Родителям ребенка с нарушениями развития

Родителям ребенка с нарушениями развития thumbnail

Наталья Чигирева
Помощь семьям, имеющим детей с нарушениями в развитии

Помощь семьям, имеющих детей с нарушением в развитии

Чигирёва Наталья Александровна, учитель — логопед,

МБДОУ №73

г. Каменск — Уральский

В данной статье раскрываются основные вопросы о том, какая помощь предоставляется семьям, которые имеют детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности. Дается характеристика раннего вмешательства, трех групп матерей, раскрыты формы работы с матерями, этапы работы психолога с такими матерями, формы взаимодействия семьи и детских учреждений, раскрыта сущность работы психолога и дефектолога, а также описание работы на консультативных пунктах. Все это раскрывает данную тему.

Первоначально конец двадцатого столетия отмечается в России как повышенный интерес ученых к проблемам развития современной семьи. Обычно семья воспринимается как среда, которая обеспечивает развитие и социальную адаптацию ребенка в обществе. В этом вопросе особое место отводится семьям, которые занимаются воспитанием детей с отклонениями в развитии. Для таких семей характерно большое количество проблем. В последнее время в России особое место отводится гуманному отношению к лицам с отклонениями в развитии, таким образом, и определяется интерес к семье, в которой воспитывается данный ребенок. Практика показала, что именно в этих семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им необходимой помощи.

По последним научным данным выявилось, что число детей, которые нуждающихся в помощи, уже в дошкольном возрасте варьирует от 25% до 40%, а 85% составляют дети с недостатками развития и неблагоприятным состоянием здоровья. Родители в свою очередь принимают активное участие в создании благотворительных фондов, центров милосердия. Но, несмотря на большой рост таких учреждений основная масса родителей не проявляет интерес в разрешении проблем у своих детей. К сожалению, своевременная поддержка таким семьям несколько низка в связи с невысокой активностью государственных структур. Ранняя комплексная помощь предполагает большой спектр медико-психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на семью, которые, конечно же, осуществляются в процессе согласованной работы специалистов разного профиля. Помощь представляет собой систему специально организованных мероприятий, каждый элемент которой рассматривается как самостоятельное направление деятельности учреждений[1].

Выделяются два основных направления «раннего вмешательства»:

— психотерапевтическое

— социально-педагогическое.

Психотерапевтическое вмешательство направлено на создание условий для ребенка. Нарушения межличностных отношений в системе «мать — дитя» гораздо более успешно поддаются коррекции в ходе психотерапевтического воздействия. Проблемы семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, рассматриваются в большинстве случаев исключительно через проблемы самого ребенка. Рождение такого ребенка изменяет, жизненные позиции семьи и оказывает на ее членов психопатогенное воздействие. Глубина воздействия подобного стресса на родителей зависит от степени отклонения и наличия внешних признаков.

Впервые характеристики родителей больных детей начали изучать за рубежом, поэтому большинство западных специалистов описывают широкий диапазон невротических расстройств у родителей.

В нашей стране проблемами семьи аномального ребенка занимались Т. Г. Богданова, Н. В. Мазурова, В. А. Вишневский.

Ткачева В. В. предложила выделить три группы матерей, которым свойственны специфические характеристики:

1. Родитель невротичного типа.

Пассивная личностная позиция; оправдание собственной бездеятельности в отношении развития ребенка и непонимание того, что некоторые недостатки, возникающие у него, вторичны и являются результатом собственной личностной несостоятельности матери; стремление оградить ребенка от всех проблем; постоянный тревожный фон настроения, наличие излишних опасений о чем-либо.

2. Матери авторитарного типа

Активная жизненная позиция и стремление руководствоваться своими собственными убеждениями, вопреки уговорам со стороны, стойкое желание найти выход из создавшегося положения как для себя, так и для своего ребенка; неумение сдерживать свой гнев и раздражение; холодность или отстраненность от проблем ребенка при установлении с ним контакта;

3. Матери психосоматического типа

Им свойственны более частые смены полярных настроений (безудержная радость или глубочайшая депрессия). У некоторых из них в большей степени прослеживается тенденция к доминированию, как и у авторитарных родительниц.

Основные формы работы с матерями:

1. Демонстрация матери приемов работы с ребенком.

2. Конспектирование матерью уроков, проводимых психологом. Выполнение домашних заданий со своим ребенком.

