Родная культура и ее место в развитии ребенка

Родная культура входит в сознание человека так, как гены отца и матери входят в его тело,- на правах порождающего начала. С культурой других народов, с мировой культурой человек вступает в диалог, взаимодействуя с ними с позиции одной, уже «присвоенной»культуры.

Целостность этических и эстетических идеалов, системы ценностей и реализующих эту систему в жизни моделей  поведения очень важна для формирования личности ребенка именно в дошкольном возрасте, когда все впитывается не на уровне знания, а на уровне образа жизни.

Например, существует большой пласт народных традиций, связанных с пестованием маленьких детей.

Педагог детского сада имеет значительно большие возможности для воспитания детей в духе родной культуры, потому что он живет вместе с детьми, и фольклор может стать не предметом изучения, а частью этой естественной бытовой жизни, украсив и удовлетворив ее.

Мы мало задумываемся о том, насколько культурно – эклектична та среда, в которой растут дети сегодня. Они слушают русские народные сказки – и тут же смотрят мультфильмы про Тома и Джерри. Нередко взрослые предлагают малышам  классическую музыку, а сами признаются, что предпочитают песни Ю.Николаева.

Перед каждым воспитателем, начинающим работать с детьми, должен прежде всего встать вопрос: а что для него самого русская культура? Ощущает ли он себя ее носителем? Многим людям импонирует культурный космополитизм. Однако, если вместо целостной культуры ребенок получит в качестве питательной среды хаотический набор элементов разных традиций, это таит в себе угрозу развития равнодушия. Жизнь в русле родной культуры не может быть навязана кем то, она может быть только результатом свободного выбора свободного человека, который видит в этом благо для детей и чувствует пульс родной культуры в себе самом. Безусловно, национальная принадлежность сама по себе не обязывает, не предполагает, что родной для человека станет культура именно этого народа. Если русский ребенок рождается в Калифорнии, родным языком для него скорее всего станет английский, а душа его будет питаема не «березовыми» пейзажами. Но что же такое та самая  ностальгия, стремление к земле предков? Факт остается фактом: история, образ жизни предков продолжают отзываться эхом в человеке через несколько поколений.

В каждом районе, а раньше и в каждой деревне, существуют свои особые традиции в песенном, декоративно – прикладном искусстве, манере речи. Очень важно знать культурные особенности именно того места, где вы живете. Но даже жители двух соседних деревень, принадлежащие, несомненно, к одной традиции, могли по – разному петь одну и ту же песню, причем это передавалось из поколения в поколение так же, как узоры вышивки или украшения наличников окон. К сожалению, в наше время мало кто может по – настоящему понять русскую национальную культуру, важно проникнуться своеобразным духом, присущим культуре народной. Только глубоко вникнув в какую – то одну культуру, человек может воспринимать и по достойному оценивать другие. Ведь невозможно постигать, понимать и любить все одновременно. Что – то должно стать в жизни особенным, как говорил Маленький Принц, «какая – то роза должна быть одной в целом свете», иначе человек никогда не поймет, в чем суть розы. Нам кажется естественным, если для наших детей этой розой, единственной в целом свете, станет родная русская культура. А когда они вырастут, то смогут услышать многоголосье культур, звучащих в едином хоре Человечества, и различать совершенно неповторимую, Теплую, нежную и радостную интонацию звучания культуры своего народа.

Источник

Родная культура и ее место в жизни ребенка

Современная система образования ставит своей целью приобщение молодого поколения к исторической памяти народа, следовательно, сохранение ее в наших детях. Знание наследия необходимо каждому народу.

Прошлое — это фундамент стабильной, полноценной жизни в настоящем, а значит развития в будущем.

Как отметил в своих высказываниях Д. С. Лихачев: «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…»

Вспоминая слова К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского о проблеме России: «любой другой народ знает и бережно хранит свои национальные песни, танцы, игры, а такая великая нация, как русская — нет!». Народная мудрость, накопленная тысячелетиями, постепенно выработала систему мировоззренческих установок, обуславливая единый облик и национальный дух народа. Родная культура, как часть души ребенка должна стать началом, порождающей личность. Постепенно к детям возвращается национальная память, и ребенок по- новому начинает относиться к народной культуре как средству социально-личностного развития дошкольников.

Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств и развития духовности.

Процесс воспитания в духе патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста. В этот период происходит формирование духовнонравственной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, процесс осознания себя в окружающем мире людей.

Одним из методов формирования социальноличностных качеств у детей дошкольного возраста является их приобщение к народной культуре.

Народная культура — многовековой опыт народа, выражающийся в традициях, обычаях, обрядах и верованиях. Она осуществляет духовную связь с культурными традициями и творческим опытом прошлого поколения.

