Роль чистоговорок в развитии речи ребенка

Роль чистоговорок в развитии речи ребенка thumbnail

Роль чистоговорок в развитии навыков звукопроизношения.

Чистоговорка — малый жанр фольклора; народно-поэтическая шутка, заключается в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении. это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.

Организм ребенка дошкольного возраста находится в активном развитии. Речевой аппарат не является исключением, поэтому задача окружающих взрослых больше способствовать развитию. Среди эффективных средств развития звуковой культуры действующее место принадлежит чистоговорки. С их помощью педагог имеет возможность наладить произнесения дошкольником определенного звука или звукосочетания. Главное, заставить ребенка четко их артикулировать. Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

Далее приводится примерный набор чистоговорок, которые можно использовать на занятиях по развитию речи для развития правильного звукопроизношения.

Чистоговорки широко используются логопедами для автоматизации поставленных звуков, они помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка и новыми поэтическими образами.
Запомнить чистоговорку детям, не имеющих проблем со звуками, как правило, не составляет особого труда. А вот детям с ОНР и ФФНР гораздо сложнее её выговорить без запинки, при этом чётко и внятно. Предлагаемые ниже игры и упражнения помогают эффективно справится с этой задачей. Они ориентированы на занятия в небольших (4-6 человек) группах детей старшего дошкольного возраста, а так же на индивидуальную работу с детьми. Освоить технологию применения этих игр и упражнений не сложно педагогам детских дошкольных учреждений. Однако здесь очень важно знать и выполнять несколько простых правил:
-Следите чтобы детям было интересно
-Отложите занятия если ребёнок расстроен.
-Не перегружайте малыша.
-Забудьте о своём возрасте и с удовольствием включайтесь в работу с детьми
-Искренне гордитесь ребёнком, цените и уважайте его успехи.
Иными словами добивайтесь того, чтобы занятия были бы для всех не в тягость, а в радость.
Прежде всего логопедам или необходимо иметь подборку чистоговорок. Очень полезно к поиску новых чистоговорок подключать самих ребят. Как правило, они делают это с огромным удовольствием.
На одно занятие следует выносить не больше одной чистоговорки. В этом случае она глубже прорабатывается, чётче усваивается и остаётся в памяти на более длительное время. Начать лучше с того, что логопед достаточно громко, не спеша, внятно читает текст скороговорки. Если дети уже умеют читать, то каждому из них даётся карточка с печатным текстом чистоговорки, так что у ребёнка появляется возможность следить глазами. Затем дети хором вместе с преподавателем повторяют текст ещё раз. После такого первичного знакомства с чистоговоркой начинается основная работа по её лучшему запоминанию и проговариванию. Для этого имеется несколько приемов.
1. Абсолютно любую чистоговорку можно пропеть Особенно детям нравится петь, изображая известных животных. Здесь тоже очень много вариантов: например как медведь (грубым голосом), или как лисичка (хитро и лукаво), или как мышка(писклявым голоском), или как котёнок (ласково и нежно) и т.д. Важно предоставить детям возможность самим решить, какое животное они будут изображать следующим.

2. Инсценировка. Этот приём очень любим детьми, однако следует помнить о том, что не все чистоговорки можно «показать», инсценировать. По этому не обходимо за ранее всё продумать и отобрать подходящие. Дети могут показывать чистоговорку все сразу, одновременно, а педагог в это время произносит слова, наблюдает за малышами и выбирает особо старательного. Или другой вариант – один ребёнок выступает в роли актёра, показывая инсценировку, а остальные ребята (они же зрители) громко, хором проговаривают чистоговорку. При чём в роли актёра должен побывать по очереди каждый ребёнок. Следовательно, чистоговорка будет произнесена как минимум , столько раз, сколько детей в группе. Этот приём как и предыдущий раскрепощает детей, раскрывает их актёрские способности.
3. Ответь на вопрос. Работа в этом ключе подразумевает, что чистоговорка может быть не только великолепным упражнением для укрепления артикуляционного аппарата, но и служить богатейшим материалом для многочисленных размышлений дошкольника: о чём ( о ком) повествует эта чистоговорка? Бывает ли такое на самом деле? Почему? Сколько слов в предложении? Значение, какого слова вам не понятно? Какой звук здесь встречается чаще других? Как можно охарактеризовать этот звук?
Важно выслушать всех желающих высказаться. Ответы – рассуждение на подобные вопросы развивает мышление детей, учат их выдвигать гипотезы, обогащать словарный запас малышей, учат различать звуки речи на слух, помогают овладеть звуковым анализом слов, подготавливая к освоению школьной грамоты.
4. Диалог. В проговаривании чистоговорки участвуют два человека, между ними происходит диалог. Важно, чтобы каждая пара детей стремилась произнести чистоговорку как можно чётче и лучше, при этом эмоционально обыграв задуманную по ситуации роль (дворовых бабушек – сплетниц, давних друзей, животных, и других).
5. Зеркало. Дети, как в предыдущем приёме, группируются по парам. Один ребёнок в паре изображает человека, стоящего перед зеркалом, и он должен произносить скороговорку, широко открывая рот и чётко выговаривая каждый звук; второй ребёнок стоит лицом к лицу УК первому и изображает зеркало, а точнее – зеркальное отражение. Его задача – беззвучно, одними губами, точно повторить текст. Затем следует поменяться ролями.
Для данного приёма, который великолепно развивает внимание дошкольников подходит любая скороговорка, лишь бы она была интересна детям.
6. Аудио повтор. Чистоговорка записывается на магнитофон. Педагог сам решает, сколько раз и в каком темпе будут звучать слова и предложения. Задача ребят – повторять воспроизводимый текст. Можно записать на магнитофон голос самих детей и устроить конкурс – у кого лучше получается проговаривание. Услышать себя со стороны будет не только занятно, но и полезно.
7. Иллюстрация. Этот способ ещё называется «Зарисовка». Его лучше использовать в качестве домашнего задания. Дети записывают изученную чистоговорку на отдельном листе и делают к ним иллюстрацию. При этом не имеет значения есть у ребёнка способности к изобразительной деятельности или нет. Каждый ребёнок рисует так, как умеет, а помощь мам, пап, бабушек, дедушек, братьев и сестёр только приветствуется. Таким образом, после серии занятий у ребят формируется своя книга с чистоговорками. Этот приём развивает воображение ,даёт бескрайний простор для творчества.
Чистоговорки используются для развития словарного запаса и чувства ритма. Здесь можете дать волю фантазии!. Используйте их в игре с игрушкой (тавтологии не избежать), повторяйте, как считалочку. Полезно будет и подобрать к чистоговорке картинку, а ещё лучше — оформить её как открытку и сделать своим хобби коллекционирование таких открыток.

Источник

Мартынович Раиса Валентиновна
Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей».

Чистоговорки и скороговорки — это уникальное явление языковой культуры любого народа. Коротенькие рифмованные фразы помогают выработать навыки произношения. Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас. Чистоговорки и скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков.

Из опыта работы «Чистоговорки и скороговорки в развитии речи детей»

Чистоговорка — это ритмичная, зарифмованная фраза, содержащая различные сочетания звуков, слогов, слов и используемая для улучшения произношения звуков и для их автоматизации. Каждая чистоговорка состоит из двух частей. В первой части определенный слог повторяется трижды, для этого ребенку приходится согласовывать движения языка и губ – вырабатывать нужный артикуляционный навык. Вторая часть — короткая фраза, которая рифмуется с первой частью. Так ребенок отрабатывает произнесении слога не только в слове, но и в предложении. Чистоговорки способны развить не только звукопроизношение, но и другие стороны речи ребенка: фонематический слух, словарь, грамматику, связную речь, чувство ритма и рифмы.

Однообразные занятия могут быстро наскучить ребенку. Чтобы этого не произошло, следует попробовать превратить их в интересную и полезную игру. Например, можно предложить ребенку представить себя собачкой или мышкой и произнести фразу, как это сделали бы выбранные животные. Помогут перевоплотиться маски или мягкие игрушки. Можно еще использовать картинки. Министишок с веселой картинкой способны сотворить чудо. Большинству детей очень нравятся эти карточки.

Приведу несколько примеров чистоговорок.

