Родительское собрание оценка результатов обучения и развития личности ребенка в первом классе

Родительское собрание оценка результатов обучения и развития личности ребенка в первом классе thumbnail

ФОРМИРОВАНИЕ

АДЕКВАТНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

С ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА, РОДИТЕЛЕЙ, ПЕРВОКЛАССНИКА

(родительское собрание)

Цель: создание условий для формирования адекватной оценки качества знаний

           с позиции родителей учащихся класса.

Задачи: ознакомить родителей учащихся класса с понятием «качество знаний»

           ученика; создать условия для осознания и адекватной оценки качества

           знаний родителями и их детьми; способствовать формированию

            правильного отношения к оценке качества знаний учащихся педагогами,

           работающих с данным классом.

Ход урока:

I. Проведение педагогического всеобуча для родителей.

Способность к самоконтролю предполагает привлечение внимания ребёнка к содержанию собственных действий, способность к оценке результатов этих действий, а также своих возможностей.

Для успешной учёбы в школе ребёнку необходимо уметь слушать и выполнять инструкцию, подчинять свои действия правилам при последовательном выполнении указаний взрослого. Очень полезна игра в школу. Хорошо, если в этой игре примут участие сверстники, что поможет оживить обстановку, внесёт в занятие элемент игры, соревнования.

Работа по исследованию развитости самооценки учащихся класса только начата. Тем более полезна эта работа в период безотметочного обучения, что позволяет подготовить детей к правильному восприятию оценки его качества знаний со стороны педагога. Также эта работа позволяет наметить пути по формированию самооценки.

«Самооценка – ценность…, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функцию, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, её взаимоотношения с другими людьми». («Психологический словарь»)

«Самооценка – элемент самосознания, характеризующийся эмоциональными оценками самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков; важный регулятор поведения». («Педагогический энциклопедический словарь»)

От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, требовательность к себе, к событиям в жизни. Самооценка может характеризоваться по следующим параметрам:

— по уровню (высокая, низкая);

— по соотношению с реальной успешностью (адекватная, неадекватная – завышенная, заниженная).

Наиболее развитым является такой характер самооценки, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватной оценкой им своих качеств.

Самооценка младшего школьника во многом зависит от отметок. Она обнаруживает склонность к переоценке достигнутых результатов и возможностей. Дети, которые испытывают значительные затруднения в усвоении программного материала, получают чаще всего отрицательные отметки. Слабоуспевающим школьник становится тогда, когда обнаруживается определённое расхождение между тем, что от него требуют, и тем, что он в состоянии выполнить. Сначала это расхождение недостаточно осознаётся, не принимается школьником: большинство неуспевающих детей  1 и 2-х классов переоценивают результаты своей учебной деятельности. К 4 классу достаточно большое количество детей, отстающих в учёбе, имеют пониженную самооценку, и так из класса в класс видна нарастающая тенденция учеников в недооценке своих и так ограниченных успехов. Тот, который терпит неудачу, ожидает и дальше неудачу, и, наоборот, успех уже полученный ранее, предполагает к ожиданию успеха и в дальнейшем. Преобладание в учебной деятельности отстающих детей неуспеха над успехом, что постоянно подкрепляется низкими оценками их работы учителем, ведёт к нарастанию неуверенности в себе и чувства неполноценности. Низкую самооценку поддерживают и оценки учеников по классу, которые переносят неуспехи детей в учении на все другие сферы деятельности.

Система оценочных действий учителя является более сложной, мощной и тонкой, чем это можно себе представить на первый взгляд.

Поэтому родителям важно уяснить сейчас, что эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приёмами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Степень положительной оценки может быть разной: одна удовлетворяет, когда им говорят, что их работа не хуже других, другие претендуют на оценку выше обычной, третьи – на оценку выше всех остальных. Детям младшего школьного возраста важно, чтобы положительная оценка была общепризнанной – и учителем, и родителями, и одноклассниками. Самооценка позволяет судить о том, как происходит процесс развития личности младшего школьника под влиянием учебной деятельности.

