Роль белков в развитии ребенка

Главной составной частью пищи являются белки. Основ­ное назначение их — построение клеток и тканей, необхо­димых для роста, развития и осуществления жизненных функций организма.  Белки входят в состав имунных тел, гормонов, ферментов.

Имунные тела (антитела) нужны организму для защиты его от различных заболеваний. Гормоны принимают участие в обмене веществ. Ферменты -биологические  катализаторы, которые ускоряют в десятки и сотни тысяч раз биохимические реакции, происходящие в организме.

В желудочно-кишечном тракте белки пищи под влиянием пищеварительных соков, содержащих ферменты, постепенно расщепляются до более простых соединений- альбумоз и пептонов, а затем до аминокислот. Последние участвуют в об­разовании новых белков, свойственных организму человека.

В тканях одновременно с процессами образования новых белков происходит разрушение старых, которые выводятся из организма в виде конечных продуктов обмена: мочевины, аммиака, креатинина и других азотосодержащих соединений. У здоровых детей при рациональном питании количество поступающего с пищей азота (в составе белков) должно быть больше, чем количество выводимого (положительный баланс азота). Азот в организме используется для образования белка, развития и роста тканей. При отрицательном балансе азота и даже при азотистом равновесии в организме ребенка начинается распад собственных белков, что посте­пенно приводит к истощению.

Недостаток белков в пище ведет к глубоким изменениям » организме детей: замедляется рост, нарушается формиро­вание скелета и мышц, зубы поражаются кариесом. К этому нередко присоединяются анемия (малокровие) и Нарушение обмена веществ.

Недостаточное образование иммунных тел, снижение за­щитных сил организма увеличивает заболеваемость детей. Постоянный дефицит белка в питании негативно влияет на умственное развитие детей, они позже овладевают речью, отстают в учебе. Интеллектуальные способности могут оста­ваться стойко пониженными и после устранения белковой недостаточности, перенесенной в раннем возрасте.

Питание с избыточным количеством белка, как уже отме­чалось выше, также не полезно для ребенка: в кишечнике усиливаются гнилостные процессы, в организме накапли­ваются продукты неполного окисления белков, с мочой выделяется много азотистых соединений. Это затрудняет работу печени и органов выделения. Излишек белков, особен­но животного происхождения, ведет к повышению возбуди­мости нервной системы, способствует развитию заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

Источником белка являются многие продукты животного и растительного происхождения. В зависимости от этого их делят на белки животные и растительные.

Из основных продуктов питания наиболее богаты белком (в г на. 100 г съедобной части): мясо (15-20), рыба (13,0- 20,5), сыр (25-^30), яйцо (12,7), творог (14-18), молоко коровье (2,8-3,2), а из растительных продуктов – бобовые (23), хлеб (5,5-8,3), крупы (7-13), картофель (2).

В суточном рационе детей дошкольного возраста коли­чество белка должно составлять 13-15 % общей калорий­ности рациона; доля белков животного происхождения в суточном рационе для детей 1-3-х лет – 75-70 %, к 6 го­дам – 65 %, в школьном возрасте – 60-50 % .

Источник

Белок — это длинная цепочка из аминокислот, соединённых пептидной связью, и именно она является носителем нашего врождённого генетического кода, что и можно назвать основной и очень важной ролью данного вещества в организме человека.

Однако это далеко не единственное назначение аминокислотной цепи, и существует множество других, выполнение которых предполагает сохранение целостности тканей и их защиту от воздействия внешних агрессивных факторов. Белок — это транспортировщик энергетических и питательных веществ в организме. Без него невозможно было бы протекание обменных процессов и усвоение многих поступающих из продуктов компонентов.

Вдобавок к этому белок является связующим веществом и защитной оболочкой между клетками, а также вокруг них, оберегая ткани и органы от воздействия вредных микробов, помогая выстраивать и активизировать иммунный отклик организма на внешние раздражители.

Без белка невозможно было бы восстановление клеток и образование новых, а также адекватная реакция всех органов и систем на воспалительные процессы и заражение болезнетворными бактериями.

Белок является одним из основных и жизненно важных продуктов.

