Роль деятельности в психическом развитии ребенка рубинштейн

Роль деятельности в психическом развитии ребенка рубинштейн thumbnail

(С.Л. Рубинштейн,  А.Н. Леонтьев)

Многоплановая деятельность — источник образования и развития всех психических свойств человека, формирования его личности. Человек -существо общественное и как личность он формируется внутри общественных отношений, в которые люди вступают в процессе общественной деятельности. Именно развитие общественных отношений, конкретно-исторические условия жизни и деятельности обуславливают возможности формирования личности человека, определяют ее социальную сущность и ценность, цели воспитания. Новые поколения — дети — овладевают опытом, накопленным человечеством, его достижениями посредством совместной со взрослыми деятельности, в общении с окружающими, при целенаправленном построении разнообразной деятельности.

В процессе онтогенеза развертывается, усложняется, дифференцируется многоплановая деятельность ребенка. В результате этих изменений деятельности развиваются психические новообразования, которые, характеризуя сущностные особенности каждого возраста, являются решающим критерием, определяющим конкретную эпоху детского развития.

По мнению С.Л. Рубинштейна (1889 — 1960), основной закон развития психики заключается в том, что дети созревают и развиваются, лишь воспитываясь и обучаясь. Это значит, что ребенок под руководством взрослых усваивает достижения человеческой культуры, и это определяет его движение вперед.

Движущими силами психического развития являются внутренние противоречия между достигнутым уровнем и тем новым содержанием, которым ребенок овладевает.

Важным для понимания развития психики является проблема единства сознания и деятельности, впервые поставленная в отечественной психологии Рубинштейном. Деятельность и психика так тесно взаимосвязаны, что появляется возможность анализировать психику через человеческую деятельность, в которой она формируется и раскрывается. Сознание и поведение развиваются внутри конкретных форм деятельности (игры, учебного, производственного труда).

Понятие возраста, возрастных границ и особенностей, по мнению Рубинштейна, имеет не абсолютное, а относительное значение. «… Общие возрастные особенности не обозначают ни возрастных стандартов, ни возрастных лимитов. Возраст не определяет стандарта психического развития» (С.Л.Рубинштейн). Возрастные особенности различных форм психики проявляются в единстве с их индивидуальной вариативностью на каждом этапе развития. С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что «реальный процесс психического развития человека всегда является конкретным индивидуальным процессом».

А.Н. Леонтьев (1903 — 1979) объяснил своеобразие возрастных особенностей ребенка взаимоотношениями, в которые он вступает с окружающей действительностью на разных этапах своего развития. Так, в дошкольном возрасте ребенок зависит от окружающих людей и должен считаться с требованиями, предъявляемыми к его поведению.

«В изучении развития психики ребенка следует исходить из анализа развития его деятельности так, как она складывается в данных конкретных условиях его жизни « (Леонтьев A.Н.).

Развитие деятельности, во-первых, внутренне связано с формированием человеческого сознания, во-вторых, несет в себе богатый спектр свойств, по которым в их единстве можно достаточно глубоко охарактеризовать каждый возраст и их взаимную связь. Критерии развития деятельности можно использовать применительно к периодизации всей жизни человека, но в настоящее время свое обоснование он получил преимущественно при изучении детства.

Изучение сложившихся в современных конкретно-исторических условиях разнообразных видов деятельности детей, с одной стороны, и особенностей психического развития ребенка в различных видах деятельности, с другой, показало, что каждому возрастному этапу присущ не только определенный состав многокомпонентной деятельности, но и ведущая деятельность, которая определяет на данном этапе отношение ребенка к окружающим людям, к действительности. То есть одни виды деятельности играют главную роль в развитии, другие — подчиненную. И как пишет А.Н. Леонтьев: «Нужно говорить о зависимости психики не от деятельности». И хотя источники развития психики ребенка не исчерпываются ведущей деятельностью, успех которой зависит от организации ее во взаимосвязи всего комплекса разнообразных видов деятельности, но именно ведущая деятельность определяет уровень функционирования психических процессов. Поэтому большое значение приобретает выявление ведущего типа деятельности, установление его места, раскрытие возможностей и путей его организации.

Ведущей является не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся в данном периоде психического развития ребенка. Под ведущей деятельностью в психологии понимается «такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии» (А.Н.Леонтьев). Это деятельность, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития.

