Родительское собрание развитие памяти ребенка

Родительское собрание развитие памяти ребенка thumbnail

Тема собрания : «Значение памяти в интеллектуальном развитии младшего школьника». (4 класс)

                                      Без памяти человек не может ничего изобрести, не может ском-бинировать и двух идей.

                                                                                                                                        Вольтер.

Задачи собрания:

               1. Показать родителям результаты работы памяти учащихся класса в учебной деятельности.

               2. Показать родителям методы и приёмы развития памяти детей.

Вопросы для обсуждения:

  — Значение памяти в учебной деятельности.

  — Методы и приёмы развития памяти ребёнка.

Ход собрания.

Вступительное слово учителя

  Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мне бы хотелось начать несколько необычно.

Вот такой разговор был подслушан психологом, а мне бы хотелось его вам рассказать.

— Какое сегодня число?  спрашивает у своего друга товарищ.

— Не знаю, — отвечает тот.

— Ну, как же ты не знаешь, если у тебя в руках газета.

— А она вчерашняя!

      Это разговор об очень важном мыслительном процессе – памяти, существование человека, как человека без него невозможно.

Одним из основных свойств личности является память. Сегодня  мы с вами поговорим на тему : «Что такое память и как её развивать?»

Память- великое свойство, без которого трудно представить себе жизнь человека.

Память-это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Память-способность мозга сохранять информацию и  воспроизводить её при необходимости спустя  какое-то время.     (слайд4)

Известный    физиолог Грей  Уолтер

Память бывает смысловая, слуховая, зрительная.

Большая часть неудачников  по жизни стали из-за своей неразвитости памяти.

В младших классах ученики запоминают большое количество материала, а потом его воспроизводят. Не владея приёмами запоминания , они стремятся к механическому запоминанию, что вызывает большие трудности. Поэтому необходимо научить их рациональным приёмам запоминания.

Этому способствует : -активная деятельность, деление текста на смысловые части, придумывание заголовков, составление плана В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний.

   Проблемы с памятью откладывают серьёзный отпечаток на успешность учебной деятельности ребёнка. Ребёнок много учит, пересказывает, но приходит на урок и – результата нет. Многие родители сетуют на то, что ребёнок не может запомнить стихи, тексты для пересказа, даты и т.д. Есть и в нашем классе проблемы, связанные с тем, что память работает не всегда успешно и поэтому не выполняет возложенные на неё надежды.

В классе была проведена анкета   по  вопросам:

1. Анкетирование учащихся.

— Легко ли тебе заучивать стихи?

— Испытываешь ли ты трудности при пересказе прочитанного текста?

— Ты быстро вспоминаешь заученное или с трудом?

— Можешь ли ты легко вспомнить учебный материал, который вы учили давно?

— Помогают ли тебе дома тренировать твою память?

— Нужна ли тебе помощь в тренировке твоей памяти?

Выяснилось, что дети испытывают затруднения при пересказе, при заучивании стихов.

Также было проведено анкетирование среди родителей.

Анкетирование родителей.

— — Трудно ли ему выполнять домашние задания, связанные с запоминанием учебного материала?   Да – 9ч.      Нет-9ч.

— Оказываете ли вы ему помощь в тренировке памяти?   Да-12ч.    

— Необходима ли вам помощь в обучении приёмам тренировки памяти?

Сегодняшний наш разговор мы поведём о том, как сделать так, чтобы ребёнок, у которого не очень хорошая память, мог её развить с помощью специалистов школы и родных, т.е. вас родителей.

В классе мы провели  несколько упражнений  на развитие  слуховой и зрительной памяти  

Проверка слуховой памяти.  

Результаты диагностики

Диагностика зрительной памяти.

Результаты диагностики

Вы со своими детьми тоже можете развивать память.  Какие упражнения можно проводить дома.

Упражнения для тренировки памяти учащихся дома.

Упражнение 1.

       Напечатайте тексты диктантов для начальной школы и размножьте их. Повесьте текст в комнате и попросите ребёнка переписать его.

       Для этого он должен встать из-за стола, подбежать к листочку с текстом, прочитать предложение или несколько предложений, запомнить их, вернуться на своё рабочее место и записать то, что запомнил.

        Такое упражнение можно повторять несколько раз в неделю.

Упражнение 2.

       Разложите на столе спички в виде своеобразного узора. Ребёнок должен внимательно посмотреть на узор, затем он закрывает глаза, а вы изменяете узор на столе. В его задачу входит восстановление узора в первоначальном виде.

Упражнение 3.

      Прочтите ребёнку диктант из сборника или из учебника.

      В первый раз читайте весь диктант полностью. Во второй раз в каждом предложении пропускайте одно-два слова. В задачу  рёбёнка входит восстановление содержания всего диктанта самостоятельно.

       После написания диктанта он должен самостоятельно сверить свой текст с оригиналом.

Упражнение 0

       Предложите ребёнку внимательно посмотреть на слова в рамках в течение 10 секунд. Затем он должен самостоятельно начертить рамки и вписать туда слова в соответствии с рисунком.  

Упражнение 4

Нарисуйте на бумаге рисунок, покажите его ребёнку и попросите нарисовать такой же рисунок по памяти.

Читайте также:  Программа развития ребенка от 1 до2 лет

Упражнение 5.

Для расширения объёма восприятия предложите ребёнку поиграть в игру. Напишите на листок в столбик слова, состоящие из 4-х букв, и закройте их сверху листом бумаги. Быстро открывайте и закрывайте слова, а ребёнок пусть читает их до тех пор, пока не научится их схватывать за одно мгновение.

Упражнение 6. За 20секунд нужно за помнить 10чисел, написанных на доске, а затем записать те , которые удалось запомнить,    например:  43, 12, 31, 81, 72. 15, 4, 96, 10, 37

Для подсчёта результатов необходимо количество правильных ответов умножить на 10

90-100% -отличная память

71-90%-очень хорошая

51-70%-хорошая

31-50- удовлетворительная

7 .Повесьте в комнате листок с написанными парами слов. Постарайтесь запомнить попарно и в столбик в той последовательности, в которой они записаны.

  1. Пилот-посадка
  2. Мостовая – асфальт
  3. Гамма – струна
  4. Бемоль – клавиша
  5. Пропеллер — тротуар

Предложите ребёнку ряды слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Вы зачитываете пару слов, а ребёнок должен запомнить второе слово пары, стараясь при этом установить между словами какую-нибудь смысловую связь.

Через 10 минут после первого прочтения вы читаете слова из первого столбика, а ребёнок называет второе слово этой пары. Чем больше слов воспроизведёт ребёнок, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Упражнение 0

Дайте ребёнку лист бумаги, разделённый на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Он должен запомнить 20 слов и словосочетаний конкретного и абстрактного содержания, которые вы будете произносить с интервалом в 7 – 10 секунд.

При этом ребёнок должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым словом или словосочетанием рисовать его рисуночное обозначение – пиктограмму. Цифры и буквы использовать нельзя.

Через 10 – 15 минут, глядя на свои пиктограммы, ребёнок должен вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой. Примерный набор слов:

                         Весёлый праздник                      сомнение

                         Радость                                        зависть

                         Гнев                                             сила воли

                         Мальчик-трус                             болезнь

                         Отчаяние                                     успех

                         Быстрый человек                       дружба

                         Скорость                                     смелый поступок

                         Печаль                                         справедливость

                         Вкусный ужин                            хороший товарищ

                         Тёплый ветер                              мороз

Методика кратковременной зрительной памяти      Методика Е. Рогова

Даётся таблица с цифрами. Надо постараться запомнить и потом записать как можно большее  количество чисел. Максимальное количество информации- 10 единиц материала. Средний уровень-6-7единиц

15       39       87       23

94       65       78       46

83       19       94       52

№9   Методика долговременной памяти

Читаете 10слов, например, (стол, мыло, человек, вилка, книга, пальто, топор, стул, тетрадь, молоко)     Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы дети запомнили. Проверка происходит через 7-10дней.Коэффициент долговременной памяти высчитывается по формуле:  С=В/А * 100%

Где А – общее кол  – во слов;

В – кол – во запомнившихся слов;

С – коэффициент долговременной памяти

75-100% — высокий уровень

50-75%   -средний уровень

30-50%  — низкий уровень

Ниже 30% — очень низкий уровень

11.  Проверка слуховой памяти.

