Ресурсы для развития личности ребенка

Ресурсы для развития личности ребенка thumbnail

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Заместитель заведующей

МБДОУ «Детский сад №15

г. Красноармейска Саратовской области»

Воробьева Тамара Николаевна

        Современное поколение  живет и действует  в динамичном мире, стандарты которого  предъявляет к  человеку  все возрастающие  требования во всех сферах общества.  Образовательная сфера не является  исключением. «Для обновляющейся социальной реальности, прежде всего, должен быть сформирован новый, адекватный ей тип личности». Отсюда актуальной становится проблема создания необходимых условий для ее развития, а также приобретения способностей адаптироваться в быстро   меняющимся   рискогенном обществе,   решать  сложные  профессиональные и повседневные  задачи.

          Современное  законодательство РФ позволяет наиболее полно расширить границы образовательного пространства, создать  благоприятные условия для полноценного проживания и подготовки дошкольников к жизнедеятельности  в современном обществе.

Образование  представляет собой  триединство взаимосвязанных и целенаправленных процессов, во-первых, обучения, во-вторых, воспитания, в-третьих, развития активного формирования самосознания гуманистически ориентированной современной личности ребенка.  Образование   является общественно значимым благом и осуществляется в интересах человека, семьи, общества и государства, а приобретенные им знания, умения, навыки, компетенции, ценностные установки позволяют сформировать у него мотивацию профессиональной и образовательной деятельности  в течение всей жизни.

Отметим, что воспитание  детей дошкольного возраста является сложным, трудоемким и кропотливым процессом. Основная его цель заключается в том, чтобы направить ребенка  на  «добывание активной радости», выражающейся в действии,  умении творить добрые дела для других и приносящей растущему человеку удовольствие. С этих, казалось бы, совсем небольших проявлений внимания к окружающим, начинается формирование у детей умения и желания доставлять радость другому человеку. Современные требования к дошкольному образованию дают возможность педагогам работать с  большой отдачей,   творчески, целенаправленно.

Творческий процесс — представляет   качественный переход от известного к новому и неизвестному.   Для того, чтобы отойти от повседневности, внести разнообразие в мир ребенка, стала актуальной работа по темам, которые  позволяют  объединить все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными и интегрированными. При этом особое внимание уделяется познавательной и нравственной мотивации. Тематические дни в учебном процессе позволяют  охватить самые разные формы обучения, наполнить их разнообразными образовательными технологиями, поисковой и проектной деятельностью, авторским экспериментированием.

Обратимся к авторскому опыту по развитию личности дошкольников на примере МБДОУ «Детский сад №15 г. Красноармейска Саратовской области». В дошкольном образовательном учреждении  сложилась традиция в конце каждого месяца проводить творческие дни и недели.  Среди них:  «Яблочный денек», «День книги», «День  шоколада», «День музыки», «День сказки», «День юмора», «День игры», «День русского языка», «День здоровья», «В стране  Мульти – пульти», «В деревне Смешариков». Такие мероприятия креативны,  позволяют творчески организовать процесс воспитания дошкольников. Проведение таких дней и недель требуют от педагога тщательной подготовки, которая сполна окупается эмоционально-положительной активностью  ребят в течение дня или недели.   Творческо-игровые дни построены на разнообразном игровом материале, помогают снять эмоциональное напряжение, приобщают детей к миру познавательной динамичной  игры, развивают их эстетически, воспитывают чувство коллективизма и взаимопомощи.

Реализация данной образовательной технологии  является залогом успешной и приоритетной  формы работы с воспитанниками, в основе которой лежит прием погружения в тему.

Осуществляя воспитательную работу   с  дошкольниками   на протяжении многих лет, нами было замечено, как дети любят праздники, как они готовятся к ним, какая это для них большая радость, возможность выбраться из повседневности. 

Главной целью воспитания ребенка в дошкольном учреждении является комплексное и гармоничное развитие  посредством игры, пения, танца, чтения стихов, представления небольших сценок,  а не ординарная  подготовка к очередному празднику.  Использование  развивающих моментов в ИРП вызывает одновременно и  познавательный интерес к  обучению.  Тогда происходит  непростое заучивание текстов, а разучивание, причем в интересной активной форме, когда каждый повтор игр, сцен, песни, танца содержит в себе творческую составляющую, динамичность, эмоциональность.

