Родительское собрание роль чтения в развитии ребенка

     Ахмадуллина Зульфия  Габтулфатовна, учитель начальных классов МБОУ «Параньгинская СОШ»

                                                            Всё, чего я достиг в жизни, стало возможным, благодаря книге

                                                  Ричард Бах

                                                            Привить ребёнку вкус к чтению- лучший подарок, который  

                                                                   можем сделать для него.

                                                 С.Лупан

                                                           Основная задача взрослых –открыть в ребенке талант читателя.

                                                                                                                                                 С.Я.Маршак

 Цель: помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь родителей в решение проблемы.

Задачи: Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса. Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.

Форма проведения: собрание- круглый стол

 Вопросы для обсуждения:

  1. Значение книги в жизни младшего школьника
  2. Как развивать читательский интерес ребёнка.
  3. Культура чтения школьника. В чем она заключается.

Организация родительского собрания:

  1. Подготовка сценария собрания и презентации
  2. Оформление приглашений для родителей на собрание
  3. Составление памяток для учащихся и родителей
  4. Анкетирование учащихся и родителей и его анализ
  5. Выставка детских книг из школьной библиотеки

План  собрания:

  1. Вступительное слово классного руководителя
  2. Анализ статистики, анкет и ознакомление родителей с результатами техники чтения учащихся в сравнении с 1 полугодием (индивидуально)
  3. Лекция классного руководителя о  семейном чтении
  4. Знакомство родителей с выставкой рекомендуемой литературы
  5. Советы психолога
  6. Подведение итогов
  7. Решение родительского собрания

                                Ход родительского собрания 

Слайд № 2,3,4 ( тема и цели родительского собрания, вопросы для обсуждения, эпиграф )

  1. Вступительное слово классного руководителя

( сообщение темы и целей родительского собрания, вопросов для обсуждения, работа с эпиграфом)

Если у ребёнка слёзы и капризы
Не берите, мамы, в помощь телевизор.
Малыш не разберётся, что там на экране,
И добрей, и лучше от него не станет.
И не упустите в этой жизни мига:
Покажите детям, что такое книга

2. Анализ статистики, анкет. Ознакомление родителей с результатами техники чтения учащихся. (родители получают результаты техники чтения  своего ребёнка )

                                    Слайд № 5 (Анализ статистики по теме собрания)

24 ноября 2006 г состоялось подписание Национальной программы поддержки и развития чтения.

Цели программы, рассчитанной на период с 2007по 2020 г:

1.Повышение читательской компетенции            

 2.Рост читательской активности

В связи с этим хотелось бы вас познакомить с статистическими данными по России

Вот уже больше десяти лет и педагоги, и родители сетуют на то, что современные дети слишком мало читают. Действительно, кризис чтения во всем мире достиг угрожающего размаха, и наша страна (когда-то самая читающая в мире), к сожалению, не стала исключением.

Правда, если казалось очевидным, что читать необходимо, то сегодня не только сами дети, но и взрослые часто задаются вопросом: «А не устарело ли чтение?» Действительно, так ли остра потребность в чтении сегодня, в век высоких технологий, когда существует столько альтернативных способов получения информации?

На самом деле сегодня чтение человеку еще нужнее, чем сто лет назад, и никакие другие информационные технологии его не заменят.

Литературное развитие- это возрастной процесс восприятия искусства слова, умений анализировать и оценивать прочитанное, а также процесс развития собственного литературного творчества детей.

Критерии литературного развития:

— начитанность ( круг чтения ребенка)

-сформированность интереса к чтению (семейное чтение и обсуждение)

-уровень читательских умений ( умение читать, работать с текстом и книгой)

Как же обстоят дела с чтением ребят на уроках и после них? 

