Роль детской организации в развитии ребенка

Роль детской организации в развитии ребенка thumbnail

Анна Бельская
Роль детских объединений как фактора социализации детей

Задача социализации ребенка в настоящее время является одной из наиболее важных для любого государства. Особенно важной данная проблема является в тот период развития индивида, когда происходит формирование социального опыта – то есть в период детства, а также в подростковом возрасте. От того, какие ценности будут сформированы у детей в настоящее время, от уровня того, насколько дети будут готовы к качественно новому типу социальных отношений в период юности зависит путь развития общества в настоящее время и в будущем. В связи с данным обстоятельством существенным образом возрастает социальная значимость общественных объединений, усилия которых направлены на формирование условий для социализации ребенка. В решении данной проблемы существенную роль играют детские общественные объединения, деятельность которых строится на основании и с учетом интересов детей.

Как нами показано в первой главе данной работы, социализация рассматривается как процесс и как результат активного воспроизводства и усвоения человеком социального опыта, который осуществляется в процессе деятельности и общения. В результате социализации человек осуществляет усвоение социальных стереотипов поведения, он интериоризует нормы, а также ценностные ориентации социальной среды, в которой он существует. Осуществляя усвоение общественного опыта, человек формируется как личность и приобретает нужные для жизни психические качества, умения, навыки и знания, в том числе способности продуктивно взаимодействовать с другими людьми.

Успешность и эффективность процесса социализации ребенка в детском объединении существенным образом зависит от определения содержания деятельности детского объединения. Отметим, что содержание детского объединения можно определить как специфичная некоторой социальной общности ценностная и мотивационная основа, которая обеспечивает удовлетворение определенных социальных потребностей, интересов, ценностей ребенка в данной среде.

Специфика детского объединения можно также определить с позиции педагогической науки как интегрированную совокупность специально созданных условий, которые обеспечивает устойчивые культурообразующие социально-педагогические взаимодействия взрослых и детей как равноправных участников совместного взаимодействия, деятельность которых направлена на оптимизацию их социальных взаимоотношений и развитие окружающего жизненного пространства. Обозначенные обстоятельства в понимании сущности детских объединений четко сформированы Е. А. Дмитриенко [22].

Можно говорить о наличии трех базовых аспектов детских общественных объединений.

1. Социальный аспект детского объединения проявляется в потребности общества организованно оформлять социальную активность детей, включать их посредством детских общественных объединений в процесс присвоение социального опыта, фактически – направлять процесс социализации ребенка в общественно приемлемом направлении. Посредством системы дошкольных объединений ребенок не только обогащается опытом общения, но также осуществляет самореализацию себя как личности, определенным образом оказывая влияние на обстоятельства, а также на людей, которые его окружают.

2. Психологический аспект теснейшим образом связан с процессом реализации стремления ребенка к общению и взаимодействию со взрослыми и сверстниками. Система дошкольного образования и детские объединения расширяют сферу представлений ребенка о себе, что способствует реализации ребенком представлений о своей роли и жизненном пути.

3. Педагогический аспект детских объединений предполагает выполнение функций своего рода посредников между обществом и детством, создавая условия для гармонизации опыта индивидуальных и коллективных отношений.

Как отмечается исследователями[8] включенность в детское общественное объединение позволяет удовлетворить ребенку свои социальные потребности, а также реализовать собственные интересы и стремления, для которых в иных видах общественных институтов нет достаточных условий. Именно в данном моменте и заключается роль детских объединений в социализации личности ребенка.

Стремление детей к объединению, особенно явно это проявляется в подростковом возрасте – является естественной потребностью, так как объединяясь в группы, дети самореализуются и самоутверждаются.

Детские объединения могут играть важную компенсаторную роль, обеспечивая достаточно высокий уровень самооценки, способствуя поддержке социального статуса ребенка, а также выступать условием формирования чувства защищенности ребенка, восполняя недостаток событийности в его жизни.

Рассматривая значение детских общественных объединений в процессе социализации ребенка, можно отмечать важность детского движения в деле формирования у них инициативы, самостоятельности. Данное обстоятельство также позволяет говорить о детских объединениях как своего рода пространстве социализации ребенка.

Пространство социализации можно понимать как педагогически освоенную среду, которая создает не только дополнительные, но и качественно новые возможности для социализации личности детей в детском объединении.

Особенное значение в системе дополнительного образования детским объединениям обеспечивается реализацией специфического воспитательного потенциала детской организации. Воспитательный потенциал детского объединения можно рассматривать как целостность социальных и психологических факторов, которые обуславливают потребности личности в жизни и деятельности объединения, позицию субъекта деятельности, познания, творчества и саморазвития.

Детские объединения являются тем социальным институтом, который способствует представить ребенку возможности для приобретения нового социального опыта, для самореализации в разного рода социально значимой деятельности. Как справедливо отмечают исследователи детского движения, принципиальным моментом для реализации всего потенциала детского объединения в деле социализации ребенка выступает создание реальных возможностей для осознания им целей, перспектив объединения, своего пребывания и деятельности в нем, в реализации личных интересов, возможностей, потребностей.

Детское объединение дает возможности для детей включиться в систему общественных отношений, оно обеспечивает жизнедеятельность ребенка, удовлетворение потребности ребенка в развитии. Отмечается, что добровольность членства и открытость, эмоциональная привлекательность деятельности в объединении, высокий уровень социальных прав детей, возможность выбора типа активности и деятельности – формируют педагогические возможности детского объединения в социализации личности детей.

Таким образом, мы можем говорить о том, что возможности социализации личности ребенка в рамках общественного детского объединения расширяются за счет:

Читайте также:  Анкета для родителей развитие ребенка в раннем возрасте

1. Более высокого уровня включения ребенка в разного рода вида активности, которые способствуют социализации ребенка.

2. Большого разнообразия социальных ролей, которые возможно реализовать в детском объединении.

3. Расширение круга общения детей, а также активное стимулирование межвозрастного общения в у детей.

Отметим, что детское объединение обеспчивает условия для удовлетворения потребностей и интересов детей, для продуктивного творческого взаимодействия и взаимоотношений. При этом за ребенком сохраняется право свободного перехода из одного объединения в другое, а также сохраняется право выбора типа деятельности. Сила детских объединений заключается в том, что в них обеспечиваются условия для воспитания такой личности, которая самостоятельно способна принимать решения. Также в детских объединениях формируется опыт социального взаимодействия, что также выступает как одно из условий успешной социализации детей.

Отметим также, что ребенок получает социальный опыт, социализируется не только в детском коллективе, но также и вне него, в деятельности свободного общения с другими людьми, в школе и семье. Вместе с тем, опыт социального взаимодействия, которые получается в детских объединениях с его общественной значимостью и направленностью на трансляцию общественного опыта, широкой системой социальных связей может рассматриваться как качественно иной опыт. Такой опыт может рассматриваться как более полный, так как он обогащен усвоением коллективных ценностей и целей, приобщением к нормам внутрипоколенных и межпоколенных отношений. Предоставляемая возможность в детском объединении каждому ребенку осознать себя частью общества со всеми обязанностями и правами, наличие в системе дополнительного образования субъект-субъектных отношений; многообразие видов деятельности, способствует познанию, развитию, самореализации личности ребенка, приобретению опыта лидерского поведения, разнообразие реализуемых в обществе социальных позиций – все это может рассматриваться как предпосылки для успешной социализации детей.

Таким образом, мы можем говорить о том, что детские объединения основываются на общности интересов детей и взрослых, на добровольном включении их в совместную деятельность для решения конкретных, четко определенных задач, создает условия для удовлетворения детьми потребности в равноправном положении с взрослыми, для актуализации возможностей детей, которые не востребованы в других сообществах, членом которых ребенок является.

Источник

«Роль взрослых в детских общественных организациях и детских объединениях»

Выступление на совместной коллегии Министерства образования Омской области и Министерства по делам молодежи, физической культуре и спорту Омской области

«О состоянии детской и молодежной среды в Омской области. Задачи и перспективы развития основных направлений детской и молодежной  политики».

В основе детского движения лежит деятельность детей и подростков на пользу обществу, их общественная  самостоятельность,  стремлении участвовать в общественной жизни. Детям трудно действовать без помощи взрослых. Ведущую роль в создании и развитии детского общественного движения играют взрослые, обладающие авторитетом, высокой гражданской позицией, профессионализмом, любящие детей и знающие как с ними работать. Одной из ключевых фигур в развитии детского , является – старший вожатый. Вожатый несет ответственность перед обществом за характер и направленность самодеятельности детей в детских организациях и объединениях. Это особенно важно сегодня, учитывая наличие в обществе самых различных детских и  молодежных  неформальных объединений, в т.ч. и социально опасных для детей (секты, скинхеды и т.д.)

