лет называется

Если вы обнаружили неработающую ссылку, оставьте комментарий.

Источник

Пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии

Пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии

Что должен знать и уметь ребенок в 3 года?

За первые три года ребенок достиг многого. Он научился вставать, садиться, ползать, ходить и бегать; сохранять равновесие при ходьбе на цыпочках и стоянии на одной ноге; самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться с нее, чередуя ноги; перепрыгивать через невысокие препятствия и спрыгивать со ступеньки

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих: ребенок способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывают семейное и общественное воспитание.

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов к концу года) создает ребенку возможность полнее строить свои высказывания, точнее излагать мысли.

В речи детей этого возраста все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные — голубой, темный, оранжевый), притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения (последние часто выступают в роли подлежащих), сложные предлоги (из-под, около и др.); появляются обобщающие существительные: посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты.

Свои высказывания четырехлетний ребенок строит из двух-трех и более простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, чем на предыдущем возрастном этапе, но все еще редко. В речи малыша впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами, он усваивает и правильно согласовывает прилагательные с существительными в косвенных падежах.

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Однако многие все еще не могут самостоятельно, без помощи взрослых связно, последовательно и точно изложить текст прочитанной сказки, рассказа.

В этом возрасте у детей велико тяготение к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четырехстишия. Такое стремление закономерно: оно способствует развитию у ребенка внимания к звуковой стороне речи, развивает речевой слух. Со стороны взрослых его требуется всячески поощрять.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук. Благодаря достаточно развитому речевому слуху ребенок может различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи (конечно, если это дается в сравнении), улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы. Таким образом, возможности детей в использовании своего голосового аппарата значительно расширяются, что позволяет им выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому, более точно высказывать свои мысли, выразительно читать художественные произведения.

К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие и звук р. У ряда детей отмечается искаженное произнесение звуков с, з и р. Такие дети нуждаются в специальной помощи, которую в тяжелых случаях оказывает логопед.

Отдельно заметим, что развитие речи — процесс очень индивидуальный для каждого ребенка. Не стоит паниковать, если ваш малыш не демонстрирует те или иные показатели нормы. Однако обратить внимание на этапы развития речевой активности и на очередность этих стадий следует обязательно. Занимайтесь, больше разговаривайте с ребенком — и результат не заставит себя ждать.

Источник