Родительское собрание игра и развитие ребенка
Данилина Татьяна
Родительское собрание «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста
Задачи:
1. Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.
2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
3. Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.
Участники: воспитатели, родители
Подготовительная работа: анкетирование родителей.
индивидуальные приглашения.
памятки для родителей.
памятка по игре
советы
материалы для творческой работы
оформление группы, музыкальное сопровождение.
Оборудование:
— столы расставлены по кругу;
— подборка дидактических игр, «Логические блоки Дьенеша»;
— на отдельном столе — карточки и оборудование для творческой работы родителей;
— магнитофон.
Ход мероприятия
Звучит песня «Куда уходит детство».
Вступительное слово воспитателя, он открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения.
1. Вступительная часть
– Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность- приятные, добрые детские воспоминания.
— Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам заполнить визитную карточку. На визитной карточке напишите своё имя, отчество и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т. д.)
Психологическая разминка «Улыбка»
— Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение.
Игра с мячом.
Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.
1. В какую игру играли недавно с ребенком?
2. Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.
3. Ваша любимая игра.
4. Любая игра вашего ребенка.
5. Во что вы играли в детстве.
6. В какие игры чаще играет ваш ребенок?
7. При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?
8. Знают ли ребенок во что вы играли в детстве?
9. Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?
10. Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?
11. Какие игрушки любимые у ребенка?
12.Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?
13.
14. Любая игрушка должна быть какая?
Эта тема «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста» выбрана не случайно, ведь каждый из Вас мечтает о том, чтобы ребёнок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни общества. Дети воспитываются в играх так же, как и в других видах деятельности. Выполняя ту или иную игровую роль, они как бы готовят себя к будущему, к серьёзной жизни взрослых. Можно сказать, что игра для малыша –машина времени: она даёт ему возможность пожить той жизнью, которая ему предстоит через много лет. Значение игры, её влияние на развитие личности ребёнка трудно переоценить. Словно волшебная палочка, игра может изменить отношение детей ко всему. Игра может сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых, воспитать в игре сознательную дисциплину.
2. Анализ результатов анкетирования
— При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей. (Высказывания воспитателя по анализу анкет.)
3.«А у нас, в детском саду, мы играем»
1. Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.
2. Подвижные игры — разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.
3. Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
4. Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
5. Музыкальные игрушки — погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.
— Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.
6. Театральные игрушки — куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.
— Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)
— Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость,а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.
4.«Давайте вместе поиграем» — практическая часть.
Предлагаем поиграть с логическими кубиками и блоками Дьенеша. Успешно используем дидактический материал «Логические блоки», разработанный венгерским психологом и математиком Дьенешем. Развивающая игра рассчитана для детей от 2 до 10 лет. Играя, дети способны постигать сложные математические и логические операции. Логические блоки Дьенеша представляют собой игры, составленные на основе комплекта, который состоит из 48 геометрических фигур — четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники); трех цветов (красные, синие и желтые); двух размеров (большие, маленькие); двух объемов (толстые, тонкие).Цель игр:
• Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
• Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию
• Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
• Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения
• Развития творческих способностей.
Поиграем игру «Угощение для медвежат» (воспитатель объясняет последовательность действий игры).
Упражнение «Я начну, а вы продолжите» — «Игра – это…»
Игра – это (весело, интересно, увлекательно).
Для того чтобы игра была интересной, развивающей и т. д
Любая игрушка должна быть какой (ответы родителей)
1. эстетичной;
2. безопасной (в плане краски, качества материала);
3. развивать;
4. развлекать ребенка.
5. Игры на кухне
— А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)
— Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)
(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза. Желающие могут дополнить ответ.)
1. «Скорлупа от яиц»
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина — это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.
2. «Тесто»
Лепите все, что захочется.
3. «Макаронные изделия»
Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.
4. «Манка и фасоль»
Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.
5. «Горох»
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой.Сортировать: горох, фасоль
6. «Геркулес»
Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.
7. «Различные мелкие крупы»
Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
9. «Одноразовые стаканчики»
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
10. «Сухие завтраки- колечки»
Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки — бусы и браслеты.
Творческая работа родителей
— Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома вы смогли это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).
— Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!
6. Заключительная часть.
— Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания: «Роль игры в жизни ребенка».
Рефлексия:
1. Впечатление от родительского собрания.
2. Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).
— Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя,дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.
И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!
Источник
Родительское собрание на тему:
«Игра как средство воспитания дошкольников»
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.
Задачи: показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребёнка; рассмотреть правила организации игровой деятельности; обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи; развивать навыки общения со своим ребёнком в процессе игры.
Участники: воспитатели, родители.
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Начинаем родительское собрание, но сначала поиграем в игру, которая называется «Ассоциации» Опорное слово – игра. Подберите такие слова, которые ассоциируются с этим словом. (Дети, азарт, деятельность, игрушки, действия, роли, правила, куклы…)
Я начну собрание со слов педагога Д.В.Менджерицкой: «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». И тема нашего собрания звучит так: «Игра как средство воспитания и развития дошкольников». Мы раскроем значение совместных игр и игрушек для развития ребёнка. Познакомимся с правилами организации игровой деятельности, обсудим вопрос об организации игровой среды в условиях семьи и обсудим бытовые вопросы нашей группы.
