Родительское собрание выступление психолога особенности развития ребенка
Выступление психолога на родительском собрании
«Особенности детей 3-4 лет»
Подготовила педагог-психолог:
Зиганшина Дарья Минигалиевна
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о психологических особенностях детей 3 — 4 лет и о том, что важно развивать в детях данного возраста и на что стоит обратить особое внимание в воспитании детей.
А для начала поиграем
Упражнение «Пожелание»
Родители встают в круг, педагог-психолог пускает по кругу бубен.
Ты катись, веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот пожелание скажет нам.
Упражнение «Цветок желаний» (актуализация родительских ожиданий от садика)
Родителям и воспитателям группы раздаются лепестки из цветной бумаги и карандаши (ручки). Каждый родитель пишет на своем лепестке желание для всех детей этой группы (быть здоровыми, счастливыми, добрыми, не ссориться…). По окончании работы участники зачитывают пожелание и прикрепляют лепесток к серединке цветка на доске с помощью магнитика. Психолог подводит к выводу о том, что желания у многих родителей и педагогов совпадают и все они позитивны. Это прекрасно! Но одного желания мало. Нужны еще знания.
Итак, начнем, к основным психическим процессам относятся:
-восприятие
-внимание
-память
-мышление
-воображение
-речь
Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства. В данной возрастной группе сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов — внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребѐнка в первую очередь как партнёр по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку ещѐ не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности. Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие партнеров. Ребенок учится общаться со сверстниками. Для детей 3-4 лет характерна игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, но приглядываясь к действиям других. Вместе с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 4 годам объединяются в небольшие группки по 2-3 человека.
В младшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие познавательной сферы дошкольника.
В игре, действуя с одним предметом, ребенок представляет на его месте другой, «видит» себя в разных ролях, может действовать в воображаемой ситуации – попрыгать, как зайчик, идти, переваливаясь, как мишка… Так развивается воображение. Для детей этого возраста характерно смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально окрашены и реальны для него. Это возраст появления страхов. Так называемая, триада страхов: страх перед сказочными персонажами (Баба яга, Бармалей); усиливается страх темноты; появляется страх одиночества. Также боится крови, уколов, боли и врачей. В игре ребенок не остается один на один со своей фантазией и выдумками, игра предполагает наличие партнеров.
Поэтому она предъявляет высокие требования к развитию речи. Как правило, ребенок к трем годам почти усваивает родной язык. Интенсивно нарастает активный словарь, в 3 года в речи ребенка присутствует 1200 – 1500 слов и более. Речь трехлеток однотипна. Все глаголы произносят в настоящем времени. Понятие о прошлом и будущем еще ограниченно.
В младшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется память. Но она носит непроизвольный, пассивный характер: ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов.
Мышление. В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое). К четырем годам мышление становится наглядно-образным Основное направление развития образного мышления – овладение способностью к замещению. Она является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде обеспечивает возможность спорить, осваивать и употреблять символы и знаки.
Внимание. В 3-4 года внимание еще непроизвольно и крайне неустойчиво: ребенок 3 лет может забыть, что он шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную, новую картинку он будет рассматривать в среднем 8 секунд. Даже самой увлекательной игрой ребенок будет заниматься 10-15 минут. А многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут – в этом возрасте это естественно.
В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности центральной нервной системы. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей.
В младшем дошкольном возрасте продолжает развиваться восприятие. В этом возрасте на развитие восприятия большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет его от других предметов. Восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина) не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом (трава зеленая, лимон кислый и желтый). Ребенок в 3-4 года справится с заданием положить книжку на стол, поставить сапожки под скамеечку, он не ошибется и поставит стул рядом со столом.
Моторика рук. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую. Ну и конечно, игра несет не только смысловую нагрузку, она просто доставляет радость, вызывает положительные эмоции. В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем возрастном этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.
Возраст 3 лет характеризуется как «трудный». Это период «кризиса 3 лет». Определение это условное, т.к. временные рамки кризиса гораздо шире. В норме кризисный период ограничивается примерно 1 годом. И если 3 года – это пик кризиса, то плюс-минус полгода. Кризис 3 лет проходит под девизом: Я – сам! Ребенок хочет решать и делать все сам, без чьей-либо помощи. Но у него это еще не получается, и мама должна ему помочь. Если взрослый поощряет разумную самостоятельность, позитивно оценивает личность ребенка, сглаживает трудности взаимоотношений, тогда ребенок благополучно перейдет на следующую ступеньку развития личности. При успешном преодолении кризиса, ребенок начинает осознавать себя как личность. Он отделяет себя от взрослого и как бы снова открывает мир людей, свое место в этом мире. Постигая социальный мир, ребенок с готовностью «впитывает» поведение взрослых. Подражательность, легкая внушаемость и самовнушаемость – основные характерные особенности нервно-психической организации младшего дошкольника в этот период, поэтому он легко всему верит и следует наглядному примеру. Новые впечатления в этом возрасте оставляют яркий эмоциональный след и влияют на бессознательное поведение во взрослой жизни. Эмоциональные переживания детства именно в этом возрасте оказывают ключевое влияние на восприятие жизни и формирование морально-этических норм. К концу четвертого года жизни ребенок способен приобрести такие нравственно-волевые качества личности, как способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели, помогать другим, соблюдать очередность, правила игры.
Возьмите все по цветку раскрасьте их. А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по форме, размеру. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? Мы — взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному. Отсюда наше правило:
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!
Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется мониторинг. Это мы будем делать для того, чтобы знать, как и что делать с этим завтра. Это мы будем делать для того, чтобы, расти каждый день. Причем не только в знаниях, но и в поступках. Любите своих детей! Всего доброго!