Зачитываются ряды из пяти однозначных чисел. Следует запомнить эти числа в том порядке, в котором они зачитываются.  Затем в уме нужно сложить первое число со вторым и записать сумму, третье число с четвёртым и записать сумму, четвёртое с пятым и записать сумму. Ряды:

                2   5   4   7   1

                                                 4   1   6   2   3

Читайте также:  Влияние внешней среды на развитие ребенка

                                                                                      5   7   9   3   8

    Оценка результатов производится по количеству правильно записанных сумм. Время выполнения – 2 минуты.

  • Если во всех трёх случаях задание выполнено правильно, то слуховая память оценивается как отличная.
  •  Если в двух случаях из трёх, то как хорошая.
  •  Если в одном – то как удовлетворительная.

Что может помочь вашему ребёнку в запоминании учебного материала?

1.Повторение. Научите ребёнка механически запоминать материал, несколько раз повторив его про себя

2.Организация запоминаемого материала. То есть группировка материала по категориям , по общим признакам.

3.Семантическая обработка, когда дети могут предположить логический вывод для реконструкции события, вместо простого воспроизведения, например, «Дети собирали грибы», задаётся вопрос: «Были ли лукошки?»

4.Создание умственных образов может быть применено для воспроизведения рассказа.

5.Поиск информации в памяти. (Вспомнить правила, законы, выводы)

Правила тренировки памяти

  1. Ставь цель запомнить надолго
  2. Заучивай с желанием знать и помнить
  3. Тренируй внимание и наблюдательность
  4. Память любит разнообразие. После математики лучше учить историю, после химии  литературу.
  5. Короткие стихи учи целиком, длинные разбивай на отрывки.
  6. Повторяя, не заглядывай поминутно в книгу, а старайся больше припомнить.
  7. Ничего не учи накануне, лучше понемногу, но каждый день
  8. Начинай повторять до того, как материал начал забываться небольшими частями-
  9. Лучше учить по одному часу 7дней , чем 7часов подряд в один день
  10. Запомните фразу из жизни рассеянного человека. « Он никогда ничего не забывал, ибо никогда ничего не помнил»

Вы же не хотите быть таким?  Тогда -за дело!

  1. Заключительное слово учителя.

Главное условие работы с ребёнком – это сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы и родители выполняли эти упражнения – будьте к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если выполняет задания не только он один.

    Хвалите ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его     дальнейшим занятиям. Помните, что заниматься с ребёнком 2 — 3 раза недостаточно.     Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов.

Помогите вашим детям улучшить память.

Учите детей пользоваться различными мнемотехническими приёмами.

Главным достижением ваших занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.

Если ребёнок будет с удовольствием развивать свои способности без вашей помощи –в  таком случае вы добились настоящего успеха, который скажется на всей его дальнейшей судьбе.

Человек без памяти оставался бы вечно похожим на новорождённого.

Источник

Цели и задачи:

    • Показать родителям возможности развития
      памяти;
    • Дать информацию о способах помощи ребенку с
      недостатками памяти;
    • Дать информацию о способах развития памяти с
      помощью мнемических приемов.

Предварительная подготовка:

    • Памятку для родителей (см. Приложение
      1) оформить на отдельном листе, раздать памятки
      каждому родителю в начале собрания.
    • Провести диагностику (см. Приложение
      2)

Ход собрания

I. Память можно и нужно развивать.

Очень часто обращения родителей к психологу
или педагогам связаны со сложностями в обучении
ребенка, возникающими из – за плохой памяти.
Ребенок плохо запоминает учебный материал,
быстро забывает все выученное, не может толком
воспроизвести то, что выучил, увидел или услышал.

Основу памяти составляет генетически
обусловленная способность запечатлевать
информацию, говоря научным языком, природная
пластичность нервно – мозговой ткани (“мнема”).
Такую память называют природной ( или
механической, непосредственной). В наибольшей
степени возможности природной памяти
проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего,
природная память созревает именно в этот период
(до 7 лет) и в дальнейшем может и не развивается.

Однако природа мудра и экономна. Каждый
ребенок, какими бы слабыми природными
способностями он ни обладал, может
усовершенствовать свою память за счет
разнообразных приемов запоминания, способов
обработки информации.

Если человек просто заучивает материал,
многократно повторяя его, или быстро
запечатлевает, как бы фотографирует его, то такое
запоминание называется механическим, или
непосредственным. Это не что иное, как работа
природной памяти.

Если же человек, стараясь запомнить, использует
для этого какие – либо приемы или способы,
осмысливает материал и т.п., то речь идет о
принципиально ином, качественно более высоком
запоминании – логическом (опосредованном).
Другими словами, в этом случае речь идет о
культурной памяти.

Очень важно понять, что, как бы ни была сильна
природная память, ведущая роль принадлежит
культурной, ибо только благодаря приемам
запоминания человек становится способным
управлять процессом запоминания и,
следовательно, управлять собой.

Психологи утверждают следующее:

    • Память можно и нужно развивать;
    • Это может делать каждый человек самостоятельно
      или под чьим – либо руководством;
    • Основу эффективной памяти составляет сильная
      природная память;
    • Природную память можно тренировать;
    • Культурную память можно развивать в течение
      всей жизни, формируя способы запоминания;
    • Развитая (сильная, эффективная, обширная) память
      способствует регуляции человеком своего
      поведения.

Человек с хорошей памятью всегда успешнее
управляет своей интеллектуальной деятельностью
и жизнью в целом.

II. Способы помощи ребенку с учетом недостатков
памяти.

Нарушение памяти выявляет психолог. У
психолога нужно выяснить, какой вид памяти у
ребенка является наиболее сохранным.

Если неплохо развита слуховая память, то
нужно, чтобы ребенок читал вслух материал,
подлежащий запоминанию. При недостаточной
технике чтения текст может читать кто – либо из
взрослых – иначе усилия, затрачиваемые на сам
процесс чтения, будут отвлекать ребенка от
запоминания материала.

Читайте также:  Возрастные этапы в психическом развитии ребенка божович

Большую помощь в запоминании может оказать
также использование магнитофона (диктофона).

Если более всего развита зрительная память, то
нужно максимально использовать разнообразные
средства наглядности.

При преобладании двигательной памяти следует
рекомендовать ребенку кратко записывать
материал, который нужно запомнить. Однако этот
метод больше подходит для подростков: для
младшего школьника конспектирование может
оказаться непосильной задачей.

При нарушениях памяти нужно добиваться от
ребенка не дословного запоминания учебного
материала, а его общего понимания.

В тех же случаях, когда требуется дословное
заучивание, нужно проводить его маленькими
порциями, добиваясь полного выучивания каждой
такой порции, прежде чем переходить к следующей.
Например, заучивая стихотворение, удобно учить
его по оному четверостишию, не пытаясь повторить
все стихотворение целиком. Однако перед началом
выучивания нужно подробно разобрать с ребенком
развитие темы, чтобы впоследствии четверостишия
не менялись местами.

III. Способы развития памяти с помощью
мнемических приемов.

Необходимость использования мнемических
приемов.

Вы должны понять, что простая тренировка
практически не помогает улучшить память. Зато
можно многого достичь, используя разнообразные
мнемические приемы.

Совершенно очевидно, что не все приемы в разной
степени доступны каждому ребенку. Это зависит от
уровня развития и индивидуальных особенностей
его личности. Однако младшие школьники уже
способны классифицировать, группировать
материал, искать ассоциации, пользоваться
опорными пунктами, составлять мнемические планы.

При этом очень важно, чтобы занятия доставляли
ребенку радость. Вы должны всячески поощрять
исследовательские наклонности ребенка,
радоваться каждому “почему”, способствовать
самостоятельному поиску ответов на вопросы.

Приемы запоминания могут быть разнообразными.

Группировка материала

Почти любой материал можно разделить на части
или группы. Этот прием называется группировкой.
Например, любой параграф содержит вступление,
основную часть, заключение и выводы. Кроме того,
информацию можно делить на определенные, четко
обозначенные части – классы. В данном случае
нагрузка на память уменьшается ровно во столько
раз, на столько частей, или классов, был разделен
подлежащий запоминанию материал.

Ассоциации

Полезно учить ребенка образно представлять
себе то, что требуется запомнить, привлекать
самые разнообразные ассоциации.

Психика человека устроена таким образом, что
любая новая информация помимо нашей воли
“цепляет”, затрагивает старую, уже известную.
Такие процессы, присущие всем людям, называют
ассоциациями. Чтобы использовать эту
способность для запоминания, достаточно задать
ребенку вопрос: что напоминает тебе это слово,
этот рисунок? А напоминать новая информация
может о чем угодно. Это зависит от возраста,
устремлений, опыта, уровня развития, актуального
состояния, пола ребенка и т.д., поэтому не стоит
отвергать, отрицать, критиковать то, что
предлагает ребенок, даже если вам данная
ассоциация кажется неприемлемой или не совсем
удачной.

Схематический образ

К самым доступным и распространенным способам
запоминания можно отнести перекодирование
информации, когда то, что представляется в виде
рисунка, картины и т.п., называется, описывается, и
наоборот, слова или фразы воспроизводятся с
помощью рисунка.

Можно использовать для обучения методику
2пиктограмма”. Ребенку для запоминания
предлагаются простые фразы (типа “Девочке
подарили куклу”). Ребенок для запоминания каждой
такой фразы, делает какой – нибудь как можно
более простой и схематичный рисунок. После того
как этот прием будет освоен на конкретном
материале, следует давать фразы с более
отвлеченным значением (например: “Учиться
никогда не поздно”).

В результате подобных занятий действие по
подбору подходящего схематического образа
автоматизируется и в дальнейшем начинает
осуществляться ребенком во внутреннем плане, без
создания соответствующего рисунка.

Опорные пункты

Любая информация всегда содержит нечто, что
может стать опорой для запоминания. В этом
качестве могут выступать даты, необычные
словосочетания, незнакомые или очень знакомые
слова, неожиданный поворот событий, метафоры,
имена и т.д. Такой прием называется поиском
опорного пункта. Для запоминания целых страниц
текста целесообразно использовать несколько
опорных пунктов, которые составят своего рода
план для припоминания, или мнемический план.

Структурирование материала

Некоторые мнемические приемы требуют
значительных интеллектуальных действий. К ним в
первую очередь относится структурирование
материала, при котором устанавливаются связи,
отношения внутри запоминаемого материала,
благодаря чему он начинает восприниматься как
целое. Данный прием позволяет успешно
запоминать, сохранять и воспроизводить любую
информацию (абстрактную, неизвестную, запутанную
и др.), ибо направлен на упорядочение ее.

IV. Сила – в развитии.

Завершая разговор о развитии культурной
памяти, можно воспользоваться метафорой: память
можно сравнить с деревом (или даже лесом), которое
может быть маленьким и слабым, тихим, спокойным и
инертным, а может быть большим и сильным,
растущим, развивающимся.

В основе быстрого роста любого растения –
много факторов, но первопричина заключается в
сильной и здоровой корневой системе. В нашем
случае – это природная память.

Когда человек думает, анализирует материал, его
мозг постоянно видоизменяется, нервные
окончания “переплетаются” с соседними, как бы
“шепчутся” друг с другом, подобно листьям.

Когда учащийся анализирует запоминаемый
материал, он тем самым развивает свою культурную
память. В этом случае разные виды памяти
участвуют в процессе запоминания, и человек
быстро и успешно справляется с задачей.

Когда же учащийся запоминает материал, просто
повторяя, его мозг напоминает лес в тихую погоду.
В этих случаях память не развивается,
используются только ее природные резервы. Такие
люди долго запоминают, быстро забывают. Они, как
правило, не любят учиться, не любят осваивать
новое.

Большая часть неудачников по жизни стали
таковыми из – за своей неразвитой памяти. Те же,
кто сумел чего – либо добиться в жизни, умели
управлять своей память и развивать ее.

VI. Заключительная часть.

Подведение итогов, ответы на вопросы родителей
(если они возникают), родителям дается
возможность высказать свое мнение по
обсуждаемым вопросам.

Источник