Рекомендации родителям по развитию ребенка раннего возраста

Лариса Ермензина
Правила успешного общения с ребенком раннего возраста. Рекомендации для родителей

ПРАВИЛА УСПЕШНОГО ОБЩЕНИЯ С РЕБЕНКОМ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Роль родителя в развитии навыков общения собственного ребенка трудно переоценить. Сам того не осознавая, взрослый дает малышу образцы взаимодействия с людьми (знакомыми и незнакомыми) и животными в различных местах и ситуациях. Чем чаще демонстрируется образец, тем он привычнее, чем привычнее, тем быстрее принимается малышом как естественный, поэтому взрослому следует задуматься, понятна и приятна ли малышу его речь, интонация; реагирует ли он на обращение родителя и как это делает; какой речевой фон привычен для ребенка, а какой необычен (например, малыш привык к громкому голосу, к постоянным окрикам и одергиваниям, а вот тихий голос ему не знаком).

Нами предлагаются выработанные в процессе практической работы правила для родителей, которые намерены изменить или грамотно выстроить эффективное общение с собственным ребенком.

Развитие умения вступать в диалог

• Сопровождайте любые свои действия несколькими простыми фразами.

• Для привлечения внимания ребенка называйте его имя и обязательно дожидайтесь реакции ребенка в виде взгляда или отклика. Разговаривая с ребенком, не теряйте контакта глазами, улыбайтесь и нежно прикасайтесь к нему.

• Давайте ребенку время, чтобы ответить вам. Настройтесь на медленный, постепенный процесс. Засекайте время реакции ребенка. Скачок с 30 на 20 секунд можно считать очень существенным, но его легко не заметить.

• Показывайте ребенку, как вы радуетесь, когда он смотрит на вас и реагирует на ваши слова. Ребенок должен знать, что общение — дело благодарное.

• Отвечайте на любые звуки, произносимые малышом. Старайтесь чаще повторять эти звуки — это заложит основу для соблюдения очередности в разговоре.

• Повторяйте за малышом все произносимые им звуки с его же интонацией — это создаст видимость диалога и поможет установлению взаимопонимания.

Развитие умения соблюдать очередность

• Для закрепления умения очередности делайте весомые паузы и выжидательно смотрите на ребенка, как бы предлагая вступить в разговор (или сымитировать вас).

Направляйте умения очередности ребенка в играх типа: «ку-ку!», «телефон», «мне—тебе»,строительство башни и т. п. Не упускайте возможность продемонстрировать ваше единство: «Это — мне, а это — тебе. Я говорю «алло!», теперь ты говори. Ку-ку — где малыш? Ку-ку — вот он! Ку-ку — где мама? Ку-ку — вот она» и пр.

• Продемонстрируйте опыт очередности на игрушках, например, кормление по очереди, надевание предметов одежды и т. д. Проговаривать все ваши действия нужно обязательно!

• Начните с тех звуков и действий, которые малыш уже может производить.

• Копируйте вашего ребенка, проводя упражнения в игровой форме.

• Давайте ребенку время на ответ. Иногда ребенок подражает в особой ситуации непроизвольно: засыпая, в игре, на прогулке и т. д.

• При необходимости помогайте ребенку, дополнительно может понадобиться и физическая помощь: сделать движение совместно с ребенком, его рукой; содействовать произнесению нужного звука с помощью ваших рук.

• Сопровождайте звуки действиями, закрепляя игру многократными повторами.

• Вводя новые звуки, связывайте их с игрушками, с игровыми действиями.

Новый звук или действие следует представлять ребенку в течение минимум двух недель и только после этого переходить к другому.

Развитие умений пользоваться навыками общения в повседневной жизни

Умение требовать:

• Расставьте любимые игрушки ребенка или предметы обихода так, чтобы он не смог до них дотянуться и возникла потребность прибегнуть к вашей помощи. Дождитесь звука или жеста. Выражением радости продемонстрируйте малышу, что вы его поняли.

• Делая для малыша то, что он любит, попробуйте прервать это занятие на середине и задайте ему вопрос: «Хочешь еще?» Дождитесь знака или звука с его стороны.

• Нередко ребенок волнением и криком показывает, что ждет от вас помощи. Дайте возможность ребенку поуправлять своим криком. Задавайте ему вопросы и дождитесь реакции ребенка на ваши предложения.

Умение отказываться:

• Если малыш начинает плакать и отворачиваться от чего-то, чего не хочет, привлеките его внимание к себе. Покажите жест отрицания или скажите «нет», «не надо».

