Роль дидактических игр в развитии ребенка 1 младшей группы

Роль дидактических игр в развитии ребенка 1 младшей группы thumbnail

Кристина Галочкина
Картотека дидактических игр (первая младшая группа)

1. Дидактическая игра «Кто где спрятался?»

Цель:формировать понимание некоторых предлогов, активизировать речь.Оборудование: любое животное (игрушка).Описание игры. Взрослый прячет игрушку на стул,за дверь, около шкафа и т. д. После того, как ребенок нашёл игрушку,взрослый спрашивает: «Куда спряталась игрушка? (под стол). Правильно!Игрушка под столом». Взрослый выделяет предлог голосом, затем предлагает малышу спрятать игрушку, а сам ищет ее,активизируя речь ребенка вопросом: «Куда ты спрятал игрушку?»

2. Дидактическая игра «Подбери петушку пёрышко»

Цель:формировать у детей умение различать основные цвета: красный, жёлтый, зелёный и синий,

Материал: ёлочки, прищепки зелёного, желтого, красного и синего цвета.

Участники: дети 2-3 лет, воспитатель.

Ход игры:На магнитной доске располагается красивый петушок без хвоста. Рядом на столе положим перья для хвоста четырёх основных цветов: красное, жёлтое, зелёное, синее.

Воспитатель показывает детям петушка с ярким пышным хвостом. Объясняя, что первый петушок тоже хочет иметь яркий хвост и просит малышей подарить ему пёрышки: красное, зелёное, синее, жёлтое (показывает).

«Вначале пёрышко подарю я, — говорит воспитатель. -Петушок, какое пёрышко тебе подарить?»

«Красное» — отвечает петушок.

Воспитатель крепит пёрышко.

«Пусть Оля подарит мне зелёное пёрышко», — просит петушок.

Если ребёнок вдруг ошибся,петушок кукарекает: «Ку-ка-ре-ку! Хочу другое перо. Хочу перо зелёное!» (так продолжается до конца игры)

В заключение дети любуется красивым петушиным хвостом. «Красивый у меня хвост!» — радуется петушок. «Очень-очень красивый!» — подтверждают дети и воспитатель.

«Петушок доволен, — говорит воспитатель,- давайте послушаем про него стихотворение:

«Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он: «Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

На ушах висят серёжки,

На головке — гребешок,

Вот какой он, петушок!»

(Г. Бойко. «Петух»)

3. Дидактическая игра «Ёжики»

Цель: закреплять знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный, развивать мелкую моторику рук и доброжелательное отношение к животным.

Материал: ёжики четырех цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого, прищепки тех же цветов.

Участники: дети 2-3 лет (4 человека, воспитатель.

Ход игры:Воспитатель читает детям сказку «Не хочу носить колючки! » и показывает им ёжиков.

«Не хочу носить колючки! «

Мы знаем, что ежик – колючий зверек. Многим это не нравится,но что поделать: таким уж он родился. Как надел свой колючую кофту, так и ходит в ней зимой и летом, никогда не снимает. И все бы ничего, да только жить с колючками не всегда приятно. Играет, например, ежик с друзьями в догонялки, а колючки вдруг – раз! – как уколют белочку, и друг уже обиделся. А ведь ежик совсем не виноват!

Или гуляет он по лесу, а на шубку листочки все время цепляются – и никак их потом не сбросить. Так и приходится ходить всю осень в разноцветном кафтане. Да мало ли еще чего…Потому-то недавно так и произошло: надоело ежику колючки на себе носить.

– Не хочу быть колючим! – сказал он. Сбросил ёж свой кафтанчик, спрятал его в норку – и пошел гулять без иголок.

Бежит ежик по тропинке,радуется: как хорошо гулять без колючек. Травка гладит его по спинке, тихонько щекочут, и никакие листочки не стараются зацепиться. Вдруг видит ежик – грибок растет. Хотел он его, как и раньше, сорвать и на спину положить, вот только ничего не получилось. Раньше грибок за иголки держался, а теперь – плюх! – и все время на землю падает.

– Ну, ничего, – подумал ежик, – забегу за грибком позже.

Долго он гулял по лесу и все не мог нарадоваться: как же хорошо ему теперь живется! Только вдруг показалось ежику, что мелькнул за деревьями рыжий хвост.

– Лиса! – испугался он и тут же свернулся в клубок. – Пусть теперь попробует подойти – я ее мигом колючками…

И тут он вспомнил, что одежка его дома осталась, и теперь защитить маленького зверька от коварной и злой лисички совсем некому.

– Ай-яй-яй! Что же я наделал? – заплакал ежик и побежал скорее в свой дом прятаться. Бежал и дрожал от страха, а когда оказался в норе, надел свой колючий кафтанчик – и сразу спокойно стало.

– Ну уж нет, лучше я буду колючим, – подумал ежик. – А друзья мои на меня обижаться не будут – они же мои друзья!

Так еж понял, что любит свои колючки и больше не хочет с ними расставаться.

Непослушные звери перепутали свои иголки и теперь не могут разобраться для какого ёжика какие иголки. Давайте поможем ежатам и подберем для них иголки по цвету их ножек.

(Дети прикрепляют прищепки к ёжикам)

4. Дидактическая игра «Назови ласково. «

Цель: Учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

Оборудование: Картинки с изображением животных.

Описание игры: Воспитатель показывает ребенку картинку с изображением, животного, например волка и спрашивает что это? (волк). Затем просит ребенка назвать волка ласково (волчонок).

5. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»

Цель: закреплять умение детей называть животное; развивать зрительную память, внимание.

Материал: «волшебный мешочек», животные (лисичка, волк, медведь, белка, заяц, еж)

Участники: дети 2-3 лет (вся группа, воспитатель.

Ход игры:Воспитатель предлагает детям по очереди достать из «волшебного мешочка» животное, назвать его. Воспитатель может предложить, не заглядывая в мешочек, найти то, что он скажет. По очереди играют все дети.

6. Дидактическая игра «Бабочки»

Цель: закреплять знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный, развивать мелкую моторику рук.

Материал: изображение поляны с цветочками (красного, синего, зеленого и желтого цвета, бабочки (красного, синего, зеленого и желтого цвета)

Участники: дети 2-3 лет (4 человека,педагог.

Ход игры:У каждого ребенка по бабочке.

Воспитатель просит детей спрятать бабочек, и объясняет как это сделать (надо посадить бабочку на цветок такого же цвета).Воспитатель спрашивает малышей: «Куда ты посадил бабочку?» (На желтый цветок);

Затем воспитатель просит посадить бабочек под цветочки. Красную бабочку под красный цветочек, синюю бабочку под синий цветочек и т. д. «Куда посадил красную бабочку?» (под красный цветочек)

Если ребенок не отвечает на вопросы, воспитатель отвечает за него.

7. Дидактическая игра «Строим дом для животных»

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка киев

Цель: закрепить знание красного цвета, учить ставить один кубик на другой.

Материал: кубики красного цвета.

Участники: дети 2-3 лет, воспитатель.

Ход игры:Заходит воспитатель, держит в руках красивую коробку с кубиками и предлагает угадать, что в ней (Предположения ребенка).Загадывает загадку:

Есть коробка у меня,

В ней живут мои друзья,

Очень они разные,

Желтые, красные,

Зеленые и синие,

Все дружные и сильные.

Вместе любят собираться

И в постройки превращаться. (Кубики)

Предлагает посмотреть,что в коробке: (Кубики)

— Посмотри Алёша (например, какие красивые кубики.

— Какого они цвета? (Красного)

— Что из них можно построить? (башня (например).

— Давай поиграем в очень интересную игру, которая называется, построим башенку.

Дети строят башенки, говорят у кого башенка получилась аккуратнее,выше.

(Вариант такой игры – брать на каждое занятие по конструированию кубики определенного цвета, чтобы дети постепенно запоминали все основные цвета).

8. Дидактическая игра «Разноцветные ведёрки, накорми животных»

Цель: закреплять знание цветов (желтый, синий, зелёный, красный, развивать мелкую моторику рук.

Материал: ведёрки четырех цветов (красного, зелёного, синего и жёлтого, крупа гречки и риса.

Участники: дети 2-3 лет (4 человека, воспитатель.

Ход игры:-Какие ведёрки стоят на столе? (красное, зелёное, синее и жёлтое)

Сейчас вы закроете глаза, а я уберу одно ведерко. Вы должны угадать, какого ведёрка не стало.

Ответить надо так: «Не стало красного (например) ведёрка» (упражнение повторить 4-5 раз).

-Воспитатель насыпает гречку в одно ведёрко. Внимательно смотрите и обратите внимание, в какое ведро я насыпала еду для животных.

9. Дидактическая игра «Наведем порядок с зайкой»

Цель: Познакомить детей с кругом. Дать понятие, что круг — это общая форма некоторых предметов.

Оборудование: Фигурки или игрушки зайцев, колесо, пуговицы, кукольные тарелки.

Описание игры: Жил-был заяц Васька. Вот пошел зайка в лес, и видит колесо лежит. Захотелось ему его домой оттащить, да не знает можно ли, вдруг оно чье-то. Летит мимо сорока, видит заяц в раздумье. А сорока все обо всем знала.И говорит зайцу: «Забирай колесо, оно ничье». Хотел заяц колесо поднять, но не смог, очень оно тяжелое. Как же быть, как колесо домой отнести? (ответы детей) Если дети не догадаются сами, взрослый показывает, как надо докатить колесо. Вот прикатил заяц Касьян колесо домой, а дома его встречают зайчиха с зайчатами.Увидели зайчата колесо и говорят: «Где ты такую большую пуговицу взял?» «Какая же это пуговица, это же тарелка»— говорит зайчиха. «Это не пуговица и не тарелка, это колесо»— говорит заяц Васька. Но зайчиха и зайчата не соглашаются с зайцем.Зайчата кричат: «Пуговица».Зайчиха кричит: «Тарелка». Вот так и спорили зайцы, потому что не знают, что общего у колеса, тарелки и пуговицы. А как вы думаете, что общего у этих предметов. Дети рассматривают колесо, пуговицы, кукольные тарелки (ответы детей). Выслушав ответы детей,взрослый делает вывод: «У всех этих предметов одинаковая форма, они круглые. Все круглые предметы катятся». Давайте покажем зайцам, что форма этих предметов одинаковая. Дети обводят предметы пальчиком, рисуют круг пальчиком в воздухе.

10. Дидактическая игра «Чей малыш?»

Цель: знакомить детей с животными и их детенышами, упражнять в умении соотносить карточки с взрослым животным и с малышом.

Материалы: карточки с разными цветами, карточки с изображением животных.

Участники: дети 2-3 лет (4 человека,воспитатель

Ход игры: Дети берут по одной карточке с взрослым животным, каждый ребенок должен из предложенных картинок выбрать изображение детеныша этого животного, который ему соответствует.

11. Дидактическая игра «Большой медведь — маленький медведь»

Цель:Учить различать и называть размеры предметов: большой, поменьше, маленький. Тренировать умение различать три медведя и называть цвета.Оборудование: фланелеграф,фигурки трех медведей разного размера: большого, среднего и маленького; на каждого ребенка по три квадрата разного размера и цвета.

Ход игры: Помните сказку про трех медведей. Давайте пойдем к ним в гости. Взрослый привлекает внимание детей к фланелеграфу, где медведи расположены в ряд, но не по порядку. Как выдумаете, кто из них папа-медведь? А почему вы так думаете? (потому что, он самый большой) Где мама-медведица? Какая мама-медведица? (поменьше) А где Мишутка? Какой он? (самый маленький) Взрослый предлагает детям еще раз показать самого большого медведя, медведя поменьше, самого маленького медведя, расставляет их по порядку, проговаривая размер. А давайте сделаем медведям подарки. У каждого из вас на столе лежат по три коврика. Подумайте, какой коврик вы подарите папе- медведю. Почему? Какого цвета этот коврик? Какой коврик подарите маме-медведице? Почему? Какого он цвета? Какой коврик подарите Мишутке? Почему? Какого он цвета? Сложите свои коврики так, чтобы их удобно было нести. Сначала возьмите самый большой коврик, на него положите коврик, поменьше, а сверху должен лежать самый маленький коврик. А теперь принесите свои коврики медведям. Дети несут коврики к фланелеграфу.

12. Дидактическая игра «Сундучки для медведей»

Цель:Продолжать учить различать и называть предметы по размеру: большой, поменьше, маленький.

Оборудование: на каждого ребенка по три кубика разного цвета и размера.Описание игры: Взрослый напоминает детям, как они ходили в гости к медведям и подарили им коврики. Медведи написали письмо, в котором благодарят малышей за подарки, а также просят ребят подарить им сундучки, в которые они будут складывать вещи. На ковре лежат кубики разного цвета и размера (по комплекту на каждого ребенка) Вот сколько много у нас сундучков. Одинаковые они или разные? (разные) Чем они отличаются друг от друга. Выслушав ответы детей, взрослый уточняет, что сундучки отличаются цветом и размером. Взрослый просит выбрать по сундучку для каждого медведя. Какой сундук вы выбрали для папы-медведя? Ребенок называет цвет и размер сундучка,например: большой, синий. Почему выбрал такой сундук? Какой сундук выбрали для мамы-медведицы; для Мишутки? Аналогичные игры можно провести,используя другие игрушки: матрешек, кукол, зайцев и т. д. Предложите детям подобрать для них тарелки, платья, стулья, мячики, шарики и т. д.

13. Дидактическая игра «Узнайте животного по описанию.»

Цель: совершенствовать знания детей о домашних животных; учить находить картинки по описанию; развивать внимательность, память, мышление.

Материал: предметные картинки с домашними животными.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям найти то животное, которое он опишет.

Читайте также:  Занятия с аутичным ребенком по развитию речи

Воспитатель. у этого животного есть голова, уши, острые зубы, туловище, ноги, хвост. Она охраняет дом, любит грызть кости.

Ребенок выходит и находит картинку с собакой, показывает ее детям,а дети знаками отвечают: согласны они или нет.

14. Дидактическая игра «Кто что ест».

Цель: закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.

Ход игры: Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй — ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

15. Дидактическая игра «Кто как кричит».

Цель: развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.

Материал: набор игрушек «Домашние животные».

Ход игры:Воспитатель выставляет игрушки на стол,спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

16. Дидактическая игра «Животные и их малыши».

Цель: учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание.

Материал: серия картинок «Домашние животные с малышами».

Ход игры:Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами.

Один ребенок берет животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.

17. Дидактическая игра «Кто где стоит».

Цель: учить детей ориентироваться в пространстве; понимать понятие «влево», «вправо», «у», «перед», «за», «наверху»; развивать мышление, память.

Материал: картинки с изображением домашних животных, дом.

Ход игры: Воспитатель показывает картинки животных и их детенышей и предлагает детям назвать их (собака и щенок, кошка и котенок, корова и теленок т. п.). Картинки выставляются на подставку, в том же порядке, в котором показываются. После этого, показывая, например, на кошку,воспитатель спрашивает: «Кто стоит рядом с ней?» Дети отвечают.

Игра продолжается, пока дети не назовут всех животных и их детенышей.

18. Дидактическая игра «Дикие и домашние животные».

Цель: учить детей называть диких и домашних животных; классифицировать их, развивать речь, память, внимание; воспитывать любовь к природе.

Материал:наборы игрушек: «Домашние животные», «Дикие животные»; елки; дом.

Ход игры:Воспитатель предлагает детям взять игрушку, назвать ее и «поселить» ее там, где она живет. Если это дикое животное, то ребенок ставит игрушку возле елок, а если домашняя — возле дома.

19. Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это?Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это?Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте,кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей).

Отгадайте,кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

20. Дидактическая игра «Отзовись»

Цель: Закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход:Воспитатель: Это кошка (показ картинки). Она как мяукает? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это собака (показ картинки). Как она гавкает? А ее детеныш – Щенок как он кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

20. Дидактическая игра Дидактическая игра «Чей хвост»

Цель: Развитие внимания, логики, памяти, мелкой моторики.

Дидактический материал: Карточки с изображением разных животных, а также их хвостов.

Ход игры: Ребёнку дается задание. Подобрать хвост для каждого животного и соединить нужные картинки линиями. Назвать у какого животного, какой хвост (длинный, короткий, пушистый, толстый, маленький, большой и т. д.).

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов). Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного. Ребенок, у которого изображен детеныш, произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

Источник

Умственное развитие детей посредством дидактических игр.

Щербакова Надежда Павловна

МБДОУ «Детский сад «Золушка», г. Тамбов

Для ребенка игра — это жизнь. Игра — один из сложнейших, а в жизни ребенка и важнейших видов деятельности. Кому из родителей не знакомо: «Мама, поиграй со мной!». Действительно, ребенок не может без игры. Отсутствие активной деятельности приводит к серьезным нарушениям личностного развития ребенка.

Очень велико значение дидактической игры для умственного воспитания детей. В играх с игрушками, разными предметами, с картинками у ребенка происходит накопление чувственного опыта. Разбирая и складывая матрешку, подбирая парные картинки, он учится различать и называть размер, форму, цвет и другие признаки предметов. Увлекательные дидактические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач: успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение. Все это делает дидактическую игру важным средством развития мышления дошкольников. Именно дидактические игры способствуют концентрации внимания и развитию интеллектуального мышления дошкольников. Это разновидность обучающих игр. Они содержат конкретную цель и предполагают конечный результат. Чтобы такая игра была интересна ребенку, он не должен знать о существовании конкретной обучающей цели.

Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то занятия, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного и воспитательного содержания, игрового задания, игровых действий, игровых и организационных отношений.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

Но игра для ребенка не просто развлечение. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя, он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения изучает растения, животных. Дидактическая игра требует сложной умственной деятельности, поэтому она способствует осуществлению задач умственного воспитания.

Читайте также:  Центр развития ребенка 4 благовещенск

Используемые в детских садах дидактические игры способствует решению многих задач умственного воспитания: имеются игры, содействующие сенсорному воспитанию, игры на развитие и усвоение родного языка, математических представлений, игры отражающие явления природы, окружающей жизни, движения в заданном пространстве, на усвоение пространственных отношений и др.

Дидактические игры, особенно в младших возрастных группах, рассматриваются в дошкольной педагогике как метод обучения детей сюжетно — ролевым играм: умению взять на себя определенную роль, выполнить правила игры, развернуть и сюжет. Например, в дидактической игре «Уложим куклу спать» воспитатель учит детей младшей группы последовательности действий в процессе раздевания куклы — аккуратно складывать одежду на стоящий рядом стул, заботливо относится к кукле, укладывать спать, петь колыбельную песню. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих на столе предметов только те, которые нужно для сна. По просьбе воспитателя малыши поочередно берут нужные для сна предметы и кладут их в спальню, заранее приготовленную для куклы в игровом уголке. Так появляются кровать, стульчик, постельные принадлежности, ночная рубашка или пижама. Затем под руководством воспитателя дети выполняют последовательно действия раздевания куклы ко сну: надевают ей пижаму и укладывают спать в подготовленную для этой цели кроватку. Все поют тихонько колыбельную песню: «Баю-баю-баю, куколку качаю. Куколка устала, целый день играла». Таких игр в младших группах проводятся несколько: «День рождения куклы Кати», «Оденем Катю на прогулку», «Катя обедает», «Купание Кати». Игры с куклой являются эффективным методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно — ролевым играм.

Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий, например «Назови одним словом» и «Назови три предмета». Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию — главная задача многих словесных игр.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

В математике главное — научить мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости и т.д. Именно поэтому, начинать надо не со счета, а с понимания математических отношений: больше, меньше, поровну. Это так называемый дочисловой период обучения, когда дошкольник, не знакомый еще с числами, постигает уже количественные отношения, сравнивая предметы по величине (длина, ширина, высота), сопоставляя две группы предметов сначала непосредственно, а потом опосредованно, с помощью наглядных моделей, позволяющих дать ребенку не только конкретные, но и обобщенные знания.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например, в игре «Кто построил этот дом?» дети узнают о строительных профессиях, усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство домов, мостов, железной дороги и др.

Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены, помещены в удобные для хранения коробки и папки. Яркие, красивые дидактические игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Весь материал для дидактических игр хранится в группе в определенном месте, доступном детям для его использования.

Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определенного напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры с дидактическими игрушками, в процессе которых развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, что также благоприятно сказывается на умственном развитии детей, на подготовке руки ребенка к письму, к изобразительной деятельности.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративного — прикладного искусства и др.), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно — образовательные задачи; расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, классификация) совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качестве, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания. Даже в одной и той же игре, но предлагаемой детям разного возраста, могут отличаться воспитательно-образовательные задачи, конкретное содержание. Например, в игре «Чудесный мешочек» дети младшего возраста учатся называть предметы и их отдельные признаки, дети среднего возраста — определять предмет на ощупь, старшие дошкольники — составлять описательный рассказ, загадку, классифицировать предметы по заданным признакам.

Руководство дидактическими играми в разных возрастных группах имеет некоторые особенности. В младших группах воспитатель сам играет с детьми; объясняя им правила игры, он сам первый узнаёт предмет на ощупь, описывает картинку. В старших группах дети до начала игры должны уяснить её задачу и правила. При выполнении игровой задачи от них требуется полная самостоятельность.

В игре проявляются особенности характера ребёнка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Воспитатель должен считаться с индивидуальными особенностями каждого ребёнка при выборе задания, постановке вопроса: одному нужно дать загадку легче, другому сложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенного внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребёнок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущённо молчит. Воспитатель помогает преодолеть застенчивость, ободряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом.

Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребёнка и всего детского коллектива.

Литература

  1. Менджерицкая Д.В. Воспитатель о детской игре. Москва. Просвещение, 1982.

  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателей детского сада. — М .,2008.

  3. Агаева Е.Л., Профман В.В., Булычева А.И. Дидактические игры, — М.: Просвещение, 1991.

Источник