3. Чтение матерью специальной литературы, рекомендованной психологом.

4. Реализация творческих замыслов матери в работе с ребенком.

Три этапа в работе психолога с матерями:

1) Направлен на привлечение матери к учебно-образовательному процессу ребенка.

2) Формирование увлечения матери процессом развития ребенка.

3) Раскрытие перед матерью возможности личного поиска творческих подходов к обучению ее ребенка и участия в исследовании его возможностей.

Психолог также проводит индивидуальные занятия с ребенком, приглашая на них его мать. Приобщение матери к такой форме деятельности направлено на нейтрализацию неконструктивных форм ее поведения[3].

Формы взаимодействия семьи и детских учреждений:

1) Создание более широкой сети консультаций

Родители могут получать медицинскую и психолого-педагогическую помощь по диагностике психического развития, по содержанию и методам коррекционной работы с ребенком в семье, по вопросам воспитания.

2) Организация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания в специальных (коррекционных) и дошкольных учреждениях общего типа[2].

Группы домашнего обучения и кратковременного пребывания могут создаваться с целью максимального приближения коррекционной помощи к месту жительства ребенка.

Помощь психолога.

В задачу психолога входят основные направления: индивидуальное обследование детей, определение уровня психического развития, выявление структуры нарушения. По полученным результатам обследования психолог уже совместно с педагогом или дефектологом может намечать стратегию и тактику коррекционной работы с ребенком. В дальнейшем он просто наблюдает за продвижением ребенка, выбирает параметры психического развития.

Особенно важна роль психолога в адаптационный период. Психолог помогает дефектологу, воспитателям и родителям, в проведении наиболее сложного для ребенка начального периода пребывания в новой системе воспитания.

Работа дефектолога

Работа дефектолога направлена на развитие крупных и мелких движений, восприятия, мышления, действий с предметами, игры и элементов творчества (конструирование, аппликация, лепка, рисование).

Для успешной и полноценной деятельности необходимо оснащение мебелью, наборами методических пособий-игрушек, а также необходимой техникой. Набор игрушек и пособий должен разрабатываться психологом и дефектологом с учетом возраста и характера нарушения развития детей.

На консультативных пунктах предполагается проведение работы:

психолого-педагогические и врачебные консультации по воспитанию и обучению детей раннего возраста;

проведение развивающих занятий (индивидуальных и подгрупповых);

чтение лекций для родителей;

проведение семинарских занятий, на которых обсуждаются проблемы, волнующие родителей;

обучение родителей игровым занятиям с детьми в домашних условиях;

демонстрация и разбор индивидуальных коррекционных занятий с обучающей целью и т. п.

Таким образом, можно сделать вывод, что в последние годы наметилась перспективная тенденция улучшения социальной поддержки семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями. Особое внимание уделяется социальному обслуживанию детей-инвалидов и развитию социально-реабилитационных услуг.

Проблема детской инвалидности и на сегодняшний день является актуальной во всем мире.

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад 13 саранск сайт

Семья – это ближайшее окружение ребенка с ограниченными возможностями и главное звено в системе его воспитания, обучения и профориентации.

Список литературы

1. Морозова Е. И. Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста, Дефектология №3, 1998, с 49 – 57

2. К вопросу о создании системы психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, Дефектология №3, 1999, с 30-36

3. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений специальной (коррекционной) педагогики, Дефектология №3, 2002

Источник

Советы и рекомендации для родителей детей,
имеющих нарушения развития

Советы и рекомендации для родителей на период пребывания
детей дома в каникулярное время

Уважаемые родители!

Предлагаемые вам советы и рекомендации разработаны специалистами-дефектологами и лечебными педагогами. Наша цель – помочь вам организовать жизнь детей дома с максимальной пользой для ваших детей.

Необходимо помнить, что лучшие результаты в обучении и воспитании детей, имеющих проблемы в развитии, достигаются при непрерывности процесса обучения, хотя методы и приемы, которые используются в нашей школе и во время пребывания в домашних условиях, могут быть различными.

Мы надеемся, что все члены вашей семьи включатся в общение и занятия с вашим ребенком.

Желаем вам успехов и здоровья!

1. Установление режима дня.

1.1. Установите для ваших детей доступный режим дня на время каникул, особенно летних.

1.2. Предлагаем вам включить в режим дня следующие элементы: подъем, завтрак, прогулку, обед, занятия, прогулку, ужин, сон, элементы закаливания организма.

