Результат развитие ребенка в замещающей семье

Результат развитие ребенка в замещающей семье thumbnail

Государственное бюджетное образовательное учреждение для детей  — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Вельский детский дом»

Уполномоченная Служба по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, и содействию органам опеки и попечительства в вопросах сопровождения принимающих семей.

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ

Резанова Н.С.

Социальный педагог

Вельск, 2014

В процессе сопровождения особое место занимает мониторинг развития ребенка, проживающего в замещающей семье.

Мониторинг представляет собой систему мероприятий по комплексному обследованию развития детей, проживающих в замещающих семьях. Мониторинг проводится с целью обеспечения эффективности работы с ребёнком, помещённым в замещающую семью, аналитическое обобщение результатов деятельности, разработка прогноза развития ситуации.

При проведении мониторинга решаются следующие задачи:

— непрерывное наблюдение за состоянием и развитием ребёнка;

— своевременное выявление изменений и факторов, вызывающих эти изменения;

— создание условий для предупреждения негативных тенденций в состоянии и развитии ребёнка;

— осуществление краткосрочного прогнозирования состояния и развития ребёнка в результате социального —  педагогических воздействий;

— оценка эффективности действий специалистов службы.

Принципы проведения мониторинга:

1.Систематичность и периодичность — полная оценка качества воспитания в приемных семьях осуществляется раз в год на протяжении всего периода воспитания ребенка в приемной семье.

2. Конфиденциальность — полученные в результате мониторинга данные не подлежат разглашению и могут быть использованы специалистами только для оценки качества воспитания приемного ребенка и планирования помощи приемной семье.

3. Объективность — сбор информации осуществляется одновременно на основании формализованного и личного опроса приемных родителей и приемных детей, обследования условий жизни, а также информации, предоставляемой компетентными специалистами: врача, учителя, психолога, социального педагога.

4. Защита — оценка качества воспитания ребенка в приемной семье осуществляется с целью контроля над реализацией его прав и законных интересов.

5. Помощь — информация, полученная в ходе мониторинга, используется для улучшения подготовки замещающей семьи к выполнению родительской роли, совершенствование системы сопровождения приемных семей.

Мониторинг развития ребенка, воспитывающегося в приемной семье, проводится 1 раз в год. Мониторинг проводится в виде обследования детей и семьи специалистами Службы сопровождения.  В проведении мониторинга участвуют: педагог-психолог, социальный педагог, а также учитель-дефектолог, учитель-логопед (при необходимости).

На основании результатов мониторинга оценивается эффективность деятельности замещающей семьи.

В процессе мониторинга отслеживаются и анализируются следующие стороны жизнедеятельности семьи и состояния приемных детей:

Здоровье:

— физическое развитие ребенка;

— нервно-психическое развитие;

— заболеваемость хроническая;

— заболеваемость острая.

Образование:

— школьная мотивация;

— успеваемость;

— дополнительное образование;

— личностное развитие;

— психические процессы;

— самооценка;

— эмоциональное развитие.

Социальная адаптация:

— навыки самообслуживания;

— внешний вид и поведение в обществе;

— межличностные отношения;

— способность к общению (со взрослыми и сверстниками);

— соблюдение прав и обязанностей в семье:

— готовность к самостоятельной жизни.

Социальное окружение:

— атмосфера понимания, принятия и поддержки ребенка и семьи в окружающем

   социуме;

   — обеспечение приемными родителями основных жизненных потребностей

      приемных детей;

   — создание условий для безопасного проживания, развития и обучения приемных

      детей;

   — степень эмоционального принятия детей в семье;

   — возможности для поддержания контактов с биологическими родителями или

      родственниками;

   — степень понимания приемными родителями своих обязанностей, их

      воспитательные установки и действия, степень ответственности в выполнении

      своих функциональных обязанностей.