Доклад «Роль игры в воспитании и развитии ребёнка»
Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – ведущему виду детской деятельности. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности. В игре ребёнок органично развивается, учится взаимоотношениям между людьми и т.д. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность и т.д. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, музыкальные, творческие, познавательные, театрализованные.
Одни развивают мышление и кругозор, другие — ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по-своему полезны детям. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступая друг другу, заботиться о товарищах.
Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом. Лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.
Игра – важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.
Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.
Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей!
Задачей взрослых является помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.
Ведущий: И вопрос вам, родители. Помните, во что играли вы в своём детстве? (выслушиваются ответы родителей)
И сейчас мы поиграем с вами.
Игра «Четвёртый лишний». Что лишнее?
Береза, ель, клен, тополь. (Ель — хвойное дерево)
Роза, гвоздика, ландыш, гладиолус. (Ландыш растет в лесу)
Гнездо, муравейник, скворечник, нора. (Скворечник сделан человеком)
Крокодил, жираф, слон, олень, зебра. (Крокодил живет в воде и на суше)
Люди и животные.
Очень часто люди напоминают животных. И в своей речи мы сравниваем характер и поведение человека с нашими меньшими братьями.
Дополните фразы Глупый, как… (утка).
Хитрая, как … (лиса)
Надутый, как… (индюк).
Упрямый, как… (осел).
Грязный, как… (поросенок).
Небритый, как… (еж)
Пучеглазый, как… (лягушка).
Трещит, как… (сорока)
Воркуют, как… (голубки).
Порхает, как … (бабочка). Молодцы!
При подготовке нашего собрания мы приготовили анкеты для вас. Заполните их, пожалуйста! (заполнение анкет)
Игры очень важны для каждого ребёнка, потому что для него это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, лётчиком, продавцом и т.д. Мы стараемся как можно больше времени уделять играм, это время до прогулки, а также во вторую половину дня. Очень популярна и любима детьми сюжетно – ролевая игра, она готовит их к будущей жизни. О значении игры в развитии ребёнка сказано очень много. Игра – это потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребёнка.
В чём, по–вашему, состоит воспитательное значение игр?
Ведущий: В игре ребёнок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребёнок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни; позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.
— А сейчас игры на кухне
— Очень много времени вся семья проводит на кухне. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки)
1. «Скорлупа от яиц»
Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина — это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.
2. «Тесто»
Лепите все, что захочется. Пусть ребенок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках. Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.
3. «Макаронные изделия»
Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета. Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите ребёнку их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.
«Фасоль и манка»
Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.
«Горох»
Пересыпать горох из одного стаканчика в другой.
7. «Геркулес»
Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.
8. «Различные мелкие крупы»
Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.
9. «Венчик для взбивания»
Налить в миску воды, немного шампуня и поставить в раковину. Поставьте ребенка на стул к раковине и пусть он взбивает мыльную пену.
10. «Одноразовые стаканчики»
Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.
11. «Сухие завтраки – колечки» и т.п.
Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурки — бусы и браслеты.
— Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть.
Также хочу предложить вашему вниманию необычный конструктор.
Этот простой в изготовлении и применении конструктор предназначен для детей дошкольного возраста. Он не только развлекает ребёнка, но и приносит большую пользу: с конструктором мы тренируем пальчики, и в игровой форме знакомим с цветами и оттенками. Развитие речи и интеллекта находится в прямой зависимости от сформированности мелкой моторики.
Этот конструктор можно с успехом использовать везде: и дома, и в детском саду. Он гигиеничен (его можно стирать) и полностью безопасен для детей.
Для изготовления этого конструктора нам понадобится только застежка-липучка, или контактная лента, называемая также «велькро», шириной 2,5 см. и ножницы.
Чтобы конструктор был нарядным и интересным, предлагаю использовать липучку разных цветов, выбирая самые яркие и красивые – желтый, красный, зеленый, голубой, оранжевый… Всё, что нам нужно сделать дальше – это разрезать липучку поперек на полоски длиной 10 см.
При желании кончики полосок можно закруглить. Это сделает конструктор более безопасным и эстетически привлекательным. Но на конструктивные возможности это не влияет.
Предлагаю вам изготовить какую-нибудь фигуру с помощью конструктора.
(выполнение работы родителями).
Вот такие чудеса можно творить с детьми при помощи обычной контактной ленты.
Подведение итогов. Для игры нужна практика. Играйте с детьми как можно чаще. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками. Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра – прекрасный источник умственного, физического, духовного, эмоционального развития ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка.
Решение родительского собрания:
Создать дома условия для разных видов игр.
Систематически играть вместе с ребёнком в разные игры (настольно – печатные, сюжетно – ролевые, подвижные, пальчиковые), поддерживать интерес к играм новыми впечатлениями от окружающей действительности (прогулки, посещение зрелищных мероприятий, выставок).
Источник