Рисунки по точкам для развития ребенка

Рисунки по точкам для развития ребенка thumbnail

Чтобы подготовить руку к письму, научиться правильно держать карандаш, умело на него нажимать и научиться рисовать линии разной формы, поможет рисование по точкам. Начинать обучаться рисовать по точкам лучше с обычных линий и геометрических фигур, а далее переходить к животным.

Рисование по точкам для детей 3-7 лет

Рисование по точкам называется графомоторикой. Для взрослых кажется совсем просто обвести рисунок по точкам. У маленьких детей еще не до конца развито пространственное мышление. Поэтому детские руки и мозг функционируют по-другому. Они не в состоянии сразу определить, что нарисовано на картинке, если соединить все точки, и должны потратить немало сил, чтобы получить картинку.

Простой рисунок

Для развития этой способности придумано рисование по точкам, которое для ребенка является практически чем-то волшебным. Сначала был обычный белый лист бумаги, где в хаотичном порядке располагались точки, а потом на нем появилось красивое изображение. Может получиться и ягодка, и цветочек, и машинка, и кошка, и собака, а также другие интересные и забавные рисунки, которые впоследствии можно еще и закрасить.

Для самых маленьких подойдут простые картинки с небольшим количеством линий: цветок, звезда, гном. Для детей постарше, лет с трех — четырех, лучше подбирать картинки с сюжетом и большим количеством точек. Например, целый букет цветов или елка с грибной полянкой. Существуют макеты, которые содержат большое количество точек, каждая из них имеет свой номер. Такие изображения рисуются в определенном порядке: при соединении точек необходимо соблюдать их номер.

Обратите внимание! Существуют специальные пособия, в которых по точкам зашифрованы слова и цифры. Они больше подойдут для подготовки малыша к школе. Их можно применять для изучения цифр, букв и написания слов. Картинки обводятся по точкам, начиная путь от самой маленькой цифры по порядку к самой большой.

Данная практика позволит в дальнейшем облегчить освоение прописи. У ребенка будет наработана рука, благодаря чему ему будет легче писать диктанты.

Ниже прилагается образец пронумерованного рисунка, который позволит развивать способности к математике.

Пронумерованный рисунок

Для чего нужно, что развивает

Рисование по точкам развивает различные навыки и умения:

  • развитие мелкой моторики рук у малыша;
  • развитие глазомера;
  • выработка навыков ориентации на листе;
  • развитие образного и пространственного мышления, воображения и фантазии;
  • способствует развитию речи: ребенок будет пытаться объяснить родителям, какая у него получилась картинка;
  • обведение картинок с цифрами учит ребенка считать.

Важно! Такой тип рисования может увлечь и взрослого. Вместе с малышом родители будут рисовать и разукрашивать получившуюся картинку. Такие совместные занятия играют важную роль в воспитании ребенка. Они помогут больше узнать о малыше, выявить его склонности и способности.

Рисование по точкам для детей 6-7 лет станет не только увлекательным занятием и интересным проведением времени, но и будет хорошей подготовкой ребенка к школе, научит его правильно держать ручку или карандаш. Он научится проводить прямые и кривые линии. Для него это будет одновременно игрой и развивающим занятием. Рисование по точкам знакомит малыша с новыми предметами, разными дикими и домашними животными, предметами обихода, одеждой и т. д.

Рисование по точкам, постепенное развитие навыков

С раннего возраста дети начинают тянуться ко всему необычному. Им интересно все, что их окружает. Желательно, чтобы такое познание происходило в форме игры. По советам психологов при занятиях с детьми необходимо использовать больше наглядных и красочных пособий, которые будут развивать не только его навыки, но и удовлетворять потребности в игре.

Обратите внимание! Соединение линий служит в качестве руководства: в любое время скорость движения можно уменьшить, сделать сильнее или слабее нажатие на карандаш, не испортив рисунок.

Когда ребенку предлагается распечатанный материал с рисунком, на котором необходимо нарисовать что-то по точкам, для начала необходимо попросить его обвести указательным пальцем линии своей правой руки. Если ребенок левша, то левой рукой. Затем малыша необходимо попросить нарисовать линию не на листе, а над картинкой в воздухе. Упражнение выполняется несколько раз (четыре — пять раз), а затем можно приступить к рисованию карандашом. После того, как ребенок освоит обведению карандашом, ему необходимо предложить рисовать маркером или ручкой.