1.3. Все режимные моменты желательно выполнять в одно и то же время.

1.4. Во время прогулки можно проводить доступные подвижные игры, плавание в открытых водоемах, собирание природных материалов для поделок, наблюдение за природой.

2. Развитие средств общения.

2.1. Старайтесь посещать с детьми культурно-просветительные учреждения вашего города с предшествующей подготовкой (рассказом, беседой, чтением) и последующей зарисовкой и описанием увиденного.

2.2. Знакомьте ребенка, по возможности, с профессиями родителей (рассказ родителя, посещение предприятия, рассматривание фотографий).

2.3. Организуйте выезды на природу, обращайте внимание детей на изменения в природе, занятия людей; беседуйте с детьми на эти темы.

2.4. Привлекайте детей к чтению художественной литературы (желательно адаптированной) и беседуйте с ними о событиях, описанных в книгах, героях, их характерах, пусть они выразят, что им понравилось и не понравилось в прочитанном (прослушанном), почему.

3. Самообслуживание.

  1. В период каникул (особенно летних) важно поддерживать те навыки самообслуживания, которыми ребенок овладел в учебное время.
  2. Навыки самообслуживания, связанные с приемом пищи: ребенок пьет из чашки, ест ложкой и вилкой (с помощью специального столового ножа – для тех, кто умеет им пользоваться, о чем можно узнать у педагогов класса); намазывает и режет ножом; вытирает рот и руки салфеткой; убирает за собой посуду.
  3. Навыки, связанные с одеванием и раздеванием: ребенок снимает и надевает штаны, носки, рубашку; надевает и застегивает или шнурует ботинки; застегивает молнию и пуговицы; вешает одежду на плечики, на стул, в шкаф; аккуратно обращается с одеждой.
  4. Навыки, связанные с умыванием: умывает лицо, моет руки, чистит зубы; моется в ванной, под душем, вытирается после ванны; моет голову; причесывается.

4. Социальные и бытовые навыки.

  1. Побуждайте ребенка оказывать посильную помощь в соблюдении санитарно-гигиенического состояния жилища: застилать постель, менять постельное белье; мыть посуду; подметать, мыть пол, пылесосить; вытирать пыль; поливать цветы и др. виды деятельности по уборке дома.
  2. Следить за своим внешним видом: самостоятельно приводить в порядок свою одежду; стирать мелкие предметы одежды; чистить верхнюю одежду щеткой; содержать в чистоте обувь.
  3. Оказывать посильную помощь в приготовлении пищи: мыть и чистить овощи; делать разнообразные бутерброды; готовить простые блюда (суп из пакета, салат, кашу и др.).
  4. Сервировать самостоятельно или помогать в сервировке стола к завтраку, обеду и ужину.
  5. В весенний, летний, осенний периоды – помогать в приусадебном хозяйстве, на даче по уходу за растениями, животными.

5. Игровая деятельность.

  1. Игра нужна даже взрослым детям. По возможности во время прогулки играйте (сами или предоставляйте это с младшим/старшим детьми, родственникам, друзьям, близким знакомым – желательно под вашим контролем) со своими детьми в разные подвижные игры, развивая подвижность и выносливость; а также в игры, требующие внимания и наблюдательности.

Источник

Рождение
ребенка с нарушенным развитием –
тяжелейший стресс для его родителей.
На психику родителей оказывает разрушающее
воздействие динамика отклонений в
развитии у ребенка, так как родители
находятся в длительной психотравмирующей
ситуации. В результате, развиваются
личностные нарушения, которые проявляются
в эмоциональной нестабильности и
различных эмоциональных состояниях
родителей. Необходимо сохранить и
поддержать психическое и психологическое
здоровье членов семьи, имеющих такого
ребенка, поскольку именно семья является
основой личностного развития ребенка
[Варнакова
Ю.В.]

Семьи,
которые имеют детей с нарушенным
развитием, относятся к наиболее уязвимым
и специфическим категориям населения.
Вследствие проблем воспитания и ухода,
а также невозможности самореализации
возникает затруднительное полноценное
функционирование, что приводит к
натянутости и напряженности внутрисемейных
отношений.