• Важно предоставить ребенку возможность не согласиться с вашими словами.

V • Попробуйте неправильно назвать игрушку или предмет. Если ребенок не заметил вашу ошибку, исправьте ее сами, сопровождая словом-отрицанием «нет».

Умение здороваться и прощаться:

11 • День за днем используйте одни и те же слова и жесты для обозначения приветствия и прощания. Дожидайтесь от ребенка ответной реакции, хотя бы взглядом.

Умение делиться информацией:

• Старайтесь использовать любую возможность для того, чтобы показать малышу какие-либо вещи и назвать их. Если малыш тянется

к какому-либо предмету — назовите его. Если ребенок уверенно показывает на какую-либо вещь, дайте возможность назвать ее самому ребенку.

• Вопросы «Что это?», «Что случилось?» не только позволят ребенку что-то сказать вам в ответ, но и подскажут ему, как можно обратиться с вопросом.

Умение давать:

• Для начала следует учить ребенка давать предметы в ответ на соответствующую просьбу.

• Чтобы помочь ему делать это без просьбы, нужно подключить к игре «Дай и на» всех членов семьи, используя многочисленные игрушки и предметы.

У • Научить ребенка делать что-либо для других помогут ролевые игры: предложите малышу кормить игрушку или по очереди причесывать куклу. При необходимости можно помогать ребенку физически и предлагать ему также помогать и вам.

Читайте также:  Развитие недоношенного ребенка в один год

Игра со звуками:

• Покажите ребенку, какие звуки можно использовать в игре и в повседневной жизни:

— ассоциирующиеся с ударом, хлопком, стуком, звонком, движением механизмов: «бах», «бум», «хлоп» и пр.

— звукоподражание: голоса зверей, природных явлений и шумов (капли дождя, шум грома, вой ветра, шелест листьев и пр.).

Несколько правил, важных для успешного развития навыков общения у ребенка

• Давайте малышу время на ответ — это его шанс проявить самостоятельность, быть довольным собой.

• Слушайте. и ждите.

• Сделайте интересы ребенка отправной точкой обучения: интересы и потребности ребенка стимулируют его развитие.

• По очереди с ребенком совершайте различные действия, мимические движения, произносите доступные малышу звуки. Сделайте ребенка полноправным партнером в игре и общении.

• Копируйте малыша и побуждайте его копировать вас.

• Не стремитесь предугадывать и немедленно выполнять все желания ребенка. Помогайте ему выражать его потребности в процессе общения.

• Покажите малышу, насколько ценно и полезно общение с вами как с практической точки зрения (достижение желаемого через речевые сигналы, так и в эмоциональном плане (получение удовольствия, удовлетворения от того факта, что его поняли, приняли).

Как известно, движущей силой развития ребенка до трех лет являются социально-эмоциональное общение с взрослым и игровая деятельность.

Если в общении с взрослым окружением ребенок получает необходимый социальный опыт в виде нерефлексивно усваиваемых норм, правил, клише и шаблонов деятельности, то в игре малыш проявляет интерес, любопытство через манипуляцию и предметные действия и, главное, с удовольствием познает качества, свойства, различные характеристики окружающего его мира.

Нередко приходится выслушивать жалобы родителей на то, что ребенок не умеет, не хочет и даже не любит играть. Что ж, возможно у малыша имеются проблемы с игровой деятельностью. В таком случае взрослый должен взять на себя инициативу и по возможности передать малышу (в виде образцов, примеров, клише и т. п.) все прелести игровой деятельности — от замысла до желаемого результата, от нетерпения созидания до азарта разрушения. Стоит только вспомнить это волшебное, манящее и затягивающее чувство игры и донести его до малыша.

Однако следует напомнить некоторые «взрослые» правила детской игры, которые регламентируют вмешательство взрослых и способствуют поддержанию свободы ребенка.

Уважаемые взрослые! Не мешайте детям играть!

Для полноценного развития ребенку не требуется как можно раньше

научиться читать — ему нужно вовремя и с удовольствием начать играть!

Простые правила для совместной игры:

• Ваши чувства по отношению к ребенку гораздо важнее, чем «правильная» игра — не ограничивайте ребенка в выражении различных чувств, пусть даже очень шумных или агрессивных.

• Игрушки для игры отбирает сам ребенок. Не навязывайте свой выбор — это ведь только ваш выбор.

• Не бойтесь шумной игры — шум останется в игре, когда вы об этом скажете ребенку.

• Не возлагайте на ребенка ответственность за беспорядок — в этом виноват не ребенок, а игра. Научите ребенка «складывать» игру на место.

• Не перебивайте игру взрослыми «умничаниями», не отвечайте на вопросы, которые вам не задавали.

• Ограничения в игре не нужны до тех пор, пока они не нужны. Ограничивайте ребенка спокойно, но твердо. Нарушение ограничений — конец игре!

• Не задавайте вопросов, ответы на которые вы уже знаете. Высказывайте утверждения — это поощряет ребенка на творчество и совместную с вами игру.

Пример: «Это домик?» (Ну, конечно же, домик/). Лучше: «Вот так домик получился! Мне нравится! Научи меня!».

«Бегательную» и «прыгательную» игру лучше всего для ребенка заканчивать на коленях у взрослого под мерное качание и убаюкивание.

Развитие игровых навыков

Если малыш пассивен в игре и предпочитает простые действия (манипуляции, беготню или тихое сидение в уголке, придется приложить усилия:

• Приглашайте малыша поиграть вместе с вами, вовлекайте его в игру, заразите его своей собственной игрой, демонстрируя радость и удовольствие.

• Выбирайте такие игрушки, в которые можно играть вместе: мяч, машинки и куклы, наборы зверюшек, кубики, разборные игрушки и пр.

• Уделяйте ребенку позитивное внимание — поощряйте его самостоятельную игру словесной похвалой, объятиями и поцелуями.

• Не укоряйте ребенка за неумение играть! Поделитесь опытом игры! Покажите, как играют с различными игрушками: возня и валяние в обнимку с игрушками — это игра, перебирание, раскладывание и пересыпание — это игра, катание и перетаскивание — это игра, прятанье и искание — это игра, даже забрасывание и сбивание (например кеглей) — это тоже игра.

Помогите ребенку получить как можно больше стимулирующих ощущений! Перечислим несколько приемов развития чувственной сферы ребенка.

Как воспитывать зрительное восприятие:

• привлекать внимание ребенка к красивым, эстетичным предметам, картинам природы;

• рассматривать эти предметы или явления, эмоционально описывая их, восторгаясь и любуясь ими;

• находить вместе с ребенком подобные предметы на картинках или в действительности, обязательно сопровождать речью свои впечатления: «Ах, как красиво! Какая прелесть!»‘,

• поощрять сосредоточение внимания ребенка на рассматривании окружающего;

Читайте также:  Роль классного руководителя в развитии личности ребенка

• окружать малыша приятными глазу вещами: игрушками и интерьером, гармоничными со средой.

Как воспитывать слуховое восприятие:

• привлекать внимание ребенка к звучащим игрушкам, имитируя их звучание;

• учить малыша в игре распознаванию звуков, издаваемых соответствующими игрушками или предметами;

• читая сказки или потешки, использовать интонацию, тембр голоса и звукоподражание для каждого персонажа;

• создавать приятный музыкальный фон для малыша в определенные режимные моменты (при засыпании, игре, купании и др.);

• разговаривая с малышом, использовать спокойные, ласковые интонации без излишне высоких или низких звуков, вскрикиваний, иногда переходить на шепот, привлекая ребенка к прислушиванию.

Как воспитывать тактильное восприятие:

• привлекать внимание ребенка к получению приятных ощущений от соприкосновений с меховыми, шелковыми, атласными или шерстяными материалами;

• ощупывать вместе с ребенком поверхности различных предметов и описывать их качества (гладкое, шершавое, колючее, мягкое и пр.);

• играть в игры-«шуршалки» с мелкими или сыпучими предметами и материалами: фасолью или бобами, пуговицами или большими бусинками в коробке, крупным песком и пр. (Играть в «шуршащие» игры нужно обязательно вместе с малышом во избежание неприятностей в виде проглоченной пуговицы или попадания песка в глаза ребенка. Кроме того, познание свойств сыпучих и шуршащих материалов, а также воды может при бесконтрольности процесса эмоционально растормозить ребенка, ввести его в состояние, близкое к азарту разрушения. Напротив, совместное с взрослым и в диктуемом им медленном темпе манипулирование веществами дает замечательный тонизирующий и расслабляющий малыша эффект.)

Все перечисленные направления и приемы чувственного развития не исчерпываются приведенным списком и, как правило, пополняются самими родителями по мере их воплощения в повседневную жизнь.

Источник

Елена Любимцева
Методические рекомендации для родителей по развитию предметных действий у детей раннего возраста

Ребенок изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию!

В дошкольной педагогике это называется, предметно-манипулятивная деятельность – это ведущий вид деятельности у детей с 1 года до 3лет. Она не имеет конкретной цели, для ребенка ценны сами по себе действия, т. е. манипуляции с предметами. Знакомясь с предметом, ребенок выделяет его качества, признаки и свойства, следовательно, развивается восприятие. Он запоминает предметы, действия с ними и их названия, а значит, развивается память и речь. Предметно-манипулятивная деятельность обеспечивает развитие мышления и формирование мелкой моторики рук, т. к. пытаясь понять, как действовать с предметом, ребенок размышляет и практически действует с ним. Манипулирование и экспериментирование с предметами сопровождается разнообразными эмоциональными проявлениями, значит, наряду с предметным происходит эмоциональное освоение мира (удивление или страх перед неизвестным, радость от получившегося и обида от неудавшегося действия).

Таким образом, в ходе предметно-манипулятивной деятельности создаются наиболее благоприятные условия для развития важнейших способностей, умений и личностных качеств ребенка, речи, мышления, познавательной активности, целенаправленности и самостоятельности.

Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Важно помнить, что «на предмете не написаны ни его общественная функция, ни способ его рационального использования». Об этом ребенок может узнать только от взрослых.

Поэтому главная задача взрослых – создание оптимальных условий для обогащения и развития разнообразных действий с предметами.

• Прежде всего, помогите ребенку освоить культурно нормированные, практические и орудийные действия. Научите его правильно пользоваться различными предметами домашнего обихода (есть ложкой и пить из чашки, застегивать пуговицы, причесываться расческой, игрушками, специально созданными для овладения орудийными действиями (лопаткой, молоточком и др.) Следует помнить, что овладение предметными действиями требует от ребенка настойчивости и самостоятельности, а, следовательно, развития произвольности. Полученный правильный результат дает малышу возможность почувствовать свою умелость, уверенность в себе, ощутить себя причастным к делам взрослых. Таким образом, обучая ребенка культурным способам взаимодействия с предметным миром, вы не только формируете у него навыки самообслуживания, но и воспитываете личность.

• Богатая и разнообразная предметная среда стимулирует малыша к различным движениям и действиям, способствует обогащению чувственного опыта, развитию мышления. У ребенка должны быть игрушки, выполненные из разного материала (дерева, пластмассы, металла, ткани, резины, меха и др.) и имеющие разные размеры, фактуру, цвет, звучание, стимулирующие разные виды действий (матрешки, пирамидки, совочки, формочки, заводные игрушки); игрушки для бросания, катания (мячи, машинки, тележки); предметы и приспособления для развития разнообразных движений кисти руки и пальцев (бусины, катушки, веревочки, крючки, конструкторы, игрушки, имитирующие бытовые предметы. Необходимо предостеречь родителей, что все их попытки приобщить малыша к предметной деятельности, путем простого насыщения его любопытства все новыми и новыми игрушками совершенно бесперспективны. Даже самые красочные и дорогие игрушки лишь ненадолго займут внимание ребенка, но ничему его не научат без помощи взрослого. Рано или поздно вы можете столкнуться с такими тревожными симптомами, как сниженная любознательность и активность, замедление темпов развития общения, задержка в возникновении активной речи, слабая сформированность волевых процессов.

Следующая ваша задача – развитие у ребенка познавательной активности, создание условий для ознакомления его с окружающим миром, обогащения впечатлениями и экспериментирования.

• Совместная деятельность не должна навязываться ребенку. Обязательно откликайтесь на просьбу малыша о помощи, подключайтесь к его игре, помогайте преодолевать затруднения. При этом не ограничивайте инициативу малыша. Ограничение должно касаться только опасных для жизни и здоровья ребенка объектов и действий. Главное – пробудить интерес ребенка к разнообразным действиям и поддержать его желание действовать.

Читайте также:  Нормы развития ребенка от рождения до года

• Хвалите, равно как и порекайте! Как показывают исследования, если подмечать только успехи малыша, игнорируя его промахи, то действие такой программы оценивания довольно благотворно. Малыш обретает уверенность в себе, раскованность, он не боится поражений, и его предметные действия получают интенсивный толчок к развитию. Однако, если отрицательную оценку не вводить в течение долгого времени, малыш начинает терять четкие ориентиры правильного и неправильного действия, перестает замечать свои ошибки и требует от взрослого признания за любое, даже ошибочное действие.

• Непременным условием благополучного познавательного развития ребенка является организация разных видов детского экспериментирования. Для этого оборудуйте специальный уголок для игр с водой, сыпучими, изобразительными материалами, интересными для исследования и наблюдения предметами. Сминая пластилин, разрывая бумагу, ощупывая предметы разной фактуры и плотности, ребенок будет познавать разнообразные свойства и качества объектов и материалов. Разбирая и собирая игрушки и бытовые предметы, малыш получит представление о том, как они устроены. Проводя шарики по лабиринту, пытаясь открыть коробочку со сложным запором, ребенок решает самые настоящие мыслительные задачи. Побуждайте его к самостоятельному экспериментированию. С этой целью полезно использовать различные «загадочные» предметы: музыкальные шкатулки, калейдоскоп, игрушки с разнообразными пусковыми механизмами, детский бинокль, лупу и др. Можно и самим изготовить «игрушку с секретом», положив в прозрачную коробочку (для духов, сувениров, дисков) или в пенал маленькую игрушку. Особый интерес детей вызывают бытовые приборы, открывающие богатые возможности для разнообразных манипуляций (часы, диктофон, радиоприемник, фотоаппарат, телефон и пр.). С этими предметами ребенок может действовать под контролем взрослого. Исследовательский интерес ребенка можно пробудить, демонстрируя яркие необычные эффекты, организуя экспериментирование с зеркалом, магнитом, электрическим фонариком (пуская солнечных зайчиков, прикладывая магнит к игрушкам из различных материалов, освещая фонариком разные предметы и т. п.).

• С детьми можно и нужно экспериментировать на прогулке, где много природного материала. Например, камешки часто встречается на прогулке, на дне аквариума. Попадая в воду, камешек меняет цвет — становится темнее. Камешек в воде тонет, а есть камни, которые плавают (туф, пемза). А если камешки собрать в жестяную банку, ими можно погреметь. Их можно бросать в цель (в пластиковую бутылку, попадать внутрь ведерка). Камешки интересно собирать в ведерко, а потом считать, рассматривать цвет. Гладкие камешки приятно катать между ладоней. Их можно исследовать на шероховатость, искать в них трещины, делать гвоздиком царапины. Если на камешки капать соком из лимона, то можно увидеть, как некоторые из них шипят. Косточки от фруктов и крупа, положенные в банки, бутылки издают разные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости. Такое упражнение развивает мелкую моторику рук. Сухие травы, цветы, сухофрукты хороши для развития обоняния. Их можно нюхать, а также использовать для изготовления поделок.

• К трем годам у ребенка складывается определенное представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать его действия («хочу построить гараж»). Но малышу нужно помогать «удерживать» цель, направлять его на достижение желаемого результата. Например, если малыш захотел по картинке выложить узор из мозаики, рассмотрите вместе с ним образец, спросите, какие для этого понадобятся детали, куда их нужно будет положить. По окончании работы очень важно похвалить ребенка, зафиксировать результат его деятельности. Нацеленность на результат, настойчивость и самостоятельность в достижении цели является важнейшей характеристикой не только деятельности ребенка, но и его личности в целом.

О самом главном. Ребенок – пытливый исследователь — практик, и пройти этап «разбора» многих предметов для него просто необходимо, поэтому не огорчайтесь и тем более не ругайте его за сломанные или разобранные результаты вашего совместного с ним труда. Зато ваш малыш понял: если вещь так легко собрать, значит, она запросто разбирается, и он доведет исследовательскую деятельность до логического завершения: изучит свойства материалов, сильно сдавив предмет, порвав, смяв или покусав. И очень важно научить ребёнка умению смотреть и видеть, слушать и слышать, видеть необычное в обычном, умению удивляться и задавать себе вопрос: «Почему?» Помните, что без вашей помощи малышу будет очень трудно, а порой даже невозможно!

Список рекомендуемой литературы для родителей

1. Галанов А. С. – «Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет» — М.: Арни, 2000г.

2. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. – «Кроха» — пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до 3 лет – М.: Просвещение, 2001г.

3. Козак О. Н. Игры и занятия с детьми от рождения до трех лет. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 96 с.

4. Павлова Л. Н. – Развивающие игры и занятия с детьми от рождения до 3 лет – М.: Мозаика-синтез, 2005г.

5. Павлова Л. Н., Пилюгина Э. Г., Волосова Е. Б. – Раннее детство: познавательное развитие от 1 года до 3 лет – М.: Просвещение, 2003г.

6. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию. – М.: Просвещение, 1983г.

Источник