Родительское собрание на тему развитие внимания ребенка

Родительское собрание

на тему «Развиваем внимание»

(организационно — деятельностная игра)

Цель: освоение педагогически обоснованных приёмов развития внимания младших школьников в условиях семейного воспитания.

Задачи:

  1. Осмысление важности развития внимания младших школьников для продуктивной учебной деятельности.

  2. Выявление проблем развития внимания.

  3. Обретение родителями опыта продуктивного взаимодействия с детьми по развитию у них произвольного внимания.

Форма проведения: организационно -деятельностная игра.

Этап подготовки:

  1. Поиск и систематизация информации о сущности ключевого понятия и механизмах развития внимания у младших школьников.

  2. Работа классного «почтового ящика» с вопросами родителей о типичных затруднениях в контексте заявленной темы для формирования актуального содержания встречи.

  3. Подготовка памяток для родителей.

3.1.Психологическая поддержка ребёнка в процессе развития внимания.

3.2.О развитии произвольного внимания у младших школьников.

4. Подготовка тренировочных упражнений для использования в семейной практике

родителями.

5.Подготовка опросника «Я и мой ребёнок».

Ход собрания

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным – вот задача обучения» (К.Д.Ушинский)

Учитель: Часто, уважаемые родители, обращаясь к детям, вы призываете: «Будь внимательнее!». Нередко я сетую вам на то, что многие ошибки ваших детей – от невнимания. Но все ли вы представляете, что это такое и что следует делать для того, чтобы внимание развивалось. Увы, нет, и это следует из содержания ваших вопросов, поступивших в наш «почтовый ящик». Но то, что вы здесь, означает ваше cтремление постигнуть этот очень значимый для успеха наших детей вопрос и преодолеть затруднения, возникающие в практике семейного воспитания. Нашу встречу мы проведём в форме организационно — деятельностной игры.

Этап 1. Освоим понятия.

Учитель: Первый вопрос, к которому мы обратимся – «Что такое внимание и каковы его свойства?». (Слайд – «Внимание – это важно».)

«Внимание – концентрация сознания на одном объекте с одновременном отвлечением его от других объектов».

Представьте себе многоголосный шум где-нибудь в многолюдном помещении, мы

не выделяем для себя в нём ничего. Но вдруг звучит ваша фамилия, и орган вашего слуха почему-то сразу различает важную для вас информацию. Что произошло? Звуковые волны долетали до нашего слуха достаточно долго, но только при звуке фамилии процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу», то есть возникла та самая концентрация сознания, то есть внимания.

(Слайд – «Механизм»)

Учитель: Итак, «слушаю» — не обязательно «слышу», «смотрю» — не обязательно «вижу». При получении соответствующего сигнала чувствительность возрастает (лучше слышу, лучше вижу, яснее мыслю)

(Слайд – «Особенность внимания»)

Учитель: Внимание не существует самостоятельно, без восприятия, запоминания, мышления. То, есть, чтобы быть внимательным, надо хорошо ощущать, хорошо запоминать, хорошо мыслить.

(Слайд – «Виды внимания»)

Учитель: Существует два вида внимания: непроизвольное и произвольное.

Представим, что открывается дверь, и в класс входит человек. Все вы повернётесь в его сторону. Это – непроизвольное внимания. Оно не контролируется волей. Именно поэтому различные яркие, движущиеся, громко звучащие источники в поле зрения или окружении ребёнка, севшего выполнять домашнее задание, нежелательны. Они рассеивают произвольное внимание и снижают эффективность работы школьника.

Произвольное внимание свойственно только человеку и определяется осознанной задачей, контролируется волей. Ребёнок с хорошо развитым произвольным вниманием отрешается от окружающих раздражителей и с увлечением работает.

Предлагаю вам, уважаемые участники, освоить несложные упражнения на развитие произвольного внимания, их можно с успехом использовать в практике семейного воспитания самостоятельно, без помощи педагога. (Упражнения проигрываются с участниками, а затем каждый из них получает текст)

Упражнения по развитию произвольного внимания.

(методика Р.В. Овчаровой)

Упражнение1. «Запоминай порядок»

1.Играющим показать 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спросить о последовательности их расположения;

2.Пять-шесть человек выстраиваются в ряд в произвольном порядке. Водящий на 30-40 секунд поворачивается в их сторону и, отвернувшись, перечисляет, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

Упражнение 2. «Заметить всё»

Положить в ряд 7-10 различных предметов и прикрыть их. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребёнку перечислить всё.

Приоткрыв снова эти же предметы секунд на 8-10, спросить у ребёнка, в какой последовательности они лежали.

Поменяв местами два каких-либо предмета, показать все предметы секунд на 10. Предложить ребёнку уловить, какие два предмета переложены.

Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

Положив один на другой 8 предметов, заставить ребёнка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз. Рассматривать 20 секунд, поставив набок, приложив друг к другу, положив один на другой и т.д. Играющий должен сказать, в каком положении находится каждый предмет (показывать 20 секунд).

Упражнение3 «Ищи безостановочно».

В течение 10-15 секунд увидеть вокруг себя возможно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, или одинаковой формы, или из одного материала и

т.п.), по сигналу один начинает перечислять, другой его дополняет.

Учитель: Не следует допускать и другие возможности: наблюдение за предметами во время прогулки, езде в транспорте. Объектом тренировки внимания могут быть люди на остановке, машины, ассортимент хлеба в магазине. Всегда побуждайте ребёнка наблюдать окружающий мир, задавая различные вопросы.

Предлагаю вам оценить себя как воспитателя собственного ребёнка. Возможно, придётся задуматься и что-то перестроить в своих подходах к воспитанию, а, может быть вы поставите себе заслуженную «пятёрку» и утвердитесь в верности своей позиции.

Тест для родителей «Я и мой ребёнок».

Вопросы

Ответы

Можете ли вы

Могу и всегда

так делаю

Могу, но не

всегда так

поступаю

Не могу

1.В любой момент оставить свои дела и заняться ребёнком?

А

Б

В

2.Посоветоваться с ребёнком не взирая на его возраст?

А

Б

В

3.Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

А

Б

В

4.Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

А

Б

В

5.Сохранить самообладании, даже если ребёнок вывел вас из себя?

А

Б

В

6.Поставить себя на место ребёнка?

А

Б

В

7.Поверить хотя бы на минуту, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8.Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9.Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

А

Б

В

10.Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

А

Б

В

11.Выделить ребёнку день, когда он может делать, что желает, и вести себя как хочет и ни во что не вмешиваться?

Б

В

А

12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

А

Б

В

13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз?

А

Б

В

Ключ к тесту:

Ответ «А» оценивается в 3 очка, ответ «Б» — в 2 очка, ответ «В» — в 1 очко.

Если вы набрали от 30 до 39 очков, значит, ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относиться к нему с уважением. Придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

Сумма от16 до 30 очков: забота о ребёнке для Вас вопрос второстепенный. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, а в других случаях — излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

Число очков менее 16 говорит о том, что у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Этап 2. Углубимся в проблему.(Слайд)

Учитель: Сейчас мы обратимся к изучению свойств внимания.

По мере повествования учителя родители должны заполнить правую графу таблицы, предложенной каждому участнику.

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объём

Устойчивость

Переключаемость

Распределяемость

Концентрированность

Под объёмом внимания понимается количество символов, воспринимаемых нашим сознанием одномоментно. У младших школьников он не превышает трёх-четырёх символов, а у некоторых и ещё меньше.

Устойчивость внимания определяет время сохранения концентрации сознания на определённом объекте. У младших школьников устойчивость внимания активно возрастает к 9-10 годам. В начале учебного процесса она держится во временном диапазоне от 7 до 12 минут.

Под переключаемостью внимания понимается возможность отвлечь сознание от одного объекта и переместить его на другой. Переключение внимания у младших школьников происходит не сразу. Так, дав следующее задание, учителя ещё продолжают выслушивать ответ на предыдущее. Будьте уверены: новое задание дети не слышали. Для тренировки переключаемости внимания следует регулярно менять виды деятельности и виды заданий.

Распределяемость внимания означает наличие двух фокусов внимания одновременно. Это свойство необходимо младшим школьникам при выполнении комментированного письма, при проверке собственных работ, при проведении математических диктантов и т.д. Но нужно помнить, что именно оно не формируется до 7 лет при нормальном психическом развитии ребёнка. К 8 годам распределение внимания становится нормой.

Концентрированность внимания – под нею понимается возможность удерживать сознание на одном объекте при наличии отвлекающих факторов. Если дети много смотрят телевизор, у них вырабатывается поверхностный взгляд, который они переносят и на другие виды деятельности.

В конце «параллельной» работы учителя и участников в качестве одного из вариантов может быть озвучен следующий:

Свойства внимания

Ваш совет по развитию каждого свойства внимания

Объём

Не перегружать внимание детей во время занятий большим количеством предметов на столе.

Устойчивость

Работа «блоками»: 7-10 минут занятий и короткий отдых.

Переключаемость

Разнообразить виды заданий.

Распределяемость

Тренировка: одновременно говорить и писать.

Концентрированность

Не злоупотреблять телевизором, компьютером, лучше рисовать и лепить.

Учитель: Вы вооружили друг друга замечательными советами, а теперь освоим ещё несколько приёмов развития внимания у детей, причём выполним эти упражнения сами (родители выполняют задания, а затем получают их тексты для использования дома).

Упражнение по развитию внимания.

(методика О.А.Степановой)

Упражнение 1.»Маленькие обезьянки»

Каждый из стоящих в ряду (3-6 человек) принимает какую-нибудь позу. Один из играющих, поглядев на них секунд 40-50 (руководствуясь сигналами), копирует позу каждого, в то время как остальные стоят спокойно.

Упражнение 2. «Разложи по порядку»

Ведущий предлагает детям рассмотреть лежащий перед ним ряд картинок и запомнить расположение каждой из них. Во время короткой паузы, когда дети закроют глаза, ведущий перемешивает картинки. Выигрывает игрок, который правильно восстановит картинный ряд. Игра может проводиться неоднократно, при этом число картинок, которые предлагаются детям для запоминания, постепенно увеличивается.

Упражнение 3. «Какие цифры (буквы) изменили место?»

Ведущий предлагает детям запомнить расположение цифр (букв). Затем дети закрывают глаза, а ведущий меняет положение 1-4 цифр (букв). Открыв глаза, дети должны как можно быстрее определить, какие буквы (цифры) изменили свои места, и правильно восстановить все элементы ряда.

Третий этап. «Вырабатываем стратегию»(Слайды- паровоз)

Учитель: Итак, обобщим наши представления о том, что важно в развитии столь значимого для перспективы ребёнка свойства – внимания. Для этого я воспользуюсь вашими советами и обогащу их тем, что предлагают учёные (в процессе изложения появляются слайды):

Окрик, угроза – помеха развитию внимания «Порционность» занятий, короткие передышки между блоками Лучшие стимулы развития внимания – рисование, лепка, конструирование Телевизор задерживает внимание

Больше разнообразия в заданиях Помощь родителей.

Учитель: В завершение разговора предлагаю вам памятки по развитию внимания младших школьников. Они вместе с отработанными упражнениями будут, я надеюсь, весьма полезными в вашей домашней «школе». Будьте терпеливы и настойчивы, и успех обязательно придёт!

Приложение.

Игры на развитие восприятия и внимания.

(методики О.А.Степановой)

Что продают в магазине?

В этой игре используются стилизованные рисунки – «вывески магазинов». Задача игроков – узнать, какие товары продают в том или ином магазине.

На что похоже?

Для игры нужно заготовить карточки с разными фигурами. Но можно играть, рисуя фигуры непосредственно в процессе игры.

Взрослый показывает детям один из рисунков и просит отгадать, на что это похоже. Затем можно поменяться ролями – рисовать по очереди будут дети, а отгадывать – взрослый и другие участники игры.

Угадай, чья тень?

Детям предлагается несколько картинок и одна силуэтная ( «тень», которую отбрасывает один из предметов). Нужно как можно быстрее и правильнее назвать, какому предмету принадлежит тень.

Необычный алфавит.

Взрослый предлагает детям сначала назвать буквы в таблице, а затем назвать с опорой на неё весь алфавит по порядку:

Е

Ц

О

Т

Л

Ч

Й

Я

Ё

Ж

В

П

А

Ю

Н

М

Щ

Г

У

Б

Ш

З

Э

Д

Ф

Р

С

И

Х

К

От 1 до 20 и обратно.

Ведущий предлагает детям с опорой на таблицу назвать по порядку числа от 1 до 20 и обратно.

4

9

10

2

5

7

1

14

11

17

12

16

20

3

18

19

8

13

15

6

Источник

Родительское собрание  по теме: «Развитие внимания»  

1.   Поступление в школу создаёт серьёзные трудности для детей с недостатками внимания, так как учебная деятельность предъявляет повышенные требования и развитию этой функции.

Попрошу вас отметить, какие из этих проявлений имеют место у вашего ребёнка, чтобы потом вы могли более целенаправленно помочь ему в домашних условиях (показать на слайдах)  

Анкета

1.Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, ребёнок корчится, извивается.

2. Не может сидеть спокойно на месте. Когда требуется это.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игры и в различных других ситуациях в коллективе (занятия в школе, экскурсии)

5. На вопросы часто отвечает не задумываясь, не выслушав до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит с одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь.

13. Теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, карандаши, книги т.д.)

14.Часто совершает опасные действия. Не задумываясь о последствиях (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом не ищет приключений или острых ощущений.

Наличие у детей 8 из перечисленных 14 –ти симптомов, является основанием для утверждения того, что у ребёнка проявляется синдром дефицита внимания. Все проявления дефицита внимания можно поделить на три группы:

Признаки гиперактивности (1,2,9,10)

Невнимательности и отвлекаемости (3,6,12,13)

Импульсивности (4,5,11,14)

2. Обзор теоретических основ данной темы (показ презентации)

3. Работа в группах.

  • Прошу вас продолжить фразу – Внимательный ребёнок – это… (время для выполнения этого задания 2 минуты.

   Представители каждой рабочей группы по очереди высказываются.

  • Анализ содержания игр на внимание.

    Каждая группа готовит одну игру для проведения её с другими родителями.

  • Проведение игр на внимание.

4. Анализ памятки для родителей (показ на слайде)

5. Прошу вас продолжить фразу – “Сегодня на родительском собрании мы поняли, что внимание…” (время для выполнения этого задания 2 минуты). Представители каждой рабочей группы по очереди высказываются.
 Игра «Сколько чего?» (для тренировки объема внимания). 
Задание. Внимательно осмотрите комнату (можно предложить рисунок). 
Назовите как можно больше предметов, начинающихся на букву «к», или «т», или «с» и т. д. Назовите как можно больше круглых предметов, затем — квадратных и прямоугольных. 
Назовите как можно больше предметов из стекла, дерева, пластика и т. д. Назовите как можно больше предметов красного цвета, зеленого, синего и т. д. 
 Игра «Выполни уговор строго» (на развитие способностей распределять и переключать внимание). 
Задание. Ведущий встает напротив играющих и договаривается с ними о следующем: когда он будет кланяться, дети должны отворачиваться; когда он будет простирать к ним руки, они будут скрещивать руки на груди; когда он будет грозить им пальцем, они будут ему кланяться; когда он топнет ногой, они в ответ тоже топ¬нут. 
Перед началом игры можно провести «репетицию». Самый внимательный тот, кто дольше других не собьется в игре и строго выполнит уговор.  Игра «Повтори» (на развитие объема внимания, способностей распределять и переключать внимание). 
Задание. В течение первой минуты синим карандашом вычеркивай каждую первую букву и подчеркивай каждую третью. 
В течение второй минуты, наоборот, красным карандашом подчеркивай каждую первую букву и вычеркивай каждую третью. 
ф с я а б ц у ы а в н т р ч п т о р к г н л я э ю и т ь ю е а п е п о л джитмсчяцумркепрнцукенгш щ э х з ж д з б ю н и ф ы ъ ч ф з д ж р п н ф ы в а н р г д з ш щ э з ы в н т ф с о п н с и м э ю э п а д р н м к б в н в р н п н о р з ъ ч ф з д ж р п н ф н э я н р п г о ъ ь тимчяфывапролпрмприовбводзрпыижздцэхдр

 Игра «Точный счет» (на развитие способностей распределять и переключать внимание). 
Задание. Ты должен одновременно пересчитать яблоки на картинке и слушать стихотворение, которое я тебе прочитаю. 
Сколько яблок у ребят- Солнышком в руках горят! У Наташи и у Томы, У Сережи и у Ромы. На столе еще одно, Солнышком напоено. Ну-ка, сколько яблок, братцы? Кто сумеет догадаться? 
— Сколько яблок на картинке? 
— Сколько яблок у ребят, о которых говорится в стихотворении?

Игра «Мой любимый фрукт»

Упражнение позволяет развитие способности к длительной концентрации внимания.

Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и н азвания любимых фруктов всех членов группы.

Упражнение «Наблюдательность»

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу — то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

Упражнение на концентрацию и устойчивость внимания.

Школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
а) АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА
     ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДЕТАЛЛАТА
б) ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ
     ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА
     КЛАТИМОР

Упражнение «Съедобное – несъедобное»

Упражнение на развитие переключения внимания.

Ведущий по очереди кидает участникам мячик и при этом называет предметы (съедобные и несъедобные). Если предмет съедобный, мячик ловится, если нет — отбрасывается.

 Упражнение «Самый внимательный»

Упражнение на развитие зрительного внимания, памяти.

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по команде он отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется аплодисментами.

Игра «Маленький жук».

«Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!

Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук».
(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

Упражнение «Летает – не летает»

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает — дети поднимают руки. Если не летает — руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

»Запретное слово». Детям задаются вопросы, они могут давать различные ответы, но нельзя произносить запретные слова »да» и »нет». После объяснения правил игры, привести пример. Вопросы:

Ты умеешь летать?
Снег белый?
Ты спишь в ванной? 
Ты был на луне? 
Ты умеешь ремонтировать утюг? 
Зимой можно купаться в речке? И т.д.

Упражнение «Не собьюсь»

Время проведения: до 5 мин

Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Задания: считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»

Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, — _черта замещает числа, которые нельзя произносить)ПАМЯТКА

1.Развитие концентрации внимания.

Находить и вычерчивать определённые буквы в печатном тексте.

2. Увеличение объёма внимания.

Запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать)

3.Тренировка распределения внимания.

Выполнение двух разноплановых заданий (чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу).

4.Развитие навыка переключения внимания.

Работа с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.

ПАМЯТКА

1.Развитие концентрации внимания.

Находить и вычерчивать определённые буквы в печатном тексте.

2. Увеличение объёма внимания.

Запоминание порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд (число предметов можно увеличивать)

3.Тренировка распределения внимания.

Выполнение двух разноплановых заданий (чтение текста и подсчет ударов карандаша по столу).

4.Развитие навыка переключения внимания.

Работа с печатным текстом. Чередование правил подчеркивания и вычеркивания определенных букв.

Источник