По
данным психолого-педагогических
исследований (Н.Л. Белопольской (1984),
Н.Г. Корельской (2003), В.В. Ткачевой (1998) и
др.) семьи, воспитывающие детей с
нарушенным развитием, имеют ряд
психологических проблем:


родители из-за отсутствия перспектив
в отношении своего ребенка испытывают
нервное напряжение, беспокойство,
тревогу, изнеможение, отчаяние,
неуверенность, психологическую нагрузку,
стресс;


ожидания родителей не соотносятся с
личностными особенностями своего
ребенка, а, следовательно, это вызывает
негодование, огорчение, раздражение и
неудовлетворенность;


проблемы самоактуализации и самореализации;


происходит нарушение и искажение
семейных взаимоотношений;


родители чувствуют вину перед своим
ребенком;


родители ограничивают контакты с
внесемейным окружением, происходит
изоляция семьи от социума;


в связи с экономическими затратами,
социальными проблемами и эмоциональными
переживаниями в семье создаются частые
психотравмирующие ситуации;


происходит формирование агрессивных
форм поведения и взаимодействия семьи
к окружающим людям.

Таким
образом, родителям, воспитывающих детей
с отклоняющимся развитием, необходима
квалификационная психотерапевтическая
помощь, без которой они не в состоянии
целесообразно и адекватно взаимодействовать
со своим ребенком.

Члены
семьи, воспитывающие ребенка с нарушенным
развитием, по мнению В.В. Ткачевой (1998),
имеют личностные нарушения, и, как
следствие, они нуждаются в особой работе,
направленной на всю семью в целом [С.О.
Ларионова].

Феномен
экспектаций является психологической
основой стрессовых и шоковых реакций
родителей. Экспектации – это система
ожиданий родителей в отношении ребенка
и своего собственного поведения. То
есть, на уровне бытового сознания они
являются смутными представлениями о
том, каким будет ребенок, каким будет
его поведение, и как будут вести себя
родители в новых для себя ролях матери
и отца [Сорокин
В.М.]

Читайте также:  Домашнее развитие 2 летнего ребенка

Многие
родители воспринимают диагноз больного
ребенка как приговор и как личную
катастрофу, что представляет особую
психологическую трудность. Причем чем
меньше они знают о диагностируемом
заболевании, тем острее может быть
реакция. Родители не принимают диагноз
и многократно прибегают к его перепроверке,
используют различные формы лечения, от
нетрадиционной медицины до магии, тратят
много времени на выяснение причин
болезни у ребенка.

Если
экспектации отсутствуют, то это может
привести к тому, что процесс воспитания
больного ребенка заменяется просто
физическим уходом, так как родители не
имеют представления какие воспитательные
методы к нему применять. Это, кроме
заболевания, дополнительно может
осложнить процесс формирования ребенка,
время непродуктивных попыток лечения
в ряде случаев продолжается до 5 лет. К
этому времени родители много узнают о
причине болезни, течении, осложнениях,
но не об особенностях его воспитания и
как в этих условиях развивается ребенок.
Процесс воспитания как бы откладывается,
что еще больше затрудняет процесс
развития больного ребенка.

Шоковые
реакции у родителей различные авторы
оценивают по-разному, в зависимости от
критериев купирования признаков
состояния шока (Спок Б., 1990; Мастюкова
Е.М., Московкина А.Г., 2004). Это состояние
может длиться до полугода. От того
насколько был желанным ребенок, от
индивидуально-психологических
особенностей матери и отца зависит то,
насколько быстро родители смогут выйти
из состояния шока. Степень эмоциональной
сплоченности родителей способствует
их быстрой мобилизации. Из-за длительного
переживания стресса от факта рождения
больного ребенка у многих матерей
появляются многочисленные соматические
жалобы на боли в сердце, желудке, тошноту,
сонливость, головокружение, потеря
аппетита, озноб и пр. Отцы не так много
времени проводят с ребенком, поэтому в
меньшей степени демонстрируют признаки
астенизации. Окружающие люди избегают
разговоров на болезненную для матери
тему, тем самым оставляя ее в состоянии
психологического одиночества.

Более
чем у 70% матерей, воспитывающих умственно
отсталых детей, в процессе семейного
консультирования было выявлено
двойственное отношение к собственному
ребенку. Отмечалось чувство постоянной
тревоги за него, непокидающее ощущение
какой-то опасности того, что должно
произойти что-то неприятное. Отмечали,
что до рождения не испытывали такой
мнительности и тревожности, а теперь у
них присутствует чувство собственной
незащищенности и слабости. Чувство
собственной слабости и невозможности
уберечь собственного ребенка от чего-то
непоправимого лишний раз только
увеличивает чувство вины перед ним
[Шипицина
Л.М.,
с.194].