После того, как ребенок освоит рисование по точкам различные линии, прямые, волны, можно начинать рисовать более сложные картинки: фигуры, а затем животных. Различные изгибы линий развивают навык рисования, что позволяет изучать правописание различных цифр и букв.

Линии

Советы по использованию материалов

Различные варианты пособий с разными рисунками легко найти в магазинах или скачать онлайн из интернета образцы и распечатать. Также картинку по точкам можно создать собственными руками, используя чистый лист бумаги формата А4, зубочистку и чернила или краски. Для его изготовления необходимо следующее:

  1. Обычным карандашом на листе нарисовать контуры рисунка.
  2. Смочить зубочистку в чернилах или краске.
  3. Расставить смоченной зубочисткой точки.
  4. Стереть стирательной резинкой нарисованный карандашом контур.

Рисовать по точкам можно как дома, так и в детском саду, где следить за процессом будут родители или воспитатели соответственно. Достаточно усадить ребенка за стол, дать задание обвести по точкам картинку, показать, как это делается и предоставить малышу полную свободу.

Важно! Необходимо следить, чтобы ребенок правильно держал карандаш, в противном случае это может испортить почерк в будущем.

В первую очередь, стоит давать рисунки любимых героев мультфильмов. Для ребенка картинки должны быть интересными и соответствовать его возрасту. Например, для рисования по точкам для детей 5-6 лет медвежата и котята становятся не такими уж интересными. Им хочется нарисовать любимого героя мультфильма.

Ниже представлены простые рисунки, в которых необходимо, соединяя точки, просто проводить линии от одного рисунка к другому. Здесь необходимо стараться не заезжать за края.

Далее представлен пример сюжетного рисунка, который подойдет для ребенка 5-7 лет

Сюжетный рисунок

Как еще развить мелкую моторику, кроме рисования по точкам

Если малыша, по каким-то причинам не заинтересовало рисование по точкам, ему можно подобрать и другие занятия, которые будут развивать его мелкую моторику. К ним относятся следующие:

  • Нанизывание крупного бисера на нитки.
  • Перебирание руками бус.
  • На стену можно приклеить бумагу или кусок старых обоев. Пусть ребенок потренируется что-то на нем нарисовать. На вертикальной поверхности рисовать гораздо сложнее, поэтому ручки будут тренироваться быстрее.
  • После того, как ребенок научиться держать в руках мелкие предметы и не отпускать их длительное время, стоит начинать его учить завязывать шнурки, плести косички из лент, веревочек.
  • Можно предложить ребенку обвести маркером заголовки в газетах или журналах.
  • Перекладывание бобов или горошин из одной емкости в другую, используя только два пальца, а не всю руку. Такая тренировка разовьет хорошее сцепление большого и указательного пальцев.
  • Можно рисовать указательным пальцем на запотевшем или замороженном окне.
Читайте также:  Таблица развития ребенка до года окружность груди

Обратите внимание! Все перечисленные способы позволят развить мелкую моторику и помогут быстрее освоить малышу технику письма.

Когда ребенок начинает подрастать, ему надоедают простые игры с игрушками. В возрасте 6 лет уже необходимо готовиться к школе. Чтобы подготовка для него была интересной и в то же время полезной, можно использовать рисунки по точкам. Они разовьют мелкую моторику, помогут изучить цифры, буквы. Малыш с пользой и интересом проведет свой досуг.

Источник

Педагогам и родителям следует соблюдать несколько правил, которые помогут проводить развивающие занятия с детьми максимально эффективно.

  • Любые упражнения для развития мелкой моторики должны обязательно соответствовать возрасту дошкольников. Многие задания для них напоминают те, которые можно предлагать развития мелкой моторики детям в 2-3 года , но содержание их должно быть абсолютно другим, намного более сложным. В 6-7 лет полезно (как и в более младшем возрасте):

– раскрашивать, но рисунки должны быть уже с очень мелкими деталями;

– складывать мозаику, но из большого числа маленьких элементов;

– обводить пунктирные изображения, но без «сползания» с контура, без ошибок.