Рассмотрим механизмы, которые используются народной педагогикой с целью социальноличностного, социально-нравственного и духовно-нравственного воспитания детей.

Человек

Давно известен обычай, судить о человеке по происхождению и воспитанию, по родителям и воспитателям. Воспитанный, благородный человек — от достойных воспитателей — это обычная закономерность, но допускались и парадоксы: достойные люди могут получиться при неблагоприятных общественных и семейных условиях. Необходимо отдать должное внутренним возможностям личности, ее самостоятельности и личной ответственности за свое поведение. В народной педагогике ребенок воспитывался в деле, поэтому лучшими воспитателями обычно оказывались люди, наиболее способные к какому-то конкретному виду деятельности:мастера-ремесленника, певцы, сказочники и др. На данном этапе продолжая народные традиции, педагог должен являться транслятором и творцом этнокультурного опыта. Отсутствие этнокультуроло- гической составляющей, мировоззренческой и практической позиции педагога неизбежно приводит к обеднению социокультурного развития дошкольников.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения, являются средством воспитания и определяют разнообразие форм и методов в работе с детьми дошкольного возраста. Поэтому считается, что традиционность культуры, в том числе и педагогической, есть важнейший признак высокой культуры народа. Чем больше сохранившихся древних традиций, чем внимательней к ним народ, тем выше его культура. Высокие результаты социально-нравственного и духовнонравственного воспитания детей в народной среде — один из важнейших предметов анализа педагогической науки.

Народная история

Как отмечал в своих высказываниях великий ученый Д. С. Лихачев: «в воспитании ребенка особое значение имеет история родного края, этническое прошлое своего народа, «культурная среда», которая создавалась предками, в тесном единстве с фольклором, природой, архитектурой, народно-прикладным творчеством, со всей жизнью и общей культурой «малой Родины»…»

Культурно-исторические традиции, заложенные в среде, включают памятники архитектуры, природу, сооружения, памятные места, предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, традиционные ценности и нормы, имеющие культурную значимость, а также совокупность культурных объектов — вещей, образцов деятельности людей, представляющих богатейшие возможности для социально-личностного развития детей.

Сегодня они находят свое отражение в практике. Посещение музея — одно из основных средств развития эмоционально-чувственного восприятия предметов старины и нравственного отношения к ним -оно должно быть широко включено в быт и деятельность детей, что способствует приобретению свободы действия и свободы творчества в условиях культурного и нравственного выбора.

В частности А. Е. Писарева и В. В. Уткина обращают внимание на то, что большое значение в воспитании детей имеет знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, который своим духовным авторитетом мирил строптивых князей и собирал Русь в единое, могучее государство. Это и святой благоверный князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это святой благоверный князь Дмитрий Донской, сражавшийся на поле брани, как простой воин. Это великие полководцы -А.В. Суворов, М. И. Кутузов, все они являются высоким нравственным примером для наших детей

Достижения народной культуры

Познание человеком достижений народной культуры, по мнению Л. Н. Толстого, является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности. К. Д. Ушинский, развивая взгляды Л. Н. Толстого, считал, что у всех великих народов имеется своя национальная система воспитания. При этом очень важно сохранить чувства национального достоинства. Как отмечает ученый Д. С. Лихачев «Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов — авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохранятся и в XXI

в., если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Чувство народности сильно в каждом человеке, и образовательные системы определяются национально-неповторимыми идеями народа.

Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров .

Основные  средства социально-личностного развития детей в контексте народной культуры:

Язык и фольклор

Согласно высказываниям К. Д. Ушинского «Пока жив язык народный в устах народа, до тех пор жив и народ. Отнимите у народа все и он все сможет возродить, но отнимите язык, и он никогда уже более не создаст его…» .

Многие педагоги и ученые О. Л. Князева, М. Д. Маханева, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский, В.И. Водовозова, Г. Н. Волков, указывали на то, что в практике социально-личностного воспитания детей необходимо широко использовать все виды фольклора. Знакомя детей с поговорками, загадками, сказками, приобщаем их к нравственным общечеловеческим ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях русского народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В младшем дошкольном возрасте более доступными являются так называемые малые фольклорные формы — потешки, загадки, считалки, скороговорки, короткие сказки.

В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», все большее место должно уделяться народным сказкам, пословицам, поговоркам, закличкам. Дошкольников знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями. Важно знакомить детей с народной росписью с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской, филимоновской игрушкой. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством

Со старшими детьми, кроме более сложного фольклорного материала, можно использовать такую форму работы, как беседы. Использование в образовательном процессе русских народных былин (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность встать на защиту родной земли), благотворно сказываются на воспитании детей, ведь особенное внимание в них уделялось теме любви к Родине и защите Отечества.

