Рекомендацию воспитания и развития родителям с ребенком с нарушениями

Рекомендацию воспитания и развития родителям с ребенком с нарушениями thumbnail

Рекомендации родителям по воспитанию детей с умеренной умственной отсталость.

Родители, воспитывающие ребенка с умеренной умственной отсталостью, должны стремиться помочь ему достойно жить среди других людей, понимая себя и остальных, помочь стать максимально самостоятельным, в то же время тщательно учитывая свои ограничения. Одна из главных задач, стоящая перед родителями, — научить ребенка преодолевать жизненные трудности.

Предлагаем вашему вниманию несколько советов по воспитанию ребенка с умеренной умственной отсталостью.

  • С ребенком младшего школьного возраста все занятия должны проходить в игровой форме. Разнообразные познавательные игры расширяют кругозор, развивают речь. Необходимо вносить в жизнь ребенка положительные эмоции, хвалить, поддерживать его наименьшую инициативу.

  • Значительное внимание советуем уделять именно развитию речи. Которая формируется со значительным опозданием. Обычно эти дети плохо понимают речь других людей, их словарный запас беден, наблюдается дефект произношения по причине недоразвития мышц языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и т.д.

  • Советуем приучить ребенка не только смотреть на игрушку, но и трогать, ощупывать, брать в руки, двигать её, стучать ей и тд. С помощью таких приемов ребенок научиться узнавать, а затем и называть игрушки, некоторые виды одежды, обуви, посуды, мебели – те предметы, которыми он пользуется постоянно.

  • Занятия с ребенком целесообразно организовывать таким образом, чтобы он вынужден был попросить или сказать что-то, задать вопрос и прочее. Родители допускают ошибку, когда стараются предупредить любую попытку ребенка сделать что-то самостоятельно. Тем самым они лишают его возможности общения с окружающими людьми.

  • Обязательно использовать наглядные средства, привлекать к практической деятельности самого ребенка. Поскольку дети с умеренной умственной отсталостью плохо понимают обращенную к ним речь, долгие словесные пояснения взрослых не приносят результатов. Все усилия объяснить ребенку смысл несложной бытовой задачи становятся напрасными. Организовать обучение детей , используя только вербальный, словесный подход , не удается. Сначала необходимо показать ребенку, как выполнить то или иное действие, задание, а затем повторить действие с ним. Только тогда можно ожидать, что у него выработаются несложные умения и навыки. Постепенно в результате игровой и предметнопрактической деятельности у ребенка формируется понимание простой, каждодневной речи, вырабатываются социальные навыки поведения.

  • Советуем объяснять ребенку задания простыми, знакомыми ему словами. Если он не справляется с работой, не настаивайте на своем. Целесообразно предложить ему выполнить более легкие действия с предметами, но в дальнейшем обязательно вернуться к заданию, которое раньше было для него трудным.

  • Рекомендуем заботиться о развитии у детей с умеренной умственной отсталостью представлений об окружающем мире. Большое значение при этом приобретают экскурсии и прогулки. Развитие познавательной сферы таких детей должно быть тесно связано с живыми, яркими, наглядными явлениями природы. Важно создать соответствующий эмоциональный настрой, лишь тогда восприятие увиденного может носить целенаправленный характер.

  • Отдельной внимание заслуживает развитие у детей элементарных моральных понятий. По мере взросления во время бесед, чтения доступных рассказов, просмотра телепередач значительное место отводится выработке у них положительных личных качеств. С детьми необходимо проводить кропотливую работу, разбор разнообразных примеров поведения, взятых из жизни, чтобы они могли понять, что ценят в человеке, а что – осуждают.

  • Дети с умеренной умственной отсталостью легко поддаются внушению и весьма склонны к подражанию. Эти особенности необходимо учитывать во время воспитания у них соответствующих норм поведения и обучения их полезной деятельности.

  • Советуем приучать детей к соблюдению режима, предлагать выполнять то или иное задание постепенно и последовательно увеличивая количество поручений. Необходимо следить за тем, чтобы работу выполняли аккуратно и доводили до конца. Сначала надо подчеркнуть достижения ребенка, а затем указать на допущенные ошибки. Таким образом уменьшается возбудимость ребенка , улучшается внимание, повышается работоспособность и ответственность за свое поведение.

  • Заметив проявление у ребенка непроизвольных навязчивых движений, займите ребенка чем-нибудь: предложите убрать игрушки в ящик, что-то принести, переставит и т.д. Нельзя оставлять ребенка долгое время без деятельности.

  • Говорите с ним спокойно, негромко, даже шепотом с целью выведения ребенка из пассивного состояния, подбадривания, поощрения, стимулирования интереса к выполнению того или иного вида деятельности, вселения уверенности в своих силах. Так он легче подчиняется требованиям.

