Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка thumbnail

Роль декоративно-прикладного творчества в эстетическом воспитании личности

Декоративно-прикладное творчество – важнейшее средство эстетического развития и формирования целостной личности, ее духовности, творческой индивидуальности. Педагогика определяет эстетическое воспитание как «процесс целенаправленного формирования вкусов и идеалов личности, развитие ее способности к эстетическому восприятию явлений действительности и произведений искусства, к самостоятельному творчеству». Эстетическое воспитание предполагает также формирование всесторонне развитой личности – человека, способного не только к потреблению искусства, но и к творчеству.

Дополнительное образование детей —  необходимое звено воспитания  многогранной личности, ее образования, ее  ранней профессиональной ориентации. Оно  создает юному человеку условия для полноценной жизни в пору  детства. Ведь если ребенок живет полной жизнью, у него будет больше успехов и достижений в зрелом возрасте.

Основное содержание дополнительного образования детей — практико-ориентированное, деятельностное: ребенок действует в ситуации поиска самостоятельно, получает знания в процессе  взаимодействия с объектами труда, природы, с культурными памятниками и т.д. В системе дополнительного образования создаются ситуации, когда ребенку нужно самому извлечь знания из своего окружения. Дополнительное образование детей носит исключительно творческий характер, поскольку побуждает ребенка находить в тех или иных обстоятельствах  собственный путь. Важный элемент в системе дополнительного образования, привлекательный для родителей и детей, творческие виды деятельности.                                                                                                                                  

Особая ценность декоративно-прикладной деятельности заключена в том, что она дает возможность применять самые разнообразные материалы. В нашей школе  дополнительное образование — это сеть кружковой работы: школьные кружки и кружки ЦДТ.                                                                                                

Современность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя волю ребенка, следует воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направляя  потребности и интересы ребенка. Именно поэтому и к тому же видя, что интересует детей и что им нравится работать с бумагой, бисером, природным и бросовым материалом я организовала занятия кружка «Умелые ручки».

В основу программы занятий кружка были положены принципы актуальности,  реалистичности, систематичности,  активности, воспитывающего характера  обучения, доступности программного материала и возможность осуществления контроля.

Цель программы — формирование и развитие у воспитанников творческих умений и индивидуальных способностей, эстетической культуры и  духовности, воспитание уважения к народному искусству, в процессе занятий декоративно — прикладным творчеством.

 Занятия в кружке рассчитаны на решение таких задач:

Образовательные:

  • познакомить воспитанников с историей и современными
    направлениями развития декоративно-прикладного творчества;
  • научить детей владеть различными техниками работы
    с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;
  • обучить технологиям разных видов рукоделия: торцевание, бисероплетение.
  • формировать умение самостоятельно решать
    познавательные задачи в процессе изготовления работ.

Развивающие:

  • создавать условия для развития личности каждого воспитанника, раскрытия его способностей к творчеству;
  • развивать образное и пространственное мышление, память,
    воображение, внимание;
  • развивать моторику рук, глазомер.

Воспитательные:

•        формировать устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;

 • приобщение детей к эстетической культуре;

  • воспитывать чувства коллективизма, взаимопомощи, ответственности;
  • воспитывать уважение к народным культурным ценностям.

Я выбрала следующие направления работы:

— расширенное знакомство детей с изделиями декоративно-прикладного творчества;

— самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

В работе используются различные методы и приемы, которые должны способствовать созданию и сохранению атмосферы творчества, познания, служить осознанию ценности и неповторимости национальной культуры.

Всю свою работу я стараюсь строить так, чтобы развитие ребенка было действительно гармоничным. Формы проведения занятий выбирала разные: путешествия, «превращение» детей в мастеров. На занятиях решала познавательные, обучающие и творческие задачи. Старалась использовать различную технику работы с бумагой, бисером, природным и бросовым материалом.

Стараюсь научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков: ведь, вглядываясь, присматриваясь и размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить. Творческие способности детей в процессе занятий  декоративно-прикладным искусством  развиваются в разных направлениях: дети  создают эскизы, продумывают и создают предметы  декоративного характера, учатся находить  способы изображения и оформления предмета, переносить задуманный  декоративный предмет на изделие.