Народные игры и игрушки

В младших группах детей приобщают к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, качалкам, игрушке-забаве и др.). От возраста к возрасту усложняются задачи по выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом , способам ориентировочных действий в мудрых народных игрушках — они требуют уже не только любознательности, но и смекалки.

В этом же возрасте дети приобщаются к играм. Игры воспитывают чувство братского общения, товарищества. Одновременно это состязание в силе, ловкости, смекалке. В играх развиваются инициатива, организаторские способности, находчивость. Многие старинные игры включали в себя пение. Это украшало их, способствовало быстрому запоминанию, придавало им ритмическую слаженность.

Хоровод как школа общения, выходящего за пределы семьи, школа пребывания на людях. Здесь вырабатывалась высокая культура поведения, красивого жеста, совместного пения. Девушки в праздничных костюмах демонстрировали свое рукодельное мастерство. В игровых формах хороводных песен, чаще веселых, молодежь приобщалась к знанию самых главных сторон жизни, ее уклада. Многие хороводные песни содержали пересказ трудовых земледельческих процессов, например: «А мы просо сеяли», «Уж мы сеяли ленок» Другие подготавливали к будущему вступлению в брак — «Отдавали молоду на чужую сторону»

Приобщение к труду и культуре досуга

Дети были вовлечены в трудовую жизнь семьи. Девочка семи-восьми лет становилась нянькой своих младших братьев и сестер, и вот уже она сама — исполнительница колыбельных, пестушек, потешек. Мальчик того же возраста шел в подпаски и усваивал вместе с навыками труда навыки изготовления нехитрых пастушеских музыкальных инструментов и игры на них.

Во многих обрядах участие принимали дети — колядовали, закликали весну. В русских деревнях на свадьбе в ритуале продажи косы невесты участвовал ее брат, как бы молод или мал он ни был. Дети становились преемниками и носителями вековых традиций, и это активизировало их отношение к жизни. Следуя укладу жизни общины, ее многовековым традициям, формировалась личность ребенка; дети приобретали специальные навыки, без которых существование было бы неполноценным и даже невозможным.

С другой стороны, в процессе приобщения детей к труду дети знакомятся со своей будущей профессией и связанной с нею ролью в обществе. В основном это было связано с освоением народных ремесел. Поэтому так важно ознакомить детей с народной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством Источником творчества народного мастера становится родная природа, окружающий быт, а его произведения — часть окружающей жизни, повседневного быта. Описывая значение народного искусства, известный психолог Б. М. Теплов подчеркивал «его огромное значение в развитии сознания и самосознания, в воспитании нравственного чувства и формирования мировоззрения. Поэтому художественное воспитание, как и музыкальное, является одним из основных средств, приобщения детей к культуре и гармоничному развитию личности. В связи с этим методически очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, лучшему пониманию детьми его необходимости и ценности, уважения к труду и таланту мастеров .

Интегрированный подход в ознакомлении детей с народной культурой, включающий сведения об истории и культуре России, народных традициях, во все виды детской деятельности являются наиболее оптимальным.

Одной из основных задач современной системы образования является интеграция традиционных (народных, национальных, этнических) культур с современными воспитательными системами, идеями, технологиями, создающими воспитательную среду, то есть этнопедагогическое пространство.

Источник

Елена Попова
Консультация для педагогов «Основные методы развития у дошкольников ценностного отношения к родному краю»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Огонёк» муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области

Консультация для педагогов.

Тема: «Основные методы развития у дошкольников ценностного отношения к родному краю»

Подготовила: Попова Елена Евгеньевна,

воспитатель

п. Космынино

2018г

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за нее необходимо всегда. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой край, нам нужно показать их с привлекательной стороны.

Патриотизм надо прививать с раннего детства. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования патриотических чувств. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Воспитатель должен пробудить, у детей, любовь к родному краю, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.Каждый вид деятельности создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания: на занятиях необходимо решать задачи, связанные с умственным развитием ребенка, в игре – формировать навыки коллективизма, в процессе трудовой деятельности – уважение к людям труда, трудолюбие и бережливость, организованность и чувство ответственности и долга. Все это, в конечном счете, будет содействовать патриотическому воспитанию ребенка.

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерна наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений.

Использование фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и др.). В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Особое место в произведениях устного народного творчества занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих «золотых» рук. Благодаря этому фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

Народные праздники и традиции. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений.

Надо помочь дошкольникусформировать первые чувства патриотизма: любовь к родному краю, уважение к традициям и гордость за свою Родину. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребенка к пониманию неповторимости культуры своего народа и своего родного города.

Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома, в детском саду.

В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого такта, внимания и чуткости к каждому ребенку. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной работы.

Важно донести до детей мысль: спустя много – много лет люди помнят об исторических событиях, о грозных военных годах, чтят память погибших, окружают вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину.