  • Ребенок с умеренной умственной отсталостью, как и любой другой, нуждается в контакте со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это обычно положительно влияет на него, он легче общается с окружающими.

    Читайте также:  Центр развития ребенка с пеленок
  • Информацию подготовила педагог-психолог Соловьева Е.В.

    Источник

    Советы и рекомендации для родителей детей,
    имеющих нарушения развития

    Советы и рекомендации для родителей на период пребывания
    детей дома в каникулярное время

    Уважаемые родители!

    Предлагаемые вам советы и рекомендации разработаны специалистами-дефектологами и лечебными педагогами. Наша цель – помочь вам организовать жизнь детей дома с максимальной пользой для ваших детей.

    Необходимо помнить, что лучшие результаты в обучении и воспитании детей, имеющих проблемы в развитии, достигаются при непрерывности процесса обучения, хотя методы и приемы, которые используются в нашей школе и во время пребывания в домашних условиях, могут быть различными.

    Мы надеемся, что все члены вашей семьи включатся в общение и занятия с вашим ребенком.

    Желаем вам успехов и здоровья!

    1. Установление режима дня.

    1.1. Установите для ваших детей доступный режим дня на время каникул, особенно летних.

    1.2. Предлагаем вам включить в режим дня следующие элементы: подъем, завтрак, прогулку, обед, занятия, прогулку, ужин, сон, элементы закаливания организма.

    1.3. Все режимные моменты желательно выполнять в одно и то же время.

    1.4. Во время прогулки можно проводить доступные подвижные игры, плавание в открытых водоемах, собирание природных материалов для поделок, наблюдение за природой.

    2. Развитие средств общения.

    2.1. Старайтесь посещать с детьми культурно-просветительные учреждения вашего города с предшествующей подготовкой (рассказом, беседой, чтением) и последующей зарисовкой и описанием увиденного.

    2.2. Знакомьте ребенка, по возможности, с профессиями родителей (рассказ родителя, посещение предприятия, рассматривание фотографий).

    2.3. Организуйте выезды на природу, обращайте внимание детей на изменения в природе, занятия людей; беседуйте с детьми на эти темы.

    2.4. Привлекайте детей к чтению художественной литературы (желательно адаптированной) и беседуйте с ними о событиях, описанных в книгах, героях, их характерах, пусть они выразят, что им понравилось и не понравилось в прочитанном (прослушанном), почему.

    3. Самообслуживание.

    1. В период каникул (особенно летних) важно поддерживать те навыки самообслуживания, которыми ребенок овладел в учебное время.
    2. Навыки самообслуживания, связанные с приемом пищи: ребенок пьет из чашки, ест ложкой и вилкой (с помощью специального столового ножа – для тех, кто умеет им пользоваться, о чем можно узнать у педагогов класса); намазывает и режет ножом; вытирает рот и руки салфеткой; убирает за собой посуду.
    3. Навыки, связанные с одеванием и раздеванием: ребенок снимает и надевает штаны, носки, рубашку; надевает и застегивает или шнурует ботинки; застегивает молнию и пуговицы; вешает одежду на плечики, на стул, в шкаф; аккуратно обращается с одеждой.
    4. Навыки, связанные с умыванием: умывает лицо, моет руки, чистит зубы; моется в ванной, под душем, вытирается после ванны; моет голову; причесывается.

    4. Социальные и бытовые навыки.

    1. Побуждайте ребенка оказывать посильную помощь в соблюдении санитарно-гигиенического состояния жилища: застилать постель, менять постельное белье; мыть посуду; подметать, мыть пол, пылесосить; вытирать пыль; поливать цветы и др. виды деятельности по уборке дома.
    2. Следить за своим внешним видом: самостоятельно приводить в порядок свою одежду; стирать мелкие предметы одежды; чистить верхнюю одежду щеткой; содержать в чистоте обувь.
    3. Оказывать посильную помощь в приготовлении пищи: мыть и чистить овощи; делать разнообразные бутерброды; готовить простые блюда (суп из пакета, салат, кашу и др.).
    4. Сервировать самостоятельно или помогать в сервировке стола к завтраку, обеду и ужину.
    5. В весенний, летний, осенний периоды – помогать в приусадебном хозяйстве, на даче по уходу за растениями, животными.

    5. Игровая деятельность.

    1. Игра нужна даже взрослым детям. По возможности во время прогулки играйте (сами или предоставляйте это с младшим/старшим детьми, родственникам, друзьям, близким знакомым – желательно под вашим контролем) со своими детьми в разные подвижные игры, развивая подвижность и выносливость; а также в игры, требующие внимания и наблюдательности.

    Источник

    Допустим, в счастливой семье рождается долгожданный малыш. Родители заботятся о нем, радуются ему. Но, помимо этого, они с нетерпением ждут, когда же он начнет улыбаться, ползать, ходить, говорить, кататься на велосипеде и перемножать в уме шестизначные числа. У всех свои ожидания, и не бывает так, чтобы их не было совсем.

