Режим дня значение сна в развитии ребенка

Режим дня значение сна в развитии ребенка thumbnail

«Утверждаю»

зав. кафедрой педиатрии,

д.м.н., профессор

А.И. Кусельман

——————————

«——»————2006

Методические
рекомендации для студентов по теме:

Особенности
воспитания детей различного возраста,
включая подростковый. Сон, режим дня,
подбор игрушек. Занятия с детьми раннего
возраста. Социальное развитие детей и
подростков, принципы оценки.

Вид
занятия:
практическое

Продолжительность
занятия 2 часа

Цель занятия: Изучить особенности
воспитания детей различного возраста.
Значение соблюдения режима дня и сна
для детей. Организация занятий с детьми
раннего возраста и подбор игрушек.

Студент должен знать:

  1. особенности воспитания детей различного
    возраста

  2. значение режима дня в жизни ребенка
    (сон, бодрствование, режим кормления).

  3. наиболее частые причины нарушения
    режима

  4. понятие суточного режима, бюджетного
    времени

  5. этапы формирования режима

  6. Основные элементы воспитания детей
    раннего возраста:

    • занятия с детьми первого года жизни

    • занятия с детьми второго года жизни

    • занятия с детьми третьего года жизни

    • воспитание навыков при приеме пищи

    • Воспитание гигиенических правил,
      высаживание на горшок, одевание и
      раздевание

    7. Организация
    режима дня в дошкольном учреждении.
    Режим дня детей от 3 до 7 лет

    1. сон; признаки, значение, режим.

    2. занятия с детьми раннего возраста,
      подбор игрушек.

    3. роль воспитания детей различного
      возраста.

    Студент должен уметь:

    • Уметь составлять режим дня, бодрствования,
      сна детей различного возраста. Уметь
      проводить занятия с детьми раннего
      возраста. Правильно подбирать игрушки
      для детей.

    Вопросы для самостоятельной работы
    студентов:

    • социальное развитие детей и подростков

    • принципы оценки социального развития
      детей.

    Значение режима дня в жизни ребенка

    Режим
    это рациональное распределение во
    времени и правильная последовательность
    удовлетворения основных физиологических
    потребностей
    организма ребенка (в активном бодрствовании,
    сне, пище), а также пра­вильное
    чередование различных видов деятельности
    во время бодрствования.

    Правильная организация режима жизни
    детей — необходимое условие для
    нормального развития нервной системы.
    С учетом возрастных особенностей ребенка
    режим должен предусматривать наличие
    всех элементов жизнедеятельности
    ребенка (сон, прогулка, занятия и пр.),
    дисциплинирующих и способствующих
    нормальному физическому развитию.

    Подготовка
    ребенка к поступлению в дошкольное
    учреждение должна быть разносторонней.
    Педиатру следует обратить внимание на
    состояние здоровья ребенка и при
    необходимости провести оздоровительные
    мероприятия, чтобы ребенок лучше
    справился с трудностями адаптационного
    периода. После заболевания ребенка
    можно направлять в дошкольное учреждение
    — только после полного выздоровления.
    Воспитатель должен внимательно отнестись
    к новичку, выяснить у родителей особенности
    его воспитания, привычки, постараться
    пробудить в детях доброжелательное
    отношение к новому ребенку. Ребенок
    быстрее адаптируется, если и дома, и в
    дошкольном учреждении придерживаются
    одного и того же режима и приемов
    воспитания. Продолжительность пребывания
    в группе вновь поступивших детей следует
    увеличивать постепенно. Частая смена
    персонала или неоправданный перевод
    из одной группы в другую может травмировать
    ребенка. В связи с этим рекомендуется
    подождать, пока ребенок привыкнет к
    новым условиям.

    Режим включает три основных компонента:

    1. распределение во времени (ритм);

    2. последовательность действий;

    3. характер активности.

    Ниже приведена классификация
    наиболее частых причин нарушения режима.