Большую роль в формировании самооценки и уровня притязаний играет мотивация достижений успеха. Если ребёнок часто не справляется с заданием и получает низкие оценки, то мотив  достижения успеха ослабляется. Сначала возникает переживание, затем безразличное отношение к отрицательной оценке своей деятельности другими, а в результате всего этого может возникнуть ценностная переориентация личности.

Оценка знаний учащихся учителем нужна. Но важно знать психологические особенности отношения к оценке школьника, важно знать, как ребёнок соотносит уровень своих знаний и школьную отметку за эти знания. Не всегда эти критерии взаимосвязаны.

Дети научатся правильно оценивать себя, если будут реально представлять свои возможности, особенности. Если у ваших детей не будет получаться хорошо и правильно оценивать себя, нужно будет нам, взрослым, найти пути взаимодействия с ребёнком для достижения поставленной цели. Для этого нужно уметь хорошо представлять себе, как это сделать.

II. Выполнение упражнения «Что я знаю о себе?».

Возможно, следующее упражнение пригодится вам в дальнейшей воспитательной работе с вашим ребёнком.

Читайте также:  Сенсорное развитие дошкольников формирование сенсорной культуры ребенка

Заполните, пожалуйста, таблицу, по инструкции.

1. В столбике 1 вы перечисляете всё то, что умеете, нужно постараться самое важное.

2. В столбике 3 вы перечисляете всё то, что не умеете.

3. В столбике 1 вы уже написали то, что умеете. Но что-то вы умеете лучше, а что-то хуже. Выберите то, что вы умеете так хорошо, что можете научить других и запишите в столбик 2.

4. Напишите в столбик 4, чему бы вы хотели научиться.

(После заполнения столбика 2 выясняется, что у большинства участников в нём получилось пунктов меньше, чем в столбике 1. Почему?

В результате короткой дискуссии участники приходят к выводу, что не все о себе знают: ведь если я думаю, что я что-то умею, я могу ошибаться. Самый лучший способ проверить своё умение – попробовать научить другого.

В столбике 4 тоже получается больше пунктов, чем в столбике 3, потому что и то, что мы делать не умеем, мы тоже не всегда чётко осознаём.

Вывод: «Для того, чтобы быстрее чему-нибудь научиться, следует, во-первых, чаще заниматься самоанализом, во-вторых, смелее просить помощи у других».)

Постарайтесь научить этому своих детей в такой же непринуждённой игровой форме.

III. Выступления родителей по анализу ощущений после выполнения упражнений.

IV. Подведение итогов родительского собрания.

Родителям стоит задуматься, насколько предъявляемые ими требования к качеству знаний учащихся соответствует реальным возможностям их детей. Следует помнить, что эти требования должны быть адекватными, иначе у детей будет формироваться неадекватная, заниженная или завышенная, самооценка, которая «деформирует внутренний мир личности, искажает её мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. Самооценка складывается под влиянием тех оценок, которые дают человеку другие люди, а также в результате сопоставления образа реального «я» (каким человек видит себя) с образом идеального «я» (каким человек желает видеть себя)».

IV. Решение организационных вопросов.

Источник

Родительское собрание в 1 классе

Учебные способности ребёнка

Цель: способствование возникновению предпосылок успешного обучения детей и предпосылок удовлетворенности родителей результатами обучения их детей.

Задачи: ознакомить родителей учащихся с уровнем умственных способностей и развития мотивации к учебному труду учащихся 1-го класса, с возможными трудностями умных, но недостаточно ответственных детей; убедить родителей в важности активного участия в жизни и учебной деятельности своих детей.

Эпиграф:

«Воспитание – это длительный процесс, включающий в себя поддержку, поощрение и упорный труд».

План собрания:

1. Результаты диагностирования учащихся класса (школьный психолог).

2. О причинах негативного отношения к школе, низкого уровня успеваемости.

3. Результаты внутреннего анкетирования учащихся класса о мотивации к учебной деятельности.

