Рекомендации по развитию творческих способностей ребенка
Рекомендации для родителей по развитию творческих способностей у дошкольников
1. Поощряйте интересы и увлечения детей в самых различных областях. Если ребенок не выпускает карандаши из рук и обрисовал в доме все стены, ответите его в художественную школу. Если же малыш очень активный и с утра до ночи готов бегать и прыгать, то ему прямая дорога в спортивную студию.
2. Обеспечьте малыша всем необходимым. Если он любит рисовать, купите ему карандаши, фломастеры, мелки, краски, мольберт и т. д. Любителям музыки прикупите диски с различными композициями, набор музыкальных инструментов.
3. Ни при каких обстоятельствах не критикуйте юного творца. Поощряйте малыша за любое проявление творчества. Мотивируйте его на создание новых шедевров, даже если у него плохо получается какой-либо вид творческой деятельности.
4. Не сравнивайте способности своего отпрыска и других детей. Возможно, ваш малыш только начинает свой творческий путь, и танцевать или петь у него получается не так хорошо, как у Вани или Даши. Не нужно акцентировать на этом внимание, когда будете общаться с малышом на тему его творческих успехов.
5. Если малыш отказывается заниматься тем видом деятельности, который выбрал сам, не ругайте его за это. Не нужно думать, что это лень. В дошкольном возрасте ребенок «ищет» себя и, возможно, он просто ошибся. В этом случае с ними нужно обсудить эту тему и узнать, какой вид творчества его привлекает больше.
6. Проявляйте максимальный интерес к тому, чем занимается ребенок. Совместная деятельность со взрослыми будет мотивировать его на свершение новых творческих подвигов, разовьет творческие навыки
Эффективные методы развития творческих способностей у дошкольников.
Обычно методы развития творческих способностей используются на занятиях в детском саду, но они вполне пригодны и для применения их в домашних условиях. Это позволит родителям более полноценно оценить итоговые результаты.
1. Окружающий мир. Совместное обсуждение с ребёнком, что происходит вокруг на улице, дома, в транспорте; рассказы о животных и растениях; объяснение элементарных процессов, происходящих вокруг; ответы на все интересующие малыша вопросы: почему, как, зачем и откуда.
2. Развивающие игры. Покупайте детям настольные развивающие игры; у них должно быть много полезных, а не развлекательных игрушек; они должны соответствовать их возрасту; мозаики и конструкторы — самый оптимальный вариант.
3. Рисование. Очень часто творческие способности ребёнка раскрываются в изобразительной деятельности, так что у него всегда должны быть под рукой качественные, удобные, яркие карандаши, краски, фломастеры.Не жалейте бумаги на это дело.
4. Лепка. Лепка развивает маленькие пальчики, творческие способности детей, к тому же позволяет им проявить всю их буйную фантазию; вначале пусть это будут простейшие шарики, лепёшки, колбаски, колечки, после этого они начнут сами лепить более сложные фигуры. Пластилин должен быть ярким и мягким.
5. Чтение. Детям нужно читать в любое время дня, а не только ночью. Книги должны быть подобраны по возрасту и интересам; старайтесь знакомить ребёнка с разными жанрами произведений: сказками, рассказами, стихами. Берите малышей с собой в библиотеку. Книга дарит полёт фантазии и открывает огромные возможности для детского воображения, развивает творческие способности. Тут же разыгрывайте сценки из книг, читайте по ролям, так как творческий потенциал можно выявить и через театрализованную деятельность, обычно этот метод нравится деткам любого возраста.
6. Музыка
С младенчества давайте слушать крохе классическую музыку и детские песенки; пойте ему колыбельные как можно дольше; это развивает память и образное мышление.
Развивать творческие способности детей нужно не от случая к случаю, а везде и всегда. Родители должны создать ребёнку такую окружающую среду, которая будет способствовать его развитию. обеспечить его инструментами (красками, пластилином, конструктором и пр., хвалить за успехи и терпение в достижении определённых результатов. Взрослые должны в пределах разумного давать волю детской фантазии и не сдерживать его креативной активности.
Источник
Елена Картамышева
Развитие художественно-творческих способностей у детей. Рекомендации родителям
Дошкольный возраст — это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей. Интерес к изобразительной деятельности детей обуславливается его важностью для развития личности ребенка. Одно из условий проявления творчества в художественной деятельности — организация интересной содержательной жизни ребенка.
Актуальной задачей в настоящее время является развитие у дошкольников художественно — творческих способностей. Поэтому, развитие творческих способностей у дошкольника не может рассматриваться только в рамках детского сада,положительную роль в этом выполняет участие родителей. Процесс развития творческих способностей детей родители могут видеть непосредственно в детском саду, каждый его успех в творчестве и в личностном плане. Для этого организуются выставки творческих работ детей (рисунки, поделки, благодаря чему ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно. Большое значение для развития творческих способностей детей имеет семья. Красота во всем, что окружает детей дома, вызывает чувство радости, уверенности, укрепляет привязанность детей к родителям.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки ведут разговор об окружающем. Ребенок умеющий любоваться цветами и животными, их окраской и повадками, развивает способность видеть прекрасное и у него возникает желание отобразить в своих рисунках, поделках. Идя из детского сада можно побеседовать с малышом о деревьях, проезжающих машинах, при этом увидеть их особенности, строение, красоту.
Как организовать детское творчество дома?
Развитие творческих способностей детей начинается с создания наилучших условий, так сказать атмосферы, которая бы сама подталкивала к развитию.
В первую очередь необходимо подготовить условия. Здесь подразумевается подготовка необходимых материалов для творчества, и отведение времени для игры с ними. Обязательно надо давать возможность детям проявлять инициативу.
Не стоит превращать процесс рисования в обязательную деятельность. Пусть обучение проходит в атмосфере любви и уважения, тогда ничто не помешает получать новые навыки. Поступающая информация должна быть доступна детям, соответствовать возрасту и способностям. Не надо гнаться за количеством познанного материала, ваша цель – развить способности ребенка. Второе, что нужно для успешного развития – это системность художественной деятельности. Если заниматься с детьми от случая к случаю, то они вряд ли поймут, что от них хотят. Самое важное условие раскрытия творческих способностей детей — это создание общей атмосферы комфортности, свободы и увлеченности, чтобы каждый ребенок сумел познать «радость успеха». Такая задача требует от взрослого особого внимания.
В процессе творчества детям могут оказываться разные виды помощи: кому-то из них достаточно одобряющей улыбки, кто-то нуждается в дополнительных разъяснениях, некоторым нужна совместная работа с взрослым. В любом случае общение должно строиться таким образом, чтобы ребенок мог порадоваться результату своего собственного или совместного с взрослым творчества.
Вот некоторые правила для родителей
1. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое физическое и психическое пространство.
2. У ребенка не должно быть недостатка в художественном материале: цветных карандашах, фломастерах, красок, бумаге и т. д.
3. Сюжет рисования не должен подвергаться критике.
4. Детские рисунки нужно повесить в удобном месте и попросить ребенка прокомментировать их.
5. Нужно предлагать все, о чем ребенок любит говорить и говорить с ним обо всем, что он любит.
Примерные материалы которые можно использовать при занятии с ребенком:
Пальчиковые краски отлично подойдут самым маленьким, потому что они сделаны из безопасных материалов, и даже если ребенок оближет пальчик в краске, мамам не о чем беспокоиться. Вдобавок такие краски легко отмываются и отстирываются с одежды. Это довольно приятный бонус, потому что кроха не ограничится рисованием только на бумаге.
Гуашь подойдет для ребенка примерно с двух лет. Гуашью тоже можно рисовать пальчиками, ладошками, а можно и кисточкой. Пусть ребенок для начала порисует ею, как и привычными, для него пальчиковыми красками, а потом уже покажите ему как это делать кисточкой. Но учтите, до 3 лет дети не могут правильно держать кисточку и контролировать интенсивность нажатия, поэтому не требуйте от малыша слишком много, пусть осваивает. С двух лет ребенку можно давать раскраски с крупным рисунком с минимумом деталей. Покажите ребенку, как раскрашивать, не выходя за границы. Пробуйте разные цвета. Гуашь очень хороша тем, что можно смешивать цвета и получать новые.
С четырех лет рисунки ребенка уже приобретают более узнаваемые очертания и ему уже можно давать акварельные краски. Акварель — это водорастворимая краска, поэтому водой она хорошо смывается. Чем меньше ребенок, тем меньше выбирайте цветов для работы. Цвета акварельных красок можно смешивать на отдельной палитре и получать новые цвета и оттенки. Также для работы с акварелью вам понадобятся кисти, лучше выбирать мягкие, например, сделанные из ворса пони или белки. Объясните ребенку, что перед тем как брать новый цвет, кисточку нужно хорошо вымыть в воде, иначе цвета смешаются.
Рисуем карандашами (классические, акварельные, восковые)
Карандашами ребенку рисовать сложнее, чем пальчиками с краской, но руки нужно развивать и давать ребенку попробовать все инструменты для рисования.
Цветными карандашами рисовали и мы в детстве: цветной грифель в деревянном корпусе. Детям до 3 лет лучше выбирать карандаши трехгранные, их удобней держать и они формируют правильный захват у ребенка. Малышам лучше давать рисовать карандашами потолще, чтобы корпус был примерно 1см, тогда грифель не так часто ломался.
В акварельных карандашах находится спрессованная акварель. Получается как бы 2 в 1 — и акварельные краски и карандаши. Нарисовав таким карандашом, можно сверху провести мокрой кисточкой и получится рисунок, нарисованный краской.
Восковые карандаши тоже хороши для детей. Их делают из воска с добавлением пищевых красителей.
Фломастеры — еще один из самых любимых инструментов для рисования у детей. Будьте внимательны, фломастеры не рекомендуются для использования детьми до 3 лет, потому что маленький ребенок может проглотить колпачок, которым фломастер закрывается. Обратите еще внимание на чернила во фломастере, выбирайте сделанные на водной основе, без сильного запаха, желательно в составе с пищевыми красителями.
Прогулка на улице не совместима с уроком рисования? Очень даже совместима! Возьмите с собой мелки и порисуйте с ребенком на асфальте. Поиграйте с ребенком в следующие развивающие игры:
• обведите какой-нибудь предмет, например, ведерко.
• полученный контур можно будет зарисовать
• обведите тень от какого-либо предмета, человека или, например, дерева; можно это делать в разное время дня, чтобы понаблюдать, как меняется ее расположение
• нарисуйте контур какого-либо предмет или животного точками или штрихами, пусть ребенок соединит их одной линией
• пусть ребенок порисует на стене дома или на дереве, в общем, на любой вертикальной поверхности — это будет очень интересно ему
Материалы для занятия лепкой
Пластилин. Он подходит для детей старше 3 лет, т. к. его сложнее разминать неокрепшим ручкам.
Восковой пластилин. Подходит и маленьким детям, т. к. за счет своей восковой основы, он более мягкий и пластичный
Глина для лепки. Глина хороша своей низкой стоимостью. Интересные продаются наборы для работы с глиной, например, для лепки горшочков.
Паста для моделирования. Выпускается только в белом цвете и цвете терракот, поэтому после застывания ее нужно разукрашивать. Кстати, застывает она самостоятельно, запекания не требует
Тесто для лепки или соленое тесто. Его можно купить готовое, а можно сделать самостоятельно. Смешать 200 граммов белой муки и 200 граммов мелкой соли «Экстра» хорошо перемешать. В сухую смесь порциями вливать воду 125 мл. и непрерывно помешивать, добиваясь гладкости и однородности массы. Готовое тесто для лепки не должно получиться очень жидким, поэтому надо следить за консистенцией.
Масса для лепки. Приятная на ощупь, но очень дорогая. Ее лучше использовать, для мелкой работы с множеством деталей. Застывает самостоятельно за 6-8 часов
Аппликация — эта приклеивание чего-нибудь на какую-либо поверхность. Чаще всего дети наклеивают разноцветную бумагу на картон. Этим видом творчества можно заниматься и с малышами. Уже с года, с помощью взрослых, ребенок может приклеивать различные элементы на бумагу или картон. Чем старше ребенок, тем меньше ему нужна помощь взрослого. Польза от этого вида творчества, как и от других, огромна. Вырезание, нанесение клея, и само приклеивание очень хорошо развивают мелкую моторику рук ребенка.
Материалы для аппликации
• продаются специальные наборы уже с готовыми деталями и основой
• можно рисовать детали самостоятельно и вырезать их
• можно еще найти схемы в интернете, распечатать их и вырезать
• также вам еще понадобится основа, ею может быть белый или цветной картон, ватман, просто бумага, бумага с какими-нибудь рисунками или интересной фактурой
• клей, ножницы
К другим видам можно отнести приклеивание наклеек на бумагу или картон. Покажите, как снимать наклейки и как клеить.
• Сложите цветной картон пополам, в форме открытки
• Дайте ребенку тематические наклейки, изображение на которых зависит от праздника
• Помогите малышу отклеивать их от основы и приклеивать на картон
• Дайте фломастер, пусть подпишет внутри пожелание
• Открытка готова
Поделки из природного материала благоприятно влияют на гармоничное развитие ребенка как личности. Ребенок учиться применять различные материалы, которые он может найти на прогулке. Это развивает внимательность, эрудицию, любознательность, творческое мышление, помогает узнать мир природы поближе.
Вот примерный список материалов и примеры чем вы можете совместно заняться с ребенком. В любом вопросе, касающемся развития способностей, в том числе и художественных, необходимо соблюдать последовательность и меру. Не стоит требовать от ребенка высококлассных шедевров и форсировать неординарные способности, лишая других занятий и игр. При соблюдении этих простых условий ребенок получает возможность полноценно развивать свои художественные способности, не теряя при этом интереса к творчеству. Удачи вам и вашим детям в совместном творчестве.
Источник
Александра Владимировна Хамидулина
Консультация «Рекомендации педагогам по формированию творческих способностей детей»
Развитие творческих способностей ребенка требует огромного внимания со стороны окружающих его взрослых. Все эти воспитательные установки призваны помочь ребенку развить свои творческие способности.
Для развития творческих способностей детей дошкольного возраста большое значение имеет введение упражнений по развитию детского воображения. Можно во время непосредственной образовательной деятельности давать детям задания творческого характера. Также развивать творческое воображение можно через игру. Так как игра является основным видом деятельности дошкольников. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослые должны не просто наблюдать за детской игрой, но и управлять её развитием, обогащать в игру творческие элементы.
На раннем этапе игры детей носят предметный характер — это действие с различными предметами. На этом этапе очень важно научить ребенка различными способами обыгрывать один и тот же предмет. Например, кубик может быть столом, стулом, и т. д. Взрослые должны показать детям возможность различных способов использования одних и тех же предметов.
Воспитатель должен помогать им научиться разнообразить сюжеты игр. Можно поиграть вместе с ними, предлагая разыгрывать разные сюжеты принимать на себя разные роли. Ребенок должен сначала в игре проявлять свою творческую инициативу, планировать и направлять игру.
Особое значение для развития творческих способностей имеет режиссерская игра. Необходимо создать условия для ее развития (отбор сказок для обыгрывания, подбор игрушек, определение места для хранения, создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени игры). Следует учитывать преимущественно индивидуальный характер режиссерских игр, прибегать к опосредованному руководству деятельностью ребенка – внесением новой игрушки, которая отвечает интересам малыша. Так, услышав, что Даша ходила в зоопарк, следует предложить ей набор мелких животных с вопросом: «Каких животных ты видела? Что они делали?».
