Роль единства обучения воспитания и развития ребенка

Роль единства обучения воспитания и развития ребенка thumbnail

Обучение

составная часть целостного педагогического
процесса, направленного на формирование
гармонически развитой личности ребенка.

Известно,
что ребенок рождается совершенно
беспомощным, обладая единственной
способностью — всему научиться со
временем. В теории и практике физического
воспитания значительное вни мание
уделяется обучению движениям. Ребенок
не рождается с готовым набором движений.
Он осваивает их в процессе жизни. Все
произвольные движения возникают у него
как результат научения. Обучение движению
имеет свою специфику. Она выражена:

в
выработке у ребенка системы
условно-рефлекторных связей, направленных
на освоение движений;

в
передаче накопленного предшествующими
поколениями универсального
(общечеловеческого) и национального
двигательного опыта;

в
двусторонности процесса обучения.

Важная
роль в этом процессе отводится педагогу.
С одной стороны, он использует разнообразные
методы и приемы обучения, осуществляет
поиск оптимизации их, с другой — каждый
ребенок индивидуально осваивает знания,
преподносимые педагогом. У него
формируются умения и навыки, способы
осознанной двигательной деятельности.

Обучение
оказывает влияние на развитие
познавательных способностей, волевых
качеств, эмоциональности ребенка, т. е.
на его внутренний мир — чувства, мысли,
нравственные качества. Двигательные
действия, выполняемые ребенком, полезны
для здоровья, общего физического
развития. Обучение движениям способствует
гармоничному развитию личности,
совершенствованию как физических, так
и психических, интеллектуальных,
духовно-нравственных качеств.

Содержание
обучения составляют разнообразные
физические упражнения, подвижные и
спортивные игры, подобранные в соответствии
с возрастными особенностями ребенка.

Обучаясь
движениям, ребенок с учетом возрастных
особенностей приобретает знания,
необходимые для его сознательной
двигательной деятельности; способы
деятельности и опыт его реализации;
опыт творческой деятельности. Умение
самостоятельно мыслит* способствует
реализации потенциальных природных
способностей ребенка. Многолетние
исследования педагогов (Л.М.Коровиной,
Э.Я.Степаненковой и др.) показали
успешность развития творческой
деятельности при обучении ребенка
физическим упражнениям и подвижным
играм.

Обучение
носит воспитывающий характер. Педагог
воспитывает у ребенка интерес, любовь
к физической культуре. Он своей личной
увлеченностью двигательной деятельностью,
личным примером выполнения движений,
активностью, творческим подходом
заинтересовывает ребенка.

Важную
роль в педагогическом процессе играет
понимание Взрослыми психофизиологических
особенностей ребенка. Опираясь На его
возможности, педагог ставит перед ним
новые двигательные задачи, постепенно
повышает требования к овладению
двигательными навыками, контролирует
развитие психофизических качеств.
Обучение требует от ребенка значительных
физических и психических усилий:
собранности внимания, конкретности
представления, активности мысли. Оно
развивает различные виды памяти:
эмоциональную память, если ребенок
заинтересован обучением; образную —
при восприятии наглядного образца
движений воспитателя и выполнения
упражнений; словесно-логическую — при
осмыслении задачи и запоминании
последовательности всех элементов
упражнения, содержания и действий в
подвижной игре; двигательно-моторную
— в связи с практическим выполнением
упражнений; произвольную — без которой
невозможно сознательное самостоятельное
выполнение упражнений [22].

Обучение
движениям способствует формированию
правильной осанки, а также осознанию
ребенком самого себя как личности;
вырабатывает в нем потребность
совершенствования собственной природы,
создает предпосылки реализации его
индивидуальности. Осуществляя самые
разные движения, ребенок получает
возможность самосовершенствования. В
нем пробуждается устремление к движениям,
которые приносят ребенку наслаждение,
удовольствие, неограниченную возможность
их повторения и реализации различных
форм активности. Психологи утверждают,
что именно в дошкольном возрасте могут
рождаться устремления как самоценные
проявления активности.

Мы
уже говорили, что обучение движению
способствует развитию личности ребенка.
Оно развивает его способности, приобщает
к национальной культуре, побуждает к
самосовершенствованию. Развитие ребенка
во многом определяется тем, как им
усвоены традиционные, присущие его
народу движения.

Итак,
повторим еще раз, что в процессе обучения
движениям у ребенка развиваются
физические и умственные способности,
духовно-нравственные качества личности,
эстетические чувства; воспитываются
телесная рефлексия, осознанность,
целенаправленность и организованность
двигательных действий, инициативность
и стремление к творчеству; развиваются
память, воображение, фантазия; воспитывая
в ребенке культуру тела, педагог
одновременно совершенствует его духовную
культуру.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Обучение является составной частью целостного педагогического процесса, направленного на формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Обучение в процессе физического воспитания направлено на овладение двигательными навыками, специальными знаниями, привитие навыков правильной осанки, личной и общественной гигиены, а также развитие физических качеств.