                        Слайд №6,7 ( Анкетирование и анализ анкет учеников)

  1.  Как ты считаешь, может ли человек жить без книг?  Да- 100%
  2. Что больше всего нравится тебе делать: читать, играть, смотреть телевизор? Читать-27% играть-31%    смотреть телевизор-42%
  3. Какие книги ты любишь читать: стихи, сказки, о животных?  Стихи- 49%   сказки-15%            о животных-36%
  4. Что нравится тебе получать в подарок: книгу, игры, одежду? Книга-35%   игра- 52%   одежда-13%
  5. У вас дома много книг? Да-16%  нет-84%

У вас на столах результаты техники чтения  на  конец 1 полугодия и  на конец года. Понизился или повысился темп чтения?  Как вы думаете, по каким причинам это произошло?

                        Слайд № 8  (5 причин, по которым надо читать книги)

1.Чтение содействует успешному освоению грамотного письма детьми.  Для педагогов давно не секрет, что у «начитанных» детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, литературного языка, учится не только говорить и писать, но думать грамотно.

2.Читая книги, ребенок обогащает словарный запас, развивает память и воображение. Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уже о детях и подростках. 

3.Ребенок учится сопереживать, развивается эмоционально. Способность тщательно «переваривать» в мозгу информацию и анализировать ее можно развить только благодаря чтению книг. Прочитанные сведения лучше запоминаются. Над страницей можно остановиться, вдуматься, перечитать ее. Пересказ учит анализировать текст, относиться к нему критически. Чтение развивает воображение: ребенок сам представляет героев, а не принимает созданный другими образ.  

4.Общение с книгой выступает мощным источником развития интеллекта. В настоящее время традиционная система оценок успеваемости школьника изживает себя. На смену ей пришла другая, основанная на накоплении опыта, достижений ученика в той или иной области знаний, которая может быть выражена в олимпиадах, конкурсах, турнирах. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления.

5.Успешность ребенка в учебе находится в прямой зависимости от его начитанности. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начинают выполнять.

Что мешает чтению детей? 

  1. ТЕЛЕВИДЕНИЕ

Бесконечное сидение перед телевизором и столько же бесконечное щелканье пультом. Необходимо помнить о том, что влияние телевидения на детей резко отличается от влияния на психику взрослых. Дети не могут четко определить, где – правда, а где – ложь. Они слепо доверяют всему тому, что видят на экране. Ими легко управлять, манипулировать их эмоциями и чувствами. Лишь с 11-12 лет ребята начинают не столь доверительно относиться к тому, что есть на экране.

  1. КОМПЬЮТЕР

Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации, а с другой —  дети играют только в игры, причем самые примитивные. Если они и развивают что-то у детей, то только быстроту реакции. Возьмите под строгий контроль игры, в которые играют ваши дети. Пусть среди них будут хорошие развивающие, познавательные игры.

3.Лекция классного руководителя о  важности семейного чтения

 Как привить интерес и любовь к чтению и книге?

Но если читать столь необходимо, как же повысить читаемость хотя бы в пределах собственной семьи? Сегодня многие социологи и психологи приходят к выводу, что «кризис чтения» невольно подготовлен самими педагогами и родителями. Беда в том, что детей не научили любить книги.

1.Совместное чтение

  Читать ребенку сказки необходимо с самого раннего возраста. Но не стоит думать, что читать вслух надо только до тех пор, пока ребенок не научится читать самостоятельно. Совместное чтение в семье – это увлекательнейшее занятие, которое необычайно сближает всех ее членов. Читать ребенку – это не просто обязанность родителей, это уникальный способ общения, который практически не имеет замены.

                Слайд № 9,10 ( Анкетирование родителей и анализ анкет родителей)  

  •  Нравится ли вашему ребенку читать книги?  Да-65 % нет- 35%
  • Сколько времени он проводит за книгой?  15 мин- 65%          30 мин-21%         час-14%
  • Вы заставляете ребенка читать или он делает это без принуждения?  Заставляю 75%  сам- 25%
  • Как вы это поощряете?  Хвалю- 86%      дарю книгу- 11%    другое -3%
  • Обсуждаете ли вы со своим  ребенком прочитанное?  Да-68% не всегда- 32%
  • Считаете ли вы себя активным читателем?  Да-48% нет 52%

                         Слайд №11 ( 5 причин, по которым читать книги нужно всей семьей)

  1. Семейное чтение способствует привитию ребенку любви к чтению без принуждения Никогда не наказывайте за проступки чтением. Это грубая ошибка воспитания и лучший способ вызвать отвращение к книге.
  2. Совместное чтение и обсуждение прочитанной книги укрепляет семейные связи. Читайте сами. Если ребенок никогда не видел маму и папу с книгой в руках, то откуда же у него родится любовь к чтению?
  3. Чтение ребенком книги вслух для всей семьи улучшает у него технику и скорость чтения. Читайте попеременно, часть читает взрослый, часть – ребенок.
  4. Ребенок может спросить взрослого о непонятых местах в книге, задать вопросы по прочитанному. Это повышает у ребенка авторитет родителей. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
  5. Семейное чтение позволяет взрослому участвовать в жизни ребенка, познать мир его интересов.  Устраивайте выставку рисунков по мотивам прочитанных книг. Поощряйте ребенка в посещении библиотеки, ходите вместе с ним. Следите за тем, чтобы чтение было систематическим – каждый день по 15-20 минут

2.Подбор интересных и развивающих книг

Книги, которые предлагаются подросшим детям для самостоятельного изучения, должны быть тщательно подобранны в соответствии с интересами и уровнем развития юного читателя. Это отнюдь не означает, что книга должна быть простой. В идеале уровень сложности должен чуть-чуть превышать познания ребенка. Тогда книга стимулирует дальнейшее развитие человека, заставляет его повышать планку и расти над собой.

3.Сами читаем книги детей

Обязательно прочтите книгу, которую предлагаете ребенку, для того, чтобы быть готовым к любым вопросам и обсуждению. Если ребенок не хочет обсуждать прочитанное, ни в коем случае не заставляйте его это делать, Вы рискуете не только разрушить целостное впечатление от произведения, но и навсегда отбить у человека охоту к чтению. Но если он жаждет пересказать Вам поразившую его книгу, обязательно найдите время и силы для того, чтобы с неподдельным интересом выслушать его, задайте несколько вопросов, предложите ему поделиться с Вами своим мнением. Возможно, Вы узнаете немало нового о своем ребенке.

4.Любите книгу

Книга учит человека думать и принимать решения, способствует формирования собственного, уникального философского взгляда на мир. Но для того, чтобы научить ребенка любить книги, недостаточно благих намерений и родительских нравоучений. В первую очередь важно, чтобы сами родители любили читать. Дети, которые регулярно видят в руках у близких книги, рано или поздно заинтересуются ими безо всяких понуканий.

4. Знакомство родителей с выставкой рекомендуемой литературы.

Какие книги мы должны давать нашим детям? 

Выбирая литературу для своих детей, мы тем самым выбираем для них способ познания и понимания мира.

Лучшая литература для детей — та, которая учит их воображению, творческому мышлению, умению видеть различные пути и возможности.   Кроме того, книга — мощный источник морали и нравственности. В сказках, мифах, пословицах затрагиваются важнейшие вопросы: взаимоотношения в обществе, власть, долг, послушание, нравственный выбор в сложной ситуации. Что же это такое — хорошая детская книга? Выбирая книгу для ребенка, мы в первую очередь будем ориентироваться на:

А..Сюжет

Хорошая книга — это, разумеется, занимательный сюжет, включающий в себе и преодоление трудностей, и приключения, и — после стольких волнений! — счастливый конец, вызывающий у ребёнка вздох облегчения.

Б..Герои

Хорошая книга — это и герои, которые на время чтения становятся для детей добрыми друзьями.

В..Стиль и язык

Зачастую очарование книги заключается и в стиле, в особой мелодии авторской речи, которая сама по себе превращает чтение в огромное удовольствие. Только блестящий язык, мастерское повествование, мудрая поэтичность достойны звания литературы для детей.

