Рекомендации по развитию восприятия ребенка
В качестве рекомендаций для родителей и воспитателей, хотелось бы привести названия глав из книги Масару Ибука, президента японской фирмы «Сони» — «После трех уже поздно». Как много мудрости во многих этих изречениях.
1. Многие навыки невозможно приобрести, если их не усвоили с детства.
2. Главное окружение, а не гены.
3. Игнорировать ребенка хуже, чем баловать его.
4. Нервозность родителей заразна.
5. Не высмеивайте своего ребенка в присутствии других.
6. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
7. Распорядок дня развивает чувство времени.
8. Звучание стихов тренирует память.
9. У ребенка свое собственное представление о порядке.
10. Книжки не только для чтения, а кубики не только для строительства.
11. Игры по ролям развивают творческие задатки ребенка.
12. Физические упражнения стимулируют развитие интеллекта.
13. Тренируйте левую руку так же, как правую.
14. Для ребенка работа и игра — это одно и то же.
15. Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей.
16. Учитесь у своего ребенка.
17. Дети – это не собственность родителей.
18. Пусть ваш ребенок будет лучше вас.
Рекомендации педагогам и родителям
для развития восприятия у детей
— Учить детей различать предметы на ощупь.
— Формировать умение выделять признаки в предмете.
— Учить соотносить предметы по величине.
— Учить способам распознающего наблюдения.
— Развивать наблюдательность; учить внимательно и последовательно рассматривать предмет или явление.
— Помогать осмысливать связь между объектами и воспринимать изображение в целом.
— Формировать умение составлять из частей целое.
— Учить выбирать предметы и соотносить их величину по словесному описанию, действовать в соответствии в соответствии со словесной инструкцией.
— Различать основные признаки разных времен года.
— Учить ориентироваться в пространстве с помощью плана-схемы.
— Закреплять пространственные представления по картине: слева, справа, вверху, внизу, перед, за, между, рядом.
— Формировать сенсорные эталоны формы.
— Способствовать развитию умения анализировать предмет, выделять в нем существенные детали.
— Способствовать развитию понимания связи рисунка с действительностью.
Рекомендации педагогам и родителям
для развития мышления
— Развивать умственные способности через овладение действиями замещения и наглядного моделирования в различных видах деятельности.
— Учить составлять группу из отдельных предметов.
— Учить выделять предметы по назначению и характерным признакам.
— Учить классифицировать предметы и обобщать их по характерным признакам или назначению.
— Учить понимать смысл литературного произведения; воспроизводить в правильной последовательности содержание текста с помощью вопросов.
— Учить сравнивать предметы.
— Учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами.
— Развивать быстроту мышления через дидактические игры.
— Побуждать делать самостоятельные выводы.
— Учить отвечать на вопросы, делать самостоятельные умозаключения.
— Создавать сложно организованную среду, чтобы ребенок мог взаимодействовать с разными предметами.
— Способствовать познанию свойств различных материалов, их функционального потенциала, созданию образов, моделей реальных предметов посредством изобразительной деятельности (лепки, аппликации, рисования и т.д.).
— Способствовать осмыслению содержания жизненных ситуаций, подражанию и проигрыванию их с заменой одних объектов другими.
— Учить устанавливать причинно-следственные связи.
— Развивать мышление, используя сказки, поговорки, метафоры, образные сравнения.
— Учить выделять и сравнивать те стороны ситуации, свойства предметов и явлений, которые существенны для решения поставленной задачи.
— Способствовать переходу к решению задач в уме.
Варианты рекомендаций
педагогам и родителям для развития памяти у детей
— Развивать умение произвольно вызывать необходимые воспоминания.
— Обучать культуре запоминания.
— Учить вспоминать последовательность событий.
— Учить использовать при запоминании мнемотехнические приемы.
— Учить использовать образ как средство развития произвольной памяти.
— Учить повторять, осмысливать, связывать материал в целях запоминания, использовать связи при припоминании.
— Способствовать овладению умением использовать для запоминания вспомогательных средств.
Развитие тонкой моторики
Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой. (5 раз)
Руку плотно выложить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой. (5 раз)
Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, среднему и указательному. (5 раз)
Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. (5 раз). Затем – двумя руками одновременно. (5 раз)
Сгибать и разгибать пальцы. Пальцы раздвинуть как можно шире, затем сомкнуть и так 5 раз поочередно каждой рукой, затем 5 раз сразу обеими руками.
Положить руки ладонями вверх. Поднимать по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке. (5 раз)
Ладони положить на стол. Поочередно поднимать пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца. (5 раз)
Зажать карандаш средним и указательными пальцами. Затем сгибать и разгибать эти пальцы. (5 раз)
Источник
- Развитие от А до Я
В детстве мир вокруг кажется малышу огромным и удивительным. Он наполнен яркими красками, разнообразными формами, завораживающими звуками, манящими вкусами и запахами. Призвав на помощь все органы чувств, ребенок уже с первых месяцев жизни увлеченно включается в процесс познания окружающей действительности. На этом нелегком пути малышу невероятно важна поддержка родителей, способных показать все многообразие этого мира и научить ребенка радоваться каждому дню, полному новых открытий.
Что такое восприятие?
Восприятие — это сложный процесс познания, в результате которого человек формирует собственную картину мира. Каждый предмет (или явление) посредством своих качеств оказывает влияние на органы чувств человека, вызывая определенные ощущения. В итоге совокупность ощущений помогает малышу воспринимать целостный образ данного предмета. Так, предложенный мяч он обязательно потянет в рот, ощутит его запах, ощупывая мячик ручками, ребенок почувствует, какой он гладкий и упругий, зрение поможет оценить цвет, размер и форму, а слух различит звук ударяемого о пол мяча. Все эти ощущения, связавшись воедино, формируют образ определенного предмета — резинового мячика.
Восприятие складывается не только из ощущений, которые дети испытывают каждое мгновение, но и из предыдущего опыта. Если ребенок уже получил представление о мяче, то, столкнувшись с ним еще раз, он сразу же правильно идентифицирует эту игрушку, ему не нужно будет вновь оценивать его свойства.
На то, как ребенок будет воспринимать окружающий мир, также влияют его личность, окружение, интересы, физическое и умственное развитие. Люди не рождаются готовыми к восприятию действительности, они постепенно учатся этому. И, пожалуй, самую важную роль в данном процессе играют родители, ведь от того, как пройдет знакомство ребенка с миром в раннем детстве, зависит его дальнейшее развитие.
Особенности восприятия до 1 года
В период новорожденности младенец ощущает только собственное тело, он не способен воспринимать какие-либо предметы или явления в своем окружении. Например, законы зрительного восприятия таковы, что в первые недели ребенок видит вокруг себя лишь размытые пятна. Постепенно из потока зрительных, слуховых, обонятельных и других раздражителей кроха начинает выделять те, которые вызывают у него наиболее сильные реакции. Обычно первым воспринимаемым объектом становится мама: малыш понимает, когда мама рядом, успокаивается, просто услышав ее голос, вдыхая ее запах.
Со временем круг объектов, которые воспринимает ребенок, расширяется: к полугоду малыш уже может выделять отца, бабушку, любимые игрушки. Дети старше семи месяцев в состоянии связать определенный предмет с его наименованием. Например, он ищет взглядом плюшевого медведя при его упоминании.
Особенности восприятия до 3 лет
Дети этой возрастной группы воспринимают простые предметы и их изображения, могут правильно сортировать подобные объекты, например, пуговицы одного цвета или картинки животных. Ребенок после года по просьбе взрослого находит и приносит знакомые ему предметы, а ближе к двум годам и сам говорит название воспринимаемого объекта.
Зачастую, столкнувшись с объектом, обладающим лишь некоторыми знакомыми ему признаками, малыш может ошибаться, например, называя лошадкой ослика или кисой львенка. Также в этом возрасте дети осваивают навык ходьбы, в результате чего сталкиваются с понятием пространства. Речь значительно ускоряет развитие восприятия у детей, ведь теперь реализуется возможность общаться, а главное — задавать вопросы. В этот период у ребенка формируется символическое мышление, появляется способность сравнивать предметы, активно развивается память и воображение.
Особенности восприятия дошкольников
Дошкольники знакомятся с названиями различных геометрических фигур и учатся находить их в привычных предметах. Например, дно кружки — круг, а стол — это квадрат. При изучении картинки, содержащей определенный сюжет, дети до 6 лет, как правило, перечисляют изображенные объекты, не пытаясь создавать какие-либо связи между ними.
Более старшие ребята уже могут рассказать о действии, которое, по их мнению, происходит на картинке (мальчик кормит птиц, машинка едет в гараж). Зачастую дети проявляют завидную фантазию, придумывая подобные сюжеты.
В этот период особое значение имеет развитие зрительного восприятия у детей. Дети дошкольного возраста начинают ориентироваться в пространстве, у них развивается глазомер, малыш уже может «на глаз» определить размер нужной детали, например, при лепке, занятии аппликацией. Такие виды деятельности помогают значительно улучшить зрительное восприятие дошкольников. При этом следует помнить о необходимости постоянного контроля состояния зрения детей, проводить коррекционную работу, включающую специальную гимнастику для глаз, использование тренажеров и создание комфортной среды для игр, не влияющей негативным образом на зрение ребенка.
Рекомендации по развитию восприятия
Именно на взрослых людей (родителей, бабушек и дедушек, воспитателей в детском саду) ложится задача планомерного знакомства ребенка с законами окружающего мира.
Следуя несложным рекомендациям, в любой семье можно создать комфортную обстановку для правильного развития восприятия малыша:
- Позвольте ребенку исследовать предметы разных форм, фактур, цветов и размеров. Детям, выросшим в однообразной обстановке, с возрастом становится труднее воспринимать окружающий мир из-за довольно ограниченного запаса жизненного опыта;
- Самым существенным способом улучшить восприятие детей являются виды деятельности, позволяющие всесторонне изучить различные свойства предметов: лепка, аппликация, конструирование, рисование;
- Общайтесь с ребёнком — никогда не «отмахивайтесь» от любопытного малыша. Именно от ваших ответов на его бесконечные «Почему?» и «Как?» зависит насколько гармоничной и полной будет для него картина мира. Полезно также заниматься вместе с детьми каким-то общим делом: это может быть приготовление завтрака, гимнастика после сна, совместные походы в цирк или театр, даже простая прогулка на улице, подкрепленная подробным рассказом родителей обо всем происходящем вокруг, может принести массу новых впечатлений, обогатив жизненный опыт ребенка;
- Восприятие наиболее эффективно развивается в игровой форме. Например, игры по развитию зрительного восприятия доступны с самого рождения. Так, полезно медленно перемещать яркую игрушку на расстоянии 30 сантиметров от глаз малыша или поиграть с крохой «в носочки»: яркие носки, одетые на детские кулачки, заставляют малыша двигать ручками, следя за ними взглядом. С первых дней жизни можно развивать и тактильные ощущения, щекоча малыша мягкой меховой кисточкой, листиком бумаги или шерстяной рукавичкой.
Девочки! Давайте делать репосты.
Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки 😉
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше 😉
Gnomik.ru
©
Источник
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ
ПО РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Учите ребенка:
* Сравнивать и
сопоставлять предметы, находить их сходства и различия.
* Описывать
различные свойства окружающих его предметов.
* Узнавать
предметы по заданным признакам.
* Разделять
предметы на классы, группы путем выделения в этих предметах тех или иных
признаков.
* Находить
противоположные по значению понятия.
* Определять
родовидовые отношения между предметами и понятиями.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение,
общение — все то, чем занимается ребенок до школы, развивает у него такие
мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование,
классификация, установление причинно-следственных связей, понимание
взаимозависимостей, способность рассуждать. Ребенок учится понимать главную
мысль предложения, текста, картинки, объединять несколько картинок на основе
общего признака, раскладывать картинки на группы по существенному признаку и
т.д.
Развитие внимания
Внимание — это проявление избирательной направленности
процессов сознания. Уровень развития внимания во многом определяет успешность
обучения ребенка в школе.
У дошкольника преобладает непроизвольное внимание; ребенок
еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних
впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности
сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно
формируется произвольное внимание. Оно развивается довольно интенсивно, если
взрослые оказывают ребенку помощь. Произвольное внимание развивается
постепенно, по мере развития отдельных его свойств, таких, как объем,
концентрация, распределение и переключение, устойчивость.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ И РОДИТЕЛЯМ ПО РАЗВИТИЮ ПРОЦЕССОВ
ВНИМАНИЯ
— Все свойства внимания значительно развиваются в
результате упражнений:
— выкладывания узора из мозаики;
— выкладывания фигуры из палочек по образцу;
— исключения лишнего;
— нахождения различий в двух похожих картинках;
— нахождения двух одинаковых предметов среди множества;
— нанизывания бусинок по образцу;
— срисовывания по клеточкам;
— нахождения одной буквы в газетном тексте (при повторе
упражнения количество отмеченных букв за единицу времени увеличивается).
При выполнении заданий не торопите ребенка, учитывайте его
индивидуальные особенности и темп деятельности, в котором он работает.
— Устраните отвлекающие факторы.
Развитие памяти
Память можно определить как способность к получению,
хранению и воспроизведению информации. Память лежит в основе способностей
ребенка, является условием обучения, приобретения знаний, умений.
Память бывает произвольной (сознательное запоминание
информации) и непроизвольной (основанной на эмоциях и интересе).
Память бывает кратковременной (точное
воспроизведение спустя несколько десятков секунд после однократного
предъявления информации) и долговременной (воспроизведение
информации через достаточно длительное время).
В зависимости от того, какие ощущения преобладают, говорят
о памяти зрительной, слуховой, эмоциональной и др.
Зрительная память связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.
Слуховая память это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных
звуков, например, музыкальных, речевых. Этот вид памяти имеет особенно большое
значение в развитии ребенка. Все, что известно малышу-дошкольнику, он узнает на
слух. Этим же способом он будет усваивать до 70% информации, обучаясь в школе.
Эмоциональная память — это память на эмоциональные переживания. На эмоциональной
памяти основана прочность запоминания материала: то, что у ребенка вызывает
эмоции, запоминается им без труда и на более длительный срок.
Когда родители жалуются на плохую память своих детей, они
часто приводят примеры того, как заставляют ребенка буквально зазубривать
материал, но ребенок и за день не может выучить его. В данном случае проблема
заключается в том, что от ребенка требуют механического запоминания материала,
не вызывающего у него интереса.
Однако без опоры на мыслительную деятельность, без опоры на
понимание никакое усвоение знаний вообще невозможно и противоестественно для
здорового ребенка. Вот почему так важно при развитии памяти ориентироваться в
большей степени на смысловую память и показывать ребенку различные приемы,
которые помогают лучше запоминать.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ОПТИМИЗАЦИИ ПАМЯТИ
*
Проконтролируйте, чтобы тот материал, который запоминает ребенок, был ему
понятен.
* Время для
изучения материала лучше поделить на разумные временные отрезки, так как малыми
порциями материал запоминается не только быстрее, но и надолго.
* Попросите
ребенка выученный материал повторить на второй день.
* При
заучивании предлагайте ребенку проговаривать вслух.
*
Заинтересуйте ребенка той информацией, которую он изучает, так как высокая
мотивация обучения оказывает очень большое положительное влияние на память.
* При
появлении у малыша явных признаков утомления сделайте перерыв.
Развитие восприятия
Восприятие — это отражение сознанием человека предметов и
явлений действительности в момент их воздействия на органы чувств.
Развитие восприятия не происходит само собой. Здесь велика
роль взрослого, который специально организует деятельность учащихся по
восприятию тех или иных объектов, учит выявлять существенные признаки, свойства
предметов и явлений.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ
Научите ребенка:
* Различать
цвета и их оттенки.
* Различать
форму предметов и геометрические фигуры.
* Делить геометрические фигуры на 1, 4
равные части.
* Сравнивать
предметы по величине (длине, ширине, высоте).
*Выражать
словами, какой предмет больше(меньше), длиннее (короче), выше (ниже),
шире (уже).
*Сравнивать до
10 предметов, различных по величине.
*Измерять
длину предметов с помощью условной мерки (нитки).
* Различать и
называть части суток, их последовательность.
* Понимать
значение слов вчера, сегодня, завтра. Знать дни недели, месяцы
года.
Развитие
пространственных представлений
Формирование у ребенка пространственных представлений
начинается уже в раннем детстве. Важную роль в этом сложном процессе играет не
только непосредственно зрительное восприятие предметов, но и самостоятельные
действия ребенка с этими предметами, их ощупывание, манипулирование ими.
Уровень сформированности пространственных представлений
является очень важным показателем готовности ребенка к усвоению зрительных
образов букв, а в конечном счете — к обучению грамоте.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
*Научите различать правую
и левую руку, постепенно перенося понимание «правого» -«левого» на окружающее
пространство.
* Учите детей
выражать словами местонахождение предмета по отношению к себе и к другим
предметам.
* Научите
ориентироваться на листе бумаги (что находится вверху, внизу, справа,
слева). *Познакомьте ребенка с частями суток, их последовательностью,
днями недели и их последовательностью, названиями месяцев года.
* Научите
ребенка свободно ориентироваться в малом пространстве — комнате, квартире.
* Для того,
чтобы ребенок уверенно чувствовал себя в школе, он должен хорошо
ориентироваться и в большом пространстве. Он должен уверенно отвечать на
следующие вопросы:
* В каком
городе (поселке, деревне) ты живешь?
* Назови свой
адрес. На каком этаже ты живешь?
* Сколько
этажей в вашем доме?
* Сколько
этажей над вашей квартирой?
* Сколько
этажей под вашей квартирой?
* Какие улицы
(проспекты) находятся рядом с домом?
* Какой
транспорт проходит вблизи вашего дома? Остановки какого транспорта расположены
около вашего дома?
* Как
называются остановки транспорта?
* Какие
магазины, учреждения находятся поблизости от вашего дома?
* Ваш ребенок
должен знать наиболее безопасный путь в школу, на игровую площадку, в магазин и
при этом выполнять правила дорожного движения.
* Обратите
внимание вашего ребенка на наиболее часто встречающиеся дорожные знаки
(переход, остановка, светофор и др.).
Таким образом, развивая у ребенка интеллектуальные и
коммуникативные способности, вы помогаете ему быстро и безболезненно усвоить
новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения в классе,
распорядка дня.
Литература:
1. Айзман Р.И. Подготовка ребенка к
школе / Р.И. Айзман. М., 1991. 134 с.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество
в детском возрасте / Л.С. Выготский. М.,
1991. 5 с.
3. Головнева Л А. 365 проверочных заданий
и упражнений для подготовки к школе / Л. А. Головнева. СПб., 2000. 318 с.
4. Дубровина И.В. Готовность ребенка к
школе / И.В. Дубровина. М., 1995. 80 с.
5. Дубровинская Н.В. Психофизиология ребенка
/ Н.В. Дубровинская. М., 2000. 144 с.
6. Кабанова М.Н. Готовимся к школе / М.Н.
Кабанова. СПб., 2001. 100 с.
7. Клюева Н.В. Учим детей общению / Н.В. Клюева, Ю.В.
Касаткина. Ярославль, 1996. 138 с.
8. . Нефедова ЕА. Готовимся к школе / Е.А.
Нефедова, О.В. Узорова. М., 1999. 399 с.
9. Осипова АА. Диагностика и коррекция внимания / А.А.
Осипова, Л.И. Малашинская. М., 001. 100
с.
10. Симановский А. Развитие
пространственного мышления ребенка / А. Симановский. М., 2000. 1 с.
11. Синицин Е. Игры и упражнения со словами / Е.
Синицин. М., 2000. 151 с.
12. Тарабыкина Т.И. Что необходимо знать к
первому классу / Т.И. Тарабыкина, Е.И. Соколова. :рославль, 2000. 106 с.
13. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического
мышления детей / Л..Ф. Тихомирова. Ярославль,
1995. 135 с.
Источник