    Но представим, что что-то идет не совсем так. Ребенок недостаточно явно реагирует на окружающий мир, необходимые навыки не спешат развиваться. Что делать? Возможно, со временем он «выровняется» и никаких сложностей не возникнет. Но, может быть, ему нужна квалифицированная помощь прямо сейчас. Очень важно обратиться к хорошему специалисту, чтобы понять, о чем идет речь, и наметить дальнейший ландшафт действий, — если он вообще нужен. Вот примерный список основных направлений, которые в этот период следует определить.

    Читайте также:  Статья физическое воспитание и развитие ребенка

    • Нужна ли индивидуальная коррекционная работа, или занятия в малых группах, помогающие почувствовать себя комфортно среди других детей?

    • Стабильно ли его эмоциональное состояние, или рядом постоянно должен находиться близкий взрослый?

    • Как формируются необходимые навыки?

    • Как вы будете планировать его образовательный маршрут?

    Самое сложное для родителей — услышать и принять тот факт, что проблема существует. Это требует мужества, сил, моральной поддержки окружающих. Но это необходимый этап жизни семьи, без которого ребенку будет гораздо труднее адаптироваться в социуме. Чтобы помочь своему ребенку, родители должны сначала помочь себе. Это как в самолете — сначала кислородную маску надо надеть на себя, а потом уже на ребенка. Взрослым может быть необходима психологическая помощь, чтобы помогать и давать поддержку своему ребенку, а также для нормализации внутрисемейных отношений. У каждого члена семьи может быть свое отношение к проблеме и свое видение ситуации, поэтому важно умение слышать другого и принимать совместные решения, не обвиняя, а поддерживая друг друга.

    Если семья принимает своего ребенка вместе с его особенностями, растит его с любовью, если у всех членов семьи есть время, силы и желание развлекаться, получать удовольствие от чего-то совместного, если у каждого есть и свои, отдельные интересы, друзья и увлечения, — это самое лучшее!

    Если с ребенком трудно

    Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.

    Купить

    Бывает так, что родителям ребенка с выраженными поведенческими особенностями очень сложно бывать с ним в общественных местах. Пристальное и зачастую не очень доброжелательное внимание посторонних людей наносит вторичную травму людям, глубоко переживающими «особость» своего ребенка. Это также является маркером, поводом для обращения за психологической помощью. Дело ведь совсем не в том, что нам так уж важно мнение совершенно незнакомых людей. Родителей мучают боль, стыд и вина за своего ребенка, который не виноват в том, что он «не такой». Он и не обязан быть таким, как все. Но как же трудно с этим смириться в обществе, где любая бабушка на лавочке у подъезда уверена в своем праве досконально знать и судить обо всех, кто имеет несчастье пройти мимо! Родители также чувствуют осуждение со стороны, потому что это она — «плохая мама», которая не доглядела, не так воспитала, была слишком мягкой, слишком авторитарной или какой-то еще. Если вы «поймались» на ловушку «я плохая мама», если вам стыдно или вы злитесь, — вспомните, что вы делаете для своего ребенка все, что и как можете, а эти люди и их мнение совсем не при чем. Правильная реакция на их внимание — доброжелательная улыбка и спокойное, краткое пояснение к ситуации, например: «Не волнуйтесь, у него это бывает и сейчас пройдет». Такая реакция основывается на внутренней уверенности в том, что вы и ваш ребенок ни в чем не виноваты.

    Очень важным фактором поддержки может стать общение с родителями других «особых» детей. Существуют ассоциации родителей, помогающие детям с различными особенностями развития. Такое общение, помимо эмоциональной поддержки, часто обеспечивает родителей массой различных ресурсов — информацией об образовательных и развивающих возможностях, некоммерческих организациях, контактами необходимых специалистов. В этой среде и взрослые, и дети находят друзей и понимают, что они не одиноки. Благодаря интернету можно присоединиться к такому сообществу, независимо от того, где вы живете.

    Если ваш ребенок пойдет в детский сад или школу, необходимо наладить сотрудничество с администрацией и с теми, кто непосредственно будет заниматься вашим ребенком (воспитатели, нянечки, учителя и медицинские работники). Им надо рассказать об особенностях ребенка, о том, как и в каких ситуациях они проявляются и договориться о том, что в этих случаях следует делать. Иногда полезно, чтобы первое время вы присутствовали рядом с ребенком в группе или классе. Это поможет ему адаптироваться в новом месте и снизит тревогу педагогов.

    Все эти рекомендации имеют смысл только в том случае, если администрация и персонал готовы сталкиваться с новым опытом и помогать не совсем обычному ребенку. Если в ответ на попытки наладить диалог вы слышите что-нибудь вроде: «Некогда мне с ним возиться, и вообще нечего в обычной школе ему делать», — с большой вероятностью это место не подойдет вашему ребенку.

