Роль художественной литературы в развитии ребенка раннего возраста

Татьяна Шатохина
Мастер-класс для педагогов «Роль художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста»

ЦЕЛЬ: дать представление о роли художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста; обогатить интеллектуально-познавательный, нравственно-эстетический опыт коллег, позволяющий совершенствовать себя и удовлетворять свои интересы в литературном творчестве.

ЗАДАЧИ:

1. Вовлечь педагогов в активную познавательную деятельность.

2. Показать методы и приёмы работы с художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста.

3. Совершенствовать умение педагогов работать в команде.

Вступительное слово воспитателя «Роль художественной литературы в жизни ребенка раннего возраста»

Актуальность данной темы обуславливается тем, что в настоящее время общество соприкоснулось с проблемой получением информации из общедоступных источников, таких как телевидение и компьютеры, таким образом, фактически сводится к минимуму такой вид деятельности как семейное чтение. В таком случае, страдают, прежде всего, дети, ведь из-за нехватки психо – эмоционального общения со взрослыми и сверстниками у детей появляются ложные представления о общении между людьми как таковом. В связи с этим перед педагогикой встает проблема переосмысления ценностных ориентиров воспитательной системы, в особенности системы воспитания дошкольного детства. И здесь огромное значение приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающего ребенка к основам художественной литературы.

Обращение к проблеме приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе, как средство развитие речи,обусловлено рядом причин: во-первых, как показал анализ практики приобщения детей к художественной литературе, в воспитании дошкольников знакомство с художественной литературой используется в недостаточном объеме, а также затронут только е поверхностный пласт; во-вторых, возникает общественная потребность в сохранении и передачи семейного чтения; в-третьих, воспитание дошкольников художественной литературой не только несет им радость, эмоциональный и творческий подъем, но и становится неотъемлемой частью русского литературного языка.

Художественная литература — могучее действенное средство умственного нравственного и эстетического воспитания детей, оказывающее огромное влияние на развитие и обогащение речи. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение, дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка.

Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальную напевность, ритмичность русской речи, в народных сказках перед детьми раскрывается легкость и выразительность языка, богатство речи юмором, живым и образными выражениями, сравнениями. Художественная литература вызывает интерес к личности и внутреннему миру героя. В детях пробуждаются гуманные чувства — способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.

Знакомясь с художественной литературой, дети знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.

Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка, как активность, глубокое сопереживание героям произведений.

Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

С 1,5 лет для развития речи малышей начинает проводиться занятия с использованием художественного слова — знакомством с миниатюрными произведениям народного творчества, с доступными для детей авторскими произведениями. Они решают такие задачи как развитие слухового внимания, понимания речи, развитие артикуляционного слухового аппарат, звукоподражания, активизации словаря с использованием звукоподражаний — в потешках, песенках при показе и назывании разных предметов. При этом развиваются слуховое восприятие, речевое дыхание, голосовой аппарат, уточняется артикуляция, воспитывается умение четко, правильно произносить слова, фразы.

Чтобы чтение и рассказывание было обучающим — необходимо соблюдать правило, чтобы дети видели лицо воспитателя, а не только слушать голос. Потому одна из задач — научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать нормы литературной речи. Потому воспитатель, читая по книжке, должен научиться смотреть не только в текст, но и время от времени — на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение. Умение посматривать на детей во время чтения дается воспитателю в результате настойчивых тренировок, но даже самый опытный чтец не может читать новое для него произведение «с листа», без подготовки. Потому перед занятием воспитатель производить интонационный разбор произведения («дикторские прочтения») и тренируется в чтении вслух.

Читайте также:  Развитие ребенка по английскому языку

Малышам воспитатель в основном читает наизусть — потешки, небольшие стихотворения, рассказы, сказки, а рассказывает — только прозаические произведения (сказки, повести, рассказы).

Основное правило организации занятий по чтению, рассказыванию детям литературных произведений — эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Мажорное настроение создает воспитатель — на глазах детей бережно обращается с книгой, с уважением произносит имя автора, несколькими вводными словами возбуждает интерес малышей к тому, о чем собирается читать или рассказывать. Красочная обложка новой книжки, которую воспитатель показывает детям перед началом чтения, тоже может оказаться причиной их повышенного внимания.

Малыши требуют руководства в слушании — вид и голос рассказчика должен говорить, что в данную минуту речи идет о трогательном и забавном. Текст веселого характера воспитатель читает, не прерывая себя (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг).

Все слова, понимание которых может вызывать у детей затруднения, нужно объяснять в начале занятия.

Воспитатель организует чтение книг с иллюстрациями, с привлечением внимания детей к картинкам. При несложном тексте и простых картинках можно читать текст, сопровождая чтение показом картинок, или вести рассказ своими словами. На последующих занятиях воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь малышам вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Книги способствуют установлению контактов между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю и вне занятий. О содержании книг можно говорить и в их отсутствие — это развивает память, заставляет ребенка размышлять.

6. Методы.

Методика художественного чтения и рассказывания детям раскрыта в многих методических и учебных пособиях. В раннем возрасте художественная литература это сказка, потешки и стихи. Представляю вашему вниманию Приемы работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой.

1. Рассказывание потешек,

2. Инсценировка

3. Рассказывание сказки

4. Рассматривание картинок и книг

5. Использование театральной деятельности.

7. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ «В гостях у сказки»

Все мы помним, как в детстве родители читали нам сказки. Как интересно нам было представлять себя сказочным героем, переживать за него, радоваться удачному концу. И теперь мы видим, как загораются глаза малышей, сколько радости и любопытства светится в них,когда мы говорим: «Сейчас я расскажу вам сказку!».

Предлагаю вам вместе сотворить образ сказки. У сказки есть сердце, оно трепещущее, как бабочка, есть глаза, в которых отражаются небеса. Косы, которые струятся как водопад. Руки, как два легких крыла. Мы не видим ее, но каждый из нас представляет ее по — своему. Попробуем сделать сказку своими руками. Но, чтобы получить удовольствие от работы, должно быть хорошее настроение. Мы должны помогать друг другу и тогда наше творчество будет излучать тепло и доброту. Для этого сядьте поудобнее, спинки выпрямите, улыбнитесь.

Сказку делаем своими руками. Не бойтесь, это не сложно, просто надо немножко постараться и вложить в нее частичку себя.Нам понадобится несколько волшебных вещей: салфетка, кусочек ваты, грецкий орех, нитки, фруктовые косточки и бусинки.

Возьмем салфетку, согреем ее теплом своих рук. Это сделает нашу сказку живой. Разверните салфетку.

Чтобы сделать голову, нужен грецкий орех. Внутри него спрятано ядрышко, похожее на мозг человека. Это сделает нашу сказку мудрой. Найдите на салфетке середину и положите туда грецкий орех, сложите салфетку наискосок, чтобы получился треугольник. Перевяжите ниткой крепко под орешком. Вот так! Получилась голова и два крыла. Теперь перевяжите нитками кончики салфетки так, чтобы появились ладошки.

У сказки есть душа, давайте вдохнем ее и в наше творение. Возьмем косточку от фрукта, чтобы в сердце сказки жил росток добра! Заверните в вату косточку, вложите в салфетку туда, где у человека находится грудь, чтобы сердце сказки легко билось. Нижние кончики слегка раздвиньте и крепко затяните нитку на поясе. Вот так мы и сделали с вами образ сказки.

А теперь накройте свою сказку руками и скажите волшебные слова.

Повторяйте за мной:

Ой, вы ветры буйные, ой, вы реки бурные.

Попрошу у вас не злата, не нарядов.

Чтобы я была богата не доходом, а умом.

Читайте также:  Лучшие книги по раннему развитию ребенка

Чтобы сердце чуда ждало,

Чтобы сказка оживала,

Там где сказка — чуда жди,

Что там будет впереди?

А теперь послушайте, как легко и спокойно бьется сердце сказки. Значит, сказка ожила.

(Звучит волшебная музыка и голос).

— Ах, как долго я спала! Вы сделали меня своими руками.

Я – ваша сказка! Давайте с вами играть. Прижмите меня к своему уху. Слышите, я с вами говорю (пауза). Вспомните свои любимые сказки.

«УЗНАЙ СКАЗКУ ПО ЗАГАДКЕ И ИЛЛЮСТРАЦИИ»

1. Жили-были две родных сестрицы. Та — лентяйка, эта — мастерица. Вот однажды, лезть пришлось в колодец им, на дно. Повстречали разные там дива И хозяина тех мест красивых. У кого гостили — вот вопрос. («Мороз Иванович»)

2. В детстве все над ним смеялись,Оттолкнуть его старались :Ведь никто не знал, что он Белым рожден. («Гадкий утенок»)

3. Человек немолодой, С некороткой бородой. Он отъявленный злодей-Одноглазый. (Бармалей)

4. Махонька девчоночка, Сама вроде кукленочка. Резвенько так пляшет, В руке платочком машет. (Огневушка-Поскакушка)

5. Бригада, состоящая из трех профессионалов, построит дом любой сложности. (Три поросенка)

Итог: Рефлексия «ДЕРЕВО НАШЕГО ТРУДА»

Вы сегодня хорошо поработали. Выразите свое впечатление от мастер – класса на этом дереве

— зеленый лист: мастер – класс прошел плодотворно и с пользой;

— желтый: понравилось, но не все применимо;

— белый лист: не совсем удовлетворен мастер – классом.

Всем большое спасибо за работу. Я думаю, вы согласитесь со мной, что один из самых действенных способов объединить взрослого и ребенка, дать им возможность понять друг друга – это сказка. Она учит добру и справедливости

Источник

Елена Ваганова
Художественная литература и её значение в работе с детьми раннего возраста

Период раннего и дошкольного детства ведущий в развитии человека. В это время ребенок быстро познает окружающий мир, впитывает огромное количество впечатлений. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают овладевать культурным наследием человеческого общества. Перенимая нормы поведения окружающих, средство их общения – речь, усваивая способы действия с предметами, ребенок осваивает многовековой опыт человечества.

Прослеживая периоды детского развития, психолог Д. Б. Эльконин указывает, что в раннем возрасте решающим в психическом развитии ребенка является эмоциональность общения со взрослым. Величайший творец и педагог- народ создал множество песенок и потешек именно для такого эмоционального контакта с маленьким ребенком. Под звуки ласковых, напевных слов, малыш легче проснется, даст себя умыть, накормить. Моменты ухода за ребенком, не всегда приятные для него, под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для развития малыша. К сожалению, в настоящее время значительно выросло количество детей, воспитывающихся с самого раннего детства в домах ребенка, детских домах, школах- интернатах. Проблема социального сиротства стоит очень остро, так как самое драматичное последствие социального сиротства — это прямой вред здоровью, психическому и социальному развитию ребенка, лишившемуся попечения родителей. Но наиболее тяжелый след социальное сиротство оставляет в психической жизни ребенка. У оторванного от родителей и помещенного в условия интерната ребенка снижается общий психический тонус, нарушаются процессы саморегуляции, доминирует пониженное настроение. У большинства детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, исчезает заинтересованное отношение к миру. Ухудшаются эмоциональная регуляция, эмоционально-познавательные взаимодействия и, как результат, тормозится интеллектуальное развитие. Чем раньше ребенок отрывается от родительской семьи, чем дольше и в большей изоляции он находится в учреждении, тем более выражены деформации по всем направлениям психического развития. Основным приобретенным дефектом оказывается задержка и искажение интеллектуального и личностного развития.

Задержки в психическом развитии детей, воспитывающихся в домах ребенка, отмечаются уже с самых первых месяцев жизни. Прежде всего у младенцев тормозится развитие потребности в общении и соответственно — сроки появления коммуникативной деятельности. Поскольку эмоциональное общение со взрослыми является ведущей деятельностью в первом полугодии жизни, то его ущербность отрицательно сказывается на общем психическом развитии ребенка, и прежде всего эмоциональной сферы и познавательной активности. В условиях проживания ребенка в семье в первом полугодии жизни у младенцев в процессе эмоционального общения с близкими взрослыми закладываются основы личности и самосознания, проявляющиеся в их положительном самоощущении, жизнерадостности, инициативности, требовательности, любознательности. У воспитанников дома ребенка вследствие дефицита общения и отсутствия привязанностей не формируется устойчивое положительное самоощущение и активная позиция в отношении к окружающему миру; дети пассивны, апатичны. Даже при максимальном уходе за детьми в домах ребенка, полноценного общения со взрослыми- воспитателями, нянями, логопедами явно недостаточно для нормального психического и эмоционального развития малышей- воспитанников домов ребенка. У педагогов часто не хватает времени на полноценное, эмоционально окрашенное общение с детьми. Поэтому необходимо использовать буквально каждый режимный момент, каждую минуту для общения с каждым воспитанником, задействуя все возможные формы и методы, в том числе и устное народное творчество, и художественное слово. Исходя из вышеперечисленных проблем и противоречий, темой нашей работы стало «Художественная литература и ее значение при работе с детьми раннего возраста».Цель: определить значение художественной литературы при работе с детьми раннего возраста, воспитывающимися в доме ребенка.

Читайте также:  Прогулки развитие для ребенка осенью

Задачи: -изучить подходы к решению данного вопроса в психолого-педагогической литературе; -обобщить личный опыт работы в данном направлении.

Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с миниатюр народного творчества — потешек, песен, затем он слушает народные сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, стихи, рассказы, доступные ему. Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию.Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху». А доброжелательные подтрунивания, тонкий юмор потешек, дразнилок, считалок — эффективное средство педагогического воздействия, хорошее «лекарство» против лени, трусости, упрямства, капризов, эгоизма.

Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных,то и дело слышатся в песенках: «Ай, качи-качи-качи! Глянь — баранки, калачи.»; «Чики, чики, чикалочки.»; «Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу». Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.

Устное поэтическое творчество способствует развитию речевых навыков, побуждает детей к познавательной активности, направленно на постепенное освоение смыслового содержания литературы для самых маленьких. «Открыть себя» ребенку помогут песенки, потешки, присказки, в которых имеется прямое обращение к ребенку по имени.

«Программа воспитания в детском саду», программа дома ребенка предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.). На специальных занятиях воспитатель может читать детям или рассказывать. Читать он может наизусть или по книге. Одна из задач таких занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать чтеца или рассказчика. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.

Задача детского сада по Л. М. Гурович — в подготовке долгосрочного литературного образования, которое начнется в школе. Знакомство малыша с художественной литературой начинается с устного народного творчества — потешек, песен, затем он начинает слушать сказки. Глубокая человечность, предельно точная моральная направленность, живой юмор, образность языка — особенности этих фольклорных произведений-миниатюр. Наконец, малышу читают авторские сказки, доступные ему рассказы. Путешествие в мир сказки развивает воображение, фантазию детей, побуждает их самих к сочинительству. Воспитанные на лучших литературных образцах в духе гуманности дети и в своих рассказах и сказках проявляют себя справедливыми, защищая обиженных и слабых, наказывая злых. И эстетические, и особенно нравственные (этические) представления дети должны вынести именно из художественных произведений (необходимость готовить вопросы по усвоению содержания для детей). Педагог должен помнить — излишние морализирования, по поводу прочитанного приносят большой, часто непоправимый вред, «разобранное» с помощью множества мелких вопросов произведение сразу утрачивает в глазах детей всякую прелесть, интерес к нему пропадает. Нужно целиком доверяться воспитательным возможностям художественного текста. Детям раннего возраста воспитатель в основном читает наизусть (потешки, стихотворения, рассказы, сказки). Рассказываются только прозаические произведения (сказки, рассказы, повести). Потому важная часть профессиональной подготовки – заучивание наизусть художественных произведений, предназначенных для чтения детям, развитие навыков выразительного чтения – способа доведения до всей гаммы эмоций, развитие и совершенствование чувств ребенка.

Источник