5.Советы психолога

                                    Слайд № 12 (Как стать родителем читающего ребёнка)

1.Подавайте ребенку пример, читая книги, газеты, журналы.
Родители очень огорчаются, если их ребенок не любит книги и не хочет читать, но при этом не догадываются, что причина этого кроется в них самих.

2.Читайте с ребёнком каждый день.
Добрая традиция – чтение вслух оставляет воспоминания на всю жизнь. Читайте друг другу по очереди. Читайте ребёнку перед сном.

3.Окружайте ребёнка книгами.
Если ребёнок живёт в окружении книг, они становятся обязательной частью его жизни. Подпишите ребёнка на детский журнал – он должен привыкнуть, что ежемесячно будет получать замечательный подарок, поскольку чтение доставляет удовольствие.

4.Читайте медленно и громко.
Не спешите, добавьте драматичности и выражения Вашему голосу. Задавайте вопросы о прочитанном. Делайте паузы в чтении, чтобы ребёнок мог спросить вас о непонятных местах и обдумать прочитанное.

5.Читайте книги снова и снова.
Дети любят перечитывать любимые истории, потому что они знают, что произойдёт с героями дальше. Вы можете записать своё чтение на магнитофон, чтобы ребёнок мог прослушать любимую книжку тогда, когда он этого захочет.

6.Не давите на ребёнка.
Ребёнок иногда может не хотеть читать. Не заставляйте его делать это — чтение должно быть удовольствием, а не обязанностью.
Разрешайте ребёнку самому выбирать книги в магазине или библиотеке.

7.Показывайте свою заинтересованность.
Обязательно слушайте, как ребёнок читает сам, он должен чувствовать интерес старших. Если ребёнок увлёкся какой-то темой (приключения, книги о животных и т.п.) или автором, предложите ему нужную литературу.

6. Копилка родительского опыта

( обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и читательских умений в семье)

  • В одной семье стало традицией отмечать «День прочитанной книги» (маленький семейный праздник). .
  • Игра-переписка с литературным героем. К примеру: литературный герой не погибнет, если ребенок прочитает книгу и напишет имя отрицательного персонажа книги в письме к нему. Далее переписка может быть продолжена. Мама, от лица героя, также письмом, поблагодарит за спасение.
  • Если у ребенка потерян интерес к книге, можно предложить написать свой вариант окончания книги. Другие члены семьи могут написать свои варианты. Каждый оглашает свою концовку, которую сравнивают с авторской версией, т. е. книга будет дочитана.
  • Следующий прием привлечения к чтению – это разгадывание кроссвордов, викторин по конкретному произведению. Чтобы их разгадать, ребенку придется прочитать произведение.
  • Создайте свой «самиздат» на дому. Поощряйте сына, дочку сочинять прозу, стихи. Пусть раз в месяц трудами ребенка, детей любуются вся семья и гости.
  • Чтобы привить у детей любовь к словам и буквам, нужно с ними больше играть в словесные игры: загадывать-разгадывать загадки, ребусы, учить забавные скороговорки, частушки-прибаутки и т. д.
  • Организуйте поход в библиотеку. Окунувшись в особенную библиотечную атмосферу, ребенок захочет быть и далее к ней причастным, ему станет интересно.

7. Подведение итогов.

                                              Слайд № 13 (Подведение итогов родительского собрания)

8.Решение родительского собрания

                                              Слайд № 14 (Решение родительского собрания)                          

                                               Слайд № 15  (Спасибо за внимание!)                      

Источник

Тема:Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка

Форма проведения: круглый стол.

Цели. Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, как залог их жизненной судьбы; познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.

Повестка дня:

  1. Значение книги в жизни младшего школьника.
  2. Как развивать читательский интерес ребенка.
  3. Культура чтения школьника. В чем она заключается.
  4. О достижениях обучающихся за 2012-2013 учебный год
  5. Орг вопросы , инструктажи

Ход собрания:

Чтение – вот лучшее учение.
А.С. Пушкин

I. Вступительное слово классного руководителя 

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому — восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.