Роль чистоговорок в развитии речи ребенка

Мы – мы – мы – дождались зимы.

Ра – ра – ра — во дворе гора.

Ры – ры – ры – прокачусь с горы.

Роль чистоговорок в развитии речи ребенка

Ма – ма –ма – вот пришла зима.

Ок – ок – ок – на дворе снежок.

Ом – ом – ом – слепим снежный дом.

Скороговорки намного сложнее чем чистоговорки. В них используются слова с очень сложными сочетаниями звуков.

Скороговорки — своеобразный тренажёр. Они поднимают настроение, помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас.

Разучивать каждую новую скороговорку надо медленно, тщательно проговаривая звуки. Только научившись произносить правильно все звуки, можно попытаться предложения в быстром темпе.

Скороговорки помогают избавится от так называемой «каши во рту». Но для этого надо заниматься постоянно, четко проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, можно превратить это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять.

Как работать со скороговорками?

• Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки.

• Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.

• Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию. Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.

• Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, а затем быстрее.

• В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности.

• Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.

• Устройте соревнование — кто быстрее проговорит скороговорку.

• Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.

Вот некоторые очень простые, на мой взгляд, скороговорки.

*Бегают две курицы

Прямо по улице.

*Мы читали, мы не спали

И нисколько не устали.

*Тот ли это кот?

Это кот – не тот!

*Тащи леща, неси карася.

*В цветнике цветут цветы.

*Василек – мой любимый цветок.

Мой любимый цветок – василек.

*Бобры добры,

Добры бобры.

*Жираф в Африке граф.

*У Сани сом с усами.

*У ежа и елки

Иголки колки.

*Скачет косой в кустарник густой.

*Вышел кот из ворот-

Кот рябой, хвост трубой.

*Было весело на горке

Сане, Соне и Егорке.

Скороговорки можно использовать в играх. Например, игра «Эхо». Участники игры друг за другом произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки. Условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий. При этом с каждым новым повтором скороговорки темп увеличивается до максимально возможного. При неправильном произношении одного из компонентов скороговорки кем-либо из участников игра начинается заново.

Для повторения уже изученных скороговорок также можно использовать игровую форму. Например, игра «Выключили звук!». Ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.

Многолетний опыт показывает: игровая форма помогает не только полюбить такие замечательные речевые упражнения, как чистоговорка и скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка. Чем раньше начать учить с ребенком чистоговорки и скороговорки, тем быстрее он может слышать и различать звуки и звуковые сочетания, а также повторять их самостоятельно.

Источник

Роль скороговорок в развитии речи.

  Скороговорка — это уникальное явление языковой культуры любого народа. Они созданы народом для забавы детям, и надо заметить, это очень полезная забава.   Маленькие, коротенькие рифмованные фразы — великолепные упражнения для отработки правильной, чёткой и грамотной речи. Скороговорки имеют несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов, например: «на дворе трава, на траве дрова». Они развивают речевой слух и дикцию, обогащают словарный запас.

  Конечно, серьёзные речевые дефекты — предмет сферы деятельности учителей-логопедов.

  Но всё же чистое ясное произношение, лексически богатая, грамматически правильная и логически связная речь — прежде всего заслуга семейного воспитания.

  Скороговорки  — своеобразный тренажёр, они не только поднимают настроение, но и помогают пониманию некоторых слов и фраз, так как зачастую в скороговорках используются устаревшие и мало употребляемые слова, но содержащие необходимые звуки и звукосочетания. Знакомство с этими словами обогатит словарный запас всей семьи.

  Скороговорки помогают избавится от так называемой «каши во рту». Но для этого надо заниматься постоянно, четко и ясно проговаривая каждый звук в скороговорке. Если ребенок не очень справляется, не ругайте его, а превратите это занятие в игру, что бы ему хотелось почаще их повторять. Сначала предложите наиболее простые, короткие и несложные в произношении скороговорки.