  • Подбирайте такие материалы, упражнения, игры для развития моторики, которые будут интересны ребенку. Возможно, стоит найти прописи с его любимыми героями сказок, динозаврами или пиратами. Любое задание важно выполнять не только максимально старательно, но также непременно с желанием, позитивным настроем.
  • Темп выполнения упражнений одного типа должен увеличиваться постепенно. Сначала ребенок должен научиться уверенно использовать карандаш или ручку для выполнения заданий на бумаге, а потом, с совершенствованием навыка, их можно будет делать даже на время.
  • Не стоит учить ребенка писать прописные буквы до школы. Сначала он должен привыкнуть правильно держать карандаш, повторять очертания несложных линий, объектов. Дошкольный период — подготовительный, не стоит торопиться, начиная осваивать программу 1 класса раньше времени.
  • Занятия должны быть регулярными, но не слишком утомительными. Перед началом каждого полезно провести специальную гимнастику для пальчиков.
  • Важно, чтобы малыш выполнял все задания только ведущей рукой. Также нужно следить за его осанкой, а также хорошим освещением во время работы.

Задания

Большинство заданий для развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста предполагают выполнение специальных упражнений на бумаге. Это не только тренирует ловкость рук, но также совершенствует глазомер ребенка, его произвольное внимание, умение ориентироваться на листе. Вот несколько самых популярных вариантов заданий для будущих первоклассников:

Контуры

Предложите ребенку обвести того из двух представителей одной природной группы (птиц, животных, рыб, насекомых), про которого составлена загадка. Нужно аккуратно провести все контурные линии, не «спутывая» их, не выходя за пределы изображений.

Дополнительные задания для каждой странички помогут увлечь ребенка процессом, сформировать мотивацию для работы, а также они являются еще одним этапом тренировки ловкости, внимания, сообразительности.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 1

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 2

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Задания по точкам

Попросите дошкольника нарисовать одну из представленных простых фигур (животное, птицу, цветок) по опорным точкам, по образцу. Задания такого типа тренируют не только мелкую моторику рук, но еще навыки счета, умение ориентироваться на листе, координацию движений.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 3

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 4

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Дорожки-проводилки

Забавные персонажи торопятся домой! Пусть ваш малыш поможет насекомым, рыбкам, космическим кораблям, волчкам двигаться ровно и красиво.

Каждый лист этой серии оформлен таким образом, что первые две строчки нужно провести линию внутри заданной «дорожки», а следующие две – уже без опоры на внешние границы. Дополнительные препятствия (камушки, звёздочки, облака) важно обходить максимально аккуратно!

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 5

Штриховка

Этот комплекс составлен по принципу: от простого к сложному. Его задания помогут дошкольнику научиться повторить на бумаге различные графические элементы, которые пригодятся ему затем при освоении письма.

Важный нюанс — рисовать линии нужно от выделенной точки, по направлению, которое указывает стрелка.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 6

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 7

Обведи и раскрась (с прописями)

Большой сюжетный рисунок и несколько строчек небольших миниатюрных элементов позволяют ребенку тренировать не только моторику, но также внимание, терпение, умение самостоятельно находить свои ошибки.

Обращайте внимание малыша на размер изображений, включенных в прописи, расстояние между ними, наклон. Важно постараться сохранить эти характеристики, выполняя задание при рисовании и раскрашивании фигурок.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 8

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 9

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 10

Задания по клеточкам

Этот комплекс поможет малышу не только нарисовать животных, обитающих в жарких странах, но станет отличным тренажером ловкости рук. В каждом задании, созданном на бумаге в клетку, присутствует крупное изображение, мелкий объект, узоры или орнамент. Иногда встречаются короткие слова, составленные из печатных букв. Такие раскраски для развития мелкой моторики отлично тренируют не только моторику, но и глазомер.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 11

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 12

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 13

Графический диктант

Перед вами подборка увлекательных упражнений, совершенствующих графические навыки дошкольника, а также его внимание, усидчивость, сообразительность. Каждый лист представляет собой тематическую подборку, которая включает:

  • стихотворение об изображаемом персонаже или объекте (животные, техника);
  • цветную иллюстрацию к тексту;
  • словесную инструкцию процесса рисования на клетчатой бумаге, которая должна быть выполнена ребенком, точно и последовательно;
  • графическое изображение, которое получится в итоге.

Эти здания можно использовать в формате диктанта или как образец для самостоятельной работы ребенка по образцу. Загадка и рисунок делают упражнения более привлекательными для малышей.