-Как выйти из этой ситуации ребенку?

-Ответы родителей.

-Скажите, кому нравится,  как читает его ребенок?  Сколько слов в минуту читает ваш ребенок?

— Опыт свидетельствует, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается во много раз. Кроме того, в процессе чтения совершенствуются оперативная память и устойчивость внимания, от которых зависит умственная работоспособность.

Часто бывает так, что ребенок знает все буквы, может читать, но не хочет. Родители негодуют: «Ты ведь уже умеешь читать. Неужели тебе не хочется самому почитать книжку?» И тогда в ход идет принуждение: «Прочитай еще хоть строчку», «Пока не дочитаешь страницу, не буду с тобой играть» и т.д.

— Как же сделать так, чтобы процесс чтения стал для детей личной необходимостью?

В этом деле очень полезны игры, в процессе которых обучение чтению идет непринужденно и весело. Огромную роль играют и вечера семейных чтений, наполненные живым, умным словом. Во время семейного чтения отец и мать сближаются с детьми, открываются для них с другой стороны.

Для формирования у ребенка потребности в чтении и письменной речи педагоги и психологи предлагают использовать жизненно важную переписку, содержание которой должно лично задеть ребенка и апеллировать к самым главным и сильным его интересам. Приведем следующий пример: «Саша мечтает о настоящем друге. Он болен, сидит дома в окружении любящих взрослых, любимых игрушек, но вдали от приятелей. По телевизору он видел фильм про мальчика. Главный герой так понравился Саше, что ему захотелось с ним подружиться. Мама посоветовала написать ему письмо. Саша старательно и увлеченно работал целый час (!), и вот письмо будущему другу готово. Вскоре приходит «ответ», написанный крупными печатными буквами, слова выбраны простые, короткие фразы. Автор письма — мама. Она знает, что вызывает интерес сына. Так завязывается «переписка».

В жизни любой семьи имеется много возможностей для замены устного общения письменным, которое будет способствовать тому, что ребенок приобщится к записи, а чтение станет действительно добровольным, а значит, усовершенствуется и его техника.

СИТУАЦИЯ 1 Ребенок медленно и невнятно читает. Мать говорит с возмущением: «Сколько я тебя учила! Разве так читают? Смотри, как надо!» А ребенок? Один втягивает голову в плечи, другой обижается, вообще отказывается читать, третий становится равнодушным к чтению. Как вы оцениваете поведение матери?

Выслушав ответ родителей, делаем вывод: будем терпимы к тому, что на первых порах дети могут ошибаться, читать медленно, тихо. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Наберемся терпения, чтобы не отбить у него желание читать. Пусть он радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

СИТУАЦИЯ 2

Немного почитав, Сережа устало говорит: «Не хочу больше читать». «Читай, кому говорю!» – требует мать. «Ну, мам», – умоляет Сережа. «Кому говорят, читай!» – почти кричит мать. «Не ори на меня!» – грубит сын. «Ты с кем разговариваешь? Да я тебя…» – угрожает мать. Как избежать конфликта?

После высказываний родителей о данной ситуации я упомянула о пользе физкультминуток. Для того чтобы ребенок наглядно видел свой рост в овладении техникой чтения, надо почаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом.

Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно одну минуту. Подсчитайте, сколько слов (включая союзы и предлоги) он успевает прочесть за минуту. К своему «росту по чтению» ребенок будет относиться столь же ревностно, как к меткам его роста на двери.

Важно оценивать только технику чтения, а не другие достоинства маленького читателя. Для этого недостаточно общих слов «хорошо», «молодец», «уже быстрее». Ребенку будут понятнее более конкретные оценки(«Целых 20 слов в минуту! Замечательно!», «В марте было 40, а сейчас 45 слов в минуту!» и т.п.). Необходимо отмечать рост, сравнивать сегодняшние результаты со вчерашними, радоваться каждому шагу вперёд, каждому успеху.

Педагоги пришли к выводу: если ребенок на первом году обучения не научился нормально читать, то его интерес к учению значительно падает. Научившись читать, ребенок открывает для себя мир большой литературы. Особое место в нем занимают сказки. Сказка — первая ступенька вхождения в страну знаний, в мир культуры. Как говорил К.И.Чуковский, сказка есть самая здоровая пища — не лакомство, а насущный и питательный хлеб.

Сказка приходит в дом тогда, когда в нем появляется малыш. Однако для того, чтобы сказка принесла наибольшую пользу ребёнку, с ней можно поиграть, тем самым, сделав ее своим помощником в развитии ребёнка.

Есть много сказок, которые помогут детям мыслить логически, разовьют воображение, речь и др. Для развития логического мышления можно использовать сказки Д. Биссета, Дж. Родари, В. Сутеева, Д. Хармса, А. Толстого и др.

Есть сказки, где герою приходится делать выбор. Как быть с такими сказками? Можно прочесть ребенку сказку, только не до конца, а до того места, где требуется сделать выбор. После того как он сделает свой выбор (скажет, нарисует, выложит из подсобного материала и т.д.), дочитать сказку до конца, чтобы ребенок узнал, какой выбор сделал герой сказки, и сопоставил оба.

Интересно играть со сказками-путешествиями. Они знакомы малышам с раннего детства (например, «Колобок»). Эти сказки привлекают детей тем, что в них последовательно разворачивается сюжет: «Что будет дальше?». Дети любят перевоплощаться в «путешественников» и стараются угадать (ответить, нарисовать, изобразить пантомимой), что же дальше произойдете героем-путешественником, как может закончиться сказка.

Также развивать чувство языка, вкус к слову, умение говорить выразительно, точно, ярко помогают стихи. Дети, как никто, остро чувствуют ритм и музыку стихов. Они интуитивно понимают, что самые обыкновенные фразы звучат по-особому, если они осмыслены поэтом.

Родители могут ненавязчиво помочь ребенку обнаружить, что слова в стихах не живут отдельно друг от друга, а внутренне между собой связаны, что они отобраны и особым образом соединены, что поэтическая речь имеет определенный звуковой и ритмический строй. Для этого можно использовать такие приемы, как подбор к каждому слову синонимов, закрашивание слов разным цветом: голубым — слова в прямом смысле, розовым — в переносном. Полезно после разбора стихотворения попросить детей нарисовать картинку, которая поможет родителям разобраться, насколько понят смысл и настроение стихотворения.

-честно, кто читает вместе с ребенком? Пересказ?

-Техника чтения. Однако техникой чтения — процесс достаточно длительный и не всегда привлекательный для детей без нормальной техники чтения учение в старших классах будет значительно затруднено.

Существуют разные точки зрения на необходимую скорость чтения в конце начального обучения. В программе начальных классов она составляет 90-100 слов в минуту. Некоторые авторы считают, что к концу обучения в начальной школе желательно, чтобы ученики читали 120 слов в минуту.

Третья точка зрения принадлежит В.А. Сухомлинскому. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» он писал, что беглое, нормальное чтение — это чтение в темпе 150-300 слов в минуту. Если даже взять за основу нижнюю цифру этих рекомендаций, т.е. 150 слов в минуту, то и тогда третья точка зрения не совпадет с первой.

Чтобы выяснить обоснованность тех или иных рекомендаций, В.Н.Зайцев, занимающийся проблемой техники чтения, сопоставил успеваемость учащихся 6-8 классов (отличников, хорошистов, троечников) со скоростью чтения этих же учащихся в третьем классе. Что же выяснилось? Те, кто стал отличником, читали к концу третьего класса в среднем 150 слов в минуту, хорошисты -120 слов в минуту, троечники — 80-90 слов в минуту. Следовательно, если мы хотим, чтобы наши дети занимались преимущественно на отлично, мы должны выполнять рекомендации Василия Александровича Сухомлинского.

Как показывает опыт, большинству учеников вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Как этого добиться? В.Н. Зайцев дает следующие рекомендации:

  1. Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще. Почитал 5-7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два еще 1-2 абзаца. Перед сном еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа-полутора за один прием.
  2. Хорошие результаты дает чтение перед сном. Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и в те часы, когда человек спит, он находится под их впечатлением.
  3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения. В самом деле, если ребенок не любит читать, то это означает, что у него при чтении возникают трудности. В режиме щадящего чтения ребенок читает 1-2 строчки и после этого получает краткий отдых. Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы: две строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку — отдохнул. Следующий кадр — опять две строчки прочитал, затем посмотрел картинку. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

Чтобы ребенок полюбил чтение, очень важно создать его собственную домашнюю библиотеку. Здесь могут быть два подхода.

Первый подход — это рабочая библиотека, помогающая в повседневном учебном и внеучебном труде: словари, энциклопедии, научно-популярная литература, периодические издания и др.

Второй подход — приобретение любимых книг, прочитанных и ставших любимыми (книги-друзья, книги-помощники, книги-собеседники).

Родителям необходимо самим хорошо знать детскую литературу, чтобы помогать развитию детей. Приобщение детей к чтению следует начинать с выбора литературы. Здесь родителям поможет, прежде всего, детская классика: К. Чуковский, С. Маршак, А. Барто, В. Берестов, Б. Заходер, Н. Носов и др. Когда у ребенка начнут возникать вопросы о разных предметах, явлениях, зарождаться интересы, увлечения — самое время познакомить его с научно-популярной литературой. Родители могут обратиться к «золотому» фонду детской научно-познавательной литературы — книгам М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Снегирева, В. Бианки и др. Кроме того, сейчас в книжных магазинах есть множество интересных книг энциклопедического характера: «Я познаю мир», «Все обо всем», «Моя первая энциклопедия» и др.

Ребенка следует записать в общественную библиотеку, где из обилия книг можно выбрать то, что нужно именно ему. В первое посещение библиотеки родители могут рассказать, кто в ней работает, как расположены книги, где находится периодика, как заниматься в читальном зале и т.д.

В собственной библиотеке ребенка старшие могут показать, как следует располагать книги (по тематике, по жанрам, по авторам), как делать закладки, библиографические карточки с выходными данными.

Если семья выписывает периодические издания, можно начать сбор вырезок по интересующим детей вопросам: о животных, растениях, технике, истории, природных явлениях, спорте.

Очень важно, чтобы у ребенка воспитывалось бережное и любовное отношение к книге, чтобы он следил за порядком в своем книжном уголке. В некоторых семьях стало хорошей традицией сохранять полюбившиеся детские книги. Жизнь у этих книг может быть долгая: их читали бабушка, дедушка, мама, папа, а теперь они стали друзьями ребенка. Такая семейная традиция не только воспитывает бережное отношение к книге; это отношение к книге дополняется чувствами к самым дорогим людям.

Сближают родителей и детей совместная покупка книг, их ремонт, наведение порядка в домашней библиотеке и, конечно, совместное чтение и обсуждение прочитанного.

Даже бегло читающий ребенок еще долго будет нуждаться в том, чтобы ему читали вслух, чтобы, читая, отвечали на его вопросы, делились с ним своими переживаниями и мыслями о прочитанном.

Ситуация 3.  

Вы Машу не спрашивайте по чтению, — хором заявили мне малознакомые второклассники. — Она у нас не умеет читать. — Да, не умею, — убежденно подтвердила Маша. — Со мной и мама дома занимается, и бабушка, а я все равно никак не научусь.

  1. В чем причина Машиного «неумения» читать?
  2. Как бороться с внушенным неумением?
  3. Какие приемы помогут ребенку поверить в себя?

Ситуация 5. 

В нашей семье мы часто дарим детям книги. Обязательно подписываем их: «Сереже — в первый день ученья. Пусть оно будет для тебя радостным и желанным», «Настеньке — в день рождения от бабушки и дедушки». Такие книги-подарки передаются из поколения в поколение.

  1. Что дает такая традиция?
  2. Считаете ли вы, что детям надо обязательно дарить книги?

Ситуация 6. 

На прогулке шестилетний Максим увидел красивую бабочку с оранжевыми крылышками. Мама не знала, как она называется, но предложила сыну внимательно рассмотреть и запомнить внешний вид бабочки, чтобы дома посмотреть в книге и узнать ее название. Понаблюдав за бабочкой, Максим обнаружил, что на крыльях у нее много черных точек. Дома мама достала книгу, и вместе они долго рассматривали изображенных в ней бабочек. Наконец нашли такую, которой заинтересовался Максим. Она называется «Многоглазка огненная». Мама спросила: «Ты понял, почему она называется огненной? Правильно, за оранжевый цвет крыльев. А почему многоглазка, как ты думаешь?» И Петя высказал свое предположение: «Наверно, за черные точки, они похожи на глазки».

  1. Как вы относитесь к такому стилю общения взрослого и ребенка?
  2. Что вы воспитываете, обращаясь вместе с ребенком к книгам за ответом на возникший вопрос?

Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его — привычка ребенка читать. Анализ ответов анкет родителей нашего класса это подтверждает.

IV.Анализ анкет родителей 

V.Выступление школьного библиотекаря

(по результатам исследования читательских интересов по классу). Анализ техники чтения учащихся класса.

VI.Знакомство родителей с выставкой рекомендуемой и обязательной литературы, которую необходимо иметь в домашней библиотеке.

VII.Вручение поздравительных писем родителям за победу их детей в конкурсе на лучшего чтеца.

VIII.Копилка родительского опыта.

Обмен мнениями родителей по развитию читательского интереса и умений в семье. Работа с памятками, подготовленными классным руководителем к родительскому собранию. Их обсуждение и анализ.

Итог.

 Вот и закончилось наше собрание. Пусть наши совместные старания, силы, труд, направленные на воспитание у детей интереса к чтению, дадут добрые всходы. Пусть каждый ученик нашего класса будет уметь и любить читать. Пусть каждый день будет связан с увлекательным путешествием в мир книг, чтение станет для детей самой сильной страстью и принесет им счастье!

Памятка №1.

Правила чтения для учащихся. 

  1. Ели хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 10-15 минут в день.
  2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения. На время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
  3. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
  4. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.
  5. Обращай внимание на поступки их героев, анализируй поступки, делай для себя выводы.
  6. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
  7. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
  8. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
  9. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам, выполняя задание учителя.

Памятка №2.

Как готовить домашнее задание по чтению. 

  1. Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
  2. Посмотри, кто автор произведения.
  3. Внимательно прочитай весь текст.
  4. Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
  5. Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
  6. Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
  7. Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
  8. Составь план пересказа текста.
  9. Подготовь пересказ текста вслух (от другого лица).
  10. Не глядя в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
  11. Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
  12. Выскажи свое мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.

Анкетирование родителей.

  1. Нравится ли вашему ребенку читать книги?
  2. Сколько времени он проводит за книгой?
  3. Убеждаете ли вы своего ребенка читать или он делает это без принуждения?
  4. Какие книги он предпочитает?
  5. Как вы поощряете его читательские стремления?
  6. Дарите ли вы своему ребенку книги?
  7. Есть ли у вас на этот счет какие-то убеждения?
  8. Обсуждаете ли вы со своим ребенком прочитанное?
  9. Считаете ли вы себя активным читателем?
  10. Являетесь ли вы примером для своего ребенка в чтении книг?

Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.

  1. Прививайте ребенку интерес к чтению с раннего дет?