На занятиях кружка у детей пробуждается вера в свои творческие способности, свою неповторимость, вера в то, что они пришли  в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова и музыки — все это помогает   детям попасть в необычный мир искусства, приобщиться к художественной культуре,  делает занятия живыми и интересными.

Большое внимание я уделяю работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях,  во время консультаций. В качестве творческого отчета перед родителями дети готовили подарки к различным праздникам.

Итогом работы кружка служат выставки детского творчества в школе,  в районе.

Декоративно-прикладное творчество создает эффект духовного общения, знакомит детей с направлениями искусства  разных исторических эпох и культур.

Одна из особенностей занятий в кружке декоративно-прикладного искусства состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, когда до конечного  результата работы еще далеко, необходимо подводить итоги работы ежедневно,  повышать результативность работы путем  подведения итогов одного занятия, проведения выставок изделий одного дня. В этом случае дети видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы. Существенно активизируют  творческую деятельность учащихся  промежуточные просмотры их работ. На текущих промежуточных просмотрах я как руководитель кружка отмечаю достижения кружковцев, ставлю перед ними новые задачи. К общему промежуточному  просмотру я прибегаю в тех случаях, когда выполняется трудное задание. При этом ученики, участвуя в обсуждении, приучаются к самоконтролю. Здесь же   выражаю одобрение, если что-то детям удалось. Это поднимает настроение  учащихся,   стимулирует их дальнейшую работу, дает им прилив новых сил. Зримо ощущая результаты своего труда и убеждаясь в своих возможностях, ученики работают с большим эмоциональным подъемом. Во время обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо проявляются и оттачиваются эстетические вкусы школьников, развиваются их творческое мышление и речь.

Читайте также:  Как научить ребенка говорить когда задержка речевого развития

В конце года мы устраиваем отчетную итоговую выставку работ кружковцев. Умелая организация и проведение выставки  становится одной из эффективных форм морального поощрения учащихся. Наряду с итоговой выставкой творческих работ   проводим конкурс на лучшее изделие,  выделяем и отмечаем наиболее удавшиеся работы. Это способствует привлечению к   занятиям декоративно-прикладным искусством новых школьников.

Сегодня непозволительно пускать на самотек эмоционально-нравственное развитие, ибо это чревато воспитанием черствости по отношению к другому человеку и к природе, диктатурой узко понятого интеллекта, не различающего добра и зла.                                                         Занятия декоративно-прикладным искусством дают ребенку возможность рано приобрести опыт творческой самореализации, в котором порождаются и воплощаются замыслы юного мастера.  Средствами искусства воспитывается способность к художественному творчеству. Полноценное художественное образование сохраняет целостность личности ребенка.                                                                                 Эстетическое воспитание как важнейшее средство формирования отношения к действительности, духовно-нравственного развития и саморазвития личности опирается на постижение художественной гармонии. Таким образом, в процессе приобщения личности к богатейшему культурному опыту человечества, накопленному в области искусства, создаются возможности воспитания высоконравственного, разносторонне развитого современного человека.

Источник

Сторожева Наталия Юрьевна,

воспитатель ДО 1

ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,

Тюкаева Татьяна Вячеславовна,

воспитатель ДО 1

ГБОУ г. Москвы «Школа с углубленным изучением английского языка № 1359 имени авиаконструктора М.Л. Миля»,

Декоративно-прикладное искусство относится к одним из древнейших видов искусства. Россия богата различными видами народного декоративного промысла: резьба и роспись по дереву, гончарное производство, плетение кружев, вышивка, аппликация и прочее.

Узнавая историю своего народа, знакомясь с предметами обихода, лексикой, обычаями, видами промысла, ребенок культурно обогащается. Прикладное искусство – значит, рукотворное: в каждый предмет вложена частичка души мастера, который работал над идеей и ее воплощением. Дошкольник, прикасаясь к элементам народного творчества, развивает воображение, активирует творческие процессы. Эмоциональный язык искусства – основной и прочный переходной мостик от души народа к душе ребенка.