Читайте также:  Новорожденный ребенок с отклонениями в развитии

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 14

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 15

Игры

Конечно, для детей 6-7 лет игра остается самым любимым видом деятельности, что очень хорошо для будущих учеников! Ведь ловкость пальчиков и мелкая моторика отлично тренируется не только с помощью специальных графических заданий, но также в ходе полезных развлечений. Вот несколько их вариантов:

Шнуровка

Вам понадобится несколько обычных шнурков, а также набор некрупных бусин. Соберите цветные шарики (15-20 штук) в определенной последовательности, а затем предложите ребенку повторить узор. Можно попросить выполнить задание на время или соревнуясь с другими детьми.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 16

Игры с пуговицами

Предложите детям выложить из разных пуговиц узор или изображение какого-то объекта, это интереснее делать на время. Пуговки лучше всего брать мелкие, а основу для картины сделать из плотного картона, покрытого сверху слоем пластилина (он поможет надежно зафиксировать все детали «мозаики» .

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 17

Разрезные картинки

Собирать целое изображение из кусочков одинакового размера не только очень увлекательно, но и полезно. Детям старшего дошкольного возраста нужно предлагать картинки, разрезанные на 10-12 частей. Еще лучше давать ребенку части парных неидентичных карточек с рисунками (например, два похожих снеговика, самолета, собачки) в наборе и просить собрать обе.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 18

Используйте разнообразные игры на развитие внимания и памяти ребенка.

Работа по совершенствованию мелкой моторики старших дошкольников должна вестись до начала школьного обучения. Это одна из важнейших целей педагогики этого периода, которая актуальна для любого ребенка.

Особенно нужно стараться уделять достаточное количество времени специальным упражнениям для тренировки графических навыков тем детям, которые имеют трудности в речевом развитии.

Стимулирование тактильных ощущений способствует активизации определенных центров в коре головного мозга, что, в свою очередь, благоприятно влияет на формирование детской речи.

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 19

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 20

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 21

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 22

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 23

Задания и упражнения на развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет, фото № 24

Источник

Ирина Гурова
Игровые приёмы для развития графических навыков

Консультация для педагогов и родителей

Уважаемые коллеги, я продолжаю тему, начатую в прошлой публикации, которая была посвящена проблеме подготовки руки ребёнка к письму.

В дошкольном возрасте ребёнок с помощью взрослых овладевает сначала умением рисовать штрихи, каракули, затем проводить прямые горизонтальные, вертикальные линии, линии в разных направлениях, линии разной длины, а также волнистые, зигзагообразные, округлые; учится проводить разные линии, а затем обводить изображения предметов по пунктиру, штриховать, раскрашивать предметы, рисовать и копировать предметы по точкам и без помощи точек; изображать разнообразные элементы на бумаге в клетку.

В процессе этих упражнений дети должны учиться произвольно управлять движениями пишущей руки, зрительно контролировать направление и скорость этих движений, сохранять их длительность, слитность. Для них важны такие качества движений, как координированность, точность, гибкость, ритмичность. А это связано с развитием внимания, наблюдательности, целеустремлённости. Детям нужно научиться не напрягать руки и пальцы, держать пишущий предмет свободно, легко производить им движения в разных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их.

При выполнении любых графических упражнений важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность выполнения задания. После каждого движения надо учить ребенка расслабляться.

Все предлагаемые упражнения должны быть интересны детям. А для этого следует ставить перед ребёнком игровые мотивы их выполнения. Желательно, чтобы они были полезны и для развития других психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи). Вот некоторые игровые задания, которые можно использовать для подготовки руки ребёнка к письму. (В качестве приложения имеются образцы заданий).

Рисование штрихов, каракулей, палочек…

«Травка для лошадки». Взрослый рисует на листе бумаги круг. Это тарелочка (миска). Затем рисует несколько штрихов зелёного цвета внутри круга. Объясняет, что это травка. Ребёнок продолжает. Аналогично можно провести игровые упражнения «Сено для коровы», «Покормим птичек зёрнышками», «Нарисуем шёрстку мишке» и др.

Игровые приёмы для развития графических навыков

«Сено и травка для лошадки (коровы, козы.)»

Рисунки по точкам для развития ребенка

«Нарисуй зёрнышки птицам»

Рисунки по точкам для развития ребенкаРисунки по точкам для развития ребенка

«Нарисуем шёрстку мишке»

Рисунки по точкам для развития ребенка

Проведение прямых вертикальных линий.

«Мыльные пузыри падают». Взрослый рисует несколько кругов в верхней части листа. Круги могут быть разного цвета и величины. Ребёнку нужно провести линии от каждого пузыря вниз. Аналогично можно провести упражнения «Дождик», «Осенние листочки» «Снежинки» и т. д.