А.Н.Леонтьев рассматривает ведущую деятельность как критерий периодизации психического развития, как показатель психологического возраста ребенка. Ведущая деятельность характеризуется тем, что в ней возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития. Содержание и форма ведущей деятельности зависит от конкретно-исторических условий, в которых протекает развитие ребенка. Смена ведущих типов деятельности подготавливается длительно и связана с возникновением новых мотивов, которые формируются внутри ведущей деятельности, предшествующей данной стадии развития, и которые побуждают ребенка к изменению положения, занимаемого им в системе отношений с другими людьми.

Источник

Роль деятельности в психическом развитии ребёнка

ЗНАЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Деятельность является неотъемлемой составляющей жизни человека, положительно влияя на формирование психических процессов и личности в целом.

На каждой стадии развития человека выделяют ведущие виды деятельности. По мере взросления, они усложняются.

Успешное усвоение всех видов деятельности является гарантом становления человека в дальнейшей жизни, как самодостаточного профессионала.

Цель работы – определить роль деятельности в психическом развитии ребёнка.

Задачи работы:

1. проанализировать различные теории деятельности;

2. определить существующие проблемы деятельности в современных исследованиях;

3. обозначить критерии оценки сформированности личности ребёнка;

4. охарактеризовать значение деятельности для психического развития детей.

Читайте также:  Как развитие мелкой моторики рук влияет на развитие психических процессов ребенка

объект исследования — ребёнок

предмет исследования- деятельность

Наиболее важные характеристики деятельности (Рубинштейн «Принцип творческой самодеятельности»)

1) субъектность — деятельность всегда осуществляется субъектом или субъектами;

2) содержательность, реальность, предметность;

3) деятельность имеет неразрывную связь с творчеством;

4) существует связь между деятельностью с самостоятельностью..

Существенным достижением советской психологической науки была разработка общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева, на основании культурно-исторической концепции психики Л. С. Выготского.

  Работа основывалась на следующих базовых утверждениях:

1. Деятельность нужно рассматривать как процесс, который оказывает непосредственное влияние на жизнь субъекта, которая нацелена на удовлетворение основных потребностей человека.

2. Развитие деятельности обязательно приводит к формированию психического отражения реальности в процессе эволюции.

3. Деятельность — это процесс, который переводит внешнее во внутреннее.

4. Психическое отражение проявляется в продуктах деятельности. Деятельность изменяет образ в вещественную или идеальную объективно-предметную форму. Язык при этом рассматривается как форма отражения образа в индивидуальном сознании.

5. В каждом возрасте у человека существует ведущая деятельность.

6. Деятельность осуществляется субъектом, что способствует развитию личности.

В.В. Давыдов обозначил, что базовые проблемы деятельности не решены на современном этапе психологических исследований. Он обозначает основные проблемы как таковые:

— необходимо обозначить ключевое понятие теории деятельности — понятие «преобразования», которое объясняло внешние и внутренние изменения образа объекта;

— выявление соотношения коллективной и индивидуальной деятельности;

— классификация различных видов деятельности;

— выяснение соотношения психологической теории деятельности с другими подходами изучающими человека.

Даниил Борисович Эльконин выделял следующие периоды развития ребёнка и ведущие д-ти ( слайд)

В дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) ведущей становится развитая игровая деятельность. Именно в ролевой, сюжетно-развитой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.

В младшем школьном возрасте (от 7 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т.е. специальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления.

Дети подросткового возраста (от 10-11 до 15-16 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и взрослыми в школе. Авторитет родителей падает чуть ли не до нуля, тогда как авторитет ближайшего друга-ровесника сильно повышается.

Важнейшая особенность старшего школьного возраста (16-17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентаций.

Важным условием эффективности развития личности в вышеупомянутых видах деятельности является ее активность, способность к сознательной трудовой и социальной деятельности, степень целенаправленного, планомерного преобразования окружающей среды и самой себя. Активность проявляется в движениях, познании окружающей действительности, в общении, влиянии на окружающих и на самого себя. Последний вид активности называют самовоспитанием.

Главными видами деятельности являются игра, учение и труд. Игру считают ведущим видом деятельности для маленького ребенка, хотя важной она является и для школьников, нередко играют и взрослые.

Обучение характерно для школьника, но учатся также взрослые люди.

Труд — вид деятельности, которую осуществляют взрослые, но работать могут и школьники.

Поэтому разделение видов деятельности по принципу, что маленькие дети играют, школьники — учатся, а взрослые — работают в определенной степени относительно. Можно согласиться лишь с утверждением, что на каждом возрастном этапе превалирует определенный вид деятельности.

Познавательная активность способствует интеллектуальному развитию ребенка. Поэтому с детства следует поддерживать детское любопытство, отвечать на вопросы ребенка, развивать в ней интерес к знаниям.

Активность личности в трудовой деятельности способствует его физическому и интеллектуальному развитию, готовит к будущему профессиональному самоопределению.

Активность ребенка в общении дает ей возможность приобрести нравственного опыта поведения, определить свое место в коллективе, учит ее подчиняться и руководить другими.

Движущей силой любой деятельности, проявления в ней активности являются потребности. Задача педагога — открыть воспитанникам многообразие полезных для их развития видов деятельности и побудить к полезным делам, сдерживая от вредных.

Вывод: Деятельность оказывает значительное влияние на человека на всех этапах его становления, при этом влияет на все компоненты психики человека косвенно или непосредственно. По этому при исследовании личности человека используют комплексный подход и деятельность исследуется сквозь призму всех психических процессов, межличностного взаимодействия, самооценки и т.д.

Эффективно освоенные ведущие деятельности на разных этапах развития человека способствуют формирования взрослой и самодостаточной личности.

Источник

Основным условием психического развития ребенка является его собственная активная деятельность. А.Н. Леонтьев ввел в психологию развития понятие ведущей деятельности. Он подчеркивал, что «…главным процессом, который характеризует психическое развитие ребенка, является специфический процесс усвоения или присвоения им достижений предшествующих поколений людей. …Этот процесс осуществляется в деятельности ребенка по отношению к предметам и явлениям окружающего мира, в котором воплощены эти достижения человечества». Именно в активной мотивированной деятельности самого ребенка происходит формирование его личности. Причем это формирование происходит прежде всего под влиянием той деятельности, которая на данном этапе онтогенеза является ведущей, обусловливающей главные изменения в психических процессах в психологических особенностях личности ребенка (общение, игра, учение, труд).

Ведущая деятельность — это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на определенной стадии его развития. При переходе на новый уровень развития предыдущая деятельность не исчезает, но теряется ее определяющая роль в развитии. Так, игра — это ведущая деятельность дошкольника, но играют и школьники, и взрослые люди. Признаком перехода от одной возрастной стадии к другой является именно изменение типа ведущей деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.

Читайте также:  Развитие ребенка 9 лет мальчику

У младенца ведущая деятельность — непосредственный эмоциональный контакт со взрослым, благодаря которому у него образуется потребность в общении с другими людьми.

В раннем детстве — деловое практическое сотрудничество со взрослым. Ребенок занят предметом и действием с ним. Интенсивное овладение предметно-орудийными операциями формирует практический интеллект. Речь используется главным образом для налаживания сотрудничества со взрослым внутри совместной предметной деятельности. Потребность в речи возникает как средство деловых контактов со взрослым.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В игровой деятельности впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир. А.М Горький писал: «Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Все игры обычно воспроизводят те или иные виды практической неигровой деятельности и тем самым отвечают потребности ребенка принять участие в жизни и деятельности взрослых. Но ребенок становится взрослым лишь в воображении, мысленно. Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности: ориентируясь на взрослого как на образец, взяв на себя ту или иную роль, ребенок подражает взрослому, действует как взрослый, но только с предметами-заместителями (игрушками) в сюжетно-ролевой игре. В игре для ребенка существенны не столько свойства предметов, сколько отношение к предмету, отсюда — возможность замещения предметов, что способствует развитию воображения. Играя, ребенок также овладевает соответствующими действиями. Игровая деятельность к концу дошкольного возраста дифференцируется на такие формы, как сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, игры с правилами. В игре развиваются не только познавательные процессы, речь, общение, поведение, но и личность ребенка. Игра в дошкольном возрасте является универсальной формой развития (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Подъяков, С.Н. Карпова, А.С. Списаковская и др.), она создает зону ближайшего развития, служит основой для становления будущей учебной деятельности.

Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — учебная, в подростковом — общение со сверстниками в пространстве общественно-полезной деятельности, в ранней юности (старшем школьном возрасте) — общение со взрослыми в пространстве учебной деятельности, в юности — учебно-профессиональная деятельность, у взрослых — трудовая деятельность.

Основной смысл выделения ведущей деятельности заключается в понимании сущности ее воздействия на психическое развитие растущего человека. В связи с этим следует отметить, что в детских образовательных учреждениях все еще слишком большое место занимают методы словесного воспитания и обучения. Конечно, воспитание через сознание это необходимый, но не единственный момент. Переоценка словесных методов в воспитании приводит к нравственному формализму, в обучении к формальному усвоению знаний. С.Л. Рубинштейн отмечал, что всякая попытка взрослых «внести» в ребенка познание и нравственные нормы, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает самые основы здорового умственного развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств.

Сотрудничество и общение ребенка со взрослым

Овладение ребенком любой деятельностью возможно только в общении со взрослыми, во взаимодействии с ними и под их постоянным руководством. Поэтому общение со взрослыми — необходимое условие психического и личностного развития ребенка, его первая социальная потребность. Особенное значение удовлетворение этой потребности имеет в младенческом возрасте, когда ребенок нуждается в заботе и ласке взрослых, в эмоциональном контакте с ними. Эта потребность младенца удовлетворяется в непосредственно-эмоциональном общении со взрослым. Недостаток такого общения приводит к «эффекту госпитализма» — замедленному эмоциональному развитию ребенка, что тормозит его общее развитие.

Общение со взрослыми выполняет специфические функции в процессе формирования личности на каждом возрастном этапе. На первоначальных стадиях возрастного развития функции, формы и содержание общения со взрослыми непосредственно связаны с овладением ребенком предметным миром. В общении со взрослыми формируются потребность общения с другими людьми, эмоциональное отношение к ним и к миру, развиваются психические процессы, предметно-манипулятивная деятельность, и лишь к 6-7 годам у ребенка выделяется «собственно коммуникативная деятельность». На протяжении младшего школьного возраста общение со взрослыми остается одним из ведущих факторов развития личности ребенка, хотя к концу этого этапа общение со сверстниками начинает играть все более значительную роль (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Д.Б. Эльконин и др.). В подростковом возрасте на первый план выступает общение со сверстниками, основная функция которого связана с формированием способности строить отношения с окружающими в зависимости от различных задач и требований, ориентироваться в личных особенностях и качествах людей, сознательно принимать или не принимать нормы, принятые в коллективе (Т.В. Драгунова, А.В. Захарова, А.В. Петровский, Д.Б. Эльконин и др.).

Именно в дошкольном и школьном детстве наиболее четко прослеживаются взаимосвязи общения и развития таких сторон самосознания ребенка, как самопознание, самооценка, саморегуляция. Общение со взрослыми в старшем школьном возрасте приобретает существенное значение в связи с возникающими в ранней юности проблемами перспективного жизненного самоопределения (Л.И.Божович, И.С. Кон, А.В. Мудрик и др.).

Таким образом, потребность в общении — одна из основных социальных потребностей человека, она рано возникает и постепенно развивается. Однако, как показывает практика воспитания, данная потребность ребенка нередко не получает своего удовлетворения, а следовательно, и дальнейшего развития в силу отсутствия в реальном образовательном процессе необходимых условий. У многих детей и школьников существует глубокая неудовлетворенность потребности в неформальном личностном общении со взрослыми, что ведет к развитию повышенной тревожности, чувства неуверенности в себе, связанного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, в социально-психологической адаптированности.

Читайте также:  Развитие культуры ребенка начинается с детства

Обучение и развитие

Для педагогической практики имеет большое значение правильное понимание и профессионально грамотное применение принципа, утверждающего ведущую роль обучения в психическом развитии ребенка на всех возрастных этапах (П.П. Блонский, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Л.С. Выготский писал, что процессы развития не совпадают с процессом обучения… процессы развития идут вслед за процессами обучения, создающего зоны ближайшего развития.

Иными словами, обучение должно быть ориентировано не на зону актуального развития, т.е. не на то, что уже сложилось и составляет, по выражению Л.С. Выготского, «вчерашний день», а на зону ближайшего развития на «завтрашний день».

Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, с которыми ребенок еще не может справиться самостоятельно, но решает с помощью взрослого. Это тот следующий шаг в развитии ребенка, к которому он уже готов, и требуется лишь небольшой толчок, чтобы шаг был сделан. Обучая ребенка чему-то новому, взрослый помогает ему решить ту самую задачу, к пониманию и овладению которой он уже готов, но самостоятельно с ней еще не справился. Л.С. Выготский подчеркивал, что если ребенок с помощью взрослого не справляется с задачей, значит, она находится за пределами зоны ближайшего развития и никакого развивающего эффекта иметь не будет; в лучшем случае удастся лишь натаскать ребенка на выполнение подобных заданий или действий. Зона ближайшего развития, демонстрируя еще скрытую от внешнего наблюдения меру зрелости психических процессов, имеет гораздо большее значение в плане прогноза и обучения, чем зона актуального развития, показывающая лишь то, что ребенок уже может.

Представление о взаимосвязанности процессов обучения и развития при ведущей роли обучения противостоит положению, долгое время господствовавшему в детской психологии, о том, что развитие — это созревание, а обучение должно надстраиваться над созреванием. Такой точки зрения придерживались, в частности, Ж. Пиаже, К. Бюлер, Э. Торндайк, несмотря на все присущие их теоретическим воззрениям различия. Но такое обучение может быть лишь тренировочным, а не формирующим процессом.

Решение вопроса о соотношении обучения и развития имеет существенное значение не только для психологической теории, но и для педагогической практики. С.Л. Рубинштейн справедливо отмечал, что каждая концепция обучения включает в себя определенную концепцию развития, точно так же каждая концепция психического развития заключает в себе и определенную теорию обучения.

Очевидно, что процесс индивидуального развития определяется как созреванием структур высшей нервной деятельности, так и обучением. С точки зрения отечественной психологии развития учение представляет собой субъективную деятельность, в результате которой общественно значимое содержание знаний, единое для детей определенного возраста, превращается в личностное достояние каждого. Вернее следует сказать, что учение именно такой деятельностью должно быть. В процессе учения происходит своеобразное преломление каждым ребенком «внешних условий через внутренние» (С.Л. Рубинштейн), личностное «присвоение знаний, умений» (А.Н.Леонтьев), при котором задаваемое типовыми программами содержание преобразуется на основе индивидуальных особенностей и индивидуального опыта ребенка, его отношения к знаниям и учению вообще, умений их освоить и т.п.

С.Л. Рубинштейн писал, что психические функции формируются в процессе функционирования и существенно зависят от того объективного содержания, на котором они формируются. У ребенка это функционирование неразрывно связано с освоением содержания человеческой культуры и установившейся в данном обществе системы межлюдских отношений. Освоение содержания культуры совершается в процессе обучения; освоение межлюдских отношений… в процессе воспитания, неразрывно связанного с обучением.

Единство развития и обучения, развития и воспитания означает взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов. Развитие не только обусловливает обучение и воспитание, но и само обусловливает ход созревания и развития. Таким образом, психические свойства ребенка следует рассматривать не только как предпосылку, но и как результат всего хода его развития в процессе обучения и воспитания.

Образовательная среда, которую организуют взрослые и в которой обитает ребенок, состоит, с одной стороны, из знаний, умений, правил, деятельностей и т.п., которые как бы присваивает ребенок; с другой стороны, из его отношений к этим знаниям, умениям, правилам, деятельностям и т.п.; с третьей — из отношений ребенка к самому себе, к окружающим его сверстникам и взрослым, из понимания им своего места в этой обетованной среде, его эмоционального самоощущения в ней.

И эффективность образования, а следовательно, и психического развития зависит от того, насколько средства, содержание, методы обучения и воспитания разрабатываются с учетом психологических закономерностей возрастного и индивидуального развития и не только опираются на уже имеющиеся возможности, способности, умения детей, но и задают перспективу их дальнейшего развития, насколько взрослые в работе с детьми разного возраста акцентируют внимание на формировании у них интереса к окружающей жизни, интереса и умения учиться, способности к самостоятельному добыванию знаний, потребности в активном отношении к той деятельности, в процесс которой они включаются.

Источник