В организме человека запасов белка нет. Поэтому для нормального роста организма необходим белок, который невозможно заменить ни жирами ни углеводами

Биологическая ценность белков определяется аминокислотным составом и способностью этих белков к гидролизу под влиянием ферментов пищеварительного тракта. Для детей незаменимыми являются следующие 9 аминокислот:

— триптофан

  • — лизин
  • — метионин
  • — треонин
  • — гистидин
  • — фенилаланин
  • — валин
  • — лейцин
  • — изолейцин

А для детей первых месяцев жизни еще:

  • — цистеин
  • 40% потребности в аминокислотах должны покрываться за счет незаменимых аминокислот. Особое значение для детского организма имеет соотношение некоторых аминокислот. В период роста наиболее благоприятным является соотношение: триптофан : лизин : (метионин+цистеин) = 1 : 3 : 3

Дети нуждаются больше, чем взрослые, в белке животного происхождения. От 100% в грудном возрасте до 75-55% в последующие периоды. Потребность в пищевом белке на 1 кг. веса тела с возрастом постепенно снижается от 3-3,5 г. в раннем детском возрасте до 1-2 г. в подростковом. Как недостаточное, так и избыточное потребление белка в питании детей неблагоприятно сказывается на их росте и психомоторном развитии.

Читайте также:  Условием психического развития ребенка по выготскому является

Белки выполняют в организме различные функции:

  • 1) пластические функции — распад белка с высвобождением аминокислот, в том числе незаменимых;
  • 2) белки — составная часть различных ферментов, гормонов, антител;
  • 3) белки участвуют в поддержании кислотно-щелочного состояния;
  • 4) белки — источник энергии, при распаде 1 г белка образуется 4 ккал;
  • 5) белки осуществляют транспорт метаболитов.

Свойства пищевых белков, учитываемые при нормировании питания

  • 1. Биодоступность (всасываемость) рассчитывается по формуле:
    • (N поступивший — N выделенный с калом) ч ч100 / N поступивший.
  • 2. Чистая утилизация (NPU, %) рассчитывается по формуле:

N пищи — (N стула + N мочи) ч100 / N пищи.

  • 3. Коэффициент эффективности белка — прибавка в массе тела на 1 г съеденного белка в эксперименте.
  • 4. Аминокислотный скор рассчитывается по формуле:
    • (Данная аминокислота в данном белке в мг ч ч100) / Данная аминокислота в эталонном белке в мг

Идеальный белок — женское молоко с утилизацией 94 % и скор 100, и целое яйцо с утилизацией 87 % и скор 100.

Фракции белка также более низкие, синтез альбумина составляет 0,4 г/кг/сутки, у новорожденного процентное содержание альбумина относительно выше, чем у матери. На первом году жизни происходит снижение содержания альбумина. Динамика содержания г-глобулина аналогична таковой альбумина. В течение первого полугодия жизни особенно низкие показатели г-глобулина, что связано с его распадом, синтез собственных глобулинов происходит медленно. Соотношение глобулиновых фракций б-1 — 1, б-2 — 2, в- 3, г- 4 части. При острых воспалительных заболеваниях изменения белковой формулы крови характеризуются увеличением б-глобулинов при нормальном содержании г-глобулинов и уменьшенном количестве альбуминов.

Белки являются строительным, пластическим материалом и источником энергии при белковой недостаточности, нарушаются процессы обеспечения энергией. Дополнительные поступления белка необходимы при малой хирургии, при скелетной травме, при сепсисе, при ожогах, при лихорадочных состояних. Снижение поступления белков необходимо при прикованности к постели, сидячием образе жизни (сидит в кресле), постельном режиме больного. Поступление количества белков ориентировано на ликвидацию дифизита углеводов и жиров при обеспечении необходимыми сопутствующими микронутриеттами, такими как калийфосфаты, витамины группы В (особенно тиамин и рибофиавин), антиоксидатны.

Источник

Белки. В развитии организма ребенка большое значение имеют белки пищи, которые служат единственным источником образования белков тканей организма. Они являются главнейшим пластическим материалом для построения тканей и поддерживают нормальное состояние иммунитета. Для превращения белков пищи в белки тканей необходимо их расщепление, которое начинается в полости желудка. Расщепление белков в желудке происходит под влиянием кислой среды желудочного сока. У детей раннего возраста расщепление белков в желудке происходит менее интенсивно, так как у грудных детей секреция как пепсина, так и соляной кислоты происходит сравнительно в меньшей степени, чем у детей более старшего возраста. У грудных детей расщепление белка происходит под влиянием сычужного фермента, который является активным даже в слабокислой и слабо щелочной среде. Дальнейшее расщепление белков пищи происходит в кишечнике, где они распадаются на химические соединения, известные под названием аминокислот. Такие аминокислоты, как триптофан, фенилаланин, лизин, метионин, валин, лейцин, изолейцин, треонин, принято считать незаменимыми или жизненно необходимыми, так как они не синтезируются в организме. Белки молока, творога, мяса, рыбы, яиц, сыра содержат наибольшее количество жизненно важных аминокислот, поэтому являются более ценными, особенно для растущего организма. Белки продуктов растительного происхождения — крупы, муки, хлеба, овощей и т. д. — содержат аминокислоты, способные синтезироваться в организме. Отличаясь от белков тканей человека, белки, содержащие только заменимые аминокислоты, не способны обеспечить жизнедеятельность организма. Вместе с тем эти аминокислоты также необходимы, так как они способствуют сбережению незаменимых аминокислот. При правильно построенном питании белки растительных продуктов в сочетании с белками животных продуктов обеспечивают организм необходимыми аминокислотами.

Распавшиеся на составные части белки пищи в дальнейшем подвергаются синтезу. Нормальный синтез возможен только при условии достаточного содержания в белке незаменимых аминокислот и правильном соотношении последних между собой. При нарушении этого соотношения усиливается выведение неиспользованных аминокислот из организма. Конечные продукты распада белка в виде азота выводятся из организма главным образом с мочой.

При достаточном поступлении полноценного белка у взрослых людей наблюдается состояние азотистого равновесия, его количество введенного в организм азота равняется сумме азота, выведенного с мочой й калом. У детей состояние азотистого равновесия является сигналом неблагополучия. При правильно построенном питании у здоровых детей любого возраста должен быть положительный баланс азота, т. е. количество выведенного азота должно быть всегда меньше количества, вводимого с пищей. В таких случаях у ребенка происходит постепенное накопление азота, который идет на построение его тканей. При отрицательном балансе азота происходит распад собственного белка, что ведет к истощению организма.

Читайте также:  Правила развития мозга вашего ребенка джон медина epub

Изучение обмена веществ у детей и подростков в период Великой Отечественной войны показало, что при недостаточном потреблении белка у детей наряду с отставанием в физическом и психическом развитии наблюдалось состояние азотистого равновесия вместо свойственного растущему организму положительного баланса азота. По состоянию азотистого баланса можно частично судить о полноценности рациона. Однако более точными показателями качества белка являются величина задержавшегося в организме азота (процент ретенции) и степень усвояемости его.

Питание оказывает влияние на реактивную способность организма. Неполноценное питание, обусловленное недостаточным или избыточным поступлением в организм одного из пищевых веществ или их комплекса, ведет к угнетению иммунобиологической реактивности организма, повышению восприимчивости организма ребенка к инфекционным заболеваниям. При более значительном падении иммунитета многие заболевания приобретают вяло текущую форму, снижается выработка постинфекционного иммунитета у детей.

В последнее время опубликован ряд работ, указывающих на связь между состоянием питания ребенка и выработкой у него иммунитета при вакцинациях. При неполноценном питании, особенно связанном с белковой или витаминной недостаточностью, у детей нарушается выработка прочного иммунитета после профилактических прививок. Поэтому для успешного проведения прививок необходимо обеспечить детей оптимальным питанием.