Рисунки по точкам для развития ребенкаРисунки по точкам для развития ребенкаРисунки по точкам для развития ребенка

Проведение горизонтальных линий.

«Помоги зайчику добраться до морковки». Взрослый рисует с левой стороны листа зайку, а с правой – морковку. Ребёнок проводит линию от зайки до морковки (можно провести и несколько линий).

Также можно провести упражнения «Помоги котику добраться до рыбки», «Мячик катится к…», «Машинка едет…» и др.

Рисунки по точкам для развития ребенка

Проведение прямых линий в разных направлениях.

«Капельки падают в лужу». Взрослый рисует вдоль верхней части листа капельки (вокруг них можно нарисовать тучу, а в средине нижней части листа – небольшую лужу. Ребёнок проводит линии так, чтобы каждая капелька оказалась в луже.

Аналогично проводятся упражнения «Снежинки падают в сугроб», «Положи кубики в коробку», «Собери ягоды в корзинку», «Поставь цветы в вазу» и др.

Рисунки по точкам для развития ребенкаРисунки по точкам для развития ребенка

Для того, чтобы развивать восприятие, внимание, мышление, речь, все игровые упражнения можно усложнять. Они становятся интереснее. Вот несколько примеров: «Синие кубики положи в синюю коробку, а красные – в красную», «Большие снежинки полетят в большой сугроб, а маленькие – в маленький», «Положи в корзинку только красные яблоки», «Большие лимоны положи в большую корзинку, маленькие – в маленькую».

Рисунки по точкам для развития ребенкаРисунки по точкам для развития ребенкаРисунки по точкам для развития ребенка

Хорошо развивает точность движений при проведении линий в разном направлении игра «Тир». Взрослый рисует на листе бумаги схематическое ружьё и мишень. Мишени могут располагаться в разных концах листа и на разном расстоянии от ружья. И размеры их могут быть разными: большими и маленькими. Ребёнку объясняют, что карандашная линия, изображающая полёт пули, обязательно должна быть прямой, и что можно попасть близко от цели, но лучше попасть в центр. Взрослый предлагает немного «пострелять».

Читайте также:  Влияние наследственности и среды на развитие ребенка

Рисунки по точкам для развития ребенка

Проведение вертикальных и горизонтальных линий с ограничением.

Примеры таких упражнений: «Привяжи ниточки к шарикам», «Цветы для мамы» (ребёнок рисует стебелёчки, «Лесенка» (проводятся горизонтальные линии слева направо от двух вертикальных, «Нарисуй черешки к листочкам» (проводятся короткие линии в разных направлениях, «Нарисуй лучики солнышку», «Пришей резинки к рукавичкам» (соединить линиями одинаковые картинки) и т. д. и др.

Рисунки по точкам для развития ребенкаРисунки по точкам для развития ребенкаРисунки по точкам для развития ребенкаРисунки по точкам для развития ребенкаРисунки по точкам для развития ребенка

Проведение линий между двумя линиями (посередине). Игровая мотивация этих заданий может быть такой же, как и в предыдущих, но от одного предмета к другому уже проведены две линии (дорожки). Ребёнок должен провести свою линию точно посередине, не выходя за границы. Конечно же, сначала «дорожки» должны быть широкими и прямыми, а затем, по мере овладения ребёнком навыком, они становятся уже и разной формы. Такие задания очень часто можно видеть на страницах тетрадей по подготовке к школе.

«Помоги машинке доехать до гаража», «Белка скачет к орехам», «Лодочка плывёт» и т. д.

Рисунки по точкам для развития ребенкаРисунки по точкам для развития ребенка

Постепенно задания усложняются

Рисунки по точкам для развития ребенкаРисунки по точкам для развития ребенка

Проведение ломаных линий.

«Крутые виражи». Слева – изображение машины. Ребёнок проводит зигзагообразную ломаную линию слева направо. Можно также использовать пунктирную линию с целью оказания помощи ребёнку.

Желательно, чтобы во время выполнения подобных заданий ребёнок не отрывал карандаша от бумаги.

Проведение округлых и волнистых линий.