Своей деятельностью вожатый увлекает подростков, создает условия желанной самореализации в реальных общественно значимых делах, объединяет на достижение общих целей, завоевывает авторитет и становится их лидером. Главная гуманистическая педагогическая задача – не делать ЗА ребенка, а поддерживать его активность, усилия что – то делать, стремление измениться.

Приходя в детское объединение, дети ищут общения не только со сверстниками, но и со взрослыми людьми. Организация помогает ребенку развить много качеств, таких как доброта,  патриотизм, толерантность, качества делового человека и другие. Взрослый должен и помогает своим питомцам приобрести позитивный жизненный опыт, который, несомненно, поможет им в жизни.

Старшей вожатой  в Алексеевской средней общеобразовательной школе  Москаленского района я работаю пятый год, являюсь руководителем детского объединения «Доброград». В состав входят 11 отрядов, объединяющих 211 детей в возрасте 8 – 16 лет, 13 взрослых – это я, заместитель директора по ВР, классные руководители.  Девиз объединения «Если говоришь – говори откровенно, если споришь – спорь  тактично.  Не нравится —  критикуй, критикуешь – предлагай. Думай, работай, мечтай, ищи, если трудно, не пищи!» «Доброград»  имеет свои символы, атрибуты, ритуалы, т традиции. Мы являемся активными участниками районных, областных и даже международных конкурсов.  В 2005 году  Нецель Александр стал победителем международного конкурса «Детство без границ» в номинации «Путешествие в мир военной игры».

Наше объединение входит в состав Москаленской местной детской общественной организации «Содружество мальчишек и девчонок». В марте 2008 года районная  организация получила юридический статус – прошла государственную регистрацию в органах юстиции. Это значит, для нас открываются новые возможности – участие  в различных  программах поддержки общественных организаций – получение  грантовой поддержки, сотрудничество с общественными  организациями региональными, федеральными, это, конечно же, права и ответственность.

Практика работы с детьми и подростками в районе имеет сложившиеся традиции: 14 – летняя деятельность районной организации, 8 – летняя районной школы детского актива, традиционные профильные смены на базе палаточного лагеря «Амринская балка», традиционные социально – значимые акции и проекты, праздники, мероприятия и дела, которые объективно решают важнейшие задачи: включают детей в социальную жизнь, социальную практику общества  на посильном для них уровне: удовлетворяют их потребности, интересы, запросы.

Читайте также:  Развитие ребенка от 1 года до 2 лет фото своими руками

Сегодня в Москаленском районе на базе 15 средних, 8 основных школ: действуют 23 первичных детских организации, объединяющих более 2 – х тыс. человек. В рамках деятельности программы районной организации «Содружество» реализуются направления: «Лидер», «Игра – дело серьезное», «Патриот», «Экология», «Интеллект».

Союз взрослых и детей, их совместная  и свободная деятельность являются мощным социально – педагогическим средством воспитания – вместе мы участвуем в Лыжном  Агитпоходе «Сибирь – мое Отечество», в Велопробеге, посвященном Дню Победы, операции «Наши добрые дела – малой Родине», фестивале «Забава» и многих других, через которые приобретаем духовно – нравственные качества, развиваем творческую деятельность, учимся общаться и созидать.

Сегодня изменились функции классного руководителя, учителя по отношению к ДО: педагоги не очень охотно и активно работают с детскими организациями, хотя по собственной инициативе, на добровольных началах они могут быть руководителями детских организаций. А опыт моей школы говорит о том, что классные руководители активно поддерживают детское объединение, они наши настоящие единомышленники. Сегодня необходимо классных руководителей к работе  в детских организациях.

Для детских общественных организаций сегодня одним из определяющих является кадровый вопрос, поэтому в районе разработана система обучения педагогических кадров, работающих с детскими организациями (старшими вожатыми и заместителями директоров школ по воспитательной работе).

Существенную практическую и организационно – методическую помощь руководителям детских объединений оказывает методист по воспитательной работе с детьми Дома детского творчества, а с недавнего времени при отделе по делам молодежи работает специалист по работе с молодежью, курирующий детское движение.

Существует текучесть кадров старших вожатых.  Сегодня в районе насчитывается 23 старших  вожатых, работающих в средних и основных  общеобразовательных школах. Из которых более 35% составляют вожатые – новички, а процент вожатых,  имеющих стаж работы более 3 лет, составляет чуть более 30%. Значительно изменился возрастной   уровень вожатых: около 40% это люди старше 40 лет ( 4 человека свыше 50 лет), 47% составляют вожатые в возрасте 25 – 35 лет. Приход в детские организации возрастных педагогов объясняется тем, что вожатство  становится дополнительной нагрузкой для учителей – предметников, попадающих под сокращение. В принципе, молодежь не спешит в школы: возможно, их не удовлетворяет уровень заработной платы, возможно, сегодня просто нет профессиональных кадров (специалистов по специальности «старшая вожатая»).

Ответственная миссия и особенные функции, возложенные на взрослого, непосредственно причастному к детскому объединению, требует основательной подготовки, не только психолого – педагогическим основам деятельности, а, прежде всего, обучение практическим навыкам деятельности в детских общественных организациях. Сложность составляет то, что учиться приходится на собственном опыте, ошибках. Теоретические, практические основы деятельности организатора детской организации мы постигаем самостоятельно.

В целях изменения ситуации необходимо решить следующие вопросы:  укрепление кадровой базы детского движения в районе; повышение статуса старшего вожатого, как педагога, занимающегося воспитанием подрастающего поколения; разработки программы поддержки и развития детского движения, активизация деятельности детских организаций  и условиями реализации  должны стать: активная помощь и участие в деятельности объединения детской организации, значимость детских общественных объединений в жизни общества, подготовка вожатых к деятельности в детских коллективах, сотрудничество и взаимопонимание с педагогическим коллективом школы.

Дети, особенно в неформальных условиях деятельности объединения и досуга, тянутся к взрослым в поисках ответов на вопросы бытия, в трудных ситуациях, даже при физических недомоганиях,  тянутся за сочувствием с детской влюбленностью. В сою очередь детское сообщество дает взрослому возможность ощутить неповторимую, детскую яркость и свежесть, непосредственность восприятия, констатировать и использовать разнообразие таких восприятий.

Мы с ребятами из детских объединений стремимся прожить  Достойную жизнь – жизнь, построенную на основании добра, истины и красоты.  Достойная жизнь для вас – это достойно творить добрые дела на благо общества и себя.

Источник

Студопедия

Главная страница
Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Детская общественная организация перестала быть лишь инструментом педагогического и воспитательного воздействия на подрастающее поколение страны.

Современная детская общественная организация может быть охарактеризована как объединение, создаваемое не для детей, а самими детьми, на основе свободного волеизъявления юных граждан России и при участии поддерживающих их взрослых для реализации общих интересов и защиты прав в условиях совместной, социально значимой деятельности. В демографической структуре современного общества дети и подростки составляют значительную часть, возрастной показатель объединяет всех их в единую группу — детские общественные организации.

Общество заинтересовано в том, чтобы целенаправленно влиять на подрастающее поколение с целью передачи ему богатств социального опыта для стабильного своего существования. Функции воспитания реализуют семья, школы и детские общественные организации. Не зная и не понимая многих законов человеческих отношений, подрастающее поколение не сможет стать полноценным членом общества, сделать свой профессиональный выбор, именно воспитание и помогает осуществить этот выбор.

В процессе влияния взрослых на школьников, организации его жизни объект воспитания сам становится субъектом, который формирует определенные убеждения, нравственные позиции, являющиеся основой для принятия того или иного решения.

Перспективные цели детской общественной организации — помочь подрастающему поколению найти приложение своих сил и возможностей, заполнить вакуум в реализации детских интересов, сохраняя при этом свое лицо, свои подходы.

В детской общественной организации школьники объединяются с учетом своих интересов, как в школе, так и вне её стен. Процесс воспитания эффективнее осуществляется в детской общественной организации, члены которой объединены общей целью, деятельностью по изменению и улучшению окружающего мира и жизни, как самих школьников, так и других людей. Эта деятельность строиться на основе принципов самоуправления и самоорганизации, уважения и защиты прав школьников.

Читайте также:  Развитие психики ребенка в онтогенезе

Деятельность детской общественной организации рассматривается с двух сторон: с одной, как цель, которую ставят перед собой школьники, с другой — как сугубо воспитательную цель, которую ставят перед собой взрослые, участвующие в работе детской организации, кроме того необходимо отметить, что добровольное объединение школьников возможно лишь тогда, когда они видят в нём перспективу интересной жизни, возможность удовлетворения своих запросов, при этом предполагает создание в организации таких условий, при которых более успешно осуществляется социализация личности школьников, результатом чего является желание и готовность школьников к выполнению социальных функций в обществе. Важно, так же чтобы детская общественная организация повышала социальную значимость их деятельности, делало их более взрослыми.

Достижение воспитательной цели детской общественной организации предполагает не просто обретение необходимых для выполнения социальных функций знаний, а включение школьников детской организации в реальные отношения, которое может строиться на основе понимания цели организации, которые удовлетворяют их разнообразным интересами возможностям.

Современное рассмотрение воспитательной деятельности детской общественной организации предполагает то, что школьники, входящие в организацию, прежде всего, имели возможность своего влияния на организацию. То есть, принятие норм и традиций детской общественной организации не должно отнимать у школьников своего «Я», возможностей проявления индивидуальности реализации своей субъектной активности.

В то же время в детской общественной организации происходит отбор внутренних возможностей личности путем самоограничения и коллективного выбора, корректировки с общественными нормами, ценностями, социальными программами.

Детская общественная организация представляет собой важный фактор воздействия на школьников, влияя двояким образом: с одной стороны, создавая условия для удовлетворения потребностей, интересов, возможностей целей, способствуя взаимному обогащению,

формированию новых устремлений; с другой стороны, способствует реализации потенциалов. В то же время детская общественная организация выполняет и защитные функции, отстаивая, охраняя интересы, права, достоинство, уникальность школьников.

Процесс воспитания в детской общественной организации эффективен при общности интересов, совместной деятельности учащихся и взрослых, при этом за школьниками остаётся право выбора форм жизнедеятельности в детской общественной организации.

Большое значение для воспитания школьников оказывает детская общественная организация, которая обладают особыми воспитательными возможностями, поскольку создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации своей творческой активности, что повергает к формированию творческой самореализации.

Подростковый возраст «характеризуется повышенным уровнем активности, самостоятельности, желания сначала вместе с взрослыми принимать участие в разнообразных видах деятельности, а потом занимать их место, брать на себя ответственность, заботы и обязательства перед ними».

Поэтому взрослые стремятся увидеть и ощутить полезность действий школьников, привлекать к яркой социально-значимой деятельности, как это было в пионерской организации и тем самым формировать поле для самореализации с их правильными жизненными позициями.

Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют школьникам изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых, в детской общественной организации они пробуют самостоятельно организовать свою жизнедеятельность, занимая при этом позицию от пассивного наблюдателя до активного организатора жизнедеятельности. Если процесс общения и деятельности в детской общественной организации проходит в доброжелательной обстановке, со вниманием к каждому школьнику, то это помогает создать положительную модель поведения, улучшить эмоционально-психологическое состояние. Самостоятельно овладевая социальными ролями, проходя путь проб и ошибок, школьники научаются приобретать знания, умения, опыт, навыки в избранной сфере деятельности, самостоятельно оценивать ситуацию, изменять её в соответствии с приобретенным опытом. Любое изменение, происходящее со школьниками, есть результат их участия собственной самореализации в процессе социализации.

Детская общественная организация своим существованием содействует естественному стремлению школьников к самореализации, удовлетворению их различных интересов, готовности к освоению социальных ролей и наследия страны. Детская общественная организация имеет подтверждающий документ — устав, в котором отражены цели, задачи, правила, структура, фиксированное членство, органы самоуправления, выборные должности. В основе детской общественной организации лежит система детских структур, которая направлена на выполнение целей, задач, прав и обязанностей каждого школьника включенного в организацию.

Из всего вышеизложенного следует, что в современных условиях стали определятся идеологические ориентиры детских общественных организаций, которые впоследствии сформируют у подрастающего поколения социально-значимую жизненную позицию, которая позволит учесть интересы и нужды и тем самым произойдет становления и саморазвитие личности. Деятельность, обеспечивающая реализацию всех воспитательных и некоторых учебных целей, систематизирована и отвечает запросам всех категорий школьников,

а также всем возрастным группам членов детской общественной организации. Поэтому основными целями работы детской общественной организации являются: воспитание патриотизма, любви к родине; воспитание чувства дружбы, товарищества, ответственности; воспитание нравственной и экологической культуры; развитие творческих способностей каждого члена организации через участие в конкретных делах.

В основе детской общественной организации лежат добро, справедливость, уважение к каждому её члену, т. е. жизнь учащихся становиться наиболее разнообразной и интересной, подводящей к познанию себя. При организованной деятельности детская общественная организация располагает богатством и разнообразием социальных связей, благоприятной атмосферой для самопознания, самовоспитания и самореализации каждого.

Таким образом, детская общественная организация, имея значительный воспитательный потенциал, расширяет зону формирования общей культуры, способствуют становлению внутреннего мира детей, формированию новых ценностных ориентаций, стимулируют социальное развитие ребенка и главное творческую самореализацию.

.

Источник