Рекомендации родителям по развитию познавательной активности ребенка

Рекомендации родителям по развитию познавательной активности ребенка thumbnail

Рекомендации родителям  по организации познавательной деятельности детей.

Познавательное развитие ребёнка дошкольного возраста предполагает:

 Становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе;

Формирование умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нём;

Формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы с информацией; развитие интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);

 Развитие речи как средства передачи информации и активизации мышления;

Развитие восприятия.

В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширение его кругозора, информированности об окружающем его предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени; развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования:

  • Живые объекты, природа:различение живого и неживого,бережное и уважительное отношение к живому,готовность заботиться о ком-то или о чём-то;
  • Представления о правилах безопасности поведения;
  • Неживые объекты, предметы:орудия труда, инструменты – взрослые показывают ребёнку, как ими пользоваться;
  • Технические средства, включая средства передвижения, — знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;
  • Игрушки – ребёнок использует их по своему усмотрению;
  • Материалы (конструкторы, изоматериалы и т. п. – ребёнок исследует и использует их самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;
  • Эстетические объекты – рассматривание объектов, бережное к ним отношение.
  • Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).
  • Впечатления, восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они могут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребёнка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

1.  Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы всё обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

2.  Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

3.  Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?».

4.  Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

5.  Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «навырост».

6.  По возможности больше путешествуйте с ребёнком.

7.  Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

8.  Ходите с ребёнком в музеи.

9.  Проводите совместные наблюдения и опыты.

10.  Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

11.  Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Источник

зинаида монгуш
Рекомендации для родителей «Как организовать познавательную деятельность детей»

Рекомендации для родителей «Как организовать познавательную деятельность детей»

Познавательноеразвитие ребенка раннего и дошкольного возраста предполагает:

— становление и укрепление общей познавательной мотивации, которая является основной основой формирования учебной мотивации на этапе подготовки ребёнка к школе;

— формирования умения ставить перед собой цели исследования окружающего мира и поиска дополнительной информации о нём;

— формирование специфических способов познавательной деятельности: навыков экспериментирования, первичных навыков работы информацией; развития интеллектуальных операций (формирование основ логического мышления);

— развитее речи как средства передачи информации и активизации мышления;

— развитие восприятия.

В процессе познавательного развития ребёнка происходит расширения его кругозора, информационности об окружающем предметном мире, о живой природе и других людях, о пространстве и времени, развиваются мышление и речь, формируются индивидуальные интересы.

Различные объекты познания предполагают различное к ним отношение и различные способы их исследования.

Живые объекты,природа:

— различение живого и неживого;

— бережное и уважительное отношение к живому;

-готовность заботиться о ком-то или чем-то;

— представление о правилах безопасного поведения.

Неживые объекты,предметы:

— орудия труда, инструменты — взрослые показывают ребёнку, как им пользоваться;

— технические средства, включая средства передвижения,- знакомство с их устройством, правилами эксплуатации и пользования;

— игрушки — ребенок использует по своему усмотрению;

— материалы (конструкторы, изо материалы и т. п.) — ребенок исследует и использует самостоятельно, взрослый может показать некоторые их свойства и возможности;

— эстетические объекты — рассматривание объектов, бережное к ним отношение.

Способы и приёмы действий (технологии).

Отношения людей, чувства. (Они вызывают наибольший интерес у детей в старшем дошкольном возрасте).

Впечатления,восприятие: цвет, звуки, фактура материала, вкус, запах.

От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребёнка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.

Методические рекомендации по организацииразвивающей среды в семье:

1. Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми.

2. Любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

3. Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.

4. Задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

5. Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.

6. Отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».

7. По возможности много путешествуйте с ребёнком.

8. Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

9. Ходите с ребёнком в музеи.

10. Проводите совместные наблюдения и опыты.

11. Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

12. Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

Рекомендации по возрастным группам

Создание предметной среды 5-7 лет

В развивающую среду должны входить:

— глобус, физическая карта мира и Украины, политическая карта мира;

— разнообразные коллекции;

— измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

— азбуки картинные, книги для первого чтения;

— авторские сказки;

— былины, мифы, легенды;

познавательные видеофильмы, телепередачи, слайды и соответствующие приборы для их показа;

— детский фотоаппарат с запасными цветными фотоплёнками, фотоальбом;

— детский микроскоп, наборы «Юный химик», «Юный физик»;

— часы настенные и календарь;

— настольно-печатные игры – лото, пазлы;

— настольные игры – домино, шашки, шахматы;

— чистые листы белой бумаги, фломастеры, краски акварельные и карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

— оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Уважаемые родители!

Читайте также:  Роль пальчиковой гимнастики в развитии ребенка

Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. Он сам, например, может дознаться, какие предметы тонут, а какие будут плавать. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Чем активнее в умственном отношении ребенок, тем больше он задает вопросов и тем разнообразнее эти вопросы. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний проходит через многочисленное «зачем?», «как?», «почему?». Он вынужден оперировать знаниями, представлять ситуации и пытаться найти возможный путь для ответа на вопрос. Мы с вами знаем, что дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Предметная «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к окружающему миру.

В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему в дорогу?».Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня – творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением. Поэтому необходимо ребенка «учить сомневаться». Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания. Ребенок может услышать и запомнить, а может и понаблюдать, сравнить, спросить о не понятном, высказать предложение.Например: металлические предметы тонут,но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов, дети могут поразмышлять над этим вопросом. Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес.

Роль взрослого – поддержать этот интерес с помощью разнообразных методов и приемов.

Общение и совместная деятельность со взрослыми развивают у ребенка умение ставить цель, действовать, подражая ему. А всовместной деятельностьсо сверстниками ребенок начинает использовать формы поведения взрослых: контролировать, оценивать, не соглашаться, спорить. Так зарождается необходимость координировать свои действия с действиями партнеров, принимать их точку зрения.

В группе мы увлекаем детей в совместный умственный поиск, оказываем им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой. Мы ставим вопросы, которые побуждают детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам. Дети свободно высказывают свои мысли, сомнения, следят за ответами товарищей, соглашаются или спорят.

Успехов всем нам, в нелегком, но благородном деле воспитания умных детей!

Источник

Рекомендации родителям по развитию познавательных процессов

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

ПО РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ

Учите ребенка:

* Сравнивать и сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.

* Описывать различные свойства окружающих его предметов.

* Узнавать предметы по заданным признакам.

* Разделять предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных признаков.

* Находить противоположные по значению понятия.

* Определять родовидовые отношения между предметами и понятиями.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, общение — все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, классификация, установление причинно-следственных связей, понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и т.д.

Развитие внимания

Внимание — это проявление избирательной направленности процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.

У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.

Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем, концентрация, распределение и переключение, устойчивость.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОЦЕССОВ ВНИМАНИЯ

— Все свойства внимания значительно развиваются в результате упражнений:

— выкладывания узора из мозаики;

— выкладывания фигуры из палочек по образцу;

— исключения лишнего;

— нахождения различий в двух похожих картинках;

— нахождения двух одинаковых предметов среди множества;

— нанизывания бусинок по образцу;

— срисовывания по клеточкам;

— нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).

При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.

— Устраните отвлекающие факторы.

Развитие памяти

Память можно определить как способность к получению, хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.

Память бывает произвольной (сознательное запоминание информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).

Память бывает кратковременной (точное воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного предъявления информации) и долговременной (воспроизведение информации через достаточно длительное время).

В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.

Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.

Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.

Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала, не вызывающего у него интереса.

Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы, которые помогают лучше запоминать.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПАМЯТИ

* Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему понятен.

* Время для изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.

* Попросите ребенка выученный материал повторить на второй день.

* При заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.

* Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.

* При появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.

Развитие восприятия

Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.

Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика роль взрослого, который специально организует деятельность учащихся по восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ

Научите ребенка:

* Различать цвета и их оттенки.

* Различать форму предметов и геометрические фигуры.

* Делить геометрические фигуры на 1, 4 равные части.

* Сравнивать предметы по величине (длине, ширине, высоте).

Читайте также:  Раннее развитие ребенка от 1 года в королеве

*Выражать словами, какой предмет больше (меньше), длиннее (короче), выше (ниже),

шире (уже).

*Сравнивать до 10 предметов, различных по величине.

*Измерять длину предметов с помощью условной мерки (нитки).

* Различать и называть части суток, их последовательность.

* Понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. Знать дни недели, месяцы года.

Таким образом, развивая у ребенка интеллектуальные и коммуникативные способности, вы помогаете ему быстро и безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения в классе, распорядка дня.

Взято из сайтов интернета

Источник

Рекомендации психолога родителям

по развитию познавательной сферы детей

Внимание

  1. В каждое занятие включайте упражнения, которые широко представлены в литературе для педагогов и родителей.

  2. Включайте в занятия задачи, требующие длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, прослушать и пересказать сказку т.д.

  3. Чаще предлагайте детям, особенно с низким показателем развития внимания, упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркивать карандашом все буквы «а», пытаясь не пропускать их.

  4. Используйте дидактические игры с четко выраженными правилами.

  5. Регулярно включайте детей в выполнение задач по предварительно разработанному плану действий. Можно выполнять здания из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаете словесно или с помощью схемы.

  6. Тренируйте детей в пересказе рассказов, сказок по схематическим планам, составленным вами.

  7. Предлагайте детям: повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами; незаконченные фразы, которые нужно закончить; вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, кто старается чаще отвечать на них.

  8. Учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей или чужой работы, находить и исправлять ошибки.

  9. На уроках в школе от детей потребуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания можно сформировать с помощью двигательных упражнений. Ребенок должен начинать, выполнять и заканчивать свои действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать т.д..

  10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля — такой подход сделает занятия увлекательными для детей, что само по себе будет способствовать организации их внимания. 

Память

  1. Объясняя детям новый материал и повторяя пройденный, сочетайте словесное пояснение с наглядностью или с изображением тех предметов или явлений, о которых идет речь, используйте рисунки, таблицы, схемы (особенно для детей с хорошей зрительной памятью).

  2. К детям с недостаточно хорошо развитой слуховой памятью необходим индивидуальный подход: опора не только на слух, но и на другие органы чувств (зрение, обоняние, осязание).

  3. Для улучшения процесса памяти воспитывайте у детей приемы осмысленного запоминания, умения: анализировать, выделять в предметах связи, признаки, сравнивать предметы и явления между собой, находить в них сходства и различия; осуществлять обобщения, сочетать различные предметы по каким-либо общим признакам; клас-сификувать предметы и явления на основе обобщения; устанавливать смысловые связи между предлагаемыми объектами для заучивания и окружающими предметами.

  4. Включайте игры и упражнения для развития памяти в каждое занятие.

Мышление

Речь

Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Самые распространенные из них — анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение, классификация. Чаще всего, большинство из них не осознаются. Поэтому для того, чтобы ребенок активно владел умственными операциями, их надо выделить, довести до уровня осознания и специально научить.

  1. Включайте в занятия задания на: сравнение пары предметов или явлений — нахождение сходства и различий между ними; классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам; нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с другими; составление целого из частей (разрезные картинки); последовательное разложение картинок и составление рассказа по ним; осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его); задания на сообразительность, логические рассуждения и т.д..

  2. Занятия по рисованию, лепке, изготовлению различных изделий должны не только включать копирование образца и отработки отдельных графических навыков, но и развивать умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, представлять.

  3. Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных, социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книги, анализируя поведение людей.

  4. С целью развития речи: после чтения вслух сказок, рассказов, просите детей пересказать услышанное, ответить на вопрос, задать свои; развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, по плану, по теме; помогайте детям делать выводы, рассуждения, делать умозаключения; учите детей доказывать свое мнение, выражать его. На занятии должен звучать не монолог воспитателя, а диалог с ребенком или группой детей. 

Мелкая моторика

Развитие мелкой моторики находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Поэтому желательно ежедневно делать такие упражнения: катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики; разминать пальцами пластилин; сжимать и разжимать кулачки, при этом можно воображать, будто кулачок — бутон цветка (утром он проснулся и раскрылся, а вечером заснул — закрылся, спрятался); делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь; двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу: сначала медленно, будто кто-то крадется, а потом быстро, как будто бежит (упражнение проводится сначала правой, а затем левой рукой); показывать отдельно только один палец — указательный, затем два — указательный и средний, далее три, четыре и пять, показывать только один большой палец отдельно; барабанить всеми пальцами обеих рук по столу; махать в воздухе только пальцами; кистями рук делать «фонарики»; хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе; собирать все пальчики в пучке; нанизывать крупные пуговицы, бусины, шарики на нить; наматывать тонкую проволоку в цветной обмотке на катушку, на собственный палец; связывать узлы на толстой веревке, шнуровке; застегивать пуговицы, крючки, молнии, кнопки, замочки, закручивать крышки, заводить механические игрушки ключиком.

Рекомендации относительно эмоционально-личностных проблем

Упрямство, капризы, непослушание, духпротиворечия

  1. Как только ребенок начинает капризничать, обнимите его, убедите в своей любви и постарайтесь отвлечь от каприза.

  2. Если не удалось это сделать, оставьте его в покое, не обращайте на него внимания, не берите в этой сцене участия. Сохраняйте спокойствие и безразличие, чтобы ребенок не делал.

  3. Если ребенку когда-либо удалось добиться своего с помощью прихоти, он будет делать это постоянно.

  4. Когда ребенок успокоится, ласково поговорите с ним. Скажите ему, как вас огорчило его поведение, выразите уверенность, что в дальнейшем он будет вести себя лучше.

  5. Дети не умеют управлять ни своим возмущением, ни чувством вины. Поэтому нельзя проявлять после истерики ребенка недовольство, ругать и упрекать его, угрожать наказанием, а лучше сказать ему, что он уже достаточно наказал себя, и показать, что, несмотря ни на что, вы его любите.

  6. Ребенок гораздо охотнее примет указания, радостно выполнит их, если убежденный в том, что его любят.

  7. Постарайтесь поменьше читать мораль, устанавливать запреты, указывать, наказывать, давить и побольше проявляйте тепла, доброжелательности, спокойствия, терпения, ласки, снисходительности, даже ценой некоторых компромиссов.

Негативистская демонстративность поведения

Подобное поведение обусловлено нарушением отношений со взрослыми. Для таких детей характерна демонстративность в сочетании с переживанием дефицита общения, внимания, высоких оценок. Рекомендуется четкое распределение, регуляция родительского и воспитательского внимания к ребенку по формуле: «уделять ему внимание не тогда, когда он« плохой », а когда он хороший». Основная рекомендация: открытое, доверительное общение в те минуты, когда ребенок спокоен, уравновешен, делает то, что нужно (или, по крайней мере, то, что можно).

Читайте также:  Мадоу центр развития ребенка детский сад 394 пермь

Агресивность 

Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке — проявлять к нему любовь. Агрессивная реакция — это реакция борьбы. Она состоит из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Отчаяние, раздражение, сожаление, нетерпение взрослые выражают драматичнее и убедительнее, чем любовь, поэтому, если ребенок видит у взрослых людей, которые регулярно приглушают его, он непременно становится злой и агрессивной. Свою агрессию ребенок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям, животным. Если ребенок был слишком избалованный в первые 3-4 года жизни, то его психическое развитие замедляется, и тогда всякое изменение отношение к нему вызывает агрессивные действия. Только одно ласковое слово может снять злобу ребенка. Нужно, чтобы она чувствовала себя принятой и любимой, нужно понять причины протеста и сопротивления и удалить их. Необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера дома и в группе, потому что за агрессией стоит ощущение опасности, угрозы внешнего мира. Очень важно давать выход агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластилин, делать безобидные разрушительные действия. После этого полезные успокаивающие занятия типа игры с песком, водой и (или) релаксация. Если возмущение ребенка постоянно приглушается, то оно накапливается и проявляется часто лишь в зрелом возрасте, когда невозможно выявить причины, потому что агрессивность уже выливается в другие формы.

Повышенная двигательная возбудимость (гиперактивность)

 Если ребенок чрезмерно подвижный, если у него часто меняется настроение, если она страдает энурезом, грызет ногти, сосет палец, плохо спит — все это признаки нервного напряжения. Причины: неблагоприятная обстановка в семье, чрезмерная требовательность, строгость, принципиальность родителей или других взрослых, их грубость или непоследовательность поведения; грубые родовспомогательные процедуры, родовая травма, раннее повреждение головного мозга; реакция детей на запреты бегать, лазить, прыгать, переходящий в тревожное состояние, раздражительность. Крики, одергивание, недовольство и раздражение взрослых в такие минуты, попытки утихомирить ребенка дают прямо противоположный эффект, потому что это именно те ​​меры, которые вызывают у ребенка желание двигаться еще больше. Лучший способ — срочно найти любое занятие, связанное с движением, игру, которая требует больших физических усилий, так как чрезмерной подвижностью ребенок пытается разрядить нервное напряжение. В общении с такими детьми сочетайте твердость и последовательность с теплотой и доброжелательностью.

 Робость, тревожность, отгороженность, барьеры в общении

Найдите любую отрасль реальных успехов, подчеркнуто выделяйте деятельность, в которой ребенок успешный, может самореализоваться, самоутвердиться, переживать успех и связанные с ним положительные эмоции, обрести утраченную веру в себя. НЕ раздражайтесь через медлительность (такие дети вследствие тревожности робкие, заторможенные, проявляющееся в замедленности моторики, психических реакций). Не делайте за ребенка то, что он в силах сделать сама. Привлекайте его к играм, развивающим движение, ловкость, скорость реакции. Особое внимание уделяйте воспитанию у ребенка самостоятельности и инициативы, так как его активность невысока и он склонен делать то, что ему предложат. С этой целью используйте коллективные игры, чаще предлагая ребенку исполнение ролей, требующих принятия каких-либо решений, активного речевого общения с другими детьми (например, роль капитана корабля, врача и т.д.). Привлекайте ребенка к частым выступлениям перед детской и взрослой аудиторией (чтение стихов, роли в спектакле, танцевальные игры). Для развития крупных движений добивайтесь повышения двигательной активности ребенка. При этом не нужно привлекать его к участию в спортивных занятиях: неудачи могут отпугнуть его от физкультуры. Полезны физическая зарядка, шуточные, подвижные игры. За тревожностью может стоять недостаток эмоциональной поддержки со стороны окружающих. Поэтому прежде всего необходимо создать дома и в группе атмосферу непосредственного эмоционального общения, взаимопонимания, доверия, снимет у ребенка чувство тревожности перед взрослыми и детьми, и поможет ему свободно проявлять свое «Я». Если ребенок будет уверен в любви и поддержке родителей, если дом будет для него безопасным островом, а родители, независимо от его успехов, верить в него — он почувствует себя спокойнее и с другими людьми.

Эгоизм, жадность

Эгоизм обычно связывают с избалованностью детей. Но это далеко не единственная причина. Эгоистичными растут не только избалованные дети, но и дети, лишенные любви и заботы. Жестокость или равнодушие к ребенку приводят к тому, что у него вырабатывается враждебное, недоверчивое, оборонное отношение к людям и окружающей среды: она замыкается в себе, растет тревожным, агрессивным, тяжелым в общении. Ребенок неправильно будет расценивать владение вещами и станет эгоистом в том случае, когда его уверенности в себе будет угрожать потеря родительской любви. Он может иметь множество игрушек и быть при этом недоверчивым эгоистом, его неумение поделиться чем-либо с другими может быть истолковано как знак недоверия, потому что вырос он только снаружи, окружая себя игрушками как суррогатом теплых чувств, которых у него не было или было мало. В перевоспитании эгоистических детей нужно руководствоваться «историей болезни». Одно дело — избалованные дети — дети-потребители. Нужно учить их считаться с другими людьми и их недостатками, воспитывать в них доброту и отзывчивость. Не ставьте ребенка в исключительные условия, учите его делиться всем, что у него есть, разделяйте все поровну между всеми членами семьи. Совсем другое дело — ребенок травмированный, тревожный, лишенный ласки и любви. Такому ребенку нужно открыть мир добрых отношений, любви и уважения, ему необходимо пережить успех, получить одобрение. Когда в детскую коллекцию каких-либо вещей, игрушек взрослые добавят свое время и самих себя, то окажутся в этой коллекции наибольшей ценностью, значение же других вещей померкнет, и ребенок постепенно станет все более великодушным и все менее эгоистичным. Внимание и любовь необходимы всем детям так же, как свет и тепло солнца для всего живого. Но любовь не должна быть слепой, она требует разумности, мудрости, проявляющейся в сочетании уважения, доброты и требовательности, ласки и строгости.

Ребенок говорит неправду

Дети лгут, чтобы: произвести впечатление и упрочить собственное хорошее представление о себе, добиться похвалы или проявления любви; скрыть свою вину, избежать наказания; выразить свою враждебность. Дети ненавидят вопроса ловушки, заставляющие их выбирать между ложью и горькой правдой. Если вы знаете ответ, не ставьте вопросов. Не провоцируйте новую ложь. Иногда сам характер вопроса заставляет ребенка врать, а это наносит лишний удар по его самолюбию. Лучше сказать, что вам все известно, и объяснить ребенку, что нужно было сделать. Из всех способов прекратить ложь худший — пытаться запугать детей. Бурная негативная реакция на ложь ребенка лишь усилит его потребность лгать. Он почувствует себя еще неувереннее и будет пытаться найти возможность заслужить похвалу, избежать наказаний, упреков. Одновременно его враждебность только усилится ,потому что с ним грубо обошлись. Кроме того, взрослые постоянно путают представление ребенка, прибегая к так называемой «невинной лжи». Ребенок понимает, что в некоторых случаях взрослые говорят неправду, и легко находит себе оправдание, когда сам врет. Чем лучше ребенок будет чувствовать себя в обществе родителей, воспитателей, чем чаще его поощряют за хорошие поступки, тем лучше представление в него сложится о себе самом и тем реже у него возникнет потребность говорить неправду.

Источник