Амбивалентность
отношения к своему ребенку наблюдается
в том, что он в одно время может
рассматриваться и как объект безграничной
любви, и как источник душевных терзаний.
Последнее, как отмечает большинство
матерей, является причиной частых
приступов раздражения к ребенку. Через
какой-то промежуток времени появляется
чувство вины.

Больше
трети матерей с умственно отсталыми
детьми отмечают, что на втором году
жизни ребенка они начинают его стесняться,
из-за недоброжелательности и праздного
любопытства людей на улице, в транспорте
и общественных местах. Опасаясь агрессии
со стороны здоровых детей, многие
родители стараются избегать общественного
транспорта и выходят на прогулку с
ребенком вечером. Родители, воспитывающие
умственно отсталого ребенка, испытывают
антипатию к здоровым детям, страх, что
они обидят их сына или дочь. Многие
матери отмечают, что вид здоровых детей
вызывает у них чувство несправедливости
[Шипицина
Л.М].

Родителей
с детьми у которых интеллектуальные
нарушения окружающие воспринимают как
людей, имеющих вредные привычки (наркоманы
или алкоголики) или как психически
больных. Это выстраивает стену между
родителями и окружающими людьми. Поэтому
родители делают все, чтобы сменить
диагноз ребенка, к примеру, на ранний
детский аутизм или на детский церебральный
паралич. Родители сознают, что их ребенок
с нарушениями интеллектуального развития
не сможет в будущем стать самостоятельной
и полноценной личностью, какие бы
титанические усилия они к этому не
прилагали. Дефект ребенка травмирует
психику родителей и притормаживает их
социальную активность. Можно выделить
несколько особенностей в общении
родителей и ребенка с нарушениями:
родители не умеют создавать общую
деятельность, выбирают неправильную
модель воспитания, не желают общаться
с ребенком [И. Ю. Левченко,
В. В. Ткачева].

Семейное
благополучие, участие родителей в его
физическом и духовном становлении,
правильность воспитательных действий
положительно сказывается на развитии
умственно отсталого ребенка. Поэтому
проведение целенаправленной работы с
родителями, в первую очередь, с матерями
больных детей, очень важная необходимость.
В эту работу входит: исследование
внутреннего состояния матери, обнаружение
более сложных психологических моментов
в жизни семьи, оказание психологической
консультативной помощи. Поэтому нужно
не оставлять родителей один на один со
своей бедой, иначе это станет их личной
трагедией. Родителям детей с
интеллектуальными нарушениями необходимо
поверить в собственные силы и возможности
своего ребенка. Семьи с детьми с умственной
отсталостью нуждаются в психологической
поддержке (Зинкевич-Евстигнеева Т.Д.,
Нисневич Л.А., 2000; Мастюкова Е.М., Московкина
А.Г., 2003; Краузе М.П., 2006) [Шипицина
Л.М].

Для
родителей детей с ДЦП наиболее травмирующим
фактором являются двигательные нарушения
ребенка. Двигательные расстройства
дополняются внешней уродливостью,
обезображенной фигурой ребенка, гримасой,
характерными нарушениями речи, модуляцией
голоса, постоянной саливацией. К этим
внешним недостаткам постоянно привлечено
внимание окружающих людей, что еще
сильнее травмирует психику родителей
(В. В. Ткачева, 1999)[В.С.
Иванова].

Также
дети с ДЦП испытывают трудности при
передвижении и им необходима физическая
помощь, постоянный уход со стороны
близких. Переживания усиливаются поиском
и покупкой специальных транспортных
средств, а это дополнительные материальные
затраты для родителей. У таких детей
темп передвижения медленный, неустойчивая
походка, а спуск или подъем по лестнице
требует дополнительных приспособлений.
Из-за всего этого родители испытывают
глубокие эмоциональные переживания
[И. Ю. Левченко,
В. В. Ткачева].

По
данным Института коррекцион­ной
педагогики, частота детского аутизма
составляет 15–20 случаев на 10 тыс. детского
населения. Наблюдается, что частота
аутизма растет и не зависит от нации,
расы или гео­графического фактора
[А.С.
Злобина].
Исследуя аутичных детей, опыт показывает,
что им необходимо специализированное
образовательное учреждение. Для родителей
отсутствие такого учреждения является
особой психотравмирующей проблемой.
Специализированную реабилитационную
помощь в основном дети могут получить
в столице или крупных городах, в связи
с этим дети вынуждены обучаться в обычной
массовой школе [Кожанова
Т.М].

