Ремо ларго развитие ребенка от 0 до 4 лет скачать бесплатно

Ремо ларго развитие ребенка от 0 до 4 лет скачать бесплатно thumbnail

Ремо Ларго – не просто автор нескольких популярных книг о развитии детей, это профессор, один из лучших в Европе педиатров (так пишут в аннотации), руководитель  отдела роста и развития в детской поликлинике, а также – исследователь, занимающийся многообразием путей в развитии детей.

Меня привлекла эта книга именно как источник информации о том, насколько вариативной может быть норма. Здесь есть много графиков, основанных на исследованиях (преимущественно самого Ларго) и на опыте автора. Соответственно, главы о локомоторном развитии и игре действительно интересны и, как мне кажется, не имеют аналогов среди книг для родителей. Если бы этим автор и ограничился, книга получилась бы не такой объёмной, не такой дорогой, но зато я бы могла смело её рекомендовать любым родителям. Однако в других главах есть довольно много того, что меня настораживает, либо с чем я категорически не согласна.

Ларго можно назвать продолжателем дела Эмми Пиклер, которая первой описала ход развития моторных навыков грудных детей, показав, что все эти хаотичные движения – важный шаг на пути освоения знакомых всем движений (переворот на живот, на спину, хватание игрушки и т.д.), она же показала, какими способами дети учатся ходить (не только через стадию ползания, но и без неё). Пиклер и Ларго выступают за предоставление возможности детям учиться тем или иным навыкам самостоятельно в своём темпе, для этого им не нужно навязывать поставленные кем-то задачи, а просто создавать подходящие условия и помогать, когда это актуально. При этом у каждого ребёнка есть «сильные» и «слабые» стороны, и в чём-то он будет превосходить большинство сверстников, а в чём-то отставать, но рано или поздно все получают необходимые навыки, и к определённому возрасту разница сглаживается. Это нужно знать всем мамам, чтобы избежать соблазна вступить в соревнования с другими «чей ребёнок раньше встанет».

Ларго нельзя назвать сторонником «естественнородительского» подхода. Скорее всего, он постарался придерживаться «золотой середины». Поэтому упоминает слинги как хороший способ обеспечить тактильный контакт ребёнку и удобство для мамы и с благодушием относится к совместному сну. Однако при этом автор очень старался избежать возникновения комплекса «плохой мамы» у сторонников традиционного воспитания, поэтому везде есть оговорки про то, что наладить доверительные отношения с ребёнком можно, к примеру, и без ГВ и СС.

Что касается ГВ, то складывается ощущение, что автор скорее противник, чем сторонник кормлении грудью. Рекомендации его мне кажутся устаревшими и не соответствующими данным ВОЗ. Например, он ни словом не обмолвился о вреде раннего прикорма, более того, неоднократно упоминает, что большинство детей начинают докармливать кашей в 4 месяца (а при упоминании изменений в жизни ребёнка 4-12 месяцев называет отлучение от груди как нечто само собой разумеющееся). Если бы я читала эту книгу до рождения ребёнка, я бы сделала для себя вывод, что это нормальное явление, тогда как ВОЗ рекомендует вводить в рацион пищу в 6 месяцев, а кормить грудью до 2 лет и дольше. Да и у самого Ларго приведён график, показывающий, что дети начинают интересоваться твердой пищей чаще всего в 6 месяцев, однако никаких соответствующих выводов из этого не делается. О пользе ГВ после года вообще ни слова, более того упоминается, что некоторые дети сосут грудь до садика, но только для утешения при стрессе.

Читайте также:  Центр развития ребенка волгоград отзывы

В главе о ГВ, конечно, приведены положенные доводы «за» (довольно скудные), однако начинается этот раздел с перечисления того, почему женщины могут отказываться от кормления грудью, а также указывается, что большинство прекращают ГВ уже на первом году жизни ребёнка. По ходу главы встречаются сомнительные высказывания, например, автор пишет о том, что ребёнок не должен проводить у груди дольше 15 минут, хотя, говоря об искусственниках, упоминает, что некоторым нужно больше времени для высасывания нужного объёма. Объяснение необходимости ограничивать время кормления – «большая нагрузка на соски». В одно кормление предлагается давать обязательно обе груди (хотя это может быть противопоказано, особенно если ограничивать при этом время сосания). Автор также приводит гипотетический пример, в котором ребёнок после 3 месяцев перестаёт набирать вес, из чего делается вывод, что молока ему не хватает и необходимо организовать докорм смесью. Короче, все признаки того, что «ваш врач не поддерживает ГВ» (как говорится в одной известной статье) налицо. При описании привычки сосать (пустышку, палец или что-то другое) вообще не упоминается связь с ГВ. То есть написано буквально так: в Швейцарии 80% детей сосут пустышку, 20% — палец, некоторые одежду или одеяло. Всё. О том, что дети на ГВ, не имеют подобных привычек – ни слова. На этом месте стало интересно, кормят ли в этой стране вообще грудью.