Особую значимость приобретает знакомство детей дошкольного возраста с жизнью страны, ее героями, полководцами, героическими событиями, которые происходили в родном городе.

Так из любви к родному краю развивается у детей чувство любви к Родине.

В детском саду, как отмечают многие авторы, необходимо проводить занятия особого вида, главной задачей которых является воспитание у детей патриотических начал. Обязательное условие воспитания начал патриотизма – забота воспитателя о том, чтобы обучение на занятиях было связано с детской деятельностью и практическими делами. Чтобы увидеть результат своей работы, необходимо превратить детей из зрителей, наблюдателей и слушателей, в активных, эмоциональных участников.

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых – помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Чтобы быть уверенными, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А это возможно только тогда, когда освоена родная культура,включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и тд. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.

Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Дети – дошкольники очень любознательны, обладают хорошей памятью, впечатлительны. Это позволяет формировать у них живой интерес к своему краю. Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Формирование личности ребенка осуществляется в ходе освоения им общественно – исторического опыта.

Задача педагогов и родителей:

пробудить в растущем человеке любовь к родной земле,

с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества;

воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, деревне, поселку, городу;

чувство гордости за достижения страны,

любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов;

развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

С младшими дошкольниками надо начинать знакомство с поселком с наблюдения близлежащих улиц (улицы длинны, на них много домов, у каждого дома номер). Воспитатель должен объяснить детям, что они тоже – маленькие Космынинцы, поэтому должны делать все,чтобы наш поселок был чистым и нарядным: бросать фантики от конфет и мороженого в контейнер для мусора, не ломать веточки и не рвать цветы. Обязательно надо рассказывать о родном поселке, чтобы дети смогли увидеть большие и маленькие дома, постройки разных конструкций, различных стилей архитектуры.

Со средней группы воспитатель может проводить занятия по ознакомлению с главными достопримечательностями поселка, основная цель которых: вызвать у детей чувство восхищения; подчеркнуть, что все вокруг сделано руками человека очень давно, но народ помнит имена тех мастеров, кто созидал, ваял, творил. С этого возраста возможно начинать чтение художественной литературы об исторических событиях, о народном героизме.

Большое значение имеют беседы с детьми: что знают о поселке. Важно показать детям родной поселок как поселок – красавец (красивые дома, живописная природа тд.).

В старшей группе становится актуальной задача знакомства детей с историей родного поселка. Необходимо закреплять знания детей о родном районе, познакомить с профессиями и предприятиями, на которых работают жители поселка и района. В этом возрасте необходимо использовать такие формы работы, как беседы об увиденном, наблюдаемом; рассматривании иллюстраций о городах, где побывали с родителями; совместный труд по благоустройству поселка; закрепление в играх и изобразительной деятельности полученной информации; консультативная работа с родителями детей.

В подготовительной группе важно поддерживать интерес детей к жизни наших предков, обогащать их новыми знаниями об исторических событиях и конкретных личностях; знакомить с символикой. Приобщить детей к произведениям русской литературы.

Эта весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно, во всех группах,в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитание любви к близким, к детскому саду, к родному краю, к своей стране.

Все эти методы и приемы, помогут вызвать у детей интерес и желание узнавать свой родной край, продолжать знакомиться ближе и увидеть все своими глазами.

Прививая детям любовь к родному поселку необходимо использовать разные методы:

экскурсии,

целевые прогулки,

рассказ воспитателя,

занятия – путешествия,

вечера досуга,

тематические выставки…

Экскурсии – удивительная форма взаимодействия с детьми. Именно «взаимодействие», а не работа. Экскурсии обогащают детей новыми знаниями о родном поселке, способствуют воспитанию у них чувства гордости за свой поселок.

Целевые прогулки. С малышами целесообразно прогуляться в магазин (там покупают сладости, на почту (мама оплачивает квартиру, с детьми по – старше – в больницу, пожарную часть, школу, клуб.

Праздники – это всегда радость!Надо суметь превратить подготовку к празднику в игру: выполненные руками детей рисунки, аппликации и приготовления театрализованных атрибутов; выученные стихотворения и песни, предвкушение встречи с неожиданными гостями поднимает настроение.

При рассматривании картин великих мастеров (Коровин К. А., Саврасов А. К., Васнецов В. М. и других, воспитатель воспитывает в ребенке любовь к своей семье, к природе, к своему краю, к своей Родине.

В группе собираются альбомы,которые создаются родителями вместе с детьми: «Мой поселок», «Где мы были», «Памятники» и др.

Естественно, некоторые методы и приемы, требуют доработки и корректировки, но главное, чтобы не потерялись в будущей взрослой жизни детские таланты, доброта, щедрость сердца, состояние радости и открытий, чтобы детство было ярким началом жизненного пути.

Источник