«Идёт дым из трубы». Взрослый рисует дом с трубой, а ребёнок – дым. Варианты упражнений: «Пар идёт из кастрюльки», «Пузыри летят», «Кораблик (пароходик, лодка) плывёт по волнам». Взрослый рисует слева кораблик, а ребёнок – волны. Волнистые линии могут быть разными. Если ребёнок затрудняется, можно использовать пунктирную линию – линию из точек: «Посади бабочку на цветок», «Лист летит на землю», «Замотай клубочек» (проведение линии по спирали, «Нарисуй лепесточки цветочку» (рисование овалов).

Рисунки по точкам для развития ребенкаРисунки по точкам для развития ребенка

Закрашивание картинок карандашами. Малышей сначала учат раскрашиванию листа без ограничения контуром с игровой мотивацией например, «Небо» (ребёнок раскрашивает лист бумаги синим или голубым карандашом», «Лужа», «Зелёная лужайка» (используется зелёный карандаш, «Наступила ночь» (ребёнок раскрашивает лист бумаги чёрным или тёмно-синим карандашом) и т. д. Постепенно можно переходить к раскрашиванию изображений предметов. Нужно учить детей раскрашивать картинку аккуратно, не выходя за её контур, в одном направлении.

«Раскрась лужу (нарисуй водичку для лодочки)»

Рисунки по точкам для развития ребенка

Штриховка изображений. Это одно из важнейших упражнений. Для этого взрослый рисует какой-нибудь предмет (можно использовать и книжку-раскраску). Ребёнок накладывает штрихи (прямые линии) в заданном направлении. Сначала нужно научиться штриховать предметы без деталей, например, мячик, а после этого переходить к более сложным изображениям. Например, это может быть домик с окнами, которые нужно оставить незаштрихованными. В качестве усложнения предлагается штриховка в разных направлениях и с разным расстоянием между линиями. А сами штрихи могут иметь разную форму. Направление штриховки обычно задаётся стрелочкой рядом с изображением.

Правила штриховки:

1. Штриховать только в заданном направлении.

2. Не выходить за контуры фигуры.

3. Соблюдать параллельность линий.

4. Не сближать штрихи. Расстояние между штрихами должно быть примерно 0, 5 см.

Части одного изображения иногда штрихуют в разном направлении.

Рисование внутри крупных фигур постепенно уменьшающихся фигур той же формы. Аналогично – рисование вокруг маленьких фигур постепенно увеличивающихся фигур такой же формы. Например, «Нарисуй внутри большого круга постепенно уменьшающиеся круги, а вокруг маленького – постепенно увеличивающиеся». При выполнении таких упражнений нельзя касаться стенок предыдущей фигуры. Чем больше получится фигур, тем лучше.

Копирование изображений (срисовывание картинок). Взрослый рисует фигуру или предмет. А ребёнок рисует такой же. Сначала можно использовать опорные точки. Такие задания позволяют выявить умения ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, что очень важно в плане подготовки ребёнка к школе. При их выполнении следует отметить следующее:

— как ребёнок работает с образцом, часто смотрит на него или рисует по памяти;

— быстро или медленно проводит линии;

— как часто отвлекается;

— какие вопросы задаёт во время рисования;

— сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Дорисовка изображений. Взрослый рисует фигуру, например, круг (их может быть несколько, и спрашивает: «На что похожа?» Ребёнок называет варианты (солнце, мяч, часы) и пробует «превратить» круги в названные предметы. Можно нарисовать на листочке несколько разных фигур и попросить ребёнка дорисовать к каждой недостающие детали, чтобы получились предметы.

В тетрадях для дошкольников часто предлагаются задания, в которых нужно дорисовать вторую половинку изображения так, чтобы она была точно такой же, как первая (бабочку, яблоко, пирамидку и др. симметричные предметы).

Обведение рисунков по линиям. Для этого можно использовать изображения в книгах-раскрасках. Задача ребёнка – обвести заданный рисунок точно по линиям, стараясь не отрывать карандаш.

Обведение изображений по точкам.

«Угадай, кто я». Нужно нарисовать контурной пунктирной линией что-нибудь не очень сложное, например, флажок, рыбку, цветок и сказать, что в точках кто-то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией, не отрывая руки.

Прорисовка элементов на бумаге в клетку. Такие задания очень хорошо развивают внимание, координацию движений, умение ориентироваться на плоскости, так необходимые при письме. Ребёнок учится дорисовывать начатые взрослым узоры, располагая их в строке. Сначала это простые элементы, затем более сложные. Используется письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала. Такие задания часто встречаются в специальных тетрадях для подготовки детей к обучению в школе.

В старшем дошкольном возрасте широко и