  Но в то же время мы должны знать, когда и какие скороговорки из множества вариантов следует применять, чтобы эффективно влиять на развитие речи детей. Это будет зависеть от многих факторов, таких как возраст ребенка, уровень его речевого развития, а также от многих других психологических особенностей личности.
Здесь я хочу отметить важность совместного проговаривания скороговорок с детьми, которые имеют проблемы в речевом развитии. Не следует требовать от ребенка проговаривания скороговорок на скорость.
 Начинать разучивание скороговорки следует с очень простых и коротких стихосложений. Не надо для этого специально выбирать время. Это будет интересно делать в то время, если ребенок сидит у вас на коленках или рядом с вами, например, когда вы накрываете на стол или идете в магазин и т.д.

  При разучивании скороговорки важно ясно, медленно и четко рассказать ее, затем повторить это несколько раз с небольшим ускорением и потом показать ребенку, что можно проговорить ее быстро.

  Скороговорки – это коротенькие стишки, которые помогают развивать память у детей. Также они направлены на развитие и тренировку речи ребенка, их очень хорошо применять для закрепления ряда поставленных звуков на   логопедических занятиях.
 Терапевтический эффект использования скороговорок может проявиться также и при воспитании детей с нарушением поведения.
 Гиперактивные детки начинают прислушиваться к скороговоркам и пытаться повторить их. Но именно сложность повторения скороговорок за взрослым и невозможность сделать это с первой попытки заставляет их сконцентрироваться, остановиться и медленно повторять снова и снова. А смешные ошибки будут веселить их и, одновременно, выполнять свою поучительную функцию.
 Интонация, с которой вы проговорите скороговорку, должна быть мягкой и мелодичной, так как само сочетание и стечение разных звуков в словах в некоторых скороговорках очень сложное.

Как работать со скороговорками?

  • Прочитайте ребёнку скороговорку и попросите его рассказать, о чём она.
  • Помогите ребёнку ответить на вопросы по её содержанию.
  • Попросите его объяснить сложные слова или объясните их значение сами.
  • Предложите ребёнку взять в руки мячик и, ритмично подбрасывая и ловя его двумя руками, проговорить скороговорку (подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог).
  • Предложите ребёнку проговорить скороговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
  • Скороговорку можно повторить, перебрасывая мяч друг другу.
  • Попросите малыша проговорить скороговорку, прохлопывая ритм ладошками. (Хлопать надо как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки). При этом надо хлопать и говорить сначала медленно, затем всё быстрее и быстрее.
  • Устройте соревнование (с мамой или друзьями) — кто быстрее проговорит скороговорку. Время замечать можно по секундной стрелке.
  • Предложите проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
  • Больше внимания уделяйте тем скороговоркам, в которых есть звуки, вызывающие затруднения произношения у вашего ребенка.

Вот некоторые очень простые и интересные, на мой взгляд, скороговорки. Попробуйте их на язык — они очень забавные и вкусные!

Мышка сушек насушила
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубки сразу же сломали.
***
Расскажите про покупки!
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
***
Шла Саша по шоссе
И сосала сушку.
***
Попугай сказал попугаю:
— Хочешь, я тебя попугаю?
Попугай сказал попугаю:
— Попугай, попугай, попугай!
***
На дворе трава,
На траве дрова.
Не руби дрова
На траве двора.
***
Шит колпак не по — колпаковски.
Надо колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
Некому колпак переколпаковать,
Перевыколпаковать.
А неперевыколпакованный колпак
Не переколпаковывается никак.
А недовыколпакованный колпак
Недовыколпаковывается никак.

Источник

Существует множество различных методик и способов для развития речи детей. Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения.Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было.Поэтому они относятся к народному фольклёру и считаются особым шуточным жанром народного творчества, являются уникальным явлением языковой культуры любого народа. Один из первых исследователей народного фольклёра, кто заинтересовался этим жанром, был В. И. Даль. Он дает такое определение скороговорки: « частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв и слогов, сбивчивых или трудных для произношенья». Однако в наше время различают скороговорки и чистоговорки как два разных метода развития речи. Последние, как мы знаем, не требуют быстрого произношения.

Скороговорка – это специально продуманная фраза или небольшое четверостишье, построенные из трудно произносимых сочетаний звуков, предназначенных для быстрого и четкого проговаривания вслух.

В скороговорках, предназначенных для развития речи детей, очень часто присутствуют детские образы – имена ровесников, которые делают скороговорку ближе:

Съел Валерик вареник,

А Валюшка – ватрушку.

Большая часть скороговорок рассказывает о животных, птицах или насекомых:

У осы не усы, не усища, а усики.

Или

У ежа в гостях ужата,

У ужа в гостях ежата.

Веселые по содержанию скороговорки спсобны создать у детей определенное настроение и пробудить желание ее выучить:

Леша неуклюжий

Шлепнулся в лужу.

Порвал и промочил штанишки,

Набил на лбу большую шишку.

Положительный эмоциональный фон при разучивании веселых скороговорок позволяет организовывать общение с взрослыми комфортно, а обучать и развивать без принуждения. Каждая отдельная скороговорка – это не случайный набор звуков и слов. Она тренирует определенные навыки, отчеканивает произношение конкретного «проблемного» звука.

Скороговорки развивают речевой аппарат ребёнка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, чёткой и понятной, а ребёнок, успешной в будущем личностью.Это главная цель скороговорок, но не единственная.

Несмотря на то, что скороговорки произносятся обязательно быстро, они учат ребёнка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не « съедая окончания», так, чтобы его понимали.

Разучивая скороговорку, ребёнок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улаливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.

Он так же учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдаёт много разной информации. Некоторые дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл высказываемого. Например: « Мама мыла мылом Милу». Ребёнок вдумывается, чтобы понять, кто и что делает.

Смысл скороговорк становится прекрасной основой для расширения и обогащения словаря ребёнка.

Скороговорки помогают развивать и совершенствовать память и внимание детей, развивают у них  все каналы восприятия.

Психологи считают, что скороговорки можно использовать при работе с гиперактивными детьми, поскольку для правильного произношения необходимо проявить сосредоточенность и концентрированность.

В целом скороговорки благоприятно отражаются на общем интеллектуальном развитии ребёнка.

Каждая скороговорка, особенно хорошо известная, уже несет в себе определенный характер, настроение, окраску и, возможно даже темп.Кстати, описать свое восприятие скороговорки будет вполне уместно попросить самого ребенка, и тогда его отношение к этому фонетическому упражнению станет более эмоциональным, а восприятие звука – более успешным. Объясните ребёнку значение незнакомых слов и скороговорки в целом

Предварительный разбор – описание скороговорки может увеличить эффективность её использования, поскольку для ребёнка она станет более близкой и менее формальной.  При использовании скороговорок для маленьких детей после описания детьми характера скороговорки и выяснения их отношения к ней можно даже придумать ей самостоятельное имя – название, тем самым сделав её их другом.

Методика работы с уже выбранными или самостоятельно придуманными скороговорками достаточно известна: начиная с медленного и отчетливого проговаривания каждого слова и каждого звука до максимально четкого и быстрого произнесения всей скороговорки.

К. С. Станиславский рекомендовал работать со скороговоркой пошагово:

вначале произнесите скороговорку очень медленно и чётко, разбивая на слоги. Цель первого шага – правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков. Очень важно на этом этапе не допустить неправильного произношения. После того, как этот этап успешно пройден: ребёнок выучил текст и произносит правильно все звуки, учитесь делать всё то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Третий шаг – чтение скороговорки шёпотом. И лишь потом – вслух, вначале в медленном темпе, а там и в быстром, но помните о чёткости скороговорки. Предложите ребёнку повторить её три раза подряд.

При заучивании скороговорок для усиления мыслительных процессов помогает моторика рук. На каждое слово или слог:

сжимать пальцы в кулачки; загибать поочередно пальцы; нажимать пальцами (каждым по очереди) по воображаемым клавишам; стучать ладонью по столу; подбрасывать мяч и ловить его двумя руками; перебрасывать мячик из одной руки в другую; перебрасывать мяч друг другу; прохлопать ладонями, как бы «перекладывая» ладоши, как будто лепишь снежки; имитмровать «ввинчивание» лампочки.

В случае затруднения разделите скороговорку на несколько частей и учите каждую из них по отдельности. Точно так же можно разбить на части трудно произносимое слово (например: рододендроны).

Скороговорки можно использовать в играх:

«Кто быстрее?»: ведущий выбирает наиболее трудную скороговорку и произносит ее вслух медленно и внятно. Затем, обращаясь к участникам игры, он спрашивает: кто берется прочесть ее быстрее? Одному из желающих дается возможность это сделать. Вслед за этим выясняется, кто может прочесть скороговорку еще быстрее. Играющие один за другим сменяют друг друга, соревнуясь в быстроте и правильности произнесения скороговорки. Победителем объявляется тот, кто, не сбиваясь и не запинаясь, прочтет скороговорку быстрее всех.

«Паровозик»: на каждого участника ведущий игры распределяет по одному слову из выбранной скороговорки. После этого вся группа должна постараться, последовательно называя каждый свое слово, как можно быстрее произнести всю скороговорку целиком. После чего каждый участник должен попытаться произнести всю скороговорку самостоятельно.

 «Эхо»: участники игры друг за другом произносят за ведущим отдельно каждое слово скороговорки. Непременное условие: каждый следующий участник должен повторить слово тише, чем предыдущий. При этом с каждым новым повтором скороговорки темп увеличивается до максимально возможного. При неправильном произношении одного из компонентов скороговорки кем-либо из участников игра начинается заново.

Для повторения уже изученных скороговорок также можно использовать игровую форму:

 «Поле чудес»: на доске из выбранной скороговорки выписываются только служебные части речи (предлоги, союзы и т.д.). Вместо знаменательных частей становятся пропуски. Участникам игры необходимо восстановить зашифрованную скороговорку и произнести ее вслух быстро и без ошибок.

«Выключили звук!»: ведущий медленно, одними движениями губ и, при необходимости, языка беззвучно имитирует произнесение одной из изученных скороговорок. Задача остальных участников – угадать скороговорку и произнести ее быстро и без ошибок. Угадавший участник становится ведущим.

«Глухонемая скороговорка»: задача ведущего – жестами изобразить содержание скороговорки. Остальным участникам необходимо угадать саму скороговорку. Победителем считается тот, кто не только быстро угадал скороговорку, но и смог без ошибок ее произнести.

«Гонки скороговорок»: играющие выстраиваются в ряд. Ведущий распределяет между всеми играющими 5-10 скороговорок (примерно равной степени сложности) так, чтобы играющие, получившие разные скороговорки, чередовались. Затем тот, на кого укажет ведущий, должен сделать шаг вперёд и быстро три раза подряд, сказать полученную им скороговорку. Если задание выполнено хорошо, он остаётся впереди шеренги, если плохо – возвращается на своё место. Победителями считаются все те, кто окажется к концу игры впереди шеренги.

« Соревнования телефонистов»: две группы играющих по 10 – 12 человек рассаживаются двумя параллельными рядами. Ведущий подбирает труднопроизносимую скороговорку и сообщает её « по секрету» первому в каждой команде. По сигналу ведущего первые в ряду начинают передавать её на ухо вторым, вторые – третьим так до последних. Последние, получив «телефонограмму», должны встать громко и внятно произнести скороговорку. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст скороговорку по цепи и представитель которой точнее лучше произнесёт её вслух.

 «Актёрское мастерство»: роли могут быть разные: радостный, весёлый, смеющийся, грустный, сердитый, обиженный, задумчивый, удивлённый человек; персонажи сказок (Чебурашка, Баба Яга, Буратино и др.); образы животных ( лиса, медведь, волк, заяц, мышонок и др.) Введите ребёнка в роль: поговорите с ним о характере выбранного персонажа, покажите позу, мимику и жесты этого героя, подберите характерную интонацию.

Игровая форма помогает не только принять и полюбить такое замечательно речевое упражнение, как скороговорка, но и научиться правильному и четкому произношению звуков и слов родного языка.

Знание скороговорок родного языка расширяет представление детей

 о своем языке, его истории, культуре и традициях.

И самое главное! Не забывайте хвалить ребёнка. 

Для этого существует множество слов:

Молодец! Восхитительно!

Хорошо! Необыкновенно!

Отлично! Удивительно!

Великолепно! Потрясающе!

Прекрасно! Классно!

Высший класс! Чудесно!

Супер! Изумительно!

Источник