Источник
Выступление психолога на родительском собрании в группе «Ласточка» по теме «Психологические особенности ребенка 4-5 лет»
Возрастные особенности детей пятого года жизни. Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка.
Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения.
Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения.
Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми. Восприятие становится более расчленённым. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.
Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечёт за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребёнка.
Краткая характеристика психологических особенностей возраста
Отношения со сверстниками
Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре
Эмоции
Более ровные старается контролировать; появляются элементы эмоциональной отзывчивости
Способ познания
Вопросы; рассказы взрослого; экспериментирование
Объект познания
Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые
Восприятие
Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов
Внимание
Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин. Объем внимания 4-5 предметов
Память
Кратковременная; эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия
Мышление
Наглядно-образное
Воображение
Репродуктивное; появление элементов творческого воображения
Условия успешности
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
Новообразования возраста
1. Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.
2. Развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.
3. Появление элементов сюжетно- ролевой игры
Основные достижения
развитие игровой деятельности;
появление ролевых и реальных взаимодействий;
развитие изобразительной деятельности;
конструирование по замыслу, планирование;
эгоцентричность познавательной позиции;
развитие речи, внимания, памяти, познавательной мотивации, развитие образного мышления и воображения,
совершенствование восприятия;
формирование потребности в уважении со стороны взрослого;
появление обидчивости, конкурентности, соревновательности
со сверстниками;
детализация образа Я.
Мышление
К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.
Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи.
Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.
Память
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д.
Воображение
Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. В связи с развитием воображения у детей увеличивается количество страхов.
Внимание
Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.
Речь
На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной.
Общение со взрослыми
Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен.
Взаимоотношения со сверстниками
Характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.
Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа Я ребенка, его детализации.
Игра
В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.
Педагог-психолог МБДОУ дс №7 «Журавушка»
Силантьева В. О.
4
Источник
Елена Табанакова
Выступление психолога на родительском собрании в средней группе «Особенности детей 4–5 лет. Игра и сказка»
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о психологических особенностях детей 4-5 лет и о том, что важно развивать в детях данного возраста и на что стоит обратить особое внимание в воспитании детей.
А для начало поиграем
Упражнение «Пожелание»
Родители встают в круг, педагог-психолог пускает по кругу бубен.
Ты катись, веселый бубен,
Быстро-быстро по рукам.
У кого веселый бубен,
Тот пожелание скажет нам.
Психолог. Ну, вот и лето прошло. А как вы его провели, мы сейчас узнаем с помощью упражнений…
Упражнение «Как мы провели лето»
— встаньте те, кто, ходил со своим ребенком в лес… (на рыбалку);
— встаньте те, купался, плавал вместе с ребенком, загорал на пляже;
— у чьих детей от загара сгорела спина;
— кто читал детям книги;
— кто купил своему ребенку мяч или любой другой предмет для двигательной активности;
— чьи дети помогали родителям в огороде;
— чей ребенок научился чему-нибудь новому.
Итак, начнем, к основным психическим процессам относятся:
-восприятие
-внимание
-память
-мышление -воображение -речь
К 4-5 годам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Постепенно совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания взрослого в процессе различной деятельности. Однако нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства.
Преобладает процесс возбуждения над процессом торможения. При нарушении привычных условий жизни, при утомлении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоблюдении правил поведения. Средние дошкольники испытывают острую потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Если ребенок перевозбужден, нужно переключить его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ему восстановить силы и успокоиться.
На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек и совместных игр. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.
Так же новые черты появляются в общении средних дошкольников со взрослыми. Они стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Это проявляется в многочисленных вопросах детей: «Зачем», «Почему», «Когда», «Для чего» и т. д. Нередко дети многократно обращаются с одним и тем же вопросом и от взрослых требуется большое терпение. Серьезную ошибку совершает взрослый, если отмахивается от вопросов ребенка, не замечает их или раздражается. Доброжелательное отношение взрослого к детским вопросам помогает развивать познавательную активность и укрепляет доверие ребенка к взрослому. Замечено, что дети, не получающие от взрослого ответы на волнующие вопросы, начинают проявлять черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим.
В этом возрасте дети становятся более любознательными, активными и физически выносливыми.
Следует обратить внимание на то, что в этом возрасте недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера. (т. е можно корректировать)
В этом возрасте основной деятельностью ребенка становится сюжетно-ролевая игра. Игра вдвойне интересней ребенку, когда он чувствует поддержку и заинтересованность самых близких и любимых людей – родителей. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный, творческий характер игры.
К сожалению, как показывает опыт, родители редко играют с детьми. Причин этому очень много. Одни заняты на работе или по дому, другие считают, что ребенок вполне самостоятелен и игра в одиночестве будет способствовать его развитию, но увы это не так.
Чем интересней и разнообразней будут ваши игры с ребенком, тем гармоничней будет его встреча со взрослой жизнью. Игра доставляет ребенку очень много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишайте его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.
Ну, если совсем нет времени поиграть то в этом случае вам на помощь приходит книжка, совместное чтение книг. Те минуты, которые вы проведете вместе, читая книгу, помогут сохранить контакт с ребенком и будут полезны для его развития.
Возьмите все по цветку раскрасьте их. А теперь сравните свой цветок с цветками своих соседей. Все цветы были одинаковые по форме, размеру. Скажите, после того как вы раскрасили цветок, можно найти два совершенно одинаковых цветка? Мы — взрослые люди при одинаковых условиях делаем все по-разному.Отсюда наше правило:
Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим!
Мы будем сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Это называется мониторинг. Это мы будем делать для того, чтобы знать, как и что делать с этим завтра. Это мы будем делать для того, чтобы, расти каждый день. Причем не только в знаниях, но и в поступках. Любите своих детей! Всего доброго!
Источник