Рекомендации психолога по развитию личности ребенка

Меню
Главная
Авторизация/Регистрация
 
Главная arrowПсихология arrow Влияние семейного воспитания на развитие и формирование личности ребёнка

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Следующая >

Перейти к загрузке файла

Главное назначение семьи — воспитание детей. И прежде чем воспитывать детей надо «воспитывать родителей». «Воспитание родителей» — международный термин, под которым понимается помощь и рекомендации родителям в исполнении ими функций воспитателей собственных детей, родительских функций. Консультации, инструкции, советы и рекомендации нужны не только родителям детей неблагополучных групп, но благополучным семьям — растущие потребности общества предъявляют к семье всё новые требования. При этом считается, что воспитание родителей имеет две основные задачи: «накопление педагогических знаний, необходимых родителям для воспитания детей, и самовоспитание родителей».

Приведём черты характера, которые должны быть присущи родителям, для успешного воспитания детей:

  • 1) терпение — чувство, которое нужно родителям на первых годах жизни их детей, при этом важно здоровье психики и тела не только детей, но и родителей;
  • 2) альтруизм — чувство, которое несёт в себе бескорыстные взаимоотношения детей и родителей (любовь матери). Очень часто ставится знак равенства между материнством и альтруизмом. Но очень часто альтруизм и материнство не являются синонимами, что очень печально констатировать. Важно понимать, что полноценному альтруисту не столь важно награда за его действия, сколько просто простая человеческая благодарность;
  • 3) честность — для того чтобы быть честным, достаточно быть хотя бы по началу честным к себе и к своим действиям, но это довольно не просто. Но в современном мире быть честным не так уж и просто, это нужно осознавать и понять, что вашему ребёнку придётся не сладко. Поэтому, убирайте от себя все проявления самообмана. А ещё, давая некие обещания своим детям, лучше их всё же сдерживать;
  • 4) искренность — не путайте с честностью, с близким, но не одним и тем же понятием, ведь честность это духовная сторона, а искренность — душевная. Поймите для себя, хорошая честность — сердечная честность и это важно в отношениях с вашим чадом. Такова природа, что дети чувствую ложь и не искренность сразу и начинают по просу отдаляться от родителей;
  • 5) ненавязчивость — те люди, которым это чувство присуще забирают у своих детей свободу действий, что не понравилось бы даже и взрослому человеку, не говоря про ранимый детский разум. По опыту жизни, наиболее лучшим вариантом будет не бросаться в какие-то крайности и не быть безразличными, и найти некую золотую серединку, но без фанатизма;
  • 6) уверенность в себе — после выбора подходящей для вас и вашей семьи методики воспитания своих детей, остерегайтесь, что в вашей жизни найдется довольно много недоброжелателей, которые будут ставить вам палки в колёса и переубеждать в правильности и эффективности выбранного вами пути. Помните, если вы для себя решили чётко что-либо, то не нужно никаких сомнений и неуверенности в своих решениях;
  • 7) гибкость психологии — то чувство, которого иногда так не хватает даже самым хорошим и безумно любящим своих детей родителям. Если просто следовать некому набору правил и инструкций, то в итоге ни к чему хорошему вы не придете, получится воспитание «среднего ребёнка» и от этого толку мало и нет вообще необходимости. Для того чтобы такого не случилось и нужно применять психологическую гибкость в своих решениях и поступках по отношению к своим детям;
  • 8) любознательность — воспитание детей должно быть не скучным и грустным, а даже более насыщенным и интересным для родителей и самих детей. Ведь в жизни без интереса, к какому либо делу или занятию ничего получаться особо и не будет, поэтому нужно отбросить от себя чувство необходимости и привить чувство интереса, тогда методика воспитания станет в разы приятнее и эффективнее;
  • 9) чувство юмора — у каждого из родителей в той или иной мере должно присутствовать это чувство. Ведь тем детям, у которых в свое время в детстве не было всякого рода увеселительных и юмористических моментов, можно посочувствовать, и, как правило, всё это может вызвать негативные и неприятные последствия в процессе жизни детей.

Рекомендации родителям по развитию и формированию личности ребёнка

  • 1) принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоятельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему;
  • 2) стремиться понять, о чем он думает, чего хочет, почему ведёт себя так, а не иначе;
  • 3) внушать ребёнку, что он все может, если только поверит в себя и будет работать;
  • 4) не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью: видеть в нём личность, а не объект воспитания;
  • 5) чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребёнка;
  • 6) помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.

Нельзя:

  • 1) рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный;
  • 2) ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его родили и выкормили;
  • 3) использовать ребёнка как средство для достижения пусть самых благородных (но своих) целей;
  • 4) рассчитывать на то, что ваш ребёнок унаследует ваши интересы и взгляды на жизнь;
  • 5) относиться к ребёнку как к неполноценному человеку, которого родители могут по своему усмотрению лепить.

 

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

< Предыдущая

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Следующая >

 

Предметы
Агропромышленность
Банковское дело
БЖД
Бухучет и аудит
География
Документоведение
Естествознание
Журналистика
Информатика
История
Культурология
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Математика, химия, физика
Медицина
Менеджмент
Недвижимость
Педагогика
Политология
Право
Психология
Религиоведение
Социология
Статистика
Страховое дело
Техника
Товароведение
Туризм
Философия
Финансы
Экология
Экономика
Этика и эстетика
Прочее

Источник

Воспитание личности ребенка – это формирование у него таких качеств, как уверенность в себе, чувство собственного достоинства, сильный характер, высокая нравственность. Этот процесс нельзя организовать по какому-либо четкому плану, так как воспитание характера ребенка происходит на протяжении всего периода детства, и в нем участвуют не только родители, но и другие члены семьи. Тем не менее, родителям необходимо знать о принципах воспитания личности ребенка и уделять время формированию в нем положительных качеств.

Как воспитать уверенного ребенка

Воспитание и развитие личности ребенка

Как должно происходить воспитание личности ребенка? Рассмотрим основные принципы, которых следует придерживаться родителям, чтобы их ребенок вырос самодостаточной личностью.

Принятие. Характер ребенка начинает проявляться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно понимать, что каждый ребенок индивидуален, и многое в его поведении зависит от особенностей темперамента. Если родителям хочется видеть своего малыша активным и бойким, а он любит спокойную деятельность, не стоит пытаться переделать ребенка, заставляя его заниматься тем, что ему не нравится. С ранних лет нужно принимать его таким, какой он есть, не сравнивая с другими детьми и уж тем более со своими представлениями о том, каким должен быть хороший ребенок.

Терпение. Родителям следует внимательно наблюдать за малышом и мягко корректировать его характер, но делать это нужно деликатно. Если в его поведении наблюдаются какие-либо отрицательные качества, это вовсе не повод для паники. В ранние годы любой ребенок может быть капризным, упрямым и непослушным. Подобные качества проявляются в переходные периоды развития ребенка и являются временным явлением. Воспитательные приемы, необходимые в такие периоды – мягкое и ненавязчивое внушение, объяснение. Конечно, это потребует от родителей огромного терпения, зато принесет куда лучшие результаты в воспитании личности ребенка, нежели одни запреты и наказания.

Личный пример. С самых ранних лет дети копируют поведение родителей – это естественный процесс, который играет решающую роль в воспитании характера ребенка. Поэтому родителям важно не просто объяснять малышу, что хорошо, а что плохо, но и следить, чтобы их собственное поведение соответствовало этим правилам. Как воспитать ребенка добрым и терпимым, если постоянно проявлять по отношению к нему агрессию или раздражение? Не стоит требовать от ребенка проявления тех качеств, которых нет у вас самих.

Комфортный климат в семье. Гармоничная личность может сформироваться только в соответствующей атмосфере. Воспитание личности ребенка должно проходить в условиях нормального психологического климата. В семейном кругу он должен чувствовать спокойствие и поддержку. Если в семье часто происходят конфликты, ребенок вырастет закрытым и недоверчивым к миру, и многие положительные качества его характера будут подавлены.

Развитие самостоятельности. Деятельность ребенка следует организовывать так, чтобы он учился выбирать игры и занятия для себя самостоятельно. Роль родителей должна быть направляющей: следует подсказывать ребенку идеи для игр, заниматься с ним какой-нибудь совместной деятельностью, но при этом давать ему возможности для самовыражения, позволяя делать то, что нравится. Также важно с ранних лет поощрять любую инициативу ребенка, когда он хочет научиться делать что-то сам. Мелкие поручения и дела по дому постепенно вырабатывают в нем ответственность и чувство собственной значимости.

Как развивать в ребенке определенные качества?

Воспитание характера ребенка включает формирование и развитие у него конкретных качеств. Лучшим способом для этого также является личный пример. Но родителям следует взять на вооружение и другие приемы. Они зависят от того, какое качество они хотят привить или усилить в характере ребенка.

Как воспитать ребенка добрым? Воспитывать в ребенке доброту нужно с малых лет. Следует терпеливо объяснять ему, как нужно правильно поступать в различных ситуациях и почему важно проявлять доброту и сострадание. Очень хорошим методом воспитания в ребенке доброты, чуткости и способности к состраданию является чтение сказок. Они помогают малышу понять, что такое добро и зло. Лучше всего не просто читать малышу сказки, но и обсуждать с ним положительных и отрицательных персонажей, одновременно поясняя, почему добро всегда побеждает, а зло получает по заслугам.

Как воспитать уверенного ребенка? Чтобы выработать у ребенка уверенность в себе и своих силах, родителям следует использовать позитивную оценку. Важно прислушиваться к его мнению, а также всегда хвалить за проделанную работу, усвоенные знания и любые другие успехи. Не следует слишком перегружать ребенка, заставляя его заниматься всем и сразу – танцы, спорт, музыка, иностранные языки… Лучше предоставить ему право выбора заниматься тем, что ему интересно. Как воспитать уверенного ребенка, если малыш растет тихим и застенчивым? Во-первых, нужно принять эти особенности его характера, а во-вторых – организовывать деятельность ребенка в соответствии с ними. Если ребенку нравятся спокойные игры и занятия, в этом нет ничего страшного. Чувство уверенности может и не проявляться в виде громкой речи, общительности и активности, но ребенок все равно научится чувствовать уверенность в своих силах, если вы будете показывать ему свою безусловную любовь, которая не зависит от того, соответствует ли он вашим личным ожиданиям или нет.

Как воспитать ребенка лидером? Чтобы развить в ребенке лидерские качества, родителям рекомендуется прививать ему интерес к соревновательной деятельности, а также активно развивать социальные навыки ребенка и уверенность в себе. Если же он не стремится быть первым всегда и во всем и не проявляет лидерских качеств при общении со сверстниками, воспитание и развитие личности ребенка должно проходить по тем же правилам, но с учетом индивидуальных особенностей его характера. Многие родители, которые озабочены вопросом, как воспитать ребенка лидером, забывают об этом и демонстрируют свое разочарование, если не видят у него проявления способностей к лидерству. Ребенок обязательно почувствует его, а это негативно повлияет на самооценку. Позволяйте ему развивать те качества, которые даны природой, а также самостоятельно решать, с кем дружить и как строить отношения с ровесниками.

Источник

Как помочь подростку справиться с компьютерной зависимостью?

Компьютерная зависимость – это одна из наиболее распространенных проблем для подростков. Она чаще развивается у подростков, у которых есть такие психологические проблемы как конфликты с родителями, недостаток социальной поддержки, одиночество, низкая самооценка.

С помощью ухода в компьютерную реальность подросток стремится отвлечься от проблем и удовлетворить потребности, которые он не может удовлетворить в реальной жизни: ему важно ощутить, что есть вещи, которые у него хорошо получаются и почувствовать, что он связан с другими людьми (пусть и виртуально).

Особые возможности подросткам предоставляют видео – игры, в которых виртуальная реальность позволяет экспериментировать со своей идентичностью (подростки могут быть более раскованными, чем в реальном мире или участвовать в игре в роли лидера).

Компьютерная зависимость характеризуется ненасыщаемостью. Сколько подросток не проводит времени за компьютером, все равно возникает ощущение: «чего-то не хватило».

Погрузившись в виртуальный мир, подростки могут забывать о сне, еде, общении с людьми, занятиях спортом. План «поиграть всего несколько минут» превращается в погружение в игру на много часов.

Итогом чрезмерного увлечения компьютерными играми могут быть проблемы со здоровьем и нарушение отношений с друзьями и близкими, потеря интереса к учебе.

При этом, большинство подростков не признают существование проблемы: они занимают защитную позицию, утверждают, что не делают ничего особенного и проводят за компьютером времени не больше своих сверстников.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь подросткам справиться с компьютерной зависимостью?

Прежде всего, необходимо помнить, что родители должны согласовать свои действия между собой. Несогласие между родителями может свести на нет все усилия по противодействию компьютерной зависимости.

Кроме того, для того, чтобы помочь ребенку справиться с компьютерной зависимостью, необходимо установить с ним доверительный контакт, отношения взаимопонимания. В противном случае, любые действия родителей будут наталкиваться на активное сопротивление ребенка, просто из принципа «на зло».

Известный американский специалист по компьютерной зависимости Кимберли Янг предложил родителям чрезмерно увлеченных компьютером детей руководствоваться следующими правилами:

1. Ограничить время для компьютерных игр. Родитель, а не сами дети должны решать, сколько времени они пробудут за компьютером. Иногда для введения подобных ограничений полезно использовать соответствующее программное обеспечение.

2. Установить для ребенка перерыв каждые двадцать минут для того, чтобы дать отдохнуть глазам и мускулам. Такой перерыв напомнит ребенку, о существовании реального мира вне монитора.

3. Поощрять детей на то, чтобы играть в обучающие игры, а не просто в развлекательные.

4. Предложить ребенку другое занятие, с помощью которого он мог бы добиться уважения окружающих (например, спорт, игра на музыкальных инструментах или настольные игры).

5. Помочь ребенку справиться с трудностями в школе (никогда нельзя точно определить, являются ли плохие оценки следствием чрезмерного увлечения компьютером, или наоборот, ребенок садится за компьютер, чтобы отвлечься от школьных проблем).

Чтобы помочь ребенку избавиться от компьютерной зависимости надо не только запретить подростку проводить слишком много времени за компьютером, но и помочь ему в решении психологических задач: поиске себя, формировании устойчивой самооценки, развитию отношений с окружающими в реальном мире. Это поможет подростку заменить компьютер, чем-то не менее интересным в реальной жизни. В некоторых случаях, усилий самих родителей может быть недостаточно, и тогда семье имеет смысл обратиться к психотерапевту.

Психолог Геронимус Иван Александрович

Источник: https://psycabi.net/detskaya-psikhologiya/4710-kak-pom..

Источник

Психолого-педагогические рекомендации по воспитанию ребенка подросткового возраста.

  1. Подростков более всего интересует собственная личность. Вопросы «Кто я?», «Чем я отличаюсь от других?» становятся вопросами номер один.

  2. Подростки более всего заняты выяснением и построением своих отношений с другими людьми. Дружба – главное, что их интересует.

  3. Подростки — искатели смысла жизни. Их начинает волновать главный вопрос человеческого существования: «Зачем я живу? В чем мое предназначение?».

  4. Подростки настолько поглощены своим половым созревание, что вопросы отношений между мужчинами и женщинами занимают их более всего на свете.

  5. Подростки постоянно конфликтуют с взрослыми.

  6. Подростки чувствуют недостаток уважения к ним со стороны взрослых. Они хотят равноправных отношений с взрослыми.

  7. Подростки постоянно думают о том, как их оценивают другие люди.

  8. Подростки – существа безответственные. Они хотят иметь все права (как взрослые), и никаких обязанностей (как дети).

  9. Подростки перенимают вкусы, взгляды, манеры своей компании; стесняются быть «не как все».

  10. Подростки ищут свой жизненный стиль, оригинальничают, подчеркивают свое своеобразие, непохожесть на других.

  11. У подростков появляется способность менять самих себя, заниматься самовоспитанием. Они становятся творцами, хозяевами, авторами собственной жизни.

Рекомендации родителям, дети которых вступили в период подросткового возраста.

  1. Если Вы стали замечать, что Ваш ребенок стал излишне раздражительным, замкнутым и даже слегка агрессивным. Если он избегает под любым предлогом совместного с Вами времяпровождения, старается больше времени проводить в одиночестве. Если у ребенка снизилась успеваемость и появились проблемы в поведении в школе – это значит, у Вашего ребенка начались подростковые проблемы. Как же помочь подростку справиться со своим состоянием?

  2. Прежде всего, у него необходимо сформировать четкое убеждение, что его любят в семье и принимают таким, какой он есть, со всеми его проблемами и ошибками. Необходимо показать своими поступками, что Вам можно доверять.

  3. Создать комфортные условия и поддерживать его положительные начинания и поступки. Попытаться превратить свои требования в его желания.

  4. Культивировать значимость образования.

  5. Стараться вкладывать в его сознание приоритеты. Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. (Например, вместо вопроса «Что ты сегодня получил?», лучше поинтересоваться «Что сегодня было интересного в школе?», «Что тебе понравилось в школе, а что нет?»).

  6. Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была.

  7. Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства.

  8. Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения.

  9. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.

  10. Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых.

  11. Проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам.

  12. Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей.

  13. Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают.

  14. Не ставьте на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная позиция – это результат «трудного возраста».

  15. Любите подростка и принимайте его таким, как он есть – со всеми его достоинствами и недостатками.

  16. Опирайтесь на лучшее в подростке, верьте в его возможности.

  17. Стремитесь понять подростка, заглянуть в его мысли и чувства, ставьте себя на его место.

  18. Создайте условия для успеха ребенка-подростка, дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым. Не сравнивайте подростка с другими детьми. Помните, что каждый ребенок уникален и неповторим.

  19. Не унижайте и не оскорбляйте подростка (особенно в присутствии сверстников).

  20. Будьте самокритичными, принципиальными, старайтесь настолько укрепить доверие подростка, чтобы он делился Вами своими возможными неприятностями и переживаниями. Помните: Всё, что вы говорите, должно звучать искренне и правдиво. Дайте детям самим оценить то хорошее, что они сделали. Хорошего много, просто мы не привыкли акцентировать на нём внимание, а ведь это может существенно поднять степень уверенности детей в своих силах. Демонстрируйте уверенность в способностях своих детей. Не упускайте возможность отметить вклад ребёнка в общее дело. Не упускайте возможность прокомментировать положительный результат действий ребёнка. Награждайте своим реагированием и вниманием только разумные, желательные проявления и действия. Нежелательные мужественно игнорируйте. Предоставьте честную свободу: решать за себя – но и отвечать за последствия.

Таблица № 1

Подросток уже способен управлять своим произвольным запоминанием Способность к запоминанию (заучивания) постоянно, но медленно возрастает до 13 лет. В подростковом возрасте память характеризуется переходом от доминирования механического запоминания к смысловому при этом перестраивается сама смысловая память — она приобретает опосредованного, логического характера с обязательным включением мышления вместе с формой изменяется и содержание того материала, который необходимо запомнить: становится доступным запоминание абстрактного материалу.

Основная разница между младшим школьником и подростком — общеизвестная склонность подростка и юноши к рассуждениям Подростковый возраст — возраст проблем, рассуждений и споров. Даже при выборе друга для них важно иметь партнера для размышления. В подростковом возрасте лишь начинается интенсивное развитие абстрактных понятий, который продолжается в юношеском возрасте. Мышление — одна из тех функций, которые развиваются позже многих других функций Влияние школы на мышление, который начинается в младшем школьном возрасте, особенно ярко проявляется в подростковом возрасте В старших классах создается разнообразие личного опыта по ряду причин Первая из них — жизненные установки и интересы человека, почти полностью общественно определилась. Другая причина — разнообразность степени и характера, заботы о будущем, жизненные трудности и т.п. побуждают человека думать. Третья причина — разнообразие внешкольного образования, чтения.

В подростковом возрасте воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность Подросток может представлять мыслительные задачи с математическими знаками, может оперировать значениями и смыслами языка, объединяя две высшие психические функции: воображение и мышление время подросток может строить свой воображаемый мир особых отношений с людьми Для подростка социальный мир, в котором он живет, существует априори это естественно предметно-социальная реальность, в которой он еще не чувствует себя деятелем, способным изменять этот мир При этом он застенчивый, неловкий, неуверенный в себе.

В отличие от младшего школьника, у которого преобладает непроизвольное внимание, подросток может управлять своим вниманием Нарушение дисциплины в классе носят скорее социальный характер, а не определяются особенностями и внимания Подросток может хорошо концентрировать внимание в значимой для него деятельности: в спорте, в трудовой деятельности, в общении Внимание подростка становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной й деятельностью.

Таблица № 2

Межличностные отношения со взрослыми

Актуально групповое межличностное взаимодействие, общение в компании ровесников. Степень «включенности» в группу определяет, как стиль межличностного взаимодействия, так и направленность личностного развития. Частыми причинами затруднений общения, по мнению исследователей, могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включая интеллектуальные, волевые, личные проявления человека.

Среди причин расхождений во взглядах между родителями и подростками наиболее важными выступают:

— разница в опыте взрослых и подростков;

— отсутствие четких этапов перехода от детской зависимости к взрослой независимости;

— отсутствие определенных правил, которые структурируют ослабление отцовской власти в фазе перехода от детства к подростковому возрасту;

— социальные различия, связанные со столкновением контролирующей роли взрослых с потребностями подростков в автономии.

Несмотря на внешние и внутренние противоречия, которые существуют в межличностных отношениях между взрослыми (родителями, учителями) и подростками, последние испытывают потребность в общении со взрослыми

Источник

Читайте также:  Особенности социального развития ребенка с нарушениями речи