    Читайте также:  Программа развития ребенка от года до двух лет

    Многие родители знают, что, согласно современному законодательству, любая школа обязана обучать любого ученика, который «прикреплен» к ней по месту жительства. То есть, если он живет рядом, школа обязана обеспечить ему девятилетнее неполное среднее образование, независимо от его возможностей и потребностей. Но на самом деле, если у ребенка есть особенности развития, требующие особого подхода, — будь то расстройство аутистического спектра, синдром гиперактивности, задержка развития любой этиологии, нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата или что-то другое, — необходимо понять, есть ли у школы ресурсы, чтобы учить Вашего ребенка.

    Большая книга про вас и вашего ребенка

    Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка. Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям. И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми. В ней мы собрали две книги в одной: «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно» — книги, которые могут избавить вас и вашего ребенка от тонн психологической макулатуры. Нередко, став взрослыми, мы забываем, что некогда и сами были детьми. В первой части книги, основываясь на научной теории привязанности, она легко и доступно рассказывает о роли родителей на пути к взрослению: «Как зависимость и беспомощность превращаются в зрелость?» и «Как наши любовь и забота год за годом формируют в ребенке тайную опору, на которой, как на стержне, держится его личность?» Вы сможете увидеть, что на самом деле стоит за детскими «капризами», «избалованностью», «агрессией», «вредным характером». Во второй части книги Людмила расскажет о том, как научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Вы сможете понять, чем помочь своему ребенку, чтобы он рос и развивалс, не тратя силы на борьбу за вашу любовь.

    Купить

    О каких ресурсах мы говорим? Речь идет в первую очередь о подходе, который реализует администрация школы. Готова ли она тратить время на консультирование педагогов, на разговоры и тренинги с родителями и детьми, которые будут спрашивать, почему этот странный Вася так себя ведет и зачем он учится с нами, если он не такой? Готовы ли работать на профилактику школьной травли и пресекать ее в самом начале, если кто-то начинает дразнить «особого» ребенка? Что будут делать учителя, если сам «особый» ребенок окажется агрессивным, если его поведение будет мешать другими или представлять опасность для жизни и здоровья окружающих? Как собираются учить его, если он не способен долго находиться среди большого количества детей, или не усваивает программу?

    Если администрация готова к конструктивному диалогу, часть проблем можно обсудить сразу и наметить возможные пути решения, ведь вы — тот, кто примерно понимает, в каком направлении могут развиваться события. Например, часть предметов можно осваивать в индивидуальном порядке и/или по адаптированной учебной программе, а с ребятами находиться на тех уроках, которые больше нравятся ребенку и где он чувствует себя более успешным. Вы можете отслеживать динамику его успеваемости и эмоционального состояния и корректировать намеченный план, если он недостаточно эффективен. Важно, чтобы семья и школа сотрудничали.

    Часто камнем преткновения становится вопрос официально признанного диагноза. Оформление необходимых документов — трудозатратный и зачастую травмирующий процесс. Кроме того, это очередной виток проблемы под названием «принятие ситуации». Многие родители не только не хотят, но и боятся «клейма» диагноза, врачей-психиатров, боятся испортить ребенку жизнь. Здесь, как и во многих жизненных ситуациях, надо взвесить «за» и «против». Что вам даст этот диагноз? Если он включает необходимость организации особых условий обучения, это может означать для школы обоснование оплаты работы тьютора, дополнительных часов индивидуальных занятий с педагогами, еще каких-то «плюшек», необходимых для комфортного пребывания ребенка в школе. Заключение ЦПМПК (Центральной психолого-медико-психологической комиссии) иногда дает возможность получить особые условия при написании итоговых экзаменов. Сейчас это может быть дополнительное время, возможность взять с собой необходимые лекарства или еду, а в некоторых случаях смена формата проведения экзамена.

    Помните, что то, что написано в бумагах, — не есть ваш ребенок. Это всего лишь слова, которые выполняют узкую функцию. Эта функция может быть помогающей, как в приведенных выше примерах, а может мешать. Например, некоторые диагнозы закрывают возможность получения определенных специальностей. Все это надо по возможности взвесить и тщательно учесть, исходя из задачи благополучия вашей семьи.

    Как любить ребенка

    Эта книга великого педагога и гуманиста Януша Корчака — подлинная энциклопедия воспитания человека, от грудного возраста до становления личности и самоуправления подростков. В ней — серьезность наблюдений ученого и мягкий лиризм художника слова. Текст Корчака напитан бесценными мыслями, яркими метафорами и четкими рекомендациями. В течение многих десятилетий эта книга служит вдохновляющим ориентиром для миллионов родителей.

    Купить

    Источник