4. О причинах возникающих проблем у детей в учебной деятельности.

5. Что такое портфолио ученика и зачем оно нужно?

6. Об участии в олимпиадах для учащихся 1 класса.

7. Практические советы.

8. Разное.

Ход собрания:

1. Результаты диагностирования учащихся класса

Учащиеся нашего 1-го класса начали обучение в школе, имея определенный жизненный опыт, определенные достижения в развитии умственных способностей и трудовых навыков. Каждый ребенок индивидуален, имеет свой уровень развития тех или иных способностей.

Основной вид деятельности первоклассников – учебная деятельность, которая предполагает наличие у ребенка определенных интеллектуальных способностей.

С учащимися нашего класса психологом школы …… была проведена входная диагностика уровня подготовленности детей к учебной деятельности. Послушаем о результатах.

2. О причинах негативного отношения к школе, низкого уровня успеваемости

Неспособных детей нет, все дети имеют большие потенциальные возможности. Интеллектуальные и творческие возможности детей носят индивидуальный характер и находят свое отражение в результатах учебной и внеурочной деятельности.

Умственные способности детей можно рассматривать как показатель умственного развития, что обеспечивает продуктивность учебной деятельности.

Учебные способности определяют успешность обучения и воспитания, усвоения ребенком УУД, формирование личностных качеств.

Почему дети, имеющие по данным психологических исследований высокий уровень развития умственных способностей, уже в начальной школе проявляют негативное отношение к школе, низкую успеваемость?

Оказывается, главной причиной является слабое развитие познавательного интереса или его отсутствие вообще. Результаты психологических исследований показывают, что большинство неуспевающих детей – это дети «интеллектуально-пассивные», т.е. дети, которые не научены активно мыслить, не имеют интереса к мыслительной деятельности. Только ребенок, имеющий интерес к мыслительной деятельности, способен полученные знания превратить в глубокие и прочные.

Как же можно вам, родителям, способствовать развитию учебных и познавательных интересов в целях достижения успешности обучения ребенка?

Прежде всего, нужно знать, в какой степени у вашего ребенка имеются преобладающие мотивы.

3. Результаты внутреннего анкетирования учащихся класса о мотивации

к учебной деятельности

В процессе подготовки к родительскому собранию было проведено анкетирование детей, позволяющее установить, насколько первоклассники мотивированы на учебную деятельность (Приложение 1). Анализ анкет показал, что…. (результаты отражены в Приложении 2).

4. О причинах возникающих проблем у детей в учебной деятельности

Во время учения у детей развиваются восприятие, внимание, мышление, память. Одной из предпосылок успешного усвоения учебного материала является организованность. Ответьте для себя на следующие вопросы:

  1. Соблюдается ли ребенком режим дня в домашних условиях?

  2. Ребенок или вы складываете портфель? И когда это происходит – вечером или утром?

  3. Как часто вы проявляете интерес к занятиям ребенка в школе и во внеурочное время?:

  4. Получает ли ваш ребенок в школе замечания, не касающихся уровня овладения знаниями по предметам?

Читайте также:  Внешний фактор играющий важную роль в интеллектуальном развитии ребенка

Причины возникающих проблем у детей в учебной деятельности следующие:

— Недостаточная усидчивость, неустойчивое внимание.

— Недостаточное умение читать и понимать текст.

— Недостаточные словарный запас, начитанность и умение выражать мысль.

— Несформированность настойчивости, целеустремленности, терпения, аккуратности, организованности.

— Авторитарная позиция взрослых в побуждении к учебной деятельности.

— Низкая самооценка школьника.

5. Что такое портфолио?

Результаты деятельности ребенка наглядно могут быть представлены в портфолио ученика.

Портфолио – это портфель документов, папка, в которой ученик за все время обучения в школе должен фиксировать все свои достижения как творческого характера, так и учебные результаты. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, является обязательным для ведения всеми учащимися начальных классов.

Количественная оценка материалов портфолио складывается из следующих обязательных составляющих:

– результатов итоговой аттестации (средний балл);

– результатов участия в олимпиадах;

– результатов участия в научно-практических конференциях;

– результатов спортивных достижений и конкурсов в рамках дополнительного образования;

–результатов личностных и метапредметных достижений;

– динамики развития учащегося.

Основной смысл портфолио – показать все, на что ты способен. Если ваш ребенок творческая или спортивная личность, которая не просто просиживает кресло, играя дни и ночи в компьютерные игры, а занимается действительно стоящим делом – ему будет что отразить в своем портфолио. А фиксироваться в нем будут абсолютно все достижения: участие в выставках, концертах, школьном театре и хоре; посещение кружков и факультативных курсов, а также учреждений дополнительного образования; участие в олимпиадах и конкурсах, научных конференциях и учебных семинарах; спортивные достижения.

(Раздать портфолио детей родителям с целью заполнения 1-й части о личности ребенка, где проводится совместная работа родителей со своими детьми).

6. Об участии в олимпиадах для учащихся 1 класса

Родителям в домашних условиях нужно стараться поддерживать любознательность ребенка посредством выполнения домашних заданий с элементами творчества (проекты), т.е. дополнение обязательной части закрепления полученных знаний своими находками, взятыми из дополнительной литературы. Хорошо читающему ребенку в период обучения грамоте в школе нужно дома посоветовать читать дополнительную литературу. Ребенку, опережающему своих сверстников в математических способностях, на первых этапах обучения нужно в домашних условиях заняться решением посильных логических задач.

Детям, способным усвоить не только школьный материал, следует принимать участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, где задания отличаются разнообразием.

(Ознакомить с примерами таких олимпиад и конкурсов для учащихся 1-го класса. Призвать родителей к участию их детей в них).

7. Практические советы:

Итак, мы сегодня убедились, что причин «не успешной» учебной деятельности детей очень много. Узнать эти причины, найти способ избавиться от них можете только вы, разумеется, при поддержке педагогов. И нет единого правила для всех и на все случаи жизни. Каждый ребенок уникален, уникальны и наши с ним отношения. Вы лучше знаете своего ребенка, больше всех его любите, вам легко «почувствовать» его, посмотреть на мир его глазами.

У вас, самых близких для него людей, это обязательно получится. В любом случае помните, что нет в жизни маленького ребенка никаких психологических, поведенческих отклонений, не связанных в той или иной мере с особенностями семьи, окружающий его взрослых, их чувств, действий. Может быть, стоит присмотреться к себе и измениться.

  1. Чаще интересоваться мотивами выполняемой детьми деятельности. Поддерживать в детях познавательную активность – любознательность.

  2. Пользоваться не инструкциями и правилами, а личным примером. У много знающего родителя ребенок стремиться познать еще больше.

  3. Своевременная похвала – лучший стимул активности ваших детей.

(Родителям раздаются Памятки (Приложение 3)).

Выводы:

1. Отслеживать в домашних условиях степень заинтересованности детей учебными занятиями в школе.

2. Поддерживать интересы детей посредством организации посещения библиотек, кружков.

3. Интересоваться успешностью обучения детей, посещать классного руководителя и психолога.

4. Продумать формы поощрения детей за особые достижения в учебной деятельности.

Приложение 1

Анкета для учащихся

1. Поддерживают ли тебя родители в учебе?

2. Говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?

3. Назови твой самый любимый предмет.

4. Назови твой самый сложный для тебя предмет.

5. Часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?

6. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, просмотренные телепередачи?

7. Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе?

8.  Любишь ли ты учиться?

Приложение 2

Результаты анкетирования учащихся

1. Поддерживают ли тебя родители в учебе?

Да – …, нет — …

2. Говорят ли с тобой родители «по душам», советуются ли по проблемам?

Читайте также:  Особенности развития ребенка с умственной отсталостью в школьном возрасте

Да – …, нет — …

3. Назови твой самый любимый предмет.

Литературное чтение – …, физкультура – …,

Русский язык – …, изобразительное искусство – …,

Математика – …, технология – …

Окружающий мир — …

4. Назови твой самый сложный для тебя предмет.

Литературное чтение – …, физкультура – …,

Русский язык – …, изобразительное искусство – …,

Математика – …, технология – …

Окружающий мир — …

5. Часто ли ты обсуждаешь с родителями свою учебу (трудности, успехи, взаимоотношения с учителями)?

Да – …, нет — …

6. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, просмотренные телепередачи?

Да – …, нет — …

7. Наказывают ли тебя родители за промахи в учебе?

Да – …,нет — …

8.  Любишь ли ты учиться?

Да – …, нет — …

Приложение 3

Памятка

«Советы родителям, разделяющим учебные проблемы детей»

1. Постарайтесь не особенно ругать ребенка, стыдить и наказывать его: плохая оценка уже и так воспринята им как наказание.

2. Выясните, за что именно поставлена не удовлетворяющая вас и ребенка оценка («двойка», «тройка», а для кого и «четверка»), чтобы было ясно, над чем работать. Ведь ребенок порой не в силах самостоятельно понять, что в его работе не понравилось учителю — почерк, ошибки, то, что он вертелся, писал на листочке, а не в тетради, а может быть, что-то еще. Учитель иногда это не объясняет.

3. Проанализируйте ошибки, не унижая ребенка. Это значит, нельзя допускать осуждения ребенка как личности   («Ну ты и лопух! Здесь же надо «о», а у тебя «а!» или «Ничего ты не умеешь, вечно у тебя грязь в тетради!»).  На ошибки следует указывать сдержанно: «Конечно, оформил ты задачу плохо, но зато решил ее верно, а это главное».

4. Хвалите ребенка за то, что у него получилось то, что раньше не удавалось. При этом,  если вы уверены, что ребенок старался, стремился к тому, чтобы научиться, но принес вместо «двойки» всего лишь «тройку», умейте обрадоваться и ей, ободрите ребенка.

5. Хвалите ребенка за каждый успех в работе. Не упускайте того, что вам всегда казалось мелочами: почерк, аккуратность, старательность, последовательность действий, даже если в целом  задание выполнено не совсем удачно. Лишь после похвалы переходите к разбору неудач и сразу намечайте, как можно их исправить или избежать.

6. Ставьте перед ребенком доступные цели и учите его самого контролировать, достиг он их или нет. Не настаивайте, чтобы он выполнил непосильное для него число дополнительных примеров,  задач, уравнений без ошибок и исправлений.

«Приемы развития мыслительных способностей детей»

Упражнение 1. «Перечень заглавий к рассказу». Учит легко выражать мысли одной фразой.

Берется небольшой рассказ или сообщение. К нему надо подобрать  как можно большее число заголовков, отражающих его содержание. 3аглавия могу быть строгими, логичными или формальными, то есть, по существу верными, но не схватывающими главное, или образными, яркими, эмоциональными. Приветствуются ответы любого типа.

Упражнение 2. «Сокращение рассказа». Задание предназначено для тренировки организованности, четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ, аналогичный описанному выше. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно — два — три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные моменты и детали следует отбросить.

Упражнение З. «Выражение мысли другими словами». Формирует умение оперировать словами, точно выражать мысли.

Берется несложная фраза, например, «нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания.

Упражнение 4. «Исключение лишнего слова».  Учит классифицировать по свойствам.

Берутся любые три слова, например, «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово «лишнее», не обладающее этим признаком исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не присущих лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить «собаку», а «помидор» и «солнце» оставить, потому что они круглые), желательно искать нестандартные, но в то же время меткие решения.

Упражнение 5. «Способы применения предмета».  Развивает способность концентрироваться на предмете, умение открывать в нем неожиданные возможности.

Называется какой-либо хорошо известный предмет, например, «книга». Надо перечислить как можно больше различных способов применения: книгу можно использовать как под ставку для кинопроектора, ею же прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предмета. Чем больше вариантов названо, тем лучше. Игру можно продолжать несколько дней.

Источник