Так
как у ребенка нарушена способность
устанавливать адекватный контакт с
окружающим обществом и родителями в
том числе, это является травмирующим
фактором психоэмоционального статуса
родителей. Нарушение социальной адаптации
и неприспособленность в социально-бытовом
плане мешают аутичному ребенку
адаптироваться в социуме. Поскольку у
ребенка отсутствует потребность в
адекватном контакте, а именно, обнять,
приласкать, поговорить с родителями,
поцеловать их, то родителям тяжело
принять этот факт (Е. Р. Баенская,
M. M. Либлинг, 2004) Из-за ранимости и
эмоциональной хрупкости своих детей,
родителям приходится держать себя в
определенных рамках (не делать резких
замечаний, движений, не повышать голос).
Родители сами становятся ранимыми и
превращаются в эмоционального донора
для своего ребенка [И. Ю. Левченко,
В. В. Ткачева].

Читайте также:  Методики на развитие мышления у ребенка с нарушением речи

Дети
с задержкой психического развития имеют
более радужное будущее, чем дети с
другими нарушениями в развитии, потому
что при проведении соответствующей
коррекционной реабилитации их отклонения
не постоянны во времени и эффективно
лечатся. Дети с ЗПР в сознании родителей
более перспективны, из-за временного
характера и обратимости их нарушений.
Разнообразные формы нарушения поведения
детей с ЗПР (бессмысленное упрямство,
немотивированная грубость, злобность
и агрессивность, ярко выраженный эгоизм,
желание постоянно быть в центре
внимания) негативно воздействуют на
родителей этой группы. Постоянные
конфликты, социальная неадекватность
и социально неприемлемые формы поведения
детей, то есть аномальное развитие
ребенка, зарождает у родителей чувство
безнадежности и приводит к потере связи
с ребенком [И. Ю. Левченко,
В. В. Ткачева].

К
особой категории относятся дети с
синдромом дефицита внимания и
гиперактивности легко возбудимы и
чрезмерно активны, что вызывает у
родителей повышенное внимание и
напряжение. Это приводит к истощению
психического состояния и энергетического
потенциала родителей.

У
родителей с детьми с недостатками
речевого развития возникает коммуникативный
барьер, отгороженность и отчужденность
в детско-родительских взаимоотношениях.
Специфика развития детей с нарушениями
речи (к ним относятся: алалия, афазия,
дизартрия, заикание и другие тяжелые
речевые нарушения) негативно отражается
на психике родителей. Такие дети
рассматриваются родителями как наименее
перспективные в будущем в отличие от
своих сверстников [Кожанова
Т.М].

Родители
детей с нарушениями слуха делятся на
две группы: родители, у которых нарушена
слуховая функция и родители с нормальным
слухом. Родители, которые относятся к
первой группе не испытывают особых
трудностей в силу схожести болезни.
Родители другой группы испытывают
сложности во взаимоотношениях и
воспитании своих детей. Родительские
(в первую очередь отцовские) позиции и
внутрисемейные отношения искажаются,
провоцируется отрицательное отношение
детей с нарушениями слуха к своим
родителям, что приводит к разрушению
ребенка как личности [Кожанова
Т.М].

Немалые
трудности испытывают родители детей с
нарушениями зрения, а именно – ориентировка
детей в пространстве. Одной из важнейших
проблем является транспортная проблема.
Родителей беспокоит то, как их дети
самостоятельно будут преодолевать эту
проблему. В таких семьях нарушаются
детско-родительские взаимоотношения,
потому что ребенок растет инфантильным,
эгоистичным, личностно незрелым [Кожанова
Т.М].

Дети
со сложным дефектом должны обучаться
в специализированных учреждениях
интернатного типа, но родителям зачастую
сложно принять решение и отдать ребенка
в руки специалистов, поэтому дети подолгу
остаются в домашних условиях без должного
профессионального, педагогического
внимания и обучения.