Следует пользоваться обсуждением детьми мультфильма, прочитанной книги таким образом, чтобы натолкнуть их на отражение впечатлений и знаний в режиссерской игре.
Интересно предлагать детям для обыгрывания сказок строительный материал, бросовый, природный.
Для игр с маленькими куколками и животными хорошо использовать строительный набор, так как дети любят играть с кубиками. Элементы конструирования практически в любой сюжет. Приведем некоторые примеры использования строительного материала в игре.
•Изготовление из кубиков мебели для кукол и животных (стульчика, кроватки, скамеечки и пр.).
•Изготовление больших и маленьких домиков, башенок, дорожек, садов и огородов, огороженных заборчиками.
•Строительство будки для собачки.
•Строительство гаражей для больших и маленьких машин (в том числе ангаров для самолетов).
Режиссерским играм присущ индивидуальный характер, поэтому следует продумать время и место для этих игр. Время следует отводить во второй половине дня, когда у ребенка больше времени для самостоятельной деятельности. Место для игры – желательно уединенное пространство. Можно «разбить» групповую комнату специальной расстановкой мебели, внести легкие ширмы, экраны, которые дети поставят по своему желанию.
Целесообразно иногда ненавязчиво привлекать ребенка к сотворчеству. Предложение поиграть может выглядеть по-разному: «Давай сочиним вместе сказку о петушке», «Придумаем с тобой вместе, как будем праздновать день рождения куклы Маши» и т. п.
Нельзя требовать от ребенка точного копирования игры воспитателя, иначе в дальнейшем ребенок будет подражать его действиям, что совсем не ведет к развитию творческих способностей малыша.
Если ребенок не знает, как можно использовать предлагаемый предмет, то воспитателю следует показать, но с перспективой на домысливание: «Что это может быть еще?» или «Как мы еще можем поиграть с этим предметом?».
Целесообразно воздерживаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющего ребенка. Лучше прибегнуть к постановке проблемного задания, наводящего вопроса. Однако следует помнить, что и такое вмешательство в режиссерскую игру должно быть тактичным, учитывающим особенности ребенка, чтобы не привести его игру к разрушению.
Кроме того, для развития воображения и творческих способностей кроме режиссерских игр существуют и специальные игры, в которые можно играть с детьми в свободное от занятий время. Интересные развивающие игры разработаны Б. Н. Никитиным /18, 25/, О. М. Дьяченко и Н. Е. Вераксой /7, 135/.
Богатейшим источником развития фантазии ребёнка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, которые могут использовать воспитатели для развития творческих способностей детей. Среди них: придумывание сказки наоборот, придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.
Воспитателю необходимы большой такт и бережность в отношениях с детьми. Искусственное “выращивание” и “ускорение развития” часто приводят к плачевным результатам. То, что педагог действительно может сделать, так это помочь ребенку в обретении самого себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Поэтому надо строить таким образом отношения с ребенком, чтобы не подавить в нем творческие задатки и найти оптимальный стиль общения, оберегающий индивидуальность ребенка.
Нужно уметь установить контакт – выбрать правильное поведение, подобрать нужную интонацию, даже положение тела, использовать необходимые жесты, мимику, то есть определить стиль общения.
Особенно важно это при общении с детьми потому, что неправильно выбранный стиль общения может:
*подавить лучшие душевные и творческие порывы ребенка;
*остановить развитие его уникальных способностей;
*заглушить проявление индивидуальности.
Приобщение к труду также имеет большое значение для успешного формирования творческих способностей ребенка. В трудовой деятельности развиваются все стороны индивидуальности ребенка. Ведь работа должна быть выполнена не только грамотно и аккуратно, но и оригинально, эстетично.
Воспитатель должен помнить, что для творчества необходима некоторая база знаний. Педагогу следует формировать у ребенка умения комбинировать и конструировать, анализировать, находить в предмете или объекте не свойственные ему признаки, но аналогичные с признаками других объектов или предметов и т. д.
Важно создать благоприятную психологическую обстановку для занятий ребенка, находить слова поддержки для новых творческих
начинаний, относиться к ним с симпатией и теплотой. Аккуратно, ласково и ненавязчиво поддерживать стремление ребенка к творчеству. В случае неудач, ему необходимо сочувствие, и ни в коем случае нельзя высказываться неодобрительно о творческих попытках ребенка.
Взрослые должны быть терпимы к, порой, “странным” идеям ребенка, сначала нужно разобраться в причинах появления идеи и попытаться найти в ней “рациональное зерно”.
Надо не подавлять в ребенке естественное желание задавать вопросы. Терпеливо и доброжелательно отвечать на них, чтобы у ребенка не возникло ощущение, будто вам надоели его “почему” и “отчего”. Напротив, всем своим поведением следует показывать, что вам нравится
стремление ребенка познать мир, особенно приветствовать интересные и глубокие вопросы.
Необходимо чаще позволять ребенку самостоятельно заниматься делами. Чрезмерная опека со стороны воспитателей может заглушить творчество. Навязчивая помощь педагога может восприниматься как нарушение границ личности. Когда идея принадлежит самому ребенку, то даже совсем маленькие дети, не говоря уже о подростках, часто оказывают упорное сопротивление взрослым, которые слишком активно стремятся разделить радость творческого воображения с ребенком.
Необходимо учить ребенка уважать точку зрения других, ибо только тогда другие будут уважать его мнение. Для этого необходимо относиться с пониманием и терпением к мнению окружающих, даже если оно резко отличается от вашего. Внимательно следить за своей речью, не допускать слов осуждения в адрес других, особенно в присутствии ребенка. Положительные отзывы родителей о педагоге и, наоборот педагогов о родителях создают у детей чувство защищенности. Надо постараться открыто выражать свои чувства к ребенку. Дети, уверенные в любви и уважении воспитателей, быстрее развиваются. У большинства талантливых людей были любящие окружающие его взрослые, или хотя бы один из них был таким.
Воспитатель не должен бояться проявить свою индивидуальность в общении с ребенком, это поможет оценить ему в себе творческую личность; содействуя его более глубокому самопознанию, необходимо одновременно учить ребенка уважать каждого человека, независимо от его способностей и талантов.
В процессе воспитания важно научить ребенка полагаться в познании себя и мира не столько на разум, сколько на интуицию. Так как, большие открытия часто совершают интуитивно, благодаря вдохновению и озарению.
Атмосфера, благоприятствующая проявлению творческих способностей ребенка, помогает ему избежать возможного общественного непонимания, и даже неодобрения. Нельзя, чтобы творчество ребенка было «затушено», иначе невостребованная энергия, отпущенная на творчество, может быть направлена в нежелательное русло. Атмосфера должна быть такой, чтобы у ребенка не возникало боязни быть непонятым или осмеянным. Никакая идея, даже самая плохая, не должна критиковаться.
Нужно научить ребенка выделять главное и стараться объяснить
и показать, что его дело или увлечение – часть большой и сложной жизни, в которой ему очень пригодиться заранее развитая способность справляться с негативными эмоциями и не поддаваться влиянию плохого настроения, видеть хорошее и красивое в жизни.
И важно отмечать и говорить ребенку то, что он занимается творчеством ради других, а не ради собственных достижений.
Говоря о проблеме развития творческих способностей детей, нам бы хотелось подчеркнуть, что их эффективное развитие возможно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей дошкольных учреждений, так и со стороны семьи. Целесообразно проводить специальные беседы и лекции для родителей, на которых бы рассказывалось о том, почему так важно развивать творческие способности с детства, какие условия необходимо создавать в семье для их успешного развития, какие приёмы и игры можно использовать для развития творческих способностей в семье, а также родителям рекомендовалось бы специальная литература по этой проблеме.
Обобщая все выше сказанное, необходимо подчеркнуть, что педагоги, должны отдавать себе отчет в том, что самые важные способности – это красота души, чистота сердца и талант любви. По-настоящему раскрываться и расцветать все остальные таланты могут только на их основе.
Источник