Для исследования состояния реактивности организма разработан ряд методик, с помощью которых нам удалось выявить, что у детей дошкольного возраста, получавших в годы Великой Отечественной войны рацион, содержащий 2,5 г белка на 1 кг веса в сутки с преобладанием белков растительного происхождения, такие показатели реактивности организма, как комплементарная активность сыворотки крови, были на низком уровне (до 0,2). У детей этой группы были снижены и показатели фагоцитарной активности нейтрофильных лейкоцитов. После перевода детей на рацион, содержащий 3,5 г белков, 3,5 г жиров, 12 г углеводов на 1 кг веса в сутки, и увеличения количества белков животного происхождения до 65%, титр комплемента и фагоцитарный индекс достигли нормы, принятой для детей данного возраста.

Дефицит белка в питании вызывает нарушения в жизнедеятельности организма, в особенности у детей раннего возраста. При белковой недостаточности происходят глубокие изменения в различных органах и тканях. Весьма чувствительна к недостаточности белка костная ткань. Опытами на животных показано, что при резком снижении белков в рационе крыс рост их останавливается, тормозится рост костей в длину с уменьшением содержания в них минеральных веществ, главным образом кальция и фосфора (Г. П. Еремин, 1952). Содержание белков в рационе оказывает также значительное влияние на функцию кроветворения. П. В. Симаков (1950), З.А. Касперская (1952) в эксперименте на животных выявили, что при значительном ограничении белков в рационе наблюдается снижение синтеза белков, ферментов и пигментов крови. При белковой недостаточности происходят глубокие нарушения в белковом обмене: увеличивается выделение с мочой азота аммиака, аминокислот, повышается выделение креатина, креатинина, уменьшается содержание в моче азота мочевины по отношению к общему азоту мочи (Н. Е. Озерецковская, 1965).

Избыточное потребление белков ведет к нарушению окислительных процессов, к снижению задержки белков в организме. Избыток введенных в организм аминокислот не может быть использован для синтеза белков, так как они выводятся из организма. Кроме того, большое количество белков, особенно животных, ведет к повышению возбудимости нервной системы и способствует развитию ряда заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ.

Большое значение имеет не только количество, но и качество белков рациона. Изучение влияния качественно различных белков на использование их организмом (В. Ф. Ведрашко, 1957) показало, что при рационе, содержащем 40% белков животного происхождения, баланс азота у детей дошкольного возраста был слабо по-ложительный ( + 1,2); при увеличении количества белков животного происхождения до 65% баланс азота находился на удовлетворительном уровне (до 4-2,8). Ретенция (задержка азота в организме) увеличилась в 2 раза: с 12% при первом рационе до 25% при втором. На использование белков организмом влияет соотношение их с остальными составными частями пищи О. П. Молчанова и соавторы (1936) показали, что у детей первых лет жизни при увеличении количества жиров в рационе белки используются хуже и баланс азота снижается. Большое значение имеет и сочетание продуктов в рационе детей. Так, при замене в рационе детей части молока мясом наблюдалось снижение усвояемости белков. Следует поэтому учитывать, что для нормального развития организма ребенка имеет значение не только общее количество белков, их качество, соотношение с другими пищевыми веществами, но и набор продуктов в рационе.

Для растущего организма существуют определенные физиологические нормы белков, при которых рост и развитие идут наиболее правильно. Потребность детского организма в белках зависит от возраста ребенка: чем моложе ребенок, тем в большем количестве белков нуждается его организм. Исключение составляют дети первого полугодия жизни, которые при грудном вскармливании получают по 2—2,5 г белков на 1 кг веса в сутки. С введением прикорма количество белков в рационе увеличивается и к году ребенок получает около 4,5 г белков на 1 кг веса.

Читайте также:  Развитие речи у ребенка аутиста

Работами Института питания АМН СССР установлено, что наилучшие показатели физического и нервно-психического развития наблюдались в тех случаях, когда дети в возрасте 1 — 1,5 лет получали 4,2 г белков на 1 кг веса, 1,5—3 лет —4 г, 3—5 лет —3,8 г, 5—7 лет —3,5 г, 7—11 лет — 3 г, 11 —14 лет — 2,5 г. Очень важно, чтобы белки животного происхождения составляли около 75% по отношению к общему количеству белков суточного рациона ребенка в возрасте 1—3 лет. Для детей 3—7 лет количество белков животного происхождения должно равняться 65%, а для детей школьного возраста — не менее 50%.

При определении потребности в белках следует принимать во внимание, что количество калорий за счет белков должно составлять 13—15% от общей суточной калорийности рациона,

Источник

Особое место в питании ребенка занимают белки. Они являются основными структурными элементами всех клеток и тканей организма, и поступление их в достаточном количестве в период интенсивного роста и развития исключительно важно. Белки принимают самое активное участие в выработке антител, обеспечивающих невосприимчивость организма к различным вредным факторам, в том числе к возбудителям заболеваний; расходуются на построение красных кровяных телец (эритроцитов) и гемоглобина, на образование ферментов и гормонов. Вот почему при недостаточном поступлении белка у детей резко снижается устойчивость к инфекциям, и заболевания нередко принимают затяжной характер: страдают процессы кроветворения, нарушаются функции многих ферментов, принимающих участие в белковом обмене, и выработка гормонов и витаминных комплексов.

Особенно чувствительны к недостатку белка дети самого раннего возраста: даже самый небольшой его дефицит отражается на их развитии. При недостаточном поступлении белка с пищей у детей отмечается отставание в росте и массе тела, запаздывает формирование костной системы, наблюдается задержка психического развития, возникают изменения в кожных покровах (гиперпигментация, гиперкератоз, шелушение), усиливается предрасположенность к рахиту и анемии.

Ребенок чувствителен не только к количеству белка, но и к его качеству. Известно, что качество белка и его ценность определяются, прежде всего, составом входящих в него аминокислот. В белок входят незаменимые и заменимые аминокислоты. Незаменимые аминокислоты, жизненно необходимые организму, в нем не образуются и поступают только с пищей. К незаменимым аминокислотам относятся триптофан, фенилаланин, лизин, метионин, валин, лейцин, изолейцин и треонин. В раннем возрасте для развития организма незаменимыми являются не 8, а 9 аминокислот. Девятой аминокислотой является гистидин, который у детей раннего возраста еще не синтезируется в необходимых количествах. Незаменимые аминокислоты в основном содержатся в белковых продуктах питания животного происхождения (мясо, рыба, яйцо, молоко, творог, сыр).

Заменимые аминокислоты могут синтезироваться в организме. Они дополняют действие незаменимых и тем самым повышают их ценность. Заменимые аминокислоты обладают сберегающим действием и в определенных условиях способны уменьшать потребность в незаменимых аминокислотах.

Синтез белка в организме осуществляется только при наличии всех аминокислот, находящихся в определенных соотношениях. При недостатке в питании отдельных аминокислот, например триптофана, лизина, метионина и других — наступает отрицательный азотистый баланс, что приводит к задержке роста и увеличения массы тела, снижению иммунитета.

В настоящее время доказано отрицательное влияние на организм как недостатка белка, так и его избытка. Последнее приводит к нарушению реактивных процессов в организме, угнетает выработку в нем антител, влияет на выделительную функцию почек, в связи с чем задерживается выведение продуктов обмена. Избыток белка в пище приводит также к возникновению аллергических реакций.

Все сказанное свидетельствует о том, что ребенок должен получать соответствующее возрасту количество белка. Для детей особенно важны белки животного происхождения, а для детей раннего возраста, в частности, белки молока и молочных продуктов, содержащие необходимые аминокислоты. Ценность белков молока определяется также и тем, что они легко перевариваются в желудке и кишечнике и хорошо усваиваются организмом. С 3 месяцев количество белковых продуктов питания расширяется за счет введения желтка, с 4 месяцев — творога, с 5-6 месяцев — печени, мяса, рыбы.

В питании детей от 6 месяцев до 1 года белки животного происхождения должны составлять 80-75%, от 1 года до 3 лет — 70-75%. Необходимые белки растительного происхождения ребенок получает в основном с хлебом, крупами, бобовыми.

Дата добавления: 2015-08-12; просмотров: 1758; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: На стипендию можно купить что-нибудь, но не больше… 9424 — | 7469 — или читать все…

Читайте также:

Источник