В физическом воспитании обучение движениям осуществляется путем непосредственного руководства воспитателя и руководителя физкультуры и самостоятельной деятельности детей под их наблюдением.

Читайте также:  Ребенок 1год 4 месяца развитие питание

В ходе обучения двигательным действиям происходит развитие познавательных, волевых и эмоциональных сил ребёнка, формирование его практических двигательных навыков. Обучение движениям оказывает целенаправленное влияние на внутренний мир ребёнка — его чувства, мысли, постепенно складывающиеся взгляды, нравственные качества; двигательные действия, выполняемые детьми, полезны для здоровья и общего физического развития.

В процессе занятий физическими упражнениями осуществляется одновременно обучение, воспитание и развитие. Формируя двигательные навыки у детей передавая им знания, взрослый решает их задачи нравственного, умственного, эстетического, трудового воспитания. Обучение, проводимое со всей группой детей, содействует воспитанию у них умений, необходимых для успешных занятий в школе: заниматься в коллективе; слушать, когда объясняют всей группе; наблюдать за показом; оценивать качество выполнения упражнений; организованно выполнять задания и другие.

Составными компонентами социального опыта, которые обязательны и в работе с детьми дошкольного возраста, при учёте их возрастных особенностей, являются некоторые знания, необходимые ребёнку в его сознательной двигательной деятельности; способы деятельности, вооружающие его при обучении движениям, умение или навык как единство знания о способе деятельности и опыта его реализации. Третий компонент — опыт творческой деятельности. «Человек, не приученный с детского возраста мыслить самостоятельно и усваивающий всё в разжеванном виде, не сможет проявить задатки, данные ему от природы. Поэтому обществу совсем небезразлично, когда подрастающее поколение начинает приучаться к творческой деятельности». [1]

Последний компонент социального опыта — эмоционально-ценностное отношение людей к миру и друг к другу — опыт эмоциональной воспитанности. Он предполагает, оценочно-эмоциональное отношение к научным знаниям, к нравственным нормам, к эстетическим проявлениям действительности…

И пока такое отношение не сформировано, не усвоено, нет и воспитанности, хотя у человека могут быть знания, умения и творческие способности.

Этот компонент требует особого внимания и неуклонного формирования, влияния личности взрослого (воспитателя, руководителя физкультуры) и всей окружающей обстановки.

В процессе воспитания двигательным действиям, учитывая психофизиологические особенности развития ребёнка, опираясь на его возможности, взрослый (родители, воспитатель…) последовательно ставит перед ним новые двигательные задачи. Конкретно это выражается в постепенно повышающихся требованиях программы физического воспитания, направленных на формирование двигательных навыков и физических качеств.

Усвоение нового требует от ребёнка определённых физических и психических усилий, преодоления трудностей. В каждом отдельном случае новое программное требование (а для ребёнка новая сложная задача) является противоречивым по отношению к реальному уровню развития движений, к уже достигнутым двигательным умениям и навыкам. Преодоление этого противоречия и составляет движущую силу развития.

Постепенное решение ребёнком в процессе упражнений новых двигательных задач и появляющиеся в связи с этим большие возможности изменяют характер и качество движений. То, что было наиболее характерным для начала данного возрастного периода, в процессе обучения новому как бы свертывается, и движения приобретают новое качество. Так, ходьба ребёнка в начале и в конце второго года жизни совершенно различна. Это явление представляется как диалектическое отрицание старого новым, которое является объективным моментом, движущим началом всякого развития и разрешением возникающих противоречий. Со слов К. Маркса и Ф.Энгельса «ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». Такой сложный процесс развития происходит непрерывно, определять взаимосвязанностью внешних и внутренних условий. [2]

Преодоление трудностей и решение новых задач вызывают у ребёнка эмоционально-положительное состояние. Оно порождается удовлетворением от достигнутой цели, новых мышечных ощущений, соответствующей оценки воспитателя. Подкрепление проявленных усилий способствуют возникновению стремления к ещё большим достижениям. Этот сложный процесс должен быть всё время под наблюдением воспитателя или руководителя физкультуры. С одной стороны, необходимо обеспечить осмысливание ребёнком новой двигательной задачи, с другой — вызвать самостоятельность и проявление усилий в решении её на основе имеющихся реальных двигательных возможностей и возникающих интересов, эмоций.

Обучение требует от ребёнка собранности внимания, конкретности представления, активности мысли, развития памяти: эмоциональной, если процесс обучения вызывает заинтересованность и связный с этим эмоциональный отклик; образной — при восприятии наглядного образца движений взрослого (воспитателя или руководителя физкультуры) и выполнения упражнений детьми; словесно-логической — при осмысливании задачи и запоминании последовательности выполнения всех элементов упражнения, содержания и действий в подвижной игре и самостоятельного их выполнения; двигательно-моторной — в связи с практическим выполнением упражнений самими детьми; произвольной, без которой невозможно сознательное, самостоятельное выполнение упражнений.

Читайте также:  Причины возникновения аномалий развития ребенка

Обучение детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания ребёнка, развитием его морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, честности, справедливости.

Весь процесс обучения правильным движениям воспитывает у детей эстетические чувства. Красота движений, четкость построений, которыми постепенно овладевают дети, доступная им творческая выразительность игровых образов, использование стихотворных текстов в играх, игровых зачинов, считалок — всё это служит задаче воспитания эстетического вкуса детей. Большое значение имеет внешнее оформление физкультурных костюмов детей и воспитателя, физкультурного зала, физкультурных пособий и т.д.

Организация процесса обучения представляет возможность упражнять детей в доступных им трудовых действиях.

Воспитатель систематически предъявляет детям требования самим выглядеть аккуратно и заботиться о чистоте физкультурных пособий (аккуратно свернутые флажки, разглаженные ленты и платочки…). Об этом в первую очередь заботятся дежурные, раскладывая необходимые предметы к занятию. Вместе с тем они предусматривают такой порядок расположения предметов и пособий, чтобы всем детям было удобно ими пользоваться. Периодически дети моют шары, мячи и т.д., протирают крупные пособия. В такой уборке участвуют все дети под руководством воспитателя. [7]

Таким образом, в процессе обучения движениям у детей развиваются умственные способности, нравственные и эстетические чувства, формируется сознательное отношение к своей деятельности и в связи с этим целенаправленность, организованность. Всё это во взаимосвязи является осуществлением комплексного подхода к процессу обучения, который содействует формированию всесторонне развитой личности.

Источник

Нураева Эльвира Владимировна, преподаватель

ГБПОУ «Ставропольский колледж связи имени Героя Советского Союза В.А. Петрова»

Статья на тему:

«Единство воспитания и обучения — необходимое условие развития личности учащегося»

Педагогика — наука и практика воспитания, обучения, образования и развития людей. Понятия «педагогическая деятельность», «педагогическая система», «педагогический процесс», «педагогические результаты» и т.п. выступают как родовые по отношению к другим, например обучению, представляющему лишь часть такой деятельности. Воспитание, обучение, образование и развитие, имея педагогически системный характер и свои цели, выступают взаимосвязанными подсистемами в педагогической деятельности, процессе, результатах, представляя собой своеобразный «педагогический квадрат».

Единство, согласование, взаимосвязи подсистем объективно обусловлены необходимостью целостного, гармоничного формирования личности. Оно объективно обусловлено закономерностями социального, психологического и педагогического развития человека — становление его происходит целостно, во взаимосвязи и взаимообусловленности происходящих в нем перемен. Воспитание способствует успехам в обучении и образовании, образование и обучение — успехам в воспитании, все они способствуют подвижкам в развитии, а повышение его уровня ускоряет и обогащает результаты воспитания, обучения и образования.

Единство обучения, воспитания, образования и развития в педагогике признано одной из важнейших закономерностей, присущих любому педагогическому процессу, и обеспечивается целенаправленными усилиями субъектов педагогического труда. Рассматривая все эти подсистемы в единстве, следует иметь в виду, что это не тождественные явления. Каждая из них имеет свою качественную определенность, свою специфику. Чем полнее и глубже будет учтена эта специфика, тем эффективнее будет вся педагогическая работа.

Анализ практики свидетельствует о том, что не изжиты факты непонимания единства педагогической работы, необходимости наполнения ее воспитывающими, обучающими, развивающими, а где возможно и образовательными воздействиями, что проявляется в противопоставлении обучающих мер воспитательным; в недостаточной согласованности деятельности руководителей, педагогов по обеспечению единства обучения, воспитания, образования и развития людей, трудовых и учебных групп. Причина этого кроется главным образом в недостаточной педагогической подготовленности руководителей, учителей, родителей и других субъектов педагогической деятельности.

В целостном педагогическом процессе происходит формирование системы знаний, навыков и умений, взглядов и убеждений, привычек поведения, качеств, разносторонне характеризующих личность человека. Обучение приводит в действие познавательные, творческие возможности, побуждает к проявлению добросовестности, настойчивости, требовательности к себе и в то же время способствует повышению воспитанности, создает условия для развития способностей, активизирует умственное и физическое развитие личности обучающегося, постепенно повышает уровень его образованности.

Практически каждое педагогическое воздействие содержит в себе разносторонний {педагогически «квадратурный») материал для решения обучающих, воспитательных, образовательных и развивающих задач. Социально-экономические, технические, общенаучные знания, которыми овладевают люди, отражают историю и характер, специфику современной эпохи, расстановку политических сил в мире, состояние мировой и национальной экономики, уровень развития науки и техники, помогают обучающимся понимать и объективно оценивать жизненные явления и процессы, на основе которых формируется научное мировоззрение, взгляды, убеждения, реализуемые в социальной активности человека, в развитии его личности.

Читайте также:  Правила развития мозга вашего ребенка читать онлайн

Научность обучения, воспитания неотделима и от социального аспекта. Чем ярче и глубже раскрывается социальная значимость научных знаний, тем выше воспитывающая роль обучения, образования. Следовательно, обучение, образование будут носить истинно воспитывающий характер тогда, когда конкретно и четко в процессе педагогического воздействия ставятся не только дидактические, образовательные цели (чему научить?), но и воспитательные задачи, задачи развития личности. Реально же это делается далеко не всегда: руководители, преподаватели, учителя постоянно и довольно успешно определяют дидактические цели воздействия, но редко считают необходимым ставить специальные воспитательные задачи, хотя, как правило, осознают необходимость не просто сообщать сумму знаний, но и показывать их социальный смысл, профессиональную значимость, прививать обучающимся интерес к изучаемому, к дальнейшему приобретению знаний, развивать у них способность самостоятельно думать, размышлять, ответственно действовать, умело работать над собой, повышать уровень своего образования.

Все педагогические меры могут и должны прививать людям интерес к изучению реалий жизни, практики, содержать острую постановку и решение волнующих их проблем.

Этим обеспечивается обучающий, воспитывающий, образовательный характер педагогической деятельности.

Воспитывающее влияние оказывает также четкая организация, дисциплина в деятельности трудовых коллективов и учебных групп, умелое использование в педагогической практике как традиционных, так и инновационных методов и форм обучения, воспитания, образования и развития.

Напряженность педагогического процесса, приближение условий его организации к реальной профессиональной деятельности, особенно при проведении практических мер на естественных (натуральных) объектах в сочетании с постоянной педагогической требовательностью учителей, преподавателей, руководителей формируют у обучающихся профессиональную направленность, необходимые качества специалиста, нравственно-психологическую закалку.

Опытом доказано, чем активнее деятельность обучающихся, тем успешнее решаются учебные, воспитательные и образовательные задачи. Именно поэтому особую значимость приобретает усиление проблемности в решении педагогических вопросов, развитие состязательности между людьми в овладении знаниями, внедрение личностно-ориентированного подхода к человеку, проведение творческих дискуссий, решение профессиональных задач, увеличение удельного веса самостоятельной поисковой работы, умелое руководство самообразованием сотрудника, студента, учащегося. Все это усиливает обучающие, образовательные и развивающие возможности педагогической деятельности.

Практика педагогической работы в организациях, учреждениях, учебных заведениях убедительно показывает значительность воспитательного и образовательного потенциала общественной работы, вовлечения человека в проведение тех или иных общественно-полезных мероприятий, установление и поддержание контактов с другими организациями, школами, детскими домами, вузами по спортивным, культурно-досуговым вопросам, шефским делам.

Умственному развитию человека содействуют образование, воспитание и обучение в целом. Вместе с тем в любом педагогическом явлении имеются концептуальные, принципиально значимые положения, которые могут быть глубоко усвоены при достаточном уровне развития таких качеств ума, как логичность, быстрота, гибкость, глубина мышления. Опыт показывает: когда человек побуждается к эвристическому мышлению, обучение, воспитание и развитие идут в единстве. Если же педагогические воздействия проводятся шаблонно, путем формального пересказа положений из учебных пособий, сообщения готовых ответов на поставленные вопросы, то развития умственных сил обучающихся не происходит — они привыкают к интеллектуальному иждивенчеству и, как следствие, к умственной беспомощности при принятии самостоятельных решений, формулировании выводов.

Чтобы обеспечить развивающий характер обучения, воспитания и образования необходимо учитывать уровень подготовленности обучающихся и расширять их познавательные возможности. Опыт показывает, что успешнее эта проблема решается при такой организации педагогических дел, когда учитель, родитель, преподаватель, руководитель знает и учитывает как общий уровень умственного развития человека, так и особенности его мышления; работа проходит в процессе решения познавательных задач, научного поиска, когда обучающиеся не просто слушают и запоминают, наблюдают и копируют, а активно осуществляют поиск, как бы открывают новые знания, изыскивают нешаблонные приемы действий. При таком характере обучения, воспитания и образования развиваются ум и способности, шлифуется мышление, формируется его творческий характер, закаляется воля.

Все это убеждает в том, что когда воспитание, обучение, образование и развитие органически слиты воедино в педагогическом процессе, тогда обеспечивается системность воздействий на человека, оно усиливается, делается плодотворнее, полезнее для него самого.

Источник