    1. Неблагоприятный социальный анамнез
      (91%):

    1. незрелые семьи (до 20 лет);

    2. низкий уровень образования;

    3. нездоровый психологический климат в
      семье;

    4. неполная
      семья (по определению ВОЗ, благополучная
      семья — это
      семья, где на одного ребенка приходится
      трое любящих взрослых);

    5. однополая семья (страдают мальчики;
      авторитарность бабушки — частая причина
      неврозов у детей);

    6. низкая зарплата;

    7. стесненные жилищные условия.

    1. Неблагоприятный биологический анамнез
      (88%):

    1. неблагополучие во время беременности;

    2. неблагополучие во время родов;

    3. неблагополучие в период новорожденного;

    4. искусственное вскармливание (до 3
      месяцев — 60%).

    1. Нарушение поведения (86%) (возбужденный
      ребенок).

    2. Пограничные состояния (82%):

    1. гипотрофия;

    2. экссудативный диатез;

    3. энцефалопатии;

    4. рахит.

    1. Хронические заболевания (47%):

    1. патология ЦНС;

    2. другие.

    1. Отклонения в НПР (41%):

    1) в понимании речи;

    1. в развитии эмоций;

    2. в развитии движений.

    1. Острые заболевания (38%).

    2. Низкий уровень физического развития
      (35%).

    Значение
    режима
    заключается,
    прежде всего, в том, что он способствует
    нормальному функционированию внутренних
    органов. Правильный режим обеспечивает
    уравновешенное, бодрое состояние
    ребенка, предохраняет нервную систему
    от переутомления, создает благоприятные
    условия для физического
    и психического развития малыша.

    Таким образом, режим — это средство:

    1. своевременного
      и полного удовлетворения физиологических
      потребностей
      организма;

    2. охраны здоровья ребенка;

    3. физического воспитания;

    4. защиты нервной системы.

    В понятие «суточный
    режим»
    входит
    деятельность организма и распределение
    в течение суток всех видов деятельности,
    отдыха и приемов пищи. Рациональный
    режим предполагает соответствие его
    содержания, организации и построения
    определенным гигиеническим принципам.
    Эти принципы обусловлены
    анатомо-физиологическими особенностями
    детского организма. Суточный режим,
    определяя весь уклад жизни, является
    важным фактором, обеспечивающим
    нормальное физическое и умственное
    развитие детей и подростков. Рационально
    построенный режим создает предпосылки
    для оптимальной работоспособности,
    предупреждает развитие утомления,
    повышает общую сопротивляемость
    организма. Один из принципов гигиенического
    режима — ежедневное его выполнение,
    недопустимость частых изменений,
    постепенность перехода к новому режиму
    обучения и воспитания. Уровень
    работоспособности коры больших полушарий
    мозга определяется морфологической и
    функциональной зрелостью нервной
    системы. Все виды деятельности труда и
    отдыха должны включаться в режим.
    Деятельность должна быть посильной и
    не превышать предел работоспособности
    клеток коры, а отдых обеспечивать полное
    их функциональное восстановление. Этот
    принцип определяет содержание режима
    и суточный бюджет
    времени
    .

    Под бюджетным временем
    понимается суммарная продолжительность
    всех режимных моментов, которые можно
    объединить в 6 основных компонентов
    режима:

    • сон;

    • прогулки;

    • учебная деятельность;

    • игровая деятельность;

    • отдых по собственному выбору;

    • прием пищи, личная гигиена.

    Содержание и деятельность
    каждого из этих компонентов из­меняются,
    приобретая новые особенности и характерные
    черты. Сон — это отдых, обеспечивающий
    полное функциональное восстановление
    всех физиологических систем.
    Физиологиче­ская потребность в сне
    детей раннего возраста зависит от
    уров­ня работоспособности их нервной
    системы. Так, в период ново­рожденности
    длительность сна около 16,5 ч. Такая
    потребность в сне объясняется тем, что
    даже незначительные внешние раз­дражители
    оказываются для новорожденного
    сверхсильными, превышают предел
    работоспособности нервных клеток,
    вызы­вая охранительное торможение.
    Поэтому сон — это физиологи­ческое
    состояние ребенка этого возраста.

    В первый месяц жизни ребенок спит
    беспорядочно. Со 2-го месяца устанавливается
    суточный режим сна:

    • ночной — 10—11 ч;

    • дневной — 6—6,5 ч.

    В течение
    первых трех лет жизни длительность
    ночного сна практически не меняется, а
    уменьшение общей суточной продолжительности
    идет за счет сокращения числа периодов
    дневного сна (с 4 до 1). Одноразовый дневной
    сон устанавливается к 1,5—2 годам и
    сохраняется в течение всего дошкольного
    периода. К 7—8 годам формируется монофазный
    сон в ночное время. К 17—18 годам длительность
    сна приближается к 8—8,5 ч, как у взрослых.
    Систематическое недосыпание может
    привести к снижению умственной
    работоспособности. Прогулки — наиболее
    эффективный вид отдыха, восстанавливающий
    сниженное в процессе деятельности
    функциональное состояние организма и
    работоспособность. Эффективность
    прогулок обусловлена повышенной
    оксигенацией крови, улучшением
    окислительных процессов и тканевого
    дыхания. Пребывание на воздухе —
    действенное средство закаливания
    организма, профилактика ультрафиолетовой
    недостаточности и гиподинамии. Характер
    и длительность прогулок имеет определенные
    особенности. С 1,5 лет в режим вводятся
    прогулки, постепенно заменяющие сон на
    воздухе. Для детей 2—3-летнего возраста
    предусматриваются 3 прогулки, общая
    продолжительность прогулок — до 4,5—5
    ч. в дальнейшем длительность прогулок
    для младших школьников — 3,5 ч, старших
    — 2,5 ч в сутки. Учебные занятия в раннем
    возрасте (первый, второй год) носят
    характер игры, продолжительность их
    составляет не более 10 мин. В дошкольном
    возрасте в режиме предусматриваются
    занятия по 20—30 мин, направленные на
    развитие речи, устный счет, т. е. способность
    оперировать отвлеченными понятиями.
    Большое внимание уделяется развитию
    двигательных навыков. Уровень
    морфологического и функционального
    развития организма подростка в 15—16 лет
    позволяет приступить к профессиональному
    обучению, формированию сложных рабочих
    стереотипов. Игровая деятельность и
    отдых по собственному выбору способствуют
    формированию у детей положительных
    эмоций. Время игровой деятельности в
    суточном бюджете детей раннего возраста
    закономерно увеличивается в связи с
    сокращением продолжительности дневного
    сна и удлинения периодов бодрствования.
    У дошкольников игровая деятельность
    занимает 4,5—5 ч, у школьников отдых по
    собственному выбору. Приемы пищи, как
    и личная гигиена, являются обязательными
    компонентами режима детей любого
    возраста. Они воспитывают и развивают
    гигиенические культурные навыки, знания,
    умения. Водные процедуры являются
    элементами закаливания. В суточном
    бюджете необходимо предусмотреть
    достаточное время для приемов пищи,
    утреннего, вечернего туалета, переодевания
    детей, умывания перед едой. Важно
    рациональное распределение компонентов
    режима в течение суток, их смена,
    чередование. В процессе выполнения
    этого принципа необходимо исходить из
    учета биологических ритмов, рационального
    чередования деятельности, использования
    механизма повышения работоспособности.

    Необходимость
    соблюдения режима связана с двумя
    моментами. Во-первых,
    жизнь на Земле подчинена определенным
    ритмам (смена дня и ночи,
    смена времен года, фаз луны и т.д.).
    Во-вторых, практически вся наша
    разумная деятельность строится на
    основе стереотипов. Стереотип, или
    привычка, выступает в данном случае как
    средство охраны высшей нервной
    деятельности. Режим
    для ребенка — это и есть первый в жизни
    формируемый
    сложный ритмичный стереотип, призванный
    охранять нервную систему и
    здоровье ребенка и способствовать
    формированию последующих стереотипов
    (привычек).

    При назначении режима дня
    учитываются: возраст, индивидуальные
    особенности высшей нервной деятельности
    ребенка; состояние здоровья — период
    выздоровления после болезни, период
    адаптации к детскому учреждению;
    уровень физического развития; условия
    жизни дома; время года и климатические
    условия. Переводить ребенка на следующий
    возрастной режим
    нужно постепенно при условии, если он
    физиологически уже подготовлен к этому
    переходу.

    На необходимость коррекции режима
    указывают:

    1. возраст;

    2. длительность и характер засыпания;

    3. длительность сна;

    4. особенности поведения в период
      бодрствования.

    Режиму должны подчиняться три потребности:

    1. активность (бодрствование);

    2. сон;

    3. пища.

    Бодрствование
    это деятельное
    состояние коры полушарий головного
    мозга, находящейся в активном
    взаимодействии с подкорковыми отделами
    головного мозга. По определению И.П.
    Павлова, бодрствование поддерживается
    теми раздражителями из внешнего мира,
    которые действуют на большие полушария.

    На длительность бодрствования влияют:

    • объем потока информации, количество
      впечатлений, активная деятельность
      ребенка;

    • предел работоспособности нервной
      системы (степень зрелости мозга), который
      определяется возрастом;

    • качество сна (так, качество сна
      новорожденного не дает основы для
      длительного бодрствования).

    Бодрствование предполагает различные
    виды активности (умывание, одевание,
    еда, игра, занятия с мамой, прогулка).

    Основой рационального бодрствования
    является смена характера ак­тивности,
    т.е. переключение с одного вида деятельности
    на другой. Любое однообразие деятельности
    вызывает у ребенка утомление. С точки
    зрения физиологии доказано, что любая
    работа будет продуктивной, если она
    вклю­чает чередование трех компонентов:
    1) умственной нагрузки; 2) физической
    активности; 3) положительных эмоций.

    Бодрствование тесно сопряжено со сном.

    Сон — заторможенная деятельность
    всех воспринимающих органов и систем.
    Мозг активен, но активное его состояние
    направлено на восстанов­ление затрат
    энергии и переработку информации.

    Сон, как и бодрствование, подчиняется
    возрастной зависимости. Однако с
    возрастом изменяется только количество
    дневного сна.

    Потребность в сне определяется:

    • слабостью нервной системы;

    • индивидуальными и конституциональными
      особенностями ребенка;

    • уровнем здоровья;

    • качеством сна.

    Ребенок — существо с полифазным сном,
    поэтому полноценным, или качественным,
    для него будет сон, в котором чередуются
    фазы глубокого (медленного) и поверхностного
    (быстрого) сна.

    Только ослабленный (быстрый, поверхностный)
    сон наблюдается:

    • у детей в больницах;

    • у перевозбужденного ребенка;

    • при шуме во время засыпания;

    • если перед сном ребенок очень плотно
      поел;

    • при несоответствии режима возрасту и
      состоянию ребенка.

    Наоборот, быстрый сон не наступает:

    • после длительной, тяжелой физической
      нагрузки;

    • при медикаментозном сне;

    • у больных детей в крайне тяжелом
      состоянии.

    Доказано, что если нет ослабленного
    сна, то нет сновидений и нет отдыха.

    У взрослых периодизация
    сна составляет 90 минут. У ребенка она
    формируется ко
    второму году жизни.

    Таблица 1

    Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #
    • #

    Источник

    Петрова Татьяна
    Значение режима дня в развитии ребенка. Требования к режиму дня в разных возрастных группах. Физиологическая основа режима.

    1. Режим жизни детей, его значение во всестороннем развитии ребенка.

    Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве, поэтому для воспитания здорового человека, правильного формирования личности большое значение имеют условия его жизни, особенно в период дошкольного детства.

    Важнейшим условием всестороннего и гармоничного развития детей является рациональный режим дня. Это точно установленный распорядок сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Однако понятие режима в дошкольном учреждении только этим не ограничивается. В него входят также условия проведения и содержание каждого из указанных процессов. Количественные и качественные показатели режима должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, способствовать укреплению его здоровья, улучшению физического и психического развития. В целом режим дня в дошкольном учреждении является оздоровительным, формирующим личностные качества ребенка, такие, как самостоятельность, ответственность, аккуратность, чистоплотность и т. п.

    Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность адаптироваться к новым условиям, устойчивость к воздействию отрицательных факторов.

    2. Требования к режиму дня в разных возрастных группах.

    Как бы целесообразно ни строился режим — с дозировкой нагрузок, переключением на разные виды деятельности, с увеличением двигательного компонента, в течение суток показатели биологической активности ребенка неизбежно снижаются, что диктует необходимость смены деятельного состояния на сон.

    Сон — это очень сложное явление. Изучение физиологии сна выявило, что он состоит из двух, сменяющих друг друга фаз. Фаза медленного сна более продолжительная, это фаза глубокого сна, когда корковые клетки отдыхают, но другие системы активны, в частности, отмечается сильный выброс в кровь гормонов роста, и именно в эти часы дети растут. Вторая фаза — это активное состояние корковых клеток, в процессе которого осуществляется переработка информации, поступившей за день, ее анализ и отбор для хранения в долгосрочной памяти. Таким образом, во время сна мозг продолжает работать, увеличиваются его кровоснабжение и потребление кислорода.

    Очевидно значение сна для детей дошкольного возраста, поэтому его организация требует должного внимания. При правильном распорядке дня фактор времени приобретает свойства условного сонного раздражителя и способствует нормальному засыпанию.

    Ребенку до 5 лет положено спать в сутки 12,5–12 часов, в 5–6 лет – 11,5–12 часов (из них примерно 10–11 часов ночью и 1,5–2,5 часа днем). Для ночного сна отводится время с 9–9 часов 30 минут вечера до 7–7 часов 30 минут утра. Дети-дошкольники спят днем один раз. Укладывают их так, чтобы они просыпались в 15–15 часов 30 минут. Организовывать дневной сон позже нецелесообразно – это неизбежно вызывало бы более позднее укладывание на ночной сон. Шестичасовое бодрствование во второй половине дня – это как раз тот промежуток времени, в течение которого ребенок достаточно наиграется, чтобы почувствовать потребность в отдыхе.

    Обязательным компонентом режима является прием пищи, который организуется с учетом перерывов между завтраком, обедом, полдником и ужином в пределах четырех часов. Строгое соблюдение установленных часов приема пищи служит условным раздражителем пищевого рефлекса и обеспечивает секрецию пищеварительных соков, хороший аппетит. Даже небольшая задержка завтрака, обеда или ужина затрудняет четкое выполнение последующих режимных процессов, создает предпосылки для нарушения у детей аппетита.

    Прогулка является надежным средством укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует повышению аппетита, усвояемости питательных веществ, особенно белкового компонента пищи. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Наконец, прогулка — это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Особенно важны прогулки для детей дошкольного возраста: зимой не менее 4–4,5 часов, а летом по возможности весь день. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет при температуре воздуха ниже -20 °С скорости ветра более 15 м/с (для средней полосы).

    Занятия являются не только ведущей формой обучения, но и средством всестороннего развития детей, они способствуют формированию у ребенка разнообразных навыков и умений, готовят его к школе. На занятиях дети накапливают систематизированные знания об окружающих явлениях жизни, учатся трудиться, у них развиваются познавательные способности, любознательность, совершенствуется работоспособность. Организованное обучение создает условия для нормального психического и физического развития дошкольников, и от того, насколько рационально и эффективно реализуется этот вид деятельности, зависит уровень развития детей. При построении рационального режима занятий следует учитывать биоритмы функционирования организма ребенка. У большинства здоровых детей наибольшая возбудимость коры головного мозга и работоспособность определяются в утренний период – с 8:00 до 12:00 часов и вечерний – с 16:00 до 18:00 часов.

    Программами обучения и воспитания в ДОУ предусматриваются развивающие занятия. В младшей группе продолжительность занятий составляет 10–15 минут (10 занятий в неделю, в средней группе (4–5 лет) – по 20 минут (10 занятий в неделю, в старшей группе (5–6 лет) – два занятия в день по 20–25 минут с перерывом 10 минут. В подготовительной группе (6–7 лет) – 3 занятия в день проводятся по 25–30 минут, приобретая характер обучения. Гигиеническими исследованиями показано, что занятия по развитию речи, обучению грамоте, математике, ознакомлению с окружающим миром более утомительны, чем лепка, рисование, конструирование. Физкультура и музыка (динамические занятия) уменьшают или снимают утомление.

    Игра ребенка является ведущей формой деятельности в дошкольном детстве. Помимо воспитательного и образовательного значения, игра, в первую очередь подвижная, представляет собой и важное средство укрепления здоровья.

    Одним из средств физического воспитания является правильное проведение режима, составленного для каждой возрастной группы детей с учетом их психофизиологических особенностей. Если режим осуществляется правильно, то дети спокойны, активно занимаются, играют, хорошо едят, быстро засыпают и крепко спят, просыпаются бодрыми и веселыми.

    В режиме дня каждой возрастной группы указано примерное время, протекающее от включения первого ребенка в данный режимный процесс до его окончания последним ребенком.

    Чем меньше возраст детей, чем менее они самостоятельны, тем важнее сохранять принцип постепенности при проведении всех режимных моментов.

    Важно вносить сезонные изменения в режим дня. В программе предложены режимы как для холодного, так и для теплого времени года.

    В зимнее время в связи с особенностями погоды и большим числом занятий с детьми несколько сокращается пребывание ребенка на воздухе в течение дня.

    Поэтому особое значение приобретает прогулка, которую крайне важно проводить систематически не менее 2 раз в день. Летом и в другие теплые периоды года увеличивается ежедневная длительность пребывания детей на свежем воздухе, так как число занятий сокращается до одного и почти все режимные процессы по возможности проводятся на участке. Большинство занятий с детьми – физкультурные, музыкальные, по ознакомлению с окружающим и т. д. – также следует проводить на свежем воздухе.

    Для того чтобы прогулка была не только полезной, но и интересной, следует правильно планировать ее содержание: проводить подвижные игры, спортивные развлечения, знакомить детей с окружающим, с природой, с работой взрослых на участке, на улице, привлекать детей к посильной для них работе в саду, выходить па экскурсии за пределы участка и т. п.

    При осуществлении режима следует обеспечить своевременную смену видов деятельности детей.

    Планируя работу, воспитатель предусматривает, чтобы занятия, на которых дети двигаются мало (по развитию элементарных математических представлений, рисованию и др., сменялись физкультурными и музыкальными занятиями. При возникновении у детей признаков утомления (возбуждение, невнимательность, двигательное беспокойство и т. п.) проводится физкультурная минутка.

    В периоды времени, отводимые в режиме для самостоятельной деятельности детей, большое внимание уделяется обеспечению их двигательной активности.

    На основе передового опыта дошкольных учреждений и достижений педагогической науки выработан примерный режим дня для каждой возрастной группы ДОУ, который включен в «Программу воспитания в детском саду». Типовой режим рассчитан на 12-ти часовое пребывание детей в дошкольном учреждении.

    Распорядок дня (в теплое время)

    Режимные процессы 1 млад. гр. 2 млад. гр. средняя гр. старшая гр. подгот. гр.

    Подъем, утренний туалет 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30

    Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика 7.00–8.00 7.00–8.20 7.00–8.25 7.00–8.35 7.00–8.35

    Подготовка к завтраку, завтрак 8.00–8.30 8.20–8.55 8.25–8.55 8.35–9.00 8.35–8.55

    Игры, подготовка к прогулке, выход 8.30–8.50 8.55–9.15 8.55–9.20 9.00–9.15 8.55–9.05

    Занятие (на участке) 8.50–9.00 9.15–9.30 9.20–9.40 9.15–9.45 9.05–9.35

    Игры, наблюдения, воздушные и солнечные процедуры 9.15–11.30 9.30–11.15 9.40–11.35 9.45–12.15 9.35–12.10

    Возращение с прогулки, водные процедуры, игры 11.30–11.50 11.15–11.40 11.35–12.00 12.15–12.30 12.10–12.30

    Подготовка к обеду, обед 11.50–12.30 11.40–12.20 12.00–12.35 12.30–13.00 12.30–13.00

    Подготовка ко сну, сон 12.30–15.10 12.20–15.10 12.35–15.10 13.00–15.00 13.00–15.00

    Подъем, полдник 15.15–15.35 15.10–15.30 15.10–15.30 15.00–15.25 15.00–15.25

    Подготовка к прогулке, игры 15.35–15.50 15.30–15.50 15.30–16.00 15.25–16.10 15.25–16.20

    Прогулка, игры на воздухе, уход детей домой 16.40–19.00 16.30–19.00 16.40–19.00 16.50–19.00 16.55–19.00

    Распорядок дня (в холодное время)

    Режимные процессы 1 млад. гр. 2 млад. гр. средняя гр. старшая гр. подгот. гр.

    Подъем, утренний туалет 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30 6.30–7.30

    Прием, осмотр, игры, утр. гимнастика 7.00–8.00 7.00–8.20 7.00–8.25 7.00–8.30 7.00–8.30

    Подготовка к завтраку, завтрак 8.00–8.30 8.20–8.55 8.25–8.55 8.30–8.55 8.30–8.50

    Подготовка к занятиям 8.20–9.00 8.55–9.00 8.55–9.00 8.55–9.00 8.50–9.00

    Занятия 8.40–9.15 9.00–9.35 9.00–9.50 9.00–10.50 9.00–11.05

    Игры, подготовка к прогулке, прогулка 9.15–11.30 9.35–11.35 9.50–11.50 10.50–12.25 11.05–12.35

    Возращение с прогулки, игры 11.30–12.10 11.35–12.00 11.50–12.15 12.25–12.40 12.35–12.45

    Подготовка к обеду, обед 11.50–12.30 12.00–12.40 12.15–12.50 12.40–13.10 12.45–13.15

    Подготовка ко сну, сон 12.30–15.00 12.40–15.00 12.50–15.00 13.10–15.00 13.15–15.00

    Подъем, полдник 15.00–15.15 15.00–15.15 15.00–15.15 15.00–15.15 15.00–15.15

    Игры, самост. худож. деят., занятия 15.15–15.40 15.15–15.50 15.15–16.00 15.15–16.10 15.15–16.20

    Подготовка к прогулке, прогулка, игры, уход детей домой 16.20–19.00 16.30–19.00 16.40–19.00 16.50–19.00 16.55–19.00

    Таким образом, для каждого возрастного периода рекомендован режим, учитывающий физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста.

    Эмоционально-положительное состояние ребенка в течение дня, успешность восприятия им окружающей действительности зависят от полноценного и своевременного кормления, качественного и достаточного по времени сна, педагогически грамотно организованного бодрствования. Следует соблюдать определенную последовательность их чередования: сон, кормление, бодрствование.

    Если ребенок посещает детский сад, его домашний режим в выходные и праздничные дни должен соответствовать режиму дошкольного учреждения. Установленный распорядок дня не следует нарушать без серьезной причины. Его нужно по возможности сохранять и при изменении условий жизни ребенка (например, если родители отправляют его на некоторое время к родственникам или совершают с ним длительную поездку по железной дороге). В определенных случаях допустимы отступления от режима в пределах 30 мин., но не более.

    Четкость выполнения режима дня во многом зависит от того, как сам малыш регулирует свое поведение на основе выработанных привычек и навыков самообслуживания. Опыт показывает, что неуклонное соблюдение установленного распорядка изо дня в день постепенно вырабатывает активное стремление ребенка выполнять режим самостоятельно, без подсказки взрослых, без принуждения, а это способствует формированию таких важных качеств поведения, как организованность и самодисциплина, чувство времени, умение экономить его.

    Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Домашний рацион питания такого «организованного» ребенка должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе воспитатели вывешивают ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому, забирая ребенка, домой, не забудьте прочитать его и постарайтесь дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем. В выходные и праздничные дни старайтесь придерживаться меню детского сада.

    Очень важен и общий распорядок жизни. К сожалению, во многих семьях, особенно молодых, пренебрегают режимом, а это неизбежно идёт во вред ребёнку.

    По нашим наблюдениям, дети, посещающие дошкольные учреждения, чаще всего заболевают после выходных и праздничных дней. И случается это потому, что дома ребёнку не обеспечен режим, к которому он привык, на который настроился в детском саду: вечером укладывают спать позднее, отменяют дневной сон, прогулку заменяют играми дома, разрешают сколько угодно смотреть телепередачи, перекармливают сладостями. Все это негативно сказывается на неокрепшем детском организме, разлаживает функции всех его органов и систем, неизбежно ослабляя тем самым и защитные механизмы.

    Домашний режим ребёнка должен быть продолжением режима детского учреждения, а если в детский сад малыш не ходит, то дома ему необходим соответствующий возрасту и чётко соблюдаемый распорядок дня. Без этого трудно ожидать успеха от закаливания.

    В выходные, как и в будни, не следует смотреть телевизор больше 40, в крайнем случае 60 минут. Ритмическая световая стимуляция, поступающая с экрана телевизора, неблагоприятно действует на мозг ребенка, дезорганизует его деятельность. В эти 40–60 минут также входит и время для компьютерных игр.

    В выходные дни следует больше проводить время на воздухе. Особенно благоприятны как в физическом, так и в психологическом плане прогулки всей семьей.

    В выходные ребенок должен нагуляться, выспаться, одним словом – отдохнуть. Постарайтесь, чтобы он не выбивался из привычного ритма жизни, не нарушайте обычного режима дня. Придерживаясь таких простых правил, вы и ваш малыш не будете терять прекрасные минуты времени, с удовольствием используя их, чтобы побыть вместе, погулять, поиграть. Вы подружитесь с хорошим настроением и самочувствием, а усталости и вялости придется отступить.

    3. Физиологические основы режима дня.

    Правильный режим основывается на главной закономерности жизненных процессов — их периодичности. Еще И. П. Павлов обратил внимание на то, что в живом организме все подчинено ритму, цикличности и соразмерности физиологических функций.

    При правильной организации режима дня под влиянием разнообразных воздействий внешней среды происходят сложные изменения в центральной нервной системе. Многократное повторение одних и тех же безусловных рефлексов способствует образованию миелиновой оболочки вокруг нервного волокна, благодаря чему скорость передачи возбуждения возрастает. Ребенок отвечает на обращение не только быстрее, но и более адекватно в результате того, что возбуждение, поступающее в кору, ограничивается одним центром, а не распространяется на другие. Сила нервных процессов также увеличивается. Происходит совершенствование органов чувств, восприятия и ответных реакций.

    Проведение каждого режимного процесса в одной обстановке и в одно и то же время сопровождается образованием цепи условных рефлексов, которая создает определенный динамический стереотип. Это и является физиологической основой режима дня. Ребенок прочно усваивает последовательность действий. Так, например, вымыв руки перед едой, он сразу садится за стол, а не бежит к игрушкам. Сев за стол, сразу начинает есть, потому что сама подготовка к еде условно рефлекторно повышает аппетит. Создается аналогичная настройка и на все другие режимные процессы. Это способствует достижению лучших результатов при более экономной трате сил.

    Правильно организованный режим создает оптимальную возбудимость центральной нервной системы, способствует ее высокой работоспособности и вызывает преобладание положительного эмоционального настроя. Все это является непременным условием здоровья и гармоничного развития ребенка.

    Режим дня — это залог здоровья

    Правильное физическое воспитание в сочетании с отвечающим гигиеническим требованиям режимом дня, достаточной продолжительностью сна и разумным питанием – залог нормального роста и развития ребенка. У детей, воспитывающихся в детском саду, день подчинен строгому распорядку с предусмотренными прогулками и подвижными играми на свежем воздухе, занятиями гимнастикой, ритмикой и т. д. Родителям остается следить за тем, чтобы дома, в выходные дни, режим не отличался от установленного в детском саду и ставшего для ребенка привычным. Если сын или дочь воспитываются дома, также надо выработать строгий режим и следить за его неуклонным выполнением. Они должны в одно и то же время ложиться спать и вставать, ходить гулять, заниматься, трудиться. Вот почему так справедливо отмечал выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». Режим дня играет огромное значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста и подготовки их к обучению в школе. Постоянство режимных процессов, их последовательность и постепенность, а также единство требований к детям со стороны д/сада и семьи поможет вам вырастить ваших детей здоровыми, бодрыми, деятельными и дисциплинированными.