Отсюда следует, что  задача педагогов дошкольного учреждения заключается в том, чтобы   по возможности упорядочить воздействие информационной среды на детей, формируя   у них критическое отношение к поступающей экранной и окружающей информации.  Важно сформировать у  личности  дошкольника самостоятельность в эстетической оценке действительности. Такая работа  дает возможность  педагогам  выйти на разработку авторских развлекательных игровых программ таких, как: «Ах, баня, баня, баня»,  «Праздник красного цвета», «Кафе хорошее настроение», «Правовая дискотека», «Праздник шляп» и многих других.

Данные  тематические  праздники наиболее интересны детям потому, что они  расширяют их кругозор, формируют мировоззрение и отвечают современным подходам  к личности ребенка,  кроме того, они развивают у детей инициативу потребность создать что-то новое, свое. . Дошкольники  в развлекательной доступной форме приобщаются к культуре, создавая с помощью педагога атмосферу доверия, взаимодействия, сотрудничества, поддержки.  С помощью таких мероприятий дошкольники перемещаются  из повседневности в мир праздника, игры, сказки, фантазии, юмора, смеха, что для данной возрастной группы вполне приемлемо и поэтому чувствуют себя раскованнее и комфортнее. Подобные познавательно-креативные программы позволяют создать атмосферу доверия, заинтересованности, радости и успеха, а также помогаю всесторонне и полно раскрыться ребенку  как личности. Все это способствует укреплению духовного здоровья и личностного благополучия. Следует согласиться, что «субъективное благополучие является тем психологическим феноменом, который олицетворяет естественное стремление к внутреннему равновесию, комфорту, ощущение счастья, поэтому в индивидуальной судьбе каждого человека оно и занимает столь важное место, являясь регулятором поведения в обществе жизнедеятельности».

В современных социально-экономических условиях нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств маленького ребенка.  Защита прав детей стала настолько важным и актуальным делом не только родителей, педагогов, но и общества в целом,  что  появилось решение проводить эту работу в дошкольном образовательном учреждении.  Поэтому возникают закономерные вопросы:

Читайте также:  Какие игрушки нужны ребенку по месяцам развития

— Как научить детей жить уже с ощущения счастья?

— Как научить радоваться жизни и беречь ее?

— Как воспитывать оптимизм, уверенность, любовь и уважение к самому себе.

— И можно ли начать жизнь с ощущения счастья?

Автору данного исследования пришла идея разработать игровую развлекательную программу «Правовую дискотеку» и, конечно, она должна пройти в Диско — клубе. Данное мероприятие имело правовую направленность. Оно прошло в нестандартной обстановке, а в  специально оформленном помещении за уютными, красочно оформленными столиками, на которых стояли соки и фрукты, в интересной активной форме, в атмосфере радости и отдыха. Каждый конкурс, танцы, песни, содержали в себе творческую новизну. Дети почти не сидели, они танцевали, аплодировали в такт музыки, выполняли различные движения. Стихи дети учат неохотно, и поэтому они прозвучали по-новому, в форме «РЭП», с увлекательными танцами и акробатикой, с сольными номерами. Каждый желающий почувствовал себя рэпером.

Проблема физического воспитания дошкольников, состояние здоровья  подрастающего поколения, а также проведение всей работы в этом направлении в соответствии с положениями Закона «О безопасности» является  весьма актуальной темой. По данной теме   нами подготовлена и разработана  игровая развлекательная программа «Ах, баня, баня, баня». Подвижные игры,  аттракционы, конкурсы, розыгрыши, сюрпризы, которыми насыщена эта программа, вызывают у детей смех, удивление, восторг. Уже одно это обстоятельство делает, праздник незаменим средством профилактики и даже лечения различных нарушений в состоянии здоровья. Давно известно, что хорошее настроение, настрой на жизнеутверждающий лад имеет высокую целительную силу. Такая игровая программа позволяет формировать у детей положительное отношение к закаливанию, гигиеническим процедурам, к определенному ритму жизни, режиму. Характерной особенностью этой игровой программы «Ах, баня, баня, баня» является включение игр с элементами командного и личного соревнования и эстафет «Переправа в тазиках», «Сбор в баню», «Бег в простынях» и многое другое. Немаловажная роль отведена подбору познавательного материала, в том числе рассказ воспитателя о:

  • финской, русской,  японской бани;
  • правильной подготовке веников;
  • правилах поведения в бане;
  • соблюдение  техники безопасности.

Даже в этом мероприятии дошкольники пополняют свои знания, которые, безусловно, помогут им в практической жизни. Запоминание и, главное, правильное понимание пословиц, поговорок, прибауток, крылатых выражений, фразеологизмов об особенностях бани и принятия банных процедур направлено на систематизацию  знаний детей о русской народной культуре,  усвоении правил безопасности жизнедеятельности. Особо отметим также музыкальное сопровождение праздника, которое обеспечивает эмоциональный настрой, заполняет паузы, концентрирует внимание детей, сигнализирует о начале или конце игры, эстафеты. Нам близка идея о том, что «личностное развитие в информационном обществе, обществе риска в условиях модернизации современного отечественного образования во многом зависит от использования в качестве стратегического ресурса традиций народной культуры, способной развиваться, изменяться и адаптироваться к окружающей действительности».

Подготовка к таким праздникам доставляет детям большое удовольствие, радость. Дети получают возможность проявить активность, инициативу, самостоятельность, творчество, что благотворно влияет на их умственные способности и личные качества. Самое главное, меняется отношение детей к пониманию здорового образа жизни.

Таким образом, дошкольное образование является важным ресурсом формирования личности современного ребенка. Целью предложенных нами игровых развлекательных программ, опирающихся на народную и современную отечественную культуру, является эмоционально-личностное развитие детей. В основе игровых программ лежит организация педагогического процесса путем формирования личностно-эмоционального благополучия детей, способности к снятию стрессовых напряжений, развития положительных эмоций, навыков социальной компетентности, здорового образа жизни, воспитания правовой культуры. Условием организации программ являются: активные формы проведения, диагностика знаний детей, комплексная работа с семьей. Дети в развлекательной доступной форме приобщаются к ценностям культуры, коммуникативному общению. Авторские программы помогают учесть индивидуальную специфику каждого ребенка и его место в конкретном коллективе воспитанников. Соответственно,  такой подход к работе является  ресурсным гарантом образования и развития личности современного дошкольника в условиях дошкольного учреждения.

Источник

Представления родителей о появлении ребенка и его воспитании часто отличаются от реальности. Порой родители забавляются покупками малюсеньких вещичек, ажурных одеялок, игрушек и представляют безмятежно спящего малыша. Выдумывают радужные перспективы будущего, как ребенок вырастет, и будет заниматься музыкой, а еще фигурным катанием, будет послушным и терпеливым, и непременно даст много поводов собою гордиться! Действительность разительно отличается от мечты.

С появлением ребенка жизнь меняется кардинально и бесповоротно. Отныне каждый свой шаг родитель должен соотносить с потребностями важного человечка. Многие родители согласятся, что наступает такой момент, когда «воспитывая детей», кажется, все силы кончились и не знаешь, что делать дальше. И всегда хочется сказать: «Это только начало!». Но это ирония. И порой родители бывают совершенно истощены и физически, и морально. Следствием постоянной усталости могут быть две вещи: агрессия и апатия. Порой они существуют параллельно, поочередно сменяя друг друга.

А где же, все таки, взять силы, чтобы действовать, не срываться, оставаться достойным человеком и родителем?! Как же не погубить свое здоровье и эмоциональное благополучие ребенка? Как говорят врачи: лучший способ лечения – это профилактика!

Правильный режим дня, где есть место для отдыха всех членов семьи и совместного времяпрепровождения и, конечно, – обращение к тем ресурсам, которые дают Вам силу и положительный настрой.

Читайте также:  Условия необходимые для нормального развития речи ребенка

Что это могут быть за ресурсы? Как они могут помочь и положительно повлиять на близких?

Пока не существует понятия «родительские ресурсы». Попробуем его сформулировать, опираясь на определение «ресурсы личности». «Ресурсы являются теми физическими и духовными возможностями человека, мобилизация которых обеспечивает выполнение его программы и способов (стратегий) поведения для предотвращения или купирования стресса» [1, с. стр.115-116].

Родительские ресурсы – это совокупность, система внутренних и внешних условий, способствующих устойчивости личности в стрессогенных ситуациях, обеспечивающих качественное воспитание, и способствующих эффективному развитию детей и самой личности.

С. Хобфолл считает ресурсами то, что является значимым для человека и помогает ему адаптироваться в сложных жизненных ситуациях.

Разные исследователи классифицируют ресурсы личности, использую различные основания. В основном ресурсы можно разделить на:

  • внешние и внутренние (интерперсональные и интраперсональные);
  • социальные (доступность помощи человеку) и психологические (навыки, психические особенности и способности человека);
  • материальные и нематериальные.

Рис. 1 Классификация ресурсов (средовые и личностные):

Ресурсы для развития личности ребенка

Рис. 2 Классификация ресурсов (внешние и внутренние):

Ресурсы для развития личности ребенка

Рис. 3 Классификация родительских ресурсов:

Ресурсы для развития личности ребенка

Что же происходит, если человек не имеет, не осознает или теряет ресурс для адаптации или просто для жизнедеятельности? С.Хобфолл сформулировал ресурсную концепцию психологического стресса, которая, связывает адаптационные возможности человека с наличием ресурсов личностных.

Таким образом, потеря, угроза потери ресурса, неосознавание своих ресурсов, отсутствие возможности возмещения ресурсов приводит человека к стрессу.

Ядром ресурсной концепции С. Хобфолла и основой для работы с человеком по выявлению и аккумуляции ресурсов личности, родительских ресурсов является принцип «консервации» ресурсов: человек стремится получить и сохранить то, что ценно для него, и старается оптимально использовать свои ресурсы; вместе с этим человек стремится восстановить потерянные и приобрести новые ресурсы. Согласно данной концепции, психологический стресс и риск дезадаптации возникает при нарушении баланса между потерями и приобретениями личных ресурсов [2].

Психологическая работа по поиску и аккумуляции ресурсов личности и родительских ресурсов строится таким образом:

  • Выявление ресурсов личности (родительских ресурсов). Желательно найти несколько.
  • Осознание человеком наличия данных ресурсов.
  • Планирование стратегии получения ресурсов.
  • Формирование умения использовать ресурсы.
  • Сохранение ресурсов.
  • Формирование умения восстанавливать ресурсы.
  • Поиск возможности приумножать ресурсы.
  • Формирование умения распределять ресурсы.

Нами проведено исследование определения тех ресурсов, которые родители видят в себе, супруге и в семье в целом. Анализируя полученные данные, мы пришли к выводу, что родители выделяют как наличествующие у себя либо внутренние ресурсы, связанные с индивидуально-типологическими особенностями, либо ресурсами считают только внешние факторы. То есть, либо «все зависит не от них», а от обстоятельств, помощи окружающих, наличия материальных благ, либо считают что, все зависит только от самих людей. Подобное выделение, точнее ограничение в определении ресурсов, ведет к возникновению трудностей и проблем личности, угрожающей благополучному эмоциональному состоянию человека.

Вот примеры таких ресурсов, выделенных приемными родителями:

  • Вера.
  • Взаимоподдержка близких.
  • Самоконтроль.
  • Оптимизм.
  • Природа, животные.
  • Хобби (любимое дело).
  • Искусство, хорошая литература, творчество.
  • Надежда.
  • Спорт.

Примерные личностные качества, определяемые родителями как ресурсы мамы, папы и семьи в целом (опрошено 48 респондентов), представлены в таблице. Сохранены авторские формулировки определения ресурсов респондентами.

Таблица 1

  Ресурсы мамы % Ресурсы папы % Ресурсы семьи %
1 Нежность 50 Веселый 8,33 Преодоление трудностей 8,33
2 Понимание 8,33 Умный 8,33 Дружная 41,7
3 Передача жизненных навыков (гигиенических, хозяйственных) 8,33 Уверенный 16,6 Спортивная 8,33
4 Хозяйственная 8,33 Обладающий личными знаниями 8,33 Большая 16,6
5 Активная 25 Умелый 8,33 Надежная 8,33
6 Любящая 58,33 Спортивный 8,33 Активная 8,33
7 Добропорядочная 8,33 Активный 8,33 Доброжелательная 8,33
8 Честная 8,33 Честный 8,33 Взаимопомощь 8,33
9 Добрая 25 Сильный 16,6 Крепкая 25
10 Ласковая 33,33 Строгий 16,6 Счастливая 8,33
11 Надежная 16,6 Справедливый 8,33 Любовь 33,3
12 Строгая 8,33 Доброжелательный 8,33 Согласие 8,33
13 Справедливая 8,33 Участливый 8,33 Уважение 8,33
14 Здоровье 8,33 Любовь 33,33 Равноправие 8,33
15 Тепло 33,33 Забота 25 Стабильность 16,6
16 Уют 25 Стабильность 25 Добро 8,33
17 Аккуратная 25 Нежность 8,33 Будущее 8,33
18 Заботливая 41,7 Надежный 16,6 Опора 8,33
19 Воспитание, развитие положительных качеств 8,33 Многогранный (все умеет) 8,33 Забота 8,33
20 Ленивая 8,33 Выдержка 8,33 Помощь окружающим 8,33
21 Стабильность 8,33 Выносливость 8,33 Рукоделие 8,33
22 Порядок 8,33 Инициативность 8,33    
23 Правдивость 8,33 Преданность 8,33    
24 Понимание 8,33 Воспитание 8,33    
25 Умение слушать 8,33 Доход, достаток 16,6    
26 Отвечать за свои поступки 8,33 Защита 8,33    
27 Дружба 8,33 Доброта 16,6    
28     Пунктуальный 8,33    
29     Опора 8,33    
30     Ответственность 8,33    
31     Мужественность 8,33    
32     Помощь в воспитании 8,33    
33     Уважение 8,33    

Наиболее значимы ресурсы, выделенные родителями, представлены в диаграммах:

Ресурсы для развития личности ребенка

Ресурсы для развития личности ребенкаРесурсы для развития личности ребенка

«Нельзя устать от того, кого любишь» — эти красивые слова говорят, часто лукавя, некоторые мамочки.

Как раз те, кто постоянно переживают за своего ребенка, стремятся дать ему как можно больше, исчерпывают эмоциональные ресурсы быстрее, чем родители, которые не слишком сильно задумываются о высоких материях. При этом, если родители «отдающие» и «ждущие» ответной реакции от ребенка и не получающие её взамен, а «взамен» это единственное ожидание и «подпитка» — ресурс для личности, то может произойти срыв, стресс, конфликт. Если «отдающий» родитель счастлив от самого процесса «отдачи» или получает или использует ресурсы другого характера (одобрение супруга, близких, умеет радоваться каждому дню и т.д.) то риски срывов минимальны.

Читайте также:  Психическое развитие ребенка в период дошкольного возраста

Иногда родители, чаще мамы, не в силах справиться с нахлынувшими отрицательными чувствами. На помощь могут прийти специалисты.

Пример работы с молодой мамой в поиске и определении ресурсов с использованием авторского набора ассоциативных карточек «Калейдоскоп родительских ресурсов»

Ситуация: Женщина, 30 лет, в разводе 2 года, тяжело переживала развод, в данный момент стресс от разрыва с другим человеком. Имеет двух детей девочка 4 года и мальчик 7 лет. Работает, учится. Работа не вполне приносит удовлетворение и материальное благополучие. Семья испытывает материальные трудности. Попытки поиска другой работы пока не увенчались успехом. Также на поиск работы накладывается страх того что, мать с двумя детьми могут не взять или сразу уволить.

Запрос: нет сил справиться с возникшей ситуацией.

Предположительная проблема: потеря родительских и личностных ресурсов.

Ход беседы:

Психолог: Добрый день, расскажите, что у Вас случилось.

Клиентка со слезами рассказывает свою историю на данный момент.

Психолог: Спасибо. Давайте попробуем понять, почему так происходит и как справиться Вам с возникшими проблемами. Перед Вами набор карточек и поле. Возьмите по три карточки и положите их возле каждой рубрики:

  • Ресурсы, которые я использую.
  • Ресурсы, которые имею, но не использую.
  • Не рассматриваю как ресурс.
  • Ресурсы, которые хотел бы использовать.

Выбор производится в «закрытую».

Выбор клиентки:

Ресурсы для развития личности ребенка

Клиент: Вот это да!

Психолог: Вы можете прокомментировать попавшиеся Вам карточки?

Клиент: Попробую.

Первая группа «Ресурсы, которые использую часто»:

Ресурсы для развития личности ребенка

Клиент: Попробую. Ресурс, которые я использую это оптимизм. Это точно, иногда могу попытаться пошутить и некоторые проблемы превратить в шутки. Вторая картинка это для меня иерархия ценностей и первая это «пара», для меня важно чтобы рядом был близкий человек. Без опоры я чувствую себя подавленной и «бесцельной». (Плачет).

Психолог: Все хорошо, не переживайте у нас с Вами еще есть ресурсы, давайте посмотрим на них.

Клиент: Третья картинка это «вещи», да иногда мне помогает покупка новых вещей или «выброс» старых.

Вторая группа «Ресурсы, которые не использую»:

Ресурсы для развития личности ребенка

Клиент: Да, эти ресурсы, по крайней мере — спорт, а в моем случае — это были танцы, я перестала использовать. Хм (смотрит, на изображение смайликов), да иногда выделение из толпы — это ресурс. Я всегда ощущала себя не такой как все, но почему-то в большей мере это была проблема, но не ресурс. А вот эта картинка (с химиком) — это мой сын, у него есть набор для опытов и микроскоп, ему нравится проводить разные опыты. Я как-то мало включаюсь в его дела. Жаль, наверно.

Третья группа «Не рассматриваю как ресурс»:

Клиент: Интересные картинки. Да, коллектив для меня ресурсом не является. Творчество?! Люблю рисовать, но, наверное, не вижу должного эффекта, или, вернее, не верю в него. Зря, наверное. Капельки, смайлики. Что-то много у меня смайликов получается. (Смеется).

Ресурсы для развития личности ребенка

Четвертая группа «Ресурсы, которые хотел бы использовать»:

Ресурсы для развития личности ребенка

Клиент: Дружбу, да я хотела бы использовать и поддержку, она очень нужна. А еще хочу, чтоб меня защищали. Хотя, глядя на это дерево, я вижу, то, что сама могу быть защитой для своих детей и это же ресурс?! Правильно?! Да, а еще хочется свободы, душевной именно чтобы легко на душе. Правда, от этого легче. Неужели в мире столько ресурсов, которых мы не видим?! А сколько их еще не выпало! Вон, сколько у Вас картинок!!

Психолог: Да, ресурсов много, Вы правы, мы не всегда их видим и осознаем. Потеря одного ресурса это конечно печально, но есть и другие, есть то, что нас поддерживает и заставляет жить. Хотя слово «заставляет» мне не нравится. Давайте вместе подберем другое.

Клиент: Может, «помогает»?

Психолог: Хорошее слово, спасибо. Скажите, что Вы поняли для себя из нашей работы? Помогли ли Вам наши рассуждения?

Клиент: Спасибо. Я поняла, что ресурсов действительно много, что их стоит искать и не терять. Вот только как?! Но это я думаю вопрос для другой беседы.

Психолог: Спасибо, Вам. Вы проделали большую работу. Что Вы теперь думаете делать?

Клиент: Попытаюсь все это осознать и наполнить жизнь другими смыслами. Спасибо!

Резюме: Череда сменяющих друг друга стрессовых ситуаций повергла клиентку в состояние шока, растерянности. Казавшийся «выход» и найденное счастье опять обернулись крахом. Бесцельное, как она описывает, существование, необходимо наполнить смыслом. Но, имея двоих детей, не видя в них ресурса, и не являясь ресурсом для них, клиентка вряд ли могла выполнять родительские функции в нужной форме. Поэтому с клиенткой необходима психологическая работа по схеме работы с ресурсами: поиск-осознание — аккумулурование и т.д. На первой беседе состоялся первый этап работы. Следующий этап предполагается провести в следующую встречу.

Литература:

  1. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психологический журнал. 2006. Т стр.115-116
  2. Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.

Статья предоставлена номинантами Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2015 года

Источник