Для сбора информации мы используем следующие методы:

— наблюдение (визуальное наблюдение за ребенком, его настроением, поведением,

 высказываниями, общением с родителями;

— беседа.  Беседы психолога, социального работника с родителями и детьми дадут   представление о том, как развивается семья и как родители понимают свои   функции);

— интервью;

 — анкетирование (специально разработанные анкеты и опросники для приемных

   детей и замещающих  родителей).

— акты обследования жилищно-бытовых условий.

— средовой контроль – контроль материально-бытовых условий и морального,

   психологического климата в семье.

— школьные характеристики и данные, полученные из бесед с учителями школы;

— анализ продуктов деятельности (рисунки, школьные тетради);

— психологическое обследование с применением психологических инструментов

  диагностики (тесты, опросники, проективные методики);

— медицинское обследование.

Для получения более полной картины развития приемного ребенка, ведется сотрудничество в этом направлении непосредственно с самими приемными родителями. Специалистами Службы  разработан Дневник приемного родителя, который представляет собой карту динамического наблюдения, в соответствии с утвержденными службой критериями, которую приемные родители заполняют в течение всего учебного года. Дневник дает основу для систематического сбора данных относительно развития ребенка в разных областях, определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению.

Результаты мониторинга, выявившие проблемы в развитии ребенка или проблемы функционирования семьи, обсуждаются на психолого — медико- педагогическом консилиуме.

Цель консилиума – разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения ребенка переданного в замещающую семью, в процессе его воспитания, обучения и развития, в соответствии с индивидуальными потребностями, возрастными особенностями, состоянием соматического и нервно – психического здоровья.

В заседании психолого-медико-педагогических консилиумов принимают участие специалисты Службы сопровождения: директор, он же и руководитель ПМПК, педагог-психолог, социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, врач-педиатр (по необходимости), а также специалисты ООП. Консилиум проводится в форме круглого стола, на котором каждый участник имеет право высказать свою точку зрения.

На консилиуме обсуждаются предложения о необходимости изменения Плана развития ребенка, вырабатываются меры необходимых коррекционно–реабилитационных действий.

Организация консилиума позволяет решать ряд задач:

1) всестороннее обсуждение проблем ребенка в ракурсах информации специалистов разного профиля и специализаций с целью выделения основных составляющих, которые требуют коррекционного внимания в первую очередь;

2) утверждение индивидуального коррекционного маршрута с учетом рекомендаций всех специалистов;

3) рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных);

4) выделение семей «группы риска» (дополнительные посещения, регулярная связь по телефону, сотрудничество со специалистами ООП).

        Семьи «группы риска» и семьи, нуждающиеся в интенсивном сопровождении  определяются   в зависимости от причин и характера неблагополучия: 

Читайте также:  Значение игры для развития личности ребенка дошкольного возраста

— семьи с нарушенными взаимоотношениями, повышенной конфликтностью;

— семьи с низкой педагогической культурой и деструктивной родительской позицией по отношению к ребенку. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия на ребёнка.

— семьи с завышенными требованиями или пренебрежительным отношением по отношению к детям.

— семьи с нарушениями в межличностных внутрисемейных отношениях при внешнем благополучии, с множеством скрытых в них рисков, влияющих на процесс социализации.

 — семьи в случае возникновения трудной жизненной (кризисной) ситуации;

— семьи с дефектами психического и физического развития ребенка, социальной дезадаптацией и девиантным поведением, с трудностями в обучении.

Дальнейшая работа службы строится при условии  добровольного сотрудничество родителей и специалистов.

По итогам консилиума заполняется протокол заседания. В нем описывается ход проведения самого консилиума и выводы, сделанные специалистами по каждому ребенку, а также конкретные рекомендации по воспитанию и развитию ребенка, воспитывающегося в замещающей семье Выписки из протокола заседания консилиума готовятся в 2-х экземплярах: один остается в личной деле семьи, а другой выдается под роспись приемному родителю.

Это необходимо для того чтобы:

— замещающие родители знали все проблемы и пробелы в развитии своего ребенка, и над чем в ближайшем будущем им предстоит работать совместно со специалистами Службы;

— проследить динамику развития ребенка;

-повысить ответственность замещающих родителей в выполнении данных рекомендаций;

— осуществлять контроль за выполнением данных рекомендаций.

 Виды консилиума подразделяются на:

— плановый  3 раза в год (на начало учебного года, промежуточный в середине учебного года, на конец учебного года)

— внеплановый (по кризисному или экстренному случаю)

Подводя итог вышесказанному — специалисты Службы сопровождения опираются на результаты мониторинга и работы консилиума, в дальнейшем   определяют формы и методы необходимой помощи сопровождения и поддержки семьи.

Источник

Каждый ребёнок, лишившийся кровной семьи по той или иной причине, конечно, нуждается в любви, внимании, ласке, принятии. Всё это может дать только семья. Она обогреет душу и поможет справиться с тяжёлой жизненной ситуацией.

При устройстве ребёнка в замещающую семью вопрос успешной адаптации является ключевым. Именно благополучная адаптация является показателем грамотно выстроенного процесса жизнеустройства.

Адаптация – это процесс привыкания, притирания, людей друг к другу, к изменившимся условиям, обстоятельствам. Адаптация в новой семье — процесс двусторонний, т.к. привыкать друг к другу приходится и ребёнку, оказавшемуся в новой обстановке, и взрослым — к изменившимся условиям и новому члену семьи.

Адаптация у разных детей проходит по-разному. Здесь многое зависит и от возраста ребёнка, и от черт его характера. Большую роль играет опыт прошлой жизни. Прежде всего, нужно сделать так, чтобы ребёнка ничего не испугало, не вызвало отрицательных эмоций или не насторожило. Это может быть и непривычный запах в квартире, и домашнее животное, которого ребёнок никогда не видел. Вероятнее всего и реакция на членов семьи у ребёнка будет разная. Кто-то не будет никому отдавать предпочтения и станет одинаково относиться как к папе, так и к маме. Чаще всего ребёнок сначала отдает предпочтение кому-то одному. Одни — предпочтут папу и будут мало уделять внимания маме, а другие, наоборот, по привычке будут льнуть к женщине, а кто-то потянется к бабушке. Но, несмотря на эти различия, в поведении детей можно отметить некоторые общие закономерности. Поведение и самочувствие ребёнка не остается постоянным, оно меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой обстановке. Как отмечают психологи, при адаптации ребёнка в новых условиях имеется несколько стадий.

Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребёнка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили — они только хотят полюбить новых родителей.

Ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Семьи лицом к лицу сталкиваются с проблемами часто совсем не похожими на те, которые они предполагали увидеть. Некоторые приемные родители начинают ощущать свою беспомощность или огорчение по поводу того, что у них в семье появился совсем не такой ребёнок, какого они себе представляли. Взрослым очень хочется, чтобы процесс привыкания проходил как можно более гладко. В действительности же, в каждой новой семье случаются периоды сомнений, подъемов и спадов, тревог и волнений. Приходится в той или иной степени менять первоначальные планы. Никто заранее не может предугадать, какие неожиданности могут возникнуть.

Вторую стадию можно определить как «Возврат в прошлое», или «Регрессия». Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определённый порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу – взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это — другие люди, в семье — другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения.

Как отмечают психологи, в этой стадии у детей могут отмечаться такие симптомы, как: фиксация на чистоте, опрятности или, наоборот, грязи и неопрятности; чувство беспомощности или чувство зависимости; чрезмерная озабоченность своим здоровьем, преувеличенные жалобы, повышенная чувствительность, отказ от нового, необъяснимые припадки злобы, плача, усталости или тревоги, признаки депрессии и т.п.

В эти месяцы часто обнаруживаются психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребёнка. У детей, воспитывавшихся в детских домах, за время пребывания в них формируется свой идеал семьи, в каждом живет ожидание папы с мамой. С этим идеалом связывается ощущение праздника, прогулок, игр. Взрослые же, занятые житейскими проблемами, не находят для ребёнка времени, оставляют наедине с самим собой, считая его большим («Иди, поиграй, займись чем-нибудь…»). Либо чрезмерно опекают ребёнка, контролируя каждый его шаг. У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное терпения дождаться пока ребёнок сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение. Обнаруживается разница во взглядах на воспитание у родителей, влияние авторитарной педагогики, стремление к абстрактному идеалу, завышенные или, наоборот, заниженные требования к ребёнку. Процесс воспитания рассматривается как исправление врожденных недостатков. Исчезает радость общения, естественность отношений. Может возникнуть стремление подчинить ребёнка себе, своей власти. Вместо естественного принятия ребёнка, преуменьшаются его достоинства. Вместо чуткого реагирования на малейшие достижения ребёнка, начинается его сравнение со сверстниками, которое, зачастую, не в пользу приемного ребёнка. Иногда в этот период ребёнок регрессирует в своем поведении до уровня, не соответствующего его возрасту. У некоторых детей могут наблюдаться необъяснимые приступы злобы, плача, усталости или тревоги. Отмечается возврат энуреза, вредных привычек.

Читайте также:  Музыкальное развитие ребенка подготовительной группы

Привыкнув к новым условиям, ребёнок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребёнок может изменять поведение неожиданным образом. Веселый, активный ребёнок вдруг становится капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть), делает назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый — проявлять интерес к окружающему, особенно, когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным. Об успешном преодолении трудностей этого адаптационного периода свидетельствует изменение внешнего облика ребёнка: изменяется выражение и цвет лица, оно становится более осмысленным, чаще появляется улыбка, смех. Ребенок становится оживленным, более отзывчивым, «расцветает». Неоднократно было отмечено, что после удавшегося приёма в семью, у детей начинают расти «новые» волосы (из тусклых они становятся блестящими), исчезают многие аллергические явления, прекращается энурез, очевидна прибавка в весе.

Третья стадия — «Привыкание», или «Медленное восстановление». Если раньше ребёнка привлекали малыши, то теперь он выбирает компании близкие ему по возрасту. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребёнок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.

Он чувствует себя свободно, становится более независимым и самостоятельным. У многих детей меняется даже внешность, становится более выразительным взгляд. Они становятся эмоциональнее; расторможенные – более сдержанными, а зажатые – более открытыми. Если ребёнок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Если же родители не смогли найти путь к сердцу ребёнка и установить доверительные отношения, то усугубляются прежние недостатки личности (агрессивность, замкнутость, расторможенность) или нездоровые привычки (воровство, курение, стремление к бродяжничеству). То есть каждый ребёнок ищет свой путь защиты от неблагоприятных внешних воздействий. Примерно через год-полтора можно сказать, что семьи, «продержавшиеся» столь длительное время, смогут существовать долго. Если родители и ребёнок удовлетворены своей ролью и обстановкой в доме, то процесс адаптации успешно завершён.

Опубликовано 29.06.2017, 20:19

Источник

  Проблема сиротства остается острой в современной России и замещающая семья является одной из эффективных форм воспитания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С каждым годом все больше взрослых готовы стать замещающими родителями.  Но, как правило, зачастую дети, попадая из государственного учреждения в замещающую семью, переживают выраженный кризис, сопротивляются изменениям, которые от него требуются в семье. Перед учеными становится актуальной задача изучения роли замещающей семьи на различных этапах ее развития и особенностей семейной адаптации детей и замещающих родителей.

  Замещающую семью принято рассматривать как особый тип семейной системы, результат объединения базисной семьи и приемного ребенка в новое системное целое, обладающее собственными закономерностями становления и развития.

  В.Н. Ослон, занимающаяся изучением особенностей замещающих семей, определяет критерии эффективного и неэффективного родительства  [4]:

– способность семьи адаптироваться к новым социальным ролям, возникающим в процессе включения в семейную систему новых членов;

–  чувство вины принимающих родителей по отношению к приемным детям за то,  что они не могут любить их так,  как собственных детей;

– личностные особенности приемных родителей, в частности гибкость ролевого поведения;

– возможность или отсутствие удовлетворительного информационного обмена по вопросам воспитания детей-сирот;

–  длительность институционального пребывания (стаж пребывания ребенка в детском доме);

–  включение замещающей семьи в систему социально-психологической помощи (особенно сельских семей).

  Включение приемного ребенка вносит значительные изменения в функционирование семьи: изменяются ее внешние и внутренние границы; уровень близости между ее членами; образуются новые объединения (например, брат-сестра, брат-брат); происходит перераспределение семейных ролей; вырабатываются новые правила взаимодействия и взаимоотношений и т.п.

  Одним из условий включения ребенка в новую семью является формирование реалистичных ожиданий, требований членов семьи и приемного ребенка друг к другу. Зачастую, бывает так, что у каждой из сторон, присутствуют фантазии об «идеальном родителе» и «идеальном ребенке». Разочарование нередко создает основу для неприятия и формирования страхов взаимного разрушения [3].

  Полноценное развитие личности ребенка в условиях замещающей семьи во многом зависит от того, насколько успешно прошел процесс адаптации, чем быстрее и качественнее сформируются новые межличностные семейные отношения. Часто процессу адаптации не уделяют должного внимания и упускают наилучшие моменты для психологического восстановления ребенка, включение его в новую семейную систему.

Читайте также:  Педагогическая карта развития ребенка в доу

  Одним из важных факторов психического развития приемных детей является среда семьи (В.Н. Ослон, И.И. Осипова, Г.В. Семья, И.М. Иванова и др). Среда семьи включает поведенческую, мотивационную, информационную, эмоционально-психологическую, организационную, пространственно-предметную, гигиеническую и комплементарную составляющие. Исследование Т.И. Шульги и М.А. Антипиной показали, что приемный ребенок, испытывая несформированность или нарушение чувства привязанности, доверия к миру, стремится удовлетворить потребность в близости в замещающей семье. Но, происходит так что замещающая семья не всегда готова удовлетворить потребности и желания ребенка в близости и привязанности, что может послужить причиной дезадаптации или трудной адаптации [8].

  Адаптация в условиях замещающей семьи — это объективный и регулируемый процесс включения ребенка в новую замещающую семью, сопровождающийся построением новых взаимоотношений и взаимного приспособления, в результате чего создаются условия для жизнедеятельности ребенка и развития семейной системы. Только двусторонний процесс изменения — приемного ребенка и замещающей семьи — можно назвать полноценной адаптацией.

При адаптации ребенка в семье, важно учитывать и мотивы принятия ребенка в замещающую семью, их подразделяют на две категории [4]:

  К первой категории мотивов принятия ребенка в семью относятся:

1. Реализация потребности достижения,

2. Реализация сверхценных идеалов или определенных качеств,

3. Реализация потребности в смысле жизни.

  Ко второй категории относятся:

1. Реализация потребности в эмоциональном контакте,

2. Реализация определенной системы семейных отношений.

Одним из наиболее значимых факторов, влияющих на адаптацию ребенка к условиям замещающей семьи, является пережитое насилие в кровных семьях. Как правило, замещающие родители сталкиваются уже с отдаленными последствиями насилия над детьми в кровных семьях, которые проявляются в нарушениях физического и психического развития ребенка,  различных соматических заболеваний.

  Чаще всего после перенесенного насилия у детей возникают нарушения формирования личности, затрагивающие мотивационную и эмоционально-волевую сферы и вызывающие характерологические нарушения. Следствием пережитого насилия могут быть такие поведенческие реакции, как: отрицание всего нового, истерическое поведение, фантазирование, вранье, аутоагрессия, избегание социальных контактов, постоянное ожидание телесных наказаний, вспышки агрессивности, чрезмерная потребность внимания, неуверенность в будущем, неустойчивость самооценки [6].

  Замещающие родители, в свою очередь, способны переживать по таким моментам как [7]:

— болезнь ребенка, физическая неполноценность;

— плохие отношения, непонимание, трудности взаимоотношений с ребенком;

— возможность ребенка попасть в «плохую» компанию, наркомания, алкоголизм (страх «плохой» наследственности ребенка);

— неуспешность ребенка в жизни, невозможность карьеры и образования;

— «трудное» поведение ребенка.

  Обычно, выделяют три уровня адаптации: социальный, психологический и физиологический; которые неразрывно связаны между собой и непосредственно влияют друг на друга.

Выделяют четыре основных этапа адаптации ребенка к замещающей семье [2]:

1 этап «Медовый месяц» — все участники процесса стремятся понравится друг другу. Семья радуется, что закончились испытания с организационными моментами/ Приёмные родители стараются, чтобы ребёнку было хорошо, и ребёнок, как умеет, тоже пытается поддерживать доброе отношение к себе. Ситуация окрашена большим взаимным интересом, позитивным настроем. В этот период характерны идеализированные ожидания как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослых. Данный этап может продолжаться от нескольких дней до двух-трех месяцев.

  2 этап «Уже не гость» — для этого этапа характерен кризис взаимоотношений в замещающей семье. Может ухудшиться поведение ребенка, возможны проявления трудностей в эмоциональной сфере и во взаимоотношениях. Причинами возникновения кризиса могут быть: появления доверия к замещающим родителям и ослабление «эмоциональной пружины»» неготовность ребенка к появивишимся требованиям и ожиданиям; нарастание тревоги ребенка в связи с неотчетливым пониманием своего места и роли в замещающей семье; переживание стресса нового образа жизни; влияние на ребенка предыдущего травмирующего опыта; эмоциональные трудности в связи с возможными продолжающими встречами ребенка с биологическими родителями или другими родственниками.

  3 этап «Вживание» — этот новый этап взаимоотношений, пройдя через трудности кризисного периода, родители способны более глубже понять ребенка, его проблемы. Когда ребенок сталкивается с трудностями, родители стремятся ему помочь, оберегают его. Теперь они предъявляют ребенку много требований, знают его возможности. Если случаются недопонимания по поводу поведения ребенка, родители стремятся понять причины такого поведения и стремятся найти способы преодоления или смягчения.

  4 этап «Стабилизация отношений» — появляется большая удовлетворенность семейной жизни. Родители способны достигнуть своей первоначальной цели, связанной с мотивом принятия ребенка в семью. У ребенка появляется спокойствие и уверенность за себя и свое будущее. Ребенок определяется со своим местом не только в семье, но и в социуме. Улучшается качество жизни всех членов семьи, трудности остаются позади.

  При изучении перспективы развития взаимоотношений между членами приемных семей к группе риска в плане успешности адаптации ребенка в замещающей семье ученые относят такие семьи, в которых имеет место слишком солидный возраст приемных родителей, длительное отсутствие собственных детей, недостаточная информированность родителей о психологических особенностях ребенка, неадекватное представление родителей о трудностях воспитания приемных детей и т. д. [1].

  Проблемы кризисных периодов, неизбежных в функционировании замещающей семьи, с которыми приемные родители самостоятельно не справляются, могут приводить к крайней форме семейной дезинтеграции — отказу от приемного ребенка. Повторная травма разлуки с родителями может стать причиной стойкого эмоционального расстройства и как следствие грубой социальной дезадаптации ребенка. В область ответственности приемного родителя входит необходимость своевременного распознавания проявлений кризисного периода и рисков нарушения семейных отношений. В силу того что родители не готовы к решению подобных проблем самостоятельно, стоит задача обращения к квалифицированному специалисту [5].

Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация для замещающей семьи — это процесс приспособления, вживания членов семьи к новым условиям, принятие нового члена семьи, включающий четыре основных этапа. На процесс адаптации может влиять множество факторов – мотивы принятия ребенка в семью, наличие/отсутствие отклонений в развитии у ребенка, эмоциональная среда семьи и т.д.

Источник