В конце книги приведена таблица со списком навыков по разным возрастным этапам, где можно вписывать возраст достижения каждого пункта вашим ребёнком, и в категории «до 6 месяцев» есть «Спит всю ночь» и «Ест кашу». То есть в программе каждой мамы ребёнка до полгода есть эти спорные задачи – весьма странное решение для автора, выступающего за пересмотр жёстких норм развития детей.

Ночные кормления, по мнению Ларго, смело можно убирать уже в 3 месяца, так как они «не нужны», хотя позже упоминает, что выработка пролактина активнее всего происходит ночью, а стимулируется сосанием. Неужели природа так глупа, что сделала ритмы работы организмов мамы и ребёнка столь несхожими?

Еще автор сторонник ранней «социализации» и считает, что детям уже на первом году жизни необходимо общаться друг с другом. Хотя в разделе об игре честно пишет, что в год дети не способны играть вместе, а делают это параллельно. Да и взять друг от друга ровесники ничего не смогут, им гораздо интереснее пример старших детей. То есть нуждаются они не в детских садах, а в большой семье, как по мне. Однако надо отдать должное, автор даёт советы, как выбрать хороший детский сад или няню, отмечая важность надёжности и качественного ухода.

Несколько раз во время чтения «спотыкалась» о пресловутую «самостоятельность» в отношении грудного ребёнка. Автор даже развил какую-то мысль о том, что ребёнок (нескольких месяцев отроду) и сам получает удовольствие, когда ему дают самостоятельность (есть самому, держа бутылку – с  5 месяцев, самостоятельно засыпая – с трёх).

То, что автор не «естественник», видно и из того, что он называет нормой для детей (помним, что он ориентируется на свой опыт, на «средних» родителей, то есть в принципе, всё объяснимо, ведь сознательное родительство не так уж развито). В главе про сон, например, рассказывается о том, как перед засыпанием некоторые дети раскачиваются в кровати. В первый раз я о таком прочитала на форуме приёмных родителей – практически все детдомовские малыши имеют такую привычку. Но что для домашних детей это может быть нормой, я понятия не имела до этого.  Конечно, если ваш ребёнок засыпает у вас на руках или просто рядом с вами, то такого не может быть. И с точки зрения того, как задумано природой, конечно, это ненормально. Равно как и ненормально наличие «переходного» объекта – игрушки, одеяла, любой тряпки, которую ребёнок носит с собой в детском саду, перенося на неё свою привязанность к маме. Ларго честно пишет, что у домашних детей, матери которых уделяют им достаточно времени, подобных привычек не обнаруживается.

Читайте также:  Условия всестороннего и гармоничного развития ребенка в семье

Порадовало, что Ларго как минимум дважды упоминает про то, что младенцы с рождения имеют привычку оповещать о намерении опорожнить кишечник, но через несколько недель (если не высаживать) этот навык пропадает. Однако при этом в главе, посвящённой «чистоте попы», не говорит о том, что можно высаживать с рождения, наоборот, призывает ждать инициативы ребёнка, чтобы начать приучать его к горшку. По его данным в Швейцарии большинство детей начинают «контролировать» мочеиспускание и работу кишечника только в 2-3, а то и 4 года.

Перечислить всё, что меня смутило в книге, невозможно. Я описала только основные моменты. Остались ещё, например, рекомендации по диете для беременных и кормящих, где есть много спорных моментов.

В целом, в книге больше положительного, чем отрицательного. Для родителей, изначально ориентированных только на традиционный подход к воспитанию, возможно, её прочтение позволит открыть для себя нечто новое, например, узнать о теории привязанности и важности удовлетворять потребности ребёнка. Всем будет полезно уяснить вариативность норм и невозможности сравнивать разных детей по тем или иным показателям. Полезной может быть информация о развитии разных органов чувств, о том, как происходит речевое развитие и какие тут могут быть варианты. Однозначно могу порекомендовать не читать главу «Кормление», со здоровым скепсисом относиться к разделам про «социализацию» и «самостоятельность», а также не делать выводов из главы про сон. Самая большая ценность (для меня) это масса графиков, где видно, насколько все дети разные. Это будет бальзамом на душу тех, кто уже начал впадать в беспокойство оттого, что его чадо отличается от всех соседских (много или мало спит, висит на груди, не говорит или не ходит в год).

Ирина Клещина

Источник

Серия: «Миллион счастливых мам.»

Ремо Х. Ларго — профессор, врач-педиатр, один из самых авторитетных педиатров Европы. Руководил отделением роста и развития в Центральной детской больнице Цюриха в течение 30 лет, где реализовал самый значительный проект по долгосрочному исследованию детского развития. Отец трех дочерей и дедушка четырех внуков написал необычную книгу о воспитании: он исходит не из каких-то идеальных норм развития или воспитательных принципов, а видит ребенка таким, какой он есть. Главная задача автора — подвести родителей и воспитателей к пониманию биологических предпосылок и индивидуальных особенностей поведения ребенка, которые могут быть очень разнообразными. Эта книга, давно ставшая классикой на Западе, по праву займет свое место среди предметов первой необходимости в каждой российской семье, так как затрагивает множество вопросов: физическое развитие, проблемы со сном или питанием, изменение формы игры с взрослением ребенка и т. д.

Издательство: «Эксмо» (2012)

ISBN: 978-5-699-50519-7

См. также в других словарях:

  • РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ РЕБЕНКА — (англ. motor development in children). В отличие от детенышей многих животных, ребенок к моменту рождения не обеспечен готовыми наследственно фиксированными механизмами регуляции движений. Однако еще в период эмбрионального развития мышечная… …   Большая психологическая энциклопедия

  • развитие восприятия —      качественное видоизменение процессов восприятия по мере роста организма и накопления индивидуального опыта его процесс и результат. Характерно, что самые существенные изменения восприятия происходят в первые годы жизни ребенка. При этом… …   Большая психологическая энциклопедия

  • развитие игры в дошкольном возрасте —      (развитие игры в дошкольном возрасте) процесс, в коем игра ребенка обретает форму научения социального. Бели в возрасте дошкольном младшем в игре воспроизводятся прежде всего действия предметные людей, а направленность на партнера или на… …   Большая психологическая энциклопедия

  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ — (англ. children s language development, speech development in childhood) возникновение понимания речи и ее произнесения в раннем возрасте при общении со взрослыми, последующее обогащение словаря, грамматических и стилистических структур речи в… …   Большая психологическая энциклопедия

  • РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ — (англ. memory development) происходит в связи с общим развитием ребенка. Уже на 1 м мес жизни обнаруживаются условные рефлексы, в которых закрепляются еще в нерасчлененном виде элементарные чувственные впечатления, движения, эмоциональные… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Развитие психики ребёнка — Развитие психики ребенка процесс созревания и усложнения психич. функций и личности. Содержание 1 Факторы, которые влияют на развитие психики ребёнка …   Википедия

  • развитие психики в онтогенезе —      развитие психическое / онтогенез (развитие психики в онтогенезе) процесс эволюции способов взаимодействия индивида с внешней средой в ходе его онтогенетического развития. Появление психики связывается с формированием на определенном этапе… …   Большая психологическая энциклопедия

  • РАЗВИТИЕ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА — (англ. development of cerebral cortex) как филогенетически нового образования происходит в течение длительного периода онтогенеза. В различных областях и полях коры изменения ее ширины, размеров и уровней дифференцировки нейронов всех типов… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Развитие Игры В Дошкольном Возрасте — процесс, в котором игра ребенка приобретает форму социального научения. Если в младшем дошкольном возрасте в игре воспроизводятся прежде всего предметные действия людей, а направленность на партнера или на развитие сюжета минимальны, то в среднем …   Психологический словарь

  • РАЗВИТИЕ Я — – становление, взаимодействие и увязывание между собой различных психических функций, составляющих внутреннюю организацию личности.    С точки зрения З. Фрейда, разнообразные функции Я способствуют адаптации человека к внешней реальности, тесно… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Развитие речи —     Лингвистика …   Википедия

Источник

Читайте также:  Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника