Роль дошкольного учреждения в социальном развитии ребенка
Библиографическое описание:
Солгалова, Е. В. Роль детского сада в процессе социализации личности / Е. В. Солгалова. — Текст : непосредственный, электронный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Меркурий, 2015. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7690/ (дата обращения: 08.04.2020).
Проблема социализации является особо актуальной в настоящее время, т. к. общество сегодня предъявляет новые требования к социальному статусу человека, требует от него целесообразности и полезности приложения сил и максимально полное личностное развитие.
Социализация личности начинается с первых же лет жизни, т. е. именно в детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная картина мира, в общих чертах начинает формироваться своё представление об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни. Иными словами период детства является первой ступенью в процессе социализации личности.
Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в результате воспитания происходит естественный процесс интеграции ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С. Выготский)1, т. е. его социализация. Воспитание — это выработка определенного мировоззрения и поведения, гармоническое развитие человеческой личности. Воспитание предусматривает комплекс физического, умственного, нравственного, трудового, эстетического развития ребенка.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых — родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция.
Первым институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников. Одна из основных задач в ДОУ — это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей — способствовать успешной социализации ребенка.
Таким образом, система воспитательно-образовательной программы ДОУ, как института социализации, должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучении детей в период раннего возраста. Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития, формировании у детей социальных контактов и способности к совместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания.
В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания условий для развития целенаправленных, позитивных и духовно-ценностной ориентаций. Педагог в детском саду должен уметь помочь ребенку, направив его в нужное русло. Он должен стремиться не подавлять, а направлять инициативу ребят; развивать их общественное мнение, развивать детское самоуправление. Коллективная деятельность является одной из главных форм воспитания и социализации личности. Это выполнение важных общественных работ, совместные занятия, труд, игра.
Анализируя возрастные особенности ребёнка мы видим что необходимо именно с детства формировать и развивать социальные качества и потребности ребенка: интерес к знаниям, любовь к природе, умение жить в коллективе, считаться с его интересами, дорожить ими. Этот процесс можно осуществить благодаря игре. Ведь игру как наиболее освоенную детьми деятельность, можно использовать как средство включения детей в жизнедеятельность, средство развития любознательности, метод изменения позиции пассивных детей, активизации детей, адаптации их в социальном мире. Игровая форма помогает детям включиться в познавательную деятельность, дает возможность многогранного раскрытия личности, развития ее способностей, сплачивает детей. Игровая деятельность способствует усвоению норм взаимопомощи, сдержанности, воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Ведь посредством игры ребенку предоставляется возможность смоделировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни. Именно через игровую деятельность происходит освоение детьми социального опыта, совершенствование коммуникативных навыков и навыков построения взаимоотношений со сверстниками. Таким образом, самодвижения потребностей высокого духовного порядка, например, потребности в познании, в искусстве, в творчестве, в достижении моральных и общественных ценностей, необходимо для полноценного формирования личности человека. Более того, отсутствие роста этих потребностей, обеспечивающих активное функционирование человеческих способностей, обязательно ведет сначала к застою личности, а затем и к ее распаду. Напротив, при развитии духовных потребностей человека будет решена проблема внутренней стимуляции его активности и непрекращающегося совершенствования его личности, его социализации.
Общеизвестно, что детство — это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.
Многочисленные исследования оказывают, что формирование личности в значительной мере происходит под влиянием семьи и зависит как от особенностей взаимоотношений в семье, так и от стиля общения. Особенности взаимоотношений и общения между членами семьи создают психологическую атмосферу, которая определяет воспитательные возможности семьи, влияют на ребенка наряду с факторами целенаправленного воспитания. Тип семейного воспитания определяется типом сложившихся в семье отношений между ее членами.
В настоящее время идет поиск новых путей сотрудничества детского сада и семьи, как в исследованиях ученых, так и в практике детского сада, разрабатываются новые подходы к сотрудничеству с родителями, которые базируются на взаимосвязи двух систем — детского сада и семьи, сообществе детского сада и семьи. Сущность подходов состоит в объединении усилий дошкольных учреждений и семьи для развития личности, как детей, так и взрослых с учетом интересов и особенностей каждого члена сообщества, его прав и обязанностей.
Сегодня современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, — к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей. Педагоги, воспитатели и родители должны рассматриваться как партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. В этот период складываются такие ключевые качества как познавательная активность, доверие к миру, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям, творческие возможности, общая жизненная активность и многое другое. Однако, эти качества и способности не возникают автоматически, как результат физиологического созревания. Их становление требует адекватных воздействий со стороны взрослых, определённых форм общения и совместной деятельности с ребёнком. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги (сниженная познавательная активность, нарушения в общении, замкнутость и повышенная застенчивость, или напротив, агрессивность и гиперактивность детей и пр.) лежат именно в раннем детстве. Коррекция и компенсация этих деформаций в дошкольном и школьном возрасте представляет существенные трудности и требует значительно больших усилий и затрат, чем их предотвращение.
Ни один человек не рождается готовым членом общества. Но с самого начала своей жизни человек включен в социальные взаимодействия, где свойства личности зависят от социальной ситуации, ее образа жизни, деятельности и общения. Первый опыт социального общения человек приобретает еще до того как научится говорить. В процессе социального взаимодействия человек приобретает определенный социальный опыт, который, будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью личности.
Литература:
1. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», Москва, 2005 г.
2. Выготский Л. С. «Вопросы детской психологии» Изд.Союз 2006
3. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О. М. Дьяченко, Т. В. Лаврентьевой. –М.: ГНОМ и Д, 2001. –144с.
4. Калинина Р., Семёнова Л., Яковлева Г. Ребёнок пошёл в детский сад//Дошкольное воспитание. — 1998 — № 4.
5. Социальная адаптация детей в ДОУ/ Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской и др. — М., 1992.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, социальный опыт, Ранний возраст, развитие личности ребенка, особенность взаимоотношений, институт социализации, игровая деятельность, жизнь человека, уникальный период.
Источник
Светлана Ловыгина
Роль воспитателя в процессе социализации дошкольников
Знакомясь с Федеральными Государственными Образовательными Стандартами трудно не заметить, какое большое значение уделяет государство социально — личностному развитию детей. Социализация детей сегодня — это процесс, направленный на вхождение ребёнка в социокультурную среду современного общества, которое требует инициативных молодых людей, способных найти своё место в жизни, восстановить русскую духовную культуру и традиции, нравственно стойких, социально адаптированных, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию.
В связи с этим проблема социально-личностного развития — развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром — становится не просто актуальной на данном современном этапе, но и одной из самых важных.
Социальное развитие ребенка в ДОУ современной науке и практике рассматривается как сложный процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, опыта взаимодействия, сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
По мнению многих ученых (Л. И. Божович, Л. А. Венгер, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, С. Л. Рубинштейн и др., первые годы жизни — это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития. Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.
В детском саду происходит процесс формирования позитивной социализации — это умение ребенка взаимодействовать с окружающими людьми, выстраивать свое поведение и деятельность, учитывая потребности и интересы других.
Основными компонентами позитивной социализациив детском саду являются:
— развитие положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
— создание условий для формирования у ребёнка положительного самоощущения – уверенности в своих возможностях, в том, что он хороший, что его любят;
— формирование у ребёнка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время);
— воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважения к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;
— приобщение детей к ценностям сотрудничества с другими людьми: оказание помощи при осознании необходимости людей друг в друге, планировании совместной работы, соподчинении и контроле своих желаний, согласовании с партнёрами по деятельности мнений и действий;
— развитие у детей чувства ответственности за другого человека, общее дело, данное слово;
— создание коммуникативной компетентности ребёнка – распознавание эмоциональных переживаний и состояний окружающих, выражение собственных переживаний;
— формирование у детей социальных навыков: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, умений договариваться, соблюдать очерёдность, устанавливать новые контакты.
Все это должно обеспечить основу для формирования предпосылок учебной деятельности.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают агенты социализации, то есть лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие.Ими могут являться:
— семья (родители или лица, постоянно заботящиеся и общающиеся с ребенком, братья или сестры);
— детский сад (в первую очередь воспитатели);
— общество (сверстники, друзья).
По своей роли в процессе социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для ребенка, как выстраивается взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.
Детский сад – начало социальной жизни ребенка
Первое знакомство с социальной жизнью, ее закономерностями и причинно-следственными связями происходит в образовательной среде детского сада, где все окружающие детей люди играют каждый свои роли. Это и родители, и педагоги-воспитатели и сами дети — сверстники дошкольника. В детском саду, помимо общественного окружения, расширяется и предметный мир ребенка, за пределами дома он видит множество новых, созданных человеком вещей, узнает об их свойствах и применении. Кроме того, в дошкольном образовательном учреждении, помимо впитывания всего нового, у ребенка появляется возможность раскрыть и проявить свою индивидуальность. Специальные же методы обучения детей — психолого-педагогические приемы — направленно активизируют его социальное познание.
В соответствии с ФГОС, работа, направленная на социальное развитие личности ребёнка осуществляется в различных видах деятельности,которые организуются педагогами: совместная деятельность воспитателя и детей (непосредственная образовательная деятельность, проэктная деятельность, самостоятельная деятельность детей.
Для активизации социального познания дошкольник должен пройти и пережить особо важные ступени социализации. В этом ему помогают взрослые и воспитатели в детском саду, которые в игровой форме, используя специальные методы и приемы, обучают детей.
Игра — это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребёнка. В процессе совместных игр со сверстниками, у ребенка формируются важнейшие коммуникативные качества, необходимые ему в сфере общения и межличностного взаимодействия. По мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов, где происходит активная деятельность воображения, под влиянием которого имеющиеся знания комбинируются, действительные, реальные представления сочетаются с выдумкой, фантазией.
Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения. В игре происходит формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Регулярное проведение совместных игр обогащает дошкольников новыми впечатлениями, способствует формированию навыков социальной компетентности, дает им новый социальный опыт, который так важен для развития их личности
Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. В своей деятельности с детьми педагоги планируют подвижные, ролевые, настольные и дидактические игры.
Подвижные игры очень полезны для здоровья. Они являются незаменимым способом энергетической разрядки и развития физических качеств дошкольников. Во многих проводится борьба за личное первенство или первенство коллектива. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость. Воспитатель подбирает подвижные игры в соответствии с возрастом детей, их навыками, временем года, согласно тематической неделе. При первом знакомстве с игрой, воспитатель обучает детей правилам игры. В дальнейшем дети могут самостоятельно организовать игру, выбрать водящего, изменить правила и ход игры, что потребует от них определённых навыков общения, взаимодействия друг с другом, творческих способностей.
Очень важны для детей ролевые игры. Они отражают явления и процессы, которые дети наблюдают или о которых слышат из мира взрослых. В этих играх каждый ребенок берет себе определенную роль, например врача, учителя, пожарника, и изображает соответствующую деятельность. Иногда сюжет игры бывает заранее намечен, события и действия развертываются в определенном плане (сюжетные игры). Для решения новых запланированных задач, воспитатель сам организовывает игру и вовлекает детей для разворачивания сюжета, где находится не над детьми, а рядом с ними. Дети также могут быть сами инициаторами игры, где воспитатель может быть наблюдателем, советчиком или участником игры. Для развития интереса к сюжетно-ролевым играм в детском саду создаётся благоприятная игровая среда: уголки «Дом», «Салон красоты», «Поликлиника», «Библиотека», «Школа», «Гараж», «Заправка», «Ферма», которые легко трансформируются и переносятся в любое место группы по желанию ребёнка. По мере взросления детей, расширения их кругозора, меняется и тематика игр. Старшие дошкольники самостоятельно разворачивают такие игры «дом моделей», «Мы в музее», «Полёт в космос, «Путешествие на Северный полюс»
Для расширения познавательных интересов и для умственного развития детей немаловажное значение имеют настольные игры. К числу таких игр относятся лото с картинками, словесные игры со всякого рода загадками, шарадами, ребусами, игры-головоломки и т. п. они также учат детей подчиняться правилам, договариваться со сверстниками.
Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Так как дошкольники очень любят играть, процесс передачи системы знаний, умений и навыков в форме игры является наиболее эффективным. Такие виды игр помогают ребенку лучше усвоить учебный материал. Кроме того, они способствуют активному взаимодействию участников этих игр.
Игра позволяет ребенку получать и обобщать знания об окружающем мире, развивать у него чувство коллективизма, желание и умение помогать другим. Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.
С целью развития общения,нравственных качеств личности в детском саду планируются и проводятся беседы: «Этикет в детском саду», «Заботливость», «Что значит быть отзывчивым», «Дал слово – держи», «Посмотри на себя со стороны», «Этичные и неэтичные поступки» и другие.Вместе с детьми обыгрываются и обсуждаются ситуации: «Мы пришли в магазин», «Как можно выразить сочувствие» «Как позвонить другу», «Если девочке трудно, кто поможет». Благодаря этим мероприятиям, воспитатели обучают детей способам взаимодействия с окружающими, приёмам действия в ситуациях, умению оценивать свои поступки.
Особое влияние на процесс социализации детей дошкольноговозраста оказывают произведения художественной литературы: стихотворения, рассказы и конечно сказки. Посредством сказки можно воспринимать мир в ярких тонах. Сказочные образы помогают малышам чувствовать красоту родной земли, обогащают знания ребёнка. Слушая сказку, ребёнок переживает борьбу добра и зла, сопереживает как положительным, так и отрицательным героям. При этом задумываясь, как бы они могли поступить на их месте.
Важная роль в социальном развитии детей в детском саду принадлежит экскурсиям. Экскурсия во взрослую жизнь, например, в школу, является традиционным мероприятием. Детям дается возможность побыть в школьной среде, увидеть учителей и школьников, классы, столовую, спортивный зал. Такая экскурсия подготовит дошкольника к его новому социальному статусу и дальнейшей социализации в школе, к успешному входу в новый для него коллектив.Также значимы экскурсии в разные общественные места родного села: библиотеку, дом культуры, музей, к обелиску. Они не только знакомят дошкольников с профессиями, но и обучают правилам поведения, правилам общения с людьми.
В дошкольном учреждении работниками проводятся разнообразные праздники,развлечения: «Встречи в осеннем лесу», «Поздравим наших мам», «Джунгли зовут», «В гостях у фермера». «Выпускной бал», реализующие задачи социальной компетентности.
Важным фактором в воспитании и развитии ребенка, в приобретении им социального опыта является семья (как один из институтов социализации).
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства осуществляется не только благодаря организации целенаправленного развития и воспитания, но и социализации ребенка в процессе жизнедеятельности.
Ребенок в семье учится общению, приобретает первый социальный опыт, учится социальному ориентированию. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями со стороны дошкольного учреждения. Новизна таких отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, индивидуальные беседы с родителями, обмен опытом воспитания, круглые столы, совместная проэктная деятельность – это формы работы детского сада и родителей, направленные на всестороннее развитие и воспитание будущих школьников
Сотрудничество – общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Важным условием для успешного социально-личностного развития ребёнка в детском саду является профессионализм воспитателей, специалистов, способных оказать влияние на развитие личности дошкольника. Воспитательв своей работе должен опираться на следующие критерии:
Доброжелательное отношение к ребёнку
Позитивное отношение к жизни
Стремление к лучшему
Желание понять ребёнка и помочь ему
Формирование у детей творческой активности
Обогащение внутреннего мира ребёнка впечатлениями
Грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса.
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
(Л. Н. Толстой)
Источник