Психические,
сенсорные, речевые, двигательные и
эмоционально-личностные расстройства,
характеризующие ту или иную аномальность
детского развития, выступают основным
психотравмирующим фактором, который
определяет личные потрясения родителей
с детьми с нарушениями развития. На
переживания родителей больных детей
оказывают влияние выраженный характер
нарушений, их устойчивость, продолжительность
и необратимость. Родители, которые
психически здоровы и не имеющие
психофизических нарушений более остро
реагируют на рождение ребенка с
нарушениями в развитии и это негативно
влияет на их психику. Родители, имеющие
нарушения сенсорного, двигательного и
интеллектуального характера, легче
приспосабливаются к нарушениям ребенка.
Отклонение в его развитии не является
психотравмирующим фактором для родителей.
Родители связывают болезнь ребенка со
своей собственной и воспринимают это
как норму [И. Ю. Левченко,
В. В. Ткачева].

С
появлением больного ребенка нарушаются
внутрисемейные взаимоотношения, характер
отношения членов семьи с окружающим
обществом, своеобразность мировоззрения
каждого из родителей. Все надежды на
счастливое будущее ребенка рушатся в
одно мгновенье, а для того чтобы обрести
новые жизненные ценности и ориентации
требуется продолжительный период
времени. Это обуславливается рядом
причин: психологическими особенностями
характера родителей, их способностью
принятия или непринятия аномального
ребенка; наличием совокупности
расстройств, которые характеризуют то
или иное отклонение; отсутствие какой-либо
поддержки семьи с больным ребенком со
стороны общества.

Обязанности
в семье обычно распределяются традиционно,
то есть ложатся на женщину и включают
в себя воспитание и обучение ребенка,
в том числе с нарушениями в развитии.
Мужчина является основным добытчиком
в семье, не меняет свой привычный образ
жизни, профиль работы, а значит, остается
в привычных для него социальных
отношениях. В силу своей занятости отец
меньше чем мать уделяет внимание больному
ребенку. Поэтому он меньше подвержен
нервным стрессам и патогенным воздействиям
на его психику, в отличие от матери
аномального ребенка. В большинстве
случаев все происходит именно так, но
существуют и исключения из правил
[И. Ю. Левченко,
В. В. Ткачева].

Женщина,
родившая больного ребенка, испытывает
более высокий эмоциональный стресс.
То, что именно она родила больного
ребенка, вместо ожидаемого здорового,
приносит ей невыносимое страдание,
поэтому она испытывает частые депрессии
и истеричные состояния. Переживая за
будущее ребенка, она ощущает страх,
панику, чувство одиночества, не видит
смысла в жизни. Так как мать постоянно
находится в тесном контакте с ребенком,
она испытывает повышенную физическую
и эмоциональную нагрузку, что плохо
сказывается на ее собственном здоровье.
Зачастую у матерей таких детей снижен
психический тонус, занижена самооценка,
что выражается в утрате интереса к
жизни, перспектив профессионального
роста, несбыточности реализации
запланированных ранее творческих идей,
утрате заинтересованности в себе как
в личности и женщине.

Еще
до рождения ребенка у матери появляется
чувство любви и привязанности. Эта
любовь подкрепляется эмоциональной
взаимностью ребенка: его улыбкой,
оживлением при появлении матери и др.
Но поскольку эти социально-психологические
проявления у ребенка слабо выражены,
то у матери проявляется депривация
материнских чувств. В связи с появлением
больного ребенка, его воспитанием,
обучением и общением в целом, личность
матери претерпевает существенные
изменения, так как этот процесс занимает
длительный период времени (В. А. Вишневский,
1987). Депрессивные состояния и переживания
трансформируются в невротическое
развитие личности и влияют на нарушение
социальной адаптации матери.

Необратимые
психические расстройства у ребенка
вызывают у его матери стресс и различные
заболевания соматического и психического
характера. То есть болезнь ребенка, его
психическое состояние влияют на состояние
здоровья родителей, а в большей степени
на здоровье матери [И. Ю. Левченко,
В. В. Ткачева].

Таким
образом, семьи, воспитывающие детей
с нарушениями развития, нуждаются в
психологической помощи и поддержке,
из-за огромного числа различных проблем,
с которыми эти семьи ежедневно
сталкиваются.
Психокоррекционная
работа позволяет также выявить важнейшую
помощь семьям с детьми с нарушениями
в развитии. Родители испытывают
личностные переживания, связанные с
дефектом ребенка, поэтому им необходима
специальная помощь для устранения этих
психологических проблем.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник