Решение проблемы взаимоотношения родитель ребенок с проблемами в развитии

Наталья Леонова
Современные проблемы взаимодействия педагога с родителями, пути их решения (из опыта работы)

«Современные проблемы взаимодействия педагога с родителями, пути их решения»

Одной из тенденций современного дошкольного образования выступает организация взаимодействия педагогических работников и семьи.

К сожалению, социально-экономическая ситуация обострила позицию отстраненности и отчуждения родителей от образовательной организации. Чаще встречаются две крайности. Ситуация первая, когда к детскому саду родителями предъявляются завышенные требования по воспитанию и образованию ребенка, родители в такой ситуации выступают в роли критиков, оценивающих работу воспитателя. Ситуация вторая, когда со стороны семьи идет полное безразличие к вопросам развития дошкольника. И получается, что родители выступают чаще в роли наблюдателей. Полный день в садике, кружки, дополнительное образование, а затем телевизор или компьютер, прогулка «по пути» — вот такой день, к сожалению, чаще всего у ребенка до поступления в школу. Важнейшие проблемы взаимодействия педагога и родителей можно объединить в три основные группы. К первой группе следует отнести проблемы, связанные с осмыслением целей и содержания образовательно-воспитательной работы педагога и семьи. Необходимо, чтобы родители осознавали, что современное воспитание имеет целью всестороннее и гармоничное развитие личности. Ко второй группе проблем совместной работы относим умелое стимулирование активности ребенка, направленное на его личностное развитие и формирование. К третьей группе проблем — принадлежит учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. Дети тяготятся излишней опекой со стороны родителей, желающих посещать различные не учебные заведения, и именно воспитатель часто становится инициатором развития тех творческих наклонностей и способностей, на которые родители не обращают внимания. Кроме того, налаживание взаимодействия между педагогами и родителями затрудняет понимание процесса воспитания ребенка по-разному. Воспитатель действует в соответствии с задачами учреждения дошкольного образования, содержания годового, перспективного, календарного планов и тому подобное. Родители в воспитании детей руководствуются собственным опытом и представлениями о будущем развитии своего ребенка. Соответствующие требования они выдвигают и педагогу. Не каждый из родителей готов критически оценить свой педагогический потенциал и уровень осведомленности в вопросах воспитания детей.

Каковы основные проблемы, тормозящие взаимодействие педагогов и родителей.Я могу выделить следующие:

— невысокая компетентность педагога в вопросах взаимодействия с родителями и законными представителями;

— иногда нежелание педагога на установление контакта с семьей;

— недооценка потенциала семьи;

— отстраненность от пожеланий родителей; — отсутствие понимания у родителей ценности дошкольного периода детства;

— низкий социально-культурный уровень семьи;

— низкий уровень психолого-педагогической компетентности у родителей. Для того чтобы решить эти проблемы, я постаралась организовать правильное взаимодействие с родителями, основанное на принципах партнерства. Основной целью моего взаимодействия с родителями воспитанников является их психолого-педагогическая поддержка, установление тесных контактов семьями, раскрытие родителям возрастных психологических, физиологических особенностей детей дошкольного возраста, обозначить значение их роли в жизни дошкольника. Работу с родителямия осуществляю преимущественно в двух направлениях: педагогическое просвещение родителей и привлечение их к воспитательной работе с детьми.

С чего же я начала работу по взаимодействию. В первую очередь я постоянно занимаюсь повышением собственной компетентности. Педагог для родителя должен всегда быть готов оказать консультативную помощь. С моей стороны всегда чуткое и внимательное отношение ко всему, что происходит с ребенком не только в стенах садика, но и к тому, что происходит в его семье. Очень важно живое общение. Родители видят мою заинтересованность в вопросах развития дошкольника, чувствуют, что к ребенку проявляется индивидуальный подход. Обычно, я начинаю разговор с фразы «. я переживаю за вашего ребенка», «хорошо бы, если бы вы сделали то-то и то-то. «. Ни в коем случае я не выступаю в роли обвинителя или «поучателя», постоянно оценивающего поступки родителей. Роль воспитателя — помочь, подсказать, направить. Любое взаимодействие должно иметь целью создание «ситуации успеха». Если я говорю о проблемах ребенка, то не забуду и отметить его даже самое небольшое достижение и расскажу об этом родителям. Хвалите и родителей, если они прислушались к вашим советам и вы увидели их старания в вопросах развития собственного ребенка. Иногда «ситуация успеха» творит просто чудеса.

Еще одна проблема — это отсутствие единых требований к ребенку. В группе — одни требования, дома — другие. И в этом случае очень важна общая установка на совместное решение задач по воспитанию и образованию дошкольника.

Я провожу мероприятия, совместные с родителями, организовываю совместную деятельность ребенка с родителями; провожу мероприятия по повышению психолого-педагогических знаний семьи.

Совместные мероприятия с родителями. Чаще всего бывает так, что на всех праздниках родители выступают в роли зрителей. Да, торжественные мероприятия, четко организованные, должны иметь место в детском образовательном учреждении, но нельзя недооценивать и роли «свободного» общения, создание приближенной к «домашней» обстановки. Различные развлечения и досуги, в которых активное участие принимают родители. Организация совместной деятельности ребенка с родителями. В нашей группе проводятся сезонные выставки совместного семейного творчества «Подарки осени», «Вместо елки букет»; выставки, приуроченные к знаменательным датам «У моей мамы ручки золотые», «Вместе с папой»; тематические выставки на темы комплексно-тематического планирования «Птичья столовая». Родители готовят совместные доклады к занятиям, беседам, фоторепортажи (старшие дошкольники). Мероприятия по повышению психолого-педагогической компетентности родителей. Педагогическоепросвещение я реализую через: организацию общих родительских собраний, конференций; представление опыта семейного воспитания на родительских собраниях (где родители заранее готовятся по тематике собрания и имеют возможность представить свой опыт воспитания другим родителям); оформляю папки опыта воспитания в семье. Я провожу родительскиесобрания в нетрадиционной форме: круглые столы, тренинги, обсуждение педагогических ситуаций и проблем, характерных для разных возрастных периодов развития дошкольника. Также я постоянно провожу анкетирование для родителей, для выяснения проблем и определения пожеланий родителей. Для успешного взаимодействия важным является использование наглядной информации. Я планирую организацию интернет-сайта группы. Это поможет родителям обмениваться интересной информацией, делиться опытом воспитания и развития детей. Родители будут иметь возможность самостоятельно готовить материалы и размещать их на сайте в родительском уголке. Это будет способствовать улучшению отношений между родителями. Начало информационно-справочных рубрик в уголке для родителей привлечет их внимание и будет побуждать к сотрудничеству. Что может предложить педагог в такой форме работы? Все родители смогут посещать личную страницу педагога, в новостях следить за объявлениями как группы, так и детского сада; в частном порядке будут иметь возможность задавать вопросы и получать ответы в виде педагогической консультации или личных рекомендаций.Такое сотрудничество помогает: сплотить родительский коллектив, снять психологическое напряжение, приводить к диалогу и взаимодействию друг с другом, производить общее мнение, формировать педагогические умения и навыки, побуждать обмениваться опытом по воспитанию детей.

Также я привлекаю родителей к созданию развивающей среды группы (изготовлению дидактических игр, постройке мебели, обновлении театральных уголков, кукол и т. д.).

Читайте также:  Значение общения для развития личности ребенка

Важное значение имеет посещение родителями отчетных собраний с концертом воспитанников, участие родителей в подготовке и выступления на городских фестивалях детского дошкольного творчества. Я отслеживаю работу совета родителей, он должен работать системно. Результативность работы с родителямидолжна отслеживаться в двух направлениях: посещаемость и включенность. Я считаю, что модель взаимодействия педагога и семьи, должна в первую очередь, реализовывать интересы ребенка. Ребенок и его интересы должны находиться в центре внимания. Эти формы работы получили высокую оценку родителей, которые согласно опросу, находят их информативными, интересными и инновационными. Я думаю, что если строить работу с родителями таким образом, то можно повысить их педагогические знания, а также включать родителей в развивающее педагогическое пространство, как равноправных субъектов (на ряду с воспитателем).

Источник

Анненкова Ольга Константиновна
Консультация для родителей «Проблемы во взаимоотношениях родителей и детей»

Можно совершенно точно утверждать, что все любящие своих деток папы и мамы мечтают видеть их не только счастливыми, но и реализовавшимися во взрослой жизни, нужными обществу. А стало быть, интеллектуально, физически и духовно развитыми. То есть гармоничными, как принято теперь говорить. И, конечно, все родители ищут пути всестороннего развития своего ребёнка.

Проблема взаимоотношений родителей и детей была всегда актуальной.

Зачастую отношения родителей и детей дошкольного возраста складываются по следующей схеме: сначала малыш не имеет другого образца поведения, кроме старших членов семьи, поэтому стремится подражать им, радовать папу, маму, бабушку, дедушку. Всех приводят в умиление сначала первый лепет, затем первые выученные стихотворения и песенки, сказки. Пока ребёнок посещает детский сад, всё, вроде бы, складывается благополучно.

Дети 5-6 лет уже умеют согласовывать свои действия со сверстниками, участниками совместных игр, соотносят свои действия с общественными нормами поведения. Всему этому ребёнок научается в семье, в детском коллективе и в общении со взрослыми-педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребёнка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушения – тонкий показатель отклонений психического развития. Конечно, количество социальных контактов ребёнка зависит от темперамента, но большинство маленьких детей пытаются установить дружеские контакты со сверстниками. Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо ребёнку помочь наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Наиболее часто родителей беспокоят такие индивидуальные особенности как, медлительность, упрямство, неуравновешенность, эгоизм, агрессивность и жестокость, неуверенность в себе, страхи, враньё и т. п. кроме того, не всегда взрослым понятно, почему у ребёнка нет друзей, не складываются отношения со сверстниками в группе.

За последнее время на практике всё чаще обращаются родители к психологу за советом с целью улучшения своих взаимоотношений с детьми. Однако родители не задумываются, что все ответы на вопросы «Как нужно себя вести?», относятся не только к отношениям с ребёнком, но и к взаимоотношениям взрослых между собой.

Очень важно, чтобы в семье каждый умел по-настоящему слушать, искренне выражать свои эмоции, мирно разрешать конфликты, уважать уникальность и достоинство друг друга. Невозможно создать правильные отношения с ребёнком, если нет мирной и доброжелательной атмосферы в семье в целом.

Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться?

Коммуникативные способности — это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми.

Способность к общению включает в себя:

1. желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);

2. умение организовать общение («Я умею!», включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;

3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю»).

Необходимо понять причины коммуникативных проблем у ребёнка. К ним относятся: неблагополучные отношения в семье, которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Отвержение и излишняя требовательность – это лишь некоторые черты неадекватного отношения к ребёнку.

Показателями благополучной обстановки являются:

— выраженное переживание удовольствия от общения с близкими людьми;

— уверенность в своих силах, удовлетворение собой;

— умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих;

— ощущение свободы, автономности при общении с родителями.

Основные ошибки, допускаемые родителями в воспитании детей.

1. Слишком много строгости.

«Ты должен делать то, что я тебе сказала, потому что я в доме главная». Дети должны слушаться взрослых беспрекословно – это самый важный в воспитании принцип. Неважно, сколько ребенку – 6 или 16 лет. Детям нельзя давать поблажек, иначе они окончательно сядут нам на шею. Контроль, угрозы, понукания, принуждение, наказания — главные средства этого стиля воспитания. Также возможны постоянная ирония, высмеивания.

2. Эмоциональное отвержение.

Родители не ощущают в своем сердце тепла и любви к ребенку. Эти дети не получают ласки и внимания со стороны родителей. Такое отношение вызывает обидчивость, скрытность, способствует повышенной чувствительности.

3. Завышенные требования.

Проблемы при такой форме воспитания начинаются с раннего детства. Ребенок учится в музыкальной школе, занимается спортом, английским, плаванием. На него возлагаются большие надежды, над ним довлеет убеждение, что родители перестанут его любить, если он не оправдает их надежды. Отсюда и неуверенность, депрессии, повышенная истощаемость нервной системы, тревожность.

4. Повышенный уровень заботы.

Она выражается в стремлении родителей окружить ребенка постоянным вниманием, всегда защищать его, следить за каждым его шагом, удерживать детей около себя. Родители пытаются оберегать ребенка до последнего и не хотят отпускать его в этот суровый мир самостоятельности.

5. Отсутствие или недостаток контроля.

«Делай что хочешь, мне все равно». Такая родительская позиция предоставляет ребенку с раннего возраста полную свободу. Зачем напрягаться? Спорить, искать аргументы, доказывать что-то ребенку, нервничать? Ребенок сам должен научиться решать свои проблемы. И вообще, ребенка надо готовить к взрослой жизни, пусть он скорее станет взрослым. Часто это выражается в том, что родители не знают где, с кем и зачем бывает ребёнок. Что он читает, на какие сайты и зачем ходит (какую информацию получает, какие у него друзья, какие выводы он делает после просмотра передачи, фильма, или после сложной или конфликтной ситуации с друзьями.

6. Непонимание и игнорирование мнения и интересов ребенка.

Если вы хотите, чтобы ребенок уважал Вас, научите уважать его. Прислушивайтесь к его мнению, спрашивайте совета.

7. Отсутствие поддержки.

В подростковом периоде происходит перерождение ребенка во взрослого человека. Это процесс сложен для подростка и тут без поддержки близких никак не обойтись. Поддержите увлечения ребенка или предложите альтернативу. Подростку важно понимать, что его любят и ценят, иначе он замкнется в себе.

Читайте также:  Роль культуры в развитии личности ребенка

8. Навязанная роль.

«Мой ребенок – мой лучший друг». «Ребенок – главное в нашей жизни, он такой смышленый, с ним можно говорить обо всем. Он понимает нас, прямо как взрослый человек». Дети готовы сделать все, чтобы понравиться своим родителям. Они даже готовы погрузиться в сложный мир взрослых проблем, вместо того чтобы обсуждать свои интересы со сверстниками. Но при этом их собственные проблемы так и остаются нерешенными.

9. Больше денег – лучше воспитание.

«Мы слишком стеснены в средствах, поэтому не можем себе позволить даже побаловать ребенка, постоянно приходится ему во всем отказывать, он донашивает старые вещи и т. п. Будь у нас больше денег, мы были бы лучшими родителями». Часто бывает, что в семьях с невысоким достатком взрослые делают все, чтобы ребенок ни в чем не нуждался. На самом деле любовь, ласка, совместные игры и проведенный вместе досуг для детей намного важнее содержимого вашего кошелька. И, если разобраться, совсем не деньги делают ребенка счастливым, а осознание того, что он для вас САМЫЙ-САМЫЙ.

10. Непоследовательность.

Наша непоследовательность может стать причиной несправедливого отношения к ребенку. Вчера, например, когда нам хотелось подольше пообщаться с подругой, мы позволили дочери смотреть взрослый фильм, а сегодня мы ругаем ее за то, что она увлеклась видео. Из-за родительской непоследовательности в голове у ребенка не откладывается четкое «что такое хорошо и что такое плохо».

11. Слишком мало времени для воспитания ребенка.

«К сожалению, у меня совсем нет времени на тебя». Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свободную минутку стараются проводить с детьми: они готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поговорить, поиграть и почитать с ними.

12. Несогласованность родителей.

Родители, активно участвуя в воспитании ребенка, допускают ошибки из-за несогласованности между собой, или отсутствия определенной позиций в какой-то ситуации. Причем каждый считает мнение и ожидание своего ближнего несправедливым. В таких семьях родители постоянно кричат на детей, бранят их за что-то, считают их поведение несносным, дети, в свою очередь, раздражаются и не хотят подчиняться родителям, выражая протест постоянному давлению.

Заключение

Какие бы прогрессивные методики вы ни применяли, всё будет напрасно, если в родительском доме не будет покоя и семейного уюта. Ругаясь, крича, родители теряют авторитет в глазах ребёнка, который восстановить впоследствии будет очень сложно.

Чаще хвалите и поощряйте своего ребенка за хорошие поступки, не скупитесь на похвалу. Любите и уважайте его. И тогда переходный период пройдет у вас в семье безболезненно.

Источник

Шушпанова Елена
Консультация для родителей «Основные нарушения детско-родительских отношений»

Основные нарушения детско-родительских отношений

Проблема детско-родительских отношений остаётся актуальной на протяжении всего развития психолого-педагогической практики. Исследования проблемы детско-родительских отношений носят в основном узко прикладной характер и в основном не выходят за рамки психотерапевтического подхода.

Для диагностики родительского отношения используют либо клинические методики Э. Г. Эйдемиллера, либо западные аналоги, адаптированные для отечественной выборки. Однако наиболее полно и продуктивно данная проблема разработана в западной психологии, нежели в отечественной.

Известный исследователь Э. Фромм, рассматривая детско-родительские отношения как основу развития ребёнка, выявил различие между материнским и отцовским отношением к ребёнку.Это различие можно проследить по двум линиям: «условность – безусловность», «контролируемость – неконтролируемость»

Материнская любовь характеризуется безусловностью. Мать любит своего ребёнка за то, что он есть, без каких-либо условий. Её любовь не подвластна контролю со стороны ребёнка. Материнскую любовь нельзя заслужить.Любовь же отца обусловлена: отец любит ребёнка за то, что он оправдывает его ожидания. Отцовская любовь управляема. Любовь отца можно заслужить, но можно и лишиться. На основании этого Э. Фромм выделяет следующие характеристики родительских отношений: двойственность и противоречивость

В работах учёных и исследователей можно встретить теорию привязанности. Суть этой теории состоит в том, что привязанность ребёнка к матери характеризуется двумя прямо противоположными тенденциями. Первая тенденция выражается в стремлении к риску, к активному познанию мира, уводящему ребёнка от матери, вторая – в стремлении к защите и безопасности, возвращающему ребёнка к матери. И чем надёжнее привязанности ребёнка к матери, тем выше инициативность ребёнка. Специфика взаимоотношений между ребёнком его родителями складывается так, что с одной стороны ребёнок посредством отношения к нему взрослого осознаёт себя. Это становится его собственным внутренним самоощущением, сквозь которое он воспринимает мир. С другой же стороны, отношение ребёнка к себе определяет его отношение к близким взрослым, особенно к матери

Проанализировав выше указанные подходы, можно увидеть, что детско-родительские отношения двойственны, полярны. С одной стороны, особенностью родительских отношений является любовь, определяющая доверие к ребёнку, удовольствие от общения с ним, стремление защитить и обезопасить его. С другой стороны, родительские отношения характеризуются контролем и требовательностью. Именно родителю отводиться роль привести ребёнка к реальности. Родитель является носителем общественных норм и правил. Он оценивает действия и поступки ребёнка. Специфика родительских отношений заключается в противоречивости позиций по отношению к ребёнку. Двойственность эта выражается с одной стороны, в безусловной любви, с другой – в объективном оценочном отношении к ребёнку, имеющему цель сформировать ценные качества и способы поведения последнего. Следует заметить, что эти два противоположных начала присутствуют не только в родительских отношениях, но и в межличностных отношениях вообще.

Внутренняя конфликтность и своеобразие родительского отношения определяется максимальной выраженностью и напряжённостью обеих моментов. В силу изначального единства матери и ребёнка, их глубинной связи материнская любовь выступает как высшее проявление бескорыстного личностного отношения к ребёнку. Она порождает устойчивую, безусловную любовь, стойкую эмоционально-аффективную связь с ним, чувствительность к переживаниям и интересам ребёнка. Но в то же время глобальная ответственность за жизнь и будущее ребёнка формирует оценочную позицию по отношению к ребёнку, контроль над действиями и поступками, тем самым превращая его в объект воспитания.

Всё выше перечисленное предполагает реализацию воспитательной стратегии, которая включает в себя определённое направление родительского воздействия на будущее ребёнка, а также формирование ценных с точки зрения родителей качеств и т. д.

Кроме того, родительские отношения характеризуются постоянным изменением с возрастом ребёнка и неизбежным отдалением ребёнка от родителей. Ученые Л. С. выготский, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, рассматривая периодизацию психического развития ребёнка, пришли к выводу, что с возрастом меняется мировоззрение ребёнка, ведущая деятельность, отношения со сверстниками и взрослыми и т. д. По мере развития ребёнка должно меняться и отношение к нему родителей. Отношения, сложившиеся в детстве, становятся неприемлемы в школьном возрасте и наоборот.

Но, известные опытные исследователи рассматривают родительские отношения как стабильные, не изменчивые в силу возраста ребёнка и социальной ситуации развития данного возрастного периода. Следует полагать, что стиль родительского отношения определяется и зависит не только от индивидуальных особенностей родителей, но и от возраста ребёнка.

Читайте также:  Этапы раннего развития мышления у ребенка

Исследования детско-родительских отношений показывают, что в младшем дошкольном возрасте максимально выражено личностное начало родительских отношений. Предметное начало отношений, выражающееся в требовательности, оценке качеств, контроле, ожиданиях, на первых годах жизни выражено минимально. Исходя из этого можно предположить, что по мере роста и развития ребёнка родительские отношения преобразуются: преобладание личностного начала меняется на доминирование предметного. Выраженность личностного начала будет снижаться, но никуда не исчезнет и всё равно будет являться важной составляющей.

В связи с этим можно предположить, что родительские отношения, характеризующиеся преобладанием личностного или предметного начала у родителя, определяют и стиль его поведения с ребёнком.

Стиль воспитания является не определённой стратегией воспитания, он сочетает в себе различные варианты поведения родителей, которые в различных ситуациях и в различное время будут проявлены в большей или меньшей степени. Такой подход к родительским отношениям позволяет выстроить своего рода профиль родительского поведения, отражающий наиболее характерные стили воспитания не только для конкретного родителя, но и для группы родителей детей определённого возраста.

Исследователь и учёный В. И. Гарбузов выделяет 9 вариантов родительского поведения:

Объяснительный. В рамках этого варианта родитель апеллирует к здравому смыслу ребёнка, использует словесное объяснение, считает ребёнка равным себе и способным понимать разъяснения, обращённые к нему

Строгий. В этом случае родитель использует в воспитании в основном силовые, директивные методы, навязывает ребёнку свою систему требований. Он жёстко направляет ребёнка на путь социальных достижений. При этом родитель часто блокирует активность и инициативность ребёнка. Этот вариант воспитания соответствует авторитарному стилю [5, с. 20].

Компромиссный. Родитель для решения возникшей проблемы идёт на компромисс с ребёнком. Он предлагает ребёнку что-нибудь привлекательное взамен действия, непривлекательного для ребёнка или, например, предлагает распределить обязанности и трудности пополам. При таком варианте родитель хорошо ориентируется в интересах и желаниях ребёнка, осведомлён, что можно предложить ему взамен, знает, как и на что можно переключить внимание ребёнка

Автономный. Родитель не стремиться навязать своё мнение или решение ребёнку. Он позволяет ему самому искать выход из сложившегося положения. Ребёнку такой родитель предоставляет максимум свободы в выборе и принятии решений

Сочувствующий. Родитель сочувствует и сопереживает ребёнку при возникновении конфликтной ситуации. Но каких-либо действий по этому поводу не предпринимает. При таком варианте воспитания родитель склонен тонко и чутко реагировать на изменения состояния ребёнка [5, с. 20].

Содействующий. Родитель знает, в какие моменты ребёнок нуждается в его помощи. Он обладает знаниями в какой степени можно оказать ребёнку помощь. Родитель при таком варианте реально участвует в жизни ребёнка, он старается помочь ему, разделить с ним трудности

Ситуативный. У родителя с таким вариантом нет универсальной стратегии воспитания. Он принимает решения в зависимости от ситуации, которая сложилась. Требования к ребёнку и общая стратегия воспитания гибкие и лабильные

Потакающий. Родитель, чтобы обеспечить физиологический и психологический комфорт ребёнку, готов принять любые действия, даже если они ему в ущерб. Интересы родителя полностью сосредоточены на ребёнке. Он ставит его интересы и потребности выше своих, а нередко и выше интересов семьи в целом [5, с. 20].

Зависимый. При таком варианте родитель не уверен в себе, своих силах. Он ищет поддержки и помощи у более компетентного окружения. Это могут быть воспитатели, педагоги, учёные и т. д. Зачастую родитель может и перекладывать на них свои обязанности. Большое влияние на него имеет психологическая и педагогическая литература

По данным исследователей для родителей всех возрастных групп характерны в большей или меньшей степени все стратегии поведения, но для определённого возраста их выраженность остаётся различной. По мере взросления содействующий, компромиссный и ситуативный стили воспитания становятся менее выраженными. Объясняющий, зависимый и автономный типы становятся, напротив, более выраженными. Следует заметить, что для всех возрастов преобладающим является объясняющий тип воспитания. Максимальная его выраженность приходится на младший школьный возраст

Ряд исследователей отмечают также, что от раннего дошкольного возраста к младшему школьному возрасту наблюдается уменьшение числа родителей, которые относятся к своему ребёнку безоценочно. Но в то же время наблюдается рост родителей, нейтрально или отрицательно оценивающих своего ребёнка. Родителей, склонных считать своего ребёнка лучше остальных, становится меньше. Таким образом, мы видим, что по мере взросления ребёнка, оценка его качеств и способностей родителями всё более ожесточается и дифференцируется. Вместе с тем и падает оценка себя как успешного родителя к младшему школьному возрасту. Родители склонны к отрицательной оценке своих родительских качеств.

Нередко в настоящее время можно встретить такой аспект нарушения дестко-родительских отношений как жестокое обращение с ребёнком. Форм такого нарушения выделяют четыре. Перечислим их и охарактеризуем.

Первая форма – физическое насилие. Характеризуется преднамеренным нанесением родителями или лицами, заменяющими их, физических повреждений ребёнку. Данные повреждения могут повлечь за собой серьёзные нарушения в физическом или психическом здоровье ребёнка, а также отставание в физической норме, иногда и смерть ребёнка.

Сексуальное насилие или развращение – вторая форма. К ней относятся случаи сексуальных действий, совершённых с применением угроз или физической силы. К данной форме относятся и случаи, когда разница в возраста насильника и жертвы не менее 3-4 лет. Основания считать сексуальный контакт ненасильственным не даёт согласие ребёнка. Это связано с тем, что ребёнок ещё не обладает свободой, он находится в зависимости от взрослого и не может предвидеть негативные последствия.

Следующая форма – психологическое (эмоциональное) насилие. К данной форме относят периодическое, постоянное либо длительное психическое воздействие на ребёнка, что приводит к формированию патологических черт характера ребёнка или тормозит норму его личности. К данной форме насилия относятся:

— словесные угрозы, адресованные ребёнку;

— открытое неприятие ребёнка;

— постоянная критика;

— предъявление требований, которые не соответствуют возрасту и возможностям ребёнка;

— унижение и оскорбление достоинства;

— невыполнение взрослым обещаний, данных ребёнку, ложь;

— физическое или социальное изолирование ребёнка;

— психическое воздействие на ребёнка, вызвавшее психическую травму и т. д.

Последняя, четвёртая форма жестокого обращения – пренебрежение нуждами ребёнка, или моральная жесткость. К этой форме относят отсутствие со стороны родителей заботы о ребёнке. Как следствие у ребёнка нарушается эмоциональное состояние, проявляется угроза его здоровья и личности.Различают следующие формы моральной жестокости:

— отсутствие соответствующего внимания и заботы о ребёнке, в результате возможными становятся несчастные случаи;

— недостаток питания, жилья, одежды, медицинской помощи, образования;

— отказ от медицинского лечения;

— вовлечение в асоциальные действия (употребление наркотиков и алкоголя, совершение преступления).

Таким образом, нарушения детско-родительских отношений влекут за собой и нарушения в физиологическом и психо-эмоциональном развитии ребёнка.

Источник