Ведущие отечественные педагоги (Е.А. Флерина, Н.С. Карпинская, Н.П. Сакулина, А.П. Усова), говорили о том, что художественное наследие передается из поколения в поколение, но для этого необходимо придерживаться духовных идеалов, знакомя с ними, не отрываясь от образовательного процесса. Ребенку нужно знать историю своего края, поэтому педагогу важно донести это через игры, проекты, творчество.

Творческая деятельность дошкольников на базе декоративно-прикладного искусства является одной из целей, направленной на решение глобальной задачи – развитие основ личности ребенка. Важно привить детям через искусство нравственно-эстетические ценности своего народа, позитивное отношение к Родине. Такая позиция имеет огромное значение, как для будущего становления личности, так и осознания себя в качестве частицы своего народа, своей страны.

Развитие творческой составляющей необходимо для гармоничного воспитания дошкольников. С помощью этого фактора можно привить духовно-нравственные идеалы, культурные ценности нашей страны. В современном мире очень высок уровень агрессии, поэтому снизить его можно только вкладывая в будущее детей, помогая им расти здоровыми, всесторонне развитыми и придерживающихся моральных ориентиров.

Законодательная база современной системы образования прописывает задачи, которые стоят перед дошкольным образованием. Подразумевается воспитание высоконравственного, творческого гражданина России, принимающего судьбу своего Отечества, как свою личную. В будущем такой человек будет осознавать свою ответственность за настоящее и будущее своей страны.

Важно раскрыть потенциал и творческие способности каждого ребенка. Развитие этих способностей должно начинаться с ранних лет и реализовываться разными способами, среди которых особое место занимают художественно-творческие направления. Одним из таких направлений является декоративно-прикладное искусство.

Декоративно-прикладное искусство включает в себя художественные промыслы, городское художественное ремесло. Мы, воспитатели, знакомим детей не только с дымковской игрушкой, росписью гжель, но и другими техниками. К ним относится: лепка, аппликация, декупаж, папье-маше, конструирование, комбинированные техники.

Искусство проявляется как в сфере предметной культуры, так и в сфере духовной культуры – обрядах, праздниках. Мы знакомим детей с традициями своего народа на примере различных праздников (проведение утренников, творческих занятий). Приобщая к народному творчеству, есть большая вероятность воспитать не только духовно-нравственную, но и творчески думающую личность.

На занятиях декоративно-прикладными видами творчества существенное место отводится под эстетическую составляющую и усвоение основных национальных ценностей. Как результат – речевое развитие происходит более стремительными темпами, накапливается сенсорный опыт. Ребенок видит идеал, по образцу которого может в дальнейшем создать свой предмет. При этом познавательная сфера включает в себя несколько компонентов:

– задействуются психические познавательные процессы (память, восприятие, воображение, мышление);

– ребенок учится анализировать, классифицировать, сравнивать предметы и обобщать, делать выводы;

– дошкольник получает информацию, необходимую для дальнейших достижений и накапливания опыта;

– формируется отношение к услышанному и увиденному – это и есть чувствительно-эмоциональный опыт человека.

Мы, потратив определенное количество времени, создали из глины дымковские фигуры.

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотографии 1–6

Перед тем, как начать расписывать дымковские игрушки, предварительно проводим с детьми беседу об истории игрушек, особенностях росписи. И в конце беседы каждый ребенок выбрал себе понравившуюся игрушку, которую он лепил из глины вместе с нами, педагогами. Невозможно описать всю гамму чувств, которую испытали дети, выполняя эту творческую работу, какая гордость переполняла детей. Как поднималась самооценка ребенка: «Я могу», «Моей работой восхищаются».

Из полученных поделок организовали выставку.

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотография 7

Дошкольнику необходимо уметь работать не только в индивидуальном формате, но и учиться коллективному взаимодействию. Таким образом, можно научить ребенка состраданию, помощи товарищу, командной работе. Результат одного ребенка – это большое достижение, а коллективная работа требует не меньших усилий. Мы стараемся поддерживать каждого ребенка, вовлекая его в совместную деятельность с другими детьми.

Занятие декоративно-прикладными видами деятельности необходимо детям, это благотворно сказывается на развитии их способностей, формирует чувство вкуса. Но во всем необходим профессиональный подход, иначе ребенок может утратить интерес и желание творить. Важно настроить детей на творческую работу, заинтересовать их, поощрять каждый шаг. Нельзя сознательно ускорять процесс, всему свое время. Каждый ребенок должен быть удостоен внимания и вовлечен в работу. В связи с этим перед нами стояла задача найти пути оптимизации деятельности с целью увеличения ее влияния на всестороннее воспитание личности ребенка, развитие его способностей и творческого потенциала.

Читайте также:  Значение витаминов в росте и развитии ребенка

И мы думали, придумывали, участвовали в конкурсах… И вот, что у нас вышло.

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотографии 8–9. Аппликация «Скворечник»

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотография 10. Рисуем пластилином «Осень»

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотографии 11–12. Игрушки из помпонов «Рождественские ангелы»

Мы думаем, что нашли эти пути. Так как при коллективном труде все дети включаются в процесс творчества, им интересно заниматься вместе. Даже бывает так: скромный ребенок в других видах деятельности стесняется, неохотно контактирует с другими детьми, а при создании коллективных поделок он раскрывается, демонстрирует свой потенциал. Детям интересно, что за задачу поставит перед ними педагог, так как работы большие, требующие времени их всегда проще и увлекательнее делать сообща.

Наши коллективные поделки:

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотографии 13–14. Панно из яичной скорлупы

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотографии 15–16. Коллективная работа в смешанной технике: глина, лепка, объемная аппликация

 Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотография 17. Коллективная работа в технике «аппликация пряжей»

Декоративно-прикладное искусство помогает прививать духовные, эстетические и нравственные ориентиры, формировать осознанность. За время работы, дети могут познакомиться с разными материалами, вариативностью творчества, узнать новое о своей малой и большой Родине. Кроме того, они узнают о народных умельцах, востребованных профессиях, о ценности созданного своими руками.

Воспитателю необходимо знакомить детей с различными видами декоративно-прикладного искусства, проводить занятия, где будут задействован творческий потенциал ребенка (лепка, рисование, конструирование, аппликация). Наша роль в процессе – направляющая, ориентирующая на эталоны, пробуждающая желание творить и развиваться.

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотография 18. Поделка из теста

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотография 19.Поделка из природного материала

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотография 20. Аппликация из пуговиц

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Фотография 21. Роспись морских камушек

Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие прекрасные вещи.

Ребенок не рождается личностью, а постепенно становится ею под влиянием множества факторов: генетических предпосылок, семейного воспитания, социального опыта, накопленных знаний, умений, навыков , где декоративно-прикладное искусство занимает одно из главных мест в воспитании личности ребенка.

Список литературы:

1. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. М., 1995.

2. Лотман Ю.М. Лекции о русской культуре. Воспитание души. СПб: Искусство, 2003.

3. Малахова И.А. Развитие личности: художественно-творческая деятельность. Минск: Белорусская наука, 2003.

4. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. М., 1986.

5. Скоролупова О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста). М.: Скрипторий, 2003.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.

Источник

Библиографическое описание:

Голубева Е. С. Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 27-29. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/67/3455/ (дата обращения: 28.02.2020).

Народное декоративно-прикладное искусство —
одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного
возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже
в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления
детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность
мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение
всматриваться и наблюдать. В нашем детском саду большое
внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры.
Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный
технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов
быта и игрушек, нет музеев. Но надо подарить детям радость
творчества, познакомить с историей народного творчества,
показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить
с образной стилизацией растительного и геометрического
орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он
гражданин России.

Свою работу по приобщению дошкольников к истокам народной
культуры страны планирую в соответствии с Образовательной
программой ДОУ, разработанной на основе комплексной программы
«Детство» под редакцией Логиновой В. И.и
Бабаевой Т. И. рекомендуют уделять серьезное внимание
приобщению дошкольников к истокам народной культуры своей
страны.

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность
в самоутверждении и признании их творческих возможностей,
я поставили основные задачи в работе по данной теме:

  1. Формировать устойчивый интерес к искусству народа России
    и народов других стран;

  2. Развивать художественно-творческие способности у детей;

  3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям
    окружающего мира;

  4. Воспитывать самостоятельность, активность и творчество
    в применении ранее усвоенных способов изображения, используя
    выразительные средства.

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

При создании предметно-развивающей среды группы учитываем принципы
ФГТ к условиям реализации образовательной программы ДОУ. Одной
из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого
ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность
проявить себя. В “центре искусства” подобрала
дидактические и развивающие игр; папки с силуэтным
моделированием, различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”,
“Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”,
“Жостово” и др, оформила таблицы с элементами
народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности,
различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные
изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для
формирования умения планировать работу по реализации замысла. Во
время работы пробуждаю в ребенке веру в его творческие
способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что
очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость.
Интеграция образовательных областей: «Художественное
творчество», «Познание», «Социализация»,
«Коммуникация», «Труд», «Чтение
Художественной литературы», «Музыка», дает
возможность интересно и доступно сформировать систему знаний
и умений детей по данной теме.

В своей работе придерживаюсь следующих дидактических принципов:
наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности,
индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников,
познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.

Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного
искусства развиваю в следующих направлениях: в предварительном
создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора,
в расположении их на объемах,в создании предметов декоративного
характера, умения найти собственный способ изображения и оформления
предмета, в перенесении задуманного декоративного узора на
изделия.

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Всю работу строю в определенной системе, использую традиционные
и нетрадиционные формы. Творчество — это деятельность
в процессе которой создается что-то новое, в результате
поиска, использования, использования личного опыта, а также
знаний и умений, которые ребенок получил в процессе
обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки
являются тематические и интегрированные занятия, в которых
фрагментарное введение познавательного материала идет в логике
с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на
формирование устойчивого интереса детей к искусству своего
народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине

Читайте также:  Психологическое развитие ребенка представляет собой процесс

В педагогическом процессе я использую народное искусство по трем
направлениям:

  • оформление интерьера детского учреждения, на праздниках и досуге.

  • ознакомление детей с народным искусством

  • развитие детского творчества сначала как прямое воспроизведение
    образцов-эталонов, а затем — творческое осмысление
    и применение

Формируя культура эстетического восприятия детей,
подготавливаю их к творчеству, потребности создавать узоры,
украшать предметы, вырабатываю желания рассматривать новые узоры
и высказывать свои оценочно-эстетические суждения. Практикую
игровые формы обучения, посещение нашего “музея” —
“Горницы” и выставок декоративно-прикладного
искусства, вечера развлечений “Русская ярмарка”,
“Масленичные гулянья”

Всю свою работу стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок активно
фантазировал, воображал, чтобы уже начало занятия было сказочным,
увлекательным. Поэтому формы проведения НОД выбираю разные:
путешествия по старинным русским городам, знаменитым на весь мир
своими художественными промыслами, например, “Мастера из
Нижнего Новгорода”, экскурсии в сказку, превращение
в мастеров-художников.

Метод проектов считаю очень эффективным для развития творческих
способностей старших дошкольников. Помочь детям войти в мир
народной русской игрушки, познакомиться с её характерными
образами способствовал проект «Игрушка из Руси». В рамках
проектной деятельности познакомили детей с образами загорской,
полхов-майданской и семеновской матрешками. В целях
эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала
художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами,
которые используют народные мастера, звучанием народной музыки,
частушек, песен. Использование различных фольклорных речевых форм
позволяет привлекать к активному участию обычно пассивных,
застенчивых детей. Важную роль отвожу, предварительному обследованию
игрушки, предмета: рассматривание предмета, тактильно обводя рукой по
его контуру, т. е. использую «жест рукой».

Познавательно-игровой проект«Традиции и обычаи
русского народа» помог развить интерес у детей к устному
народному творчеству, народным играм. В проекте использую
элементы музейной педагогики. С помощью мультимедийного
оборудования для детей устраиваются видео-экскурсии в музеи
«Русского быта», «Русского костюма»,
«Московский кремль». В проект входят познавательный
блок: интерактивные занятия, дидактические игры, народные
и хороводные игры, танцы, чтение русских народных сказок и т. д.
и конечно, продуктивная творческая деятельность детей.

При создании декоративного орнамента, узора обращаю внимание детей на
обязательное выделение знакомых элементов и их украшения,
чередование элементов, ритмичность. Показываю, что сложный узор
состоит их простейших, знакомых геометрических частей —
точка, кружок, кольцо, прямая и волнистая линии. Если дети
затрудняются, обращаю их внимание на таблицы с элементами
и компоновку их в узоре. Стараюсь приободрить детей
пословицами и поговорками: «Терпение и труд —
все перетрут», «Умелец да рукоделец и себе и людям
славу приносит».

Очень значима организация творческих заданий с целью применения
детьми полученных знаний непосредственно в той или иной
деятельности, например “Мастеру поступил большой заказ и он
обратился за помощью к детям”. Это становится предпосылкой
к формированию устойчивого интереса к народному искусству,
его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту
мастеров.

Немаловажный прием в развитии детского творчества —
проживание ситуации успеха. Провожу анализ всех детских работ в форме
разнообразных мини-выставок, дискуссии, круглого стола, где каждый
ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со
сверстниками, а вечером — с родителями, услышать
добрые и такие важные для него слова: одобрения, поощрения,
восхищения.

Роль декоративно прикладного творчества в развитии личности ребенка

Расширению кругозора детей в области русского
декоративно-прикладного искусства способствовал проект “Русский
перепляс”. С его помощью дети познакомились с основными
декоративными элементами в русском орнаменте. Создавая с детьми
элементы декоративного панно (силуэты девиц, парней, берез и цветов),
стремилась формировать навыки творческой изобразительной
деятельности, учила использовать цвета для русских росписей,
применять разнообразные приемы, материалы и инструменты,
стремиться к созданию выразительного образа.

Приобщая детей к народному творчеству, нельзя обойти вниманием
национально-региональный компонент. Кольская земля издревле богата
талантами. Мастера кустарных промыслов создавали поистине
неповторимые произведения, они и сегодня радуют и поражают
мастерством и вкусом.

Познакомив детей с условиями жизни, быта, культурой коренных
жителей Кольского полуострова — саамами, предлагаю детям
окунувшись в творчество — украсить поделки, силуэты
национальной одежды традиционными саамскими узорами. Дети учатся
умению составлять узоры на северные мотивы, понимать смысл узора,
отличать северный орнамент от орнаментов других народов.

Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое,
невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали
единомышленниками и создавали необходимые условия для
творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать
необходимую методическую помощь.

Необходимую информацию родители получают на собраниях,
в индивидуальных беседах, консультациях, через информационные
стенды по темам: «Учить понимать прекрасное» и др.
Оформила папку-передвижку «Русский праздничный костюм».
Плодотворно проходят Дни открытых дверей: «Я —
взрослый, ты — ребенок» и «Неделя Красоты»,
где родители трудятся вместе с детьми. Результатом таких дней
становятся выставки совместного творчества, где все могут
полюбоваться на творение своих рук.

Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что
использование изделий народных промыслов углубляет знания детей
о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает
изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать
изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям
народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело
и свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными
способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность
изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным
объяснением. Дети нашей группы умеют выделять средства
выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит,
симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи.
Наши маленькие художники активно применяют полученные знания, умения
в самостоятельной творческой деятельности.

Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка
от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных,
радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения,
любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием
талантом создаются такие прекрасные вещи.

Источник